Научная статья на тему 'Психолого-педагогические подходы к эффективному формированию инструментальных и профессиональных компетенций студентов вузов - будущих специалистов'

Психолого-педагогические подходы к эффективному формированию инструментальных и профессиональных компетенций студентов вузов - будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / INSTRUMENTAL COMPETENCES / PSYCHOLOGY / PEDAGOGY / FORMATION OF INSTRUMENTAL COMPETENCES / TRAINING OF SPECIALISTS / PRINCIPLES OF TRAINING / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даниленко Л. П.

Постановка задачи. В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к эффективному формированию инструментальных и профессиональных компетенций студентов. Цель статьи показать актуальность проблемы практической реализации непрерывной подготовки специалистов, в том числе инженеров, дизайнеров и архитекторов.Методология исследования. Проблему формирования профессиональных компетенций изучали А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Дж. Равен, А. В. Хуторской. В результате исследований и анализа научных публикаций о формировании инструментальных и профессиональных компетенций студентов можно признать, что наша статья дополняет информацию с точки зрения психолого-педагогического подхода, приводя в качестве примеров принципы обучения, согласно которым профессиональную подготовку архитекторов, дизайнеров, инженеров следует ориентировать на формирование профессиональной компетентности и творческого мышления. В статье предлагаются общепедагогические и дидактические условия формирования профессиональной компетенции; выделяются критерии отбора содержания профессиональной подготовки. В современный период отсутствует единообразное представление о вопросе формирования указанных компетенций, следовательно, этот вопрос нуждается в доработке. В статье дается определение инструментальным компетенциям, приводятся методы и приемы формирования инструментальной компетенции; указывается на то, что преподаватель может подобрать комплекс упражнений для каждого студента в зависимости от доминирующего вида интеллекта. Выдвигается утверждение, что такой подход максимально отвечает развитию индивидуального потенциала и помогает студенту усвоить новый материал значительно лучше и быстрее. Помимо профессиональных и набора общих, в частности, инструментальных компетенций, освещается сущность сформированной инструментальной компетенции, отмечается, что при формировании инструментальной компетенции на занятиях особый интерес для преподавателей представляют следующие виды интеллекта: лингвистический, зрительно-пространственный, логико-математический, внутриличностный и межличностный.Выводы. На основании проведенного в статье исследования сделано заключение о том, что реализация приведенных условий осуществляется через последовательную взаимосвязанную систему действий субъектов деятельности; они могут видоизменять характер деятельности, определять круг явлений, а также влиять на длительность профессиональной пригодности. Важную роль играет и выбор методологического подхода к процессу формирования инструментальных и профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даниленко Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Approaches to Effective Formation of Instrumental and Professional Competences of Students - Future Specialists

Statement of the problem. This article deals with psychological and pedagogical approaches to the effective formation of students ‘ instrumental competences. The purpose of this article is to show the relevance of the problem concerning the practical realization of continuous training of specialists, including engineers, designers and architects.Results. The article gives the definition of instrumental competences, methods and techniques of instrumental competences formation. The author points out that the teacher can choose a set of exercises for each student depending on the dominant type of intelligence. The statement is put forward that this approach is most consistent with the development of individual potential and helps the student to learn new material much better and quicker. In addition to professional and a set of general (key) competencies, the essence of the formed instrumental competence is shown, it is noted that the following types of intelligence: linguistic, visual-spatial, logical-mathematical, intrapersonal and interpersonal are of special interest to teachers in the formation of instrumental competence in the classroom.Research methodology. As a result of research and analysis of scientific publications on the formation of students’ instrumental and professional competencies, it is possible to recognize that this article adds the information in terms of psychological and pedagogical approach, giving as examples the principles of training, according to which the training of architects, designers, engineers should be focused on the formation of professional competence and creative thinking. General pedagogical and didactic terms of formation of professional competence are offered; the criteria for the selection of the professional training content are distinguished in the article. Nowadays, there is no uniform understanding of the issue of these competencies formation; therefore, this issue needs to be improved.Conclusion. On the basis of the research the author makes conclusion that the realization of these conditions is carried out through a consistent interconnected system of actions of the subjects of activity; they can modify the nature of the activity, determine the range of phenomena, as well as affect the duration of professional suitability. The choice of methodological approach to the process of formation of instrumental and professional competences also plays an important role.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические подходы к эффективному формированию инструментальных и профессиональных компетенций студентов вузов - будущих специалистов»

DOI: 10.15293/1813-4718.1903.09 УДК 159.9.348.147

Даниленко Людмила Петровна

Доцент кафедры иностранных языков, Томский государственный архитектурно-строительный университет, [email protected], ORCID 0000-0001-6101-8712, Томск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ - БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Постановка задачи. В статье рассматриваются психолого-педагогические подходы к эффективному формированию инструментальных и профессиональных компетенций студентов. Цель статьи показать актуальность проблемы практической реализации непрерывной подготовки специалистов, в том числе инженеров, дизайнеров и архитекторов.

Методология исследования. Проблему формирования профессиональных компетенций изучали А. А. Вербицкий, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Дж. Равен, А. В. Хуторской. В результате исследований и анализа научных публикаций о формировании инструментальных и профессиональных компетенций студентов можно признать, что наша статья дополняет информацию с точки зрения психолого-педагогического подхода, приводя в качестве примеров принципы обучения, согласно которым профессиональную подготовку архитекторов, дизайнеров, инженеров следует ориентировать на формирование профессиональной компетентности и творческого мышления. В статье предлагаются общепедагогические и дидактические условия формирования профессиональной компетенции; выделяются критерии отбора содержания профессиональной подготовки. В современный период отсутствует единообразное представление о вопросе формирования указанных компетенций, следовательно, этот вопрос нуждается в доработке. В статье дается определение инструментальным компетенциям, приводятся методы и приемы формирования инструментальной компетенции; указывается на то, что преподаватель может подобрать комплекс упражнений для каждого студента в зависимости от доминирующего вида интеллекта. Выдвигается утверждение, что такой подход максимально отвечает развитию индивидуального потенциала и помогает студенту усвоить новый материал значительно лучше и быстрее. Помимо профессиональных и набора общих, в частности, инструментальных компетенций, освещается сущность сформированной инструментальной компетенции, отмечается, что при формировании инструментальной компетенции на занятиях особый интерес для преподавателей представляют следующие виды интеллекта: лингвистический, зрительно-пространственный, логико-математический, внутриличностный и межличностный.

Выводы. На основании проведенного в статье исследования сделано заключение о том, что реализация приведенных условий осуществляется через последовательную взаимосвязанную систему действий субъектов деятельности; они могут видоизменять характер деятельности, определять круг явлений, а также влиять на длительность профессиональной пригодности. Важную роль играет и выбор методологического подхода к процессу формирования инструментальных и профессиональных компетенций.

Ключевые слова: инструментальные компетенции, психология, формирование инструментальных компетенций, подготовка специалистов, принципы обучения, педагогический процесс.

Введение. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что среди приоритетных задач высшего образования ставит-

ся подготовка дипломированного специалиста, обладающего сформированными профессиональными и инструменталь-

ными компетенциями. Сформированные компетенции помогают вступлению молодого специалиста в профессиональную жизнь, дают качественную возможность применять полученные знания по специальности при межличностном общении на профессиональные и общие темы, а также при осуществлении учебной деятельности видеть проблемы и эффективно их решать.

Цель статьи: изучение психолого-педагогических подходов к эффективному формированию компетенций студентов - будущих архитекторов, дизайнеров, инженеров.

Что же такое инструментальные компетенции? Они отличаются от других видов компетенций рядом характерных особенностей:

- инструментальные компетенции отражают качество и способности личности, которые играют значительную роль в любой профессиональной деятельности;

- инструментальные компетенции служат фундаментом для формирования профессиональных компетенций;

- инструментальные компетенции неодномерны, так как сюда входят различные умственные процессы и аналитические, коммуникативные, творческие умения.

Для формирования инструментальной компетенции используются различные методы, приемы и подходы, но особенно важно сделать акцент на подходах, которые учитывают индивидуальные особенности каждого специалиста [7].

Общепризнано, что способ познания является важным фактором успеха при обучении. Существуют несколько подходов к способам познания. Самая распространенная классификация основана на исследованиях деятельности головного мозга, согласно которым был сделан вывод о разной роли полушарий при обработке информации. У большинства людей доминирующим является одно из полушарий: правое или левое.

Следовательно, можно выделить два вида обучающихся в зависимости от обо-

значенного факта. Студенты с преобладающим функционированием левого полушария, которое отвечает за аналитическое мышление, лучше запоминают факты, события и их последовательность, устанавливают причинно-следственные связи, формулируют выводы. Такие обучающиеся предпочитают работу с текстами, упражнения на заполнение пропусков, расположение информации в определенной последовательности, изучение конкретных ситуаций и выполнение другой четко структурированной учебной деятельности [4].

Правое полушарие несет ответственность за обработку информации, выраженной в образах и символах, что позволяет человеку устанавливать связи между образами и одновременно анализировать большой объем разнообразной информации, изучать проблему в деталях и на основании этого принимать решение. Поэтому такие обучающиеся с удовольствием используют графические изображения, схемы, опорные конспекты и выполняют творческие задания, включая ролевые и деловые игры.

Второй подход основан на нейролинг-вистическом программировании, которое является сочетанием техник, моделей и теорий личностного развития. Указанный подход рассматривает человеческое поведение и общение, а именно то, как мы воспринимаем картину мира посредством нервной системы и используем свои органы чувств. Согласно этому подходу, всех обучающихся можно условно разделить на три группы [4]:

1) студенты с преимущественным развитием зрительной памяти;

2) те, у которых преобладает слуховое восприятие;

3) обучающиеся с моторным типом памяти.

Эта классификация может действительно помочь преподавателю установить контакт с обучающимися и подобрать комплекс упражнений для каждой группы, чтобы задействовать доминирующую

систему в большем объеме по сравнению с остальными сенсорными системами для наиболее эффективного использования возможностей человека в процессе погружения в иноязычную языковую среду. Студенты первой группы лучше осваивают материал через зрительные образы, например, использование картинок, настенного дисплея, диаграмм, схем, видеофрагментов, презентаций. Аудиалы успешнее усваивают учебный материал посредством участия в дискуссиях, обсуждениях, конференциях и парной работе. Кинестетикам необходимо предлагать письменные виды работы - написание аннотаций, эссе, отчетов, обзоров и писем.

Третий подход, который помогает определить образовательные потребности каждого студента, базируется на теории множественного интеллекта [8]. В соответствии с этой теорией можно выделить восемь видов интеллектуальных способностей, которые у каждого человека встречаются в различных сочетаниях. Под интеллектом следует понимать способности к решению задач, приспосабливаться к новым ситуациям; способности к обучению и запоминанию на основе опыта, причем эта способность может быть обусловлена конкретными культурными особенностями или социальной средой.

Методология исследования. При формировании инструментальной компетенции на занятиях особый интерес для преподавателей представляют следующие виды интеллекта: лингвистический, зрительно-пространственный, логико-математический, внутриличностный и межличностный.

Рассматривая психолого-педагогические подходы к эффективному формированию инструментальных компетенций студентов, стоит отметить, что преподаватель может подобрать комплекс упражнений для каждого студента в зависимости от доминирующего вида интеллекта.

Справедливо и предположение о том, что такой подход максимально отвечает

развитию индивидуального потенциала и помогает студенту усвоить новый материал значительно лучше и быстрее.

Студентам, у которых преобладает лингвистический интеллект, можно предложить выполнить языковые упражнения (подстановочные, трансформационные, переводные, конструктивные), подготовить доклад, пересказ текста, провести дискуссии в больших и малых группах и т. д.

Для обучающихся с доминирующим логико-математическим интеллектом наиболее оптимальные следующие упражнения: решение логических проблем, составление логично-последовательной презентации, создание таблиц и графиков.

Студенты со зрительно-пространственным интеллектом лучше всего усваивают материал, когда им предлагают составить интеллектуальные карты, диаграммы, снять учебный видеоролик либо, например, сделать коллаж по изученной теме. Развитию межличностного интеллекта способствуют такие активные методы обучения, как мозговой штурм, ролевые и деловые игры, решение ситуационных задач, проектная деятельность. Индивидуальные задания, проекты, составление тезауруса по изученной теме, компьютерное тестирование, программы для самообучения подходят для студентов с преобладающим внутриличностным интеллектом [4].

Необходимо отметить, что анализ потребностей в обучении осуществляется на основе текущего наблюдения и оценки, поэтому преподаватель должен постоянно задавать себе вопрос: какие методы и приемы работают хорошо, что не работает и почему. Также можно использовать уже разработанные анкеты и диагностические тесты с целью определения доминирующего типа восприятия.

Как уже отмечалось, инструментальные компетенции являются фундаментом для профессиональных компетенций, и их уровень напрямую зависит от наличия в вузе специальной системы ее формирования [1].

С этих позиций необходимо говорить об обновлении содержания и структуры подготовки бакалавров в связи с тем обстоятельством, что содержание образования выступает в качестве одного из главных факторов экономического и социального прогресса, ориентированного на становление личности, формирование условий для самореализации и развития личности. Кроме того, содержание образования должно обеспечивать взаимопонимание между учащимися, между народами независимо от их национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать наличие разных мировоззренческих подходов.

В качестве ориентиров для анализа стоит обратиться к основным принципам обучения:

- принцип социокультурной сообразности выражает необходимость ставить цели образования и выстраивать образовательный процесс, сообразуясь с законами окружающей природной, социальной, культурной сред, а также учитывая социально-психологические особенности студентов;

- принцип гуманизации обучения заключается в обращенности образовательного процесса к личности студента и создании максимально подходящих условий для овладения имеющимся социальным опытом; для всестороннего развития студента, его индивидуальности и самостоятельности, творчества, духовно-нравственных и интеллектуальных качеств;

- принцип развивающего и воспитывающего характера предполагает всестороннее развитие личности в процессе обучения с учетом индивидуальных особенностей студентов;

- принцип научности содержания и методов учебного процесса (в образовательном процессе для усвоения предлагаются только те положения, которые прочно установлены в изучаемой дисциплине, объективные научные факты, законы, теории; отмечается взаимосвязь с современными

научными теорией и практикой);

- принцип связи обучения с практикой предусматривает использование студентами полученных знаний в различных ситуациях коммуникации; в деловом и бытовом общении (осуществление этого принципа обеспечивается созданием специализированных педагогических условий, где происходит превращение действий субъектов от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно).

Согласно приведенным принципам обучения, профессиональную подготовку таких специалистов, как архитекторы, дизайнеры, инженеры, необходимо ориентировать на формирование профессиональной компетентности, творческого мышления, соответствующих умений.

При этом, как видится, структура профессиональной компетентности рассматриваемых специалистов тесно связана с правильно выбранной моделью по подготовке архитекторов, инженеров, дизайнеров.

В качестве основных параметров уровня профессиональных компетенций выступают базовое образование; продолжительность обучения; соотношение теоретической и практической подготовки; соотношение состава, объема и содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки; класс профессиональных задач, к решению которых готов специалист. Кроме того, единые стандарты образования позволяют ориентировать систему подготовки специалиста на достижение целей становления творческой личности. Исходя из этого факта, стандарт образования выступает нормативно-правовым документом, регламентирующим содержательную часть подготовки, с другой стороны, стандарт фактически определяет личностные цели специалистов в области архитектуры, дизайна.

В процессе формирования профессиональных компетенций были выделены критерии отбора содержания профессиональной подготовки:

- личностный дает возможность определить отношение специалиста к осознанию необходимости профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность, побуждается, в свою очередь, мотивами (внешними - результат взаимодействия с образовательным процессом и внутренними - личностную заинтересованность, интерес к деятельности);

- когнитивный способствует формированию и развитию системы научных знаний о профессиональной компетентности и деятельности, способах ее выполнения. Знания необходимы для применения их на практике, для самореализации бакалавра в профессиональной деятельности;

- деятельностно-инструментальный связан с реализацией профессиональной деятельности; подразумевает наличие организационных умений, возможности творческого применения знаний, введения активных форм работы в процесс развития профессиональной компетентности, обеспечивающих актуальность и перспективность деятельности.

Анализ психолого-педагогических исследований, а также практика взаимодействия субъектов описываемой деятельности, позволяют выделить и охарактеризовать ряд условий, от которых существенно зависит в дальнейшем успех формирования профессиональных компетенций будущих архитекторов, дизайнеров и инженеров.

К условиям формирования профессиональных компетенций справедливо отнести:

- общепедагогические, представляющие собой механизм осуществления социального заказа на подготовку специалистов, включают: наличие системы методической работы вузовской администрации с преподавателями по организации профессиональных проб, направленных на самоопределение личности; учебно-методическое обеспечение (программы, учебники, методические рекомендации, сценарий игр, программ практикумов и тренингов и др.);

учебно-материальную базу (финансы, материалы, оборудование, помещение и др.); наличие образовательной среды; творческую направленность изучения специальных дисциплин; личный пример педагога; учет индивидуальных особенностей студентов;

- дидактические, характеризующие возможности формирования профессиональных компетенций: использование в образовательном процессе эффективных педагогических технологий; ориентированность педагогического процесса на формирование профессиональных качеств личности (мобильность, целеустремленность, эрудированность, легкость генерирования идей, способность к переносу, гибкость мышления), способствующих участию бакалавров в творческом процессе; наличие в содержании образования психолого-педагогических и других дисциплин, учебного материала, способствующего формированию профессиональных компетенций; совершенствование содержания образования (включение в учебный план факультативов и спецкурсов, способствующих развитию профессиональных компетенции личности); самообразование будущего инженера, архитектора, дизайнера; формирование у студентов потребности в самоанализе и самопознании [5].

Заключение. По результатам исследования делается вывод, что реализация приведенных условий в контексте профессионального становления специалистов осуществляется через последовательную взаимосвязанную систему действий субъектов выбранной деятельности, они могут видоизменять характер деятельности, определять круг явлений и влиять на длительность профессионального становления и развития. Процесс формирования инструментальных и профессиональных компетенций во многом зависит от выбора методологического подхода, позволяющего определить стратегию и способы исследования процесса формирования этих компетенций.

Библиографический список

1. Беркенова Г. С. Компетентностно-ори-ентированное обучение в системе повышения квалификации педагогических кадров. -М.: Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, 2016. - 145 с.

2. Войниленко Н. В. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы. - Челябинск: Образование,

2017. - 221 с.

3. Закавова З. Я. Условия формирования профессиональных компетенций бакалавра педагогического образования. - Уфа: Аэтерна,

2018. - 128 с.

4. Молчанов С. Г. Инструментальное обеспечение формирования-оценивания социальных компетенций. - Челябинск: Энциклопедия, 2016. - 113 с.

5. Новгородов А. С. Студент как субъект профессионального развития: инструментальные средства формирования и контроля компетенций. -Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2014. - 112 с.

6. Пунтус Е. В. Возможности технологии развития критического мышления в фор-

мировании инструментальных компетенций у студентов на занятиях по гуманитарным дисциплинам. - М.: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. - 184 с.

7. Рицкова Т. И. Мероприятия по формированию инструментальных и педагогических компетенций преподавателей для эффективной организации учебного процесса // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона. - 2017. - № 1. - С. 158-161.

8. Харитонова Г. Н. О роли компетенций в формировании профессиональных знаний, навыков и умений у бакалавров-инструменталистов. - Орел: Орловский государственный институт культуры, 2015. - 312 с.

9. Raven J. Competence in modern society - Its identification, development and release. - London: H. K. Lewis, 1984. - 251 p.

10. Richards J. C. Competence and Performance in Language Teaching // RELC Journal. - 2010. -Vol. 41, № 2. - P. 101-122.

11. Sanghi S. Competency Mapping: Understanding, Designing and Implementing Competency Models in Organizations. - New Delhi: SAGE, 2007. - P. 216-228.

Поступила в редакцию 07.04.2019

Danilenko Lyudmila Petrovna

Assoc. Prof. of Foreign Languages Department, Tomsk State University of Architecture and Building, [email protected], ORCID 0000-0001-6101-8712, Tomsk

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO EFFECTIVE FORMATION OF INSTRUMENTAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS - FUTURE SPECIALISTS

Abstract. Statement of the problem. This article deals with psychological and pedagogical approaches to the effective formation of students ' instrumental competences. The purpose of this article is to show the relevance of the problem concerning the practical realization of continuous training of specialists, including engineers, designers and architects.

Results. The article gives the definition of instrumental competences, methods and techniques of instrumental competences formation. The author points out that the teacher can choose a set of exercises for each student depending on the dominant type of intelligence. The statement is put forward that this approach is most consistent with the development of individual potential and helps the student to learn new material much better and quicker. In addition to professional and a set of general (key) competencies, the essence of the formed instrumental competence is shown,

it is noted that the following types of intelligence: linguistic, visual-spatial, logical-mathematical, intrapersonal and interpersonal are of special interest to teachers in the formation of instrumental competence in the classroom.

Research methodology. As a result of research and analysis of scientific publications on the formation of students' instrumental and professional competencies, it is possible to recognize that this article adds the information in terms of psychological and pedagogical approach, giving as examples the principles of training, according to which the training of architects, designers, engineers should be focused on the formation of professional competence and creative thinking. General pedagogical and didactic terms of formation of professional competence are offered; the criteria for the selection of the professional training content are distinguished in the article. Nowadays, there is no uniform understanding of the issue of these competencies formation; therefore, this issue needs to be improved.

Conclusion. On the basis of the research the author makes conclusion that the realization of these conditions is carried out through a consistent interconnected system of actions of the subjects of activity; they can modify the nature of the activity, determine the range of phenomena, as well as affect the duration of professional suitability. The choice of methodological approach to the process of formation of instrumental and professional competences also plays an important role.

Keywords: instrumental competences, psychology, pedagogy, formation of instrumental competences, training of specialists, principles of training, pedagogical process.

References

1. Berkenova, G. S., 2016. Competence-oriented training in the system of professional development of teaching staff. Moscow: Center for implementation of the state educational policy and information technologies Publ., 145 p. (In Russ.)

2. Voinilenko, N. V., 2017. Formation of social competence in educational institution. Instrumental provision of educational work. Chelyabinsk: Education Publ., 221 p. (In Russ.)

3. Zakavova, Z. Y., 2018. The conditions of professional competences formation of pedagogical education bachelors. Ufa: Aeterna Publ., 128 p. (In Russ.)

4. Molchanov, S. G., 2016. Instrumental support of formation-evaluation of social competences. Chelyabinsk: Encyclopedia Publ., 113 p. (In Russ.)

5. Novgorodov, A. S., 2014. Student as a subject of professional development: tools for the formation and control of competences. Vladivostok: Vladivostok state University of Economics and service Publ., 112 p. (In Russ.)

6. Puntus, E. V., 2014. Possibilities of technological development of critical thinking at the formation of students' instrumental competencies in the classroom (Humanities). Moscow: Actual problems

of Humanities and natural Sciences Publ., 184 p. (In Russ.)

7. Ritskova, T. I., 2017. Activities towards the formation of teachers' instrumental and pedagogical competencies for the effective organization of the educational process. Intellectual potential of the educational organization and region socio-economic development, No. 1, pp. 158-161. (In Russ.)

8. Kharitonova, G. N., 2015. On the role of competencies in the formation of professional knowledge, skills and abilities of bachelors-instrumentalists. Orel: Orel state Institute of culture Publ., 312 p. (In Russ.)

9. Raven, J., 1984. Competence in modern society - Its identification, development and release. London: H. K. Lewis Publ., 251 p. (In Eng.)

10. Richards, J. C., 2010. Competence and Performance in Language Teaching. RELC Journal, Vol. 41, No. 2, pp. 101-122. (In Eng.)

11. Sanghi, S., 2007. Competency Mapping: Understanding, Designing and Implementing Competency Models in Organizations. New Delhi: SAGE Publ., pp. 216-228. (In Eng.)

Submitted 07.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.