1УДК 377.5 ББК 74.5
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЛЛЕДЖА
А. М. Шакирова, Р. А. Фахрутдинова, Р. Р. Фахрутдинов
Аннотация. Одной из основных задач среднего профессионального образования на сегодняшний день является формирование психолого-педагогической компетенции студентов колледжа. Педагогика как наука, бурно развивающаяся в последние 10-15 лет, является мощным инструментом исследования профессиональных компетенций студентов в области изучения предметов психолого-педагогического цикла.
Актуальность исследования обусловлена ориентацией среднего профессионального образования на развитие профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию студентов колледжа, как умение учиться. В контексте формирования психолого-педагогической компетентности основные виды профессионально-коммуникативных компетенций развиваются в процессе психолого-педагогических занятий и рассмотрены нами как профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности студентов в будущем.
Задача формирования профессиональной компетентности студента колледжа не может быть решена без внимательного отношения к особенностям становления основных психических процессов и функций в подростковом и юношеском возрасте. Это дает нам основание утверждать, что занятия с психолого-педагогическим содержанием, включающим яркие примеры из существующей психолого-педагогической сферы, предполагают активное вовлечение студентов в учебную деятельность, являются эффективным средством формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов среднего профессионального образования.
В процессе исследования осуществлялось изучение психолого-педагогических, методических работ; были выделены исходные теоретические положения. В ходе проведения эксперимента были выявлены и реализованы педагогические условия, определены и реализованы содержание, формы, методы и технологии формирования общекультурных компетенций студентов в поликультурном образовательном пространстве колледжа, проверялась их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Реализация потенциала профессиональных дисциплин психолого-педагогической направленности по обеспечению психолого-педагогической подготовки студентов колледжа способствует их личностному развитию и формированию как человека, способного к ориентации в пространстве колледжа на основе приобщения к элементам дошкольной психологии и педагогики.
Ключевые слова: студенты, компетенция, компетентность, психолого-педагогические дисциплины, система среднего профессионального образования, колледж, профессиональная компетентность, образовательное пространство.
FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE COLLEGE
A. M. Shakirova, R. A. Fahrutdinova, R. R. Fahrutdinov
Abstract. One of the main objectives of secondary vocational education is the formation of psychological and pedagogical competence of College students. Pedagogy, rapidly developing in recent years, is a powerful tool for the study of professional competencies of students in the field of subjects of psychological and pedagogical cycle.
The relevance of the study is due to the orientation of secondary vocational education to the development of professional competencies of students, providing such a key competence as the ability to learn. In the context of the formation of psychological and pedagogical competence, the main types of professional and communicative competences are developed in the process of psychological and pedagogical training, and the authors consider them as professional competences corresponding to the main types of professional activity.
The problem of formation of professional competence of the student can not be solved without careful analyzes of the peculiarities of the formation of the main mental processes and functions in adolescence. This gives reason to argue that classes with psychological and pedagogical content, including vivid examples from the existing psychological and pedagogical sphere, suggest the active involvement of students in educational activities, are an effective means of forming the psychological and pedagogical competence of students of secondary vocational education.
In the process of research, psychological-pedagogical and methodological study was carried out; the initial theoretical positions were singled out. In the course of the experiment, pedagogical conditions were identified and implemented, the content, forms, methods and technologies of forming the general cultural competencies of students in the multicultural educational space of the college were defined and implemented, and their effectiveness was tested in the course of experimental work. Realization of the potential of professional disciplines of psychological and pedagogical orientation to provide psychological and pedagogical training contributes to the student's personal development and his formation as a person capable of orienting in the college space on the basis of familiarizing with the elements of pre-school psychology and pedagogy.
Keywords: competence, competency, system of secondary professional education, students, College, psychological and pedagogical disciplines.
Введение
Многими авторами-исследователями педагогики как науки был представлен множественный ряд определений категорий «компетент-ностный подход», «компетенция» и «компетентность». Анализ опубликованных психолого-педагогических работ позволяет рассуждать, что проблема реализации компетентностного подхода в условиях среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование» 44.02.01 недостаточно разработана и внедрена в аспекте содержания организации развивающей деятельности в условиях предметно-пространственной среды ДОО, а также совершенствования профессиональной компетентности будущего воспитателя детского сада - в лице студента колледжа, в организации инновационной педагогической деятельности.
Наиболее значимыми для нашего исследования явились работы ученых, посвященные
раскрытию понятий компетентностного подхода и компетенций в современном образовании (В. И. Андреев, Д. А. Иванов, Л. Ф. Иванова, В. А. Кальней, Т. М. Ковалева, Дж. Равен, О. В. Соколова, С. Е. Шишов, Б. Д. Эльконин). Понятие «профессиональные компетенции» исследованы Ю. В. Сенько и В. В. Башевым. Идеи компетент-ностного подхода в образовании рассмотрены В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, Г. В. Мухаметзяновой, А. М. Новиковым и др.
Анализ педагогической литературы по проблеме формирования профессиональных компетенций обучающихся доказывает разностороннюю неоднозначность, полиструктурность, а также многокомпонентность понятий «компетентность», «компетенция», сложность их трактовки и самой идеи компетентностного подхода в образовании [1-3].
Методологической основой исследования являются философские концепции единства об-
щего, особенного и единичного; педагогические концепции, раскрывающие закономерности и принципы теории и методики обучения в системе профессионального образования; методологические основы системного, компетентностно-го, культурологического и личностно-ориенти-рованного подходов к исследованию социальных систем образования, а именно:
• теория педагогического проектирования (В. С. Леднев, В. А. Сластенин, М. И. Махмутов);
• теория деятельности (В. В. Давыдов. А. Н. Леонтьев);
• концепция непрерывного профессионального образования личности как условие ее профессионализации и самореализации (Е. М. Ибрагимова, Г. В. Мухаметзянова и др.).
Дж. Равен под компетентностью подразумевает способность, включающую узкие и специальные знания, особого рода способы мышления, предметные навыки, а также понимание ответственности за свои действия. По Дж. Раве-ну, быть компетентным - значит владеть набором специфических, особенных компетентно-стей различного уровня, необходимым для выполнения определенного действия в конкретной предметной области [4] .
Д. А. Махотин и Ю. В. Фролов разграничивают такие понятия, как «компетентность» и «компетенция», исследователи связывают первое определение с качествами личности, а второе - с содержанием будущей профессиональной деятельности [5].
С. Е. Шишов предлагает обозначить «компетенцию специалиста» как его общую способность мобилизовать в профессиональной деятельности свои навыки, умения, знания, а также обобщенные способы выполнения действий [6].
По мнению таких ученых, как Э. Сыманюк и Э. Зеер, компетентность^ подход - это приоритетная ориентация на векторы образования: самодетерминация, самообучаемость и обучаемость, социализация, самоактуализация и развитие собственной индивидуальности [1].
И. А. Зимняя, осуществившая глубокий анализ основных положений компетентностного подхода, его места, роли и принципов в современном российском образовании, под компетенцией подразумевает психологические новообразования, которые в свою очередь могут быть внутренними, потенциальными, сокрытыми; затем выяв-
ляются в актуальных, деятельностных проявлениях, входящих в компетентности человека [2].
Следует отметить, что в понимании компетентностного подхода перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами современного рынка труда, ведь именно спрос высококомпетентных специалистов порождает предложение на развитие профессиональных компетенций студентов в образовательном пространстве колледжа в процессе изучения дисциплин психолого-педагогической направленности [7]. Сегодня овладение профессиональными компетенциями становится основной целью и является результатом процесса обучения студентов средствами дисциплин психолого-педагогической направленности в современной системе среднего профессионального образования [8].
Методика проведения исследования
Тема нашего исследования, а также его задачи обусловили выбор методов исследования, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга: теоретических - изучение философской, психологической, педагогической, социологической, методической литературы, научных периодических изданий, моделирование, проектирование, обобщение опыта деятельности образовательных учреждений; диагностических -тестирование; обсервационных - педагогическое наблюдение; праксиметрических - изучение учебной документации, программ, планов и результатов деятельности обучающихся; экспериментальных - констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента; статистических - количественная и качественная обработка материалов с помощью математической статистики и математического анализа.
Опытно-экспериментальная работа была нами направлена на реализацию следующей гипотезы исследования: формирование профессиональных компетенций студентов среднего профессионального образования средствами дисциплин психолого-педагогического цикла будет более эффективным, если:
• на основе теоретического анализа проблемы будет конкретизировано содержание понятия «профессиональная компетентность студента колледжа в рамках изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»;
• будут выявлены критерии, показатели уровня сформированности профессиональных компетенций студентов колледжа в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин;
• будет разработано содержание психолого-педагогических дисциплин в аспекте формирования профессиональных компетенций студентов колледжа.
Экспериментальной базой исследования был представлен колледж ЧОУ ВО Казанского инновационного университета имени В. Г. Ти-мирясова (ИЭУП) города Казани, студенты 1-3-го курсов по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Исследовательским инструментарием для изучения процесса формирования профессиональных компетенций студента средствами психолого-педагогических дисциплин в образовательном пространстве колледжа нами был использован метод моделирования. Один из этапов эксперимента включал разработку и реализацию модели по формированию профессиональных компетенций студентов колледжа средствами психолого-педагогических дисциплин. В качестве основной цели разработанной нами модели мы определили формирование профессиональных компетенций студентов системы среднего профессионального образования.
Методологический компонент разработанной нами модели позволил выделить и обозначить профессиональные подходы и принципы к процессу обучения студентов колледжа, способствующие формированию их профессиональных компетенций в современной системе среднего профессионального образования. Метод моделирования позволил нам интегрировать теоретико-методологическую основу исследования и его экспериментальную часть по доказательству основных положений исследования. Данная модель включала в себя целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-критериальный компоненты, их структурные элементы во взаимозависимости и взаимообусловленности.
Успешной реализации поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
• формирование ценностных ориентаций студентов в образовательном пространстве колледжа;
• развитие у студентов колледжа положительной мотивации к формированию профессиональных компетенций в учебной и внеаудиторной деятельности;
• формирование общей и профессиональной культуры студентов колледжа;
• обеспечение самореализации личности студента в образовательном пространстве колледжа;
• овладение психолого-педагогическими и профессиональными знаниями и их практическое применение;
• развитие творческого мышления и креативного взгляда студентов колледжа.
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса и совершенствования системы профессиональной подготовки студентов колледжа нами была изучена динамика сформированно-сти профессиональных компетенций (таблица).
Анализ динамики сформированности выделенных профессиональных компетенций у будущих специалистов дошкольной образовательной организации - студентов колледжа по направлению подготовки «Дошкольное образование» позволяет констатировать ее положительный характер. При этом наибольший ффект наблюдается по двум профессиональным компетенциям: создание в группе предметно-развивающей среды и планирование различных видов деятельности и общения детей в течение дня. Также можно проследить значительную динамику и по таким профессиональным компетенциям, как педагогический контроль, оценка процесса и результатов обучения дошкольников; планирование мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие; оценка и анализ результатов работы с родителями дошкольников, корректировка процесса взаимодействия с ними. Наличие положительной динамики по сформированности профессиональных компетенций студентов колледжа дает основание сделать вывод о том, что связь между функционированием модели реализации компетентностного подхода и развитием у обучающихся основных профессиональных компетенций является закономерной, а также носит устойчивый характер. Данные показатели опытно-экспериментальной работы подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы нашего исследования.
Таблица
Динамика сформированности профессиональных компетенций
№ п/п Оцениваемые компетенции Оценка(в баллах) по учебным годам Педагогический эффект
2015 2016 2017
1 Ведение документации, обеспечивающую организацию занятий 2,5 2,8 3,5 + 1,0
2 Планирование различных видов деятельности и общения детей в течение дня 2,0 2,9 3,9 + 1,9
3 Педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременное информирование медицинского работника об изменениях в его самочувствии 3,0 3,5 4,0 + 1,0
4 Анализ процесса и результатов организации различных видов деятельности и общения детей 3,5 3,9 4,5 + 1,0
5 Педагогический контроль, оценка процесса и результатов обучения дошкольников 2,3 3,0 3,9 + 1,6
6 Планирование мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие 2,2 3,2 4,0 + 1,8
7 Создание в группе предметно-развивающей среды 2,5 3,5 4,5 +2,0
8 Проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка 4,0 4,5 4,5 +0,5
9 Разработка методических материалов на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников 2,0 2,0 3,0 + 1,0
10 Оценка и анализ результатов работы с родителями, корректировка процесса взаимодействия с ними 3,0 3,5 4,5 + 1,5
Таким образом, опытно-экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что целенаправленная работа по формированию профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Дошкольное образование» в условиях колледжа, средствами предметных дисциплин психолого-педагогической направленности позволяет решать эффективнее не только образовательные задачи (повышает качество и уровень подготовки будущих специалистов дошкольной образовательной организации), но и социально-педагогические проблемы, выражающиеся в том, что выпускники колледжа Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП) по направлению подготовки «Дошкольное образование» получают доступ к высшему профессиональному образованию, а местные работодатели в то же время решают проблему кадрового обеспечения дошкольных образовательных организаций.
Основные результаты и выводы
Проанализировав научную литературу по проблеме нашего исследования, под дисциплинами психолого-педагогической направленности мы подразумеваем те дисциплины, которые основываются на изучении педагоги-
ки и психологии, а именно: «психолого-педагогический практикум», «психолого-педагогическая диагностика», «теоретические основы дошкольного образования», «психология общения», «подготовка дошкольника к школе» и многие другие дисциплины общепрофессионального цикла. Ряд представленных выше дисциплин психолого-педагогической направленности обладают профессиональным потенциалом воспитания личности обучающегося, способствуют становлению моральных качеств и устоев, формируют гражданское сознание, развивают коммуникативные способности, взгляд на окружающий мир, развивают и формируют психолого-педагогическое отношение и грамотность.
В нашем исследовании мы рассматриваем образовательное пространство колледжа Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова как один из основных факторов формирования профессиональных компетенций студентов, который реализуется в этом пространстве как в системе межкультурных образовательных и социальных взаимоотношений, которая способствует в дальнейшем качественной интериоризации национальной культуры, формированию у студентов общечеловеческих ценностей и представлений посред-
ством изучения профессиональных дисциплин психолого-педагогической направленности.
Данные представленного нами исследования и выводы подтвердили необходимость и значимость реализации педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов средствами профессиональных дисциплин психолого-педагогической направленности в образовательном пространстве колледжа.
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в начале и конце опытно-экспериментальной работы, позволил заключить, что в результате проведенного эксперимента количество студентов с низким уровнем сформированности профессиональных компетенций уменьшилось, тогда как с высоким показателем сформированности профессиональных компетенций - увеличилось.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Профессиональные и общекультурные компетенции имеют место в системе среднего профессионального образования в связи с принятием новых образовательных стандартов.
2. Реализация потенциала профессиональных дисциплин психолого-педагогической направленности по обеспечению психолого-педагогической подготовки способствует развитию личности студента и его формированию как человека, способного к ориентации в пространстве колледжа на основе приобщения к элементам дошкольной психологии и педагогики.
3. Эффективными средствами формирования профессиональных компетенций студентов выступают традиционные и инновационные технологии и методики обучения, такие как: проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, контекстное обучение, интерактивное обучение. Данные сравнительно-сопоставительного анализа полученных результатов сформированности профессиональных компетенций студентов на начало и конец эксперимента доказали эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы и достоверность выдвинутой гипотезы исследования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер Э, Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России.
- 2005. - № 4. - С. 23-30.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2.
- C. 7-14.
3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. -2004. - № 5. - С. 3-12.
4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002.
5. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетент-ностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - C. 34-41.
6. Шишов С. Е., Агапов И. И. Компетентност-ный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 4. - С. 8-19.
7. Фахрутдинова Р. А., Васильева И. Д. Реализация педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов-бакалавров в вузе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 6.
- С. 38-43.
8. Фахрутдинова Р. А., Ахметова Г. П., Фах-рутдинов Р. Р. Проектирование образовательной среды вуза в формировании профессиональных компетенций студентов-дизайнеров // Казанская наука. - 2015. - № 6. -С.249-251.
9. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997.
10. Сошникова А. В. Профессиональные компетенции и результаты образования как главные целевые установки в реализации ФГОС СПО // Ученые записки. Электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. - 2010. - № 3. -URL: http://scientific-notes.ru/pdf/015-027.pdf (дата обращения: 24.04.2018).
11. Стоянова Д. Н., Фахрутдинова Р. А. Непрерывная система подготовки будущего специалиста в системе «школа-колледж-вуз» в образовательном пространстве университета нового типа // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 2. - C. 74-77.
REFERENCES
1. Zeer E, Symanyuk E. Kompetentnostnyy podk-hod k modernizatsii professionalnogo obra-zovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005, No. 4, pp. 23-30.
2. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - no-vaya paradigma rezultata obrazovaniya. Eksperi-ment i innovatsii v shkole. 2009, No. 2, pp. 7-14.
3. Lebedev O. E. Kompetentnostnyy podkhod v obrazovanii. Shkolnye tekhnologii. 2004, No. 5, pp. 3-12.
4. Raven J. Kompetentnost v sovremennom ob-shchestve. Moscow: Kogito-Tsentr, 2002. (in Russian)
5. Frolov Yu. V., Makhotin D. A. Kompetentnost-naya model kak osnova otsenki kachestva pod-gotovki spetsialistov. Vysshee obrazovanie se-godnya. 2004, No. 8, pp. 34-41.
6. Shishov S. E., Agapov I. I. Kompetentnostnyy podkhod k obrazovaniyu kak neobkhodimost. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2001, No. 4, pp. 8-19.
7. Fakhrutdinova R. A., Vasilyeva I. D. Realizatsi-ya pedagogicheskikh usloviy formirovaniya
professionalnykh kompetentsiy studentov-baka-lavrov v vuze. Nauchnoe obozrenie: gumanitar-nye issledovaniya. 2016, No. 6, pp. 38-43.
8. Fakhrutdinova R. A., Akhmetova G. P., Fakhrut-dinov R. R. Proektirovanie obrazovatelnoy sredy vuza v formirovanii professionalnykh kompetentsiy studentov-dizaynerov. Kazanska-ya nauka. 2015, No. 6, pp. 249-251.
9. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: innovatsionnaya deyatelnost. Moscow: Magistr, 1997.
10. Soshnikova A. V. Professionalnye kompetent-sii i rezultaty obrazovaniya kak glavnye tselevye ustanovki v realizatsii FGOS SPO. Uchenye zapiski. Elektron. nauch. zhurn. Kurs-kogo gos. un-ta. 2010, No. 3. Available at: http://scientific-notes.ru/pdf/015-027.pdf (accessed: 24.04.2018).
11. Stoyanova D. N., Fakhrutdinova R. A. Nepre-ryvnaya sistema podgotovki budushchego spet-sialista v sisteme "shkola-kolledzh-vuz" v ob-razovatelnom prostranstve universiteta novogo tipa. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2016, No. 2, pp. 74-77.
Шакирова Айгуль Минтагировна, аспирант кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань e-mail: [email protected]
Shakirova Aygul M., post-graduate student, Educational technologies and information systems in Philology Department, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan e-mail: [email protected]
Фахрутдинова Резида Ахатовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
e-mail: [email protected]
Fahrutdinova Rezida A., ScD in Education, Professor, Educational technologies and information systems in Philology Department, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan e-mail: [email protected]
Фахрутдинов Рифат Рифович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий и информационных систем в филологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
e-mail: [email protected]
Fahrutdinov Rifat R., PhD in Education, Associate Professor, Educational technologies and information systems in Philology Department, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan e-mail: [email protected]