Список литература
1. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека//Педагогика. 1998. №4. С. 3-9.
2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. М., 1997. № 3. С. 3-11.
3. Фридьева Н.Я. Жизнь для просвещения народа. М., 1963. 99 с.
4. Вахтерова Э.О. Пятьдесят лет работы для народа. (К 50-летнему юбилею Х.Д. Алчевской). М., 1912. 24 с.
5. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа. Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы. М.: Изд. Х.Д. Алчевской, 1896. 367 с.
6. Миллер Д. Х. Д. Алчевская. К пятидесятилетию педагогической деятельности//Общее дело. М., 1912. Вып. III. С. 164-188.
7. Алчевская Х.Д. Письма к Э.О. и В. П. Вахтеровым (1891-1921). РАО. Ф. 7, оп. №1, ед. хр. №19.
8. Годовой отчет Харьковской частной женской воскресной школы за 1900-1901 год. (39-й год существования)//Русская школа. М., 1902. № 3. С. 41-59.
9. Годичный отчет учительницы Х.Д. Алчевской. 1910-1911 гг.//Общее дело. - М., 1912. Вып. III. С. 189-219.
10. Годичный отчет учительницы Х.Д. Алчевской. 1910-1911 гг. М., 1912. 31 с.
11. Алчевская Х.Д. Полгода из жизни воскресной школы. СПб., 1896. 126 с.
Об авторе
Полякова И. В. - доцент кафедры немецкого языка, кандидат педагогических наук, СмолГУ УДК 159.9
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ САМОПОНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОПЫТА ИХ УЧАСТИЯ В ТРЕНИНГЕ
О.А. Помазина
Проанализированы результаты исследования, которые показывают влияние тренинга на динамику развития самопонимания студентов вуза в зависимости от опыта их участия в тренинге. Выявлены измерения самопонимания: ценностное, индивидуально-психологическое, репертуар социальных ролей и стратегия межличностного взаимодействия, которые учтены при разработке тренинга. В ходе исследования обнаружено, что тренинг оказывает существенное воздействие на развитие самопонимания студентов, проходивших тренинг. Выявлены уровни самопонимания у студентов вуза, проходивших тренинг и студентов, у которых отсутствовал опыт посещения данного тренинга. Установлено, что тренинг положительно влияет на динамику развития самопонимания. Ключевые слова: самопонимание, тренинг, студенты, развитие самопонимания, уровни самопонимания.
На современном этапе происходят стремительные изменения не только в сфере информационных технологий, но и в социально-экономических процессах, происходящих в обществе. Это проявляется в ориентации на инновации, внедрении новых технологий. В связи с этим требуется новый подход к профессиональной деятельности, что приводит к изменению требований к специалистам, то есть меняется структура профессиональных и личностных компетенций. Обучение в рамках нового подхода направлено на развитие следующих характеристик будущего специалисты: гибкость, инициативность, креативность, самостоятельность, способность к саморегуляции, самоменеджменту и саморазвитию, осуществление которых возможно только при наличии определенного уровня развития самопонимания, которое лежит в основе овладения данными компетенциями.
Вместе с тем изменяется и трансформируется система подготовки специалистов. Одно из таких важных изменений связано с переходом обучения в вузе на новые модели. Если раньше обучение в вузе было направлено на усвоение уже «готовых» знаний, где от студента требовалось больше запомнить информацию. Современный этап развития образовательного процесса предлагает новую модель обучения студентов, где от студента уже требуется не только самостоятельно найти и переработать информацию, но и иметь собственное отношение к полученным знаниям. То есть новая модель образования направлена на формирование у студентов вуза активной позиции по отношению к процессу обучения, которая предполагает, что студент является субъектом, который сам добывает знания, проявляя свою самостоятельность, ответственность и инициативность. Формирование и развитие субъектной позиции личности возможно при условии развитого самопонимания.
«Самопонимание» - это процесс внутренней работы человека по смыслообразованию и интегрированию опыта в своей внутренней системе, изменение самой системы и совершенствование ее основных механизмов.
Самопонимание напрямую влияет на успешность овладения учебно-профессиональной деятельностью и является залогом самореализации человека во многих других направлениях.
Различные авторы выделяются следующие характеристики самопонимания [1, с.129], [2, с.213], [3, с.164], [4, с.23]:
1. Широта - это способность видеть разные стороны и значения одного понятия, явления, категории или характеристики.
2. Глубина - способность видеть разные нюансы, детали и оттенки каждой отдельной стороны понятия, явления, категории или характеристики.
3. Дифференцированность - это способность отличать «свое Я» от «Я, навязанного другими людьми».
4. Мотивированность - это желание понимать себя, стремление к познанию и изучению себя, своих особенностей.
5. Иерархичность - способность человека сформировать собственную иерархию ценностей, в соответствии с которой получаемая информация о самом себе выстраивается по степени важности и наполняется определенным смыслом для человека.
6. Эмоциональная заряженность - это способность эмоционально окрашивать информацию о себе, то есть оценивать ее как положительную, отрицательную или нейтральную.
7. Степень сформированности и развития механизмов самопонимания: самопознание, самовосприятие, рефлексия, самонаблюдение. Развитие этих механизмов способствуют развитию самопонимания. Например, самопознание как механизм самопонимания - это процесс, позволяющий человеку получать новую информацию о себе, а какое значение и какое место она будет занимать в Я-концепции определяется уже таким процессом как самопонимание.
8. Взаимосвязанность - это способность выстраивать связи между существующей информацией не только в рамках одной сферы, но и осуществление доступа к ней совсем отдаленных сфер.
9. Доступность - это способность быстро находить нужную информацию о себе. В противном случае можно вести речь о недоступности, причиной которой могут быть как защитные механизмы человека, так и другие причины.
10. Осознанность - это способность осознавать степень развития у самого себя каждой из характеристик самопонимания в отдельности.
Выделяют и другие характеристики самопонимания, такие как гибкость, адекватность, согласованность, противоречивость, проторенность, способность к ассимиляции новой информации, направленность, сложность и другие.
Самопонимание, безусловно, является сложным процессом, но в то же время ключевым для освоения учебно-профессиональной деятельности, адаптации к условиям обучения, включение студента в процесс обучения и формирования его субъектной позиции. В рамках обучения в вузе студенты проходят ряд психологических дисциплин, но не одна из них напрямую не направлена на развитие самопонимания. Именно поэтому самопонимание у студентов формируется стихийно и не всегда является развитым даже к концу обучения в вузе: не обладая необходимым инструментом для самопонимания, студенты имеют смутные представления о себе, у них отсутствует динамика развития самопонимания. Традиционные пути обучения не справляются с данной задачей, поэтому самопонимание у студентов вуза можно развивать только при помощи активных форм обучения, к числу которых относится и тренинг. Данная форма позволяет быстро и эффективно овладеть процессом самопонимания, освоить его основные механизмы.
Тренинг отличается от классических форм обучения, таких как лекция и семинар тем, что при его использовании каждый студент является активным участником происходящих на тренинге процессов, он поставлен в ситуацию необходимости осознания своих личностных особенностей, анализа собственного поведения и демонстрации своих знаний, умений и навыков здесь-и-теперь, постоянного включения в групповую и индивидуальную работу, осмысления своего жизненного опыта и опыта других участников, благодаря чему формируется внутренняя мотивация к самопониманию.
Последовательные этапы тренинга самопонимания, безусловно, направлены на освоение и развитие различных характеристик самопонимания. Ритуал приветствия и ритуал прощания способствуют групповой сплоченности, помогают сформировать и развить такие характеристики самопонимания как осознанность и эмоциональная заряженность.
Разминка направлена на раскрепощение участников группы, на командообразование, принятие других членов группы, что в свою очередь способствует созданию доверительной атмосферы и повышает эффективность работы группы. Посредством разминки развиваются такие характеристики самопонимания как эмоциональная заряженность, мотивированность, осознанность, широта и глубина самопонимания.
Основной блок тренинга самопонимания направлен на усвоение новых знаний, формирование
умений и навыков, релевантных назначению тренинга и включает следующие подэтапы: диагностический, на котором участники при помощи различных методов и методик диагностируют степень развития у себя того или иного качества, рассматривающее ведущим на следующем подэтапе; ознакомительный - теоретический блок, в котором рассматривается диагностируемое качество, плюсы и минусы обладания им; этап овладения приемами самопонимания данного качества; этап осознания -осознание степени развития рассматриваемого качества у себя на основании результатов диагностики и обратной связи участников группы; этап саморазвития - ознакомление и овладение приемами развития данного качества. В рамках основного блока развиваются все характеристики самопонимания.
Рефлексия после каждого упражнения и в конце занятия направлена на развитие механизмов самопонимания.
Программа тренинга направлена на работу в четырёх основных измерениях самопонимания человека.
1. Ценностное измерение. Так как самопонимание определяется не столько как получение знаний о себе, сколько умение разобраться в своих ценностях, то есть базовых критериях оценки вновь поступающей информации о мире и о себе. Данное измерение включает осознание своих ценностей, умение расставлять приоритеты, ставить цели, осознание своей жизни как глобального проекта и осознание своего отношения к этим базовым ценностям.
2. Индивидуально-психологическое измерение. Самопонимание всегда связано с пониманием человеком своих основных качеств как индивидуальности. Данные знания позволяют более тонко понимать себя, что приводит к учету своих особенностей и более эффективному осуществлению собственной деятельности.
3. Измерение репертуара социальных ролей. Неотъемлемой частью любого человека является включенность его в социальные контакты и понимание своих особенностей в процессе социального взаимодействия.
4. Измерение стратегии межличностного взаимодействия. Самопонимание обязательно связано с пониманием своего поведения, его регуляцию. Поиск новых знаний о себе наиболее сильно включается в случае попадания в нестандартную для себя ситуацию.
Таким образом, посредством данной программы тренинга самопонимания, студентам удается быстро и эффективно осознать измерения самопонимания, освоить механизмы самопонимания, благодаря которым формируется субъектная позиция личности, развивается ответственность, инициативность, способность к саморегуляции, самомененджменту и саморазвитию, что повышает успешность овладения учебно-профессиональной деятельностью и способствует самореализации человека.
Для того, чтобы изучить влияние тренинга на развитие динамики самопонимания было проведено исследование в сентябре-декабре 2010 года, в котором приняли участие две группы студентов первого курса инженерно-педагогического факультета в количестве 53 человек. Одна группа (экспериментальная группа) в количестве 25 человек проходила тренинг, направленный на развитие самопонимания. Контрольная группа в количестве 28 человек тренинг не проходила. Для изучения уровня развития самопонимания была выбрана методика «Опросник самоотношения» (Столин В.В., Панти-леев С Р.), в которой присутствует шкала 7 - шкала самопонимания. [5, с.94]. В каждой группе исследование проходило в два этапа. Первый этап - тестирование в сентябре 2010 года. Затем одна из групп посещала тренинговые занятия, направленные на развитие самопонимания студентов вуза, а другая группа не посещала данный тренинг. После окончания тренинговых занятий в декабре 2010 года прошло повторное тестирование студентов из двух групп.
В ходе исследования были получены следующие результаты. Сравнение самопонимания в двух группах на начало учебного года по медиане (68,67) не показало различий. При повторном тестировании в декабре 2010 года в контрольной группе медиана осталась такой же, а в экспериментальной группе медиана увеличилась до 83,67. Это свидетельствует о том, что уровень самопонимания у студентов посетивших тренинг увеличился, а в группе, где студенты не посещали тренинг уровень самопонимания остался неизменным. Для подтверждения достоверности полученного вывода использовался критерий Манна-Уитни, при помощи которого определялось различие между двумя группами по уровню самопонимания на разных этапах исследования. На первом этапе две группы достоверно не различались по уровню развития самопонимания (иэмп=327), а на втором этапе имели достоверные отличия иэмп=223 (p<0,05).
Также в исследовании использовался Т-критерий Вилкоксона (Тэмп=0,67 (p<0,01), значение которого свидетельствуют, что наблюдается положительный сдвиг в сторону увеличения уровня самопонимания в группе студентов, посещающих тренинг.
Таким образом, данные исследования показывают, что разработанная программа тренинга оказывает положительное влияние на динамику развития самопонимания студентов, обучающихся в вузе.
The results of the research which show the influence of training on the dynamics of development of self-understanding
of students of a university depending on the experience of their participation in training were analysed. Self-understanding measurements are detected: valuable, individual and psychological, repertoire of social roles and strategy of interpersonal interaction which are considered during the development of the training. During the research it was revealed that training has an essential impact on the development of self-understanding of the students which took place in the training. Self-understanding levels of the students of the university which took place in the training and students who had no experience of this training are identified. It was established that the training has a positive effect on the dynamics of the development of self-understanding.
The key words: self-understanding, training, students, self-understanding development, self-understanding levels.
Список литературы
1. Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 184с.
2. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: «Институт психологии РАН», 2005. 448с.
3. Сапогова Е.Е. К определению понятия «гендерный концепт сознания» // Известия ТулГУ, Серия Психология. Вып. 4. Тула: изд-во ТулГУ, 2004. 423с., с. 163-179.
4. Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание личности. Проблемы психологической практики и подготовки курсовых и дипломных работ / Под. Ред. Л.А. Петровской. М.: РГСУ, 2006. 205с.
Об авторе
Помазина О. А. - старший преподаватель кафедры психологии развития и образования Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского, е-mail: pomazina@mail.ru
УДК 377.5
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ
Е.В. Пунтус
В данной работе рассматривается проблема формирования инструментальных компетенций студентов аграрного колледжа в процессе изучения дисциплин гуманитарной направленности. Раскрыта сущность категории «Инструментальные компетенции», представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию инструментальных компетенций на основе разработанной автором дидактической модели с применением инновационных технологий обучения.
Ключевые слова: аграрное образование, компетентностный подход, проект «Настройка образовательных структур в Европе Tuning», инструментальные компетенции
АПК — крупнейший из базовых комплексов в экономике страны. Он тесно взаимодействует с другими отраслями народного хозяйства и в значительной мере определяет состояние всей отечественной экономики. Сбалансированное развитие и устойчивое функционирование различных сфер АПК представляет собой основу поступательного развития общества, продовольственного обеспечения и благосостояния народа. Поэтому система подготовки высококвалифицированных специалистов аграрного профиля приобретает стратегическое значение и является необходимым условием обеспечения высокой конкурентоспособности отечественной экономики.
Проблема качественной подготовки кадрового персонала для АПК становится сегодня как никогда острой - имеет место большое выбытие из системы сельского хозяйства квалифицированных специалистов, несоответствие содержания образования требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений. Одним из путей выхода в сложившейся ситуации видится нам в создании системы практической реализации непрерывной подготовки профессиональных кадров АПК.
В аграрной подготовке специалистов первостепенная роль отводится аграрному колледжу, как одной из ступеней системы непрерывного аграрного образования. Активное включение аграрных колледжей в работу по подготовке кадров для АПК позволит существенно повысить уровень обеспеченности сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами, улучшить их качественный состав. Аграрный колледж имеет ярко выраженную практико-ориентированную направленность и является своего рода фундаментом, который способствует становлению личности специалиста среднего звена, дает ему задел для дальнейшего личностного и профессионального роста.
Обеспечению АПК высококвалифицированными кадрами в условиях кризиса ЗУН-парадигмы также призвано содействовать внедрение в аграрное образование компетентностного подхода, предпола-