соотношения (1):
Условные _баллы_ЭГ 189 ^ Ц317 (1)
Условные _ баллы _ КГ 167
Таким образом, эффективность системы адаптивного управления качеством подготовки будущих педагогов в вузе по сравнению с традиционной системой составляет 13,17%. Следовательно, цель субэксперимента достигнута.
In article the analysis of empirical data of pedagogical experiment on approbation of a control system by quality of preparation of pedagogical shots on the basis of the Cloud Computing technology is considered. Statistical processing of skilled data is carried out in the specialized environment R.
The key words: pedagogical experiment, integrated competence, Shapiro-Uilka test, preparation level.
Список литературы
1. Шипунов А.Б., Балдин Е.М. Наглядная статистика. Используем R!. М.: ДМК Пресс, 2012. 298 с.
2. Crawley M. The R Book. London: John Wiley & Sons, 2007. 949 p.
Об авторе
В.А. Поздняков - кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, pv01@mail.ru
УДК 373
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧИТЕЛЯ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ КОНЦА XIX НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПРОСВЕТИТЕЛЯ Х.Д. АЛЧЕВСКОЙ)
И.В. Полякова
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного облика учителя в педагогическом наследии самобытного, талантливого представителя русской педагогической мысли конца XIX начала ХХ веков Христины Даниловны Алчевской и ее значимости на современном этапе развития общества. Настоящая публикация посвящена различным аспектам обозначенной проблематики: духовно-нравственные качества самого педагога, нравственный творческий потенциал организационной структуры воскресной школы, владение педагогическим мастерством и стремление к самосовершенствованию.
Ключевые слова: духовность, нравственный облик, творческий потенциал, педагогическое самосовершенствование, педагогический дневник.
Духовно-нравственные основы любой воспитательной системы представляют собой универсальное интегративное социально-ценностное образование. Оно содержит совокупность идей интеллектуального и этического свойства, влияющих на уровень и степень развития воспитанников, оптимизацию педагогического взаимодействия между педагогом и воспитанниками, формированию личностных качеств, решение проблем социальной адаптации и гармонии с окружающим миром. По мнению исследователей, духовно-нравственный компонент создает определенные основы для осмысления социокультурных, профессиональных и личностных ориентиров воспитанников и педагогов [1].
Проблема организации и содержания духовно-нравственного воспитания, как структурного компонента целостного педагогического процесса, постоянно выступала предметом теоретических исследований на различных этапах развития научной мысли. В современном российском обществе обозначенный тематический концепт выходит на первый план. «Достаточно вспомнить, - пишет В.Д. Никандров, - что не уменьшается, а растет количество неграмотных людей, ... а духовно-нравственная составляющая российской жизни - результат нравственных усилий народа в течение столетий - подлежала переделке или отвержению». [2, с. 3]. Личность педагога, в данном ключе рассмотрения проблемы, имеет огромное значение для успеха целостного образовательно-воспитательного процесса. Используя архивные материалы, свидетельства современников и дневниковые записи, в настоящей публикации мы постарались составить целостное представление о духовно-нравственном облике учителя воскресной школы конца XIX начала ХХ веков на примере образовательной деятельности талантливого педагога-просветителя Х.Д. Алчевской.
По признанию многих исследователей, Христине Даниловне Алчевской в своей экспериментальной лаборатории Харьковской частной женской воскресной школе удалось создать «самобытную образовательно-воспитательную модель, способствующую формированию духовно-нравственных при-
оритетов у взрослой личности» [3, с. 43]. В данной модели четко прослеживается наличие двух основных направлений. «Внешнее» (поведенческое) направление определяет духовно-нравственную поведенческую модель взрослой личности, а «внутреннее» (обучающее) направление заключается в образовательном аспекте. Вслед за Э.О. Вахтеровой, мы считаем, что поведенческий аспект просвещенческой модели предполагает наличие особой структуры духовно-нравственных отношений между педагогом и ученицами воскресной школы. Именно облик педагога является базисной духовно-нравственной доминантой при формировании основных моральных приоритетов у учащихся. Кроме того, как показывают педагогические источники, высоконравственный облик самого педагога формируется на трех личностных взаимодействующих друг с другом уровнях [4]. Культурный уровень подразумевал степень овладения педагогом богатствами национальной и общечеловеческой культуры. Эмоционально-чувственный уровень проявлялся в личном отношении педагога к своим ученицам. Поведенческий уровень охватывал «модель» педагогической деятельности Х.Д. Алчевской.
В.П. Вахтеров в своей монографии, посвященной деятельности воскресных школ и повторительных классов, так охарактеризовал нравственный облик педагога-просветителя Х.Д. Алчевской: «...способности писательницы, искусство владеть устным словом и убеждать людей, упорная энергия, не останавливающаяся перед препятствиями, способность к инициативе,..., житейский такт, горячая заражающая слушателей вера в свое дело, способность на целую жизнь выбрать себе одну определенную цель и на ней сосредоточиться...» [5, с. 167-168].
Христина Даниловна была, по мнению многих, не только учительницей, но и «душой школы». Все свои душевные порывы она реализовывала в процессе педагогической работы в созданной ею частной женской воскресной школе. Д. Миллер с восторгом вспоминала: «Алчевская была педагогом по природе, по страсти, педагогом Божьей милостью. Преподавала она без педагогических фокусов. Как знала она умственный уровень своей аудитории и умела ею овладеть! В ее руках ученицы делали поразительные успехи...» [6, с. 172]. По признанию ряда исследователей, она обладала уникальными нравственными качествами, необходимыми каждому педагогу: это энтузиазм и увлеченность, которые невольно заражали всех окружающих. Поэтому многие педагоги, посещавшие Харьковскую частную женскую воскресную школу, отмечали «подъем преподавательниц, их воодушевление», которые так благотворно влияют на общую преподавательскую работу в школе. Так, за пятьдесят лет активной педагогической деятельности Х.Д. Алчевской в Харьковской частной женской воскресной школе был сформирован уникальный преподавательский коллектив. В безвозмездной самоотверженности и самоотдаче многих учителей воскресных школ делу народного просвещения Х.Д. Алчевская видела образцы высокого нравственного поведения. Она писала: «... пока в сердце человеческом не исчез элемент великодушия и горячего стремления спешить на помощь незрячему брату, чтобы сделать его грамотным и просветленным, до тех пор будут существовать на свете люди, беззаветно отдающиеся этому честному делу,...» [7, л.19].
Педагогические оптимизм и разумное самоутверждение учителя должны являться, по мнению Х.Д Алчевской, ведущими нравственными характеристиками личности педагога. Педагог, обладающий высокой нравственной культурой не должен быть подвержен «припадкам отчаяния и равнодушия» в моменты отчаяния, а наоборот, его должно «охватывать одушевление и мужество». Нравственный облик истинного педагога, по мнению Х.Д. Алчевской, дополняется его добросовестным отношением к своей непосредственной учительской работе. Вслед за немецким педагогом Карлом Кером (1830-1885) Х.Д. Алчевская советовала своим коллегам: «Приготовляйтесь к вашим учебным часам не только прежде, но и после них, то есть записывайте собранные во время занятий опыты по школе, чтобы на будущее время вы могли себя обезопасить от возможных ошибок и, таким образом, прямым путем идти к цели» [8, с. 59].Каждый высоконравственный педагог, по мнению Христины Даниловны, должен сознательно относиться к просветительскому делу и четко осознавать цели и задачи образовательно-воспитательного процесса в школе.
Творческий потенциал, заложенный в организационной структуре школы, являлся необходимой нравственной составляющей облика истинного учителя. Х.Д. Алчевская в своем автобиографическом дневнике неоднократно подчеркивала, что учитель сам должен обладать высшими духовно-нравственными приоритетами общечеловеческого и национального значения и постоянно совершенствовать свой творческий и интеллектуальный уровень. Только такой педагог способен раскрыть в человеке все богатство его духовного мира, развить в нем стремление к обладанию духовно-нравственными ценностями, формировать высоконравственные идеалы.
Атмосфера нравственного и профессионального творчества и свободный обмен мнениями о преподавательской деятельности в воскресной школе Алчевской привлекали в стены школы многих талантливых педагогов современников Х.Д. Алчевской (Н.А. Корф, С.Н. Миропольский, Л.Н. Толстой
и др.). С целью профессионального самосовершенствования в Харьковской частной женской воскресной школе были организованы регулярные педагогические собрания, в ходе которых происходил обмен преподавательским опытом: работа мысли, поиск новых эффективных форм и методов учебной и воспитательной работы и анализ наблюдений за результатами проверки теоретических положений на эмпирическом уровне. От преподающих требуется внимательное осознание подробностей школьного обихода и иногда изыскание новых путей для поднятия образовательного уровня учеников.
Будучи постоянно в состоянии творческого педагогического поиска, Х.Д. Алчевская считала необходимым проведение открытых занятий, которые, по ее мнению, придают нравственные силы и воодушевление педагогической работе. Более того, она открыто придерживалась такого приема работы, в ходе которого «учительницы были не пассивными зрителями урока, а его непосредственными и полноправными участницами [9, с. 190]. Такой прием стимулирует учителей с энтузиазмом и с душой относиться к проведению занятий в школе.
В дневниковых записях педагога-просветителя, а также в регулярных отчетах воскресной школы можно обнаружить многочисленные положительные нравственные характеристики учительниц: живость, неподдельная увлеченность преподавательским делом, ласковое обращение с воспитанниками и др. Огромное нравственное значение в профессиональном облике истинного педагога Христина Даниловна Алчевская придавала педагогическому такту, позволяющему создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке. В сущность этого понятия она включала такие компоненты, как сдержанность, умение владеть собой и уважительное отношение к своим воспитанникам. «Учитель лишенный педагогического такта, не обладает одним из сильнейших воспитательных орудий». Кроме того, педагогический такт, «морализует не только учениц, но и учительниц», поскольку учительницы стараются изменить свой облик нравственного поведения: в их манере преподавания не должно присутствовать «ни малейшего раздражения, ни малейшего повышения голоса». Совершенное владение этой стороной педагогической техники признавалось Х.Д. Алчевской уникальным нравственным искусством. Обучиться этому искусству возможно только в процессе постоянного педагогического самосовершенствования. Она с резкой критикой относилась к учительницам, которые «учили в перчатках и под вуалью» или позволяли себе в порыве негодования «обзывать учениц» и «покрикивать на учениц, упрекать их в неспособности к учению и стращать исключением из школы» [10, с. 21]. Такое отношение противоречит высокому нравственному образу настоящего педагога.
Как истинный педагог, владеющий основами нравственной и духовной культуры и стремящийся к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию, Х.Д. Алчевская видела огромное положительное влияние на дальнейшее формирование личности учителя самокритичности, умения здраво оценить, признать и проанализировать свои педагогические промахи и неудачи. Для решения этой задачи она рекомендовала вести педагогические дневники. Задачей педагогического дневника Х.Д. Алчевская считала, прежде всего, следующее: «Поверяя педагогическому дневнику свои промахи и удачи, свои невзгоды и соображения, наблюдения и выводы, учительница привыкает относиться к делу критически: у нее появляется возможность сличать прошлое с настоящим, проверить движение вперед, как относительно своей личности, так и в отношении всего дела...» [11, с. 53]. Х.Д. Ал-чевская неоднократно подчеркивала, что педагогический дневник имеет огромное значение в духовно-нравственном отношении, как для самой учительницы, так и для развития школы. В педагогических дневниках Х.Д. Алчевская рекомендовала давать детальную характеристику каждой личности взрослой ученицы воскресной школы.
Таким образом, неотъемлемым компонентом в целостной системе духовно-нравственного образовательного процесса в воскресной школе конца Х1Х начала ХХ веков на примере Харьковской частной женской воскресной школе под руководством Х.Д. Алчевской является педагог и его духовно-нравственный облик. Сущность данного концепта заключается в умении самого учителя трансформировать лучшие индивидуальные духовно-нравственные качества на сферу профессиональной педагогической деятельности и тем самым совершенствовать свою личность.
The article deals with the problem of a teacher's spiritual and moral image in the pedagogical heritage of the original and talented representative of the Russian pedagogical thought in the end of the 19th - beginning of the 20th centuries Christina Alchevskaya and its importance at the modern stage of the society development. This publication is devoted to different aspects of the above mentioned subject: a teacher's spiritual and moral traits, moral creative potential of a Sunday school, pedagogical excellence and desire for self-perfection.
The key words: spirituality, moral image, creative potential, pedagogical self-perfection, pedagogical diary.
Список литература
1. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека//Педагогика. 1998. №4. С. 3-9.
2. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания//Педагогика. М., 1997. № 3. С. 3-11.
3. Фридьева Н.Я. Жизнь для просвещения народа. М., 1963. 99 с.
4. Вахтерова Э.О. Пятьдесят лет работы для народа. (К 50-летнему юбилею Х.Д. Алчевской). М., 1912. 24 с.
5. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа. Сельские библиотеки. Книжные склады. Воскресные школы и повторительные классы. М.: Изд. Х.Д. Алчевской, 1896. 367 с.
6. Миллер Д. Х. Д. Алчевская. К пятидесятилетию педагогической деятельности//Общее дело. М., 1912. Вып. III. С. 164-188.
7. Алчевская Х.Д. Письма к Э.О. и В. П. Вахтеровым (1891-1921). РАО. Ф. 7, оп. №1, ед. хр. №19.
8. Годовой отчет Харьковской частной женской воскресной школы за 1900-1901 год. (39-й год существования)//Русская школа. М., 1902. № 3. С. 41-59.
9. Годичный отчет учительницы Х.Д. Алчевской. 1910-1911 гг.//Общее дело. - М., 1912. Вып. III. С. 189-219.
10. Годичный отчет учительницы Х.Д. Алчевской. 1910-1911 гг. М., 1912. 31 с.
11. Алчевская Х.Д. Полгода из жизни воскресной школы. СПб., 1896. 126 с.
Об авторе
Полякова И. В. - доцент кафедры немецкого языка, кандидат педагогических наук, СмолГУ УДК 159.9
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ САМОПОНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОПЫТА ИХ УЧАСТИЯ В ТРЕНИНГЕ
О.А. Помазина
Проанализированы результаты исследования, которые показывают влияние тренинга на динамику развития самопонимания студентов вуза в зависимости от опыта их участия в тренинге. Выявлены измерения самопонимания: ценностное, индивидуально-психологическое, репертуар социальных ролей и стратегия межличностного взаимодействия, которые учтены при разработке тренинга. В ходе исследования обнаружено, что тренинг оказывает существенное воздействие на развитие самопонимания студентов, проходивших тренинг. Выявлены уровни самопонимания у студентов вуза, проходивших тренинг и студентов, у которых отсутствовал опыт посещения данного тренинга. Установлено, что тренинг положительно влияет на динамику развития самопонимания. Ключевые слова: самопонимание, тренинг, студенты, развитие самопонимания, уровни самопонимания.
На современном этапе происходят стремительные изменения не только в сфере информационных технологий, но и в социально-экономических процессах, происходящих в обществе. Это проявляется в ориентации на инновации, внедрении новых технологий. В связи с этим требуется новый подход к профессиональной деятельности, что приводит к изменению требований к специалистам, то есть меняется структура профессиональных и личностных компетенций. Обучение в рамках нового подхода направлено на развитие следующих характеристик будущего специалисты: гибкость, инициативность, креативность, самостоятельность, способность к саморегуляции, самоменеджменту и саморазвитию, осуществление которых возможно только при наличии определенного уровня развития самопонимания, которое лежит в основе овладения данными компетенциями.
Вместе с тем изменяется и трансформируется система подготовки специалистов. Одно из таких важных изменений связано с переходом обучения в вузе на новые модели. Если раньше обучение в вузе было направлено на усвоение уже «готовых» знаний, где от студента требовалось больше запомнить информацию. Современный этап развития образовательного процесса предлагает новую модель обучения студентов, где от студента уже требуется не только самостоятельно найти и переработать информацию, но и иметь собственное отношение к полученным знаниям. То есть новая модель образования направлена на формирование у студентов вуза активной позиции по отношению к процессу обучения, которая предполагает, что студент является субъектом, который сам добывает знания, проявляя свою самостоятельность, ответственность и инициативность. Формирование и развитие субъектной позиции личности возможно при условии развитого самопонимания.
«Самопонимание» - это процесс внутренней работы человека по смыслообразованию и интегрированию опыта в своей внутренней системе, изменение самой системы и совершенствование ее основных механизмов.