Научная статья на тему 'Особенности учебно-воспитательного процесса в воскресных школах России в середине ХIХ - начале ХХ века'

Особенности учебно-воспитательного процесса в воскресных школах России в середине ХIХ - начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Антонина Владимировна

В статье рассматриваются особенности организации учебно-воспитательного процесса в воскресных школах, игравших важную роль в деле народного просвещения в исторический период середины ХIХ начала ХХ в. Автором выделены основные параметры, характеризующие педагогический процесс (цели создания воскресных школ, контингент учащихся, корпус преподавателей, график занятий, учебные предметы, внеклассная работа), последовательное раскрытие которых составляет основное содержание статьи. Специфические особенности воскресных школ изучаемого периода, отличавшие их от других учебных заведений, среди которых можно отметить наличие разновозрастных групп, добровольный характер обучения, прием учащихся в течение всего учебного года, проведение занятий преимущественно по воскресениям, корректировку учебной программы в соответствии с запросами учащихся, сохранились до нашего времени, что обеспечило историческую преемственность деятельности воскресных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учебно-воспитательного процесса в воскресных школах России в середине ХIХ - начале ХХ века»

УДК 374.7

Агеева Антонина Владимировна

Старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, [email protected], Москва

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации учебно-воспитательного процесса в воскресных школах, игравших важную роль в деле народного просвещения в исторический период середины XIX - начала XX в. Автором выделены основные параметры, характеризующие педагогический процесс (цели создания воскресных школ, контингент учащихся, корпус преподавателей, график занятий, учебные предметы, внеклассная работа), последовательное раскрытие которых составляет основное содержание статьи. Специфические особенности воскресных школ изучаемого периода, отличавшие их от других учебных заведений, среди которых можно отметить наличие разновозрастных групп, добровольный характер обучения, прием учащихся в течение всего учебного года, проведение занятий преимущественно по воскресениям, корректировку учебной программы в соответствии с запросами учащихся, сохранились до нашего времени, что обеспечило историческую преемственность деятельности воскресных школ.

Ключевые слова: народное образование, воскресные школы, учебно-воспитательный процесс, история отечественной педагогики.

Воскресные школы явились одним из наиболее знаменательных достижений общественной инициативы конца 50-х - начала 60-х гг. XIX в. В эти годы в России, вследствие известных социальных и экономических реформ, в среде интеллигенции возрос интерес к проблеме народного образования. Несмотря на существование начальных народных школ, многие крестьяне, рабочие и ремесленные люди не могли получить желаемое образование, так как в течение всей недели были заняты на работе. В такой же ситуации оказались многие подростки из простых семей. Начальные народные школы и училища не могли обеспечить получение образования взрослым людям, которые по тем или иным причинам не имели возможности получить его раньше. В какой-то мере выходом из сложившейся ситуации явилось создание воскресных школ.

Становление воскресных школ в качестве образовательных учреждений включало в себя несколько этапов. На каждом из этих этапов появлялись основные и отличительные черты, которые постепенно менялись в соответствии с требованиями времени. Назовем основные параметры, характеризующие учебно-воспитательный процесс воскресных школ. Организация воскресной школы была обусловлена наличием обра-

зовательных целей, контингента учащихся, подбором преподавателей, оформлением графика занятий и содержанием образования. Отличительным параметром являлась внеклассная работа с учащимися, характерная для части воскресных школ. Рассмотрим подробнее данные параметры.

Цели создания воскресных школ

Основной задачей первых воскресных школ являлось обеспечение элементарным образованием людей, не имеющих возможности получить его другим образом. Данная задача сохранялась на протяжении почти полувекового существования воскресных школ, но она не была единственной. В условиях относительной свободы деятельности, первые школы могли преследовать различные цели: от просветительских до чисто практических (например, уменьшение травматизма на производстве или обеспечение педагогической практики учащихся). Кроме того, свои цели были и у обучающихся. Это отметил П. Ф. Каптерев: «В воскресную школу шел каждый, желающий учиться. Шли дети, и их учили чтению, письму, закону Божию, вообще начаткам; шли взрослые безграмотные, с ними занимались тем же; приходили окончившие народную школу, и с ними двигались дальше, сообщали сведения о виде земли, о воздушных явлени-

ях, планетах, кометах, местностях России, краткие описания жизни различных народов, статистические указания, занимались наглядной геометрией, рисованием, ремеслами, в женских школах - рукоделием» [6, с. 301-302]. Таким образом, наряду с получением начального образования мы можем отметить иную цель обучающихся -расширение кругозора и повышение уровня образования.

О целях и значении воскресных школ писал также К. Д. Ушинский. В статье «Воскресные школы» помимо образовательных целей он выделяет их особенное нравственное значение (см. [8]). Мы можем отметить, что воскресные школы буквально с самого начала наряду с образовательной ставят воспитательные цели. Воспитательный потенциал воскресных школ определяли в качестве основной цели ее деятельности священники А. В. Гумилевский и К. П. Победоносцев. В 70-х гг. XIX в. некоторые воскресные школы использовались в целях политической пропаганды.

Контингент учащихся

Воскресные школы создавались как школы народные. Среди них были как женские, так и мужские учебные заведения. Позже были организованы смешанные школы, куда могли поступать как мальчики, так и девочки. Существование таких школ было инновацией для образовательного пространства того времени. Однако эта инновация не была одобрена учебным ведомством как воспитывающая «свободные нравы», и смешанные школы были закрыты, но через десятилетие возродились в новом виде - как женские и мужские классы под одной крышей.

Воскресные школы являлись учебными заведениями открытого типа, без возрастного и сословного ограничения. Дети стремились в воскресные школы, потому что отношения, доминирующие в школах, отличались в лучшую сторону от того, что было в семьях и народных школах. Учителя, как правило, называли всех своих учеников на «вы», никогда не применяли телесные наказания, которые практиковались в то время в ежедневных школах. Поэтому всех посещавших воскресные школы привлекала туда не только возможность получить образование, но и дружеская, доверительная атмосфера, царившая там.

Возраст учащихся воскресных школ колебался от 7 до 70 лет. В первые годы (1860-1862 гг.) наполняемость классов была не очень большой: например, в столичных школах учебные группы были немногочисленны - от 3 до 8 человек (на Закон Божий группы обычно объединялись, но так, чтобы их численность не превышала 15 человек). Самые многочисленные школы насчитывали 100-150 учащихся. Владимирскую воскресную школу в Санкт-Петербурге в 1861-1862 гг. посещало 355 учениц, но это было скорее исключением из общего правила. В последующие годы (1870-е гг.) число обучающихся значительно возросло. Поэтому в начале своего существования школы имели возможность принять всех желающих. Позже, в связи с возросшей популярностью школ, в приеме начали отказывать детям и младшим подросткам.

К началу XX в. нижний возрастной порог учащихся в частных школах составлял, как правило, 12 лет. В Харьковской женской школе X. Д. Алчевской принимали девочек с 10 лет; а в Новочеркасске, где было мало ежедневных школ, на занятия приходили и 9-летние дети. Верхний возрастной порог не ограничивался. X. Д. Алчевской в записках о воскресной школе описаны случаи, когда на занятия приходили шестидесятилетние старушки и с удовольствием учились читать. Самыми многочисленными школами, привлекавшими наибольшее количество учеников, были женские воскресные школы, самыми малочисленными - смешанные. Такая ситуация связана с тем, что в народной среде систематическому образованию девушек уделялось мало внимания, поэтому женщины, получившие возможность учиться, спешили ею воспользоваться. Небольшая наполняемость смешанных школ связана с причинами их создания - смешанные школы открывались, если учащихся изначально находилось немного и создавать отдельно мужскую и женскую школы было нецелесообразно.

В воскресных школах осуществлялся дифференцированный подход к учащимся. Учеников делили на группы по степени грамотности: неграмотных, малограмотных и хорошо читающих. Для обеспечения обратной связи в ряде школ имелся особый журнал, представляющий собою «книгу жа-

лоб и предложений», куда любой желающий мог внести соответствующую запись. Неграмотные ученики могли высказывать свои замечания непосредственно распорядителю школы.

Со временем запросы учащихся менялись. Э. О. Вахтерова, многие годы занимавшаяся организацией деятельности воскресных школ, отмечала в 1917 г.: «За последнее время учащиеся школ взрослых уже не те, что были раньше: их запросы выросли, выросло и их критическое отношение к окружающему. Они не говорят, как бывало: "учите нас, чему найдете нужным, вам лучше знать", они резко критикуют и преподавателей, и постановку дела в своих школах, они предъявляют определенные требования, но они чутко отзываются на товарищеское к ним отношение и, не избалованные вниманием, может быть, даже слишком переоценивают его» [5, с. 14].

Таким образом, контингент учащихся воскресных школ практически не менялся в возрастном составе, включал в себя представителей женского и мужского пола. С течением времени уточнялись и учитывались запросы учащихся; слушатели привлекались к участию в самоуправлении.

Преподаватели

Преподавательский состав воскресных школ был очень разнообразен. Как отмечал П. Ф. Каптерев: «Учителя и учительницы были даровые, представители самых различных сословий и видов умственного труда -студенты, профессора, военные, школьные учителя и учительницы, священники, дамы из общества, вообще добровольцы всякого рода» [6, с. 302].

Первые воскресные школы создавались при учебных заведениях, поэтому в качестве преподавателей в них выступали учащиеся гимназий и университетов. Например, при одной из мужских гимназий Киева была организована воскресная школа, в которой преподавали сами гимназисты. Изначально она была рассчитана на гимназическую прислугу, но позже в школу были допущены и другие слушатели. При трех других киевских школах преподавали студенты Университета св. Владимира, еще в одной - преподаватели женской гимназии. Таким образом, появление самых первых школ - есть результат общественной инициативы в деле народ-

ного образования.

Проявлением сугубо частной инициативы можно считать создание в Петербурге воскресной школы М. С. Шпилевской. За неимением особого помещения, учебные классы были размещены в двух комнатах квартиры Шпилевской. Там специально были поставлены табуреты и столы для занятий. Уроки вела сама учредительница.

В некоторых школах, не испытывавших недостатка в преподавателях, сложилась интересная традиция: во время занятий в воскресной школе находилось еще несколько учителей. Во-первых, для того, чтобы можно было организовать замену в случае неявки постоянного учителя, во-вторых, для того, чтобы заниматься с учениками, не имеющими возможности посещать занятия регулярно и поэтому отстающими от своих групп.

Постепенно требования к преподавателям ужесточались. Желающих учительствовать стали принимать только по рекомендации «своих» для школы людей. Это было связано с тем, что учредители школ хотели исключить участие «случайных людей» в учебно-воспитательном процессе.

Оплата труда преподавателей в большинстве школ не осуществлялась. Их работа была абсолютно безвозмездной. Исключения, встречавшиеся крайне редко, не влияли на развитие общей тенденции. Например, в воскресных школах Шлиссельбургского тракта, чьи учредители сумели привлечь большие денежные средства, преподавателям оплачивался проезд, а также производилась избирательная оплата труда. Школы Шлиссельбургского тракта находились за чертой города, для большинства педагогов, живших в Петербурге, добираться до них было неудобно и дорого. Решением устроителей этих воскресных школ оплачивался труд заведующего вечерними классами по будням, заведующего библиотекой и законоучителей.

В Петербурге были сформированы учебные советы школ из учредителей, попечителей и преподавателей. Учебные советы занимались проблемами организации и совершенствования учебного процесса, периодичность собрания зависела исключительно от школьных традиций. В одних школах собрания проводились еженедельно, в других - раз в месяц.

Подавляющее число преподавателей составляли женщины. Профессиональная подготовка педагогов воскресных школ соответствовала трем уровням: высшее образование, среднее образование и педагогические курсы. Как уже отмечалось, к началу XX в. требования к преподавательскому составу ужесточились. Учителями могли быть только лица, имеющие право преподавать в начальных народных училищах. Допуск на занятия оформлялся с разрешения инспектора народных училищ в том случае, если воскресная школа находилась под покровительством учебного ведомства или с разрешения епархиального училищного совета, если школа принадлежала к духовному ведомству. Законоучитель воскресной школы - обязательно мужчина, имевший соответствующее образование, - утверждался епархиальным начальством по представлению инспектора народных училищ для школ учебного ведомства и по представлению епархиального училищного совета для школ духовного ведомства. Распорядители, отвечавшие за порядок в воскресных школах, утверждались в звании и увольнялись губернским училищным советом или епархиальным советом.

Педагогический персонал пополнялся по рекомендации уже преподающих в школе. Кроме постоянных педагогов, в школе присутствовали так называемые «запасные учителя», заменявшие заболевших преподавателей. К категории «запасных учителей» относились либо постоянные педагоги, не набравшие в текущем учебном году «свою» группу, либо учителя, желающие преподавать в воскресной школе, но в силу различных обстоятельств не имеющие возможности посвящать этому каждое воскресение.

Педагогические собрания (или собрания педагогического совета) могли проходить раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц или просто по мере надобности. В школах, где не было педагогических советов и все решения по текущим вопросам принимал распорядитель, учителя относились к своей работе с меньшим энтузиазмом.

К началу XX в. появилось такое нововведение, как представительство учащихся на педагогических советах. «Представительство это, - писала Э. О. Вахтерова, - возникает или с первых же шагов работы школ,

или уже тогда, когда и учащие и учащиеся более или менее освоятся друг с другом. В некоторых школах представители... участвуют только в той части педагогических собраний, которая касается хозяйственной стороны школьной жизни, ее внутренних распорядков; в других школах представители учащихся участвуют и в той части педагогических совещаний, в которой идет вопрос о занятиях, программах, приемах преподавания, и высказывают по этим вопросам мнения и пожелания пославших их групп. В иных школах представители пользуются только совещательным, в других и решающим голосом» [5, с. 11].

Интересен опыт Xарьковской женской воскресной школы под управлением X. Д. Алчевской в деле работы с преподавателями. Указанная школа имела весьма разнообразный состав как учащихся, так и преподавателей. Учащиеся различались между собой по возрасту и по профессиональным навыкам. Среди преподавателей школы были профессиональные учителя, общественные деятели и простые женщины, получившие домашнее образование. Каждый вступающий в учительскую корпорацию получал небольшой листочек, на котором были изложены его новые обязанности. Вдобавок к должностным обязанностям педагоги добровольно брали на себя труд заботиться об умственном и нравственном развитии учениц, выяснять и по возможности устранять причины, препятствующие посещению ими школы, заботиться о здоровье учениц, устраивать и проводить школьные праздники, заботиться о пополнении библиотеки и проч.

Посещение педагогических собраний вменялось в обязанность педагогам воскресной школы. Общие собрания проводились еженедельно по понедельникам; участие в них принимали все лица, работающие в школе. Собрания носили неофициальный характер, проходили в свободной обстановке. На них, кроме педагогического состава, постоянно присутствовали «друзья школы», гости, приглашенные специалисты и другие лица. На каждом собрании обязательно велся подробный протокол.

График занятий

Прием учащихся в воскресные школы фактически осуществлялся в течение всего года. Обучение продолжалось с сентября по

май. Занятия в воскресных школах велись в праздничные и воскресные дни после обеда, чтобы все учащиеся могли помолиться в храме за литургией. В исключительных случаях (например, в воскресных школах, организованных при семинариях) уроки начинались за час до утренней службы.

Продолжительность занятий зависела от множества факторов: наполняемости школы, количества преподавателей и учебных групп, наличия дополнительных предметов и проч. Продолжительность уроков составляла 50-55 минут; перемены - 5-10 минут. Обязательных сроков обучения не было.

По просьбам учащихся некоторые воскресные школы становились вечерне-воскресными и дополнительно проводили занятия по вечерам в рабочие дни. В ряде таких школ по вечерам проводились основные занятия, в нескольких школах по вечерам учителя занимались только с отстающими учениками.

Существовало два варианта построения учебного процесса: в первом случае педагог вел все уроки у «своей» группы самостоятельно, во втором случае педагог вел «свой» предмет у всех групп по расписанию. Исключение всегда составлял Закон Божий, который вести имел право только священнослужитель или, в крайнем случае, студент Духовной Академии. На этом предмете несколько групп обычно объединялось в одну.

Некоторые школы в дисциплинарных целях выдавали своим ученикам особые билеты, в которых отмечалось время пребывания питомца в стенах учебного заведения.

Учебные предметы

Программа самых первых - киевских воскресных школ включала в себя следующие предметы: обучение чтению, обучение письму, арифметике, Закону Божию. Школы имели классную систему занятий; учащиеся были разделены на две основные группы -неграмотные учащиеся и учащиеся, имеющие начальные знания.

Большинство школ имело перечисленные выше предметы. В отдельных случаях, по желанию учащихся или инициативе педагогов, добавлялись дополнительные уроки. В школе М. С. Шпилевской, помимо основной нагрузки, девушки занимались рукоделием. В столичной мужской воскресной школе в залах учебного фехтовального

«гимнастического» кадра стрелкового батальона все учащиеся были разделены на две основные группы - грамотные и неграмотные. В группе грамотных, наряду с основными предметами, преподавали географию и рисование. Дополнительно для всех желающих, независимо от уровня подготовки, предоставлялась возможность заниматься гимнастикой. В классах одесских школ оказалось много грамотных учеников, которые просили обучить их иностранному языку. В одной из киевских школ с учащимися дополнительно занимались историей, в московских школах преподавали сверх программы французский и немецкий языки.

В соответствии с «Правилами...» 1884 г., воскресные школы получали возможность самостоятельно составлять программы обучения для своих учащихся. И самыми лучшими программами считались те, которые составлялись для определенной аудитории в соответствии с ее запросами. При воскресных школах стали организовываться кружки самообразования, литературные и театральные студии; по-прежнему много внимания уделялось проведению школьных праздников; пополнялись библиотеки воскресных школ.

Внеклассная работа

Почти при каждой воскресной школе существовали библиотеки. Основу книжного фонда составляли книги для начальных народных училищ. Помимо них, с разрешения учебного начальства, в такие библиотеки помещались книги, разрешенные цензурой для бесплатных народных читален.

При Xарьковской женской воскресной школе была создана обширная библиотека. В 1897/98 учебном году она насчитывала 1258 наименований литературы в 1971 томе. В том же учебном году библиотекой пользовались 525 учениц. В течение года ими было прочитано 7437 книг. С каждой ученицей, бравшей в библиотеке книги, обязательно беседовали о прочитанном. Пополнением библиотеки занималась специально созданная для этого «Комиссия по рассмотрению новых книг». Педагогами харьковской школы был создан фундаментальный труд под названием «Что читать народу» [9-11]. Помимо списка книг, в нем содержались рецензии на произведения, рекомендуемые для школьных библиотек, краткие аннотации, отзывы читателей и слушателей. Составите-

ли его категорически высказывались против различного рода «переделок» и «приспособлений» художественных произведений для народного чтения.

Педагогическая литература для преподавателей в библиотеках была редкостью, хотя о необходимости ее наличия говорили многие деятели народного образования.

К началу XX в. во многих воскресных школах неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса являлись школьные праздники. Рождественская елка устраивалась практически в каждой такой школе. Остальные праздники зависели от сложившихся в учебном коллективе традиций. «Такие праздники. - писал Я. В. Абрамов, - должны бы быть необходимой принадлежностью всякой воскресной школы, ибо они вносят освежающий, возбуждающий элемент в школьную жизнь, служат к сближению учащих и учащихся и дают последним одно из самых светлых воспоминаний о времени пребывания в школе» [2, с. 338].

Обратимся к опыту Xарьковской женской воскресной школы. Одной из форм воспитательной работы в ней также было устройство праздников. Проводились они несколько раз в год. Прежде всего, праздновали, конечно, Рождество и Пасху. На Рождество в школе устраивались три елки - для старших, для младших (подростков 10-15 лет) и для учениц «Малой школы».

Кроме того, в школе проводились загородные прогулки и так называемые праздники идейного характера. Это были тематические вечера, посвященные определенной теме, например, жизни и творчеству А. С. Пушкина или открытиям Xристофора Колумба. На праздниках присутствовали ученицы со своими родными и учительницы также с родными. Каждый в конце праздника получал подарок соответственно возрасту.

Обобщим результаты изучения основных и отличительных параметров учебно-воспитательного процесса воскресных школ. Признаваемые Министерством народного просвещения одной из форм начальных народных училищ, они приобрели отличительные признаки по сравнению с другими образовательными учреждениями этого типа.

Уникальность и отличие дореволюционных воскресных школ от иных общеобразовательных учреждений заключались в

разнородном составе учебных групп, различном характере преподавания в них, активном запросе взрослых учащихся на конкретное образование, отсутствии в библиотеках литературы, соответствующей возрастным особенностям учащихся, отсутствии оплаты за обучение и жалования педагогам. К началу XXI в. принципиально изменилось лишь содержание образования, имеющее теперь ярко выраженный религиозный характер, но основные отличительные особенности воскресных школ сохранились до нашего времени, в связи с чем мы можем говорить о преемственности деятельности воскресных школ дореволюционного периода и современности.

Библиографический список

1. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы и их нужды. - [М.]: Б. и., [1895]. - 18 с.

2. Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. - СПб.: Типография М. Меркушева, 1900. - 352 с.

3. Алчевская Х. Д. Полгода из жизни воскресной школы: Из записной тетради учительницы воскресной школы X. Д. Алчевской. - СПб., 1895. - 126 с.

4. Вахтеров В. П. Существующие законоположения о воскресных школах // Общее дело: Сборник статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения. -2-е изд. - Вып. 1. - М.: Б. и., 1905. - С. 49-62.

5. Вахтерова Э. О. Как открыть, организовать и вести воскресную школу (классы) взрослых в деревне и в городе: Краткое руководство для начинающих работников школ взрослых. С приложением текста Правил о курсах и классах, списка книг по вопросам обучения взрослых и краткого списка учебников. - М.: Изд. товарищества И. Д. Сытина, 1917. - 59 с.

6. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. - СПб.: Алетейя, 2004. - 560 с.

7. Победоносцев К. П. Новая школа. -2-е изд. - М.: Б. и., 1899. - 120 с.

8. Ушинский К. Д. Воскресные школы (письмо в провинцию) // Собр. соч. - Т. 2: Педагогические статьи 1857-1861 гг. - М.; Л.: Изд. АПН, 1948. - С. 489-512.

9. Что читать народу?: Критический указатель книг для народного и детского чтения. Том 1: в 3 т. - СПб., 1884.

10. Что читать народу?: Критический указатель книг для народного и детского чтения. Том 2: в 3 т. - СПб., 1889.

11. Что читать народу?: Критический указатель книг для народного и детского чтения. Том 3: в 3 т. - СПб., 1906.

_HISTORY OF THE PEDAGOGICAL SCIENCE AND PRACTICE_

Ageeva Antonina Vladimirovna

Senior teacher, Department of pedagogy and methods of primary education, Orthodox St. Tikhon Humanitarian University, [email protected], Moscow

FEATURES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN SUNDAY SCHOOLS OF RUSSIA IN THE MIDDLE XIX AND BEGINNING OF XX CENTURY

Abstract. The article examines the features of organization of educational process at Sunday schools played an important role in public education in the historical period the middle XIX and beginning of XX century. The author identifies the main parameters characterizing the pedagogical process (the purpose of the establishment of Sunday schools, enrolment, teachers corps, class schedule, school subjects, extracurricular activities), consistent disclosure of which is main content of the article. he specific features of the Sunday schools of the period considered, distinguishing them from other educational institutions, among which we can mention the existence of various age groups, the voluntary nature of the study, admission of students throughout the school year, classes mainly on Sundays, the adjustment of the curriculum in accordance with the needs of students, have survived to our time, which ensured the historical continuity of the activities of Sunday schools.

Keywords: public education, Sunday schools, the educational process, the history of domestic pedagogy.

Поступила в редакцию 16.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.