УДК 370 (09)
Ю.И. Россова
канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
«НОВАЯ ПЕДАГОГИКА» В.П. ВАХТЕРОВА: ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
Аннотация. В статье анализируются взгляды известного педагога, общественного деятеля, создателя «новой педагогики» В.П. Вахтерова (1853-1924) на личность ребенка в образовательном процессе, которую он рассматривал как высшую ценность. Представлены размышления ученого о разрушающих последствиях авторитарного отношения к школьникам. Затрагивается вопрос о роли собственной активности и деятельности учащегося в «новой педагогике» как одном из ведущих факторов формирования личности.
Ключевые слова: В.П. Вахтеров, новая педагогика, развитие, личность, ребенок, активность.
Y.I. Rossova, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University
«NEW PEDAGOGICS» OF V.P. VAKHTEROV: THE PERSONALITY OF THE CHILD AS THE HIGHEST
VALUE
Abstract. The article analyzes the views of the famous pedagogue, public figure, the founder of the «new pedagogics» V.P. Vakhterov (1853-1924) on the child's personality in the educational process, which he regarded as the highest value. It also presents the researcher's reflections about the destructive consequences of the authoritarian attitude to students. It touches upon the issue concerning the role of teachers' and students' activity in the «new pedagogics» as one of the leading factors in the personality formation.
Keywords: V.P. Vakhterov, new pedagogics, progress, individuality, child, activity.
Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924) известен как один из представителей «новой русской педагогики», направления реформаторской педагогики в России конца XIX - начала XX вв., как создатель антропологически ориентированной концепции образовательного процесса, названной им «новой педагогикой», и дидактической системы начального образования -«предметного метода обучения» [4, 5].
Ряд педагогических течений, которые появляются в начале XX в., в том числе и «новая русская педагогика», были ориентированы на поиски новых путей образования и воспитания личности ребенка. Они по-новому рассматривали место и роль ученика в образовательном процессе, провозглашали уважительное отношение к личности ребенка, стремились пoстигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития. Это теория «свободного воспитания», экспериментальная педагогика (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев), гуманистически ориентированные концепции П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева и др.
В «новой педагогике» В.П. Вахтерова личность ребенка, ее индивидуальность и неповторимость рассматривалась как высшая ценность. Идея самоценности и самобытности личности ребенка, учет ее индивидуальных и психологических особенностей, признание ученика главной действующей фигурой образовательного процесса явилась интегративной, проходящей через все творчество ученого. Для него ребенок - это «драгоценная человеческая жизнь с определенными стремлениями к развитию» и обязанность педагога - «удовлетворять и содействовать развитию всего, что есть в этих стремлениях человеческого и нормального» [2, с. 48]; ребенок - это самоцель, а не средство для достижения какой бы то ни было цели. «Старую», авторитарную, систему образования педагог-гуманист находил бездетной, так как она отвергала и игнорировала личность ребенка, использовала грубые, не признающие личность воспитанника средства давления и принуждения, требовала беспрекословной покорности и послушания. Протест и возражение со стороны школьников рассматривались старой школой как преступление. В.П. Вахтеров описал последствия авторитарного отношения к личности ребенка:
1) «школьное тупоумие», «умственное рабство», «атрофирование способностей»;
2) непреодолимое отвращение к учению из-за игнорирования способностей, наклонностей и интересов учащихся, апатия, скука, отупение школьников вследствие преподнесения им того, что согласуется с «неподвижными педагогическими нормами» и с «застывшими догмами»;
3) слабое состояние здоровья и общего физического развития как следствие физической пассивности: нарушение зрения, изменения в опорно-двигательном аппарате, малокровие и др.
Отрицая ориентацию на некую среднестатистическую модель ученика, ученый отмечал, что каждый ребенок - индивидуальность, а индивидуальность ребенка - это «святыня», которую надо развивать и оберегать. В.П. Вахтеров говорил о необходимости всестороннего изучения личности ребенка. Сам ученый проявил себя прекрасным знатоком и исследователем индивидуально-психических и возрастных особенностей младших школьников (познавательных процессов и памяти, эмоционально-чувственной, волевой и мотивационной сфер, черт характера, привычек, способностей, речи, интересов, любознательности). В 1900-1903 гг. в фабричной школе в Твери он проводил исследования по изучению психологии характера ребенка. В результате экспериментального исследования он наметил типологию учащихся по преобладающим склонностям, а также показал изменение склонностей под влиянием обучения и воспитания. Это следующие типы детей: охотничий, воинственный, научно-любознательный, нравственно-общительный, религиозный, литературный, артистический, практический, тип физической силы. Характеристики первых четырех типов подробно описаны в работе «Основы новой педагогики» [1, с. 204-222] и представляют научный и практический интерес до сих пор.
Гуманистическая цель «новой педагогики» - формирование нравственной, разносторонне развитой личности - определила внимание В.П. Вахтерова к вопросам факторов развития личности, возможностей ее воспитания. Он традиционно рассматривал роль наследственности, среды, воспитания, но по существу главной движущей силой развития ребенка в его педагогике являлась сама личность ребенка, ее собственная активность и деятельность. В условиях реализации ФГОС этот фактор рассматривается как один из ведущих в формировании и развитии личности школьника [3, 6].
В центр своей педагогической системы В.П. Вахтеров поставил личность развивающуюся, находящуюся в движении, в становлении, процессе постоянного саморазвития, самовоспитания. «Человек, - писал он, - активно саморазвивающаяся личность, он творец самого себя, и дело воспитания - сделать это самотворчество прогрессивным» [1, с. 286].
«Глубочайшую тайну» воспитания ученый видел в том, что каждый нормальный ребенок стремится к развитию всех заложенных природой в нем сил и способностей. Он утверждал, что «все наши инстинкты подчинены тому широкому и глубокому стихийному стремлению, которое в сознательной форме мы ощущаем как стремление, как потуги к развитию личному и затем к развитию родовому» [1, с. 130].
Опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, В.П. Вахтеров дал физиологическое обоснование деятельности и активности. Он показал тесную связь раздражения, ощущения и движения: всякий живой организм отвечает на раздражение (механическое, световое, химическое, термическое, электрическое) деятельностью клеточных элементов, движением мускулов, химической работой желез, образованием ощущений и нервных импульсов. Человек, отмечал ученый, стремится каждое ощущение, мысль, образ, чувство превратить в движение, действие. Поэтому школьник должен выражать усвоенный материал в форме рисунка, с помощью лепки, пения, жестикуляции, устного или письменного изложения. «Усвоение -это начало, выражение или изображение, реакция - это конец одного и того же естественного процесса одного неразрывного целого», - подчеркивал педагог [2, с. 164]. Физиология младшего школьника такова, что у него преобладает возбуждение над торможением и каждый образ почти беспрепятственно переходит сейчас же в действие. По словам В.П. Вахтерова, ребенок
сначала действует, а потом думает, и обладает способностью изучать окружающее посредством подражательных движений, на каждое сильное раздражение откликаться движением. Младшие школьники стремятся свои впечатления выразить внешним образом, поэтому они любят рисовать, лепить, строгать, резать, играть, то есть действовать. Исходя из этого, В.П. Вахтеров осуждал пассивную школу, где «царит неподвижность, где слышен только голос учителя, где у детей работают только уши да глаза, где они слушают и смотрят, но не действуют» [2, с. 166], предлагал внести в обучение младших школьников больше движений. Ученый писал: «пусть дети не только слушают, но еще больше сами говорят, пишут, рисуют, лепят, поют, сами производят опыты, пусть дети сами мастерят <...>. Пусть они изучают предмет не только по книгам и по словам учителя, но еще и на деле. Пусть вместо исключительно словесного, наше обучение будет столько же деловым, сколько и словесным» [1, с. 404].
Научное наследие В.П. Вахтерова принадлежит не только истории педагогики, но может быть творчески осмыслено и современной педагогической наукой, внедряющей гуманистические традиции и новации образования.
Список литературы:
1. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. - М., 1913. - Т. 1. - 583 с.
2. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. - М., 1907. - 333 с.
3. Кузина И.В., Миронычева В.Ф. К проблеме освоения ФГОС начального общего образования // Начальная школа. - 2013. - № 5. - С. 18-23.
4. Россова Ю.И. Нижегородский период жизни и творчества В.П. Вахтерова и формирование его педагогических взглядов // Начальная школа. - 2013. - № 10. - С. 3-10.
5. Симакова Ю.И. Гуманистические идеи в педагогике В.П. Вахтерова // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 14-20.
6. Касаткина Е.С. Мультипликационный фильм как средство патриотического воспитания школьников // Академический журнал Западной Сибири. - 2010. - № 5-6. - С. 11.