Научная статья на тему 'Формирование педагогических взглядов В. П. Вахтерова в нижегородский период его жизнедеятельности'

Формирование педагогических взглядов В. П. Вахтерова в нижегородский период его жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1700
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.П. ВАХТЕРОВ / НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕРИОД / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / «НОВАЯ ПЕДАГОГИКА» / ВСЕОБЩЕЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИЗВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Россова Юлия Ивановна

В работе показано влияние периодов детства, отрочества и юности на формирование личности и профессиональное самоопределение известного педагога, общественного деятеля конца XIX начала XX веков Василия Порфирьевича Вахтерова (1853 1924). Анализируются влияние его отца и матери, периоды обучения в Арзамасском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии, также рассматривается его практическая деятельность в качестве учителя в Васильсурске и Ардатове Нижегородской губернии. В работе представлен анализ педагогических воззрений зрелого Вахтерова, обусловленных, на наш взгляд, тем опытом и впечатлениями, которые он получил в период детства и юности, обозначенный самим педагогом как Нижегородский период его жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогических взглядов В. П. Вахтерова в нижегородский период его жизнедеятельности»

УДК 370 (09)

Ю.И. Россова

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В.П. ВАХТЕРОВА В НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕРИОД ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРЗАМАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В работе показано влияние периодов детства, отрочества и юности на формирование личности и профессиональное самоопределение известного педагога, общественного деятеля конца XIX -начала XX веков Василия Порфирьевича Вахтерова (1853 - 1924). Анализируются влияние его отца и матери, периоды обучения в Арзамасском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии, также рассматривается его практическая деятельность в качестве учителя в Васильсурске и Ардатове Нижегородской губернии. В работе представлен анализ педагогических воззрений зрелого Вахтерова, обусловленных, на наш взгляд, тем опытом и впечатлениями, которые он получил в период детства и юности, обозначенный самим педагогом как Нижегородский период его жизнедеятельности.

Ключевые слова: В.П. Вахтеров, Нижегородский период, эволюционная педагогика, «новая педагогика», всеобщее начальное образование, призвание.

В 1853 году в Нижегородской губернии в городке Арзамас в семье сторожа родился будущий педагог, психолог, исследователь, просветитель, общественный деятель Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924).

Позднее о нем скажет известный книговед, теоретик самообразования и просветитель Николай Александрович Рубакин, давая высокую оценку его деятельности и педагогического наследия: «Василий Порфирьевич сыграл такую роль в истории борьбы русской общественности за народное просвещение, какая теперь лучше может быть оценена, чем это было при его жизни, когда он принужден был вести свою линию без шума и крика, скрывая революционную суть своей общественной работы. Только головотяпы не понимают исторического значения В.П. Вахтерова в истории русского просвещения и школы и теоретической подготовки» [1, с. 19]. Чтобы оценить значимость вклада этого ученого в развитие отечественной педагогики и общественно-педагогического движения конца XIX - начала XX веков, обратимся к некоторым фрагментам из его жизни и творчества.

В.П. Вахтеров - создатель авторской гуманистической системы образования - «новой педагогики», названной им эволюционной педагогикой, которая воплощает в себе как идеи русской классической педагогики, так и западные концепции развития индивидуума и человеческого рода (Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер).

В.П. Вахтеров - создатель уникальных оригинальных учебных книг для начальной школы - «Русского букваря», «Мира в рассказах для детей». По этим книгам училась дореволюционная Россия, а в первые годы советской власти особым успехом пользуется и «Мир в рассказах для детей», который считается одним из лучших учебников в массовом обучении грамотности.

В.П. Вахтеров - создатель личностно-ориентированной дидактической системы, которая была названа им «Предметный метод обучения». В центре данной системы находится личность ребенка. Элементы его дидактической системы (содержание образования, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы, деятельность преподавания, деятельность учения) направлены на гуманистическую цель - гармоничное развитие личности растущего человека. Таким образом, в определенной степени В.П. Вахтеров предвосхитил идеи гуманистического воспитания, личностно-ориентированного подхода в образовании, которые является методологической основой современной педагогической науки.

Идея, которой педагог посвятил всю жизнь, - идея всеобщего обучения. «Всеобщее обучение - вот дело, которому не жаль отдать всю жизнь» [2, с. 255] - писал он жене.

В.П. Вахтеров разработал систему мероприятий, обеспечивающих всеобщее обучение: законодательных; материально-хозяйственных; организационно-педагогических; программнометодических. В то время подход, предложенный педагогом, мог реально приблизить введение всеобщего школьного обучения. В России же постановление о всеобщем начальном обучении для детей 8,9,10 лет было введено лишь в 1930 г., а повсеместно - к 1934 г. [3, с. 175].

В.П. Вахтеров - ученый, перу которого принадлежит немалое количество научных трудов: 13 книг, 7 учебников, 70 обширных статей. Литературная деятельность В.П. Вахте-рова началась одновременно с его работой и продолжалась до последнего часа его жизни: он писал все утро в день своей смерти.

Деятельность ученого-педагога многогранна. В.П. Вахтеров предстает перед нами как учитель, как инспектор Духовщинского городского училища в Смоленской губернии, а потом и всех училищ Смоленщины и Москвы, как создатель школьных музеев, воскресных школ, многочисленных библиотек, как инициатор идеи учительского объединения, зарождения Учительского союза России, как активный участник и организатор многочисленных педагогических съездов, как публицист. В.П. Вахтеров был одним из тех, кто стоял у истоков Лиги народного образования, которая создавалась как общенациональный центр педагогической мысли, призванный объединить всех последовательных борцов за новую, демократическую школу.

В 1897 г. Московское общество праздновало 25-летний юбилей педагогической деятельности В.П. Вахтерова. В газетах «Русские ведомости», «Сын отечества» и журналах «Русский народный учитель», «Русская школа», «Вестник воспитания» была опубликована серия очерков, посвященных его юбилею. Статьи содержали только положительные отзывы о его преподавательской деятельности. Василий Порфирьевич характеризовался как выдающийся педагог, талантливый ученый, активный общественный деятель в области просвещения народа. В одном из журналов читаем: «Насколько признательно русское образованное общество В.П. Вахтерову за его труды в деле народного образования и особенно за разработку им вопроса о всеобщем обучении, это показали сделанные ему овации по случаю исполнившегося 25-летия его педагогической и литературной деятельности. На юбилее В.П. Вахтерова были представители земства, профессора, попечители школ, народные учителя и учительницы, содержатели частных учебных заведений, представители прессы и многих других профессий. Собравшееся общество и телеграммы, полученные со всех концов России, чествовали в юбиляре необычайную энергию, беззаветную преданность и горячую любовь, которые он внес в свою деятельность по просвещению народа» [2, с. 135].

За усердную и полезную службу на поприще просвещения В.П. Вахтеров был награжден орденами Святой Анны второй степени, Святого Станислава второй степени, Святой Анны третьей степени (одна из высших наград в области просвещения), Святого Станислава третьей степени, знаком отличия «Красного Креста», а также ему неоднократно объявлялась благодарность Министерства народного просвещения. В 1911 году за общественнопедагогическую деятельность, а также за лучшее методическое руководство для начальных школ ученый был награжден Большой золотой медалью Екатеринославской земской управы.

В биографии и творчестве ученого можно выделить нижегородский, смоленский, московские периоды. Нижегородский период его жизнедеятельности особенный, поскольку именно в это время закладывалась система взглядов и ценностей ученого, которые впоследствии легли и в основу его педагогической системы и деятельности.

В этой работе дается попытка показать становление мировоззрения В.П. Вахтерова, путь его духовных и творческих поисков. Мы рассматриваем переживания и впечатления Вахтерова-ребенка, Вахтерова-подростка, Вахтерова-юноши, которые, на наш взгляд, во многом предопределили и его структуру личности, и его систему взглядов, и его мировоззрение. В работе показывается связь между опытом, полученным в период детства и юности,

который относится к Нижегородскому периоду жизнетворчества В.П. Вахтерова, и его педагогическими воззрениями.

Сам В.П. Вахтеров определяет хронологические рамки нижегородского периода своей жизни и творчества с 1853 г. по 1924 г., то есть с момента рождения и до того периода, когда он уезжает на курсы в Московский учительский институт из Ардатова, где он учительствовал. Известно, что роль ранних детских впечатлений и отношений с родителями в становлении личности ребенка весьма велика. Семья, родители - та среда, где происходит закладка фундамента мировоззрения и ценностных ориентаций. Во взрослом возрасте дети повторяют все то, что усвоено в родительской семье, где они обрели опыт нравственности. Поэтому важно рассмотреть семейную ситуацию В.П. Вахтерова, которая оказала свое важное влияние на формирование взглядов ученого и его профессиональную позицию.

Если следовать учению психоанализа, тайну зарождения таланта надо искать в детстве, чаще всего в надломленных, неблагополучных семейных отношениях.. Психотравмирующая ситуация детства В.П. Вахтерова - это его отец: будучи незаурядным человеком, он имел очень тяжелый нрав - властный, угрюмый, скупой, агрессивный; в моменты запоя проявлял особую жестокость по отношению к близким. Педагог в своем основном труде «Основы новой педагогики» делится воспоминаниями о семейной атмосфере: «Я жил в среде, где, по выражению Островского, «царят жестокие нравы», где пьяный озверелый супруг и отец нередко бьет смертным боем свою жену и своих детишек и где окружающие думают, что он имеет на это право» [4, с. 508].

Василий Вахтеров мог повторить психотип отца, но стал его полной противоположностью. Жена В.П. Вахтерова, Эмилия Орестовна писала, что тяжелые переживания детства, ужас перед жестокостью пьяного отца, страх и боль за любимую мать наложили свой отпечаток на психику Василия Порфирьевича: больше всего он боялся оказать давление на кого-нибудь и горячее всего защищал свободу личности и особенно личности ребенка как неумеющего еще защитить себя [5, с. 44].

Огромное духовное влияние оказывала на маленького Василия его мать Надежда Андреевна, женщина необыкновенной доброты, душевной щедрости, обладающая даром подлинной христианской любви к своим близким. Она, дочь сельского дьячка, не владея грамотой, наизусть знала псалтырь, часослов, молитвы и почти все церковные службы. Надежда Андреевна вела все домашнее хозяйство и воспитывала детей. При этом она «умела как-то сохранять бодрость духа и веселое настроение: не покидая работы с раннего утра до поздней ночи, она нередко пела песни, шутила, смеялась. Доброты она была необыкновенной» [5, с. 45]. Являя собой идеал подлинной женщины-христианки, своими помыслами и делами она полностью отдавалась своим домочадцам. «Все для других и ничего для себя. Я не помню, чтобы она испытывала личную радость, но радость каждого из людей ее мирка была ее радостью, а их горе было ее горе. Сама доброта, сама любовь, вечно в работе, вечно в думах о других, и никогда не подумать о себе, ничего не просить для себя, прощать обиды», - пишет о ней Э.О. Вахтерова [5, с. 45].

Видимо, Надежда Андреевна во многом явилась духовным учителем для своего сына Василия и обладала значительным духовным авторитетом для него. Василий Порфирьевич, как и мать, обладал душевной мягкостью и нежеланием обидеть другого. Живой, отзывчивый, он обладал уникальной способностью располагать к себе людей и вызывать их симпатии. В.П. Вахтеров являлся человеком очень доброжелательным и безупречным в общении. Его любили и ученики, и учителя.

Когда он был учителем Духовщинского городского училища в Смоленской губернии, то раз в месяц собирал воспитанников в классе и подводил итоги освоения ими учебного материала. «Успешным говорил: «Благодарю вас», и малоуспешным: «Надеюсь, вы исправитесь!». К нему «льнули» все, шли за советом и поддержкой: и крестьяне-самоучки, и учителя, и местные земцы, и местные землевладельцы, и политические ссыльные, и даже сиятельный князь Ромейко-Гурко-Друцкой-Соколинский, вельможа, имевший знакомства во всех мини-

стерствах. Василий Порфирьевич был «магнитом» для местных сил, и без его опыта, знаний и подкрепления планов и намерений «огнем его живого оптимизма» не начиналось ни одно культурно-просветительское дело. От матери перенял В.П. Вахтеров и дар любви, любви христианской, то есть милосердной, жертвенной, бескорыстной, ответственной и терпеливой. Он никогда не отказывал в помощи тем, кто к нему обращался. Его рабочий день мог длиться до 15-18 часов. «Но работа не иссушала души, и это чувствовали все, соприкасавшиеся с ним» [2, с.116]. Только человека, умеющего любить и отдавать, в качестве инспектора воспринимали не как начальника, осуществляющего строгий надзор за деятельностью школ в соответствии с циркулярами Министерства народного просвещения, а как мудрого наставника, друга, помощника. Смоленская учительница Е.А. Карасева отмечает, что обычно при инспекторских проверках учителя стремились показать самые сильные и лучшие стороны своей работы, при В.П. Вахтерове было все иначе: «От него не только не являлось желание скрыть что-нибудь, а, наоборот, хотелось поделиться всеми своими недочетами, обратить его внимание на все недостатки в работе, в надежде, что он научит, поможет, направит и даст все нужные указания» [2, с. 81]. Отдавая свою любовь другим, педагог и сам пользовался любовью учителей и школьников. «Нам под руководством Василия Порфирьевича работалось легко, мы готовы были идти на самое трудное дело, преодолевать всякие препятствия, воодушевляемые его примером и живым отношением к школе», - вспоминает учительница В.С. Костромина [2, с. 97]. А ученицы одной из московских воскресных школ называют его «добрым и заботливым отцом».

Воспитанный на духовных ценностях, имея значительные профессиональные достижения и успехи в области образования, всеобщее признание и известность, Василий Пор-фирьевич был лишен тщеславия и тщеславных помыслов. Он всегда умалял свои достижения и отмечал о своем нежелании слушать похвалы и писать о них. В одном из писем к своей жене педагог подчеркивал: «Очень утомил меня юбилей: ты знаешь, каким несчастным я себя чувствую всякий раз, когда мне приходится парадировать» [2, с. 135].

Не являясь человеком тщеславным, В.П. Вахтеров не боялся оставаться самим собой, быть настоящим, а не подстраиваться под мнение толпы и системы (обладая властными полномочиями, смог сохранить свою естественность, что весьма непросто), был лишен стремления делать себя таким, каким его хотят видеть, не искал одобрения и внимания. Видимо, поэтому в одной из присланных телеграмм на его 25-летний юбилей общественнопедагогической деятельности ее автор, литератор и журналист В.Е. Ермилов, называет В.П. Вахтерова «явлением на Руси редким и диковинным» и отмечает: «Живой человек, хотя и официальный педагог, враг рутины и схоластики, хотя и инспектор московских школ, талантливый человек, хотя и сотрудник русских педагогических изданий, убежденный гражданин и энергичный общественный деятель, хотя и живет в наше время». Не поэтому ли 15 лет его деятельности на Смоленщине в качестве учителя и инспектора народных училищ с карьерным ростом и с повышениями в чинах, или другими словами, «службы по Министерству народного просвещения» Эмилия Орестовна любовно называет «служением», которому педагог отдался полностью.

Воспитанный на примере матери в понятиях чести, нравственности, альтруизма, умеющий ограничивать себя и лишенный эгоизма, этот духовный опыт Василий Порфирье-вич несет во взрослую жизнь. В период учительства в Васильсурске он забирает к себе мать и двух своих малолетних сестер. Их семейное положение из-за жестокости и пьянства Пор-фирия Михайловича становится невыносимым, так что они вынуждены были оставить мужа и отца. Василию Порфирьевичу как главе семьи приходится и экономически заботься о матери и сестрах: он вынужден давать частные уроки за грошовое вознаграждение. И позже, когда он являлся инспектором в Москве, где и проживал, постоянно заботился о своих близких, которые часто бывали у него. Для своих горячо любимых племянников всегда находил время повозиться с ними и полюбоваться на их игры.

В восемь лет В.П. Вахтеров становится учеником Арзамасского духовного училища. Обучаясь здесь, Василий не проявлял интереса к обучению, поставленному на формальную основу. «Учил уроки лишь для того, чтобы ответить, когда спросят, и не быть высеченным или посаженным в карцер» - вот его воспоминания о духовном училище [5, с. 45]. Юного школьника интересовали учебные предметы, если он видел их практическую значимость или искал ответ для решения жизненно важной для него задачи. Любовь к арифметике, например, у него возникла, когда эта наука помогла Васе решить сложную задачу; увлекся греческим языком, поскольку это помогло ему перевести поучение Иоанна Златоуста (переводы В. Вахтерова признавались лучшими в классе); появилась высокая мотивация к изучению грамматики, так как будущего педагога привлекала идея самому сочинять проповеди.

Впоследствии одним из важнейших принципов дидактической системы В.П. Вахтеро-ва-ученого становится принцип связи обучения с жизнью. Он осознавал, что правильно поставленное обучение и воспитание должно вытекать из самой жизни, практики, быть связано с ней, готовить подрастающее поколение к активной преобразующей общественной и профессиональной деятельности. «Нужно, чтобы сама жизнь, сама окружающая общественная и семейная среда наталкивала их на такие мысли, такие образы, такие чувства и такие желания, какие требуются современными идеалами воспитания», - подчеркивал педагог [6, с. 280]. Книги, изучаемые теперь в школах, - указывал В.П. Вахтеров, - обращают внимание школьников на Египет, Вавилон, Грецию, на древние языки, но они почти ничего не дают для ознакомления с той средой, в которой придется жить и работать ученикам.

Не проявлял интереса к обучению В.П. Вахтеров и в Нижегородской духовной семинарии, учеником которой становится в 13 лет после окончания Арзамасского духовного училища. «Семинария со всеми своими уроками и укладом жизни прошла как-то мимо меня. Механически я исполнял все требования, а мои мысли были за тридевять земель от нее» [5, с. 51], - подчеркивал он.

В это время у юного Вахтерова возникает серьезный внутриличностный конфликт -происходит борьба религиозного и светского мировоззрения. С одной стороны, он воспитывался в религиозной среде и получает духовное образование, а с другой, постепенно под влиянием прочитанных книг, анализа социальной ситуации современной ему России отходит от религиозных взглядов на мироустройство.

Еще в Арзамасе, как он сам говорит, Гоголь его «примирил со светской литературой», и В.П. Вахтеров наряду с духовной литературой читает и светскую. В духовной семинарии подросток не слушал уроков учителей, а пытался разрешить свой внутренний конфликт и одолевшие его сомнения. Пытаясь найти ответы на мучившие его вопросы, юноша много читал: «Из книг, прочитанных мною за два года семинарской жизни, особенно сильное впечатление произвели на меня...«Что делать» Чернышевского, стихотворения Некрасова, статьи Писарева, Добролюбова, «Азбука социальных наук» Флеровского, книжка Молешотта, статьи Лассаля, Лаврова. Добролюбов был особенно популярен у нас» [5, с. 49]. Последнего В.П. Вахтеров называл кумиром своей юности.

В его внутреннем мире, действительно, происходит очень серьезная борьба. Показателен эпизод из жизни юноши, отражающий его сложное психологическое состояние и эмоциональное переживание значимой для него проблемы. После прочтения «Отцов и детей» Тургенева В.П. Вахтерова сначала заинтересовало отрицание Базарова с религиозной стороны и показалось ему кощунством, и он «бросился (выделено Ю.Р.) на астрономию, думая найти в ней подтверждение библейского сказания о днях творения» [5, с. 48].

Время обучения в духовной семинарии, на которое выпадают этапы отрочества и юности Василия, - это период сомнения в существующих нравственных ценностях. Это время перехода подростка в свою новую пору, пору юности, когда молодой человек вдруг отвергает все и сомневается во всем, чтобы выбрать свою собственную уникальную систему ценностной иерархии. Главная задача этого возраста - выбор Божьего пути. Протоиерей Василий Зеньковский пишет о юности так: «Это пора выбора пути жизни и составления планов,

по преимуществу пора свободы и творческой независимости, пора грандиозных замыслов, ярких утопий, героических решений... Духовный мир не оттеснен «приспособлением» к жизни, как во втором детстве, он свободен и полон того дыхания бесконечности, которое никогда не выступает... так пленительно, как именно в юности... Как часто именно в эту... пору в живом и горячем порыве отдает себя юность на всю жизнь на какой-либо подвиг и остается свободно верной всю жизнь свою ему... В юности достигает полноты субъективного и объективного своего созревания дар свободы» [7, с. 121].

После долгой внутренней работы сознания, направленной на преодоление внутреннего конфликта, Василий Вахтеров окончательно сделал выбор в пользу светского мировоззрения и без сожаления расстается со своей «детской верой» и «мистицизмом». Позже юноша отстоял и свое право на жизненное самоопределение: он бросает духовную семинарию, тем самым нарушив волю отца, который видел сына священником. Как покажет дальнейшая его жизнь, деятельность и творчество, Василий Порфирьевич сделал правильный выбор. Он покидает родительский дом и обретает полную независимость.

Зрелый Вахтеров-ученый становится защитником светского обучения и в течение двадцати лет боролся за светскую школу в России. Еще в 1891 г. в решении этого вопроса педагог высказывался за религиозно-нравственное направление содержания образования в начальной школе, включающее в себя преподавание церковно-славянского языка и пения, участие учеников в пении и чтении в церкви. Позднее, в период создания книг для чтения «Мир в рассказах для детей» и особенно в годы революции 1905-1907 гг., ученый выступал за светский характер обучения. Ученый отдавал предпочтение земским школам и показывал их более высокий уровень преподавания и лучшее качество знаний учащихся по сравнению с церковно-приходскими училищами, в чем, по его мнению, убедились и сами крестьяне.

Необходимо отметить, что В.П. Вахтеров не являлся противником православной веры и религии, он протестовал против стремления церкви к господству над школой: «Мы боремся лишь с теми, кто хочет подчинить школу влиянию духовенства и канцелярии Синода, мы боремся с клерикальными покушениями на школу. Но клерикализм и канцелярия Синода -одно, а религия - совсем другое» [8, с. 39].

По его мнению, 12 из 27 недельных уроков, отведенные в учебном плане на закон божий, церковнославянское чтение и пение, предопределили схоластику, авторитарность, оторванность от народной жизни, живой реальности и догматические методы обучения в начальной школе. Схоластическое направление в преподавании, с его точки зрения, тормозило умственное, нравственное развитие детей, развитие эмоционально-волевой сферы, формировало догматическое мышление, безусловное подчинение авторитету.

В.П. Вахтеров не принимал отношение церковников к научному знанию, наблюдениям и экспериментам, отмечал пагубное влияние религии на духовный мир детей, их умственное развитие. По его мнению, клерикализм только может атрофировать в людях способность к экспериментам, научным исследованиям, критике, и оставляет только способность верить и повиноваться. Вслед за К.Д. Ушинским, утверждавшим, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей», В.П. Вахтеров считал, что изучение детьми фактов из окружающей жизни и живой природы обеспечит их умственное и нравственное развитие. Его учебные книги не принимались реакционной прессой за отсутствие «религиозной предпосылки воспитания», «политические тенденции» автора и безбожие [2, с. 17, 326].

В Нижегородской семинарии у юного Вахтерова появляется мечта поступить в университет и «пройти весь цикл знаний по Конту, начав с физико-математического факультета и естественного отделения и кончив юриспруденцией, где привлечь статистику, политическую экономию и социологию» [5, с.51]. Университета педагог не закончил, но в своем труде «Основы новой педагогики» показал энциклопедические знания их этих наук. А в основу своей философско-педагогической концепция, которую он назвал «эволюционной педагоги-

кой», положил идеи универсального развития, опирающиеся на теорию эволюции Ч. Дарвина и социальные взгляды О. Конта и Г. Спенсера.

Находясь в Духовной семинарии, В.П. Вахтеров впитал идеалы народничества. По его словам, в это время «носилась идея «хождения в народ» [5, с. 51], и интеллигенция призывалась «идти в народ» с целью сблизиться с ним. Без всяких колебаний он воспринимает народнические идеалы.

В результате споров с близкими ему товарищами, а также под влиянием К.Д. Ушин-ского, Н.И. Пирогова, журнала «Учитель», он пришел к мысли, что наилучшей формой практического служения народу является деятельность народного учителя. Чем больше В.П. Вахтеров читал педагогических книг, тем сильнее вдохновляли его задачи народного учительства, и не только как средство сближения с народом, но и возможности решения важных проблем воспитания и образования подрастающих поколений. 19-летний Василий оставил семинарию, сдал экзамены на народного учителя и в 1872 г. получил назначение учителем в Ва-сильсурское городское начальное училище.

Своему назначению педагог был очень рад, и работу народного учителя он рассматривал как «миссию, не имеющей себе равной по своему значению» [5, с. 55]. О данном периоде деятельности ученого сохранилось немного материалов, но и из того, что сохранилось в воспоминаниях его современников, мы узнаем любопытные факты из биографии и творчества В.П. Вахтерова. Василий Порфирьевич предстает как увлеченный, энергичный, позитивный учитель. Молодого педагога, который строил отношения с учениками на гуманной основе, пытаясь установить с ними доброжелательные отношения, очень любили дети: Василий Порфирьевич относился к своим воспитанникам как к товарищам и никогда не наказывал и не делал выговоров, за что его слушались.

Увлеченный своей работой, В.П. Вахтеров стремился овладеть педагогическим мастерством и организовать учебный процесс, опираясь на демократические и гуманистические принципы, пытался использовать новые методы и формы обучения. Современники ученого отмечали его необыкновенно интересные уроки. Да и сам В.П. Вахтеров не уставал повторять: «Все уроки хороши, кроме скучных» [2, с. 218]. Живое творчество учителя, индивидуальный подход к преподаванию, познавательная активность учеников, следование их запросам - вот некоторые идеи, на которых педагог основывал обучение в Васильсурском училище с целью повышения мотивации учения детей, развития их любознательности.

Впоследствии те уроки, которые давал В.П. Вахтеров, являясь учителем на Смоленщине, затем инспектором народных училищ в Смоленске и Москве и лектором учительских курсов, квалифицировались учителями как оригинальные, яркие и всегда интересные. Некоторые педагоги называли их «удивительными». Одна из бывших учениц В.П. Вахтерова М. Сидорова писала: «Он умел заинтересовать детей, что никому в голову не приходило нарушать тишину, царившую в зале. Он никогда не называл нас иначе, как друзья мои..., много говорил нам о великих людях, как они верили в науку» (Архив Вахтерова).

Из Васильсурска молодого педагога переводят учительствовать в уездное училище Ардатова Нижегородской области. И здесь Василий Порфирьевич пытается использовать новые подходы к организации обучения и воспитания. «Школа, - подчеркивал он, - доставлял мне большое нравственное удовлетворение» [5, с. 59]. Его новаторская деятельность в Ардатове была также связана с открытием женского училища, в организации которого он принял активное участие. Как он писал, «я под влиянием тогда носившихся в воздухе идей женской эмансипации задумал устроить женское училище» [5, с. 58].

Позднее В.П. Вахтеров затрагивает вопрос об обязательности обучения девочек, тем самым решая проблему равенства мальчиков и девочек: «Мы вполне разделяем очень распространенное мнение, что обучить девочку, будущую мать семейства, - значит сделать грамотным все ее потомство. Известно также, что окончившие школьный курс девочки лучше пользуются грамотностью, чем мальчики» [9, с. 18].

В Ардатове педагогом были на писаны первые его две педагогические статьи, опубликованные в журнале «Семья и школа» (1874), - «Роль чувства в деле воспитания» и «Повторения». Своему развитию и личностно-профессиональному становлению В.П. Вахтеров, как он сам отмечает, обязан книгам. Книги и библиотеки становятся верными помощниками Василия на протяжении всей его жизни.

Чтение книг становится страстью арзамасского ученика духовного училища: он становится постоянным посетителем и читателем сначала духовной, а потом и светской литературы публичной библиотеки при Крестовоздвиженской церкви. «Эта убогая церковная библиотека составляет самое светлое, дорогое воспоминание моей арзамасской жизни, всего моего детства» [5, с. 48].

13-летним подростком преодолев путь в 110 верст, отправившись в Нижний Новгород поступать в духовную семинарию, на следующий же день Василий отправляется в публичную библиотеку, где проводит все свое свободное время.

Когда В.П. Вахтеров становится учителем в Васильсурске, то первой его мыслью была мысль о библиотеке, которая и была открыта по инициативе молодого педагога.

В.П. Вахтеров предпринимает активные попытки открыть библиотеку и в Ардатове, но встречает противодействие со стороны Александра Николаевича Карамзина (сына известного писателя), «вершителя всех земских дел в уезде». В силу простоты и открытости своей души, «не соображаясь со взглядами Карамзина», юноша предоставил список книг, которые считал лучшими. Этот «смелый» список не одобрил А.Н. Карамзин, который, как отмечает Г.А. Пучкова, прославился умудренно-либеральными взглядами, но строго придерживался идеалов православно-домостроевской педагогики и устоявшейся программы обучения в церковноприходских школах [10, с. 20], и не финансировал открытие ардатовской библиотеки.

В.П. Вахтеров безгранично верил в силу книги и самообразования, поэтому он так много говорил о необходимости поднять грамотность народа и ввести всеобщее обязательное начальное обучение.

Он считал односторонним мнение сторонников экономического материализма, обусловливавших развитие народного образования степенью экономического и материального благосостояния народа. Данная теория признает исключительное доминирование и влияние экономического фактора на историю человечества. Иным факторам (интеллект, религиозные системы, коллективное чувство) эта теория отводит второстепенную, служебную роль для экономических отношений. Грамотность и распространение просвещения являются неизбежным следствием, необходимой надстройкой над более высокой формой экономического строя. Сознание человека, его идеалы и так называемые идеологические формы жизни определяются экономическими факторами. Роковую причину безграмотности русского народа они видели в его материальной необеспеченности.

В.П. Вахтеров, соглашаясь с некоторой степенью влияния экономических условий на развитие образование (расстояния, материальная несостоятельность народа, густота населения и др.), все-таки сознанию народа и господствующих классов отводил роль доминирующего фактора. «Гораздо скорее можно подействовать на сознание людей, нежели дожидаться того, вероятно очень отдаленного будущего, когда среди малокультурного населения явится сам собою избыток благосостояния и вызовет оживление в народной просветительской деятельности», - подчеркивал ученый [3, 92]. Педагог верил в силу книги и образования, которые помогут обрести народу «умственную независимость». Еще в духовной семинарии он задумывался о необходимости его обучения в школах на «новых началах» (выделено Ю. Р.). Именно в семинарии, о чем напишет в своих «Воспоминаниях.», В.П. Вахтеров задумывается об организации демократической школы и впервые употребляет слово «новый». Вообще слова «новый», «новая», которые будут часто встречаться в трудах зрелого В.П. Вахтерова, характеризуют его педагогические позиции в науке и профессиональные устремления.

Василий Порфирьевич является одним из ярких представителей «новой русской педагогики». Само название его трудов «Основы новой педагогики», «Новая школа», «Записка об

организации начальной школы на новых началах, соответствующих демократическому строю» носило принципиальный характер и подчеркивало, что в развитии русской педагогики конца XIX - начала XX вв. обозначился новый этап. Он был представлен гуманистическим подходом с позиций педагогической антропологии, восходившей еще к К.Д. Ушинскому. Проблема «старой» и «новой» педагогики - это проблема, которая обозначается современными педагогами как соотношение «традиционной» и «новой», гуманистической, школы.

Сопоставляя «старую» и «новую» педагогику В.П. Вахтеров критиковал традиционную педагогику за регламентацию и жесткое управление учебным процессом, отсутствие личностно-ориентированных методов и форм образования, пассивную роль ученика в образовательном процессе, недостаточный учет познавательных запросов и интересов детей, императивный стиль общения учителя и учащихся.

«Новая педагогика» по-новому рассматривала личность ребенка, взаимоотношения между учителем и учеником. Позиции В.П. Вахтерова в построении учебно-воспитательного процесса были ориентированы на самоценность ребенка как уникального явления, как личности, способной к самовыражению и саморазвитию, стремление к полноценному раскрытию личностного потенциала каждого воспитанника путем создания благоприятных условий для реализации его потребностей и интересов. «Новая педагогика требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика. Все положительное, ценное из личных дарований и наклонностей, как бы оригинально оно ни было, должно быть развито. Идеальным воспитанием было бы, если бы дети воспитывались в идеальной среде, которая будила бы только одни хорошие стремления и задатки, не возбуждала бы дурных пережитков, атавистических наклонностей и задатков.», - писал В.П. Вахтеров [4, с. 141].

«Истинное» воспитание растущего человека педагог видел в его направленности на стремление к развитию всех заложенных в нем (ребенке) сил и способностей. Так любимую идею самоактуализации, самораскрытия В.П. Вахтеров понимал как желание человека наметить цель жизни, соответствующую его способностям и наклонностям, выявить свое «господствующее стремление» и призвание, реализовать свой потенциал, свою «жизненную задачу». В одной из глав своих «Основ новой педагогики» - «В поисках призвания» - ученый писал: «Найти свое призвание, - это значит найти свое настоящее место в мире людей, найти свой любимый путь, обеспечить себе наиболее успешную и плодотворную работу, найти русло, являющееся самым естественным и удобным для проявления нашей творческой энергии» [4, с. 161]. Сам Василий Порфирьевич, безусловно, нашел свое призвание и выбрал свой жизненный путь - путь непрестанной внутренней духовной работы и самообразования, путь творца, путь служения народу и просвещению.

Ребенок, школа, учитель, всеобщее обучение, внешкольное образование - вот законченный круг, и в качестве объединяющего его синтеза горячая любовь к родной стране, «нутряная» инстинктивная любовь к родине. Он любил родину так, как любят ребенка глубокой, нежной, какой-то жалостливой любовью. Из этой любви к родине и народу вытекал и весь пафос его борьбы за просвещение. Дело, которому он служил - просвещение народа, -было для него любимым и самым значительным, и он отдавался ему с юношеской верой. Потому-то в его работе и было так много светлого оптимизма, потому-то он умел и других заражать своими идеями и мечтами, потому-то он до конца своей жизни был так бодр и так молод душой [2, с. 367].

Библиографический список

1. Научный архив РАО [Текст] / Архив В.П. Вахтерова. Фонд 7. Ед. хр. 17, оп. 1.

2. Вахтерова, Э.О. В.П. Вахтеров, его жизнь и работа (1853 - 1924) [Текст] / под ред. Ф.Ф. Королева. -М., 1961. - 368с.

3. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993. Т. 1. - 608с.

4. Вахтеров, В.П. Основы новой педагогики [Текст] / В.П. Вазхтеров - М., 1913. - 583с.

5. Вахтеров, В.П. Воспоминания из моей жизни [Текст] // Вахтерова Э.О.

В.П. Вахтеров, его жизнь и работа (1853 - 1924) / под ред. Ф.Ф. Королева. - М., 1961. С. 43-68.

6. Вахтеров, В.П. Предметный метод обучения [Текст] / В.П. Вазхтеров - М., 1907. - 333с.

7. Протоиерей Василий Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии [Текст] - М., 1993.

8. Вахтеров, В.П. Спорные вопросы образования [Текст] / В.П. Вахтеров - М., 1907. - 61с.

9. Вахтеров, В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. Дорогу таланту. Общедоступное, даровое, обязательное обучение. Внешкольное образование [Текст] / В.П. Вахтеров - М., 1897. - 216с.

10.Пучкова, Г.А. В поисках призвания. Биография и литературно-публицистическая деятельность педа-гога-просветителя [Текст] / Г.А. Пучкова, В.П. Вахтеров - Арзамас, 2008. - 223с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.