Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА - ПСИХОЛОГА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА - ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"Я-КОНЦЕПЦИЯ" / ОСОБЕННОСТИ "Я-КОНЦЕПЦИИ" / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ "Я-КОНЦЕПЦИИ" / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМООЦЕНКА / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ-ПСИХОЛОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Снычёва Д.Ю.

В статье представлен теоретический анализ «Я-концепции» студентов-психологов юношеского возраста в пределах ВУЗа, в процессе их профессионального становления. Автор произвёл сравнение и анализ «Я-концепции» студентов-психологов на начальном этапе обучения и ее изменение к окончанию обучения в ВУЗе. В статье приведены результаты исследований «Я-концепции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPENDENCE OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY AND PROFESSIONAL STANDING OF THE STUDENT - PSYCHOLOGIST

The paper presents a theoretical analysis of "self-concept" adolescence psychology students within the university, in the course of their professional development. The author made a comparison and analysis of the "self-concept" of psychology students at the initial stage of training and its change to the completion of training at the university. The article presents the results of research "self-concept."

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА - ПСИХОЛОГА»

могут быть затронуты при реализации изменения, проводится анализ альтернативных путей решения поставленной задачи, анализируется потребность в дополнительных ресурсах, проводится анализ возможных рисков. В результате оценки на совещании команды проекта принимается решение: отклонить изменение, отложить до завершения фазы проекта или проекта в целом (изменение не принято, но будет рассмотрено позже), реализовать изменение.

Если изменение приято к реализации, оно вносится в план-график работ и реализуется в срок, утвержденный всеми заинтересованными лицами. В результате выполнения изменения руководитель проекта формируется документ «Отчет о статусе проекта» и доводит информацию до инициатора изменения. После чего выполняется процедура закрытия изменения - проставляется соответствующий статус в документе «Реестр изменений».

Предложенная схема бизнес-процесса включает в себя минимально необходимый набор процедур для управления изменениями. Однако это не догма и процесс может изменен в соответствии с отраслевой спецификой реализуемых проектов и положениями методики управления проектами, принятой на предприятии выполняющими те или иные проекты.

Использованные источники:

1.Managing Change in Organizations: A Practice Guide. - Project Management Institute, 2013. - 127 p.

2.A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK Guide) -Fifth Edition. - Project Management Institute, 2013. - 586 p.

Снычёва Д.Ю. студент магистратуры 2 курс, факультет «Психология и педагогическое образование» Крымский инженерно - педагогический университет

РФ, Крым, г. Симферополь ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА - ПСИХОЛОГА

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ «Я-концепции» студентов-психологов юношеского возраста в пределах ВУЗа, в процессе их профессионального становления. Автор произвёл сравнение и анализ «Я-концепции» студентов-психологов на начальном этапе обучения и ее изменение к окончанию обучения в ВУЗе. В статье приведены результаты исследований «Я-концепции».

Ключевые слова: «Я-концепция», особенности «Я-концепции», структурные компоненты «Я-концепции», «Образ-Я», саморегуляция, самооценка, самоактуализация, студент-психолог, юношеский возраст.

Snycheva D. Y. student of magistracy 2 year, faculty «Psychology and Pedagogy education»

Crimean Engineering Pedagogical University Russia, Crimea, Simferopol INTERDEPENDENCE OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY AND PROFESSIONAL STANDING OF THE STUDENT

- PSYCHOLOGIST

Annotation. The paper presents a theoretical analysis of "self-concept" adolescence psychology students within the university, in the course of their professional development. The author made a comparison and analysis of the "self-concept" of psychology students at the initial stage of training and its change to the completion of training at the university. The article presents the results of research "self-concept."

Key words: "I-concept", particularly "self-concept" structural components "self-concept", "I-image", self-regulation, self-esteem, self-actualization, psychology student, adolescenc

«Я-концепция» - это достаточно стойкая система разнообразных осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о себе в сочетании с ее эмоционально-оценочным отношением к этим представлениям, которые сказываются на поведении [4]. По мнению большинства ученых, «Я-концепция» содержит три компонента: 1) когнитивный - реальные, идеальные и зеркальные представления личности о себе; 2) эмоционально-оценочный - самооценка, самоотношение, самоуважение; 3) поведенческий - самоконтроль [2], [5].

По характеру содержания компонентов выделяется позитивная (адекватная самооценка, позитивное само отношение, самоуважение и т.п.) и негативная (неадекватная самооценка, негативное само отношение, самонеуважение и т.п.) «Я-концепция». Одним из основных объективных факторов развития «Я-концепции» выступают отношения личности со значимыми другими, а важными психологическими механизмами являются: рефлексия и самоконтроль.

Так же имеет значение особенности юношеского возраста, в котором находятся студенты-психологи. Важнейшим психологическим процессом данного возраста является - становление устойчивого «образа-Я» и самосознания, открытие и познание своего внутреннего мира, процесс нахождения идентичности, склонность к разделению эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также, повышение самоконтроля [1].

Позитивные изменения «Я-концепции» во время профессионального становления успешнее происходит у тех студентов, которые выбрали профессию осознанно, свободно и ответственно, ставят себе конкретные цели в жизни и деятельности, имеют четкое представление о своей карьере и способах реализации личностных потребностей[3].

В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики:

• «Опросник Самоотношения (ОСО) (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев)»

• «Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан».

• «Q-сортировка ( Б. Стефансон)».

• «Диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калиной (САМОАЛ)».

Практическая часть работы проводилась на базе высшего учебного заведения Крымский инженерно - педагогический университет. Эмпирическую выработку составили 20 студентов-психологов четвёртого курса. Исследование проходило в конце обучения, каждая из применённых методик проведена в 2х режимах: ретроспективы и настоящего времени, то есть по каждой из методик мы имеем по 40 результатов.

В ходе исследования было выявлено изменение компонентов «Я-концепции» у студентов-психологов по окончанию обучения, в сравнении с результатами тех же студентов на начальном этапе обучения в ВУЗе. Исходя из результатов по опроснику самоотношения Столина, мы можем заметить, что выросли такие уровни как: уровень самоинтереса с 30% до 90%, это свидетельствует о том, что студенты-психологи на финальном этапе обучения более заинтересованы в саморазвитии и самопознании. Уровень саморуководства с 30% до 90%, что указывает на то, что студенты стали руководствоваться больше собственными убеждениями и ценностями, чем групповым интеллектом. Уровень самопринятия с 5% до 95 % свидетельствует о безусловном самопринятии своей личности и индивидуальности; уровень самоуверенности с 5% до 80 %, также явно выделяется уменьшение показателя по уровню самообвинения с 80 % до 10%.

Рассматривая результаты по методике «Q-сортировка», можно заметить явную разницу в уровнях независимость с 40 % до 80 %, которая определена как внутреннее стремление индивида к принятию индивидуальных стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Общительность с 55% до 100%,что свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.

Анализ результатов по методике «Диагностика самоактуализации личности (САМОАЛ)» показал, что большинство показателей выросли минимум на 10 %.Но, наиболее заметны изменения в уровнях: самопонимания с 70% до 90%; гибкость в общении с 65% до 85%; уровень высокой потребности в познании с 65% до 80% и контактность с 65% до 80 %.

Так же анализируя результаты исследования самооценки по методике «Дембо - Рубинштейн», мы видим явное изменения самооценки с неадекватно высокой в 70 %, на адекватно высокую в 75% студентов-психологов из общего количества человек в группе, что свидетельствует о реальном взгляде на свои цели и способности. Отсутствие низкой самооценки вовсе.

Вывод. В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что в процессе профессионального обучения структурные компоненты «Я - концепции» студентов-психологов претерпевают изменения: самооценка становится адекватной, уровень самоактуализации растёт, «Образ - Я» становится более содержательным.

Использованные источники:

1.Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.

2.Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

3.Кулагина, И.Ю., Кошоцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пособие для спуд. Высш. учеб.заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.

4.Попова, Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации. - М.: МГПИ, 1988. - 31 с.

5.Реан, A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -М.: ACT; СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. - 407 с.

УДК 681.513.7

Соколов Н.М. студент магистратуры 2 курс, кафедра «Электроэнергетики и электротехники» ФБГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

Россия, г. Череповец СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И ЭВОЛЮЦИОННЫХ

АЛГОРИТМОВ ОПТИМИЗАЦИИ Аннотация. В статье рассматривается применение генетических алгоритмов. Рассмотрены примеры применения генетических алгоритмов. Описаны перспективы применения генетических алгоритмов.

Ключевые слова: Генетические алгоритмы, эволюционные алгоритмы, применение генетических алгоритмов.

Sokolov N. graduate student

2 course of study of the Department "Power and electrical engineering"

Cherepovets State University Russia, Cherepovets MODERN OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF APPLICATION GENETIC AND EVOLUTIONAL OPTIMIZATION ALGORITHMS Abstract. The article discusses the application of genetic algorithms. Examples of application genetic algorithms are considered. The prospects of using genetic algorithms are described.

Keywords: Genetic algorithms, evolutionary algorithms, application of genetic algorithms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.