Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2017. 2 (179)
УДК 028.5 (571.16) «18»
00! 10.23951/1609-624Х-2017-2-124-127
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УПРАВЛЕНИИ ДЕТСКИМ ЧТЕНИЕМ В 80-90-Е ГГ. XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОМСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ЖЕНСКОЙ ШКОЛЫ)
Е. И. Тулякова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
Реформы в области образования в 1880-1890-е гг. способствовали развитию педагогической инициативы в отдельных учебных заведениях, особенно в воскресных школах. Деятельность педагогов Томской воскресной женской школы соответствовала общим тенденциям в развитии образования для взрослых. Учитывая разновозрастной состав своих учениц и преобладание среди них девочек-подростков, педагоги данной школы нарабатывали практику руководства внешкольным юношеским чтением. В этом заключалось новаторство методической работы учителей.
Во-первых, они поставили вопрос о круге детского чтения в рамках взрослой школы. Девочки учились по тем же книгам, что и взрослые. Безусловно, это расширяло круг чтения юных читательниц, способствовало их развитию, но требовало дополнительной методической работы учителей. Во-вторых, педагоги Томской воскресной женской школы думали о том, как привить любовь к чтению юным ученицам. Для этого сначала нужно было развить в них аудиальные способности. Поэтому особая роль в методике обучения отводилась чтению учителя на уроке. Оно измерялось такими показателями, как подготовленность, эмоциональность, выразительность, диалогичность. Наконец, вопрос о развитии читательской культуры в ученицах предполагал постепенное овладение навыками сначала эмоционального чтения, затем - эстетического и далее - понятийного и аналитического.
Данные выводы позволяет сделать анализ отчетов учителей, дневников заведующей В. Е. Воложаниной, проводимый в настоящей статье.
Ключевые слова: управление чтением, детское и юношеское чтение, методики чтения, Томская воскресная женская школа.
Теория чтения складывается в России в 1860-е гг., на что повлияло развитие педагогики и системы образования. Идя экспериментальным эмпирическим путем, передовые педагоги своего времени (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Водовозов, М. А. Корф, В. П. Острогорский и др.) разрабатывали и апробировали различные методики прежде всего детского чтения.
В своих трудах они обосновали необходимость управления чтением посредством учебных заведений, учителей и наставников. Д. И. Писарев писал, что между ребенком и книгой всегда должен стоять человек, который поможет ему соединить книжные знания с жизнью, окажет влияние на содержание чтения [1, с. 174, 176, 178].
Однако учебное заведение как институт государства и учитель как представитель официальной педагогики в своей деятельности были ограничены сверху. По словам О. А. Лучкиной, «в дореволюционной России детское чтение контролировалось сетью институтов...» [2, с. 23]. Их рекомендательные списки и каталоги определяли учебную программу по курсу словесности, круг классного и внеклассного чтения, состав фундаментальных и ученических библиотек при учебных заведениях. Эти ограничения касались и вопросов методики.
Наметившиеся в 1880-1890-е гг. реформы в области образования повлекли за собой (как в целом
в России, так и в Западной Сибири) «некоторое оживление педагогической мысли...: среди педагогов заметно начали расти настроения протеста против схоластики, голой муштры и зубрежки...; стали применяться новые методы учебной работы... , оживилось проведение урока... , появились новые тенденции и в воспитательной работе школы» [3, с. 79]. Это способствовало развитию педагогической инициативы в отдельных учебных заведениях, особенно в тех, где круг и методики детского чтения требовали существенной корректировки.
Таковыми являлись воскресные школы для взрослых, которые отличались разнообразием состава учащихся по возрасту, уровню грамотности, социальной обеспеченности, образовательным запросам. Все это двигало педагогов-наставников к постоянному поиску, педагогическому эксперименту. «Содержание образования в школах взрослых конструировалось исключительно педагогической практикой. Перед школами взрослых стояли задачи создать свою собственную методику, дидактику, выработать особый ускоренный темп преподавания, обогатить содержание образования...», - отмечают авторы очерков по истории школы конца XIX - начала XX века [4, с. 160].
При общих задачах, программах, педагогических подходах [5] в каждой воскресной школе
Е. И. Тулякова. Роль педагогической инициативы в управлении детским чтением в 80-90-е гг. XIX века.
складывалась своя практика образования, развития и воспитания учащихся.
Деятельность педагогов Томской воскресной женской школы (ТВЖШ) отвечала общему развитию системы обучения для взрослых. При этом, как показывают планы занятий учителей, их отчеты, записные книжки, дневники заведующей В. Е. Воло-жаниной (годы заведования ТВЖШ: 1894-1903), определяющее значение в организации учебной и воспитательной работы имели вопросы читательской культуры.
Учитывая разновозрастной состав своих учениц и преобладание среди них девочек-подростков [6, с. 81, 97, 98], педагоги ТВЖШ нарабатывали практику руководства внешкольным юношеским чтением.
В основу методической работы были положены три вопроса: что должны читать девочки-подростки в воскресной школе? как приобщить к чтению юных читательниц? как последовательно развивать в них читательскую культуру?
Вопрос о круге детского чтения перед педагогами ТВЖШ не стоял в силу определенности вопроса руководящими ведомствами. Однако произведения детской литературы редко попадали в круг чтения юных учениц, что объяснимо рядом факторов: ориентированностью воскресной школы на взрослого читателя (что влияло на выбор книг для классного и внеклассного чтения, формирование библиотеки при ТВЖШ), малодоступностью детских изданий в Томске и пр. Поэтому и дети, и взрослые учились по одним и тем же книгам для чтения. В отчетах учителей и дневнике Воложани-ной упоминаются, например, «Книга для взрослых» М. Соколовой, критический указатель «Что читать народу?», составленный учителями воскресных школ Харькова под руководством Х. Д. Ал-чевской и пр.
Безусловно, обращение к «взрослой» литературе расширяло круг чтения юных читательниц, способствовало их развитию (так же, как и активное участие девочек в чтениях и литературно-музыкальных утрах и вечерах в качестве чтецов), но, с другой стороны, освоение этих произведений требовало применения определенных методов работы, дополнительной разъяснительной работы учителя.
Вопрос о приобщении учениц к книге решался через активное участие взрослого в процессе чтения. Воспитание читателя, по убеждению заведующей В. Е. Воложаниной (что выражено в ее дневниковых записях), должно начинаться с воспитания слушателя. Поэтому при оценке урока она всегда обращает внимание на качество чтения учителя, определяемое по реакции ребенка-ученика: о чтении учительницы на уроке - «у ней сегодня совсем
неудачное чтение» - дети в конце не могли слушать [7, л. 48], «волновалась», «повторяла одно и то же», «старалась действовать на память слушателей, а не на воображение» [7, л. 11], или «Т. Б. читала не приготовившись, без желания и потому... это было не для всех интересно, особенно ребятишки слушали плохо и частенько выходили из класса» [7, л. 48]; о внеурочных совместных чтениях -«в трудных для понимания местах слышался шепот между ребятишками» [7, л. 21]. Подготовиться к чтению, читать эмоционально, выразительно и пр. - те требования к взрослому чтецу, которые способствуют развитию читательской инициативы у ребенка. Неслучайно в своих записях Воложани-на радуется, когда общение с книгой вызывает у детей эмоции. Так, подводя итог чтению о Гуттен-берге и Ушинском, она отмечает: «Не ожидала, чтоб вышло так хорошо. Читали стихи Ушинского слабовато, но все, особенно дети, были довольны...» [7, л. 132]; из записи о репетиции детского спектакля: «Девочки оживлены, веселы, поют. Даже для одного только этого чудного настроения, этого сближения можно делать детские спектакли» [7, л. 97].
Умение чувственного, отзывчивого слушания должно отозваться чувственным чтением. Хорошее чтение, судя по записям заведующей, отличается не техникой, а эмоциональным проникновением в суть прочитанного: «На меня же больше всего произвела впечатление «Весенняя сказка», хотя читая ее, девушка очень торопилась, но она вложила в чтение много души и чувства. Особенно удался ей конец. После чтения с ней даже сделалось дурно» [7, л. 43], сетует о неудачном чтении одной из учениц: «. в голосе слышалось мало чувства» [7, л. 82].
Эмоциональное чтение, по мнению педагогов ТВЖШ, перерастет в чтение эстетическое, основанное на сопереживании, размышлении, поиске смысла, интерпретации: «Каждое чтение должно оставлять сильное впечатление», «возвышать душу» и «приподнимать человека» [7, л. 10]. В одном из отчетов учительница ТВЖШ определяет существенную сторону своего преподавания: «читать своим ученикам, по мере возможности, доступные их пониманию некоторые литературные произведения, которые самым наглядным образом могли бы пробудить в них гуманные человеческие чувства истины, справедливости, любви и сострадания и развить в них принципы законности и уважения к личности другого» [6, с. 117].
Пониманию «взрослых» произведений художественной литературы способствовало применение методики разъяснительного чтения по картинкам. Чтением и рассматриванием картин сопровождались утра и вечера, о чем свидетельствуют их про-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 2 (179)
граммы и аналитические отзывы: «Читали биографию Гоголя из книги биографий В. Острогорского. Картины вышли хорошо, особенно удачен портрет Гоголя. Как завлекают картины!» [7, л. 95].
Особое внимание «учительницы» школы придавали чтению нехудожественных текстов, которые также давались юным ученицам по учебникам для взрослых. Здесь главный акцент делался на понимании прочитанного и дополнении полученных в ходе чтения знаний, «пробуждении сознания читателя», для чего применялись технологии беседы, лекции учителя, наглядного объяснения. Д. Вольф-сон приводит показательную запись из педотчетов учителя ТВЖШ: «В одно из воскресений я сделала чтение с фонарем, но при этом читала или, вернее, рассказывала сама. После прочтения статьи „Хлопчатник" показала коллекцию хлопка с производст-
вами тканей, при этом сообщила о порядке обработки хлопка, машинах и т. п. При чтении статьи „Пустыня" показывала картины „Смерч в пустыне", „Оазис" и т. д.» [6, с. 111].
Итак, не имея специальных теоретических наработок по управлению юношеским чтением в рамках внешкольной работы, заинтересованные учителя ТВЖШ синтезировали в своей практике различные приемы и методы работы с читателем. Своей главной задачей они считали развитие посредством чтения в юных ученицах личностных качеств человека, способного к дальнейшему саморазвитию и образованию.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Томской области в рамках научного проекта 16-14-70001 а/р.
Список литературы
1. Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. 367 с.
2. Лучкина О. А. Институты рекомендательной библиографии для детского чтения // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Т. 1, № 3. 2013. С. 22-34.
3. Шамахов Ф. Ф. Школа западной Сибири в конце XIX - начале XX века. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1957. 271 с.
4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец XIX - начало XX в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. 448 с.
5. Попинова М. В. Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых: середина XIX - начало XX века: дис... канд. пед. наук. Ярославль, 2001. 245 с.
6. Вольфсон Д. Сибирские воскресные школы. Томск: Тов-во скоропечатни А. А. Левенсона, 1903. 240 с.
7. Дневники В. Е. Воложаниной по Воскресной школе // ТОКМ Ф.1. Оп. 4. Д. 35. На 193 л.
Тулякова Елена Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). Е-mail: purple15@rambler.ru
Материал поступил в редакцию 07.10.2016
DOI 10.23951/1609-624X-2017-2-124-127
THE ROLE OF EDUCATIONAL INITIATIVES IN THE MANAGEMENT OF CHILDREN'S READING IN 80-90TH. OF THE XIX CENTURY (AN EXAMPLE OF TOMSK SUNDAY FEMALE SCHOOL ACTIVITIES)
E. I. Tulyakova
National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation
Есйисайоп reforms in 1880-1890-th years contributed to the development of educational initiatives in some schools, especially in Sunday schools. Activities of teachers of Tomsk Sunday female school corresponded to the general trends in the development of education for adults. Students of different age-group studed here. Teenage girls prevailed among them. Teachers of Sunday school accumulated practice in management of youthful extracurricular reading. This was the innovation of methodical work of teachers.
Firstly, they raised the question of the range of children's reading in the framework of the adult school. The girls studied by the same books as the adults. Of course, this expanded the range of reading for young readers, has contributed to their development. But this required more methodical work of teachers. Secondly, the teachers of Tomsk Sunday female school thought how to instill love of reading in young female pupils. For this purpose they needed to develop their auditory skills first. So, the special role in methods of teaching assigned for teacher's reading in the classroom. It was to be prepared, emotional, expressive, dialogical. Finally, the question of development of
Е. И. Тулякова. Роль педагогической инициативы в управлении детским чтением в 80-90-е гг. XIXвека...
female pupils' reading culture involved progressive mastery of their reading skills, at the beginning - emotional, later -esthetic, and then - conceptual and analytical.
These conclusions allowed to analyze the teachers reports, the diaries of the school director V. E. Volozhanina.
Key words: reading management, children and youth reading, reading techniques, Tomsk Sunday female school.
References
1. Pisarev D. I. Izbrannye pedagogicheskiye sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 367 p. (in Russian).
2. Luchkina O. A. Instituty rekomendatel'noy bibliografii dlya detskogo chteniya [Institutions of the recommended bibliography for children's reading]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina - Bulletin of Pushkin Leningrad State University, 2013, vol. 1, no. 3, pp. 22-34 (in Russian).
3. Shamakhov F. F. Shkola zapadnoySibiri vkontseXIX- nachaleXXveka [School of Western Siberia in the late XIX - early XX centuries]. Tomsk, Tomsk State University Publ., 1957. 271 p. (in Russian).
4. Ocherki istorii shkoly ipedagogicheskoy mysli narodov SSSR konets XIX- nachalo XX v. Otv. red. E. D. Dneprov [Essays on the history of the school and pedagogical thought of the peoples of the USSR in the end of XIX - the beginning of the XX century. Editor-in-chief E.D. Dntprov]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 448 p. (in Russian).
5. Popinova M. V. Razvitiye voskresnykh shkol v Rossii kak formy obrazovaniya vzroslykh: seredinaXIX- nachalo XX veka. Dis. kand. ped. nauk [The development of Sunday schools in Russia as a form of adult education: middle of XIX - early XX centuries. Thesis of cand. ped. sci.]. Yaroslavl', 2001. 245 p. (in Russian).
6. Vol'fson D. Sibirskiye voskresnye shkoly [Siberian Sunday schools]. Tomsk, Tov-vo skoropechatni A. A. Levensona Publ., 1903. 240 p. (in Russian).
7. Dnevniki V. E. Volozhaninoy po Voskresnoy shkole [V. E. Volozhanina's diaries on Sunday School]. TOKM (Tomskiy oblastnoy kraevedcheskiy muzey) [Tomsk Regional Museum]. F. 1. Op. 4. D. 35. Na 193 l. (in Russian).
Tulyakova E. I., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). Е-mail: purple15@rambler.ru