Научная статья на тему 'Развитие самопонимания у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки'

Развитие самопонимания у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
568
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОНИМАНИЕ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ САМОПОНИМАНИЯ / ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ САМОПОНИМАНИЯ / SELF-UNDERSTANDING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS / LEVELS OF DEVELOPMENT OF SELF-UNDERSTANDING / DIAGNOSIS AND DEVELOPMENT OF SELF-UNDERSTANDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лях Татьяна Ильинична, Говорова Анастасия Юрьевна

В статье рассматривается понятие самопонимания у будущих психологов и выделяются на основе анализа психолого-педагогической литературы его структурные компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивный и эмоционально-волевой. Эти структурные компоненты определяют уровни в развитии самопонимания. В исследовании также характеризуются диагностическая и развивающая программы, реализуемые в ходе профессиональной подготовки будущих психологов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-UNDERSTANDING OF THE PSYCHOLOGY STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARA TION

The article discusses the concept of self-understanding of future psychologists and are allocated based on the analysis of psychological and pedagogical literature of its structural components: needs and motivational, cognitive and emotional-liberation strong-willed. These structural components define the levels in the development of the sa-мопонимания. The study also characterized diagnostic and developing programmes to be implemented in the course of training will-ing psychologists at the University.

Текст научной работы на тему «Развитие самопонимания у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки»

УДК 159.9.953

Т.И. Лях (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») А.Ю. Говорова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: (4872) 35-56-68, e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ САМОПОНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматривается понятие самопонимания у будущих психологов и выделяются на основе анализа психолого-педагогической литературы его структурные компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивный и эмоционально-волевой. Эти структурные компоненты определяют уровни в развитии самопонимания. В исследовании также характеризуются диагностическая и развивающая программы, реализуемые в ходе профессиональной подготовки будущих психологов в вузе.

Ключевые слова: самопонимание у будущих психологов, уровни развития самопонимания, диагностика и развитие самопонимания.

В период преобразования общественных, социально-психологических процессов возникает необходимость переосмысления системы профессиональной подготовки молодых специалистов в вузе, растет потребность в развитии творческого потенциала, самостоятельности, ответственности, субъектной позиции студентов. Отсюда приоритетной установкой современного вузовского образования становится перенесение акцента с узко предметной подготовки на формирование и развитие высокообразованной целостной личности, переход студента из объекта внешнего воздействия, «потребителя» готовых знаний к субъекту своего профессионального становления. Позиция субъекта деятельности, в том числе и учебной, предполагает максимальную степень включенности человека в деятельность, придание ей личностных смыслов, осознание целей и принятие ответственности за ее результативность (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, A.M. Трещев и др.). Особую актуальность это приобретает в процессе подготовки будущих психологов, где приоритетным является развитие личностных особенностей будущих профессионалов, позволяющих ему преобразовывать себя в меняющемся мире. При этом одним из условий эффективного обучения и компетентного общения, оказывающих значительное влияние на способность ориентироваться в новой реальности, осознавать ее, реагировать на нее соответствующим образом и быть ответственным за профессиональное и жизненное самоосуществление, является самопонимание (М.М. Бахтин, A.A. Брудный, В.В. Знаков, М.К. Мамардашвили и др.).

В то же время на необходимость создания условий, способствующих формированию у будущих психологов приемов и способов развития самопонимания в процессе их профессиональной подготовки, указывали многие психологи-исследователи и практики (Г.Л. Лэндрет, М.Р. Минигалиева, Ф. Перлз, К. Роджерс и др.). Понимание психологом себя позволяет ему адекватно подходить к решению проблем, с которыми он сталкивается в процессе своей деятельности, и при этом избегать неосознанного воздействия своих собственных мотивов и потребностей на личность клиента.

Вместе с тем анализ научной литературы показывает, что в настоящее время проблема самопонимания, значительный интерес к которой возник лишь в 90-х гг. XX в., остается недостаточно изученной. В настоящее время в рамках концепции самопонимания, разработанной Б.В. Кайгородовым, проведены исследования,

раскрывающие сущностные характеристики самопонимания в подростковом (О.В. Романова) и старшем школьном возрасте (И. А. Монахова), в профессиональном становлении личности будущих педагогов (Н.И. Протасова) и в качестве основного внутреннего фактора продуктивности профессионального общения (Е.В. Борисова). Изучение особенностей развития самопонимания обусловлено необходимостью активно управлять процессом профессионального становления будущих психологов, помочь им войти в систему ценностей, сформировать уверенность в себе как субъекте собственной психологической деятельности.

В связи с вышесказанным в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей развития самопонимания будущих психологов, позволяющее выявить новые резервы эффективности их профессиональной подготовки, и недостаточной раскрытостью поднимаемой проблемы в научной литературе. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить психологические особенности развития структурно-содержательных компонентов самопонимания студентов-психологов на разных этапах обучения в вузе.

Объект исследования: становление профессионально значимых личностных качеств в процессе обучения в вузе.

Предмет исследования: развитие самопонимания будущих психологов в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие самопонимания у студентов-психологов будет проходить более успешно, если:

1) в самопонимании студентов-психологов выделяются взаимосвязанные структурные компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивный и эмоционально-волевой. Данные компоненты, последовательно формируясь в самопонимании студентов, определяют логику его развития;

2) диагностика самопонимания ориентирована на его структурно-содержательные компоненты, состояние которых позволяет выделить уровни в развитии самопонимания у будущих психологов;

3) программа развития самопонимания включает реализацию следующих психологических условий: максимальное использование воспитывающего потенциала психологических дисциплин, изучаемых студентами-психологами; активное включение будущих психологов в учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие эмпатии, профессиональной рефлексии, толерантного отношения к окружающим.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть психологическое содержание и структуру уровневого становления самопонимания, а также выяснить его сущность и значение в процессе личностного и профессионального становления будущих психологов.

2. Составить диагностическую программу, ориентированную на изучение сформированности самопонимания у студентов-психологов в соответствии с выделенными структурными компонентами.

3. Проследить с помощью диагностической программы особенности поуровневого развития самопонимания студентов-психологов в ходе обучения в вузе.

4. Определить и реализовать психологические условия развития самопонимания будущих психологов в профессиональной подготовке в вузе.

5. Составить развивающую программу, направленную на развитие самопонимания в процессе личностного и профессионального становления будущих психологов.

6. Обработать полученные экспериментальные данные, провести их количественный и качественный анализ с использованием статистической обработки.

Теоретико-методологической основой работы являются: принцип детерминизма, понимаемый как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); принцип развития (Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн); принцип единства сознания и деятельности (С.П. Рубинштейн), идеи личностно-деятельностного подхода (К.А. Абульханово-Славская, А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина), основные положения концепции самопонимания (Б.В. Кайгородов, Н.Г. Мяснянкина, Н.И. Протасова).

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: эксперимент в единстве трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

3. Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистические методы (G-критерий знаков и T-критерий Стьюдента).

На констатирующем и контрольном этапах для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована диагностическая программа, включающая в себя: тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), адаптированный Н.Ф. Калиной; опросник самоотношения (ОСО) В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; опросник терминальных ценностей И.Г.Сенина (ОТЦ); «Шкала Адлера» исследование самооценки и определение уровня притязаний способом шкалирования (авторы -Manaster G.J., Coresini R.J.) в переводе и адаптации Е. В. Сидоренко; методика «Культурно-психологический потенциал» О.И. Моткова; математические методы обработки данных.

Теоретическая значимость заключается в том, что изучение самопонимания с позиции взаимосвязанных структурных компонентов позволяет расширить представления о данном процессе, как важной составляющей подготовки студентов-психологов, и научно обосновать модель развивающей программы, включающей в себя ряд психологических условий.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные и апробированные в исследовании диагностическая и развивающая программы, ориентированы на решение практических задач по улучшению качества профессиональной подготовки студентов-психологов. Эти программы могут быть использованы кураторами студенческих групп, педагогами-психологами, специалистами психологической службы вуза.

Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», факультет психологии.

Контрольную и экспериментальную группы составили 60 студентов-психологов I - V курсов в возрасте от 17 до 22 лет.

Исследование осуществлялось с 2011-2013 годы в три этапа.

На первом этапе проводился теоретический анализ по проблеме самопонимания у будущих психологов в психологической литературе; определялся понятийный аппарат исследования; проанализированы структура и функции самопонимания, содержательные и процессуальные характеристики структурных компонентов самопонимания студентов-психологов. Проведена диагностика уровня развития самопонимания будущих психологов в процессе профессиональной

подготовки, подтвердившая необходимость разработки программы развития самопонимания. На этом же этапе были сформулированы цель, гипотеза и задачи исследования, составлена программа развития самопонимания студентов-психологов.

На втором этапе апробировались программа развития самопонимания студентов-психологов; проводился формирующий этап эксперимента.

На третьем этапе анализировались и систематизировались результаты исследования, оформлялся текст магистерской диссертации.

В ходе решения задач были получены следующие результаты по каждой из методик:

Сравнительный анализ данных на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Опросник терминальных ценностей (ОТЦ) И.Г.Сенина» позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается в увеличении количества испытуемых со сформированным I уровнем самопонимания. Если на констатирующем этапе таких испытуемых на I курсе было 93 %, то на контрольном этапе респондентов со сформированным I уровнем самопонимания составляет 97 %; на II курсе на констатирующем этапе студентов-психологов со сформированным I уровнем самопонимания - 81,8 %, а на контрольном уже 85 %; на III курсе на контрольном этапе число респондентов со сформированным I уровнем самопонимания увеличилось на 3 %, а на IV и V курсах число таких студентов выросло на 5 % и 6 % соответственно. Таким образом, в выборке увеличилось количество респондентов, для которых характерно реализация своих творческих возможностей через внесение различных изменений во все сферы своей жизни; стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми; заинтересованность в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях; стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов и, наконец, стремлению к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни.

Сравнительный анализ данных на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Тест по оценке уровня самоактуализации личности («САМОАЛ»), адаптированный Н.Ф. Калиной» позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается в увеличении количества испытуемых со сформированным II уровнем самопонимания. Если на констатирующем этапе таких испытуемых на I курсе было 60 %, то на контрольном этапе респондентов со сформированным I уровнем самопонимания составляет 66 %; на II курсе на констатирующем этапе студентов-психологов со сформированным I уровнем самопонимания - 73 %, а на контрольном уже 77 %; на III курсе на контрольном этапе число респондентов со сформированным I уровнем самопонимания увеличилось на 3,6 %, а на IV и V курсах число таких студентов выросло на 3 % и 4 % соответственно. Таким образом, в выборке увеличилось количество респондентов, для которых характерна чувствительность, сензитивность к своим желаниям и потребностям.

Сравнительный анализ данных на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина, С.Р.Пантелеев» позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается в увеличении количества испытуемых со сформированным III уровнем самопонимания. Если на констатирующем этапе таких испытуемых на I курсе было 50 %, то на контрольном этапе респондентов со сформированным I уровнем самопонимания составляет 56 %; на II курсе на констатирующем этапе студентов-психологов со сформированным I уровнем самопонимания - 81 %, а на контрольном уже 85 %; на III курсе на контрольном этапе число респондентов со сформированным I уровнем самопонимания увеличилось на 4 %, а на IV и V курсах число таких студентов

выросло на 3 % и 4,4 % соответственно. Таким образом, в выборке увеличилось количество респондентов, для которых характерна внутренняя согласованность и отсутствие внутренних конфликтов. Это позволяет им перейти из одной позиции «Я и общество» в другую «Я в обществе» и приводит к изменению смысла их социального развития, а также смене деятельностей, в частности коммуникативной на предметно-практическую.

Сравнительный анализ данных на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике «Культурно-психологический потенциал О.И. Моткова» позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается в увеличении количества испытуемых с минимальной разницей между силой и степенью реализации самопознания (на I курсе - с 68 % и 67 % до 79,2 % и 74 % соответственно; на II курсе - с 79 % и 61,4 % до 84,6 % и 77,4; на III - с 80,6 % и 71,6 % до 92,6 % и 75,6 %; на IV курсе - с 82,4 % и 71,8 % до 90,4 % и 77,8 %;; на V - с 66 % и 71,4 % до 69,9 % и 75 %). Это может свидетельствовать о мотивации к саморазвитию, которое характеризуется наличием целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, природе, отношения к ним, улучшающих весь наш образ жизни. А также к самореализации, которые включают в себя самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой.

Сравнительный анализ данных на констатирующем и контрольном этапах исследования по методике ««Шкала Адлера» исследование самооценки и определение уровня притязаний способом шкалирования (авторы - Manaster G.J., Coresini R.J.) в переводе и адаптации Е. В. Сидоренко» позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается в увеличении количества испытуемых с минимальной разницей между уровнем успешности на данный момент и желаемым уровнем успешности (на I курсе - с 32 % до 21 %; на II курсе - с 31 % до 23 %; на III - с 32 % до 24 %; на IV курсе - с 28 % до 17 %; на V - с 16 % до 9 %). Это может свидетельствовать о положительной динамики процесса развития самопонимания в целом и о повышении уровня удовлетворенности собой студентами, в частности. С другой стороны, это может свидетельствовать и о повышении уровня когнитивного компонента самопонимания, который становится источником содержательного наполнения самооценки.

Эти результаты подтвердили ранее выдвинутую гипотезу о том, что развитие самопонимания у студентов-психологов будет проходить более успешно, если: в самопонимании студентов-психологов выделяются взаимосвязанные структурные компоненты: потребностно-мотивационный, когнитивный и эмоционально-волевой; диагностика самопонимания ориентирована на его структурно-содержательные компоненты, состояние которых позволяет выделить уровни в развитии самопонимания у будущих психологов; программа развития самопонимания включает реализацию следующих психологических условий: максимальное использование воспитывающего потенциала психологических дисциплин, изучаемых студентами-психологами; активное включение будущих психологов в учебно-воспитательный процесс, ориентированный на развитие эмпатии, профессиональной рефлексии, толерантного отношения к окружающим.

На основании этого можно сделать выводы о том, что проведенная работа по проблеме исследования позволила достигнуть цели и выявить сущность и значение

самопонимания в процессе личностного и профессионального становления будущих психологов, а также сформулировать рекомендации психологам, кураторам академических групп, преподавателям, работающим со студентам-психологам:

1. Необходимо исследовать развитие самопонимания у будущих психологов в процессе профессиональной подготовки, основываясь на психологическом содержании и структуре уровневого становления самопонимания.

2. При проведении исследований по проблеме развития самопонимания у будущих психологов можно использовать набор методик, апробированных в данной работе.

3. В учебно-воспитательной работе со студентами-психологами можно использовать развивающую программу, положительно зарекомендовавшую себя в данном исследовании.

Литература

1. Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Астрахань: изд-во АГПУ, 2000. 160 с.

2. Кораблина Е.П. Психологическая помощь как профессиональная деятельность практического психолога // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. СПб.: изд-во СПбГУ, 2001. С. 171-181.

3. Лях Т.И. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов вузов. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. 286 с.

4. Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух // Журнал практического психолога. 1997. № 6. С. 3-13.

T.I. Lyakh,

A. Govorova

DEVELOPMENT OF SELF-UNDERSTANDING OF THE PSYCHOLOGY STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARATION

The article discusses the concept of self-understanding offuture psychologists and are allocated based on the analysis of psychological and pedagogical literature of its structural components: needs and motivational, cognitive and emotional-liberation strong-willed. These structural components define the levels in the development of the sa-мопонимания. The study also characterized diagnostic and developing programmes to be implemented in the course of training will-ing psychologists at the University.

Keywords: self-understanding of future psychologists, levels of development of self-understanding, diagnosis and development of self-understanding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.