Научная статья на тему 'Продолжатель идей К. Д. Ушинского (Василий Порфирьевич вахтеров, 1853-1924)'

Продолжатель идей К. Д. Ушинского (Василий Порфирьевич вахтеров, 1853-1924) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1080
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / GENERAL EDUCATION / LEARNING CONTENT / PRIMARY SCHOOL / REQUIREMENTS FOR TEACHER / TEACHING METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басов Николай Фёдорович

Раскрывается значение деятельности и педагогического наследия известного педагога-демократа и крупного деятеля народного образования в дореволюционной России В.П. Вахтерова. Вслед за К.Д. Ушинским он много сделал для развития теории и методики начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuer of Konstantin Ushinsky''s ideas (Vasiliy Vakhterov, 1853-1924)

The activity and pedagogic heritage value of the famous teacher, democrat and great figure of public education in pre-revolutionary Russia Vasiliy Vakhterov is revealed. Following Konstantin Ushinsky, he tried his best to develop theory and methodology of primary education.

Текст научной работы на тему «Продолжатель идей К. Д. Ушинского (Василий Порфирьевич вахтеров, 1853-1924)»

УДК 37.015

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

abba99@yandex.ru

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ИДЕЙ К.Д. УШИНСКОГО (ВАСИЛИЙ ПОРФИРЬЕВИЧ ВАХТЕРОВ. 1853-1924)

Раскрывается значение деятельности и педагогического наследия известного педагога-демократа и крупного деятеля народного образования в дореволюционной России — В.П. Вахтерова. Вслед за К.Д. Ушинским он много сделал для развития теории и методики начального образования.

Ключевые слова: всеобщее обучение, содержание обучения, начальная школа, требования к учителю, методика обучения.

Выдающимся русским педагогом-демократом и крупным деятелем народного образования конца XIX - начала XX века был В.П. Вахтеров - продолжатель развития педагогической теории начального образования, разработанного великим русским педагогом К. Д. Ушин-ским.

Василий Порфирьевич родился в 1853 г., в семье сына дьячка, сторожа духовного правления (консистории) в г. Арзамасе Нижегородской губернии. С восьми лет поступил в духовное училище. Уже тогда увлекся чтением книг. Сначала отдал дань духовной литературе, потом произведениям Гоголя, А. Дюма, стихам Никитина. В 1866 г. В.П. Вахтеров окончил духовное училище и на следующий год поступил в Нижегородскую духовную семинарию.

В «Воспоминаниях из моей жизни» В.П. Вахтеров пишет: «Из книг, прочитанных мною за два года семинарской жизни, особенно сильное впечатление произвели на меня ... «Что делать?» Чернышевского, стихотворения Некрасова, статьи Писарева, Добролюбова, ... Лаврова. Добролюбов был особенно популярен у нас». Именно тогда, в семинарии В.П. Вахтеров увлекся народничеством, идеей «хождения в народ». Особо нравилась молодому семинаристу такая форма сближения с народом как работа учителем.

«Я принялся за чтение журнала «Учитель», за Ушинского, Корфа. И чем больше я читал педагогических книг, тем сильнее воодушевлялся задачами народного учителя, не только как средством сближения с народом (это само по себе), а прямо задачами воспитания и образования подрастающих поколений народа» [6, с. 49, 51].

Не окончив духовной семинарии, В.П. Вахтеров посвящает себя педагогической деятельности. В 1871 г. он выдержал экзамен на звание домашнего учителя и в 1872 г. начал работать учителем начальной школы в г. Василь-Сурске, а затем в Арда-тове Нижегородской губернии. Однако он чувствовал, что не хватает знаний, более широкого образования. В 1874 г. В.П. Вахтеров поступил на одногодичные курсы при Московском учительском институте и окончил их со званием учителя город-

ского училища и домашнего учителя с аттестатом «За отличные знания». После их окончания в течение шести лет был учителем, а затем инспектором Духовщинского городского училища на Смоленщине. Ему было в то время 22 года. В этот период он много занимался вопросами организации учебного процесса, большое внимание уделял методике занятий в однокомплектных начальных школах.

В 1881 г. В.П. Вахтеров назначается инспектором народных училищ четырех уездов Смоленской губернии. Живой, отзывчивый, общительный он развивает энергичную деятельность, добиваясь увеличения финансирования школы, борется за расширение работы земств в области народного образования. К нему льнули все: учителя, крестьяне, местные земцы, политические ссыльные. Он был активным демократом-просветителем, возлагавшим надежды на просвещение народа. В.П. Вахтеров активно выступал инициатором создания разного рода обществ, объединявших либеральные общественные силы на фронте просвещения.

В 1890 г. В.П. Вахтеров был переведен инспектором народных училищ в Москву. Здесь он принимал самое активное участие в деятельности Московского Комитета грамотности. В это время он разворачивает широкую пропаганду всеобщего начального обучения и активно участвует в организации школ для рабочих.

Широкая общественная деятельность и критика Министерства народного просвещения стала вызывать недовольство в официальных кругах и в 1896 г. В.П. Вахтеров вынужден был уйти в отставку. По мнению известного теоретика и историка педагогики академика Ф.Ф. Королева «С этого времени начинается новый и, пожалуй, самый плодотворный период его жизни» [6, с. 10].

В.П. Вахтеров продолжает заниматься разносторонней культурно-просветительской деятельностью в Обществе грамотности, в Лиге образования, на съездах по профессионально-техническому образованию и т.д. Плодотворной была его работа на учительских курсах в Курске, Саратове, Екатеринбурге и других. Именно в это время он создает «Русский букварь», широко известные книги для чтения «Мир в рассказах для детей» (1900), выпуска-

© Басов Н.Ф., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

13

К 190-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.Д. УШИНСКОГО

ет ряд трудов по всеобщему обучению и внешкольному образованию.

В 1897 г. владелица фабрики в Твери В.А. Морозова пригласила В.П. Вахтерова заведовать педагогической частью в ее большой школе при тверской мануфактуре. Это была отлично оборудованная школа с прекрасно подобранным коллективом. А главное, имелась полная возможность работать без помех, творчески в качестве инспектора классов. Он провел здесь ряд интересных экспериментов по изучению детей и по методам обучения. Эти материалы были использованы впоследствии В.П. Вахтеровым в его творческих работах по педагогике и методикам.

В 1903 г. В.П. Вахтеров был арестован за материальную помощь семье сосланного педагога, за связь с политически неблагонадежными и выслан в Нижегородскую губернию. Однако он вскоре возвращается в Москву и продолжает литературно-педагогическую и общественную деятельность. Много сил отдал организации Учительского союза.

С этого времени и до 1917 г. В.П. Вахтеров сосредоточил свои силы главным образом на теоретической работе по педагогике и методикам. Именно в этот период опубликованы его известные фундаментальные работы «Предметный метод обучения» (1907), «Спорные вопросы образования» (1907), «Основы новой педагогики» (1913), «Всенародное школьное и внешкольное образование» (1917). Кроме того он продолжал совершенствовать букварь и книги для чтения, доставившие ему широкую известность и большую популярность среди прогрессивных учителей.

Характеризуя в целом педагогические взгляды В.П. Вахтерова следует отметить, что на их формирование оказали влияние прогрессивные идеи революционно-демократической педагогики, общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX в. Заметный след в его педагогических воззрениях оставили идеи К.Д. Ушинского.

В 1880-1890-е годы В.П. Вахтеров занимался преимущественно разработкой общественно педагогических проблем. Главный из них был вопрос о всеобщем обязательном начальном обучении. Автор остро поставил его в статье «Всеобщее начальное обучение» («Русская мысль», 1894). В 1897 г. вышла в свет его книга «Всеобщее обучение», в которой он раскрыл громадное значение такого подхода к образованию для России. Эти же положения он развивал в статье «К вопросу о всеобщем обучении» («Вестник воспитания», 1897).

В 1916 г. вышла книга В.П. Вахтерова «Всенародное школьное и внешкольное образование». В ней автор делает вывод: «Конец XIX - начало XX века прошли и у нас под знаком «всеобщего обучения». Это - требование обучать всех, ...наш идеал - равное для всех общее образование» [4, с. 44]. Обучение, подчеркивал он, должно быть бес-

платным не только в начальной, но и высшей школе, не только в общеобразовательной, но и в профессиональной школе.

Исходя из задач начальной школы, Вахтеров определял и содержание обучения в ней. Он выступал за светский характер образования («Заметки о народной школе», 1891).

Следуя педагогической концепции К.Д. Ушин-ского, В.П. Вахтеров высоко оценивал значение изучения родного языка, большое значение отводил арифметике и связи ее с практической жизнью. Он рекомендовал включать в программу и учебные книги сведения из истории, естествознания, географии. В.П. Вахтеров, как и К.Д. Ушинский, утверждал, что естествознание развивает способности к наблюдениям, учит сравнивать, делать выводы из собственных наблюдений.

Рассматривая начальную школу как фундамент дальнейшего образования, В.П. Вахтеров предъявлял высокие требования к учителю. Он требовал улучшения их материального и правового положения. Его ум, считал он, должен быть проникнуть гуманными широкими взглядами на школу, его сердце будет согрето любовью к детям и к своему делу. «Ничто не заменит живого учительского воздействия на учащихся» - писал он в статье «Спор между школой и обществом» [6, с. 18].

Исключительно ценный вклад внес В.П. Вахтеров в теорию и практику методов обучения. В таких работах, как «Методическое руководство к обучению письму и чтению», «Наши методы образования и умственный паразитизм», «Предметный метод обучения», «Спорные вопросы образования» и другие, он развивал передовые для своего времени дидактические взгляды и освещал методы, повышающие активность и самостоятельность учащихся.

В.П. Вахтеров являлся непримиримым противником механического усвоения знаний, бессмысленной зубрежки. По мнению В.П. Вахтерова, сознательное обучение способствует умственному росту учащихся, развитию их логического мышления.

В противовес чисто книжному, исключительно словесному обучению В.П. Вахтеров выдвигал наглядное обучение, рассматривая его как метод, исключающий схоластику.

После выхода в свет в 1907 г. книги «Предметный метод обучения», В.П. Вахтеров, начал работу над «Основами новой педагогики», которую закончил в 1913 г. Новым в его труде являлась попытка рассмотреть основные педагогические проблемы: цель и задачи воспитания и образования, содержание и методы обучения и т.п. под углом зрения «стремления к развитию самого ребенка».

Заметный след В.П. Вахтеров оставил в разработке проблем методики начального обучения.

В системе обучения на этой ступени Вахтеров отводил большое место объяснительному чтению.

14

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Развивая положения К.Д Ушинского он глубоко раскрыл идею предметного обучения в начальной школе, применения наглядности. В.П. Вахтеров высоко ценил «графический метод» обучения.

Особое внимание он уделял широким возможностям опытного изучения явлений природы. Никто так ярко и содержательно не раскрывал новой методики преподавания естествознания.

Он одним из первых поднял вопрос о применении кинематографа в обучении, называя его всемирным языком, простым и понятным всем народам. «Он идеально передает движение, события, явления». Он незаменим в «описании видов и явлений природы» [5, с. 238].

Глубоко и основательно В.П. Вахтеров раскрыл познавательное, воспитательное, и практическое значение экскурсий в учебном процессе. Он показал широкие возможности географических, природоведческих, исторических, геологических, производственных и других видов экскурсий, которые сближают школу с жизнью, развивают интерес к родному краю, к своей стране.

Являясь сторонником звукового метода, которому большое внимание уделял Ушинский, он развивает положения классика педагогики, вносит новое в методику обучения грамоте. Вахтеров научно обосновал звуковой метод обучения и взял его за основу при составлении букваря («Русский букварь», «Первый шаг», «Новый русский букварь») и методическое руководство к нему «На первой ступени».

Большой заслугой Вахтерова является разработка методического руководства «На первой ступени», которое наряду с методическими руководствами К.Д. Ушинского и В.А. Флерова переиздавались много раз.

Одним из самых крупных достижений Вахте-рова как педагога и методиста является его книга для классного чтения «Мир в рассказах для детей».

В методике классного чтения, как и в методике обучения грамоте, В.П. Вахтеров не только продолжал, но и развивал педагогические мысли К.Д. Ушинского. Книги «Мир в рассказах для детей» представляли несомненный шаг вперед. Они

построены на основе предметного обучения, принципов наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатый материал, изучение которого требовало самостоятельной работы учащихся.

Из всех книг для чтения (Ушинского, Бунакова, Толстого, Тихомирова) книги Вахтерова пользовались наибольшей популярностью в дореволюционное время. Больше того, даже в первые годы советской школы книги Вахтерова «Мир в рассказах для детей» рекомендовались Наркомпросом как одни из самых лучших.

В.П. Вахтеров не понял значения Великой Октябрьской социалистической революции. Он отказался от предложения Наркомпроса принять участие в проведении реформы народного образования.

В последние годы жизни занимался подготовкой к переизданию «Русского букваря» и книг для чтения «Мир в рассказах для детей».

В 1923/24 уч. году он приступил к чтению лекций на педагогическом факультете 2-го Московского государственного университета. Однако 3 апреля 1924 г. на 72 году жизни он неожиданно скончался от, как тогда называли, «паралича сердца».

Библиографический список

1. Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования. - М., 1907.

2. Вахтеров В.П. На первой ступени обучения. -М., 1914.

3. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. -М., 1916.

4. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. - М., 1917.

5. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. - М., 1918.

6. Вахтеров Э.О. В.П. Вахтеров, его жизнь и работа. - М., 1961.

7. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 1987.

8. Вахтеров В.П. // История педагогики в России: Хрестоматия / сост. С.Ф. Егоров. - 2 изд. -М., 2000.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.