Научная статья на тему 'Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе'

Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1588
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ЗАТРУДНЕНИЕ / НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ / НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ / DIAGNOSTICS / INTELLECTUAL DIFFICULTY / LOW LEVEL OF COMPETENCE / LOW LEVEL OF SPEECH CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степикова Елена Владимировна

В статье представлен взгляд учителя на основные проблемы преподавания русского языка и литературы сегодня и собственный опыт по преодолению выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степикова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Look at the teaching of the Russian language and literature at school

The author describes the view on the main problems of teaching the Russian language and literature nowadays and the own experience in overcoming these problems.

Текст научной работы на тему «Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе»

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882 Степикова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литеоатуры МБОУ СОШ № 9, г. Новокузнецк [email protected]

Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе

Аннотация. В статье представлен взгляд учителя на основные проблемы преподавания русского языка и литературы сегодня и собственный опыт по преодолению выявленных проблем.

Ключевые слова: низкий уровень грамотности, интеллектуальное затруднение, диагностика, низкий уровень речевой культуры.

С чего начинается учитель? Учитель начинается с ознакомления с нормативно-правовой базой, которое должно носить двусторонний характер: ученик - Конвенция о правах ребенка, и учитель - Закон об образовании, госстандарт, требования программы.

С осознания проблем современного образования, которые возникли в связи с технологической перегрузкой и нехваткой гуманитарных дисциплин, со знания педагогических технологий, концепций, предлагающих вывести образование на новый качественный уровень, с самоопределения и нахождения своего собственного пути.

Какие бы ни были технологии: ориентированные на личность, на коллектив - задача у всех одна: ориентация школы на сохранение и дальнейшее развитие

индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, способностей. Эти новые подходы к образованию и воспитанию нашли отражение в инновационной деятельности нашей школы, целью которой является создание максимально благоприятных условий для обучения, воспитания и развития, социальной адаптации ребёнка; формирование ценностно-ориентированных установок на сохранение и укрепление здоровья и здорового образа жизни. Данная цель реализуется через программу экспериментальной деятельности, предусматривающую создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого ребёнка в условиях микросоциального пространства. Создавая здоровое психолого-пе-дагогическое пространство на уроке, учитель способствует формированию здоровой (уважающей себя и других, свободной, ответственной и творческой) личности; созданию здорового, продуктивного для развития, учёбы и творчества психологического климата в классе (который определяет и эмоциональное самочувствие учеников), задаёт модель приемлемого (правильного) поведения и отношений с другими людьми. В своей работе учитель должен создавать здоровый психологический климат посредством использования диалоговой формы общения на уроках, чередования видов познавательной деятельности, использования элементов динамических оздоровительных пауз.

Важность этого подхода к организации оздоровительной деятельности на уроке отметил педагог-новатор Евгений Ильин [1]: «Школьный педагог - единство трёх ипостасей: учителя, артиста и врача. Отсутствие одной из них автоматически перечеркивает две другие. Сейчас в этой триаде ситуация акцентировала врача. Много спорят о том, как устранить перегрузку, чтобы избежать нервных срывов, апатии, утомляемости. Всерьез и на деле устранит перегрузку учитель-врач, знающий потенциал и возможности каждого (!) ученика, с которым работает. В этом сущность методики, которая не уравнивает и не выравнивает, а окрыляет посильным и естественным, как в самой природе, ощущением успеха, движения, роста».

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

С понимания того, что общение «учитель - ученик» должно строиться на принципиально новом уровне сотворчества, сотрудничества, содеятельности, т. е. одним словом, диалоговом уровне. Такой уровень возможен, если учитель интеллигентный, а значит понимающий, если учитель творческий. В этом нам близка точка зрения Р. И. Альбетковой [2]: «Творчество учителя состоит в оптимальном выборе из множества вариантов работы того, который прежде всего интересен самому учителю и в наибольшей степени отвечает потребностям данного конкретного класса. Только в этом случае возможен настоящий диалог, в котором каждый сможет реализовать свои способности и овладеть необходимыми для личностей умениями и навыками». Если учитель Человечный человек, «то хороший учитель-это прежде всего хороший человек, тот, от которого умнеют, облагораживаются, а не тот, у которого лишь чему- то учатся, что- то узнают» (Е. Ильин) [3].

Учитель-словесник начинается еще и с того, что не просто осознает узкоспециальные проблемы, растущие сегодня как снежный ком, при этом оставаясь в стороне и ожидая, пока не появится какая-либо концепция, позволяющая разом решить все проблемы, а принимающий активное, посильное участие в поиске решений, то есть действующий.

Можно выделить три актуальные проблемы сегодняшнего преподавания русского языка и литературы.

1. Низкий уровень грамотности. Эту проблему отмечает Евгений Ильин [4]: «Прежняя школа наплодила безъязыких грамотеев, неспособных даже в эпоху гласности отстоять свое мнение, а зачастую и сформировать его. Сегодня как никогда стало ясно, что нельзя обучать русскому языку путем искусственной выучки, то есть из рук учителя, так, чтобы это напоминало выработку какого-нибудь навыка». Давать знания - это искать ключ к нему, а не выдавать в готовом виде то, что умеем и знаем сами. Задача качественного улучшения обучения русскому языку - основное направление - формирование прочных и осознанных знаний. В своем поиске решения данной задачи мы пришли к выводу, что обучение должно основываться на естественно развивающихся потребностях ребенка.

Лев Николаевич Толстой в «Общих замечаниях для учителей» писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятным и занятным» [5].

Таким требованиям занимательности является лингвистическая сказка, которая является частым гостем наших уроков. Лингвистическая сказка - это необыкновенная история о чудесах, происходящих с жителями страны Русского языка, но лингвистическая сказка - это еще и напряженный труд, работа ума, деятельность воображения. А сильное, яркое воображение - могучий двигатель познания.

Воображаемая сказка - это хлеб насущный для школьника, это настоящая потребность его полноценного, умственного развития. В основе урока с использованием лингвистической сказки - интересный текст, позволяющий дать прочные знания по русскому языку в форме, соответствующей возрастным особенностям школьника, содержащей что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане. У обучающихся возникает естественное желание отгадать загадку, поставленную в интересной форме.

Мы используем лингвистические сказки на уроках различных типов и при любом методе обучения и этапе обучения, но тогда ставятся разные задачи. В такой увлекательной форме можно представить не только теоретические понятия, но и орфографические, и пунктуационные правила, а если после решения сказки прочитать теоретический материал учебника, то обучающиеся понимают, что достичь результата можно разными способами, что является истинным обучением.

пи пи

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

Ещё одним условием формирования прочных и осознанных знаний является интеллектуальное затруднение. Такое затруднение при объяснении и закреплении учебного материала активизирует мышление. Здесь мы применяем такую форму как лингвистическая задача. Лингвистическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес. В результате самостоятельного решения и самостоятельного вывода происходит процесс активного овладения учебным материалом, а значит, приобретаются подлинные знания и навыки. Лингвистическая задача - это именно задача, а не упражнение или задание, потому что ее надо решать, т. е. ответ лежит не на поверхности, а достигается путем логических операций, при этом решающий должен доказать правильность ответа. В основе лингвистической задачи имеется затруднение определенного типа, которое предстоит преодолеть учащимся. Преодолевая затруднения, обучающиеся овладевают навыками поисковой деятельностьи. Лингвистическая задача имеет свою структуру: условия - языковые факты, в которых содержится проблема, вопросы и задания, направленные на исследование данных фактов. Мы выделяем несколько видов задач: лингвистическое задание - оно строится как готовое решение, с которым надо согласиться или нет, обосновав свое решение; лингвистические (проблемные) вопросы требуют от обучающихся умения анализировать и сопоставлять разные языковые явления и правила.

Ещё одним видом интеллектуальных затруднений является сопоставление. К. Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, оно заставляет обучающихся думать, анализировать, делать логически правильные выводы, обобщать» [6]. Таким образом, сопоставление развивает мыслительные способности и наблюдательность, воспитывает активное, познавательное отношение к предмету. Этот прием эффективен при словарной работе; развивает орфографическую зоркость, улучшает работу разных видов памяти, активизирует мыслительную деятельность.

Итак, при данных приемах обучения грамматические знания не сообщаются в готовой форме, а добываются путем наблюдений над фактами речи. Если в начале такой работы учитель наводящими вопросами подготавливает к выводам, то со временем такая помощь становится постепенно убывающей. Наблюдение и вытекающее из него индуктивное умозаключение является основой грамматических знаний обучающихся. Данная форма развивает исследовательский инстинкт, умение анализировать и обобщать, самостоятельно выводить закономерности в процессе классификации учебного материала. При высказывании своих предположений обучающиеся попадают в ситуацию сотрудничества. Учитель теперь друг, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу. Процесс деятельности становится более активным, творческим. А психологическими последствиями является перестройка мотивации всей учебной деятельности, создание комфортных условий для развития каждого ученика, удовлетворения и радости от общения.

Еще одним важным приемом формирования грамотного письма мы считаем диагностику. Ее цель - своевременное выявление, оценивание и анализ учебного процесса. Диагностика включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных и их анализ, выявление динамики и тенденции прогнозирование дальнейшего развития событий. Проверка позволяет вести наблюдения за уровнем усвоения обучающимися программного материала. Систематический учет знаний помогает своевременно обнаружить проблемы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации, получить объективную информацию о степени усвоения учебного материала. Своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях позволяет

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

своевременно корректировать деятельность обучающихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель получает информацию и корректирует процесс индивидуальными заданиями, дополнительным объяснением, приводит вспомогательные примеры. Таким образом, контроль не только дает возможность установить, что усвоено учеником, какими умениями он овладел, но и зафиксировать пробелы в знаниях обучающихся и наметить рациональные пути их устранения с учетом индивидуального подхода. Поэтому диагностика и контроль позволяют на качественном уровне составить перспективный план ликвидации пробелов. Система контроля помогает успешной организации дифференцированного обучения, а систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно.

Организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения. Следовательно, диагностика необходима для организации формирования грамотного письма, так как позволяет простроить систему работы по ликвидации пробелов каждого ученика.

Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучающихся. Степень усвоения понятий, терминов, положений можно выявлять с самого первого урока русского языка посредством следующих видов контроля:

- краткие письменные ответы обучающихся на предельно конкретные вопросы;

- диктант «Проверяю себя», при написании которого обучающиеся пропускают трудные для них буквы;

- всевозможные виды опросы: индивидуальный, фронтальный, выборочный, уплотненный, коллективный, взаимоопрос;

- небольшие по объёму самостоятельные и проверочные работы, тесты, раздаточный материал;

- всевозможные виды диктантов: буквенный, цифровой, графический,

схематический.

Это позволяет собирать информацию не только об уровне сформированности знаний, умений и навыков, но и материал для эффективной организации уроков повторения материала, изученного ранее. На основе собранной информации составляется диагностическая карта на каждого обучающегося, что позволяет строить работу по ликвидации выявленных пробелов.

Результаты, полученные в ходе работы с диагностической картой, позволяют более эффективно организовывать групповую работу с обучающимися по принципу дифференцированного подхода. Один из вариантов организации групповой работы с обучающимися - это консультативные занятия, на которые приглашаются 3-5 школьников с общими пробелами (учителю помогают организовывать этот процесс ученики-консультанты). Не менее эффективным является и индивидуальная работа, которая организуется по карточкам-информаторам. Первая часть в карточке - это само правило, либо его графическое изображение, либо алгоритм, а вторая часть - материал для закрепления. Иногда для успешного выполнения карточки требуется и карточка-помощник, в которой содержится информация, необходимая для овладения правилом.

Как показывает опыт практической деятельности, формировать навыки работы обучающихся с лингвистической информацией необходимо начинать с 5-го класса.

Тетрадь теории содержит информацию для заучивания, составляются таблицы и схемы, графическое обозначение орфографических и пунктуационных правил. Ра-

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

бота над составлением таблиц, схем и графических изображений способствует развитию памяти, формированию логического мышления, воспитанию культуры учебного труда. В процессе работы над темой самообразования «Индивидуально-дифференцированное обучение русскому языку с учетом типов восприятия и типов мышления личности» мы еще раз убедились в этом.

После прохождения темы «Повторим изученное» составляется еще одна диагностическая карта с умениями, которые обучающиеся должны будут приобрести к концу учебного года. Данная карта будет заполняться по итогам текущего и итогового тематического контроля.

Текущий контроль проверяет усвоение каждой изученной темы и обеспечивает возможность диагностирования обучающихся лишь отдельных элементов программы. Такой контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запроектированными. Текущий контроль способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала и повышению общей продуктивности учебного труда.

Формы текущего контроля (кроме заявленного выше):

- проверочная работа с выбором правильного ответа;

- графическое объяснение написанного;

- грамматические задания: разбор по членам предложения, составление схем и предложений по схемам, замена предложения его синонимической конструкцией, распространение предложений обособленными конструкциями. Контроль за овладением школьниками умений составлять схему предложений должен быть постоянным, так как работа по данным умениям имеет огромное значение: развивает абстрактное мышление, помогает четко видеть структуру предложения, что способствует успешному овладению пунктуационными умениями;

- графические диктанты как письменные, так и устные, по заготовленным дома карточкам-схемам;

- тестовые задания (6-8 пунктов), охватывающие материал 2-3 уроков.

Данные формы проверки дают своевременную, быструю, точную информацию о

результатах обучения.

Тематический контроль знаний и умений проверяет не отдельно усвоенные элементы, а целый раздел или тематический курс. Цель такой проверки -диагностирование качества усвоения обучающимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главная функция этой проверки - систематизация и обобщение. Результат сравнения достигнутого обучающимися с программным уровнем позволяет своевременно выявить пробелы и построить работу для устранения дидактических причин неуспеваемости.

Формы тематического контроля могут быть следующими:

- диктант с графическим изображением (около 2-3 орфограмм и постановка знаков препинания);

- самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера.

Такая проверка имеет большое значение, так как способствует развитию абстрактного логического мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различия. Работа предполагает дифференцированный подход: сильные

обучающиеся выполняют самостоятельно, а слабые - со справочниками, учебником;

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

- комплексный анализ текста - проверка знаний и умений по всему курсу русского языка. Обучающиеся, которые в недостаточной степени усвоили материал, поначалу могут выбирать вопросы для выполнения;

- тематические и итоговые тесты, которые по сравнению с контрольной работой, позволяют увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные знания о состоянии знаний, умений и навыков школьников;

- морфологический и морфемный разбор слова. Эти разборы синтезируют знания, полученные по всем разделам лингвистики. Разборы формируют умения устанавливать языковые связи;

- зачетный урок. Такие уроки выявляют сформированность умений и навыков, определенных программой. При этом акцент делается на практическое применение знаний в новых, ранее неизвестных школьникам ситуаций. Данные уроки решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого ученика за результат учебы;

- тематический зачет. Он включает два уровня - базовый, то есть обязательный, «зачетный» и повышенный уровень усвоения материала, дополнительный «уровень 4, 5», что диктуется необходимостью дифференцированного обучения, ученик сам определяет уровень своих возможностей.

Таким образом, уроки коррекции знаний, проводимые после тематического и итогового контроля, не могут носить формальный характер, когда учитель еще раз объясняет типичные ошибки или когда учащиеся самостоятельно выписывают свои ошибки, исправляя их, при этом действуя неосознанно, не продумывая каждое свое учебное действие. При проведении уроков коррекции знаний по результатам диагностики составляются небольшие группы (от 3 до 5 обучающихся), допустивших небольшое количество ошибок, и выполнивших работу на «4». Данные группы в течение нескольких минут анализируют свои ошибки с объяснением и выполняют общую карточку, затем становятся консультантами. Они получают список учащихся, нуждающихся в помощи, помогают выполнить им коррекционную часть работы и небольшую карточку на закрепление. Каждый консультант отвечает за определенный блок правил, поэтому лучше проверить его заранее. А имена других учеников класса могут встречаться в списке и других консультантов.

При таком подходе к обучению особую важность приобретает контроль учителя за домашними заданиями обучающихся. «Нужно так организовать проверку тетрадей, чтобы каждый ученик чувствовал ежедневную ответственность за свои записи в них», -пишет в своих методических рекомендациях Т. А. Ладыженская [7] и предлагает организовать следующую работу: на одном из первых уроков раздать памятки с требованием к домашней работе.

Устное домашнее задание.

1. Читаю параграф, обдумываю выделенные в тексте слова, отвечаю на вопросы параграфа.

2. Подбираю примеры и объясняю их.

3. Пытаюсь рассказать себе, что я понял и что знаю.

4. Открываю учебник и проверяю себя.

Письменное домашнее задание.

1. Исправляю ошибки, допущенные ранее.

2. Привожу примеры к параграфу.

3. Выполняю упражнение.

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

Такой подход к выполнению домашнего задания очень продуктивен, но дети, не приученные к такому объему работы с начальных классов, тяжело привыкают к таким требованиям, но это дает свой положительный результат.

Итак, тщательный анализ ошибок позволяет организовать дальнейшую работу по формированию навыков и умений грамотного письма. А ежедневный контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно.

2. Второй актуальной проблемой преподавания русского языка является низкий уровень речевой культуры обучающихся.

«За унылой чередой разных видов грамматических разборов, списков слов для заучивания, бесконечных рамочек в учебниках и напряженного ожидания результатов очередного диктанта не видят дети в родном языке самого главного - его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык своим родным» [8].

После проведения семинарских занятий в 10-м классе по теме «Язык и речь. Русский язык и русская литература» совместными усилиями со старшеклассниками была составлена памятка об отношении к родному языку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если гордишься своим языком, то береги его:

- от засорения вульгаризмами и жаргонизмами;

- от стилистического «снижения» и «стилевого усреднения»;

- от ненужных иноязычных заимствований;

- от разного рода неточностей;

- и тем более от ошибок и неправильностей;

- словом, от всего, что ведет к его оскудению и, как следствие, к обеднению и омертвению мысли.

Приведем выдержку из реферативной работы ученицы: «Современный человек отучается от красоты слова, от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда. Современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности. Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований в области терминологии. Публицистика грешит многословием, невнятностью. Поток арготических элементов, такое нарочитое огрубление речи отражает и показывает недостаточно высокий уровень речевой и общей культуры говорящих и пишущих, отсутствия языкового вкуса».

Как привить языковой вкус? С нашей точки зрения, это интеграция русского языка и литературы. Ведь именно в произведениях художественной литературы наиболее полно и ярко проявляется эстетическая функция языка. В первую очередь работать над данной проблемой помогают уроки развитии речи. В основе этих уроков лежат небольшие отрывки, фрагменты из произведений художественной литературы как образец возможностей языка. При этом школьники учатся использованию разнообразных изобразительных возможностей языка, искусству творческого чтения. При подготовке к сочинениям обучающимися самими открывается вся палитра красок языка, которыми они воспользуются для передачи собственных мыслей и чувств.

Таким образом, наблюдение над образцами художественной литературы позволяет, с одной стороны, воспитывать у обучающихся навыки творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике, а с другой стороны, служит формированию и развитию мыслящей, творческой, а значит и свободной личности.

pu "7 fu

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

КОНТ ТШТ

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

Кроме развития творческих способностей обучающихся на уроках развития речи ставится и другая задача - развитие творческого воображения, которое является лучшим двигателем познания. Данная задача решается через игровые задания:

- мысленное изменение в пространстве: помести себя в картину, посмотри с разных ракурсов, опиши, что видишь; увеличь, либо уменьши любой изображенный предмет, перенеси героя рассказа в другое пространство - что произойдет;

- выбор другой точки зрения; расскажи о происшедшем глазами одного из персонажей; расскажи тему сегодняшнего урока отсутствующему товарищу с точки зрения иностранца или человека другой профессии;

- рассмотрение объекта с разных уровней.

Очень большое значение для развития познавательных, креативных способностей школьников играют внеклассные формы работы по предмету. Одной из таких ярких и запоминающихся для детского сознания форм являются Недели русского языка и литературы, проводимые ежегодно под знаком какого-либо юбилея, девиза. В процессе проведения недели обязательным является личное участи каждого ребенка как на творческом этапе (чаще всего он является подготовительным, с последующей выставкой детских работ), так и познавательном, то есть непосредственно в проводимых мероприятиях на параллели. Результатом такого развития становится саморазвивающаяся, саморегулирующая личность, с гибкими осознанными знаниями. А развитие индивидуальности, самобытности, неповторимости обучающихся, раскрытие их природного дара - ценность образовательного процесса.

3. Третья актуальная проблемапреподавания русского языка и литературы -низкий читательский уровень. Е. Ильин отмечает: «Сейчас, когда положение наше в общем-то отчаянное, когда нажим и стрессы внешнего мира противостоят таинственным порывам и горьким сновидениям нашего внутреннего мира, мне кажется, что родную литературу нельзя более рассматривать просто как один из учебных предметов, наряду с географией или историей. Она имеет особое значение, не укладывающееся в школьную программу. Язык и литература могут помочь нам жить в согласии с самим собой, а такая помощь нам особенно нужна. Современный мир полон людей, которые разучились жить в ладу с собой...» [9]. Литературе в решении этих проблем принадлежит особая роль, так как именно литература во многом определяет духовное, нравственное, гражданское становление личности, ее эстетическое и интеллектуальное развитие.

Как преподавать литературу сегодня? Ведь читательская культура большинства учеников низка. Реестр популярных книг, как правило, заполнен низкопробной беллетристикой, остросюжетными детективами и бульварными романами. Надо помнить и знать, что для современных подростков характерны сомнения и метания, горькие ошибки и разочарования, поиски смысла жизни и максималистское восприятие окружающего мира. Следовательно, подростки легко могут включиться в разговор о сильной личности, о возможностях делать добро, о гибельной силе индивидуализма. Любимый герой подростка - человек активный, стремящийся к подвигу, преодолевающий препятствия. Ребёнок хочет быть взрослым, устремляется в будущее, и главная задача и взрослых, и литературы - передать опыт подрастающему поколению, иначе в мир взрослых введут друзья, другие взрослые. Мысленное освоение жизненных ролей должно быть опережающим, чем практика. Для подростков литература - это средство понимание людей, их жизни, приобщение к взрослой жизни. Необходимо помнить, что функция формирования личности принадлежит литературе и искусству.

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

В формировании и развитии нравственного здоровья обучающихся неоценимо значение уроков литературы. Литература, благодаря своим междисциплинарным связям, развивает речевую культуру школьников, формирует эстетическое отношение к окружающему миру, обостряет проблему взаимоотношения «человек - природа», «человек - здоровье». Школьники, читая произведения, осознают необходимость личной ответственности за все происходящее, за свою жизнь, судьбу и здоровье.

Наше видение уроков литературы - воспитание средствами предмета, обучение умению работать с книгой, совершенствовать навыки чтения, то есть одним словом, учить искусству творческого чтения. Основой такого чтения является деталь. Надо найти такие детали, которые отзовутся в сердце ребёнка, вызовут его на разговор, на желание рассуждать о поступке героя, тем самым перенося чужой опыт на себя. Очень часто такие детали складываются в рабочие схемы урока, которые обучающимся-визуалам позволяют увидеть, аудиалам - возможность услышать, а кинестетикам -прикоснуться к станицам произведений своим творчеством. Таким образом, литература становится потоком не отвлечённых, абстрактных знаний, а объектом личных переживаний. Изучаемый материал нужно пережить, тогда он станет личностно значимым. Эмоциональное восприятие изучаемого, пронизанное творчеством - это шаг в развитии личности. А развитие в человеке свободы и добра - цель нравственного образования. Нельзя не согласиться с тем, что словесник не только проводник знаний, но и проводник культуры, притом самой тонкой, душевной, нравственной. Человек - главный предмет школы! Обучение не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания. Значит, не произойдет подмена творческого, личностного - формальным. Не отметки и успеваемость, а духовное развитие ребенка становится конечным показателем работы учителя.

На уроках-диспутах, уроках-конференциях обучающимся предлагаются для обсуждения, в соответствии с изучаемой темой, острые проблемы современной жизни: любовь к ближнему, истина и нравственность, душевная щедрость и внутренняя свобода, поиск смысла жизни, ложь и правда, добро и зло, моральная ответственность человека за свои поступки.

Основным видом деятельности учителя является урок. Для него это не просто

промежуток времени в 40 минут. Это событие и для ученика и для учителя. За этот

урок учитель должен успеть сделать многое: научить, развить, поддержать, дать возможность поверить в себя, создать комфорт, дать крепкие фундаментальные знания. На каждом уроке он должен не учить, а душевно беседовать, размышлять и сообща с ребенком догадываться.

Ссылки на источники

1. Ильин Е. Н. Искусство общения. - М., 1982.

2. Альбеткова Р. И. Русская словесность. - М.: Дрофа, 2006.

3. Ильин Е. Н. Указ. соч.

4. Там же.

5. Толстой Л. Н. Общие замечания для учителя. URL: az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0910.shtml.

6. Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии». - М., 1870.

7. Речь / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 1990.

8. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2010.

9. Ильин Е. Н. Указ. соч.

pu Q fu

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

научно-методический электронный журнал

Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. - 2013. -№ 12 (декабрь). - ART 13243. - 0,7 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13243 УДК 372.881.161.1:372.882

Stepikova Elena,

teacher of the Russian language and literature, secondary school #9, Novokuznetsk [email protected]

Look at the teaching of the Russian language and literature at school Abstract. The author describes the view on the main problems of teaching the Russian language and literature nowadays and the own experience in overcoming these problems.

Keywords: low level of competence, intellectual difficulty, diagnostics, low level of

Speech Culture. 9 772304 120135

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

977230412013512

http://e-koncept.ru/2013/13243.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.