составило 40,6% (р<0,01).
ВЫВОДЫ
Сравнение результатов педагогического тестирования общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы, которые были разделены на 6 экспериментальных и 6 контрольных подгрупп с учетом заболеваний и отклонений в состоянии здоровья показала, что по прошествии педагогического эксперимента во всех шести экспериментальных подгруппах были отмечены достоверные изменения по всем шести показателям общей физической подготовленности в отличии от представителей контрольной группы (р<0,05, р<0,01).
ЛИТЕРАТУРА
1. Володкович С. Л. Структура и содержание оздоровительно-развивающих занятий по физической культуре студенток подготовительной медицинской группы педагогических специальностей : дис. ... канд. пед. наук / Володкович Стелла Леонидовна. - Гомель, 2011. - 175 с
2. Платонова Л.Л. Особенности функционирования системы внешнего дыхания студентов подготовительной медицинской группы в условиях Республики Саха / Л.Л. Платонова, Е.В. Черка-шина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 272-277.
3. Постол О. Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Постол Ольга Львовна. - Хабаровск, 2004. - 22с.
4. Черкашин, И.А. Интеграция духовного и физического воспитания в формировании личности / И.А. Черкашин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 6. - С. 115-120.
5. Юсупов, Н.А. Педагогические условия реализации индивидуально дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Юсупов Насиб Абдулмагомедович. - Махачкала, 2013. - 25 с.
REFERENCES
1. Volodkovich, S.L. (2011), The structure and content of health-improving physical culture lessons of female students of preparatory medical group of pedagogical specialties, dissertation, Gomel.
2. Platonova, L.L. and Cherkashina, E.V. (2019), "Features of the functioning of the external respiration system of students of the preparatory medical group in the Republic of Sakha", Uchenye zapiski universiteta im. PFLesgafta, No. 10 (176), pp. 272-277.
3. Postol, O.L. (2004), Methodology of health improvement offemale students of universities in physical education classes using traditional and non-traditional means", dissertation, Khabarovsk.
4. Cherkashin, I.A. (2006), "Integration of spiritual and physical education in the formation of personality", Siberian pedagogical journal, No. 6, pp. 115-120.
5. Yusupov, N.A. (2013), Pedagogical conditions for the implementation of an individually differentiated approach in the physical education of students with impaired health, dissertation, Makhachkala,
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2021
УДК 796.011.3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА
Елена Викторовна Черкашина, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Лариса Леонидовна Платонова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск; Наталья Геннадьевна Пряни-кова кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный университет спорта и туризма, Москва; Дмитрий Николаевич Платонов, кандидат педагогических
наук, доцент, Арктический государственный агротехнологический университет, Якутск
Аннотация
Введение. Включение студентов в подготовительную медицинскую группу носит временный характер. Перевод из подготовительной в основную группу производится совместно с врачом и преподавателем - при условии положительных результатов, полученных во время занятий. Цель исследования - повышение эффективности учебного процесса студентов подготовительной медицинской группы путем разработки экспериментальной учебной программы по физической культуре для студентов подготовительной медицинской группы с учетом педагогических условий физической подготовки и региональных условий Республики Саха. Методика и организация исследования. Применены методы анализа, синтеза, формализации, которые были направлены на разработку экспериментальной учебной программы по физической культуре для студентов подготовительной медицинской группы с учетом педагогических условий физической подготовки и региональных условий Республики Саха. Также проведено педагогическое тестирование, спирография 1715 студентов подготовительной медицинской группы, среди которых 414 обучались на 1 курсе (234 девушек, 180 - юношей), на 2-м курсе - 536 человек (278 девушек, 258 юношей), на 3-м курсе - 765 человек (475 девушек, 290 юношей). Исследования проходили на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета (г Якутск). Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная экспериментальная учебная программа по физической культуре для студентов (юношей) 2 курса подготовительной медицинской группы, продолжительность которой составила один учебный год с 1 сентября по 31 мая. В соответствии с учебным планом студенты занимались 2 раза в неделю с продолжительностью два академических часа. Распределение средств общей физической подготовки за год была следующее: общая физическая подготовка - 46 часов, лыжная подготовка - 22 часов, легкая атлетика - 24 часа, спортивные игры по упрощенным правилам (волейбол, баскетбол) - 32 часа. Общий объем физических нагрузок составил 148 часов за год. Выводы. Разработанная экспериментальная учебная программы по физической культуре для студентов (юношей) 2 курса подготовительной медицинской группы включает в себя разработанные региональные нормативы физической подготовленности, программы учебных занятий с применением сгруппированных средств физической подготовки. Она направлена на повышение общей физической подготовленности, соответственно укрепление и сохранение здоровья студентов.
Ключевые слова: педагогические условия, физическая подготовка, студенты, подготовительная медицинская группа.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p506-512
EXPERIMENTAL PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM FOR STUDENTS OF THE PREPARATORY MEDICAL GROUP, TAKING INTO ACCOUNT THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PHYSICAL TRAINING AND REGIONAL CONDITIONS OF THE REPUBLIC OF SAKHA
Elena Viktorovna Cherkashina, the candidate in physical education and sports, senior lecturer, Larisa Leonidovna Platonova, the senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Natalya Gennadyevna Pryanikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Sports and Tourism, Moscow; Dmitry Nikolaevich Platonov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk
Abstract
Introduction. The inclusion of students in the preparatory medical group is temporary. The transfer from the preparatory to the main group is carried out jointly with the doctor and the teacher - subject to positive results obtained during classes. The purpose of the study is to increase the efficiency of the educational process of students of the preparatory medical group by developing an experimental physical education curriculum for students of the preparatory medical group, taking into account the pedagogical conditions of physical training and regional conditions of the Sakha Republic. Methodology and organization of the study. The methods of analysis, synthesis, and formalization were applied, which were aimed at developing an experimental physical education curriculum for students of the preparatory medical group, taking
into account the pedagogical conditions of physical training and the regional conditions of the Sakha Republic. Pedagogical testing and spirography of 1715 students of the preparatory medical group were also conducted, among which 414 were enrolled in the 1st year (234 girls, 180 boys), 536 people (278 girls, 258 boys) in the 2nd year, 765 people (475 girls, 290 boys) in the 3rd year. The research took place on the basis of the Institute of Physical Culture and Sports of the North-Eastern Federal University (Yakutsk). The results of the study and their discussion. Developed experimental physical education curriculum for students (boys) 2 courses of the preparatory medical group, the duration of which was one academic year from September 1 to May 31. In accordance with the curriculum, students studied 2 times a week with a duration of two academic hours. The distribution of general physical training funds for the year was as follows: general physical training - 46 hours, ski training - 22 hours, athletics - 24 hours, sports games according to simplified rules (volleyball, basketball) - 32 hours. The total amount of physical activity amounted to 148 hours per year. Conclusions. Developed experimental curriculum on physical culture for students (boys) The 2nd year of the preparatory medical group includes developed regional standards of physical fitness, training programs with the use of grouped means of physical training. It is aimed at improving overall physical fitness, respectively, strengthening and preserving the health of students.
Keywords: pedagogical conditions, physical training, students, preparatory medical group.
ВВЕДЕНИЕ
Включение студентов в подготовительную медицинскую группу носит временный характер. Перевод из подготовительной в основную группу производится совместно врачом и преподавателем - при условии положительных результатов, полученных во время занятий. В настоящее время хотя и имеются научные труды по отдельным вопросам организации и проведения занятий со студентами подготовительной медицинской группы, однако выявлен дефицит специальной научно-методической литературы о разработанных программ по физической культуре для данного контингента студентов [1, 2, 7]. Как отмечают специалисты в научной литературе, что студентам подготовительной медицинской группы сложно или они вообще не в состоянии выполнить требования, которые к ним предъявляют на занятиях по физической культуре в вузе. К наиболее сложным испытаниям относятся контрольные тесты беговой направленности, а именно выполнение циклических упражнений с преимущественным проявлением выносливости, таких как бег на 2000 м для девушек, бега на 3000 м для юношей. Несоответствие предлагаемой физической нагрузки для студентов данной категории влечет за собой ухудшение в состоянии здоровья. В результате чего они переводятся в специальные медицинские группы [2, 7]. В своих исследованиях специалисты оздоровительной направленности отмечают, что у студентов данной группы выявлены низкие показатели во всех выполняемых упражнениях в ходе педагогического тестирования, направленного на оценку уровня общей физической подготовленности, у 35-38% студентов. Также они отличаются сниженными показателями функционального состояния [1, 5, 6].
Исходя из анализа научно-методической литературы по вопросам физического воспитания студентов подготовительной медицинской группы, можно заключить, что необходим поиск путей повышения эффективности занятий по физической культуре с данным контингентом путем применения обоснованных средств, методов, дозировок физических нагрузок, контрольных нормативов для студентов данной группы.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследованиях приняли участие 1715 студентов подготовительной медицинской группы, среди которых 414 обучались на 1 курсе (234 девушек, 180 - юношей), на 2-м курсе - 536 человек (278 девушек, 258 юношей), на 3-м курсе - 765 человек (475 девушек, 290 юношей). Проведено педагогическое тестирование, спирография студентов с целью определения значимых тестов для контроля физической подготовленности студентов подготовительной медицинской группы [3, 4]. Исследования проходили на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведение педагогического тестирования показало, что физические качества и способности у студентов подготовительной медицинской группы развиты не гармонично. У представителей отдельных подгрупп, а именно «заболевания органов дыхания», «заболевания органов зрения» отмечен низкий уровень развития физической подготовленности в целом. С этой целью был проведен отбор тестов для оценки физической подготовленности на занятиях по физической культуре студентов подготовительной медицинской группы. Для этого был применен парный корреляционный анализ показателей общей физической подготовленности и параметров функции внешнего дыхания, которые у студентов подготовительной медицинской группы оказались у большинства сниженными. Корреляционный анализ проводился для того, чтобы выявить наиболее значимые тестовые упражнения для данного контингента. В этой связи при разработке учебной программы по физической культуре для студентов (юношей) подготовительной медицинской группы мы ориентировались на развитие физических качеств и соответственно на выполнение региональных контрольных нормативов по физической подготовленности студентами подготовительной медицинской группы, где включены следующие физические упражнения: бег 60 м; бег 1000 м; челночный бег 4*9 м; прыжок в длину с места; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; наклон туловища вперед стоя на гимнастической скамье.
Проведенный выбор и отбор физических упражнений в ходе предварительного педагогического эксперимента позволили разработать содержание учебно-тренировочных занятий по физической культуре для студентов подготовительной медицинской группы, включить в занятия выполнения шести тестовых упражнений с оценкой их эффективности по показателям физической подготовленности.
Все средства разделяем на несколько групп. К ним относятся: общеразвивающие упражнения, применяемые в подготовительной части учебного занятия, специальные легкоатлетические упражнения (специальные беговые и прыжковые), которые включены в подготовительную часть занятия; комплекс упражнений для развития общей физической подготовленности; спортивные игры для повышения уровня координационных способностей; лыжные гонки для развития выносливости; легкая атлетика (бег на короткие, средние дистанции, прыжок в длину с места, с короткого разбега, многоскоки, скачки, прыжок в длину с места спиной по направлению движения и пр.) для овладения профессионально-прикладных навыков, развития быстроты, специальной выносливости, ско-ростно-силовых способностей (таблица 1).
Таблица 1 - Основные средства общей физической подготовки студентов подготовительной медицинской группы_
Средства физической подготовки Объем нагрузки за год в часах
Разминка (бег, общеразвивающие упражнения, специальные легкоатлетические прыжковые и беговые упражнения (семенящий бег, бег со складыванием голени, бег с высоким подниманием бедра, многоскоки, бег на прямых ногах, бег с ускорением)) 148
Упражнения для развития общей физической подготовленности: 1) упражнения для брюшного пресса (подъем ног из положения лежа, подъем туловища из положения лежа); 2) упражнения для мышц ног (выпады на месте, выпады в движении с низким положением общего центра массы тела, полуприседы с упором спиной о стену на время, перекаты с ноги на ногу в движении); 3) упражнения для мышц рук (вис на высокой перекладине; сгибание-разгибание рук в упоре на колени, сгибание-разгибание рук в упоре лежа; 4) упражнения для мышц спины (подъем туловища из положения лежа на животе); 5) упражнения, для развития гибкости (наклон туловища вперед сидя и стоя). 46
Легкая атлетика (бег на короткие, средние дистанции, прыжок в длину) для развития быстроты, специальной выносливости, скоростно-силовых способностей: 1) специальные легкоатлетические упражнения (семенящий бег, бег со складыванием голени, бег с высоким подниманием бедра, многоскоки, бег на прямых ногах, бег с ускорением; 2) бег 60 м; 3) бег 1000 м; 4) челночный бег 4х9 м; 5) прыжок в длину с места. 24
Средства физической подготовки Объем нагрузки за год в часах
Спортивные игры для развития координации: Баскетбол: бег с поворотом через спину; бег с поворотом через спину прыжком; бег с поворотом через спину и вращением; прыжки «с кочки на кочку»; передачи мяча в парах; передачи мяча в тройках со средним игроком; передачи мяча в парах в движении; бросок с двойного шага после поворота; жонглирования двумя мячами одной рукой, двумя руками, с подбрасыванием одного мяча и вращением другого вокруг туловища, вокруг одной ноги, вокруг обеих ног поочередно, а также с ударом (несколькими ударами) одного мяча об пол; подбрасывание одного мяча из положения «стоя» с последующим изменением положения тела: поворотом, приседанием, принятием упора лежа и последующей" ловлей мяча, не коснувшегося пола; игра в баскетбол по упрощенным правилам. Волейбол: подбрасывание мяча на заданную высоту и ловля; передача мяча снизу в парах; прямая подача мяча способом снизу; упражнения для обучения перемещений, приема мяча; упражнения на технику приема мяча снизу; упражнения с мячом, на развитие координации движений и ловкости; выполнение упражнений с мячами в парах; подвижные игры для освоения игры в волейбол. 32
Лыжные гонки для развития выносливости: организующие команды «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; упражнения на технику ступающего шага на лыжах; техника поворота переступанием вокруг пяток лыж на месте; техника скользящего шага на лыжах без палок; эстафеты на лыжах; подвижные игры на лыжах; техника торможения «плугом» на лыжах; техника спуска в основной стойке на лыжах без палок; техника подъема скользящим шагом на лыжах без палок; техника одновременного одношажного хода; техника попеременного двухшажного хода; техника работы рук при попеременном 2-шажном ходе; подвижная игра «Самый быстрый лыжник». 22
Разработанная экспериментальная учебная программа по физической культуре для студентов (юношей) 2 курса подготовительной медицинской группы, продолжительность которой составила один учебный год с 1 сентября по 31 мая. В соответствии с учебным планом студенты занимались 2 раза в неделю с продолжительностью два академических часа. Распределение средств общей физической подготовки за год в экспериментальной группе следующее: общая физическая подготовка - 46 часов, лыжная подготовка - 22 часов, легкая атлетика - 24 часа, спортивные игры по упрощенным правилам (волейбол, баскетбол) - 32 часа. Общий объем физических нагрузок в экспериментальной группе составил 148 часов за год.
Основной задачей экспериментальной учебной программы является повышение уровня общей физической подготовленности, физической работоспособности, функционального состояния, также включает контроль физической подготовленности, состоящей из разработанных региональных контрольных нормативов физической подготовленности.
В конце каждого месяца проводилось тестирование общей физической подготовленности и оценивание полученных результатов тестирования с применением разработанных региональных контрольных нормативов физической подготовленности. Во время педагогического тестирования применялись шесть тестов для контроля общей физической подготовленности: юноши: бег 60 м; бег 1000 м; челночный бег 4*9 м; прыжок в длину с места; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; наклон туловища вперед стоя на гимнастической скамье, количество раз.
По результатам мониторинга оценки физической подготовленности преподаватель вносил коррективы в учебный процесс, чтобы физическая нагрузка, предлагаемая во время учебных занятий, являлась адекватной, способствовала повышению уровня физической подготовленности, не причиняла вред здоровью студентам и в свою очередь положительно отражалась на проявлении физических качеств и способностей, на общей физической подготовленности.
В экспериментальной учебной программе по физической культуре для студентов (юношей) 2 курса подготовительной медицинской группы делался акцент в большей степени на повышение уровня физической подготовленности с применением упражнений из видов спорта, направленных на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносли-
вости, скоростно-силовых способностей. Программа включает решение комплекса образовательных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач средствами физического воспитания. Задачи физического воспитания опираются на дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, учета возрастных индивидуальных особенностей.
При разработке программы в обязательном порядке учитывались патологии студентов подготовительной группы, чтобы исключать упражнения, которые противопоказано им выполнять в зависимости от заболевания [2]. Для студентов с патологиями опорно-двигательного аппарата, отличающихся сколиозом следует ограничить прыжки, подскоки, занятия на тренажерах и с отягощениями; с плоскостопием, артрозом, остеохондрозом дорсопатией, исключить: прыжки, занятия на тренажерах и с отягощениями в положении сидя, стоя; студентам с протрузией в острый период противопоказаны длительная ходьба, бег, прыжки, упражнения с отягощениями и тренажерах, гимнастический мостик, упражнения на скручивания в позвоночном столбе. Для студентов с заболеваниями органов зрения, с дигнозим миопия, астигматизм, косоглазие, ангиопатия сетчатки, амблиопия следует ограничить упражнения с резкой переменой ортостатического положения тела, акробатические элементы (кувырки, «березка», стойка на голове и руках), висы вниз головой, прыжки, подскоки, ускорения, натуживания, силовая тренировка с большими весами; контактные игры (волейбол без нападающего удара). Для студентов заболевания органов дыхания, у которых диагностирована бронхиальная астма, следует исключать упражнения на натуживания, длительные задержки дыхания, также не рекомендуется закаливание холодной' водой. Студентам с хроническим ларингитом рекомендуется выполнять физические упражнения с закрытым ртом. Для студентов с заболевания сердечнососудистой системы, у которых диагностированы артериальная гипертензия, артериальная гипотензия, гипертоническая болезнь, следующие ограничения: длительные наклоны головы, прыжки, подскоки, акробатические упражнения с кувырком, резкие изменения положения тела, висы вниз головой. Для лиц с тахикардией, брадикардией, аритмией сердца, следует ограничивать высокоэмоциональные упражнения соревновательного плана. Для студентов с пролапсом митрального клапана (ПМК) ограничения следующие: задержка дыхания, натуживание, упражнения на тренажерах и поднятие тяжестей, ускорения. Противопоказаны (в зависимости от степени функциональных нарушений): силовые и скоростно-силовые тренировки с весом более 30% от массы тела. Для студентов с нарушения в деятельности нервной системы, у которых выявлены вегето-сосудистая дистония, цереброастения, неврастения, мигрень, противопоказаны акробатические упражнения (кувырки, стойки), висы вниз головой, а также следует ограничить прыжки, ускорения. Для студентов, отнесенных подгруппе «другие заболевания, у которых диагностирован хронический поверхностный гастрит необходимо ограничивать большие физические нагрузки, у лиц с пиелонефритом исключить переохлаждение. Для студентов с хроническим холециститом следует ограничить прыжки, встряхивания, натуживания. Для лиц с варикозным расширением вен необходимо ограничить интенсивные прыжки на скакалке, занятия спортом с большой силовой нагрузкой, упражнения с отягощениями, приседания в быстром темпе, бег на длинные дистанция, статические упражнения.
ВЫВОДЫ
Разработанная экспериментальная учебная программы по физической культуре для студентов (юношей) 2 курса подготовительной медицинской группы включает в себя разработанные региональные нормативы физической подготовленности, программы учебных занятий с применением сгруппированных средств физической подготовки. Она направлена на повышение общей физической подготовленности, соответственно укрепление и сохранение здоровья студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Перова, Г.М. Исследование эффективности организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» для студентов подготовительной группы педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Перова Галина Михайловна. - Коломна, 2004. - 25 с.
2. Петровская, О.Г. Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, отнесенными к подготовительной группе здоровья : методические рекомендации / О.Г. Петровская, Д.Е. Камыда, П.Г. Сыманович [и др.]. - Минск, 2015. - 59 с.
3. Платонова, Л. Л. Особенности функционирования системы внешнего дыхания студентов подготовительной медицинской группы в условиях Республики Саха / Л. Л. Платонова, Е.В. Черка-шина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 272-277.
4. Платонова Л.Л. Оценка общей физической подготовленности студентов подготовительной медицинской группы в условиях Республики Саха / Л Л. Платонова, Е.В. Черкашина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 10. - С. 55-57.
5. Черкашин, И.А. Изучение индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций студентов, занимающихся тайским боксом / И.А. Черкашин, Д.Н. Платонов, А.Г. Мигалкин // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 9-3. - С. 576-578.
6. Черкашин, И.А. Интеграция духовного и физического воспитания в формировании личности / И.А. Черкашин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 6. - С. 115-120.
7. Юсупов, Н.А. Педагогические условия реализации индивидуально дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Юсупов Насиб Абдулмагомедович. - Махачкала, 2013. - 25 с.
REFERENCES
1. Perova, G.M. (2004), Research of the effectiveness of the organization of the educational process on the subject "Physical culture" for students of the preparatory group of a pedagogical university, dissertation, Kolomna.
2. Petrovskaya, O.G., Kamyda, D.E., Symanovich P.G. et al. (2015), Features of physical exercises with students assigned to the preparatory health group, methodical recommendations, Minsk.
3. Platonova, L.L. and Cherkashina, E.V. (2019), "Features of the functioning of the external respiration system of students of the preparatory medical group in the Republic of Sakha", Uchenye zapiski universiteta im. PFLesgafta, No. 10 (176), pp. 272-277.
4. Platonova, L.L. and Cherkashina, E.V. (2020), "Assessment of the general readiness of students of the medical medical group in the conditions of the Sakha Republic", Theory and practice of physical culture, No. 10, pp. 55-57.
5. Cherkashin, I.A., Platonov, D.N., Migalkin, A.G. (2015), "Study of the individual-typological properties of higher nervous activity and sensorimotor functions of students engaged in Thai boxing", Successes of modern natural science, No. 9-3. pp. 576-578.
6. Cherkashin, I.A. (2006), "Integration of spiritual and physical education in the formation of personality", Siberian pedagogical journal, No. 6. pp. 115-120.
7. Yusupov, N.A. (2013), Pedagogical conditions for the implementation of an individually differentiated approach in the physical education of students with impaired health, dissertation, Makhalachkala.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2021
УДК 613.2:796.01
АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ
Анна Витальевна Черных, кандидат медицинских наук, Светлана Сергеевна Артемьева, кандидат биологических наук, доцент, Воронежский институт физической культуры, г. Воронеж
Аннотация
В условиях интенсификации физических нагрузок затруднительно обеспечить энерготраты спортсмена только за счет традиционного питания. В связи с этим актуализируется проблема поис-