УДК 316.74:2
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЦЕРКОВНЫХ И ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В РОССИИ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Е. И. Уфимцева
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Статья содержит историко-социологический обзор институциональных особенностей первых церковных и воскресных школ в России, осуществляемый с опорой на труды С. И. Ми-ропольского, Н. А. Лавровского, Я. В. Абрамова. Описываются исторические и социальные условия возникновения церковных и воскресных школ в России. Рассматриваются цели и сфера деятельности первых церковных и воскресных школ, основные принципы, образовательные идеалы и социальные нормы, присущие данным образовательным учреждениям, система социальных статусов и социальных ролей, представленных в структуре церковных и воскресных школ, особенности внутриинституционального и внеинституционального взаимодействия субъектов церковного и воскресного образования, факторы, препятствующие развитию церковного и воскресного образования на этапе их возникновения. Представлена роль государства, Церкви и общественности в распространении церковных и воскресных школ в российском обществе.
Ключевые слова: церковные школы, воскресные школы, система церковного образования, Русская православная церковь.
Institutional Features of the First Church and Sunday Schools in Russia: Historical and Sociological Overview
E. I. Ufimceva
This article contains an overview of the historical and sociological institutional features of the first church and Sunday schools in Russia, carried out by drawing on the works of S. I. Miropol'skii, N. А. Lavrovskii, Y. V. Abramov. It describes the historical and social conditions of the emergence of church and Sunday schools in Russia. This article discusses the purpose and scope of activities of the first church and Sunday school, the basic principles, educational ideals and social norms inherent data to educational institutions, a system of social status and social roles represented in the structure of the church and Sunday school, features inter-institutional and extra-institutional interaction between the subjects of the Church and Sunday's formation, the factors hindering the development of the church and Sunday education at the stage of their origin. Presented role of the State, the Church and the public dissemination of the church and Sunday school in the Russian society.
Key words: church schools, Sunday schools, church education system, Russian Orthodox Church.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-4-416-422
Кто посвящает себя воспитанию юношества, тому должны быть ведомы и дороги судьбы родной школы нашей... Когда мы узнаем, как возникла наша школа, чем она была, чем жила, какою силою она росла, каких подвижников и страдальцев за русскую землю создала она, какие невзгоды перенесла она, какие идеалы завещала нам, мы лучше поймем и вернее оценим, чем она должна быть и в наше время. А это дело великой важности».
С. И. Миропольский1.
В современных условиях реинституцио-нализации церковно-приходского образования Русской православной церкви (РПЦ) социальный анализ исторического опыта организации церковных школ, сложившегося в России за тысячелетний период (с X по XX вв.), может быть востребован на всех уровнях церковного образования: от управленческого аппарата до педагогических кадров. Эта востребованность может проявиться как в аспектах разработки нормативных документов церковно-приходского образования, восстановления института попечителей церковных школ, разработки эффективных моделей их внутриинституциональных и внеинституцио-нальных взаимодействий, так и в аспектах разработки целей и функций церковно-приходского образования в условиях секулярного общества, определения места церковных школ в российском образовательном пространстве и пространстве Церкви, поиска современного идеала церковного воспитания. С нашей точки зрения, для изучения исторического приходского образовательного опыта Русской православной церкви необходимо обратиться к трем его источникам. Первым выступает система церковно-школьного образования РПЦ, окончательно сложившаяся в России во второй половине XIX в. На начало XX в. она включала учебные заведения начального и средне-профессионального церковного образования. В первую группу входили церковно-приходские школы (с 1862 г.), школы грамоты (с 1891 г.), воскресные школы (с 1891 г.)2. Они давали элементарное начальное образование. Вторая была представлена церковно-учительскими школами, готовящими начальные педагогические кадры. В качестве второго источника современных цер-ковно-приходских воскресных школ РПЦ можно назвать светские воскресные школы, появившиеся в России в конце 50-х гг. XIX в. Третьим ис-
точником выступают воскресные и четверговые школы, созданные в среде русской эмиграции в 20-е гг. XX в. В данной статье будет представлен обзор институциональных особенностей первых церковных и воскресных школ в России.
Утверждение христианства на Руси в X в. потребовало создания системы образования для усвоения христианской веры. Эту функцию взяли на себя первые образовательные учреждения - церковные школы. Н. А. Лавровский отмечает: «История древне-Русских училищ, по несомненным летописным свидетельствам, ведет свое начало от водворения христианства в нашем отечестве. Достопамятные слова летописца: "Послав (Владимир) нача поимати у нарочитое чади дети, и даяти нача на ученье книжное" составляют точку исхода этой истории»3. Мнению Н. А. Лавровского вторит С. И. Миропольский: «Наша древняя школа не отделима от церкви: вместе с нею она явилась, от нее питалась, ее духом жила и в ней черпала свою силу. Поэтому первыми рассадниками духовного просвещения Руси были храмы, школы же являлись учреждениями церкви. <...> Школа не может городиться своими заслугами, как учреждение самостоятельное: если ею и совершено много доброго народу Русскому, то только потому что она была учреждена церковью, при церкви, и руководилась пастырями ее»4.
Организаторами первых школ были князья. Руководило школами духовенство: епископы и священники. «Само духовенство смотрело на себя, как на главное орудие образования, считало просвещение народа, устное и книжное, своею обязанностью, выполнением долга и призвания. Его непосредственному ведению вверена была вся нравственная жизнь народа, которая служит основанием и других его явлений»5. Школы при храмах строились князьями, но потом поддерживались и содержались приходами - русской общиной, объединившейся вокруг православного храма. Таким образом, первые школы на Руси были в полном смысле слова «церковно-приход-ские», т. е. созидались как духовенством, так и крестьянской общиной. В деле распространения церковного образования власть, Церковь и общество были солидарны.
Образование в рассматриваемый период было бесплатным, всеобщим, т. е. школы открывались во всех землях, для всех сословий «детей знатных, средних и убогих», для мужчин и женщин. Обучение в школах проводилось для детей. Оно, как и посещение школы, было добровольным и свободным, велось на родном, национальном языке.
Основной функцией первых церковных школ было нравственное воспитание, основанное на Евангельском идеале: «Русский народ выносил из этой школы грамотность, любовь к православной церкви, верность государю и отечеству, здоровый, правильный взгляд на жизнь и
ее значение, христианские убеждения о правде, о любви, о послушании Церкви, о долге, о совести, о высшем призвании человека»6. Это воспитание осуществлялось через форму религиозного просвещения, т. е. наставления в христианской вере, переходившего из язычества в христианство древнерусского народа. Обучение грамотности было только средством для достижения главной цели. В то же время первые школы несли на себе дополнительную функцию подготовки будущих священнослужителей. Идеал воспитания древнерусской школы - христиански-евангельский, сочетающий любовь к Богу, людям, правде, отечеству, верность, смирение, честность в житейских отношениях, миролюбие, верность слову, дела милосердия, почитание родителей и старших, презрение к лени, внутренне самоограничение и самоуправление, кротость и послушание.
Элементарный характер обучения включал: чтение религиозных текстов, письмо (переписывание священных текстов) и церковное пение. Примечательно, что особого предмета - Закона Божия - не было, так как все три предмета, которым обучали, в совокупности составляли Закон Божий. Все изучаемое объяснялось, разбиралось, заучивалось. Первой учебной книгой была Псалтырь. Учение начиналось и заканчивалось молитвой.
В эпоху феодальной раздробленности и Монгольского ига (1238-1480), когда как храмы, так и церковные школы были не всем доступны по причинам их разрушения или миграции самого населения, возникают первые школы грамоты. Школы грамоты подчинялись духовной власти и сохраняли церковный характер обучения. Однако учителями в них были частные платные учителя. Школы грамоты устраивались в сельских общинах, которые приглашали учителя, назначая ему общее содержание от деревни или частное -от родителей учащихся. В 1891 г. школы грамоты официально будут включены в общую систему церковно-приходского образования.
Первые воскресные школы, как указывают современные исследователи, представляли собой образовательные учреждения двух типов: во-первых, церковные школы, предназначенные для конфессионального воспитания детей и юношей; во-вторых, светские школы, обеспечивающие доступ к получению грамотности людям, не имеющим возможности учиться в обычных школах, как детям, так и взрослым. А. В. Агеева с ссылкой на Д. Д. Вольфсона отмечает, что церковно-приходские воскресные школы появились раньше светских. Это были школы при Иркутских и Нерчинских монастырях, существующие с 1750 г. и закрытые в 1789 г.7. О времени появления первых светских воскресных школ мнения ученых разнятся. Первая светская воскресная школа, по общему мнению А. В. Агеевой и Е. А. Никитской, была открыта в 1859 г. в Киеве известным российским врачом и педаго-
гом Н. И. Пироговым8. В то же время Я. В. Абрамов утверждает, что начало возникновения воскресной школы было положено в апреле 1859 г. в Санкт-Петербурге М. С. Шпилевской, открывшей у себя дома частную школу для бедных де-вочек9.
Воскресные школы в России возникли на волне общественного движения за организацию народного просвещения, охватившего в 1850-х гг. все слои российского общества. Как отмечает Е. В. Крутицкая, русское образованное общество было воодушевлено нести просвещение в народные массы10. Начало этому движению было положено Указом Александра II от 5 мая 1856 г. «О принятии учебных заведений народного просвещения под ближайшее Его императорское наблюдение и попечение», в котором отмечалось, что народное образование является «залогом будущего благоденствия нашей возлюбленной России»11. Примечательно, что в этот же период такое же движение имело место и в Европе.
Как отмечает Я. В. Абрамов, идея организации воскресных школ возникла приблизительно в одно и то же время у разных людей разных со-словий12. Если первая школа в Санкт-Петербурге была открыта в апреле 1859 г., то к январю 1861 г. там было открыто уже 14 школ, из которых 5 -женских, 8 - устроены Санкт-Петербургской Ремесленной Управой. Первая воскресная школы Москвы появилась 12 июня 1860 г., затем еще три. С активной поддержки и поощрения воскресного образования попечителем Киевского учебного округа Н. И. Пироговым студенты Киевского университета в количестве 17 человек и один студент духовной академии 11 октября
1859 г. основали воскресную школу, получившую наибольшую известность среди первых воскресных школ. Идея открытия данного образовательного учреждения исторически приписывается доктору исторических наук, политической экономии и статистики, экстраординарному профессору русской истории Киевского университета Платону Васильевичу Павлову. Ему же был поручен надзор за данной школой. По примеру воскресных мужских школ начальницей 2-й Киевской женской гимназии Нельговской 31 января
1860 г. была открыта женская воскресная школа. Свой вклад в развитие воскресных школ Киева внесли учащиеся гимназий, основавшие при 1-й Киевской мужской гимназии воскресную школу и ставшие ее первыми учителями. В период с октября 1859 г. по ноябрь 1860 г. в Киеве было открыто 8 воскресных школ. В провинции воскресные школы стали возникать с 1859 г. в городах Екатеринославе (ныне Днепр, Украина), Могилеве, Казани, Рязани, Одессе, Елисаветграде (Крапивницкий, Украина), Архангельске.
Цели, ради которых открывались первые воскресные школы, разительно отличались от целей первых церковных школ. Воскресные школы
создавались, прежде всего, для обучения грамоте детей и юношества городского ремесленного сословия. Поэтому во многих из них велось дополнительное профессиональное обучение. Девочек обучали рукоделию. Мужская воскресная школа Санкт-Петербурга, созданная при учебном фех-товально-гимнастическом кадре, ставила также целью обучение гимнастике. Еще в воскресных школах осуществляли подготовку детей из бедных семей для поступления в гимназию.
Учредителями первых светских воскресных школ были представители всех образованных сословий: дворянства, военного сословия, купечества, мещанства, как мужчины, так и женщины. Активную роль в создании первых воскресных школ сыграли преподаватели и студенты вузов, духовных семинарий, гимназисты. В большинстве своем учредители или инициаторы воскресной школы сами же и выступали в роли преподавателей.
Управление школами осуществлялось учебными советами, в которые входили все работавшие в данных учебных заведениях. В функции учебного совета входило: решение педагогических вопросов; разбор замечаний и предложений, поступающих от различных категорий граждан; знакомство с новыми преподавателями и учащимися; заказ учебных пособий; поиск материальных средств для воскресной школы; ведение книги пожертвований и др. Учебный совет в разных школах собирался по-разному: 1) каждый раз, когда проходили занятия; 2) раз в две недели; 3) раз в месяц. Заседание совета проводилось во время урока Закона Божия, который вел священник.
Из учителей выбирался распорядитель школы как представитель и уполномоченный школы во всех делах. В качестве распорядителя школы мог неоднократно выбираться один и тот же преподаватель, или обязанности распорядителя должны были выполнять все преподаватели по очереди. В функции распорядителя входило: распределение новых учащихся по группам в зависимости от степени их учебной подготовки; ознакомление со школой новых учащихся, преподавателей или «представителей общественного контроля»; распределение учебных пособий; консультирование новых преподавателей и обеспечение замены отсутствующих; составление отчета о деятельности воскресных школ; распределение материальных и финансовых средств; обеспечение учебного процесса всем необходимым; формирование бюджета школы; ведение распорядительной документации; работа с замечаниями посетителей школы; составление информационных материалов для публикации в СМИ.
Первые воскресные школы отличало наличие механизма общественного контроля. Примечательно, что контроль за проведением занятий дозволялся каждому посетителю, который мог
сообщить свои замечания устно распорядителю школы или письменно в специальной книге, но не учителю, которого касались данные замечания. Посторонние лица могли присутствовать на заседаниях учебного совета. В целях обеспечения общественного контроля за деятельностью школы и информирования о ней широкой общественности в периодической печати еженедельно публиковались сведения о количестве, возрасте, национальности, вероисповедовании, сословии учащихся и о количестве, сословии преподавателей, об учебной программе, а также важные постановления учебного совета. Обязанность регулярно публиковать информацию о своей деятельности школы определяли для себя самостоятельно. Принципы информационной открытости и доступности воскресных школ проявлялись в том, что учебные советы предоставляли информацию о школах всем, кто интересовался ими.
Преподавателями воскресных школ были чиновники, офицеры, студенты, классные дамы. Обучали они детей бесплатно. В некоторых школах учителем можно было стать только по рекомендации уже служащих в школе преподавателей. Требования к преподавателю определяли правила его взаимодействия с учениками и коллегами. В качестве иллюстрации таких требований можно привести те, которые прописаны в правилах мужской воскресной школы при учебном фехтовально-гимнастическом кадре Санкт-Петербурга: «Поступающие в школу учителями соглашаются признать нравственным обязательством строго иметь в виду удовлетворять потребность учащихся знать, а не своей потребности учить. Поэтому, во-1-х, учителя при объяснении читаемого должны строго сообразовываться со степенью развития понятий своих слушателей, не вдаваясь в бесцельные и непонятные отвлеченные умствования. Во-2-х, между учителями для помощи общему делу устанавливается нравственная круговая порука, во имя которой всякий, заметив, что его товарищ уклоняется от цели, имеет право указать ему на это, а получивший указания, принимает его добросовестно, устранив вопрос личного самолюбия. В-3-х, учителя внимательно следят за впечатлением, производимым на учащихся преподаванием, если последние не внимательны, то должны приписывать такое явление скорее не слабостям учеников, а недостаткам преподавания. В-4-х, учеников, не подходящих к составу кружка (то есть слишком слабых или сильных), учителя передают распорядителю школы, который переводит их в другие кружки, соответствующие их способностям и познаниям <.. .> В-6-х, необходимым условием со стороны наставников, равно как и учащихся, поставляется вежливость обращения»13. В некоторых школах обращение к ученикам на «ты» заменялось на «вы». Учителя, намеренно нарушавшие школьные правила, а также «унизившие значение школы», оскорбившие кого-либо из
учеников или учителей, лишались права быть в школе. Школа имела право отстранить преподавателя от преподавания, оставив его членом учебного совета с правом голоса.
Социальный портрет учеников первых мужских воскресных школ можно описать на примере контингента воскресной школы, открытой на Подоле. Состав учеников этой школы включал 75% ремесленников, 76% представителей мещанского и крестьянского сословий, 54% в возрасте от 10 до 15 лет и 35% в возрасте от 15 до 20 лет. Количество учащихся в школах разнилось от 20 до 350 человек. Открывались воскресные школы и для детей арестантов. Учащиеся относились к новым образовательным учреждениям с большим доверием, а к обучению с большим рвением. Так, через два воскресенья после открытия в июне 1860 г. воскресной школы при Владимирском уездном училище Санкт-Петербурга было 355 учеников и 25 преподавателей. Следует отметить, что стремление представительниц женского пола к получению образования вызывало удивление общественности. По мнению Н. В. Стасовой, основной причиной глубокой заинтересованности представителей низшего сословия в обучении, несмотря на все сложности, было искреннее им сочувствие организаторов воскресного образования: «То, что учителя отдавали всю свою душу, были действительно полны гуманным чувством, и приходящие глубоко чувствовали, что в воскресных школах они найдут и ласку, и науку не схоластическую. Обе стороны бежали друг к другу, не гнушались, хотели быть друзьями, облегчать труд и тяжесть будничность мрачной жизни. Какое было время!»14
Для поступления в школу достаточно было присутствовать на занятиях. Фамилии и адреса учащихся заносились в журнал. Контингент учащихся делился на три группы по степени грамотности: неграмотных, знающих грамоту и хорошо читающих. Занятия длились 3-4 часа. Учебная программа школ включала: Закон Божий (30 минут), чтение с объяснением и чистописание (1,5 часа), арифметика (30 минут), гимнастика (15 минут). Предметы преподавались по группам, а Закон Божий всем вместе. Группы подразделялись на кружки в количестве 6-8 человек. За каждым кружком закреплялся постоянный преподаватель. Необходимость закрепления постоянного преподавателя за группой учащихся объяснялась важностью формирования нравственной связи между учеником и учителем при первоначальном обучении. Каждый преподаватель должен был иметь помощника, который мог бы его заменить в случае необходимости. Порядок проведения занятия определялся преподавателем свободно. Преподавание проводилось в форме общедоступных бесед. Книги использовались как во время классной работы, так и выдавались учащимся на дом. В некоторых школах при каждом посещении занятий учащимся выда-
валось удостоверение их посещения воскресной школы, которое предъявлялось родителям или работодателям.
Основные проблемы, возникшие в процессе организации первых воскресных школ, заключались в поиске материально-технических ресурсов для обеспечении процесса обучения, в недостаточности педагогических кадров, в отсутствии специальных учебных пособий для учащихся воскресных школ, в недоверии общественности, в открытом сопротивлении развитию воскресных школ со стороны торгового сословия, в нерегулярности посещения учебных занятий учащимися, в бюрократизации процесса распространения воскресных школ со стороны Министерства народного просвещения.
Материальное обеспечение первых воскресных школ включало аренду помещения, труд преподавателей, обеспечение обучающихся школьными принадлежностями и учебными пособиями. Расходы на образовательную деятельность воскресных школ были очень небольшие, так как помещение предоставлялось бесплатно, преподавательский труд не оплачивался, необходимые средства требовались только на обеспечение обучающихся школьными принадлежностями. Средства на эту статью расходов находились за счет частных и общественных пожертвований. История сохранила описание различных форм и способов финансирования воскресного образования, которые получили распространение в Киеве. Желание организаторов обеспечить открывшиеся школы постоянным доходом способствовало открытию публичной подписки в пользу этих школ. Другими словами, киевский генерал-губернатор получил от министра внутренних дел право публиковать в местной газете объявления о принятии пожертвовании в пользу школ. Однако данное мероприятие оказалось совершенно неэффективным и не дало никакого результата. Тогда организаторы стали искать иные способы поиска и сбора средств для воскресных школ. Прежде всего, было сделано обращение в городское управление об осуществлении постоянного финансирования новых учебных заведений. При поддержке киевского генерал-губернатора городская власть выделяла 150 рублей в год на все воскресные школы. В свою очередь, дамы киевского высшего общества под предводительством супруги генерал-губернатора стали устраивать концерты и спектакли, выручка от ко -торых переводилась в пользу воскресных школ. Студенты университета организовали субботние литературные вечера, а вырученные средства передавали в фонд воскресных школ. Дважды в киевском театре для сбора средств были организованы любительские спектакли с учетом выплат за аренду помещения.
Материальное обеспечение первой воскресной школы Москвы осуществлялось за счет следующих статей сбора средств:
- публичная подписка;
- организация московскими литераторами «литературного утра»;
- пожертвования московского генерал-губернатора;
- пожертвования, собранные через объявление в «Московских ведомостях»;
- пожертвование книг московскими книготорговцами.
Санкт-Петебургские школы получали еще пособие от ремесленного общества.
Для помещения воскресных школ использовались квартиры учредителей, учебные помещения военных частей, здания уездных училищ и гимназий. Например, в квартире М. С. Шпи-левской были выделены две комнаты, в которых размещались длинные столы и табуреты. В этом помещении обучались около 30 учениц. Помещение для воскресных школ охотно предоставляло военное ведомство, которое активно поддержало инициативу распространения воскресного образования. Министерство народного просвещения не только выделяло помещение в зданиях уездных, приходских училищ и гимназий, но и обязывало данные образовательные учреждения предоставлять для занятий воскресным школам все свободные принадлежащие им помещения. Для получения такого помещения распорядителю воскресной школы достаточно было обратиться к руководителю учебного округа.
Перед первыми воскресными школами остро стояла проблема учебных пособий. Специальных учебных пособий для подобного обучения не существовало, а те источники, которые использовались для чтения, были мало пригодны для осуществления образовательных задач. Например, библиотека воскресной школы гальванической роты Санкт-Петербурга состояла из солдатских рассказов Погосскаго, учебника «Божий мир» Разина, некоторые статьи которого были мало доступны для понимания учеников, учебника «Друг детей», переведенного с немецкого и мало адаптированного под описание российской действительности. Учителя искали выход из положения путем чтения, перевода и переделывания с учетом российской действительности английских книг, издававшихся для народного чтения.
В Санкт-Петербурге, так же как и в Киеве, остро стояла кадровая проблема. Зачастую учителя не имели никакого педагогического опыта. Им приходилось самостоятельно разрабатывать систему обучения. Ситуация с женскими воскресными школами осложнялась еще недостаточностью образованных женщин в российском обществе.
В отношении к появившейся новой форме общего образования в российском обществе не было единодушия. Православное духовенство особой заинтересованности к организации воскресных школ не проявило и осталось практиче-
ски безучастным в этом вопросе, за исключением обязательного преподавания Закона Божия. В то же время инициатива открытия воскресных школ была активно поддержана военным ведомством и Министерством народного просвещения. Представители этих органов власти присутствовали на открытии воскресных школ, которое обязательно сопровождалось всеобщим молебном. Открытие воскресных школ, их деятельность освещалось в местной печати. Министерство народного просвещения не только поддержало народную инициативу развития воскресного образования, но в скором времени взяло на себя функции его управления и контроля.
Идея открытия воскресных школ встречала поддержку и у местной власти. В каких-то городах губернские власти оказывали административную и финансовую поддержку в открытии воскресных школ, а в некоторых, например Архангельске, губернские власти прямо рекомендовали содействовать распространению новой формы учебного заведения. Так, один из губернаторов предписал всем цеховым мастерам заставлять своих учеников, «чисто и прилично одетых», обязательно каждое воскресенье посещать школу. Министерство внутренних дел в ответ на это разослало циркуляр, в котором указывало, что принуждение в деле посещения воскресных школ недопустимо, а разъяснительная работа с родителями и работодателями о пользе данных образовательных учреждений возможна.
Несмотря на государственную поддержку воскресного образования, на первом этапе его развития общественность относилась к новой форме обучения равнодушно или настороженно, подозревая учредителей школ в нечистоте намерений. Многие содержатели прислуги, магазинов, мастерских препятствовали посещению молодежью воскресных школ, непосредственно не пуская юношей в школу, как это было в Одессе, или распуская нелепые слухи о воскресной школе, как это было в Полтаве. Хозяева распускали слух, что сами оплачивают обучение своей прислуги в данных школах, а те в свою очередь должны будут им отработать за это бесплатно в течение года. Ходили слухи, что в школе не будут учить бесплатно или начнут вести занятия бесплатно, а потом потребуют заплатить вдвое, что помещики ничему доброму научить крестьян не могут, что преподавателей и учредителей нужно заключить в карцер, что гимназисты, которые ведут занятия, в скором времени оставят эту свою затею, что юношей специально учат, чтобы потом взять их в солдаты. В Старой Руссе объявления об открытии воскресной школы срывали со столбов. Особенно с активным сопротивлением распространению воскресных школ столкнулись женские школы. Мелкие торговцы придумывали для своей прислуги дополнительное дежурство в воскресенье, лишали их обеда под предлогом, что невозможно организовать обед до школы.
Девочки не рассказывали о трудностях обучения, и организаторы школы не сразу узнавали о существующих притеснениях учащихся. Всевозможные препятствия, которые чинили желающим учиться их работодатели, конечно, сказывались на посещаемости школ, что значительно затрудняло образовательный процесс.
Еще одним фактором, затрудняющим развитие воскресного образования, стала несвоевременная (очень скорая) попытка стандартизации образовательной деятельности воскресных школ со стороны Министерства народного просвещения. В мае 1860 г. министерство разработало правила о воскресных школах, согласно которым все воскресные школы должны были находиться в непосредственном ведении ведомства народного образования и относиться к одному разряду с приходскими училищами. Разрешение на открытие школы как частным лицам, так и сословным обществам должен был выдавать учебный округ с ведома местной губернской власти. Контроль за деятельность воскресных школ возлагался на представителя учебного ведомства, чаще всего директора училищ. Правила требовали раздельного обучения для мужчин и женщин. Возраст обучающихся не ограничивался. Учредители школы могли сами определять график работы школы, но с согласия директора училищ. Устанавливалось единое время, когда должны были проходить занятия - после церковной воскресной службы, чтобы не лишать учеников возможности исполнять религиозные обязанности. Литература, используемая в процессе обучения, должна была утверждаться начальством учебного округа. Содержание воскресных школ могло осуществляться за счет или частных средств, или общественных пожертвований. Помещение для воскресных школ Министерство народного просвещения обязывалось предоставлять бесплатно.
В начале 1861 г. правила для воскресных школ были ужесточены. Повысились требования к образовательной программе, к используемой в процессе обучения литературе (только утвержденная Министерством народного просвещения), к преподавателям (только «благонадежные люди»). Открытие воскресных школ становилось возможным лишь после согласования директором училищ с местной властью. Учредители и преподаватели, осуществляющие образовательную деятельность против религиозных истин, государственной идеологии и нравственных норм поведения, должны быть немедленно отстранены от преподавания. С одной стороны, введенные ограничения не давали возможности учащимся удовлетворить их потребности в обучении, так как лишали возможности образовательной системы гибко реагировать на их запросы. С другой стороны, объективная неспособность первых воскресных школ соответствовать высоким требованиям образовательного
ведомства снизила степень заинтересованности их учредителей и преподавателей в воскресном проекте. В результате возникшего сопротивления - как со стороны общественности, так и со стороны государственных чиновников - развитие воскресного образования с 1861 г. пошло на убыль. С 1862 г. начнется новый период в развитии российского воскресного образования.
Итак, первые воскресные школы имели общие с первыми церковными школами признаки, такие как бесплатность, всеобщность, добровольность обучения. Различия этих школ содержались в целях, системе управления и организации, программе обучения. Если основной целью первых церковных школ было нравственное воспитание, основанное на Евангельском идеале, то воскресные школы были ориентированы на обучение грамоте, а также дополнительную профессионализацию. Первые носили преимущественно воспитательный характер, вторые - общеобразовательный. Если управление церковными школами принадлежало высшему духовенству, то первые воскресные школы находились в введение Министерства народного просвещения. Первые учреждались представителями власти, князьями, вторые - представителями образованных сословий. Только мужчины из числа лиц духовного звания осуществляли и управление церковной школой, и обучение учащихся. Руководство воскресными школами было коллективным с выделением уполномоченного представителя, преподавателями являлись гражданские чины, как мужчины, так и женщины. Труд преподавателей воскресных школ, как и церковных, был безвозмездным. Церковные школы содержались за счет приходов, воскресные - за счет частных и общественных пожертвований. Отличительными особенностями воскресных школ были информационная открытость и публичная доступность. Различие в целях образовательных учреждениях определяло различие их образовательных программ. В первых церковных школах основными предметами были чтение, письмо и пение, направленные на теоретическое познание и практическое усвоение христианского вероучения. Программа обучения воскресных школ включала чтение, чистописание, арифметику и дополнительные предметы в зависимости от особенностей шко-
лы. Обучение вере осуществлялось в рамках отдельного предмета «Закон Божий». В отличие от церковных школ, обучение в воскресных школах осуществлялось с использованием светской, а не духовной литературы. Если в процессе организации первых церковных школ власть, Церковь и общество проявляли солидарность и объединение усилий, то воскресные школы создавались в условиях значительного общественного сопротивления со стороны торгового сословия.
Примечания
1 Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приход-ской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. СПб. : Тип. Глазунова, 1910. С. 4.
2 См.: Арчебасова Н. А. Начальное народное образование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861-1914 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2000. С. 76.
4 Лавровский Н. А. О древнерусских училищах. Разсуж-дение, представленное в историко-филологический факультет императорского Харьковского университета Николаем Лавровским для получения степени доктора славяно-русской филологии. Харьков. Печатано в университетской типографии, 1854. С. 5.
4 Миропольский С. И. Указ. соч. С. 19.
5 Там же. С. 18.
6 Там же. С. 56.
7 См.: Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы : история возникновения и тенденции развития // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2000. Вып. 3 (18). С. 58-66.
8 См.: Никитская Е. А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и современность // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4. Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 121-132.
9 См.: Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900. С. 10.
10 См.: Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. М., 2003. С. 55.
11 Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX - начало XX. Сборник документов. СПб., 2000. Док. № 74. С. 173.
12 См.: Абрамов Я. В. Указ. соч. С. 10.
13 Там же. С. 28-29.
14 Там же. С. 33.
Образец для цитирования:
Уфимцева Е. И. Институциональные особенности первых церковных и воскресных школ в России : историко-социо-логический обзор // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 416-422. БОТ: 10.18500/1818-9601-2016-16-4-416-422.