УДК 37.015
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО (ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ ВАХТЕРОВ. 1853-1924)
Раскрывается значение деятельности и педагогического наследия известного педагога-демократа и крупного деятеля народного образования в дореволюционной России — В.П. Вахтерова. Вслед за К.Д. Ушинским он много сделал для развития теории и методики начального образования.
Ключевые слова: всеобщее обучение, содержание обучения, начальная школа, требования к учителю, методика обучения.
Выдающимся русским педагогом-демократом и крупным деятелем народного образования конца XIX - начала XX века был В.П. Вахтеров - продолжатель развития педагогической теории начального образования, разработанного великим русским педагогом К. Д. Ушин-ским.
Василий Порфирьевич родился в 1853 г., в семье сына дьячка, сторожа духовного правления (консистории) в г. Арзамасе Нижегородской губернии. С восьми лет поступил в духовное училище. Уже тогда увлекся чтением книг. Сначала отдал дань духовной литературе, потом произведениям Гоголя, А. Дюма, стихам Никитина. В 1866 г. В.П. Вахтеров окончил духовное училище и на следующий год поступил в Нижегородскую духовную семинарию.
В «Воспоминаниях из моей жизни» В.П. Вахтеров пишет: «Из книг, прочитанных мною за два года семинарской жизни, особенно сильное впечатление произвели на меня ... «Что делать?» Чернышевского, стихотворения Некрасова, статьи Писарева, Добролюбова, ... Лаврова. Добролюбов был особенно популярен у нас». Именно тогда, в семинарии В.П. Вахтеров увлекся народничеством, идеей «хождения в народ». Особо нравилась молодому семинаристу такая форма сближения с народом как работа учителем.
«Я принялся за чтение журнала «Учитель», за Ушинского, Корфа. И чем больше я читал педагогических книг, тем сильнее воодушевлялся задачами народного учителя, не только как средством сближения с народом (это само по себе), а прямо задачами воспитания и образования подрастающих поколений народа» [6, с. 49, 51].
Не окончив духовной семинарии, В.П. Вахтеров посвящает себя педагогической деятельности. В 1871 г. он выдержал экзамен на звание домашнего учителя и в 1872 г. начал работать учителем начальной школы в г. Василь-Сурске, а затем в Арда-тове Нижегородской губернии. Однако он чувствовал, что не хватает знаний, более широкого образования. В 1874 г. В.П. Вахтеров поступил на одногодичные курсы при Московском учительском институте и окончил их со званием учителя город-
ского училища и домашнего учителя с аттестатом «За отличные знания». После их окончания в течение шести лет был учителем, а затем инспектором Духовщинского городского училища на Смоленщине. Ему было в то время 22 года. В этот период он много занимался вопросами организации учебного процесса, большое внимание уделял методике занятий в однокомплектных начальных школах.
В 1881 г. В.П. Вахтеров назначается инспектором народных училищ четырех уездов Смоленской губернии. Живой, отзывчивый, общительный он развивает энергичную деятельность, добиваясь увеличения финансирования школы, борется за расширение работы земств в области народного образования. К нему льнули все: учителя, крестьяне, местные земцы, политические ссыльные. Он был активным демократом-просветителем, возлагавшим надежды на просвещение народа. В.П. Вахтеров активно выступал инициатором создания разного рода обществ, объединявших либеральные общественные силы на фронте просвещения.
В 1890 г. В.П. Вахтеров был переведен инспектором народных училищ в Москву. Здесь он принимал самое активное участие в деятельности Московского Комитета грамотности. В это время он разворачивает широкую пропаганду всеобщего начального обучения и активно участвует в организации школ для рабочих.
Широкая общественная деятельность и критика Министерства народного просвещения стала вызывать недовольство в официальных кругах и в 1896 г. В.П. Вахтеров вынужден был уйти в отставку. По мнению известного теоретика и историка педагогики академика Ф.Ф. Королева «С этого времени начинается новый и, пожалуй, самый плодотворный период его жизни» [6, с. 10].
В.П. Вахтеров продолжает заниматься разносторонней культурно-просветительской деятельностью в Обществе грамотности, в Лиге образования, на съездах по профессионально-техническому образованию и т.д. Плодотворной была его работа на учительских курсах в Курске, Саратове, Екатеринбурге и других. Именно в это время он создает «Русский букварь», широко известные книги для чтения «Мир в рассказах для детей» (1900), выпуска-
© Басов Н.Ф., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
13
К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д. УШИНСКОГО
ет ряд трудов по всеобщему обучению и внешкольному образованию.
В 1897 г. владелица фабрики в Твери В.А. Морозова пригласила В.П. Вахтерова заведовать педагогической частью в ее большой школе при тверской мануфактуре. Это была отлично оборудованная школа с прекрасно подобранным коллективом. А главное, имелась полная возможность работать без помех, творчески в качестве инспектора классов. Он провел здесь ряд интересных экспериментов по изучению детей и по методам обучения. Эти материалы были использованы впоследствии В.П. Вахтеровым в его творческих работах по педагогике и методикам.
В 1903 г. В.П. Вахтеров был арестован за материальную помощь семье сосланного педагога, за связь с политически неблагонадежными и выслан в Нижегородскую губернию. Однако он вскоре возвращается в Москву и продолжает литературно-педагогическую и общественную деятельность. Много сил отдал организации Учительского союза.
С этого времени и до 1917 г. В.П. Вахтеров сосредоточил свои силы главным образом на теоретической работе по педагогике и методикам. Именно в этот период опубликованы его известные фундаментальные работы «Предметный метод обучения» (1907), «Спорные вопросы образования» (1907), «Основы новой педагогики» (1913), «Всенародное школьное и внешкольное образование» (1917). Кроме того он продолжал совершенствовать букварь и книги для чтения, доставившие ему широкую известность и большую популярность среди прогрессивных учителей.
Характеризуя в целом педагогические взгляды В.П. Вахтерова следует отметить, что на их формирование оказали влияние прогрессивные идеи революционно-демократической педагогики, общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. Заметный след в его педагогических воззрениях оставили идеи К.Д. Ушинского.
В 1880-1890-е годы В.П. Вахтеров занимался преимущественно разработкой общественно педагогических проблем. Главный из них был вопрос о всеобщем обязательном начальном обучении. Автор остро поставил его в статье «Всеобщее начальное обучение» («Русская мысль», 1894). В 1897 г. вышла в свет его книга «Всеобщее обучение», в которой он раскрыл громадное значение такого подхода к образованию для России. Эти же положения он развивал в статье «К вопросу о всеобщем обучении» («Вестник воспитания», 1897).
В 1916 г. вышла книга В.П. Вахтерова «Всенародное школьное и внешкольное образование». В ней автор делает вывод: «Конец XIX - начало XX века прошли и у нас под знаком «всеобщего обучения». Это - требование обучать всех, ...наш идеал - равное для всех общее образование» [4, с. 44]. Обучение, подчеркивал он, должно быть бес-
платным не только в начальной, но и высшей школе, не только в общеобразовательной, но и в профессиональной школе.
Исходя из задач начальной школы, Вахтеров определял и содержание обучения в ней. Он выступал за светский характер образования («Заметки о народной школе», 1891).
Следуя педагогической концепции К.Д. Ушин-ского, В.П. Вахтеров высоко оценивал значение изучения родного языка, большое значение отводил арифметике и связи ее с практической жизнью. Он рекомендовал включать в программу и учебные книги сведения из истории, естествознания, географии. В.П. Вахтеров, как и К.Д. Ушинский, утверждал, что естествознание развивает способности к наблюдениям, учит сравнивать, делать выводы из собственных наблюдений.
Рассматривая начальную школу как фундамент дальнейшего образования, В.П. Вахтеров предъявлял высокие требования к учителю. Он требовал улучшения их материального и правового положения. Его ум, считал он, должен быть проникнуть гуманными широкими взглядами на школу, его сердце будет согрето любовью к детям и к своему делу. «Ничто не заменит живого учительского воздействия на учащихся» - писал он в статье «Спор между школой и обществом» [6, с. 18].
Исключительно ценный вклад внес В.П. Вахтеров в теорию и практику методов обучения. В таких работах, как «Методическое руководство к обучению письму и чтению», «Наши методы образования и умственный паразитизм», «Предметный метод обучения», «Спорные вопросы образования» и другие, он развивал передовые для своего времени дидактические взгляды и освещал методы, повышающие активность и самостоятельность учащихся.
В.П. Вахтеров являлся непримиримым противником механического усвоения знаний, бессмысленной зубрежки. По мнению В.П. Вахтерова, сознательное обучение способствует умственному росту учащихся, развитию их логического мышления.
В противовес чисто книжному, исключительно словесному обучению В.П. Вахтеров выдвигал наглядное обучение, рассматривая его как метод, исключающий схоластику.
После выхода в свет в 1907 г. книги «Предметный метод обучения», В.П. Вахтеров, начал работу над «Основами новой педагогики», которую закончил в 1913 г. Новым в его труде являлась попытка рассмотреть основные педагогические проблемы: цель и задачи воспитания и образования, содержание и методы обучения и т.п. под углом зрения «стремления к развитию самого ребенка».
Заметный след В.П. Вахтеров оставил в разработке проблем методики начального обучения.
В системе обучения на этой ступени Вахтеров отводил большое место объяснительному чтению.
14
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Развивая положения К.Д Ушинского он глубоко раскрыл идею предметного обучения в начальной школе, применения наглядности. В.П. Вахтеров высоко ценил «графический метод» обучения.
Особое внимание он уделял широким возможностям опытного изучения явлений природы. Никто так ярко и содержательно не раскрывал новой методики преподавания естествознания.
Он одним из первых поднял вопрос о применении кинематографа в обучении, называя его всемирным языком, простым и понятным всем народам. «Он идеально передает движение, события, явления». Он незаменим в «описании видов и явлений природы» [5, с. 238].
Глубоко и основательно В.П. Вахтеров раскрыл познавательное, воспитательное, и практическое значение экскурсий в учебном процессе. Он показал широкие возможности географических, природоведческих, исторических, геологических, производственных и других видов экскурсий, которые сближают школу с жизнью, развивают интерес к родному краю, к своей стране.
Являясь сторонником звукового метода, которому большое внимание уделял Ушинский, он развивает положения классика педагогики, вносит новое в методику обучения грамоте. Вахтеров научно обосновал звуковой метод обучения и взял его за основу при составлении букваря («Русский букварь», «Первый шаг», «Новый русский букварь») и методическое руководство к нему «На первой ступени».
Большой заслугой Вахтерова является разработка методического руководства «На первой ступени», которое наряду с методическими руководствами К.Д. Ушинского и В.А. Флерова переиздавались много раз.
Одним из самых крупных достижений Вахте-рова как педагога и методиста является его книга для классного чтения «Мир в рассказах для детей».
В методике классного чтения, как и в методике обучения грамоте, В.П. Вахтеров не только продолжал, но и развивал педагогические мысли К.Д. Ушинского. Книги «Мир в рассказах для детей» представляли несомненный шаг вперед. Они
построены на основе предметного обучения, принципов наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатый материал, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся.
Из всех книг для чтения (Ушинского, Бунакова, Толстого, Тихомирова) книги Вахтерова пользовались наибольшей популярностью в дореволюционное время. Больше того, даже в первые годы советской школы книги Вахтерова «Мир в рассказах для детей» рекомендовались Наркомпросом как одни из самых лучших.
В.П. Вахтеров не понял значения Великой Октябрьской социалистической революции. Он отказался от предложения Наркомпроса принять участие в проведении реформы народного образования.
В последние годы жизни занимался подготовкой к переизданию «Русского букваря» и книг для чтения «Мир в рассказах для детей».
В 1923/24 уч. году он приступил к чтению лекций на педагогическом факультете 2-го Московского государственного университета. Однако 3 апреля 1924 г. на 72 году жизни он неожиданно скончался от, как тогда называли, «паралича сердца».
Библиографический список
1. Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования. - М., 1907.
2. Вахтеров В.П. На первой ступени обучения. -М., 1914.
3. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. -М., 1916.
4. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. - М., 1917.
5. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. - М., 1918.
6. Вахтеров Э.О. В.П. Вахтеров, его жизнь и работа. - М., 1961.
7. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 1987.
8. Вахтеров В.П. // История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - 2 изд. -М., 2000.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
15