Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная апробация системы управления качеством подготовки будущих педагогов профессионального обучения'

Опытно-экспериментальная апробация системы управления качеством подготовки будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕСТ ШАПИРО-УИЛКА / УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / INTEGRATED COMPETENCE / SHAPIRO-UILKA TEST / PREPARATION LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняков В. А.

В статье рассматривается анализ эмпирических данных педагогического эксперимента по апробации системы управления качеством подготовки педагогических кадров на основе технологии Cloud Computing. Статистическая обработка опытных данных осуществляется в специализированной среде R

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздняков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLED AND EXPERIMENTAL APPROBATION OF THE CONTROL SYSTEM QUALITY OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS VOCATIONAL TRAINING

In article the analysis of empirical data of pedagogical experiment on approbation of a control system by quality of preparation of pedagogical shots on the basis of the Cloud Computing technology is considered. Statistical processing of skilled data is carried out in the specialized environment R.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная апробация системы управления качеством подготовки будущих педагогов профессионального обучения»

УДК 371.121 (075.8)

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В.А. Поздняков

В статье рассматривается анализ эмпирических данных педагогического эксперимента по апробации системы управления качеством подготовки педагогических кадров на основе технологии Cloud Computing. Статистическая обработка опытных данных осуществляется в специализированной среде R.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, интегральная компетентность, тест Шапиро-Уилка, уровень подготовки.

Рассмотрим педагогический эксперимент по апробации системы управления качеством подготовки будущих педагогов профессионального обучения на базе Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского.

Сущность проблемы эксперимента лежит в двух аспектах: а) технология мониторинга и контроля процесса подготовки будущих педагогических кадров. Здесь значимыми позициями являются использование современной теории тестов и автоматизация процедур контроля на базе теории нечетких множеств и достижений современных информационных технологий; б) технология поддержки процессов подготовки будущих педагогов профессионального обучения в контексте организации образовательной деятельности студентов, акцент в которой должен быть смещен на процессы учения. Естественно, поддержка учебного процесса должна, и в этом случае, базироваться на наиболее актуальных в контексте эффективности современных информационных технологиях.

Объект эксперимента: оценивание качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения в высшем учебном заведении.

Предмет эксперимента: система адаптивного управления качеством подготовки будущих педагогических кадров на базе современных информационных технологий.

Цель эксперимента - выявить эффективность системы адаптивного управления качеством подготовки будущих педагогов профессионального обучения по сравнению с традиционной системой.

Для реализации цели эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. Разработать содержание этапов опытно-экспериментальной работы.

2. Провести констатирующий эксперимент с целью фиксации уровней формирования критериев структурного и процессного компонентов, а также критерия "Интегральная компетентность".

3. Организовать формирующий эксперимент с целью мониторинга процессов формирования критериев качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения в условиях использования современных информационных технологий.

4. Определить эффективность системы адаптивного управления качеством подготовки будущих педагогических кадров по уровню сформированности структурного, процессного компонентов и интегрального критерия.

5. Разработать рекомендации по внедрению спроектированной системы управления качеством подготовки студентов в структуру высшего учебного заведения.

Педагогический эксперимент проводился в период с 2005 по 2012 годы и подразделялся на субэксперименты, осуществляющиеся в течение учебного года, т.е. первый субэксперимент был проведен в течении 2005-2006 учебного года; второй - 2006-2007 учебного года и т.д. Всего было организовано и проведено семь субэкспериментов. Суммарное количество студентов, принявших участие в них, составило более 800 человек.

Нами использовался параллельный субэксперимент по системе А. Стауффера (А. Stouffer, 1950), который моделировался схемой идентичных групп, предусматривающей организацию двух максимально одинаковых по определенным параметрам учебных групп. В одной из групп применяется экспериментальный метод управления качеством подготовки студентов (экспериментальная группа), в другой - традиционные методы контроля (контрольная группа). При этом процесс мониторинга качества подготовки студентов осуществляется одновременно в обеих группах.

Заметим, что в данной модели субэксперимента неуправляемые факторы будут оказывать воздействие, как на студентов экспериментальной группы, так и на студентов контрольной группы, причем оно будет примерно одинаковым. И, как следствие, статистические различия диагностируемых показателей будут детерминированы именно экспериментальным фактором.

Педагогический субэксперимент в контексте оценивания результатов был разбит на три этапа:

констатирующий, формирующий и оценочный.

Цель констатирующего этапа - это фиксирование начального уровня подготовки будущих педагогов профессионального обучения. В рамках рассматриваемого этапа также осуществлялись пилотные проекты отдельных методов диагностики, формировался массив эмпирических данных для первичного анализа и дальнейшего сравнительного анализа.

Методы диагностики, применяемые на констатирующем этапе педагогического эксперимента - это анкетирование, тестирование, выполнение контрольных заданий.

Формирующий и оценочный этапы с аналитической точки зрения были совмещены. Целью их стала проверка эффективности и апробация разработанной системы управления качеством подготовки будущих педагогических кадров на базе современных информационных технологий. Методы диагностики, используемые на завершающем этапе педагогического эксперимента - это выполнение учебных и профессиональных заданий, анкетирование и тестирование. В ходе проведения педагогического эксперимента осуществлялась фиксация уровней сформированности критериев качества подготовки студентов обоих групп, которые объединялись в расчетные таблицы с целью последующего получения агрегатных данных об итогах исследовательской работы.

Представим результаты педагогического субэксперимента 2005-2006 учебного года. Для проведения исследования были организованы две группы студентов - экспериментальная и контрольная, численностью 54 и 61 студент соответственно.

Констатирующий этап. Рассчитаем критерий "Интегральная компетентность" посредством мультипликативной свертки структурного и процессного компонентов (табл. 1-2).

Таблица 1.

Числовые значения критерия "Интегральная компетентность" (экспериментальная группа)

0.5487 0.4866 0.5876 0.4446 0.2726 0.5310 0.5207 0.1542 0.3347

0.2717 0.4683 0.4306 0.5666 0.6745 0.2082 0.2393 0.4214 0.5746

0.6887 0.3895 0.5344 0.5948 0.0730 0.2335 0.6069 0.3217 0.1250

0.3513 0.4258 0.2480 0.3729 0.5460 0.6396 0.3598 0.2543 0.4422

0.2719 0.4688 0.7225 0.4502 0.3617 0.5594 0.2213 0.6240 0.4783

0.4579 0.5009 0.2724 0.3955 0.8573 0.5984 0.3208 0.2227 0.5513

Таблица 2.

Числовые значения критерия "Интегральная компетентность" (контрольная группа)

0.5641 0.2632 0.6401 0.5631 0.2366 0.4658 0.4499 0.6483 0.1009

0.4351 0.2079 0.3366 0.3264 0.6398 0.1202 0.5598 0.4927 0.1664

0.6922 0.3338 0.4731 0.5522 0.4617 0.4391 0.5527 0.4332 0.5132

0.5307 0.3601 0.3366 0.4820 0.2094 0.7615 0.3663 0.6598 0.2402

0.2711 0.3333 0.2927 0.6225 0.3709 0.2633 0.3282 0.5732 0.5403

0.8320 0.5045 0.4868 0.5365 0.6541 0.3294 0.2223 0.5422 0.5278

0.4145 0.3832 0.2340 0.4547 0.6450 0.2437 0.4783

Далее проведем обработку экспериментальных данных в статистической среде R [1, 2]. а) Проверка гипотезы о нормальном распределении данных. Анализ эмпирических данных будем осуществлять с мерой надежности 95%.

При вводе массива данных студентов экспериментальной группы в статистическую среду R, получаем p-value = 0,8906 (рис. 1). При уровне значимости ОС = 0,05 имеет место следующее соотношение: ОС < p-value. Следовательно, нуль-гипотеза Н0 принимается и варианты случайной величины Х распределены по нормальному закону.

IR R Console вне

> X <- CIO.3513, О.4688, 0.2719, 0.4579, О .' 5258, 0.2480, 0.2724, 0.5009, Л

+ о. .7225, 0.3729, О. .4502, О . .3955, О, .54 60, О .3 617, О .8573, О .5594, О, .6396,

+ о. .6240, 0.2213, О , 5513 О .3598, О .3208, О .2227, О .2543, О .4783, О .4422,

+ о. .5984, 0.6887, О . 4866, О . .5344, о. .3895, О .5948, О .0730, О .2335, О, .6069,

+ о. .3217, 0.1250, о . 5876, о, . 4306, о , 5746, о .3347, о .1542, о .4214, о .2393,

+ о. .5487, 0.4683, о .5310, о. .5666, о. .2726, о .4446, о .5207, о .6745, о. .2082,

+ о. .2717)

1 > shapiro.tesc(X)

Shapiro-Wilk normality test

1 data: X

111 0.9887, p-value - 0.890 6

Рисунок 1. Тест Шапиро-Уилка по данным экспериментальной группы

Аналогичные вычисления произведем для выборки Y случайных величин контрольной группы. Имеем уровень значимости О = 0,05; p-value = 0,6714. Следовательно, выборка Y также распределена по нормальному закону.

б) Сравнение математических ожиданий у нормально распределенных генеральных совокупностей. Используем ^тест Стьюдента в предположении, что выборки случайных величин Х и Y подчиняются нормальному закону и их дисперсии равны, хотя и неизвестны.

Применим к выборкам Х и Y ^тест (рис. 2), полагая, что в качестве нулевой гипотезы Н0 утверждается, что генеральные совокупности имеют одинаковые математические ожидания. Альтернативная гипотеза Н1 постулирует то, что математические ожидания у распределений не равны.

Ih: R Console

> t. test (X, Y)

Welch Two Sample t-test data: X and Y

t - —0.2151, df - 110.799, p-value - 0.S301

alternative hypothesis: true difference in means is not equal to O 95 percent confidence interval:

-0.06747767 0.0S426443 sample estimates: mean of x mean of y 0.4310852 0.4376918

Рисунок 2. Результаты выполнения 1-теста Стьюдента

Т.к. р-уа1ие = 0,8301 > ОС = 0,05, то нет оснований опровергнуть нулевую гипотезу Н0. Следовательно, математические ожидания у распределений X и У равны.

в) Визуальная экспресс-оценка двух выборок студентов экспериментальной и контрольной групп. На заключительном шаге анализа данных критерия "Интегральная компетентность" проведем визуальную экспресс-оценку разницы между двумя выборками посредством диаграмм размахов (рис. 3).

Ift R Graphics: Device 2 (ACTIVE)

Рисунок 3. Диаграммы размаха критерия "Интегральная компетентность"

Т.к. диаграммы размаха уровней сформированности критерия "Интегральная компетентность" у студентов экспериментальной и контрольной групп перекрываются более чем на треть своей высоты, то будем считать, что исследуемые выборки достоверно не различаются.

Формирующий этап. Представим данные критерия "Интегральная компетентность" в графической форме (рис. 4).

Проведем статистический анализ расчетных данных в среде Я.

а) Проверка гипотезы о нормальном распределении данных.

Исходные данные. Уровень значимости ОС = 0,05. Используем тест Шапиро-Уилка.

Анализ данных в статистической среде Я дает следующие результаты:

- для студентов экспериментальной группы получаем р-уа1ие = 0,6877',

- для студентов контрольной группы -р-уа1ие =0,1761.

Рисунок 4. Гистограмма критерия "Интегральная компетентность"

Обозначения: ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа.

Из результатов теста Шапиро-Уилка следует принятие нулевой гипотезы Н0. Таким образом, случайные величины Х и Y распределены по нормальному закону.

б) Сравнение математических ожиданий у нормально распределенных генеральных совокупностей.

Применив ^тест Стьюдента к выборкам случайных величин Х и Y, получаем следующие результаты (рис. 5).

1к R Console

> t.test(X, Y) л

Welch Two Sample t-test

data: X and Y

t = 5.6864, df = 112.856, p-value = 1.034e-07

alternative hypothesis: true difference in means is not equal to 0

95 percent confidence interval:

0.1109801 0.2296652

sample estimates:

mean of x mean of y

0.6066833 0.4363607

Рисунок 5. Результаты выполнения 1-теста Стьюдента

Т.к. р-уа!пе = 1,034е-07 < ОС, то нулевая гипотеза Н0 отвергается, а альтернативная гипотеза Н1 принимается, что означает следующее: математические ожидания у распределений X и У значимо различаются.

в) Визуальная экспресс-оценка двух выборок студентов экспериментального н контрольной групп реализуется посредством диаграмм размахов (рис. 6).

Рисунок 6. Диаграммы размаха критерия "Интегральная компетентность"

Из рисунка 6 видно, что, так называемые "ящики с усами", практически не перекрываются. Следовательно, выборки студентов экспериментальной и контрольной групп различаются достоверно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ данных критерия "Интегральная компетентность" позволяет сделать вывод о том, что спроектированная система адаптивного управления качеством подготовки будущих педагогов профессионального обучения обеспечивает более эффективное и динамичное их становление, как в профессиональном контексте, так и в личностном развитии, по сравнению с традиционной системой мониторинга и контроля качества подготовки студентов.

Проведем ранжирование уровней подготовки будущих педагогических кадров, а затем рассчитаем для констатирующего и формирующего этапов в отдельности количество баллов, набранных соответственно студентами экспериментальной и контрольной групп (табл. 3).

Таблица 3.

Расчет условных баллов_

A B C D E Условные баллы

5 4 3 2 1

Констатирующий этап ЭГ 1 6 24 20 3 144

КГ 1 9 26 22 3 166

Формирующий этап ЭГ 5 22 22 5 0 189

КГ 3 7 26 21 4 167

Тогда уровневый прирост качества подготовки будущих педагогов составит: а) для экспериментальной группы - 1,3125; б) для контрольной группы - 1,00602.

Эффективность системы адаптивного управления качеством подготовки будущих педагогов по сравнению с традиционной системой мониторинга и контроля качества определим из следующего

соотношения (1):

Условные _баллы_ЭГ 189 ^ Ц317 (1)

Условные _ баллы _ КГ 167

Таким образом, эффективность системы адаптивного управления качеством подготовки будущих педагогов в вузе по сравнению с традиционной системой составляет 13,17%. Следовательно, цель субэксперимента достигнута.

In article the analysis of empirical data of pedagogical experiment on approbation of a control system by quality of preparation of pedagogical shots on the basis of the Cloud Computing technology is considered. Statistical processing of skilled data is carried out in the specialized environment R.

The key words: pedagogical experiment, integrated competence, Shapiro-Uilka test, preparation level.

Список литературы

1. Шипунов А.Б., Балдин Е.М. Наглядная статистика. Используем R!. М.: ДМК Пресс, 2012. 298 с.

2. Crawley M. The R Book. London: John Wiley & Sons, 2007. 949 p.

Об авторе

В.А. Поздняков - кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, pv01@mail.ru

УДК 373

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК УЧИТЕЛЯ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ КОНЦА XIX НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПРОСВЕТИТЕЛЯ Х.Д. АЛЧЕВСКОЙ)

И.В. Полякова

В статье рассматривается проблема духовно-нравственного облика учителя в педагогическом наследии самобытного, талантливого представителя русской педагогической мысли конца XIX начала ХХ веков Христины Даниловны Алчевской и ее значимости на современном этапе развития общества. Настоящая публикация посвящена различным аспектам обозначенной проблематики: духовно-нравственные качества самого педагога, нравственный творческий потенциал организационной структуры воскресной школы, владение педагогическим мастерством и стремление к самосовершенствованию.

Ключевые слова: духовность, нравственный облик, творческий потенциал, педагогическое самосовершенствование, педагогический дневник.

Духовно-нравственные основы любой воспитательной системы представляют собой универсальное интегративное социально-ценностное образование. Оно содержит совокупность идей интеллектуального и этического свойства, влияющих на уровень и степень развития воспитанников, оптимизацию педагогического взаимодействия между педагогом и воспитанниками, формированию личностных качеств, решение проблем социальной адаптации и гармонии с окружающим миром. По мнению исследователей, духовно-нравственный компонент создает определенные основы для осмысления социокультурных, профессиональных и личностных ориентиров воспитанников и педагогов [1].

Проблема организации и содержания духовно-нравственного воспитания, как структурного компонента целостного педагогического процесса, постоянно выступала предметом теоретических исследований на различных этапах развития научной мысли. В современном российском обществе обозначенный тематический концепт выходит на первый план. «Достаточно вспомнить, - пишет В.Д. Никандров, - что не уменьшается, а растет количество неграмотных людей, ... а духовно-нравственная составляющая российской жизни - результат нравственных усилий народа в течение столетий - подлежала переделке или отвержению». [2, с. 3]. Личность педагога, в данном ключе рассмотрения проблемы, имеет огромное значение для успеха целостного образовательно-воспитательного процесса. Используя архивные материалы, свидетельства современников и дневниковые записи, в настоящей публикации мы постарались составить целостное представление о духовно-нравственном облике учителя воскресной школы конца Х1Х начала ХХ веков на примере образовательной деятельности талантливого педагога-просветителя Х.Д. Алчевской.

По признанию многих исследователей, Христине Даниловне Алчевской в своей экспериментальной лаборатории Харьковской частной женской воскресной школе удалось создать «самобытную образовательно-воспитательную модель, способствующую формированию духовно-нравственных при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.