КОНЦЕПТ
Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - ART 14189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
k0nC|Pt:rU/NO23O4412OXhtm" - Г°С' Р6Г' ЭЛ № ФС 77"
ART 14189 УДК 372.882 " " "
Липовка Вера Олеговна,
магистрант ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», учитель русского языка и литературы МБОУ «Северский лицей», г. Северск velipovka@yandex. ru
Полева Елена Александровна,
кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Томский государственный
педагогический университет», г. Томск
Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников
по результатам анкетирования
Аннотация. В статье обосновывается необходимость расширения и осознанного формирования круга детского чтения с опорой на запросы обучающихся. Приводятся данные анкетирования, анализ которых позволил определить, что предпочитаемая школьниками литература не удовлетворяет полностью их личностные потребности. На основе проведённого исследования даются рекомендации учителям литературы. Ключевые слова: читательские интересы школьников, анкетирование, принципы формирования круга подросткового чтения.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Существует мнение, что за последнее десятилетие уровень читательской активности среди россиян, особенно подростковой аудитории, значительно снизился. Между тем данное утверждение нуждается в уточнении. На основе результатов масштабных исследований можно констатировать два момента. Во-первых, в последние годы наблюдается положительная динамика, рост читательской активности и грамотности. В исследовании PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA - Programme for International Student Assessment). отмечено, что «процент российских учащихся, не готовых адекватно использовать более или менее сложные тексты... уменьшился с 28% в 2000 году до 22% в 2012 году, а число учащихся, продемонстрировавших самые высокие результаты. повысилось с 3% до 5%» [1]. Во-вторых, несмотря на позитивные тенденции, существующее положение дел нельзя признать удовлетворительным, так как и темп улучшения невысок, и «средний балл российских. учащихся. статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР...» [2].
Под читательской грамотностью подразумевается «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [3]. Исходя из этого, расширение круга чтения художественной литературы и формирование литературоведческих компетенций является важной составляющей процесса развития читательской грамотности.
Деятельность учителя русского языка и литературы, ориентированного на решение этих задач, должна базироваться на знании не только существующего уровня читательской активности и грамотности учащихся, но и их интересов, потому как системно-деятельный подход, лежащий в основе ФГОС [4], предполагает восприятие обучающегося как субъекта деятельности и учитывает невозможность продуктивного развития ребёнка без опоры на его потребности.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. - 2014. - N° 07 _ _ (июль).- ART 14189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konc|Ptlru/2J°14/14:18o)<htm- - ГоС рег Эл № ФС 77
ART 14189 УДК 372.882
В связи с этим нами было проведено исследование читательских интересов учащихся 7-го класса (подростков 13-14 лет) МБОУ «Северский лицей». Способом сбора информации было анкетирование, содержащее вопросы как закрытого, так и открытого типа. Цель опроса - изучить читательские предпочтения подростков и уточнить процесс формирования круга чтения, включая выявление проблем, актуальных для данной возрастной категории читателей.
Исходя из поставленной цели, была выработана структура анкеты. Первый вопрос был направлен на выявление читательских предпочтений: «Ваше любимое (наиболее интересное) художественное(-ые) произведение(-ия) в данный период жизни. Если такое есть, укажите название и фамилию автора». Второй вопрос призван выявить читательские интенции школьников, которые по каким-либо причинам (которые также рекомендовалось указать) не были реализованы: «Есть ли художественное произведение, которое вы начали читать, но бросили? Если да, укажите название и фамилию автора. Отметьте, почему бросили чтение». Третий пункт анкеты включал предложенные варианты и возможность собственной формулировки на вопрос о том, что же привлекает обучающихся в художественной литературе. Этот пункт анкеты связан с первым вопросом и призван подтвердить жанровые предпочтения школьников.
Два последних вопроса связаны с принципиально важным вектором данного исследования - уточнить, насколько выбираемая, предпочитаемая литература соответствует личностным запросам школьников, отвечает на экзистенциальные проблемы, волнующие подростков: «Отметьте проблемы, являющиеся, на ваш взгляд, наиболее актуальными в современном российском обществе», с вариантами ответов и возможностью предложить свою версию, а также открытый вопрос, отчасти калькирующий предыдущий для верификации полученных данных: «Какие темы вы хотели бы обсудить на материале произведений литературы?»
При проведении исследования учитель постарался создать психологически максимально комфортные условия. Обучающимся были разъяснены цели сбора информации и условия её обработки: «Уважаемые учащиеся, данная анкета направлена на выявление читательских интересов подростков. Данные анкетирования будут учтены при формировании программы элективного курса по литературе. Анкета анонимная, полученные данные будут учтены в обобщённом виде. Просим максимально полно ответить на каждый вопрос анкеты».
Всего в опросе приняли участие 25 респондентов. Проведённое исследование позволяет сделать ряд наблюдений и выводов.
На вопрос «Ваше любимое(-ые) (наиболее интересное) художественное(-ые) произведение(-ия) в данный период жизни» были получены следующие ответы:
- Дж. Роулинг «Гарри Поттер» - 4 человека, Ш. Бронте «Джейн Эйр» - 2 человека, А. Грин «Алые паруса» - 2 человека, А. Беляев «Голова профессора Доуэ-ля» - 2 человека, «Человек-амфибия» - 2 человека, В. Железников «Чучело» -2 человека, А. К. Дойл «Записки Шерлока Холмса» - 3 человека, Л. Бессон «Артур и минипуты» - 2 человека;
- по одному человеку - Р. Брэдбери «И грянул гром», «Песочный человек» «Лед и пламя», Ги де Мопассан «Орля», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», Дж. К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки», Л. Чарская «Записки институтки», Р. Л. Стойн «Серия ужастиков», Н. Ричард Нэш «Продавец дождя», Дж. Лондон «Белый клык», «Зов предков», Л. Марк «Между небом и землей», стихотворения С. Есенина, Н. Гоголь «Вий», К. Функе «Чернильное сердце», Р. Л. Стайн «Зловещий лунный свет»,
ги
КОНЦЕПТ
Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. - 2014. - N° 07 _ _ (июль).- ART 14189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konc|Ptlru/2J°14/14:18o)<htm- - ГоС рег Эл № ФС 77
ART 14189 УДК 372.882
Ж. Берн «Затерянный мир», Л. Гартунг «Зори не гаснут», Р. Риордан «Перси Джексон»,
С. Чбоски «Хорошо быть тихоней», П. Зюскинд «Парфюмер» и другие.
Следует отметить минимальное количество совпадений любимых книг у членов одного коллектива. Это указывает на то, что дети давали не шаблонные ответы, а называли действительно актуальные для них произведения.
Среди перечисленных есть произведения, изучаемые в курсе литературы 57-х классов (программа «Школа 2100», авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева), а также литература, рекомендованная учителем для внеклассного чтения (Ш. Бронте, А. Грин, А. Беляев, К. Дойл, В. Железняков, Р. Брэдбери, Дж. К. Джером, Н. Гоголь и др.). Однако, думается, учащиеся отвечали откровенно, не стремясь понравиться педагогу: практически не названы классические произведения (например, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и других); в перечислениях присутствует литература, уместность которой в детском чтении полемически обсуждается в современном обществе (С. Чбоски «Хорошо быть тихоней»), и проза современного постмодернизма, которая однозначно предназначена для читателей более старшего возраста (П. Зюскинд «Парфюмер», в частности). Кроме того, выборка из школьной программы и предложенных учителем произведений в целом соответствует выявленным жанровым предпочтениям подростков.
В названных анкетируемыми художественных текстах особо выделяются несколько групп:
1) произведения с любовным сюжетом, воспроизводящие идеал высокой любви (А. Грин, Ш. Бронте);
2) литературная фантастика, в том числе включающая и рассуждения о тайнах психики (Ги де Мопассан), сверхвозможностях человека (М. Булгаков, А. Беляев, Дж. Роулинг);
3) детективы (А. К. Дойл);
4) приключенческие жанры (Ж. Верн, Дж. Лондон и др.).
При этом самой многочисленной является вторая группа, указывающая на предпочтение подростками фантастической литературы. Это подтверждается и ответами учащихся на вопрос о том, что привлекает их в произведениях литературы. Анкетируемым были предложены варианты ответов и дана возможность дать свой вариант. Результаты таковы:
а) фантастический, приключенческий сюжет - 18 человек;
б) комичные ситуации, возможность посмеяться - 11 человек;
в) сюжет и рассуждения, которые могут чему-то научить меня в жизни, - 7 человек;
г) персонаж, способный на подвиг, достойный восхищения - 4 человека.
Кроме этого опрошенные указали «предположения о будущем», «интересные
факты развития человеческого рода», «медицинские факты о разнообразии нашего организма»; «расследование непростых загадок»; «тема религии»; «развитие персонажа как личности, его работа над собой»; «события, происходящие во время войн» (формулировки учащихся сохранены).
Явное увлечение подростков (18 из 25 опрошенных) приключенческой и фантастической литературой научно объяснимо. Е. А. Лубанец в диссертации «Особенности детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе» выявил: «Интерес к научно-фантастической литературе детерминируется свойствами личности (мечтательность, независимость, импульсивность, недобросовестность) и ценностными ориентациями (значимой, ценностью - "свобода" и незначимыми - "общественное признание" ... "исполнительность")» [5]. Повышенный интерес к фантастической
ru Q м
научно-методический электронный журнал
Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - ART 14189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ART 14189
УДК 372.882
литературе обусловлен тем, что эта литература выполняет компенсаторную функцию, позволяет «личности отстраняться от возникающих у нее проблем» [6].
Указанные Е. А. Лубанцом особенности читателя, предпочитающего фантастическую литературу, совпадают с характеристиками личности в подростковом возрасте: подросток, испытывая кризис, часто считает себя одиноким, непонятым окружающими и, как следствие, ищет решение проблем в вымышленном мире или отстраняется от насущных вопросов в сферу воображения; это возраст, когда границы социально-бытовой реальности могут восприниматься как узкие, ограничивающие свободу, что также порождает устремлённость в мир фантазий.
Соответственно, фантастическая и приключенческая литература психологически комфортна для подростков. Об этом свидетельствуют и данные ряда исследований, как масштабных (диссертационных), так и локальных. Например, диссертация О. В. Виноградовой «Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези» [7], статьи И. Е. Сентемовой «Фэнтези» [8], В. П. Чудиновой «Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации» [9].
Однако для личностного роста, как известно, нужно выйти из зоны комфорта. Это первый аргумент для обоснования необходимости корректировать круг чтения подростков. Второй аргумент вытекает из анализа ответов, данных опрошенными на вопрос «Какие проблемы, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными?».
Ранжированный список ответов выглядит следующим образом:
1) проблема равнодушия к чужой беде, горю - 14 человек;
2) предательство - 13 человек;
3) непонимание детей взрослыми - 12 человек;
4) проблема агрессии в обществе и в среде подростков - 12 человек;
5) торжество материальных и упадок духовно-нравственных ценностей -12 человек;
6) одиночество и непонимание - 8 человек;
7) проблемы взаимоотношений, в том числе любви и дружбы - 8 человек;
8) проблема непатриотического поведения граждан - 8 человек;
9) проблема отстаивания собственной чести и достоинства - 5 человек;
10) конфликт отцов и детей - 4 человека;
11) другое (напишите) - защита природы и животных - 1 человек.
Ответы подростков на последний вопрос анкеты «Какие бы темы вы хотели обсудить на материале произведений литературы?» открытого типа, не предполагающий выбора из готового перечня, подтверждает актуальность для подростков в первую очередь философско-психологических проблем взаимоотношений с окружающими и переживания таких состояний, как одиночество, предательство, любовь, а также вопросов самоидентификации и самопознания. Конкретно были получены следующие ответы, которые мы объединили по группам.
В проекции вектора Я - Другой (другие) обнаруживается наибольшее количество ответов:
Непонимание детей взрослыми/обществом - 8.
Тема любви - 5.
Предательство - 4.
Одиночество - 3.
Эгоизм и его последствия - 2.
Тщеславие - 1.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. - 2014. - N° 07 _ _ (июль).- ART 14189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал konc|Ptlru/2J°14/14:18o)<htm- - ГоС рег Эл № ФС 77
ART 14189 УДК 372.882
На втором месте - социально-историческая проблематика, включая этический аспект общественных отношений:
Тема будущего и прошлого - 2.
Проблемы современного государства - 2.
Тема войны - 1.
Проблемы в обществе - 1.
Проблема упадка нравственности - 1.
Лишь малочисленная группа отражает интерес к фантастической литературе, к таинственному, к осмыслению и переживанию ирреального на уровне как психики, так и метафизики:
Мистицизм в реальности - 2.
Затуманивание разума чувствами - 1.
И самая малочисленная группа связана с проблемами самореализации без прямой привязки к проблеме отношений с Другими:
Как найти счастье - 1.
Наше предназначение - 1.
Полученные ответы актуализируют вопрос: насколько удовлетворяет этим запросам сложившийся круг чтения школьников и, если учесть, что перечисленные вопросы относятся к числу традиционных для культуры, насколько учитель литературы в реальной практике учитывает потребности обучающихся?
Сопоставление ответов на вопросы о читательских интересах и актуальных проблемах позволяет утверждать, что духовно-нравственные запросы семиклассников шире и серьёзнее основного массива предпочитаемой ими литературы. Это умозаключение подтверждается ещё и ответами на вопросы, связанные с уточнением названий произведений, которые подростки начали читать, но бросили, и причин этого. Респонденты указали тексты русских классиков, изучение которых предполагается в старшем звене или вузе (например, М. Булгакова, М. Горького, Л. Толстого, Ф. Достоевского), а причинами того, что произведения не дочитаны, - сложность, большой объём, переключение на другой текст. Значит, у подростков существует стремление к чтению литературы, содержащей осмысление проблем, актуальных для них. Однако интерес к этой литературе не реализуется по причине несоответствия сложности её поэтики возрастным возможностям восприятия.
Второе существенное наблюдение по итогам анкетирования в том, что у подростков минимален интерес к социально ориентированным проблемам: если они и обозначаются, то в целом, без привязки с собственной личности, задачам самоопределения в обществе и историко-культурном мире. Думается, сфера интересов школьников нуждается в корректировке, так как задача современного образования -подготовить выпускника, готового не только к индивидуальной, но и личностной самореализации, что предполагает серьёзную социокультурную, морально-нравственную и гражданскую идентификацию.
И третье, к чему подвело данное исследование и что, на наш взгляд, составляет отдельную серьёзную проблему - это различия в читательском опыте учащихся и преподавателя литературы. Не только дети не читают то, что задаётся в школе, но и учитель знает не все произведения, входящие в круг чтения учащихся. Отсутствие у преподавателя осведомлённости о характере, содержании читаемых детьми современных произведений не позволяет устанавливать диалог и выстраивать педагогический процесс там, где это было бы возможно, а также минимизирует основания для конструктивной дискуссии о том, какие книги нужно читать или как оценивать
PU г М
КОНЦЕПТ
Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - ART 14189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
k°nC|Pt:rU/N023044120Xhtm" - Г°С' Р6Г' ЭЛ № ФС 77"
ART 14189 УДК 372.882
прочитанное. Формат «не читал, но осуждаю» однозначно не является продуктивным как со стороны учащихся, так и учителя.
Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
- у опрошенных подростков существует высокий интерес в области чтения;
- психологически комфортная для подростков фантастическая и приключенческая литература лишь отчасти удовлетворяет их потребности; при этом учителю необходимо учитывать научно обоснованный и фактически подтверждаемый интерес подростков к фантастической литературе; рекомендуется использовать данный материал для возможного обсуждения актуальных для читателей проблем и демонстрировать возможности другой литературы в удовлетворении личностных потребностей учеников;
- подростки испытывают затруднения в подборе литературы, ставящей актуальные для них вопросы и доступной для восприятия;
- школьной программы, факультативных списков, рекомендованных учителем без опоры на результаты исследования предпочтений обучающихся, явно недостаточно, чтобы удовлетворить их читательские интересы;
- учителям необходимо исследовать читательские интересы и личностные потребности учащихся при помощи анкетирования. Анализ полученных данных позволит выстроить траекторию собственного самообразования, расширить круг чтения, а также спроектировать концептуально-содержательное пространство диалога на уроках литературы;
- педагогу необходимо продумать программу корректировки круга подросткового чтения с учётом их личностных запросов и требований ФГОС и других нормативных документов, отражающих современный социальный заказ;
- в рамках элективных курсов могут быть использованы дополнительные возможности развития читательских компетенций: отбора, оценки, интерпретации и понимания художественной литературы, поиска ответов в ней на актуальные вопросы и проблемы самопознания и отношений с социальным миром.
Ссылки на источники
1. Основные результаты международного исследования PISA-2012, представленные «Центром оценки качества образования» Института содержания и методов обучения Российской академии образования. - URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.htm.
2. Там же.
3. Там же.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 10.03.2014).
5. Лубанец Е. А. Особенности детерминации интереса личности к научно-фантастической литературе: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2006.
6. Там же.
7. Виноградова О. В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 213 с.
8. Сентемова И. Е. Фэнтези. - URL: http://festival.1september.ru/articles/506375.
9. Чудинова В. П. Чтение детей и подростков на рубеже веков: процессы трансформации // Читающий мир и мир чтения: сб. ст. по материалам международной конференции. Санкт-Петербург, июнь, 2002. - М.: Рудомино, 2003. - С. 93-108.
КОНЦЕПТ
Липовка В. О., Полева Е. А. Изучение читательских интересов и потребностей семиклассников по результатам анкетирования // Концепт. - 2014. - № 07 (июль). - ART 14189. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14189.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14189 УДК 372.882
Vera Lipovka,
Master Student, Tomsk State Pedagogical University, teacher of the Russian language and literature, Seversk lyceum, Seversk ve l i [email protected] Elena Poleva,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk [email protected]
Study on readers' interests and needs (on the results of questionnaires)
Abstract. The authors justify the necessity of expansion and purposeful formation of children reading area in terms of pupils' requests. The analyzed results of questionnaires showed that k inds of literature, preferred by the students, do not meet their personal needs. In the basis of conducted study, the authors give the practical recommendations for teachers of literature.
Key words: readers' interests, questionnaire, adolescent reader interests, principles of formation. References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Osnovnye rezultaty mezhdunarodnogo issledovanija PISA-2012, predstavlennye "Centrom ocenki kachest-
va obrazovanija" Instituta soderzhanija i metodov obuchenija Rossijskoj akademii obrazovanija. Avialable at:
http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.htm (data obrashhenija: 12.04.2014) (in Russian).
Ibid.
Ibid.
Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija. Avialable at: http://standart.edu.ru/ (data obrashhenija: 10.03.2014) (in Russian).
Lubanec, E.A. (2006) Osobennosti determinacii interesa lichnosti k nauchno-fantasticheskoj literature.
Diss. ... kand. psihol. nauk, Barnaul (in Russian).
Ibid.
Vinogradova, O.V. (2002) Pedagogicheskie uslovija povyshenija jeffektivnosti chtenija podrostkami lit-eratury fjentezi: Dis.... kand. ped. nauk, Moscow, 213 p. (in Russian).
Sentemova, I.E. () Fjentezi. Avialable at: http://festival.1september.ru/articles/506375/ (data obrashhenija: 10.03.2014) (in Russian).
Chudinova, V.P. (2003) "Chtenie detej i podrostkov na rubezhe vekov: processy transformacii", in Chitajushhij mir i mir chtenija: sb. st. po materialam mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, ijun', 2002, Rudomino, Moscow, pp. 93-108 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(Vi "7 «j