Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности'

Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / РЕКЛАМНЫЕ ВЫЗОВЫ / САМОСОЗИДАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙ-СТВИЕ / СРЕДА / ADVERTISING CALLS / EDUCATION / PERSONALITY / QUALITY OF LIFE / SELF-CREATION / SOCIAL ACTION / SOCIALIZATION / SOCIETY / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холопова Любовь Алексеевна

В статье речь идёт о важности духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, на фоне вызовов информационного общества, полноценной среды для этого нет. Более того, существует «кризис идентичности», вызванный расслоением общества. Образовательная и социальная среда должна, по мнению автора, воспитывать личность не столько способную адаптироваться к однажды принятым социальным ролям, сколько способную к постоянному самосозиданию и самоконструкции. Это возможно в условиях творческой и духовно-нравственной среды. Такая личность сможет противостоять потоку разрушения различными формами интеллектуального нигилизма и социального цинизма, будет способна к осмысленному социальному действию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual and moral education and present environment

The author views the question of importance of spiritual and moral education. In modern conditions, against calls of information society, there is no full-fledged environment for this purpose. Moreover, there is «an identity crisis», caused by society stratification. According to the author, the educational and social environment has to bring up the personality, many capable for continuous self-creation and self-design. It can be possible in the conditions of creative, spiritual and moral environment. Such personality will be able to resist to a stream of destruction by various forms of intellectual nihilism and social cynicism, capable to intelligent social action.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14608 УДК 37.017:37.034

Холопова Л. А. Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14608. - 0,38 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14608.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Холопова Любовь Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга kholopova 53@mail.ru

Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности

Аннотация. В статье речь идёт о важности духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, на фоне вызовов информационного общества, полноценной среды для этого нет. Более того, существует «кризис идентичности», вызванный расслоением общества. Образовательная и социальная среда должна, по мнению автора, воспитывать личность не столько способную адаптироваться к однажды принятым социальным ролям, сколько способную к постоянному самосозиданию и самоконструкции. Это возможно в условиях творческой и духовно-нравственной среды. Такая личность сможет противостоять потоку разрушения различными формами интеллектуального нигилизма и социального цинизма, будет способна к осмысленному социальному действию.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, личность, образование, среда, общество, качество жизни, рекламные вызовы, социализация, самосозидание, социальное действие.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Л. Н. Толстой заметил: «Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном развитии». Согласившись с этими мыслями великого классика, нужно напомнить, что духовность - отрешённость от низменного, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Для того чтобы человек развивался в этом направлении, нужны определённые условия, среда, наполненная нравственными и духовными ценностями.

На мой взгляд, подобной полноценной среды сегодня нет. Даже всё больше возрастающая роль Церкви (что очень отрадно) в жизни россиян, попранной после революции 1917 года и не очень принимаемой в годы советской власти, которая пытается привить больному уже обществу ростки православной культуры и православных традиций, открывается человеку тогда, когда он пережил трагедию, прошёл через страдания. Между тем ведущие российские и зарубежные педагоги и психологи утверждали и утверждают важность культурно-исторической традиции в образовании и развитии личности, которая напрямую зависит от социальных условий и среды.

В частности, теория Эрисона об организации и развитии личности, построенная на особенностях возраста, доказывает, что «личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, а общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно» [1].

В своей книге «Детство и общество» Эрисон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Остановимся на четвертом возрасте человека - подростковой стадии (12-19 лет). Опасность на этой стадии кроется в возможности проявления чувства неполноценности или некомпетентности и отсутствия трудолюбия. Подростки сильно зависят от школьной успеваемости. Если ребёнок не сможет

IV 'I rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14608 УДК 37.017:37.034

Холопова Л. А. Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14608. - 0,38 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14608.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

этого преодолеть, то, вбирая воедино все имеющиеся к этому времени знания о самом себе, подросток интегрирует многочисленные образы себя в личную идентичность.

Основы для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладываются в детстве и подростковом возрасте. Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эрисон назвал «кризисом идентичности» [2]. «Кризис идентичности, или ролевое слежение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфического для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности» [3].

Сегодня существует кризис личной идентичности, вызванный расслоением нашего общества.

«Экономическое неравенство, при котором доходы самых богатых по отношению к доходам самых бедных по подсчётам экономистов превосходят в 16 раз, а с учётом скрытых доходов в 30 и даже 50 раз, отражается на качестве жизни и качестве образования» [4]. Отсюда вытекает проблема, которая является тормозом не только экономического, но и духовно-нравственного развития страны. Это коррупция, которая проникла во все сферы общества, об этом уже открыто говорит и президент страны. В мировом рейтинге по уровню коррупции Россия занимает 127-е место из 163 стран. Как ни печально, но коррупция проникла и во все сферы образования. Образование тесно связано с качеством жизни человека, поэтому особенно разрушительным является её влияние на процесс и результат воспитания, развития и саморазвития учащейся и студенческой молодёжи. Выпускники образовательных учреждений, соприкасаясь с деструктивной, а подчас криминальной средой, становятся невосприимчивыми к таким духовно-нравственным ценностям, как честность, порядочность, милосердие.

Мировой опыт показывает, что коррупция в любой сфере, в том числе образовании, зависит от оплаты труда граждан. Оплата труда педагогов по-прежнему оставляет желать лучшего, стремление поставить педагога на ту самую высоту, на которой он должен стоять, остаётся только стремлением. В результате те, кто должен способствовать развитию нашего будущего в школьные годы (вместе с семьёй), представляют грустное зрелище - уставшие, выработанные люди, средняя зарплата которых столь мала, что не позволяет им восполнить свой интеллектуальный запас и восстановить силы за время отпуска. Тут же надо добавить, что притока молодых педагогов в школы практически нет, как это было в советское время, когда не всегда можно было устроиться работать в школу, особенно городскую. Разрушенному классическому образованию, пусть и не лишённому недостатков, пока ничего не предложено взамен. Скорее, оно стало ещё хуже с введением ЕГЭ, который предполагает полученную духовность в виде знаний по литературе протестировать, отучает детей мыслить, добывать знания своим трудом, а это значит - терпеливо и настойчиво. Мне могут возразить, дескать, есть Интернет, откуда можно всё «скачать». Можно. Но это никогда не заменит живого общения, вдумчивого чтения, требующего обсуждения. Поэтому «ушли» сегодня из школы все активные формы обучения, начиная с самой простой - на каждом уроке ученик должен был говорить. А о таких формах, как ролевые и деловые игры, дискуссии, семинары, конференции, так приветствовавшихся в 80-е годы, стали забывать.

В нашем городе тогда существовал учительский клуб «Эврика», клуб творческих учителей, опыт работы которых вызывал живейший интерес и, конечно, развивал.

Сегодня вводятся новые стандарты в образовании. Больше всего их создателей беспокоит литература: сколько часов, количество произведений, каких авторов. А

IV О rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14608 УДК 37.017:37.034

Холопова Л. А. Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14608. - 0,38 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14608.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

лучше обойтись совсем без них! И «обошлись» бездумно, бесцеремонно, сократив количество часов по чтению и по литературе. Не приученному к книге ребёнку трудно её полюбить. Не полюбив первые детские книжки, такой ребёнок не обратится и к другим.

В настоящее время всё ещё существует практика тестирования при наборе в первый класс, особенно гимназий, для выяснения того, как читает, считает будущий первоклассник. А нужно бы беседовать о том, что ему прочитали мама и папа, как он это воспринимает. Главной задачей семьи и детского сада должна быть задача развития маленького человека через игру и через чтение. Тогда ребёнок, став взрослым, может сказать, как русский писатель Максим Горький: «Всем лучшим в жизни я обязан книге». В одной из передач режиссёр Станислав Говорухин обратил ещё раз внимание на тот факт, что доступ детей к телевидению и компьютеру должен быть ограничен. В подростковом возрасте это сделать сложно, если не привит эстетический вкус, если дитя не научено с младенчества выбирать между красотой и подделкой, между истинными ценностями и мнимыми.

Информационное общество в период глобализации бросает вызов всем формам и видам нравственного воспитания в привычном для нас смысле. «Диктат идёт и со стороны средств массовой информации» [5].

В частности, рекламные вызовы настолько сильны, что идёт постоянное манипулирование сознанием людей, особенно это опасно для неокрепших детских умов. Манипулирование происходит такими ценностями, как свобода, справедливость, семья. Поэтому рекламная информация может служить как созидательным, так и разрушительным началом. Отсюда возникает проблема развития информационной культуры учащихся. В современной России информационно-коммуникационное пространство влияет на обеспечение национальной и духовной безопасности.

Нами было проведено исследование на предмет выявления среди подростков среднего и старшего возраста факторов риска в плане формирования аддиктивных форм поведения и роли групповой формы работы, направленной на положительные ценностные ориентации (творчество в группе).

В качестве объекта исследования взяты 12 подростков школы № 2, члены фотостудии «Радость» (рук. Е. Ю. Тамбовцев), созданной в процессе эксперимента в сотрудничестве с детским юношеским центром города Юрги. Соответственно, предмет исследования - такие психические образования, которые провоцируют подростка к появлению у них различных форм зависимостей (см. таблицу). Необходимо было ответить на вопросы:

- возможно ли диагностирование склонности (факторов риска) у подростков к зависимым формам поведения;

- помогают ли полученные в ходе такого исследования данные разрабатывать профилактические мероприятия, направленные на профилактику аддиктивной зависимости.

Выборка результатов психодиагностического исследования

Группа Отсут- ствует Группа не рискует 1-я группа риска 2-я группа риска 3-я группа риска

Юноши - 4 3 - -

Девушки - 4 1 - -

Группа не рискующих подростков при первом исследовании составляет примерно 56% (юноши) и 80% (девушки) от общего числа учащихся.

IV 3 ^

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14608 УДК 37.017:37.034

Холопова Л. А. Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14608. - 0,38 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14608.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

В первую группу риска потенциально готовых к пробе можно отнести 44% юношей и 20% девушек, так как интенсивность распространения аддиктивных зависимостей в группе подростков зависит, с одной стороны, от индивидуальных особенностей школьников, с другой - от характеристик самой группы. В связи с этим необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какова социальная структура группы? Если класс или группа представляет собой иерархическую группу с высоким уровнем контактности, взаимности и сплоченности, то можно говорить о высоком риске аддиктивного заражения.

2. Каков социальный статус в классе подростков 2-й и 3-й групп риска? Если эти подростки являются для большинства членов коллектива лидерами, то можно говорить о высоком риске заражения.

3. Какова численность 2-й и 3-й групп риска и каковы характеристики взаимодействия этих подростков друг с другом?

4. Каковы ценностные ориентации подростков в группе? Если ценностные ориентации допускают асоциальную направленность, то можно говорить о высокой степени заражения.

Рис. 1. Динамика уровня эмоциональной сплочённости

Заметим (см. рисунок), что положительная динамика явно присутствует. Отвечая на эти вопросы, можно сделать вывод, что группа имеет высокий уровень эмоциональной сплочённости, так как связана совместной разработкой и реализацией творческих проектов.

Таким образом, даже отдельный пример показывает, насколько важна среда и то пространство, в котором протекает жизнь подростка. В зависимости от того, каким будет это пространство, позитивным или негативным, созидающим или разрушающим наши, особенно духовно-нравственные, ценности, будет зависеть и качество нашей жизни, качество нашей воспитательно-образовательной деятельности, в конечном итоге будет зависеть наш идеал гражданственности и представление нашего понятия «гражданин».

Нелишне бы было вспомнить лучшие страницы советской педагогики, посвящённые такому явлению, как детское самоуправление, важнейшее средство социализации детей, в основе которого лежит коллективное начало. Мы многое потеряли, обратившись только к своему «я», забыв, что все общечеловеческие ценности в основе

IV ^ rw

КОНТ ТЕПТ

научно-методический, электронный журнал ART 14608 УДК 37.017:37.034

Холопова Л. А. Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14608. - 0,38 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14608.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

своей построены на том, чтобы «я» проявило себя в мире и миру. Только тогда определяется истинная значимость человека, формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг него, ответственность за эти события. Христианская мораль, выдержавшая проверку временем, явное тому доказательство, как выдержала проверку временем и воспитательная система Макаренко, система самоуправления, нашедшая сегодня себя в «Школе самоопределения» Тубельского, в системе работы Караковского, М. И. Рожкова и других педагогов.

В основе самоуправления - сотрудничество, предполагающее создание товарищеских, демократических отношений между педагогами и учащимися, которые возможны при отсутствии формализма в организации жизни школьного коллектива. Важная сторона сотрудничества - это делегирование ответственности и полномочий, т. е. передача части управленческих функций педагогов учащимся. Взаимоотношения педагогов и учащихся, как и всякое психолого-педагогическое явление, существуют в пространстве и времени, развиваются.

Только сотрудничая с учащимися, можно вырастить людей, способных жить и работать в подлинно демократическом обществе.

В связи со всем вышесказанным базовыми компетенциями образования (обратимся к этому модному слову), прежде всего гражданского, коль часто мы говорим о построении гражданского общества в нашей стране, должны быть компетенции, включающие, помимо правового, демократического аспекта, духовно-нравственный аспект. Поэтому современные исследователи вполне справедливо выделяют следующие черты гражданской компетентности личности:

- понимание новых ситуаций путем применения общих правил и принципов (уже имеющихся знаний);

- включение гражданско-правовых норм и духовно-нравственных ценностей в свой внутренний мир, умение принимать их осознанно в качестве собственных норм, ценностей, образцов;

- умение адекватно слушать, интерпретировать, ставить себя на место другого человека в качестве участника диалога, умение партнерского поведения, социальной кооперации и ответственности;

- толерантное отношение к иному мнению, иной позиции, иной идентичности и образу жизни;

- поиск нового знания как ориентир для последующей работы и социальных действий» [6].

В основе данной концепции, как мы видим, самоопределение личности на основе духовно-нравственных норм и ценностей, осознанный выбор, что очень важно. Возрастает потребность в образовании личности, не столько способной адаптироваться к однажды принятым социальным ролям, сколько способной к постоянному самосозиданию и самоконструкции. Только тогда оно станет фактором, противостоящим потоку разрушения различными формами интеллектуального нигилизма и социального цинизма, и научит осмысленному социальному действию. Образование - процесс длительный, в основе его должен быть системный подход, предполагающий взаимодействие всех видов деятельности на всех уровнях и ступенях обучения. Хотелось бы верить, что уроки духовно-нравственного воспитания, введённые 24 июля 2009 года по распоряжению президента в качестве эксперимента в отдельных школах, сыграют свою положительную роль в образовании юной личности, будут теми нравственными ростками, которые принесут со временем свои плоды.

(V С rw

КОНТ тнпт

Холопова Л. А. Духовно-нравственное воспитание и вызовы современности // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 09. - ART 14608. - 0,38 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14608.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 14608 УДК 37.017:37.034

Ссылки на источники

1. URL: http://www.iupr.rU/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_5/Holopova%20L.A.doc.p df. - С. 221.

2. Там же. - С. 217-231.

3. Там же.

4. Андреев В. И. Глобализационные вызовы качеству жизни, качеству образования и саморазвитию человека 21 века // Образование и саморазвитие. - 2010 - № 1. - С. 3-12.

5. Холопова Л. А. Современная социальная среда и её роль в самоопределении личности и гражданском становлении // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - С. 30. - ART 12105. - 0,3 п. л. - URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12105.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X

6. Там же.

Lyubov Holopova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and automated control systems, Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurga kholopova 53@mail.ru

Spiritual and moral education and present environment Abstract. The author views the question of importance of spiritual and moral education. In modern conditions, against calls of information society, there is no full-fledged environment for this purpose. Moreover, there is «an identity crisis», caused by society stratification. According to the author, the educational and social environment has to bring up the personality, many capable for continuous self-creation and self-design. It can be possible in the conditions of creative, spiritual and moral environment. Such personality will be able to resist to a stream of destruction by various forms of intellectual nihilism and social cynicism, capable to intelligent social action.

Key words: spiritual and moral education, personality, education, society, quality of life, advertising calls, socialization, self-creation, social action.

References

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Available at: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_osnovnoy_5/Holopova%20L.A.doc.p df, p. 221 (in Russiаn).

Ibid, pp. 217-231.

Ibid.

Andreev, V.I. (2010) “Globalizacionnye vyzovy kachestvu zhizni, kachestvu obrazovanija i samorazvitiju cheloveka 21 veka”, Obrazovanie i samorazvitie, № 1, pp. 3-12 (in Russiаn).

Holopova, L.A. (2012) “Sovremennaja social'naja sreda i ejo rol' v samoopredelenii lichnosti i grazh-danskom stanovlenii, Koncept, № 8 (avgust), p. 30, ART 12105, 0,3 p. l, available at: http:// www.cove-nok.ru/koncept/2012/12105.htm, Gos. reg. Jel № FS 77- 49965, ISSN 2304-120X (in Russiаn).

Ibid.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.