Научная статья на тему 'Деятельность воскресных школ России и Восточной Сибири во второй половине ХIХ - начале ХХ веков'

Деятельность воскресных школ России и Восточной Сибири во второй половине ХIХ - начале ХХ веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА / FOLK HIGHER SCHOOLS / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / SUNDAY SCHOOLS / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ADULT EDUCATION / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ENLIGHTENMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордина Ольга Васильевна

Исследуется народная школа как социально-педагогический феномен, наблюдаемый в реальной практике. Дается ретроспектива, и определяются пути развития данной образовательной модели в Российском образовательном пространстве. В фокусе внимания находятся российские воскресные школы, созданные во второй половине ХIХ начале ХХ веков. Выделены основные модели организации деятельности высших народных школ (ВНШ), определены особенности и перспективы их развития в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUNDAY SCHOOL ACTIVITIES IN RUSSIA AND EASTERN SIBERIA IN THE SECOND HALF OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURY

The article studies folk school as a social and pedagogical phenomenon of actual practice. It gives a retrospective review and outlines the development courses of the discussed educational model in the Russian educational system. The focus is on Russian Sunday Schools formed in the second half of XIX beginning of XX century. The main models of folk higher school activity organization as well as the features and prospects of their development in modern Russia are identified.

Текст научной работы на тему «Деятельность воскресных школ России и Восточной Сибири во второй половине ХIХ - начале ХХ веков»

2. Болотова Е.А. Текстовые категории художественного текста и их текстообразующая функция // Язык и коммуникации: сб. Ростов н/Д: ИУИ АП ДГТУ, 2011. С. 98-100.

3. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Избранные труды. М.: Наука, 1980. Т. 5. С. 45.

4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. С. 251.

5. Гаврилова Г.Ф. О взаимодействии языковых средств выражения отрицания с другими функционально-семантическими категориями // Язык. Дискурс. Текст. Труды и материалы: сб. / ПИ ЮФУ. Ростов н/Д: Изд-во "Академ-

Лит", 2010. Ч. 1. С. 76-78.

6. Голубева И.В. Из опыта создания коллективного речевого портрета: мат. междунар. науч. конф. Майкоп, 2001. С. 37.

7. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М.: Флинта: Наука, 2008. С. 159, 172.

8. Кончаловский А. Низкие истины. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1998. С. 5-381.

9. Кончаловский А. Возвышающий обман. М.: Коллекция «Совершенно секретно», 1999. С. 7-340.

10. Миллер Г. Тропик Рака. Париж, 1934. С. 3.

УДК 374,8

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ РОССИИ И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

© О.В. Гордина1

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

Исследуется народная школа как социально-педагогический феномен, наблюдаемый в реальной практике. Дается ретроспектива, и определяются пути развития данной образовательной модели в Российском образовательном пространстве. В фокусе внимания находятся российские воскресные школы, созданные во второй половине XIX - начале ХХ веков. Выделены основные модели организации деятельности высших народных школ (ВНШ), определены особенности и перспективы их развития в современной России. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: высшая народная школа; воскресные школы; образование взрослых; просвещение.

SUNDAY SCHOOL ACTIVITIES IN RUSSIA AND EASTERN SIBERIA IN THE SECOND HALF OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURY O.V. Gordina

Eastern-Siberian State Academy of Education, 6 Nizhnyaya Naberezhnaya St., Irkutsk, 664011, Russia.

The article studies folk school as a social and pedagogical phenomenon of actual practice. It gives a retrospective review and outlines the development courses of the discussed educational model in the Russian educational system. The focus is on Russian Sunday Schools formed in the second half of XIX - beginning of XX century. The main models of folk higher school activity organization as well as the features and prospects of their development in modern Russia are identified.

11 sources.

Key words: folk higher schools; Sunday Schools; adult education; enlightenment.

В современной России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. получили распространение Высшие народные школы для взрослых. Появление этих школ в постсоветский период было не столько зарождением новой модели образования взрослых, сколько возвращением (конечно, в обновленном виде) в российское образовательное пространство тех самых народных школ, которые были чрезвычайно популярны в нашем отечестве во второй половине Х1Х - начале ХХ вв. Они вошли в историю как «воскресные школы». История этого удивительного социально-педагогического феномена позволяет сделать вывод о том, что каждое поколение открывало и продолжает открывать для себя народную школу заново. При том что меняются социокультурные условия, правовое поле, технологии образования взрослых, остается неизменным демократичный и

человекотворческий вектор в деятельности этих школ. Это позволяет предположить, что речь идет о развитии и трансформации единой модели. Поэтому ретроспективный анализ этого явления особенно интересен и, как нам кажется, имеет эвристическую ценность для понимания современной практики организации неформального образования взрослых.

Первые «воскресные школы» создавались как общеобразовательные учреждения для обучения взрослого населения в конце 50-х гг. XIX в. накануне крестьянской реформы 1861 г., т.е. на новом витке российской истории, в эпоху демократических перемен.

Вторая половина XIX в. стала одним из интересных и противоречивых периодов в истории российского образования. В это время в нашем отечестве на

1 Гордина Ольга Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, тел.: 89086422762, e-mail: g.o.v@rambler.ru

Gordina Olga, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Social Pedagogics, tel.: 89086422762, e-mail: g.o.v@rambler.ru

фоне ярких социально-экономических, политических инициатив власти, в ситуации предчувствия демократических свобод и повышения роли народа в развитии государства развернулось мощное общественно-педагогическое движение. Особенностью этого движения было активное обращение к проблемам народного образования, которое рассматривалось как основа дальнейшего экономического роста и процветания страны.

Начиная с 50-х гг. XIX в., благодаря вниманию широкой общественности народная школа впервые стала значимым сегментом гражданской деятельности. Существенно, что это было временем зарождения в России общественной педагогической прессы. К проблемам народной школы активно проявляли интерес педагоги, философы, писатели, публицисты, общественные и политические деятели. Педагогические журналы освещали проблемы народного образования, призывая общественность содействовать просвещению народа. В числе периодических педагогических изданий, внесших значительный вклад в демократизацию российского образования, журналы: «Воспитание», «Русский педагогический вестник», «Педагогический сборник», «Учитель», педагогический журнал Л.Н. Толстого «Ясная поляна». Среди авторов статей были известные публицисты-педагоги: Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, В.П. Острогорский, Д.И. Тихомиров, В.А. Флеров и др. Свои публицистические статьи по проблемам народного образования на страницах педагогических изданий публиковали Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский.

Однако началом широкого общественного диалога о проблемах народного образования принято считать дискуссию, вызванную статьей известного русского ученого, хирурга и педагога Н.И. Пирогова под названием «Вопросы жизни», которая была опубликована в 1856 г. («Морской сборник», № 8). Название статьи уже указывало на основную идею ученого о том, что образование должно служить не столько профессии, сколько жизни во всей ее целостности и полифонии. Авторская позиция противоречила доминирующей в педагогике того времени ориентации на узконаправленный, сословный, прикладной характер образования. Н.И. Пирогов в статье обосновал необходимость новых гуманистических подходов к образованию, акцентируя внимание на его общечеловеческой сути. По твердому убеждению автора образование должно быть общедоступным, способствующим личностному становлению обучающихся, для этого необходимо усилить гуманитарный, культурный и социальный аспекты образовательной деятельности. Образование должно нас делать ЛЮДЬМИ, для этого явно недостаточно узкопрофессиональной подготовки к выполнению какой-то одной социальной функции (моряк, юрист, негоциант и др.) [10, с. 83].

Эта позиция нашла отклик в многочисленных статьях, посвященных проблеме гуманизации и демократизации образования. Свою позицию в поддержку кардинальных человекотворческих изменений в педагогике высказали на страницах периодической печати

Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и многие другие.

Большая часть авторов поддержала педагогическую идею Пирогова об образовании, «основанном на самодеятельности человеческой личности, познавательной активности» [4, с. 16].

Н.И. Пирогов был знаком с опытом организации Высших народных школ для взрослых, действующих в Дании и Германии и с некоторым российским опытом открытия школ для крепостных крестьян (30-е гг. XIX

в.). Он пошел дальше интеллектуальных дискуссий на страницах педагогических изданий, и 11 октября 1859

г. силами студентов университета с разрешения инспектора Н.И. Пирогова и под руководством П.В. Павлова в Киеве была открыта первая в России воскресная бесплатная школа для взрослых.

Отметим, что относительно первенства открытия школ для взрослых в России этого периода идет дискуссия. По второй версии первая школа для взрослых была открыта в Санкт-Петербурге в 1859 г. Марией Шпилевской у нее на дому. Это была школа для женщин.

Историк педагогики Т.Н. Лебединская пишет: «Еще в 1858 г. вопрос о необходимости воскресных школ был поднят и обсужден на заседании Петербургской ремесленной управы. Это было актуально - занятия ремеслами требовали определенных знаний, грамотности.

Одновременно с ходатайством управы поступило предложение от дочери действительного статского советника Марии Шпилевской об открытии у нее на дому (в Измайловском полку) воскресной женской школы, что и произошло в апреле 1859 г., на полгода опередив создание школы П.В. Павлова» [6, с. 39].

Для нас сегодня первенство в открытии воскресных школ не имеет такого принципиального значения. Более существенно то, что необходимость просвещения народа в этот исторический период становилась все более очевидной, а общественно-педагогическое движение получало развитие и распространение на широких просторах России.

Вплоть до окончания 1860 г. в 30 провинциальных городах и селениях открылось 68 учебных заведений для взрослых, включая 58 мужских и 10 женских. Как пишет Т.Н. Лебединская, «...это был подлинный прорыв. За 2-3 года в России открылось более 300 воскресных школ» [6, с. 37].

Возникшие в результате инициативы научной, педагогической общественности и одобренные правительством воскресные школы стремительно распространялись по России. Это напоминало по сути «великий бум Высших народных школ» в Скандинавских странах и совпадало с ним по времени.

Вслед за Киевом и Петербургом народные школы открываются в Москве, Казани, Харькове, Одессе, Томске, Иркутске и других городах. К июню 1862 г. таких школ было по всем учебным округам 316. Все эти школы были бесплатными, а их образовательные программы по объему значительно превышали государственные, включая основы географии, физики, химии, естественной истории [5, с. 14].

Анализируя деятельность народных школ в России рубежа Х1Х-ХХ вв., можно обнаружить близость взглядов первых отечественных просветителей и их коллег из Скандинавских стран. Народные школы действительно решали схожие задачи: обучения грамоте, культурного развития личности, расширения ее общественной активности, роста гражданской ответственности и самостоятельности. С конца 1860-х гг. многие российские ученые активно изучали зарубежный педагогический опыт (Дания, Германия), связывая его с качественными изменениями российской системы образования. Становилось все более очевидным, что ключом к решению проблемы демократизации общества является рост культурно-образовательного потенциала народа через доступность образования для всех слоев населения.

Идея образования взрослых в эти годы была очень актуальна. В историческом плане рассматриваемое образовательное движение совпало с массовым «хождением в народ» и отменой крепостного права. Оно сразу встретило сочувствие общества, в том числе студентов высших учебных заведений. Как свидетельствуют историки, «...школы для взрослых вызывали особую симпатию общества. Работать туда шли представители самых различных слоев общества: гимназисты, семинаристы, студенты, учителя, профессора, офицеры» [6, с. 37].

Главные принципы обучения в народных школах того периода оказались универсальными и до сих пор являются базовыми для организации их деятельности: доступность обучения для всех желающих, бесплатность преподавательского труда, коллективность работы, равные права для всех учащихся. «Дело обучения в воскресных школах считали делом общественным, работа строго контролировалась и широко освещалась в прессе, публиковались отчеты» [6, с. 41].

Широкое распространение воскресных школ поставило вопрос о методах обучения в них. Эта проблема оказалась одной из наиболее актуальных для педагогики второй половины XIX в. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации создателей и преподавателей народных школ. Например, развернувшаяся на страницах педагогических изданий острая дискуссия между выдающимися представителями народного образования, просветителями, писателями, авторами лучших учебников для народных школ (примером может служить дискуссия между Н.Ф. Бунако-вым и Л.Н. Толстым).

Не вдаваясь в тонкости дискуссии, отметим, что в ней обсуждался вопрос целесообразности решения в народной школе воспитательных задач. Л.Н. Толстой полагал, что стоит ограничиться только обучающей функцией, поскольку у учителя нет права формировать людей по определенному образцу. Н.Ф. Бунаков, возражая оппоненту, обращал внимание читателей на то, что обучение составляет в школе одно из главных воспитательных средств, и с этой точки зрения оно не может ограничиваться узкой целью - научить человека читать и писать. Дискуссия привлекла многочисленных участников. Каждая из позиций обрела сторонников. В итоге выиграла народная школа, посколь-

ку оказалась в центре внимания, а методы обучения, проходя через горнило бурных обсуждений, шлифовались и становились эффективнее.

На фоне разворачивающихся дискуссий по поводу тонкостей организации деятельности воскресных школ в одном все авторы были единодушны: они выступали против зубрежки, за наглядные, проблемные, приближенные к реальной народной жизни методы обучения, которые развивали бы умственные силы и способности учащихся.

Существенно, что ведущими отечественными педагогами, например, К.Д. Ушинским подчеркивалась необходимость формирования просвещенческого, развивающего характера деятельности воскресных школ: «.я советую вам не торопиться с учением чтению и сопровождать это чтение постоянным умственным и нравственным развитием учеников. Надобно сначала расшевелить ум и сердце ученика, сообщать ему жажду знания, жажду нравственной и умственной пищи, приучить его к этой пище - и потом, уже развернув перед ним книгу, благословить его на дальнейший, самостоятельный прогресс» [8, с. 97].

Готовность к дальнейшему самостоятельному развитию, обучению в течение всей последующей жизни как педагогический эффект деятельности народной школы актуальна и в практике современных российских институтов образования взрослых. Ушин-ский, размышляя о сути деятельности воскресных школ, не делает акцент на возрасте учащихся, известно, что здесь возрастных ограничений не было. Главное - это не обучение, а просвещение народа, создающее условия для глубоких личностных изменений, которые автор называет «умственной силой»: «Эта способность .должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной его души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения» [9, с. 197].

Особенно активно организацией школ для взрослых в послереформенную эпоху занимались земства, которые были детищем реформы и представляли собой форму местного самоуправления. С 1874 г. к организации воскресных школ приступает и духовенство. В духовном ведомстве возникает желание подчинить себе все воскресные школы. Это ведомство даже получало некоторые привилегии от государства в открытии воскресных школ. Тем не менее, масштабы общественно-педагогического движения, ориентированного на формирование достойного общекультурного уровня и высокого уровня образования народа, превосходили движение по созданию воскресных школ под эгидой духовенства. Земства видели в просвещении народа одну из своих приоритетных задач и занимали в деле создания народных школ доминирующие позиции. Ушинский в своей работе «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» подчеркивает важность для дела народного просвещения высокой мо-

тивации не только у образованных земских учителей, готовых нести знания в массы, но и у самого народа, готового эти знания усваивать: «Сознание настоятельной потребности образования простого народа, более или менее ясно выраженное, побуждает образованную часть земства разъяснить народу потребность школы и содействовать учреждению школ. Но, конечно, это воздействие земства не принесло бы никаких существенных результатов, если бы навстречу ему не шло из самой среды народа пробуждающееся сознание потребности в образовании, вызванное к жизни новыми реформами» [9, с. 197].

Обращает на себя внимание то, что автор народную школу называет «чисто семейным делом народа» и пишет о недопустимости жесткой регламентации, принуждения: «Если мы сознали всю настоятельную, грозно настоятельную потребность поднять уровень народного образования и если мы в то же время сознали, что это может быть сделано только усилиями и средствами самого же народа, - то мы, конечно, отбросим всякое самолюбие, будем заботиться о том, чтобы народная школа, насаждаемая самим народом, росла и развивалась беспрепятственно, хотя бы честь этого развития всецело принадлежала самому народу, а не нашим административным мерам» [9, с. 197].

Естественно, что вокруг возникающих воскресных школ для взрослых, содержания их деятельности, демократического характера обучения возникали дискуссии, отражавшие различные взгляды специалистов. Появились вопросы к данному общественно-педагогическому движению и у представителей разных ведомств: министерств народного просвещения, внутренних дел, духовного ведомства. «Начальник III отделения В. Долгоруков уже в декабре 1860 г. докладывал царю: «Правительство не может допустить, чтобы половина народонаселения была обязана своим образованием не государству, а себе или частной благотворительности какого-либо отдельного сословия» [11, с. 18].

Отметим, что российское общество и российское государство не были готовы к реальным крупномасштабным демократическим преобразованиям. Поэтому народное просвещение, которое сначала не вызывало раздражения и подозрений в нелояльном отношении к власти, по мере своего распространения и расширения содержания (включая труды Герцена) начинало вызывать подозрения и тревогу. В 1860 г. Министерство народного просвещения приравняло воскресные школы к начальным училищам (государственным). Это могло бы выглядеть как жест признания и поддержки. Но, к сожалению, результатом стало обеднение учебных планов, из которых исключили многие общеобразовательные предметы: географию, историю и др. В процесс удушения народных школ активно включается министерство внутренних дел, «...с мая 1860 г. начинают приниматься репрессивные меры, вплоть до закрытия отдельных школ. Министерство народного просвещения разрешает использовать в воскресных школах только те учебники, которые одобрены Учебным комитетом» [5, с. 15].

Это привело к временному закрытию народных

школ в 1862 г., для того чтобы взять их под контроль государства. При этом продолжали действовать частные воскресные школы, широко известна воскресная женская школа Х.Д. Алчевской в Харькове, Владимирская школа в Петербурге. Эти школы имели 30-летнюю историю успешной деятельности по образованию взрослых.

В 1864 г. начинается новый этап в деятельности народных школ. Издается «Положение о начальных училищах», к которым приравниваются и воскресные школы. В конце 60-х годов вновь открываются воскресные школы в ряде городов России.

Первые воскресные школы в Иркутской губернии появились в 60-е гг. XIX в., но многие из них вскоре закрылись, как пишут историки, из-за плохой посещаемости учеников. После принятия «Положения о народных училищах», в котором предусматривалась возможность открывать воскресные школы, среди иркутского учительства вновь возник интерес к воскресным школам. Первая воскресная школа на этом новом историческом этапе развития образования была открыта в г. Иркутске 13 декабря 1885 г. (1885-1916) при ремесленно-слободском училище. Инициатором создания школы и первым ее распорядителем являлась А.М. Корбут. До 1888 г. попечителем школы был иркутский купец В.Т. Зимин, на его средства был сделан ремонт дома, приобретены учебные пособия, письменные принадлежности, что положило начало созданию школьной библиотеки. Все учителя в воскресной школе работали без оплаты, были членами учительского кружка при обществе «Просвещение» и работали в разных школах и училищах. Как свидетельствуют историки, «.в мае 1891 года в ней обучалось 56 учениц и 50 учеников, в конце года число учеников достигло 160 - в мужском отделении - 70, в женском -90. Значительные средства на содержание школы жертвовали иркутские купцы. В частности, иркутский городской голова В.П. Сукачев построил для народного училища специальное здание, которое сохранилось до наших дней (ул. Баррикад, 81). Училище это носило имя его отца - П.П. Сукачева. Вопросы комплектования училища необходимым оборудованием и учебными пособиями городской голова также решал за счет собственных средств» [7, с. 26]. Так было положено начало деятельности воскресных школ в Иркутске и в Восточной Сибири в целом.

Необходимость в школах для взрослых возросла в связи со строительством Восточно-Сибирской железной дороги. Воскресные школы для железнодорожных рабочих открывались по инициативе руководства железной дороги. В 1897 г. открылась первая такая мужская школа. Спустя 10 лет в 1907 г. открылась еще одна бесплатная школа грамоты для железнодорожников. Школы становились центрами культуры, общения. В них проводились вечера, читались публичные лекции.

Известно, что при иркутских училищах школы открывались и в более поздний период, например, 26 января 1908 г. общество «Просвещение» открыло в здании Кладищевского училиша бесплатную мужскую воскресную школу для взрослых. По материалам ис-

торика З.И. Рабецкой, в 1916 г. в Иркутске было четыре воскресных школы, из них две - Первая мужская и Вторая женская - имели 30-летний опыт успешной работы и всеобщую признательность.

На рубеже XIX-XX вв. постепенно формируется российская система образования взрослых. Ведущую роль в ее развитии в этот период играют земства, которые стали частью общей системы государственной власти на местах, в основе которой лежало выборное начало. Начиная с 1864 г., в 34 губерниях европейской части России были избраны органы местного самоуправления: уездные и губернские, одной из главных обязанностей которых было развитие народного образования.

Мы уже отмечали выше активную роль земств в создании воскресных школ, но в этот период земства идут дальше в своей просветительской деятельности: при поддержке широкой общественности они начинают формировать стройную систему внешкольного образования. Сам термин «внешкольное образование» стал постепенно входить в употребление с 90-х гг. XIX в. Формирующаяся система опиралась на идею самообразования, саморазвития взрослого человека, который самостоятельно может удовлетворить свои познавательные интересы и потребности. От общества требуется создание условий для его полного и всестороннего развития. Удовлетворение потребности личности в образовании являлось обязанностью уездных, губернских земств и государства.

Именно такой подход к образованию взрослых привел с 90-х гг. Х!Х в. к синергетическому эффекту -рождению новых разнообразных форм народного просвещения:

- школы для взрослого населения (начальные и воскресные классы, повторительные курсы);

- народные библиотеки-читальни, общественное издательство (издательство книг и периодических изданий для широких масс), книжные склады и организация книжной торговли;

- «народные университеты», курсы, лекции и чтения;

- общественные развлечения: театры, увеселительные, массовые праздники;

- музеи и выставки;

- «народные дома»;

- учреждения для образования солдат в армии, заключенных

в исправительных учреждениях, больных в больницах и т.д. [6, с. 48].

То, что система образования взрослых находилась в центре внимания земского движения, подтверждают факты организации специальных всероссийских форумов, где проблема развития внешкольного образования специально обсуждалась: I съезд деятелей обществ народных университетов (1908 г., Санкт-Петербург) и I Общеземский съезд по народному образованию с секцией внешкольного образования (1911 г., Москва). Принципиально, что эти съезды признали внешкольное образование равноценным школьному. Участники были единодушны в том, что

все внешкольное образование должно быть сосредоточено в местных органах общественного самоуправления, при широком участии местного населения в организации просветительской деятельности. Предполагалась коллегиальность в организации и управлении учреждениями внешкольного образования. Все слои населения должны были иметь свободный доступ к любой форме внешкольного образования. И действительно, эти условия были созданы. Все желающие могли бесплатно посещать воскресные школы, народные дома, библиотеки, народные чтения и др. Существенно, что задачи сложившейся системы образования взрослых выходили за рамки обучения грамоте или азам научных знаний. Задачи внешкольного образования по своей сути были человекотворчески-ми, поскольку предполагалось, прежде всего, личностное и социальное становление обучающихся.

На основе решений I Общеземского съезда по народному образованию выдающимся теоретиком и организатором образования взрослых Е.Н. Медынским были сформулированы основные принципы организации внешкольного образования взрослых. Это принципы общественности, общедоступности, бесплатности, самостоятельности задач, систематичности и планомерности. Думается, что каждый из этих принципов универсален и применим для любой системы образования взрослых, ориентированной на демократизацию общественных отношений, независимо от национальности и исторических реалий.

Е.Н. Медынским была проведена классификация действующих в рамках внешкольного образования школ для взрослых. Автором выделено 5 типов школ: 1) школы грамоты для взрослых; 2) повторительно-дополнительные общеобразовательные курсы; 3) специальные (профессиональные) курсы; 4) дополнительные школы; 5) народные университеты.

Все эти образовательные структуры для взрослых отличали: их социокультурная направленность, общедоступность, демократические формы учебного процесса, установка на активное участие обучающихся в определении содержания обучения на основе учета их познавательных потребностей и интересов [5, с.29].

Впечатляющие масштабы развития системы внешкольного образования, большой охват просветительскими формами работы взрослых в начале XX в. вызвали острую дискуссию о том, кто же должен руководить внешкольным образованием: государство или общественность? История России в скором времени расставила все точки и ответила на этот вопрос в условиях уже советского государства.

Создание системы внешкольного образования явилось важной вехой в развитии образования взрослых в России конца Х1Х-первой четверти XX вв. Земства внесли значительный вклад в дело просвещения российского народа. К переломному для России 1917 г. просветительная деятельность носила массовый системный характер. На базе народных школ началось и внедрение начального всеобуча, которое, особенно после 1908 г., поставило внешкольную работу на совершенно новый уровень. Министерством просвещения ставилась задача постепенной ликвидации

неграмотности в стране.

В период существования советского государства появились другие институты образования взрослых, сыгравшие важную роль в жизни общества, но просвещенческий, демократический вектор развития обучающегося человека на долгие годы был заменен идеологическим.

Завершая наш ретроспективный анализ деятельности народных школ, позволим себе сделать некоторые выводы:

1. Народные школы являются изобретением и гражданским поприщем демократически настроенной педагогической общественности. Они ориентированы на просвещение народа как условие развития и процветания страны.

2. Народные школы опираются на самодеятельность, творчество, инициативность преподавателей и обучающихся. Это «семейное дело народа» (К.Д. Ушинский), не допускающее жесткой идеологической, методической регламентации со стороны государства, которая для народной инициативы губительна. При этом, государственная поддержка народной школы (правовая, финансовая), как показал скандинавский опыт, может быть весьма продуктивна.

3. Деятельность народных школ, осуществляемая при поддержке широкой общественности, обладает мощным синергетическим потенциалом. Ярким примером тому служит постепенное формирование системы внешкольного образования на рубеже XIX-

ХХ вв., существенно расширившей границы образовательного пространства взрослых в России (народные библиотеки, дома, университеты и др.).

Социальная практика создает разнообразные модели объединения людей для общественно-педагогической деятельности. Устойчивой тенденцией первого десятилетия XXI в. является создание общественных организаций, центров образования, занимающихся неформальным образованием взрослых. В их числе особое место занимают Высшие народные школы, успешно сочетающие в своей деятельности традиции первых российских воскресных школ и технологические изыскания современных андрагогов. Подчеркнем, что современная Высшая народная школа -это школа, основанная на просвещенческих традициях, в ее образовательном пространстве происходит личностное развитие человека, он получает возможность реализации своей потребности в самосовершенствовании. Принимая эстафету просвещения, тем не менее, современная народная школа существенно отличается от воскресных школ прошлого. Основная часть ее слушателей - люди с высшим образованием и пенсионного возраста. Обучение в ВНШ - это их реальный шанс улучшить свое социальное самочувствие. Народная школа в современной России в большей степени, чем в прошлые века, является школой для достойной, содержательной, интересной жизни, школой активного долголетия.

Статья поступила 16.09.2014 г.

Библиографический список

1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: историко-теоретический анализ феномена: монография. СПБ., 2008. 155 с.

2. Гордина О.В. Принципы образования взрослых в деятельности Высшей народной школы // Философия образования. 2010. № 2. С. 178-184.

3. Гордин А.И. Некоторые подходы к раскрытию сущности понятия «ценностное самоопределение взрослого человека» // Образование и общество. Орел, 2009. № 2 (55). С. 5457.

4. Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч. В 6 т. Т. 3. С. 13-29.

5. История развития образования взрослых в России / под ред. Е.П. Тонконогой. СПб.: ИОВ РАО, 2000. 117 с.

6. Лебединская Т.Н. Из истории народных школ в России. Высшие народные школы в образовательном пространстве современной России: вопросы теории и практики: кол. моно-

графия / под ред. Н.П. Литвиновой, О.В. Гординой. Иркутск-СПБ., 2009. С. 37-45.

7. Терновая И.И., Терновой И.В. Образовательные заведения города Иркутска второй половины XIX - начала XX веков. Иркутск, 2009. 173 с.

8. Ушинский К.Д. Воскресные школы. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. С. 96-103. (Анталогия гуманной педагогики).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ушинский К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. С. 194-198. (Анталогия гуманной педагогики).

10. Фрумов С.А. "Вопросы жизни" Н.И. Пирогова и их общественно-педагогическое значение // Советская педагогика. 1956. № 7. С. 83-86.

11. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.