УДК 374.32; 374.71
Е. Б. Брякотнина, Е. А. Полева
ИЗУЧЕНИЕ КРУГА ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Анализируются данные анкетирования круга чтения учащихся 6-9-х классов гимназий и лицея г. Томска, обосновывается проблема несовпадения круга чтения подростков и учителей: неспособность педагога работать с литературными предпочтениями обучающихся затрудняет диалог в образовании, препятствует реализации субъект-субъектного подхода к воспитанию и обучению, не позволяет использовать стратегию работы с проблематикой произведений классической литературы через сопоставление с прочитанным, вызвавшим интерес.
Ключевые слова: круг чтения современных подростков, анкетирование, проблема диалога в образовании.
Значительное снижение интереса к чтению, отсутствие внимания к художественной литературе - распространенный сегодня стереотип о современных школьниках. Такое мнение базируется на наблюдении того, что обучающиеся без особого желания осваивают произведения классической русской литературы, предложенные школьной программой. Однако означает ли это, что современные подростки вообще не читают художественную литературу? Частный опыт работы в одной из гимназий Томска и анализ современных исследований [1-10] позволяет предположить, что современные подростки читают, но произведения, выходящие за рамки рекомендованной к изучению литературы.
Для подтверждения этой гипотезы было проведено пилотажное социологическое исследование, направленное на выявление читательских предпочтений учащихся 6-9-х классов. Были опрошены учащиеся лицея № 8, гимназии № 18, гимназии «Томь» г. Томска. Тип выборки - сплошной. Всего в опросе приняли участие 237 респондентов (6-7-е классы -134 респондента, 8-9-е классы - 103 респондента). Методом сбора информации было выбрано анкетирование, содержащее открытые вопросы.
Вопросы был направлены на определение круга чтения учащихся вне школьной программы и выяснения мнений школьников о необходимости разговора об этой литературе с учителем, родителями. Результаты исследования позволяют сделать ряд наблюдений и выводов.
Перечисление респондентами прочитанных за последний год произведений, не входящих в школьную программу, позволяет говорить о наличии читательской практики и об интересе к конкретным авторам. Среди шести- и семиклассников лидирует проза о подростках Джона Грина - «Виноваты звезды», «Бумажные города», «В поисках Аляски», «Многочисленные Катерины» (43 респондента); на втором месте «Гарри Поттер» Джоан Кэтлин Роулинг (41 респондент); на третьем месте приключенческая классика детской литературы: Жюль Верн - «Дети капитана Гранта», «Вокруг света за 80 дней», «Двадцать тысяч лье под водой» (15 респондентов) и современная психологическая проза (роман в письмах) американского автора для подростков Стивена Чбоски «Хорошо быть тихоней» (15 респондентов). Реже младшие подростки читают «50 дней до моего самоубийства» Крамер Стейс (псевдоним восемнадцатилетнего непрофессионального автора Анастасии Холовой) (14 респондентов), «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера (10 респондентов), «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери (10 респондентов), «Рассказы о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойла (9 респондентов), «Хоббит», «Властелин колец» Джона Толкиена (9 респондентов), «Дивергент» Вероники Рот (9 респондентов),
«Метро 2033» Дмитрия Глуховского (8 респондентов). Пять и менее респондентов называли произведения Ричарда Баха, Александра Беляева, Эрики Джеймс, Федора Достоевского, Джеймса Дэшнера, Александра Дюма, Маркуса Зусака, Дэниел Киз, Стивена Кинга, Сьюзен Коллинз, Пауло Коэльо, Джека Лондона, Златы Серебряковой, Гейла Формана, Эрин Хантер, Эрнеста Хемингуэя.
Выбор учащихся 8-9-х классов отчасти пересекается с предпочтениями младших подростков. На первом месте в этой возрастной группе стоит проза Рэя Брэдбери - «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков», «Марсианские хроники» (20 респондентов), затем Джона Грина - «Виноваты звезды», «Бумажные города» (16 респондентов), Стивена Кинга - «Зеленая миля», «Кладбище домашних животных», «Безнадега», «Длинный путь», «Мобильник» (12 респондентов); Михаила Булгакова - «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (10 респондентов). Менее популярны «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера и проза братьев Стругацких - «Хромая судьба», «Страна багровых туч», «Трудно быть Богом», «Второе нашествие марсиан», «За миллиард лет до конца света» (по 7 респондентов), лирика Сергея Есенина и «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя (по 6 респондентов).
По пять и менее респондентов назвали произведения Бориса Акунина, Фредерика Бегбедера, Шарлотты Бронте, Жюля Верна, Полины Волошиной и Евгения Кулькова, Дмитрия Глуховского, Эрики Джеймс, Федора Достоевского, Патрика Зюскинда, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Шона Кови, Сьюзен Коллинз, Пауло Коэльо, Чака Паланика, Терри Пратчетт, Майна Рида, Джоаны Кэтлин Роулинг, Вальтера Скотта, Джона Толкиена, Льва Толстого, Оскара Уайльда, Джонатана Сафрана Фоера, Стивена Чбоски.
Думается, на выбор подростков существенное влияние оказывает киноиндустрия: большинство предпочитаемых книг были экранизированы, в том числе и произведения Джона Грина.
Выбор тематики произведений обусловлен несколькими факторами, и в первую очередь возрастными особенностями подростков. Именно это объясняет смещение интересов от приключений в 6-7-х классах к антиутопиям, характеризующимся пафосом бунтарства против устоявшихся правил (семейных, общественных и т. д.). В 8-9-м классах более актуальными становятся проблемы самопознания, построения взаимоотношений со сверстниками, включая вопросы дружбы и первой любви.
При этом респонденты обеих групп предпочитают психологические романы, в которых ярко выражено исповедальное начало - повествование ведется от лица подростка, переживающего типичные для возрастного периода проблемы (ощущение себя изгоем, конфликты со взрослыми, проблемы общения и понимания, вопросы самоопределения и формулирования принципов существования, смысла жизни). Наиболее популярными являются тексты, в которых на первый план выдвигается тема смерти / умирания («Виноваты звезды» -о жизни подростков с онкологическими заболеваниями, «В поисках Аляски» - завязкой служит осмысление подростком предсмертных записок деятелей культуры, «50 дней до моего самоубийства» - указание на тему смерти содержится уже в названии). Популярность такой прозы обусловлена спецификой переходного возраста, в котором время жизни воспринимается как пограничное состояние.
Читаемая литература отвечает не педагогическим задачам, а психологическим запросам подростков, что естественно для досугового чтения. Существенная часть современных произведений, входящих в круг подросткового чтения, воспроизводит опыт, в том числе и деструктивный, отношений подростков со сверстниками и родителями, где часто в формах дневника, исповеди раскрывается сознание и эмоциональная сфера подростка, пере-
живающего свою девиантность. Отклонение от нормального может быть только субъективным переживанием персонажа из-за несоответствия требованиям окружающих (особенно взрослых), но проявляется и в крайних формах, например, в произведениях о неизлечимо больных подростках, инвалидах (тема «disability» очень популярна в современной литературе). Фабульно именно об этом роман Дж. Грина «Виноваты звезды».
Исследование показало, что интерес школьников направлен на зарубежную современную литературу. У подростков 8-9-х классов можно отметить рост интереса к русской, но не современной, а классической литературе. Произведения Михаила Булгакова близки по популярности к прозе Рэя Брэдбери, Стивена Кинга и Джона Грина, однако это исключение. Думается, дело не в отсутствии в современной отечественной литературе произведений, актуальных для подростков, а в отсутствии знаний о ней, причем как у школьников, так и у их взрослого окружения.
Исследование готовности подростков обсуждать читаемые вне школьной программы книги со взрослыми велось в двух направлениях: какие конкретно книги подростки рекомендуют прочитать учителям и родителям для дальнейшего совместного обсуждения и отношение респондентов к этой идее в целом. Наиболее распространенные ответы частично совпали с перечнем предпочитаемых книг: «Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг, «Виноваты звезды» Дж. Грина в первой возрастной группе; «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, «Убить пересмешника» Х. Ли, «Виноваты звезды» Д. Грина - во второй. Было много неповторяющихся ответов, которые расширяют представления о круге чтения школьников. В первой группе были названы: Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», Александр Беляев «Человек-амфибия», Андрей Белянин «Моя жена - ведьма», Джеймс Боуэн «Уличный кот по имени Боб», Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», Борис Виан «Пена дней», Кайса Ингемарсон «Лимоны желтые», Джеймс Кейн «Почтальон всегда звонит дважды», Джейн Остен «Гордость и предубеждение», Вероника Рот «Дивергент», Гавриил Троеполь-ский «Белый Бим Черное ухо», Александр Фадеев «Молодая гвардия», Кристиана Фельше-риноу «Я, мои друзья и героин», Эрин Хантер «Коты-Воители», Наталья Щерба «Часодеи».
Респонденты второй группы указали: Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме», Эмили Джейн Бронте «Грозовой перевал», Эрика Джеймс «Пятьдесят оттенков серого», Федор Достоевский «Преступление и наказание», Франц Кафка «Превращение», Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», Стивен Кинг «Зеленая миля», Рюноскэ Мураками «Дети из камеры хранения», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Мариам Петросян «Дом, в котором...», Братья Стругацкие «Пикник у обочины», Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Эрнест Хемингуэй «Старик и море», «Прощай, оружие», Антон Чехов «Палата № 6».
Некоторые респонденты этой возрастной группы давали общие рекомендации родителям и учителям по расширению круга чтения в сфере не художественной литературы, а психологии общения с детьми: «Про навыки общения с детьми», «По психологии книги».
Детальный анализ содержания всех перечисленных произведений не входит в задачи исследования, однако общие наблюдения позволяют выявить приоритетные для подростков проблемы и темы. Респонденты предлагают очень разные по художественному достоинству и проблематике произведения для обсуждения с учителями и родителями. Среди указанных есть высокие образцы классической литературы Х1Х-ХХ веков (Ф. Достоевский, А. Чехов, Ф. Кафка и др.) и откровенно массовые произведения (эротические романы К. Ингемарсон, Э. Джеймс). Школьники открывают для себя и желают обсудить классическую женскую прозу (Дж. Остин, Э. Дж. Бронте), произведения для подростков советского периода (Г. Трое-польский), советскую (А. Фадеев) и современную западную (роман Дж. Бойна) литературу о фашизме, фантастику (А. Беляева, братьев Стругацких и др.), фэнтези для детей, наследую— 131 —
щее традиции литературной сказки и ставящее извечные проблемы борьбы добра и зла («Гарри Поттер» Дж. К. Роулинг). Отмечается обилие произведений второй половины ХХ-ХХ1 в. на табуированные темы - эротики, наркотиков, насилия, подростковой проституции. Например, проза Дж. Кейн, Э. Джеймс, Ф. Кристиане, Р. Мураками, в которой в том числе воссоздается опыт преодоления болезненных зависимостей или воспроизводятся ужасы «дна» (жестокость, нарушение норм общепринятой этики, утрата человеческого достоинства). Произведения этого ряда создавались с целью отвратить подрастающее поколение от негативного опыта не через дидактизм, а натуралистическое воспроизведение состояний и последствий деструктивных жизненных практик (наиболее показательна в этом плане автобиографическая проза Ф. Кристиане1). Оказывается, подростки хотели бы, чтобы эта литература входила в круг чтения учителей и родителей.
В целом, шести- и семиклассники дали большее количество названий произведений. Их комментарии по поводу идеи обсуждения интересующих их книг, противоречивы и отражают персональный опыт. Подавляющее большинство респондентов выразили желание делиться собственным мнением, задавать интересующие вопросы («Хочу обсудить все»2). Другие отметили, что имеют практику семейного обсуждения книг: «Я уже все обсудила», «Все прочитанные книги я уже обсудил (а) с родителями». Третьи выразили скепсис по поводу способности родителей и учителя к диалогу: «Никакие! Не думаю, что взгляды совпадают», «Мои родители не читают. Некогда!».
Учащиеся 8-9-х классов менее открыты и более критичны к идее обсуждения их читательских интересов с учителями. Об это свидетельствуют преобладающие ответы: «Не хочу», «Ни с кем никогда ничего не обсуждаю», «Никакие, они все странные», «Современную литературу, фантастику? Учителя их не читают, но очень любят негативно высказываться по поводу этих книг». Закрытость объясняется возрастными особенностями респондентов: авторитетным в этот период становится мнение сверстников, увеличивается недоверие ко взрослым. Однако комментарии отражают и неудачный опыт приобщения взрослых к кругу своего чтения. Действительно, не только взрослые отмечают слабый интерес школьников к литературе, которую рекомендовано изучить, но и подростки констатируют игнорирование взрослыми их читательских предпочтений и заведомо негативную оценку неизвестных им произведений по принципу «не читал, но осуждаю».
Итак, результаты исследования подтверждают, что современные подростки читают книги, вопреки сложившемуся мнению. Однако в образовательных учреждениях не сформирована культура обсуждения избираемых детьми книг. Учащиеся выражают скепсис по поводу готовности и способности (т. е. компетентности) учителей и родителей обсуждать с ними их круг чтения.
Игнорирование учителями читательских интересов обучающихся - актуальная педагогическая проблема. Ведь незнание содержания детско-юношеского чтения обусловливает невозможность выстраивать диалог на материале волнующих детей текстов, оценить образовательный и воспитательный потенциал читаемых детьми произведений; наконец, упускается из виду одна из возможных стратегий работы с проблематикой классических текстов через сопоставление с прочитанным, вызвавшим интерес.
1 Показателен отзыв о книге Ф. Кристиане, прошедшей в двенадцатилетнем возрасте опыт наркозависимой проститутки, на одном из форумов, где высказывались в том числе школьники: «Книга супер! Советую всем! Я бы вот тоже ее рекомендовала в школьную программу, чтоб школьники знали о вреде наркотиков не из уст учителей, их все равно мало кто слушает, а учились на основе реального человека, который прошел через весь этот ад!» [11]. Книги Ф. Кристиане представляют скорее не к художественную литературу, а беллетризованную автобиографию, прозу .doc.
2 Здесь и далее сохранен стиль респондентов.
Не зная, что и о чем читают подростки, невозможно корректировать круг их чтения, предлагая взамен низкопробных произведений тексты другого художественного достоинства, но ставящие волнующие подростков проблемы. Следует понимать, что подросток полностью не откажется от «легкой» литературы, но учитель упускает возможность сформировать компетентного читателя, осознанно выбирающего литературу для чтения.
Список литературы
1. Аскарова В. Я., Сафонова Н. К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии. URL: http://metodisty.narod.ru/ vsd05.htm (дата обращения: 12.01. 2016).
2. Голубева Е. И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. URL: https://www.google.ru/ur1?sa=t&rct=j&q=&e src=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwibprzHisrKAhWDdCwKHfjqDM0QFggbMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.novsu.ru%2Ffile %2F938496&usg=AFQjCNGpErWUvjoKIypH6pTOgrmoL5eTdA&bvm=bv. 112766941, d.bGg (дата обращения: 12.01. 2016).
3. Голубева Е. И. Детское чтение в России: Реальность, опасения, прогнозы... // Книжное дело. 2002. № 1. С. 60-63.
4. Громыко Н. В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования // Вопр. философии. 2002. № 2. С. 175-180. URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/news/dek/2002/07/2002-07_r_dek-s3.htm (дата обращения: 27.01. 2016)
5. Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. 2014. № 07 (июль). URL: http://e-koncept.ru/2014/14189.htm (дата обращения: 27.01.2016).
6. Малахова Н. Г. «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков // Homo legens -Человек читающий. М.: Школьная библиотека, 2006. С. 241-251. URL: http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-19.htm (дата обращения: 27.01. 2016)
7. Самохина М. М. О реальном месте чтения в жизни современного молодого человека (по результатам социологических исследований последних лет) [Электронный ресурс]. URL: http://vmo.rgub.ru/researh/articles/samokhina.php (дата обращения: 27.01. 2016).
8. Собкин В. С., Писарский П. С. Круг чтения художественной литературы у старшеклассников. URL: http://www.voppsy.ru/ issues/1994/945/945043.htm (дата обращения: 27.01. 2016).
9. Синотина Е. В. Читательские интересы ярославских старшеклассников. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_ praktikam/34_4/ (дата обращения: 27.01. 2016).
10. Чудинова В. П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации. М.: Рудомино, 2003.
11. Читательский форум о книге Ф. Кристиане «Я, мои друзья и героин». URL: http://www.forum.mista.ru/topic. php?id=597545&page=3 (дата обращения: 12.01. 2016).
Брякотнина Е. Б., магистрант, учитель русского языка и литературы высшей категории. Частное общеобразовательное учреждение гимназия «Томь». Ул. Карташова, 68/1, Томск, Россия, 634041. E-mail: [email protected]
Полева Е. А., кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.02.2016.
E. B. Bryakotnina, E. A. Poleva
SURVEY OF TEEN'S READING AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
This article presents materials of the data of questionnaire in 6-9 grades of gymnasiums and lyceums of Tomsk, on the ground of which, reveals the problem of incongruity of the sphere of reading between teachers and students: the inability of a teacher to work with
students' literary preferences hampers the dialogue in education, impedes the realization of subject-subjective approach in upbringing and schooling, doesn't allow to use the strategy of working with problematics of the classical literature through comparison with the read works which were interesting for students, doesn't give the opportunity to correct their sphere of reading, giving also the highly artistic literature.
Key words: reading spheres of modern teenagers, questionnaire, the problem of a dialogue in education.
References
1. Askarova V. Ya., Safonova N. K. Chitayushchiy podrostok v mire vzroslykh: poiski garmonii [Reading teenager in the adult world: the search for harmony]. URL: http://metodisty.narod.ru/vsd05.htm (accessed 12 January 2016) (in Russian).
2. Golubeva E. I. Resursy, motivy i stimuly detskogo i podrostkovogo chteniya [Resources, motives and incentives for child and adolescent reading].URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwibprzHisrKAh WDdCwKHfjqDM0QFggbMAA&url=http%3A%2F%2Fwww.novsu.ru%2Ffile%2F938496&usg=AFQjCNGpErWUvjoKIypH6pT OgrmoL5eTdA&bvm=bv. 112766941, d.bGg (accessed 12 January 2016) (in Russian).
3. Golubeva E. I. Detskoye chteniye v Rossii: Real'nost', opaseniya, prognozy... [Children reading in Russia: Reality, concerns, forecasts]. Knizhnoye delo - Book Publishing, 2002, no. 1, pp. 60-63 (in Russian).
4. Gromyko N. V. Internet i postmodernizm - ikh znacheniye dlya sovremennogo obrazovaniya [Internet and postmodernism -their importance for modern education]. Voprosy filosofii - Questions of Philosophy, 2002, no. 2, pp. 175-180. URL: http:// infoculture.rsl.ru/donArch/home/news/dek/2002/07/2002-07_r_dek-s3.htm (accessed 27 January 2016) (in Russian).
5. Lipovka V. O., Poleva E. A. Izucheniye chitatel'skikh interesov i potrebnostey semiklassnikov po rezul'tatam anketirovaniya [The study of readers' interests and needs of seventh graders on the results of the survey]. Kontsept - Concept, 2014. no. 7 (July). URL: http://e-koncept.ru/2014/14189.htm (accessed 27 January 2016) (in Russian).
6. Malakhova N. G. "Ya chitayu potomu, chto mne nemnogo nravitsya chitat'". O motivakh chteniya podrostkov ["I read because I like to read a little bit'. On reading teen motives]. URL: http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-19.htm (accessed 27 January 2016) (in Russian).
7. Samokhina M. M. O real'nom meste chteniya v zhizni sovremennogo molodogo cheloveka (po rezul'tatam sotsiologicheskikh issledovaniy poslednikh let) [About a real place of reading in the life of a modern young man (according to the results of sociological studies in recent years)]. URL: http://vmo.rgub.ru/researh/articles/samokhina.php (accessed 27 January 2016) (in Russian).
8. Sobkin V. S., Pisarskiy P. S. Krug chteniya khudozhestvennoy literatury u starsheklassnikov [The reading circle of fiction among high school pupils]. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1994/945/945043.htm (accessed 27 January 2016) (in Russian).
9. Sinotina E. V. Chitatel'skiye interesy yaroslavskikh starsheklassnikov [Reading interests of Yaroslavl senior pupils]. URL: http:// vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/34_4/ (accessed 27 January 2016) (in Russian).
10. Chudinova V. P. Chteniye detey i podrostkov na rubezhe vekov: protsessy transformatsii [Children's and adolescents' reading at the turn of the century: the transformation processes]. Moscow, Rudomino Publ., 2003 (in Russian).
11. Chitatel'skiy forum o knige F. Kristiane "Ya, moi druz'ya i geroin" [Reader forum about the book of Christiane F. "I, my friends and heroin"]. URL: http://www.forum.mista.ru/topic.php?id=597545&page=3 (accessed 12 January 2016) (in Russian).
Braykotnina E. B.
Private Educational Institution Gymnasium "Tom".
Ul. Kartashova, 68/1, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]
Poleva E. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]