УДК 37.015.3
Варданян Юлия Владимировна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, ]иИа_уагс1апуап(а)/таИ. ги, Саранск
Михалкина Светлана Александровна
Кандидат психологических наук, ассистент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, тИга1кта-5-а@уапс1ех. ги, Саранск.
ГУМАНИТАРНЫЙ КОНТЕКСТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ*
Vardanyan Yulia Vladimirovna
Doctor of the pedagogical science, professor, the chief of the chair of Psychology of the Mordovian State Pedagogical Institute named by M. E. Evsevev, julia_vardanyan@mail.ru, Saransk
Mihalkina Svetlana Alexandrovna
Candidate of the psychological science, the assistant of the chair of Psychology of the Mordovian State Pedagogical Institute named byM. E. Evsevev, mihalkina-s-a@yandex.ru, Saransk
THE HUMANITY CONTEXT OF DEVELOPMENT OF THE FUTURE TEACHER’S COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROCESS OF LEARNING PSYCHOLOGY
Результативность профессиональной деятельности современного педагога зависит от множества факторов, среди которых значительное место отводится коммуникативной компетентности. Уровень ее сформированности оказывает влияние на качество использования системы вербальных и невербальных средств общения при решении гуманитарных задач (устанавливать и удерживать контакт с различными людьми, передавать и принимать информацию, убеждать в справедливости своих идей, отстаивать свою позицию, оказывать Конструктивное влияние на обладателей противоположной позиции, определять смысл высказывания в ситуациях расхождения ее вербального и невербального сопровождения, вдохновлять в условиях принятия решения и его реализации, поддерживать эмоциональное благополучие и др.).
Между тем анализ показывает, что многие педагоги испытывают значительные трудности в коммуникативном оснащении профессиональной дея-
* Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации за счет средств Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме: «Методология, теория и пракгика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).
тельности, следствием которых является ее низкая эффективность. В этой ситуации особую актуальность приобретает разработка психологических основ формирования в вузе коммуникативной компетентности педагога, обладающего сформированной системой коммуникативных компетенций, продуктивно организующего речевое и неречевое поведение адекватно гуманитарному контексту решаемых профессиональных задач.
Проведенный анализ научных источников показывает, что в настоящее время наработаны продуктивные идеи, раскрывающие общенаучное понимание коммуникативной компетентности и ее проявления в деятельности специалиста гуманитарной сферы (А. В. Брюханов [2], Н. К. Горшунова [3], Д. Д. Жуков [4], О. В. Кудашкина [5], В. В. Нестеров [7], Т. А. Хайнов-ская [10] и др.), особенности коммуникативной компетентности студента, в том числе - обучающегося в педагогическом вузе (JI. В. Антропова [1], Е. В. Кузнецова [6], Т. В. Татьянина [8], О. Г. Усанова [9], А. Б. Храмцова [11], А. В. Шевкун [12] и др.).
Тем не менее, понятие «коммуникативная компетентность» трактуется неоднозначно: рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия людей, качеством их знаний и умений, сформированностью личностных свойств и поведения, способностями в деятельности и общении. Встречаются противоречивые данные по поводу эффективности одних и тех же средств ее реализации в аналогичных условиях, не определены единые подходы к содержанию и качеству ее развития в системе профессиональнопедагогического образования. Недостаточная теоретическая разработанность гуманитарного контекста проблемы, характеризующей развитие коммуникативной компетентности будущего педагога, в сочетании с остротой трудностей, испытываемых выпускниками педагогических вузов при решении коммуникативных задач, делают обращение к обозначенной теме особо актуальным.
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающее готовность и возможность субъекта общения оснащать деятельность невербальными и вербальными средствами обмена информацией.
Соответственно, коммуникативная компетентность педагога - это
профессионально значимое интегративное свойство личности, выражающее готовность и возможность субъекта педагогического общения оснащать профессиональную деятельность невербальными и вербальными средствами обмена информацией, способствующее развитию учащихся.
Коммуникативная компетентность педагога обладает сложной структурной организацией и включает в себя следующие основные коммуникативные компетенции: планирование процесса коммуникации, установление контакта, вербальная / невербальная передача информации, восприятие / интерпретация информации, обеспечение обратной связи, преодоление коммуникативных барьеров, оказание влияния в коммуникативном процессе, достижение целей контакта, проявление / передача инициативы.
Для эффективной реализации коммуникативной компетентности необходимо становление и развитие всех ее компонентов, сформированность которых способствует успешному осуществлению педагогом коммуникативного процесса и обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие в микросистемах «педагог-педагог», «педагог-ученик», «педагог-родитель» и др. В нашем понимании, процесс развития коммуникативной компетентности будущего педагога представляет собой поэтапную дифференциацию ее основных структурных компонентов, которые приобретают определенную самостоятельную значимость при решении профессионально-коммуникативных задач, совершенствуются и углубляются, а при решении комплексных задач постепенно теряют автономию и интегрируются в единое структурноорганизованное профессионально значимое качество личности.
В ходе исследования выделены следующие этапы развития коммуникативной компетентности будущего педагога:
1. Синкретизм. Компоненты коммуникативной компетентности не выделены из единой структуры, имеют недифференцированную форму. Коммуникативные знания и умения применяются студентом не целенаправленно, а фрагментарно и ситуативно. Это в основном происходит в житейских ситуациях реализации детско-родительских, супружеских, наставнических и деловых отношений. На этапе синкретизма коммуникативной компетентности это свойство личности студента реализуется преимущественно на основе его интуитивных компетенций, возникших из собственного жизненного опыта.
2. Дифференциация. На этом этапе начинается изучение психологического цикла дисциплин, благодаря освоению которых создается теоретическая основа развития коммуникативной компетентности будущего педагога. В процессе изучения психологии начинается дифференциация и обособление структурных компонентов коммуникативной компетентности. Приобретаемый опыт привлечения теоретических знаний в процессе решения коммуникативных задач способствует возникновению практической основы развития коммуникативной компетентности. Под влиянием реализации профессионально-развивающих возможностей психологических курсов по выбору, факультативов, кружков и других форм деятельности (учебной -лектории, тренинги и др. и внеучебной - конференции, досуговые мероприятия и др.) усиливается процесс дифференциации и углубления структурных компонентов коммуникативной компетентности. Для данного этапа характерно то, что приобретаемый опыт их реализации в конкретных ситуациях относительно себя и ближайшего социального окружения существенно дополняется опытом, приобретаемым в ходе целенаправленного решения коммуникативных задач в заданиях и ситуациях моделируемого или реального психологического оснащения образовательного процесса.
3. Интеграция. На данном этапе проводится педагогическая практика студента, в ходе которой совершенствуется коммуникативная компетентность будущего педагога под влиянием выполнения системы коммуникативно-развивающих заданий в процессе самостоятельной педа-
гогической деятельности. В этом процессе достигается единство теоретической и практической подготовки к осуществлению профессиональной деятельности, происходит взаимодополнение компонентов коммуникативной компетентности, возможности которых интегрируются.
Для значительного усиления развивающих возможностей каждого из выделенных этапов в ходе исследования разработана и внедрена система психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза. В нашем понимании, это системно организованная профессиональная деятельность преподавателей, направленная на созданне психолого-педагогических условий (диагностических, стимулирующе-мотивационных, организационно-реализационных, контрольно-регулировочных, оценочно-результативных, коррекционно-развивающих), способствующих успешному развитию этого профессионально значимого свойства личности будущего педагога. Эта система представляет собой целостную деятельность, в рамках которой выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
1. Систематический мониторинг качества становления коммуникативной компетентности студента: отслеживание состава компетенций, устойчивости их связей, уровня сформированности, динамики развития, природы затруднений.
2. Создание общих психолого-педагогических условий для эффективной актуализации коммуникативных компетенций, их закрепления и дополнения, усиления их влияния на качество проявления будущим педагогом коммуникативной компетентности.
3. Включение специальных психолого-педагогических условий, необходимых студентам с проблемами в реализации конкретных коммуникативных компетенций, содействие процессу их освоения и позитивного влияния на развитие коммуникативной компетентности.
Для исследования психолого-педагогических условий развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза в ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» была проведена опытно-экспериментальная работа. В процессе исследования был подобран и разработан комплекс диагностических методик, который был использован для оценки качества развития изучаемого свойства.
На констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования участвовало 250 студентов. В результате применения методик «Изучение коммуникативных умений и навыков» (В. Б. Никишина, Т. Д. Василенко), «Коммуникативные и организаторские склонности» (В. В. Синявский, Б. А. Федоришин), «Диагностика коммуникативной установки» (В. В. Бойко) выяснилось, что 88,8% студентов имеют негативную коммуникативную установку; уровень сформированности коммуникативных знаний у 47,2% студентов в основном низкий; 25,6% испытуемых характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности; у 48% студентов обнаружен средний уровень сформированности
коммуникативных умений и навыков; эмоциональный аспект реально действует только у 18,4% испытуемых. На основе анализа полученных данных были созданы равноценные экспериментальная и контрольная группы, в состав каждой из которых вошло по 30 студентов физико-математического факультета, обучающихся по специальности 032100.00 (050201.65) «Математика» с дополнительной специальностью 03100 «Информатика».
Как показал анализ, каждый студент изначально обладает неким житейским уровнем коммуникативной компетентности. Более того, в современной высшей школе можно выделить ряд дисциплин, в процессе изучения которых осуществляется коммуникативная подготовка будущего педагога («Психология», «Педагогика», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык» и др.). Тем не менее, эта подготовка продолжает оставаться фрагментарной и разрозненной, что препятствует эффективному освоению коммуникативных компетенций и развитию на их основе коммуникативной компетентности, крайне необходимой студентам для успешного разрешения возникающих коммуникативных трудностей.
Цель поисково-созидательного этапа опытно-экспериментальной работы с экспериментальной группой состояла в том, чтобы, используя условия образовательного процесса вуза, мобилизуя активность и совершенствуя коммуникативный потенциал студента, обеспечить максимально возможное развитие исследуемого свойства будущего педагога.
Для этого была разработана и внедрена программа, способствующая развитию коммуникативной компетентности студента в образовательном процессе педагогического вуза. Она реализовывалась в рамках изучения курса «Психология» (II курс), курса по выбору «Психологические основы коммуникативной компетентности» (III курс), в ходе выполнения системы заданий в период учебно-педагогической практики (II и III курсы) и на занятиях кружка по психологии «Восхождение к коммуникативному совершенству» (II курс).
Для качественной реализации коммуникативно-развивающего потенциала курса «Психология» его содержание было обогащено специально разработанной системой заданий. При этом содержание каждого занятия по-прежнему определялось темой, однако оно дополнялось теоретическими вопросами, направленными на развитие коммуникативных знаний, а также практической деятельностью, связанной с совершенствованием коммуникативных компетенций. Рассмотрим несколько примеров обогащения материала раздела «Общая психология» содержанием, актуализирующим и целенаправленно развивающим коммуникативную компетентность студентов.
Изучение темы «Темперамент» было дополнено вопросом «Коммуникативные барьеры интровертов и экстравертов: природа, условия возникновения, пути преодоления» и заданием по составлению памятки для студента практиканта «Азы общения с интровертом и экстравертом: от общего к особенному».
В теме «Характер» был выделен вопрос «Характеристика типов собеседников», дополненный заданием по распознанию характеристик типа
собеседника (доминантность-недоминантность, мобильность-ригидность) в анализируемых психологических ситуациях и составлению методических рекомендаций по вопросам построения коммуникативного акта с ребенком с учетом этих характеристик (своих, ребенка).
В теме «Способности» был выделен такой вопрос для теоретического рассмотрения, как «Коммуникативные способности», дополненный практическим заданием провести самодиагностику (взаимодиагностику) коммуникативных способностей и предложить психологические рекомендации по их развитию с учетом полученных диагностических данных.
Некоторые вопросы темы «Эмоции» конкретизировались теоретическим и практическим материалом, раскрывающим возможность распознания эмоциональных барьеров собеседников (гнева, отвращения и брезгливости, презрения, стыда и вины, страдания и др.) и составлением «Копилки мудрых советов», в которой аккумулировались методические рекомендации по учету и преодолению эмоциональных препятствий осуществлению результативного коммуникативного акта.
Подобным образом было дополнено содержание тем всех разделов курса «Психология».
Таким образом, в них была выстроена тематическая линия, обеспечивающая целенаправленное использование психологического учебного материала базового компонента образования для развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза.
Учебные достижения поддерживались и закреплялись в ходе самостоятельной работы, так как ее организация предусматривала выполнение адресных вариативных заданий в процессе взаимодействия студента с другими людьми разных возрастов (в диаде, микрогруппе, сообществе), обеспечивающих актуализацию и развитие его коммуникативной компетентности.
К примеру, для самостоятельной работы по теме «Темперамент», выполняемой в составе микрогруппы, объединяющей студентов-представителей конкретного типа темперамента, предлагалось подобрать систему упражнений по развитию умения осуществлять коммуникативное взаимодействие с представителями остальных типов темперамента и подготовить обоснование развивающего потенциала подобранных упражнений для его обсуждения в ходе предстоящего занятия.
Самостоятельная работа по теме «Характер» включало задание выбрать однокурсника-обладателя типа характера, отличного от собственного типа, сформулировать вместе с ним вопрос к дискуссии «Кузнецы характера», продумать стратегию заинтересованного привлечения остальных членов академической группы к его обсуждению во внеучебное время, представить письменный анализ коммуникативной успешности.
По теме «Способности» предлагалось следующее задание: «Из материалов газет, журналов, книг, кинофильмов, жизненных ситуаций подберите пример личности с выдающимися коммуникативными способностями. Составьте характеристику выражения коммуникативных способностей лично-
сти. Выделите причины, приводящие к эффективному результату коммуникативного процесса».
Содержание самостоятельной работы по теме «Эмоции» включало поиск и апробацию коммуникативных приемов улучшения эмоционального самочувствия человека (нейтрализации деструктивных эмоций, их переключения в оптимистическое русло, оптимизации тона настроения), выявление условий повышения качества применения конкретных вербальных и невербальных приемов, подготовку презентации наиболее эффективных из них на предстоящем занятии.
Наряду с общим содержанием самостоятельной работы применялся банк индивидуальных заданий, подбираемых с учетом реальных коммуникативных достижений каждого студента экспериментальной группы. Они были направлены на совершенствование теоретической и практической основы развития коммуникативной компетентности, пролонгацию интереса к саморазвитию этого свойства личности, выработку стратегии обеспечения востребованности коммуникативных достижений в предстоящей профессиональной деятельности и в жизненной социальной практике.
Курс по выбору «Психологические основы коммуникативной компетентности» способствовал дальнейшему совершенствованию коммуникативной компетентности студента педагогического вуза. Курс был направлен на освоение студентами знаний о психологических основах коммуникативной компетентности, специфике их действия в образовательном процессе, умений использовать методы изучения, коррекции и развития коммуникативной компетентности субъектов образования, умений и навыков коммуникативного оснащения межличностных отношений и профессиональнопедагогической деятельности.
Указанный курс по выбору предполагал как теоретическую, так и практическую подготовку. Цель теоретической подготовки - овладение и приобретение студентами информации о психологических основах коммуникативного процесса и коммуникативной компетентности, методах и приемах ее развития. Практическая подготовка предполагала организацию, проведение и выполнение на занятиях различных заданий, упражнений и игр, направленных на актуализацию и реализацию коммуникативных компетенций, обеспечивающих развитие на этой основе коммуникативной компетентности.
Каждое учебное занятие включало теоретический материал, задания и упражнения для практической и самостоятельной работы. Основной целью теоретической части занятия стало получение знаний о психологической сущности коммуникативной компетентности, методах, приемах, техниках ее эффективного развития, особенностях ее реализации в образовательном процессе. К примеру, студентам предлагалось задание: «Выписать из различных источников определения понятия «коммуникативная компетентность». Выделить из них то, с которым наиболее согласны, и подготовить обоснование этой точки зрения». Теоретические знания,
полученные на занятиях, подкреплялись и закреплялись в практической и самостоятельной работе. Главная роль отводилась коммуникативным заданиям, упражнениям и играм, которые ставили студентов в позицию участника коммуникации, в т. ч. - и профессионально-педагогической. Например, «Составить конспект фрагмента урока (дисциплина и тема -на выбор). Подобрать систему невербальных и вербальных средств реализации коммуникативного процесса, использование которых возможно на данном этапе урока. Обосновать целесообразность их применения». В процессе занятий по этому курсу использовались такие методы и приемы работы, как: психологическая диагностика и самодиагностика, тренинговые упражнения, дискуссии (в форме «круглого стола», дебатов, брейнсторминга), игры (деловые, имитационные, ролевые), творческие задания (на самостоятельный поиск, на разрешение конкретных проблемных ситуаций и психологических проблем, на построение жизненной перспективы и др.).
Содержание самостоятельной работы студентов включало задания разного типа: составление банка методик по исследованию личностных и коммуникативных особенностей субъекта образования (учащегося, группы учащихся, педагога); пополнение психологической копилки тренинговыми и практическими материалами (тестами, заданиями, упражнениями, играми и т. д.) по развитию умений детей и взрослых осуществлять коммуникативное оснащение учебной, профессиональной и досуговой деятельности; составление предложений, рекомендаций, памяток; написание автопортретов, писем, сочинений, эссе, докладов, сообщений, рефератов; задания на практическую реализацию коммуникативного опыта.
В период учебно-педагогической практики на младших курсах была реализована система заданий, нацеленных на актуализацию и изучение структурных компонентов коммуникативной компетентности студента у себя и у других субъектов образования. Организация психологического аспекта учебно-педагогической практики включала два этапа: подготовку к выполнению заданий и непосредственное выполнение заданий.
В подготовку входило два основных момента: ознакомиться с основными теоретическими положениями по теме исследования, используя рекомендованную литературу, и подобрать методы и методики, направленные на выявление коммуникативных умений и навыков ученика.
Выполнение заданий включало в себя несколько этапов: сбор общих данных об учащихся, беседа (с классным руководителем, учителями школы, а также с самими учащимися), наблюдение за поведением учащихся и проявлением ими невербальных средств коммуникации в различных ситуациях учебной и внеучебной деятельности, оценка речи как вербального средства коммуникации с помощью методики «Карта контроля состояния речи», выявление сформированности коммуникативных умений и навыков учащихся, составление письменной психолого-педагогической характеристики коммуникативных умений и навыков учащихся.
В процессе выполнения заданий решались следующие задачи: актуализировать и дополнить систему знаний о коммуникативном оснащении образовательного процесса, овладеть методами и методиками изучения, коррекции и развития коммуникативной компетентности субъектов образования, приобрести практические умения реализации коммуникативной компетентности в процессе учебно-педагогической деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности осуществлялось также в ходе занятий кружка по психологии «Восхождение к коммуникативному совершенству», которые были направлены на совершенствование коммуникативной компетентности в рамках внеучебной деятельности. В процессе занятий психологического кружка преимущественно использовались практические методы и приемы работы: «защита» замысла (урока, праздника, встречи), моделирование коммуникативных ситуаций, тренинговые упражнения на развитие коммуникативных компетенций, анализ фрагментов художественных фильмов, экспертиза успешности решения коммуникативной задачи и др.
Для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения развития коммуникативной компетентности студента педагогического вуза в процессе работы с экспериментальной группой были созданы следующие психолого-педагогических условия:
- диагностические, обеспечивающие многостороннее выявление коммуникативных компетенций студента в ходе учебно-познавательной и профессионально-практической деятельности;
- стимулирующе-мотивационные, побуждающие студента к мобилизации, освоению и применению совокупности коммуникативных компетенций;
- организационно-реализационные, обеспечивающие применение студентом коммуникативных компетенций;
- контрольно-регулировочные, способствующие мониторингу достижений студента в процессе получения и учета информации о качестве овладения коммуникативными компетенциями;
- оценочно-результативные, позволяющие определить качество реализации коммуникативных компетенций в процессе оснащения деятельности вербальными и невербальными средствами общения;
- коррекционно-развивающие, обеспечивающие исправление, совершенствование и преобразование процесса и результата становления и развития коммуникативных компетенций и усиление их влияния на развитие коммуникативной компетентности студента педагогического вуза.
Реализация программы развития коммуникативной компетентности студента, апробированной и внедренной в образовательный процесс педагогического вуза на поисково-созидательном этапе опытно-экспериментальной работы, способствовала овладению студентами готовностью и возможностью использовать систему невербальных и вербальных средств передачи и приема информации для повышения уровня сформированности исследуемого свойства личности будущего педагога.
Исходный уровень сформированности коммуникативной компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп изначально был равноценен. На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования была оценена эффективность указанной программы. Для этого сравнивался уровень сформированности коммуникативной компетентности студентов указанных групп. Данные контрольного среза показали наличие количественных изменений и качественных преобразований уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов (как в экспериментальной группе, так и в контрольной). Однако темп и уровень изменений в этих группах отличается.
Таблица 1 - Распределение студентов по уровням развития коммуникативной компетентности
Уровень коммуникативной компетентности Количество студентов,%
КГ1 ЭГ1 КГ2 ЭГ2
Высокий 7 7 13 17
Выше среднего 23 23 17 27
Средний 23 27 27 23
Ниже среднего 47 43 43 33
Низкий 0 0 0 0
Примечание: КГ1 - контрольная группа, констатирующий этап; ЭГ1 - экспериментальная группа, констатирующий этап; КГ2 - контрольная группа, контрольный этап; ЭГ2 - экспериментальная группа, контрольный этап.
Анализ полученных данных показал, что в экспериментальной группе достигнута более выраженная динамика развития коммуникативной компетентности студентов, обнаружена прогрессирующая тенденция к повышению уровня ее сформированности, достигнуто более устойчивое изменение качества результатов исследуемых параметров. Таким образом, в результате опытно-экспериментального исследования доказано, что темп и качество развития коммуникативной компетентности будущего педагога значительно возрастают, если в учебном процессе вуза организовано целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение развития исследуемого свойства и встроена специально разработанная развивающая программа.
Как показало исследование, развитие коммуникативной компетентности будущего педагога представляет собой поэтапную дифференциацию основных структурных компонентов этого профессионально значимого свойства личности. Эти компоненты первоначально приобретают определенную самостоятельную значимость при решении аспектных профессиональных задач, далее постепенно совершенствуются и углубляются. Целенаправленное психологопедагогическое сопровождение студента в процессе реализации программы развития его коммуникативной компетентности в рамках психологической подготовки приводит к тому, что разграниченные компоненты приобретают систему взаимосвязей, начинают терять свою автономию и на более высоком уровне сформированности интегрируются в единое структурно организованное и профессионально значимое свойство личности будущего педагога.
Библиографический список
1. Антропова, Л. В. Коммуникативная компетентность студента как объект формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст] / Л. В. Антропова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2010. -№ 1-24. - С. 15-20.
2. Брюханов, А. В. Коммуникативная компетентность менеджера и трансформация управленческих отношений в современной России: актуальность социологической проблематизации [Текст] / А. В. Брюханов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 14. - С. 178-185.
3. Горшунова, Н. К. Формирование коммуникативной компетентности современного врача [Текст] / Н. К. Горшунова, Н. В. Медведев // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 3. - С. 36-37.
4. Жуков, Д. Д. Коммуникативная компетентность юриста: компоненты, критерии и уровни проявления [Текст] / Д. Д. Жуков // Молодой ученый. - 2009. - № 9. — С. 108-110.
5. Кудашкина, О. В. Коммуникативная компетентность как составная часть содержания образования [Текст] / О. В. Кудашкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 76 -2. -С. 148-150.
6. Кузнецова, Е. В. Совершенствование работы по формированию коммуникативной компетентности будущего социального педагога [Текст] / Е. В. Кузнецова // Образование и саморазвитие. - 2009. - Т. 4. № 14. - С. 77-82.
7. Нестеров, В. В. Коммуникативная компетентность как фактор профессиональной компетентности педагога [Текст] / В. В. Нестеров // Акмеология. - 2009. -№ 1.-С. 19-26.
8. Татьянина, Т. В. Профессионально-педагогическая коммуникативная компетентность: технологический подход [Текст] / Т. В. Татьянина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - № 4. -С. 113-121.
9. Усанова, О. Г. Модель формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе педагогического общения [Текст] / О. Г. Усанова // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 2. - С. 178-181.
10. Хайновская, Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровни и этапы ее формирования [Текст] / Т. А. Хайновская // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 99-106.
11. Храмцова, Т. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов [Текст] / А. Б. Храмцова // Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 1. - С. 259-266.
12. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса [Текст] / А. В. Шевкун // Сибирский педагогический журнал. -2007. -№ 3. - С. 158-164.