УДК 377.5
ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УЧЕБНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ЕВ. Пунтус
В данной статье рассматривается проблема формирования инструментальных компетенций студентов аграрного колледжа в процессе работы над учебным проектом по иностранному языку. Детально раскрывается сущность категории «Инструментальные компетенции», определяются ситуации формирования инструментальных компетенций на различных стадиях учебно-проектной деятельности студентов, описывается опыт использования проектной методики при обучения немецкому языку в аграрном колледже.
Ключевые слова: аграрное образование, инструментальные компетенции, метод проектов, учебно-проектная деятельность.
Стабильное функционирование сельского хозяйства, других сфер АПК, а также выход аграрной экономики из кризисного состояния неразрывно связано с проблемой подготовки кадрового персонала.
Современному человечеству в наступившем веке информации и научных знаний требуются с каждым годом все более высокоинтеллектуальные, достаточно квалифицированные и конкурентоспособные специалисты АПК, способные эффективно осуществлять профессиональную аграрную деятельность в совершенно новых для них условиях, связанных с непрерывным внедрением новых технологий в аграрные сферы производственной деятельности.
В связи с модернизацией образовательной системы страны важной и актуальной становится проблема практической реализации непрерывной аграрной подготовки специалистов, в которой первостепенная роль отводится аграрному колледжу, как одному из звеньев системы непрерывного аграрного образования.
В ряд приоритетных задач аграрного образования выдвигается подготовка дипломированных специалистов, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и набором общих (ключевых) компетенций, в частности, ключевых инструментальных компетенций.
Владение инструментальными компетенциями значительно облегчит вступление молодого специалиста АПК в профессиональную жизнь, когда ему придется столкнуться с реальными проблемами аграрной деятельности, требующими от него умения самостоятельно работать с информационными источниками, видеть проблемы и эффективно их разрешать, уметь работать в коллективе, знать компьютерные технологии, а также владеть иностранным языком.
Формирование инструментальных компетенций у студентов аграрных колледжей является важной задачей. Однако анализ состояния проблемы показал, что на сегодняшний день данный вопрос раскрыт исследователями не в полной мере. В частности, до настоящего времени не выявлены основные методы эффективного формирования инструментальных компетенций. Таким образом, обостряется противоречие между потребностью сельского хозяйства в компетентном специалисте, владеющем инструментальными компетенциями и недостаточной разработанностью компетентностного подхода в теории и практике формирования инструментальных компетенций.
При рассмотрении проблемы нашего исследования мы, прежде всего, сталкиваемся с вопросом: «Что такое инструментальные компетенции»? Остановимся подробнее на характеристике данного понятия.
Изучение научной литературы позволило нам установить, что термин «инструментальные компетенции» был введен европейскими исследователями в рамках проекта «Настройка образовательных структур в Европе Tuning».
Авторы методологии проекта Tuning включают инструментальные компетенции в категорию общих компетенций, чем признают их существенное значение для каждой из предметных областей. Они трактуют инструментальные компетенции как компетенции, выполняющие инструментальную функцию. [6,с.20]
На важность инструментальных компетенций указывает и исследователь ПА.Зимняя, которая называет их собственно когнитивными инструментальными компетенциями, и определяет как умственные способности человека, выступающие в качестве условий развития его умений и приобретения знаний. [4]
Исходя из наименования данной группы компетенций, можно с большой долей уверенности утверждать, что они являются своего рода методологическим инструментом.
Согласно определению, данному в толковом словаре С.И. Ожегова, инструмент (от лат. «instrumentum»- орудие для работы) - это:
1. орудие для производства каких- либо работ. Например, ручной инструмент;
2. средство, способ, применяемый для достижения чего-либо. Например, инструмент познания.[7]
Большой энциклопедический словарь трактует слово «инструмент» как орудие человечеср труда или исполнительный механизм машины. [1] Инструментами также называются устройства, приспособления, приборы, применяемые для измерений и различных операций. Однако это определение ориентировано на механику и является неполным.
В контексте нашего исследования понятие «инструмент» как важное дидактическое средство используется в широком смысле слова. Если мы представим процесс формирования личности современного специалиста АПК согласно определению в целом как «механизм», то сможем уверенно утверждать о наличии и необходимости применения набора различных инструментов, которые обеспечивали бы существование и работоспособность данного механизма.
С дидактической точки зрения, инструмент, внедряясь в образовательный процесс учебного заведения, способствует его полноценному, эффективному осуществлению.
В отличие от технического инструмента, дидактический служит не просто пассивной передаче данных, а способствует активному диалогу между человеком и его окружением, успешному разрешению возникающих проблем и достижению желаемых целей, а значит эффективному осуществлению жизнедеятельности, как профессиональной, так общественной и личной.
Кроме того, обладание данным инструментом предполагает нечто большее, чем просто знание того, как привести его в действие. Необходимо понимать, каким образом его можно использовать для достижения поставленных целей и беспрестанно развивать, использовать на практике эти знания и навыки. Таким образом, процесс формирования личности компетентного специалиста невозможно осуществлять без помощи современных инструментов. Сам собой напрашивается вопрос, что же выступает в роли этих инструментов? Обратимся к составу инструментальных компетенций.
Обобщение собственных поисковых исследований позволило прийти к выводу о том, что инструментальные компетенции включают в себя познавательные (когнитивные) способности -способность понимать и манипулировать идеями и мыслями; методологические способности, выражающиеся в умении понимать и управлять окружающей средой, организовывать время и выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; технологические навыки, относящиеся к использованию средств современных информационных технологий - навыки работы на компьютере, навыки управления информацией; лингвистические навыки, включающие в себя устную и письменную коммуникацию на родном языке, а также владение иностранным языком.
В качестве критерия выделения инструментальных компетенций студента аграрного колледжа мы использовали актуальность их присутствия в структуре личности современного специалиста. С этой целью нами были рассмотрены Федеральные Государственные образовательные стандарты СПО по отдельным специальностям [8], [9], поскольку конечный результат подготовки специалиста должен соответствовать заявленным требованиям к уровню подготовки и минимуму содержания образования. Эти требования, изложенные в ФГОС СПО, раскрывают знания и умения, к выполнению которых должен быть готов выпускник. Набор инструментальных компетенций, формируемый в условиях аграрного колледжа и характерный для специалиста аграрного профиля со средним профессиональным образованием, представляем в таблице 1.
Таблица 1
Инструментальная компетенция Содержание инструментальной компетенции
методологическая компетенция -способность рационально организовывать и планировать время, деятельность; -способность определять эффективные методы и способы выполнения задач.
компетенция решения проблем -способность принимать ответственные решения в стандартных и нестандартных ситуациях; -способность эффективно разрешать проблемы.
информационно -технологическая компетенция -навыки работы с информацией: умение вести поиск, находить, анализировать, оценивать информацию из различных источников для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; -элементарные навыки работы с компьютером; -использование информационно- коммуникационных технологий.
иноязычная компетенция -знание иностранного языка.
коммуникативная компетенция -эффективная письменная и устная коммуникация на родном языке.
Привлекая общие представления исследователей о сущности компетенции, мы сформулировали ряд выводов, послуживших в свою очередь основанием для формирования собственной трактовки природы феномена «Инструментальные компетенции».
Инструментальные компетенции обладают рядом характерных особенностей, выгодно отличающих их от других видов компетенций.
Во-первых, инструментальные компетенции многофункциональны. Они отражают те качества и
способности личности, которые являются ценными в любой профессиональной области деятельност. также необходимы в повседневной жизни и обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. Важно отметить, что инструментальные компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности каждого конкретного человека. Находя своё отражение в поведении, деятельности человека, они становятся его личностными качествами.
Во-вторых, инструментальные компетенции фундаментальны. Имея свою самостоятельность, они в то же время являются основой, фундаментом для специальных компетенций. Стратегическая цель инструментальных компетенций заключается, на наш взгляд, именно в формировании способностей и навыков, необходимых для успешного освоения специальными (профессиональными) компетенциями. Мы полагаем, что по сравнению с профессиональными компетенциями, инструментальные гораздо труднее поддаются овладению и коррекции, поскольку гораздо сложнее выработать или изменить стиль коммуникации, чем усвоить технологию профессиональной области.
В-третьих, инструментальные компетенции метапредметны и междисциплинарны. Они не привязаны к определенному предмету и объекту труда и позволяют решать целый класс задач в различных ситуациях, не только в учебном заведении, на работе, но и в семье, в различных сферах общественной жизни. В этом отношении инструментальные компетенции можно называть «ключами», помогающими найти разумный выход из проблемной ситуации. Надпредметный характер данной группы компетенций обеспечивает процедуру решения проблемы в целом, а значит в большей или меньшей степени востребованы всеми профессиями и, следовательно, обеспечивают выпускнику профессиональную мобильность, адаптивность на рынке труда, конкурентоспособность.
В-четвёртых, инструментальные компетенции многомерны, поскольку включают в себя различные умственные процессы и коммуникативные, творческие, аналитические, социальные умения.
В-пятых, инструментальные компетенции обладают интегративным характером и представляют единство составляющих её компонентов.
Опираясь на сущностные характеристики компетенции, компетентности, мы пришли к выводу о том, что инструментальные компетенции в сравнении со знаниями, умениями и навыками более широкое понятие. В отличие от знаний, они существуют в форме деятельности (реальной или умственной), а не в виде информации о ней; в отличие от навыка - осознаны; в отличие же от умения, инструментальные компетенции - переносимы (связаны с целым классом предметов воздействия) и совершенствуются не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетенциями, через осознание общей основы деятельности. Сам способ действия в то же время включается в базу внутренних ресурсов учащегося и становится его личностным качеством.
Таким образом, мы приходим к убеждению в том, что владение инструментальными компетенциями станет гарантией успеха в жизни человека. Этот «инструмент» позволит выстраивать человеку эффективную жизнедеятельность и успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникнет необходимость. Следовательно, каждый член общества должен в той или иной степени овладеть инструментальными компетенциями.
Вышеизложенные умозаключения сформировали наше понимание инструментальных компетенций студента аграрного колледжа как систему фундаментальных, надпрофессиональных качеств личности будущего специалиста АПК, включающую базовые общие знания, а также методологические способности, технологические и лингвистические навыки, которые обеспечивают успешное овладение специальными компетенциями, а также эффективную деятельность как в профессиональной, так в личной и общественной жизни.
В рамках опытно-экспериментальной работы нами была определена структура инструментальных компетенций студента аграрного колледжа. Она представлена тремя основными взаимосвязанными компонентами: когнитивным, поведенческим (деятельностным) и ценностным компонентами. Основанием для подобного вывода стали утверждения европейских исследователей касательно структуры компетенции: «Понятие «компетенция» включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как жить (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни, жизни с другими, а также в социальном контексте)». [6,с.19]
По мнению ряда авторов (Зимняя И.А. и др.), именно компоненты, входящие в структуру компетенции, и выявляют преимущества компетентностной трактовки результата образования по сравнению с ЗУНовской. Они и будут определять направления формирования инструментальных компетенций у студентов в процессе обучения в аграрном колледже. Вполне очевидно, что успешность формирования инструментальных компетенций будет определяться степенью выраженности каждого из
шх, а также их общей совокупностью, что ещё раз указывает на интегративный характер этой гр> компетенций.
Для каждого из компонентов инструментальных компетенций мы выделили соответствующие дескрипторы, использование которых позволило впоследствии более точно определить критерии и показатели сформированное™ инструментальных компетенций у студентов аграрного колледжа. Ниже приводим компоненты инструментальных компетенций и соответствующие им дескрипторы (таблица 2).
Таблица 2
Компоненты ИК Дескрипторы
Когнитивный система знаний, осведомленность, понимание, познавательные, мыслительные способности
Поведенческий (деятельностный) умения, навыки, способности, применение, опытпроявления в разнообразных ситуациях
Ценностный готовность, интерес, мотив, потребность, ценностные установки, чувства, эмоции, личностные качества: эмоционально-волевая саморегуняция, творческое начало, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, инициативность
В ходе экспериментального исследования нами было определено, что природа инструментальных компетенций включает в себя деятельностную и личностную составляющие. Когнитивный и поведенческий компоненты, а также опыт их использования соотносятся с деятельностной направленностью инструментальных компетенций, которая акцентирует способ и характер действия. Эти компоненты как определяющие содержание инструментальных компетенций прежде всего отмечаются в квалификационных требованиях к специалистам и в федеральных государственных стандартах СПО. Личностная направленность инструментальных компетенций представлена соответственно ценностным компонентом, раскрывающим мотивы, потребности, готовность, интерес, отношение студента к процессу формирования инструментальных компетенций. Данное заключение привело нас к выводу о том, что освоить инструментальные компетенции в виде информации невозможно. Их приобретение будет базироваться на опыте деятельности обучающегося.
Матушкин H.H. отмечает, что опыт деятельности, как составляющая компетентностной модели специалиста, при обучении является цементирующей основной процесса формирования компетенций, где деятельность становится предметом усвоения. [5,с.25]
Мы разделяем точку зрения исследователей, которые полагают, что «невозможно напрямую развить компетентность другого человека. Можно лишь создать условия, предоставить средства (инструменты) и действовать как «катализатор» (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Поэтому образовательная среда в учебном заведении должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Для овладения коммуникативной компетенцией необходимо общаться. Невозможно сформировать иноязычную компетенцию, не говоря на иностранном языке, равно как и нельзя стать информационно компетентным, не работая с современными информационными технологиями.
Ввиду того, что основу инструментальных компетенций составляют традиционные знания, умения и навыки, процесс формирования этой категории компетенций будет происходить при помощи традиционных методов: словесных, наглядных, практических. Однако совершенно очевидно, что эффективное овладение инструментальными компетенциями только в рамках традиционной методики обучения не представляется возможным. В формировании компетенций как новых образовательных результатов основной акцент должен быть сделан на использовании творческих, активных и комплексных методов, которые обеспечивали бы интенсификацию самостоятельной познавательной деятельности студентов, давали бы возможность раскрытия их личностного потенциала и способствовали бы повышению мотивации к обучению.
Одним из приоритетных направлений в области формирования инструментальных компетенций у студентов агроколледжа является, на наш взгляд, вовлечение учащихся в учебно-проектную деятельность при обучении иностранному языку.
Проектное обучение продиктовано временем, а его дидактическая эффективность общепризнанна, доказательством чему служит мировая педагогическая практика. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать в качестве дополнения к другим видам прямого или косвенного обучения, а также как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом». [2,с.198]
Диапазон возможностей метода проектов для формирования инструментальных компетенций в аграрном колледже достаточно широк. Интегрируя в себе широкий спектр проблемных, исследовательских, поисковых методов, творческих по своей сути и ориентированных на реальный
фактический результат, значимый для студента, проектное обучение продуктивно дополняет, обогаг традиционное обучение, синтезируя в себе преимущества передовых методов обучения и обеспечивает широкое использование межпредметных связей. [3,с.28]
Справедливость предположений об эффективности метода проектов в формировании инструментальных компетенций в условиях аграрного колледжа при изучении иностранного языка была подтверждена нами в ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе Мичуринского филиала Брянской государственной сельскохозяйственной академии со студентами, осваивающими специальность «Технология продукции общественного питания» на очной форме обучения.
Экспериментальная работа заключалась в выполнении студентами учебных проектов на занятиях по немецкому языку в рамках изучения курса научно-технической литературы и перевода профессионально-ориентированных текстов. Выполнение проектов было интегрировано в систему обучения иностранному языку в соответствии с действующей учебной программой.
Вся проектная деятельность учащихся была сосредоточена на четырёх стадиях: организационно-подготовительной (разработка проектного задания), исследовательской (планирование и организация проектной деятельности), технологической (осуществление проектной деятельности) и заключительной стадии (презентация и оценка результатов проектирования). В ходе экспериментальной работы мы определили, что формирование инструментальных компетенций происходит на всех стадиях учебно-проектной деятельности.(Табл.3)
Таблица 3
Формирование И С в учебно-проектной деятельности студентов по иностранному языку
Стадия учебно-проектной деятельности Ситуации формирования ИК
Организационно-подготовительная стадия -совместный поиск и анализ проблемы проекта; -обсуждение и принятие общего решения по теме проекта, вытекающей из неё системы целей, задач исследования; -анализ предстоящей деятельности; -совместный поиск подпроблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики; -формирование творческих микрогрупп.
Исследовательская стадия -совместная разработка и распределение задач (обязанностей) по микрогруппам, отбор литературы; -коллективное обсуждение возможных методов исследования, источников информации, творческих решений; -совместное определение формы презентации результатов проектной деятельности; -установление критериев оценки результатов проектирования и процесса в целом; -коллективное планирование технологического процесса по этапам, обсуждение плана деятельности; -осуществление поисковой деятельности: отбор, изучение и обработка информации по теме проекта из различных источников (в т.ч. иностранных) и областей знаний; -разработка документации; -информирование друг друга о ходе работы.
Технологическая стадия -самостоятельное выполнение технологических действий, предусмотренных технологическим процессом; -осуществление информационной, исследовательской, творческой деятельности; -оформление результатов деятельности в соответствии с принятыми правилами во взаимодействии с другими участниками проекта и с использованием компьютерной техники; -внесение при необходимости изменений в технологический процесс; -осуществление текущего контроля качества выполнения деятельности; -промежуточное обсуждение полученных данных в группах, консультации; -соблюдение технологической, трудовой дисциплины, куньтуры труда.
Заключительная стадия -презентация и защита результатов работы (на иностранном языке); -осуществление само-, взаимооценки качества результатов проекта; -анализ проектирования, формушрование выводов и изучение возможностей использования результатов состоявшегося проектирования.
Несомненно, успех реализации метода проектов во многом зависит от правильно организованной работы и совместных усилий участников проекта на всех этапах и стадиях. Практический опыт показывает, что для продуктивной проектной деятельности учащиеся уже к началу работы над проектом должны в определенной мере владеть рядом общеучебных умений: интеллектуальными, коммуникативными, творческими, социальными. Ввиду того, что студенты агроколледжа впервые столкнулись с проектной методикой, а иностранный язык в добавление ко всему не является для них профилирующей дисциплиной, учащиеся оказались неподготовленными к участию в проектной работе. Это, в свою очередь, обусловило необходимость организации подготовительного курса, в задачи которого вошло ознакомление студентов с сущностью проектного метода, стимулирование их к участию в проектной деятельности, а также проверка готовности учащихся к подобной работе.
Анализ проектной документации, предлагаемый различными исследователями, позволил разработать «визитные карточки» каждого из проектов. Подобная документация, с нашей точки зрения, упорядочивает, в определенной мере облегчает процесс работы над проектом и нацеливает студентов на продуктивное осуществление проектной деятельности. В качестве примера представим «визитную карточку» проекта на тему «Роль органических питательных веществ в здоровом питании стуцентов» (таблица 4).
Таблица 4
«Визитная карточка» учебного проекта на тему
Тема проекта: Роль органических питательных веществ в здоровом питании студентов.
Цели проекта: 1. практическая: -раскрыть значение органических питательных веществ для здорового питания студентов; -дать практические рекомендации студентам по организации здорового питания; 2.развивающая: -формирование инструментальных компетенций студентов; 3.воспитательная: -воспитание ценностного отношения к собственному здоровью; -формирование куньтуры питания студентов; -пропаганда здорового образа жизни студентов; -формирование мотивации к изучению иностранного языка.
Формируемые инструментальные компетенции: иноязычная, коммуникативная, информационно - технологическая; методологическая; компетенция решения проблем.
Предметные области: валеология, органическая химия, биология, биохимия, физиология, информационные технологии, технология продукции общественного питания.
Тип проекта: ■доминирующий в проекте вид деятельности: информационный; ■предметно-содержательная область: межпредметный; ■характер координации проекта: с открытой, явной координацией; ■характер контактов среди участников: внутренний; ■количество участников: групповой; ■продолжительность: средней продолжительности.
Основополагающий вопрос: Какую роль играют органические питательные вещества в здоровом питании студента?
Проблемные вопросы: ■Что представляют собой органические питательные вещества (белки, жиры, углеводы, витамины)? ■Какие функции выполняют органические питательные вещества в организме студента? ■Какова калорийность органических питательных веществ? ■Какова норма потребления органических питательных веществ в студенческом возрасте. ■Как сказывается переизбыточное потребление органических питательных веществ на жизнедеятельности организма студента? ■Каковы последствия недостаточности органических питательных веществ в жизнедеятельности организма студента? ■Каково содержание органических питательных веществ в продуктах питания? ■Как организовать студенту здоровое питание? (практические рекомендации)
Результат учебно-проектной деятельности: ■творческий отчёт по теме; ■мугьтимедийная тематическая презентация о роли органических питательных веществ в питании студентов; ■практические рекомендации студентам по организации здорового питания.
Программно-техническое обеспечение проекта: ■компьютер; муньтимедиатехника; ■Microsoft Office Word; Microsoft Office Excel; Microsoft Office Power Point.
Информационные материалы: ■учебные пособия по валеологии, биологии, органической химии; ■немецко-русский словарь, русско-немецкий медицинский словарь; ■учебник «Немецкий язык для пищевых и торговых специальностей», под ред. Л. И. Жебит,- М.: «Высшая школа», 2006г.; ■информационные pecypcbi.Internet.
Критерии оценки результата учебно-проектной деятельности: ■полнота раскрытия темы; ■эстетика и качество оформления творческого отчёта по теме; ■эстетика и качество мугьтимедийной презентации; ■сформированность инструментальных компетенций.
Студентам, поставленным в положение исследователей, при условии тесного взаимодействия предстояло собственными силами разрешить проблемную ситуацию, используя имеющийся арсенал знаний, умений и привлекая знания из других дисциплин. Учащиеся объединили свои усилия и энергию для того, чтобы достичь общей цели. Это потребовало от проектантов чётких действий: самостоятельно спланировать свою деятельность, правильно распределить время и ресурсы на каждый из этапов, совместно выявить и проанализировать проблему, выстроить логические схемы её решения, расчленить на подпроблемы и, поэтапно
сследовав каждую, выдвигая различные гипотезы решения и использовав актуальную информацию различных источников, предложить пути разрешения основной проблемы.
Таким образом, происходящий в сфере неопределенности и организованный в условиях проектной деятельности процесс разрешения проблемы, полностью имитировал механизм принятия решений в жизни. Он оказался адекватен жизненной ситуации.
В проектной деятельности учащиеся получили возможность органично совместить теоретические знания с их практическим применением, наглядно реализуя межпредметные связи между различными дисциплинами. Студентам было интересно и небесполезно интегрировать уже полученные на занятиях по другим предметам знания при решении познавательных задач проекта. Кроме того, процесс раскрытия проблемы позволил проявить им свой креатив, самостоятельность, социальные и организаторские умения. Таким образом закономерно происходило формирование инструментальной методологической компетенции, компетенции решения проблем.
Обучение в проектной деятельности осуществлялось в процессе тесного общения учащихся. Для того чтобы обрести понимание важных идей, партнёры-проектанты взаимодействовали друг с другом на всех этапах разработки проекта. Они получили возможность проявить коммуникативные способности в ходе коллективного обсуждения проблемы, темы проекта, гипотезы решения проблемы проекта, методов проведения исследования и способов представления конечных результатов деятельности, в процессе осуществления информационного поиска по исследуемой проблеме, оформления и представления результатов исследования.
На заключительном этапе проектной деятельности была организована презентация и защита проектов, анализ работы микрогрупп, широкое обсуждение и дискуссия на иностранном языке. Здесь от проектантов потребовалось умение грамотно предложить свою точку зрения и аргументировано доказать её, поддержать дискуссию, придти к компромиссу, выступить перед публикой. Студенты должны были быть готовыми к обоснованному пояснению любого аспекта своей работы. Учащиеся были вовлечены в живое обсуждение реальных проблем, с которыми им пришлось столкнуться в процессе проектной работы. Главная методическая задача состояла в том, чтобы эти умения реализовывались на иностранном языке.
Таким образом, между членами группы закономерно устанавливались отношения ответственности и творческой взаимозависимости, интенсивная коммуникация, без которой невозможно взаимопонимание, у проектантов формировалось умение работать в коллективе, развивались навыки сотрудничества. Данные умения отражают специфику инструментальной коммуникативной компетенции, иноязычной коммуникативной компетенции.
Организованная на уроках иностранного языка проектная деятельность предполагала самостоятельное приобретение учащимися недостающих знаний из всех возможных информационных источников, в том числе и иноязычных: учебной, специальной и справочной литературы, информационных ресурсов сети Интернет. В ходе работы с полученной информацией у студентов формировалась культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать и анализировать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную и критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
В процессе проектной деятельности студенты постепенно овладевали компьютерной грамотностью для поиска, введения и редактирования информации (текстовой, графической), создания компьютерных презентаций с использованием мультимедиатехники. Здесь речь идет об умении работать с информацией, а именно об инструментальной информационно-технологической компетенции.
Таким образом, в режиме учебно-проектной деятельности студентов создавались благоприятные условия для эффективного формирования инструментальных компетенций.
Эффективность проектного метода в процессе формирования инструментальных компетенций в аграрном колледже определялась нами на основании разработанной методики, основным инструментом в которой явилось наблюдение в естественных условиях работы согласно разработанной карте наблюдения. В качестве объектов наблюдения были избраны следующие показатели инструментальных компетенций: 1)коммуникативная компетенция: -способность работать в сотрудничестве с другими участниками проекта; -умение четко, грамотно излагать свои мысли;
-умение предложить, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; -умение выступать перед публикой; -умение выслушивать и принимать мнение других; -умение управлять своим эмоциональным состоянием;
2)информационно-технологическая компетенция: -умение самостоятельно вести поиск информации, используя различные источники информации; -умение проводить поиск информации в сети Интернет; -умение анализировать, обрабатывать, представлять информацию; -компьютерные навыки;
3)методологическая компетенция: -умение планировать деятельность, рационально распределять время; -умение выбирать методы и способы достижения целей; -умение адекватно оценивать деятельность;
4)компетенция решения проблем: -умение распознавать проблему;
-умение находить эффективный способ решения проблемы; -умение реализовывать творческие идеи в процессе решения проблемы;
5)иноязычная компетенция: -умение работать с информацией на иностранном языке; -навыки устной речи на иностранном языке;
-проявление положительных эмоций при включении в иноязычное общение.
Сравнительный анализ результатов наблюдения показал, что по окончании проектной деятельности у студентов :
-усовершенствовались коммуникативные умения; -частично исчезла боязнь публичного выступления;
-возросло желание работать «в команде», позитивно взаимодействовать и сотрудничать с партнёрами по общению;
-повысился интерес к самостоятельному проведению поиска информации по различным источникам, используя информационные ресурсы сети Интернет;
-сформировались способность ориентироваться в огромном информационном потоке, умение грамотно использовать компьютерные возможности для представления информации; -значительно повысился уровень компьютерных презентаций; -сформировались навыки разрешения проблемной ситуации;
-появилось стремление проявить творческие идеи в процессе разрешения проблемной ситуации; -усовершенствовались иноязычные знания и умения.
Проведенная экспериментальная работа дала подтверждение выдвинутой гипотезе о том, что внедрение учебно-проектной деятельности в преподавание иностранного языка в аграрном колледже способствует положительным результатам в формировании инструментальных компетенций у студентов.
Таким образом, проектная методика является одним из эффективных способов учения, нацеленного на становление личности, обладающей инструментальными компетенциями.
Однако мы не рассматриваем метод проектов как единственный и основной способ формирования инструментальных компетенций, определяющий стратегии обучения иностранному языку. Разумеется, это всего лишь один из компонентов в системе формирования инструментальных компетенций, который можно эффективно использовать в агроколледже.
Большим дидактическим потенциалом для формирования инструментальных компетенций обладает также технология развития критического мышления через чтение и письмо, метод ситуационного анализа. Это является предметом наших последующих исследований.
The article deals with the problem of formation of instrumental competences of students of agrarian college in teaching and project activity in the lessons of the foreign language. The author defines in details the essence of instrumental competences, the system of situations, aimed at forming of instrumental competences in project activity and describes the experience of using of method of projects in teaching the German language in agrarian college.
The key words: agrarian education, instrumental competences, method of project, teaching and project activity.
Список литературы
¡.Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Большая Российская энциклопедия».Спб.: «Норинт», 1999, 1456 с.
2.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
3.Изотикова Т.Д. Подготовка будущего учителя к проектной деятельности в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. канд. пед. наук. Брянск, 2006. 252с.
4.Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа -вуз - послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя; Материалы XVI научно-методической
сонференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». М.: Исследовательс центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 130 с.
5.Матушкин H.H., Столбова И. Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы.// Высшее образование сегодня. 2009. №5. с 24-29
6.Настройка образовательных структур в Европе [Электронный ресурс] http://www.let.rug.nl/TuningProject/index.htm
7.Толковый словарь русского языка/ РАН, Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд., дополн. М.:000 «А ТЕМП», 2007.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 150414 «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок». М.,2008.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания». М., 2009.
Об авторе
Пунтус Е.В. - аспирант Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected]