of students of a university depending on the experience of their participation in training were analysed. Self-understanding measurements are detected: valuable, individual and psychological, repertoire of social roles and strategy of interpersonal interaction which are considered during the development of the training. During the research it was revealed that training has an essential impact on the development of self-understanding of the students which took place in the training. Self-understanding levels of the students of the university which took place in the training and students who had no experience of this training are identified. It was established that the training has a positive effect on the dynamics of the development of self-understanding.
The key words: self-understanding, training, students, self-understanding development, self-understanding levels.
Список литературы
1. Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 184с.
2. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: «Институт психологии РАН», 2005. 448с.
3. Сапогова Е.Е. К определению понятия «гендерный концепт сознания» // Известия ТулГУ, Серия Психология. Вып. 4. Тула: изд-во ТулГУ, 2004. 423с., с. 163-179.
4. Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание личности. Проблемы психологической практики и подготовки курсовых и дипломных работ / Под. Ред. Л.А. Петровской. М.: РГСУ, 2006. 205с.
Об авторе
Помазина О. А. - старший преподаватель кафедры психологии развития и образования Калужского государственного университета им. К.Э.Циолковского, е-mail: pomazina@mail.ru
УДК 377.5
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ
Е.В. Пунтус
В данной работе рассматривается проблема формирования инструментальных компетенций студентов аграрного колледжа в процессе изучения дисциплин гуманитарной направленности. Раскрыта сущность категории «Инструментальные компетенции», представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию инструментальных компетенций на основе разработанной автором дидактической модели с применением инновационных технологий обучения.
Ключевые слова: аграрное образование, компетентностный подход, проект «Настройка образовательных структур в Европе Tuning», инструментальные компетенции
АПК — крупнейший из базовых комплексов в экономике страны. Он тесно взаимодействует с другими отраслями народного хозяйства и в значительной мере определяет состояние всей отечественной экономики. Сбалансированное развитие и устойчивое функционирование различных сфер АПК представляет собой основу поступательного развития общества, продовольственного обеспечения и благосостояния народа. Поэтому система подготовки высококвалифицированных специалистов аграрного профиля приобретает стратегическое значение и является необходимым условием обеспечения высокой конкурентоспособности отечественной экономики.
Проблема качественной подготовки кадрового персонала для АПК становится сегодня как никогда острой - имеет место большое выбытие из системы сельского хозяйства квалифицированных специалистов, несоответствие содержания образования требованиям, предъявляемым обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений. Одним из путей выхода в сложившейся ситуации видится нам в создании системы практической реализации непрерывной подготовки профессиональных кадров АПК.
В аграрной подготовке специалистов первостепенная роль отводится аграрному колледжу, как одной из ступеней системы непрерывного аграрного образования. Активное включение аграрных колледжей в работу по подготовке кадров для АПК позволит существенно повысить уровень обеспеченности сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами, улучшить их качественный состав. Аграрный колледж имеет ярко выраженную практико-ориентированную направленность и является своего рода фундаментом, который способствует становлению личности специалиста среднего звена, дает ему задел для дальнейшего личностного и профессионального роста.
Обеспечению АПК высококвалифицированными кадрами в условиях кризиса ЗУН-парадигмы также призвано содействовать внедрение в аграрное образование компетентностного подхода, предпола-
гающего наличие у специалиста того, что в современных условиях принято называть компетентностью.
Сегодня позиции компетентностного подхода стали уже достаточно прочными, о чем свидетельствует обширное количество научных публикаций, диссертационных исследований по проблемам модернизации российского образования. Исследователями накоплен убедительный теоретический, практический материал по различным аспектам компетентностного подхода. Однако необходимо отметить, что, несмотря на огромный интерес исследователей к проблемам формирования компетенций, отдельные группы компетенций до сих пор остаются малоизученными. К таковым относится группа инструментальных компетенций.
Глубокое изучение научных трудов, психолого-педагогической литературы послужило основанием для вывода о том, что число фундаментальных исследований, описывающих опыт формирования инструментальных компетенций, незначительно. В основном, они ограничиваются изучением коммуникативной компетенции. Это лишь частично раскрывает сущность компетентностного подхода, поскольку стратегической целью новой образовательной парадигмы является формирование инструментальных компетенций во взаимосвязи всех компонентов. Неисследованным также остается процесс формирования инструментальных компетенций у студентов в условиях аграрного колледжа. Полагаем, что недостаточная разработанность теоретических и методических основ процесса формирования инструментальных компетенций может стать причиной того, что уровень сформированности данной категории компетенций у студентов аграрного колледжа будет достаточно низким. Таким образом, процесс формирования инструментальных компетенций студентов аграрного колледжа наталкивается на серьезные препятствия. Это послужило основой для организации собственного исследования.
В ходе исследования мы установили, что термин «Инструментальные компетенции» был введен европейскими исследователями в рамках проекта «Настройка образовательных структур в Европе Tuning» и трактуется как компетенции, выполняющие инструментальную функцию. [1,20]
Разработчики Tuning идентифицируют инструментальные компетенции с познавательными (когнитивными) способностями - способностью понимать и манипулировать идеями и мыслями; методологическими способностями, выражающимися в умении понимать и управлять окружающей средой, организовывать время и выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; технологическими навыками, относящимися к использованию средств современных информационных технологий - навыки работы на компьютере, навыки управления информацией; лингвистическими навыками, включающими в себя устную и письменную коммуникацию на родном языке, а также владение иностранным языком.
Предпринятый анализ литературы свидетельствует о том, что категория инструментальных компетенций была представлена лишь в первоначальном варианте отечественной классификации компетенций. Совместно с группами общенаучных, социально-личностных и общекультурных они входили в категорию универсальных компетенций. Однако впоследствии стало очевидно, что подобное деление универсальных компетенций относительно, носит условный характер и не всегда удается с уверенностью отнести ту или иную формулировку компетенции к какой-либо определенной группе универсальных компетенций. В связи с этим классификация была упрощена, а понятие «Инструментальные компетенции» исключено из отечественной компетентностной модели специалиста.
На сегодняшний день в ФГОС СПО нового поколения представлена бинарная классификация компетенций выпускника: общие (ОК 1-10) и профессиональные (ПК) компетенции.
Нами был проведен сопоставительный анализ общих компетенций, представленных европейскими и отечественными исследователями. Он позволил установить, что, несмотря на отсутствие в ФГОС СПО нового поколения категории инструментальных компетенций, набор данной группы компетенций остался, и он включен в категорию общих компетенций. Таким образом, в ходе разрешения проблемы нашего исследования мы рассматриваем инструментальные компетенции в контексте общих компетенций, называя их собственно общими инструментальными компетенциями.
В соответствии с имеющейся в ФГОС СПО номенклатурой общих компетенций, а также ориентируясь на состав инструментальных компетенций, предложенный в рамках проекта Tuning, нами была разработана классификация инструментальных компетенций, характерная для специалиста аграрного профиля со средним профессиональным образованием. В качестве основания для данной классификации послужила целевая направленность инструментальных компетенций. (схема 1)
Схема 1 - Классификация инструментальных компетенций студента аграрного колледжа
Привлекая общие представления исследователей о сущности компетенции, мы пришли к выводу о том, что инструментальные компетенции обладают такими характеристиками, как многофункциональность, фундаментальность, метапредметность и междисциплинарность, многомерность и динамичность.
На основании вышеизложенного нами было сформулировано собственное определение ключевого понятия исследования - «Инструментальные компетенции». Под инструментальными компетенциями студента аграрного колледжа мы понимаем систему фундаментальных, надпрофессиональных качеств личности будущего специалиста АПК, включающую методологические способности, технологические и лингвистические навыки, которые обеспечивают успешное овладение профессиональными компетенциями, а также эффективную деятельность как в профессиональной, так в личной и общественной жизни. Инструментальные компетенции становятся показателем высокого уровня компетентности будущего специалиста и обеспечивают его конкурентоспособность на современном рынке труда.
Произведенная в ходе исследования детализация инструментальных компетенций позволила выделить в их структуре три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента: когнитивный, деятельностный, ценностно-личностный. В зависимости от степени выраженности каждого из критериев мы определили три уровня освоения инструментальных компетенций: высокий, продвинутый и пороговый. Наличие высокого уровня сформированности инструментальных компетенций у студентов аграрного колледжа является, на наш взгляд, признаком успешной организации процесса обучения на компетентностной основе.
Формирование инструментальных компетенций в аграрном колледже - это сложный, многогранный процесс, реализующийся в рамках изучения всей совокупности учебных дисциплин и не сводящийся к определенной предметной области. Однако мы полагаем, что дисциплины гуманитарного цикла выполняют в данном процессе главенствующую роль.
Потенциал гуманитарных дисциплин для становления инструментальных компетенций в определенной мере заложен, по нашему мнению, в особенностях их содержания. Оно отличается проблемным характером, вариативностью и позволяет эффективно использовать в процессе преподавания активные методы обучения, сочетать их с традиционными методами обучения с учетом потенциальных возможностей студентов.
Наш практический опыт свидетельствует, что содержание гуманитарных дисциплин позволяет в совокупности формировать не только когнитивную основу компетенции, но и все стороны личности студента - его мотивацию, ценностные ориентации, эмоционально-волевую саморегуляцию, личностно-значимые качества. Таким образом, изучение гуманитарных дисциплин реализует в совокупности образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения.
Кроме того, изучение дисциплин гуманитарного цикла способно формировать опыт практической деятельности студентов, без приобретения которого невозможно овладение компетенциями, так как деятельность и компетенция неразрывно связаны между собой. Однако очевидно то, что формирование инструментальных компетенций возможно только в случае продуманного построения блока гуманитарных дисциплин, последовательного, преемственного и инновационного их изучения.
В ходе исследования нами было разработано дидактическое обеспечение процесса формирования инструментальных компетенций студентов аграрного колледжа в процессе гуманитарной подготовки, которое, в свою очередь, легло в основу дидактической модели.
Представленная в исследовании дидактическая модель формирования инструментальных компетенций студентов аграрного колледжа в процессе гуманитарной подготовки включает в себя:
-инновационные принципы обучения: принцип инновационного подхода к обучению; принцип модульности; принцип реализации междисциплинарных связей; принцип интеграции содержания образования и личностного опыта студента;
-инновационные педагогические технологии: технология проектного обучения, кейс-
технология, технология развития критического мышления;
-интерактивные формы организации учебных занятий: учебные дискуссии, дебаты, мозговые штурмы;
-современные информационно-коммуникационные средства обучения: компьютерные технологии, мультимедийные технологии, Интернет - технологии.
С целью доказательства эффективности разработанной дидактической модели в январе 2010 года нами была начата опытно-экспериментальная работа. Она включала в себя два этапа: констатирующий и формирующий эксперименты.
Формирующий этап экспериментальной работы проводился на базе Мичуринского филиала БГСХА. Всего в эксперименте приняло участие 352 студента 1- 3 курсов, обучавшихся по специальностям: «Технология продукции общественного питания», «Технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий», «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок», «Технология молока и молочных продуктов», «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании». Из них в экспериментальных группах участвовало 178 человек, в контрольных- 174 человека, в каждой присутствовало по 7 учебных групп. Кроме того, к участию в опытно-экспериментальной работе были привлечены преподаватели гуманитарных дисциплин, среди которых: преподаватели иностранного языка (немецкого), истории, обществознания, основ права, основ экономики.
Студенты экспериментальной группы изучали гуманитарные дисциплины на основе разработанной нами дидактической модели формирования инструментальных компетенций с использованием инновационных дидактических средств.
Для диагностики уровня сформированности инструментальных компетенций у студентов аграрного колледжа мы использовали как неоднократно апробированные методики: тест-опросник «КОС», так и самостоятельно разработанные: тесты «Насколько Вы коммуникабельны?», «Умеете ли Вы работать с информацией?», «Ваше поведение в проблемной ситуации», анкета «Иностранный язык в аграрном колледже», опросник «Мотивация к изучению иностранного языка».
Сводная информация по результатам диагностики уровней сформированности инструментальных компетенций у студентов контрольных и экспериментальных групп до и после формирующего эксперимента представлена на диаграмме 1.
100
50
65. 61 54 35 47
Il l ■ Il щ 24
I пороговый
продвинутым
высокий
КГ вход ЭГ вход КГ выход ЭГ выход
0
Диаграмма 1. Распределение студентов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) по уровням сформированности инструментальных компетенций до и после формирующего
эксперимента (в%)
Полученные результаты свидетельствуют о наличии тенденции возрастания уровня сформированности инструментальных компетенций в ходе опытно-экспериментальной работы по всем критериям как у студентов экспериментальной, так и контрольной групп. Однако в отличие от экспериментальной группы изменения, произошедшие в контрольной группе, оказались не столь значительными. Приращение в экспериментальной группе составило: высокий уровень- 15%, продвинутый уровень- 17%. В то время как в экспериментальной группе студенты распределились на уровнях «продвинутый» и «высокий», большая часть контрольной группы осталась на уровнях «пороговый» и «продвинутый». Кроме того, одним из важных показателей успешности проводимой работы явилось повышение успеваемости студентов по гуманитарным дисциплинам, в частности по немецкому языку. Качественная успеваемость в экспериментальной группе увеличилась с 35 % до 73%. В контрольной группе данные показатели гораздо ниже.
Для подтверждения достоверности полученных результатов нами была проведена математическая обработка с использованием критерия .
Таким образом, на основании результатов эмпирического исследования можно сделать вывод о наличии положительной динамики в формировании инструментальных компетенций вследствие внедрения в образовательный процесс аграрного колледжа разработанной дидактической модели формирования инструментальных компетенций в процессе гуманитарной подготовки.
In the given work the problem of formation of instrumental compétences of students of agrarian college by studying of humanitarian disciplines is considered. The author defines in details the essence of instrumental competences. The
maintenance and results of empirical research of formation of instrumental competences on the basis of developed didactic model with innovative technology are given.
The key words: agrarian education, a competence approach, the project "Tuning", instrumental competences
Список литературы
1. Настройка образовательных структур в Европе [Электронный ресурс] http://www.let.rug.nl/TuningProject/index.htm
2. Субетто А.И. Этимология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и ква-лиметрия компетенций СПб.-М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151022 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок». М.,2009.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». М., 2010.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 260103 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». М., 2010.
Об авторе
Пунтус Е.В.- Мичуринский филиал БГСХА, Helena.pochta@mail.ru