Научная статья на тему 'Взаимосвязь уровня самопонимания личности с доминирующими копинг стратегиями'

Взаимосвязь уровня самопонимания личности с доминирующими копинг стратегиями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
625
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОНИМАНИЕ / SELF-UNDERSTANDING / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES / ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОПИНГ / PROBLEM-ORIENTED / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КОПИНГ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ / КОНСТРУКТИВНЫЕ КОПИНГИ / УРОВНИ САМОПОНИМАНИЯ / LEVELS OF SELF-UNDERSTANDING / EMOTIONAL-FOCUSED COPING SKILLS / DESTRUCTIVE COPING SKILLS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фараонова Ольга Викторовна, Вязникова Любовь Федоровна

В статье представлены результаты первого этапа исследования особенностей самопонимания личности у представителей разных профессиональных групп (сотрудники полиции, люди «помогающих профессий», клиенты психологической службы). Рассмотрены структурные и содержательные характеристики самопонимания в трудах отечественных психологов, подчеркнута неоднозначность и многомерность этого понятия в разных подходах. Исследована взаимосвязь уровня самопонимания личности с выбором доминирующих копинг-стратегий в сложной жизненной ситуации. Рассмотрены различия взаимосвязи самопонимания с эмоционально ориентированными, проблемно ориентированными, конструктивными и деструктивными копингами. Показано соотношение эмоциональнои проблемно-ориентированных копингов у респондентов с разным уровнем самопонимания Представлены доказательства того, что у лиц с разным уровнем самопонимания доминирующие копинги разные. Обнаружена достоверность различий в показателях трех экспериментальных групп и обоснованность их разделения на подгруппы. Подтверждена гипотеза о том, что респонденты с высоким уровнем самопонимания выбирают конструктивные копинг-стратегии. Экспериментально до казано, что при высоком уровне самопонимания наиболее вероятен выбор конструктивных копингов, таких как Поиск Решения Проблемы, Принятие Ответственности, Поиск Социальной Поддержки. Практически для всех групп респондентов с высоким и средним уровнем самопонимания характерен высокий Самоконтроль, что обеспечивает саморегуляцию деятельности. Респонденты с низким уровнем самопонимания выбирают деструктивные копинги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE LEVEL OF SELF-UNDERSTANDING PERSONALITY WITH DOMINANT COPING STRATEGIES

The article presents the results of the first stage of the study of personality self-understanding in representatives of different professional groups (police officers, people "helping professions", clients of the psychological service). The structural and content characteristics of self-understanding in the works of Russian psychologists are considered, the ambiguity and multidimensionality of this concept are underlined in different approaches. The relationship between the level of self-understanding of the individual and the choice of dominant coping strategies in a complex life situation is investigated. The differences in the relationship between self-understanding and emotionally oriented, problem-oriented, constructive and destructive copying are considered. The correlation of emotionally and problem-oriented coping in respondents with different levels of self-understanding is shown. The evidence is presented that people with different levels of self-understanding have different dominant copies. The reliability of the differences in the indices of the three experimental groups and the validity of their division into subgroups were found. A hypothesis was confirmed that respondents with a high level of self-understanding choose constructive coping strategies. It has been experimentally proven that with a high level of self-understanding, the most likely choice is constructive coping, such as Finding a Problem Solving, Taking Responsibility, Searching for Social Support. Almost all groups of respondents with high and average level of self-understanding are characterized by high self-control, which ensures self-regulation of activities. Respondents with a low level of self-understanding choose destructive copying.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уровня самопонимания личности с доминирующими копинг стратегиями»

психологические науки

Фараонова Ольга Викторовна, Вязникова Любовь Федоровна ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМОПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ ...

УДК 159

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМОПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ДОМИНИРУЮЩИМИ

КОПИНГ СТРАТЕГИЯМИ

© 2017

Фараонова Ольга Викторовна, практический психолог, аспирант кафедры психологии Вязникова Любовь Федоровна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Тихоокеанский государственный университет (680000, Россия, Хабаровск, ул.Карла Маркса 68, e-mail: lvias@inbox.ru)

Аннотация. В статье представлены результаты первого этапа исследования особенностей самопонимания личности у представителей разных профессиональных групп (сотрудники полиции, люди «помогающих профессий», клиенты психологической службы). Рассмотрены структурные и содержательные характеристики самопонимания в трудах отечественных психологов, подчеркнута неоднозначность и многомерность этого понятия в разных подходах. Исследована взаимосвязь уровня самопонимания личности с выбором доминирующих копинг-стратегий в сложной жизненной ситуации. Рассмотрены различия взаимосвязи самопонимания с эмоционально ориентированными, проблемно ориентированными, конструктивными и деструктивными копингами. Показано соотношение эмоционально- и проблемно-ориентированных копингов у респондентов с разным уровнем самопонимания Представлены доказательства того, что у лиц с разным уровнем самопонимания доминирующие копинги разные. Обнаружена достоверность различий в показателях трех экспериментальных групп и обоснованность их разделения на подгруппы. Подтверждена гипотеза о том, что респонденты с высоким уровнем самопонимания выбирают конструктивные копинг-стратегии. Экспериментально до казано, что при высоком уровне самопонимания наиболее вероятен выбор конструктивных копингов, таких как Поиск Решения Проблемы, Принятие Ответственности, Поиск Социальной Поддержки. Практически для всех групп респондентов с высоким и средним уровнем самопонимания характерен высокий Самоконтроль, что обеспечивает саморегуляцию деятельности. Респонденты с низким уровнем самопонимания выбирают деструктивные копинги.

Ключевые слова: самопонимание, копинг-стратегии, проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг, деструктивные, конструктивные копинги, уровни самопонимания.

THE RELATIONSHIP OF THE LEVEL OF SELF-UNDERSTANDING PERSONALITY WITH DOMINANT COPING STRATEGIES

© 2017

Faraonova Olga Viktorovna, practical psychologist, postgraduate Vyaznikova Lubov Fyodorovna, Master of Psychology, professor of Pacific National University,

Department of Psychology. Pacific National University (680000, Russia, Khabarovsk, street KarlaMarxa. 68, e-mail: lvias@inbox.ru)

Abstract. The article presents the results of the first stage of the study of personality self-understanding in representatives of different professional groups (police officers, people "helping professions", clients of the psychological service). The structural and content characteristics of self-understanding in the works of Russian psychologists are considered, the ambiguity and multidimensionality of this concept are underlined in different approaches. The relationship between the level of self-understanding of the individual and the choice of dominant coping strategies in a complex life situation is investigated. The differences in the relationship between self-understanding and emotionally oriented, problem-oriented, constructive and destructive copying are considered. The correlation of emotionally and problem-oriented coping in respondents with different levels of self-understanding is shown. The evidence is presented that people with different levels of self-understanding have different dominant copies. The reliability of the differences in the indices of the three experimental groups and the validity of their division into subgroups were found. A hypothesis was confirmed that respondents with a high level of self-understanding choose constructive coping strategies. It has been experimentally proven that with a high level of self-understanding, the most likely choice is constructive coping, such as Finding a Problem Solving, Taking Responsibility, Searching for Social Support. Almost all groups of respondents with high and average level of self-understanding are characterized by high self-control, which ensures self-regulation of activities. Respondents with a low level of self-understanding choose destructive copying.

Keywords: self-understanding, coping strategies, problem-oriented, emotional-focused coping skills, destructive coping skills, levels of self-understanding.

В современной отечественной психологии сложилась традиция изучения феномена самопонимания в контексте исследования собственно проблемы понимания. Однако и исследователи феномена понимания в настоящее время сталкиваются с проблемой неоднозначности трактовки данного понятия, причину которой В. В. Знаков видит в «различии, неодинаковости ситуаций человеческого бытия, оказывающихся объектом исследований психологов» [3, с.15]. В. В. Знаков выделяет три основных типа понимания, соответствующих разным научным традициям в психологических исследованиях, обусловленных особенностями целей, методов и результатов психологического анализа: когнитивное, нарративное и экзистенциальное.

В своей работе «Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации» В. И. Пузько пишет: «...на сегодняшний день статус проблемы самопонимания в аналитике человеческого бытия можно обозначить следующим образом: эта проблема почти всегда "имеется ввиду", но не называется. Анализ встречи герменевтики и психологической прак-

тики подводит к выводу: психология вынуждена выделить свой интеграл из исходной философско-методоло-гической целостности герменевтики - самопонимание» [6, с.2]

В феноменолого-герменевтическом направлении изучения самопонимания данный феномен рассматривается как способ изменения смысловой сферы субъекта, нахождения личностного смысла посредством целенаправленной работы с символами, а основной механизм самопонимания - переживание .

В рамках деятельностного подхода сложилась традиция рассмотрения самопонимания с позиций изменения ценностно-смысловой сферы личности. Самопонимание - это осознание смысловых структур субъекта (ценностей, целей, жизненной позиции), смысловых связей субъекта (мотивов поведения в определенной ситуации и стоящих за ними потребностях и ценностях) [5].

Самопонимание является одновременно целостным, интегративным и неоднородным, многомерным психологическим феноменом, который нашел свое отражение во многих подходах.

357

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

Фараонова Ольга Викторовна, Вязникова Любовь Федоровна psychological

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМОПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ ... science

Нам близка позиция Брюховой Н. Г., которая пишет, что самопонимание - это личностное свойство, которое «выражается в степени развитости способностей постигать смысл своего существования; согласовывать продукты самосознания и реальности, и на основе результатов самосознания и эмоционально-оценочного отношения к себе, самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение» [2]. Результаты этого исследования значимы при обращении к анализу поведения лиц, в сложных жизненных ситуациях, выборе ими стратегий поведения. Направленность и качество разрешения подобных ситуаций определяют возможности личности выходить на качественно новый уровень взаимодействия со средой, принимать конструктивные решения. Именно в процессе самопонимания происходит когнитивное и эмоциональное согласование существующих представлений о себе с объективной реальностью, что дает возможность быть адекватным ситуации, независимым от нее, делает человека способным активно осуществлять целенаправленную деятельность в меняющихся внешних условиях.

С одной стороны, для полноценного существования человек нуждается в понимании и принятии тех сложных жизненных ситуаций, в которых он оказался, а с другой стороны, он стоит перед задачей понять и принять самого себя, с дальнейшей целью расширения своего «Я». Этот процесс позволяет человеку выступить в качестве субъекта деятельности и общения, проявить субъектную активность [1].

Рассматривая проблему совладающего поведения исследователи чаще всего копинг-стратегии разделяют на конструктивные и неконструктивные (деструктивные), а также проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные.

Необходимо отметить, что в отечественной психологии достаточно изучены особенности влияния самопонимания на мотивацию достижений, общее развитие личности. Однако взаимосвязь самопонимания и ко-пинг- стратегий личности, выбираемых ею в сложной жизненной ситуации, до сих пор не нашли отражения в современных психологических исследованиях.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью выявления взаимосвязи самопонимания с выбором доминирующих копинг-стратегий, в сложной жизненной ситуации, что явилось целью нашей работы.

Теоретический анализ литературы по выбранной проблеме позволил сформировать гипотезу: существует взаимосвязь между спецификой самопонимания личности и выбираемыми ею копинг-стратегиями в сложной жизненной ситуации, набор и выраженность предпочитаемых стратегий у лиц с разным уровнем самопонимания - разные.

В данной статье представлены результаты первого этапа исследования, проведенного на базе Отдела Вневедомственной Охраны УМВД России г. Советская Гавань Хабаровского края, «Центра социальной помощи семье и детям» (п. Ванино), бюро медико-социальной экспертизы (п. Ванино); консультативного центра практической психологии «^уАг^а» г. Хабаровск.

Выборку составили 116 респондентов из представителей разных профессиональных групп.

Экспериментальная группа 1 (далее ЭГ1) представлена клиентами, регулярно посещающими психологические консультации, тренинги, коуч сессии. Эксквизитные ситуации [4] представителей этой группы чрезвычайно разнообразны, и именно они являются поводом для обращения к психологу. Чаще всего это смерть, утрата близких, инвалидизация ребенка либо других членов семьи, а также ситуации развода, внезапной болезни, потери работы и т.д.

Экспериментальная группа 2 (далее ЭГ2) представлена полицейскими.

Нормативно-правовые требования в работе данного подразделения предполагают обязательный, постоян-358

ный контакт сотрудников с психологической службой, в форме психологических тренингов, обязательной диагностики, анализа психологического состояния. Эксквизитными ситуациями для данной категории лиц являются ситуации применения оружия против человека, задержание, взаимодействие с преступными элементами, пребывание в зонах военных действий.

Экспериментальную группу 3 (далее ЭГ3) составили врачи, психологи, психотерапевты, специалисты помогающих профессий, (ЛПП - люди помогающих профессий). Группа также состоит из социальных работников, социальных педагогов, обслуживающих категорию граждан, попавших в сложную жизненную ситуацию; врачей-экспертов медико-социальной экспертизы (МСЭ), определяющих инвалидизацию неизлечимо больных людей.

В качестве основных методик в эмпирическом исследовании использовались: тест по оценке уровня самоактуализации личности (САМОАЛ), адаптированный Н.Ф. Калиной, опросник самоотношения (ОСО) В. В. Столина [7], методика «копинг-тест» (Lazarus R., Folkmah S.), методика «Индикатор копинг-страте-гий» Дж. Амирхана, тест онтологической рефлексии Н. П. Фетискин [8].

В процессе эмпирического исследования решались следующие задачи:

Провести пилотажное исследование для выявления различий в характеристиках самопонимания у представителей разных групп.

Выявить доминирующие копинг-стратегии у представителей разных экспериментальных групп.

Выявить наличие (отсутствие) взаимосвязи уровня самопонимания личности с доминирующими копинг-стратегиями.

Выявить специфику значимых исследуемых характеристик с применением непараметрического Н-критерия Крускала-Уоллиса, U-критерия U-Манна - Уитни.

Проверялся и уточнялся вывод о взаимосвязи уровней самопонимания с выбираемыми личностью конструктивными и не конструктивными копинг-стратегия-ми, а также проблемно- и эмоционально-ориентированными копингами.

Обоснованность сформулированных выводов подтверждена высоким уровнем достоверности полученных статистических данных и совпадением результатов пилотажного и основного констатирующего исследования.

Были получены следующие результаты исследования.

На первом этапе исследования во всех трех группах было выявлено следующее соотношение респондентов с разным уровнем самопонимания (далее УСМП).

Данные представлены в таблице1.

Таблица 1 - Общие данные исследования уровня самопонимания личности в трех экспериментальных группа (в процентах)

Уровни самопонимания ЭГ 1 ЭГ2 ЭГ3

Высокий уровень 32 % 72% 38%

Средний уровень 29% 18% 33%

Низкий уровень 39% 10% 29%

Как видно из представленной таблицы, наибольшее число респондентов с высоким уровнем самопонимания (72%) и низким (10%), оказалось в группе ЭГ2 (полицейские). Для нас это явилось неожиданностью. Тем более, что низкий уровень самопонимания (почти 40%) показали клиенты психологической службы, задачей которых, казалось бы, является рефлексия своей жизненной ситуации, самопознание, высокий самоинтерес, ведущие к самопониманию. С целью уточнения данных, и во избежание искажения результатов, испытуемым были предложены дополнительные методики, а также увеличено количество респондентов в ЭГ2. Однако результаты оказались устойчивыми, преобладание участников с

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

психологические науки

Фараонова Ольга Викторовна, Вязникова Любовь Федоровна ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМОПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ ...

высоким уровнем самопонимания в группе полицейских сохранилось.

С опорой на типологию копингов Лазаруса [9] нами был проведен анализ особенностей выбора проблемно-ориентированных (ПО) и эмоционально- ориентированных (ЭО) копингов у представителей всех групп. Были получены следующие данные: в группе клиентов (ЭГ1) преобладают эмоционально-ориентированные копинги такие как самоконтроль (С), положительная переоценка П), принятие ответственности (ПО), конфронтация(К), бегство-избегание (Б-И) и дистанцирование (Д), и в малой степени представлены проблемно- ориентированные копинги, такие как поиск решения проблем (ПРП), поиск социальной поддержки (ПСП).

Соотношение копингов в группах представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Соотношение копинг- стратегий в экспериментальных группах (в процентах)

ЭГ1 ЭГ2 ЭГ3

ЭО 81% 59% 54%

ПО 19% 41% 46%

Необходимо сказать, что в этой части исследования, наши предположения не оправдались. Ожидаемыми результатами были высокие показатели выбора проблемно-ориентированных копингов у представителей ЭГ2 (полицейских), демонстрирующие высокий УСМП. Однако, их показатели незначимо отличаются от показателей ЭГ3 (ЛПП), и демонстрируют преобладание выбора эмоциональных копингов, тогда как респонденты 3 группы (помогающие профессии) заняли ведущую позицию в выборе ПО копингов - 46%.

Также, представляет интерес выбор участниками ЭГ3 (ЛПП) доминирующего копинга Поиска Социальной поддержки (ПСП). Это может объясняться тем, что они сами являются представителями служб социальной поддержки, (социальные работники, педагоги, врачи). Возможно, здесь мы соприкоснулись с таким явлением, как идентификация с профессией, с клиентами. Это тем более интересно, т.к. возникает следующее противоречие: в ходе заполнения анкет, отвечая на вопросы «Нуждаюсь ли я в психологической помощи?», эта группа участников в своем большинстве на вопросы отвечала отрицательно. Представители указанной группы по сравнению с предыдущими участниками эксперимента оказались наименее ориентированы на контакт с психологом, что подтвердили результаты контент-анализа сочинений.

Данная категория лиц относит себя к психологически подготовленной аудитории, представляющей в собственном лице «психологов», отрицающих потребность в поиске социальной поддержки со стороны специалистов-консультантов. Однако, по данным социально-психологического анамнеза, многие респонденты этой группы прямо или косвенно переживают эксквизитные ситуации.

Необходимо заметить, что данная группа испытуемых, несмотря на высокую самооценку собственного психологического уровня и самоанализа самопонимания, показала наименее выраженные связи самопонимания с продуктивными копинг-стратегиями. Полученные данные еще предстоит осмыслить и изучить на следующих этапах работы.

Для более полного анализа полученных результатов, мы рассмотрели особенности распределения эмоционально- и проблемно-ориентированных копингов у респондентов трех групп с разным уровнем самопонимания. Полученные данные представлены в таблице 3.

Как видно из представленной таблицы 3, у подавляющего большинства респондентов 1 и 2 группы доминируют в основном, эмоционально-ориентированные копинги, и только в группе 3 имеет место определенный баланс в соотношении эмоционально- и проблемно-ори-

ентированных копингов.

Таблица 3 - Соотношение эмоционально- и проблемно-ориентированных копингов у респондентов с разным уровнем самопонимания (в процентах)

Проведенный анализ не позволяет подтвердить наше предположение о том, что высокий уровень самопонимания всегда способствует выбору копингов, ориентированных на решение проблем. Это еще раз свидетельствует о том, что сущность многоаспектна, а полученные результаты предполагают дополнительное исследование.

В процессе исследования для проверки сходства или различий показателей самопонимания по уровням использовался метод Н-критерий Крускала-Уоллиса.

Нэмп. = {[12 : N(N+1)] • : ш)} - 3^+1). Т.к. (Нэмп.=65) > (Нкр.0,05=34) (р>о,о5), то между выборками различия по уровню исследуемого признака есть. Следовательно, обнаружена достоверность различий в показателях трех экспериментальных групп и обоснованность их разделения на подгруппы. Такие же значения (р>о,о5) достоверности различий обнаружены и в группе ЭГ2 и ЭГ3.

Затем нами была проведена проверка сходства показателей конструктивных и деструктивных копингов в каждой из групп с высоким, средним и низким уровнем самопонимания. Использование L-критерия Пейджа позволило нам определить наиболее значимые по рангу копинги. На рисунке 1,2,3 представлены гистограммы соотношения копингов в трех группах.

Рисунок 1 - Соотношение выбираемых копингов в ЭГ1(клиенты) с высоким уровнем самопонимания

Рисунок 2 - Соотношение выбираемых копингов в ЭГ 1(клиенты) со средним УСПМ

159

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3(20)

Фараонова Ольга Викторовна, Вязникова Любовь ФедоровнаИ ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ САМОПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ ..

psychological science

Рисунок 3 - Соотношение выбираемых копингов в ЭГ1(клиенты) с низким УСПМ

В группе 1 у респондентов с высоким уровнем само-понимния по значимости копинги распределились в следующем порядке:

на первом месте - Поиск Социальной Поддержки -40%;

на втором - Самоконтроль - 30%; на третьем - Положительная Переоценка - 30% Все указанные копинги являются конструктивными, что подтверждает гипотезу о том, что респонденты с высоким уровнем самопонимания выбирают конструктивные копинг-стратегии.

В ЭГ2 (высокий уровень самопонимания) копинги представлены более широко и распределены по рангам значимости в указанном порядке:

на первом месте - Поиск Решения Проблем - 36%; на втором - Самоконтроль - 27%; на третьем - Принятие Ответственности - 14% на четвертом - Положительная Переоценка - 11%, далее - по значениям Поиск Социальной Поддержки и Конфронтативный копинг.

ЭГ3: распределение копингов Поиск Социальной Поддержки - 45% (самый большой показатель в выборке);

- Самоконтроль - 33;

- Положительная Переоценка и принятие Ответственности - по 11%;

Исследование групп со средним уровнем самопонимания. позволило сделать вывод, что уже на среднем уровне к группе респондентов полиции со средним уровнем самопонимания добавляется характеристика Д-Дистанцирование, несмотря на то, что она имеет невысокий ранг по сравнению с остальными. Исследование групп с низким уровень самопонимания. показало, что появились деструктивные копинги: Бегство-Избегание, Дистанцирование, Конфронтативный Копинг, что подтвердило нашу гипотезу о том, что респонденты с высоким уровнем самопонимания выбирают конструктивные копинги, респонденты с низким уровнем самопонимания - деструктивные. Таким образом, действительно необходимо признать, что особенности самопонимания влияют на копинг-поведение личности в сложной жизненной ситуации. Приведем еще несколько доказательств:

ЭГ1. Высокий уровень самопонимания: - доминирует Поиск Решения Проблем - 36%, Самоконтроль -27%, тогда как деструктивные копинги на этом этапе вовсе отсутствуют - Дистанцирование, Конфронтативный, Бегство-Избегание - 0%. С понижением уровня самопонимания мы наблюдаем рост процентных соотношений деструктивных копингов. В группе со средним уровнем самопонимания Конфронтативный копинг вырастает уже до 11%, а Дистанцирование достигает 22%, у клиентов с низким уровнем самопонимания добавляется копинг Бегство-Избегание - 8%.. Те же тенденции мож-

но наблюдать в ЭГ2 и ЭГ3. Так, в ЭГ3 с высоким уровнем самопонимания лидируют Самоконтроль, Поиск Социальной Поддержки, Положительная переоценка, - далее в процентах (56%, 33%,44% соответственно). Средний уровень самопонимания обеспечивает только 37% - Принятие Ответственности, и 25% Положительной Переоценки, при 37%, 25%, - Конфронтации, Бегство-Избегании. У полицейских с низким уровнем самопонимания -Дистанцирование и Бегство - Избегание вырастают до 14%, что еще раз подтверждает нашу гипотезу. Несколько раскачивают устойчивость тенденции результаты в группе полицейских-ЭГ2. Уже у представителей со средним уровнем самопонимания мы неожиданно наблюдаем рост конструктивных копингов, несмотря на снижение уровня самопонимания, который затем только усиливается. При низком уровне самопонимания достаточно большой процент конструктивных копингов: Поиск Социальной Поддержки, Принятие ответственности достигает 50%, что составляет рост показателя, при этом деструктивные копинги растут незначительно. Это еще раз доказывает необходимость постоянного обращения в исследованиях и практической деятельности к идеям феноменологического подхода.

Таким образом, наше предположение о том, что особенности самопонимания, а именно его уровни, в сложной жизненной ситуации взаимосвязаны с выбираемыми личностью копинг-стратегиями, подтвердилось. При высоком уровне самопонимания наиболее вероятен выбор конструктивных копингов, таких, как Поиск Решения Проблемы, Принятие Ответственности, Поиск Социальной Поддержки. Практически для всех групп респондентов с высоким и средним уровнем самопонимания характерен высокий Самоконтроль, что обеспечивает саморегуляцию деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брушлинский, А. В. О критериях субъекта /

A. В. Брушлинский // Психология субъекта профессиональной деятельности. - Москва-Ярославль, 2001. - С. 5-23.

2. Брюхова, Н. Г. Влияние самопонимания на принятие решений юношами и девушками: дисс. канд. пси-хол. наук / Н. Г. Брюхова. - Астрахань, 2007. - 175с.

3. Знаков, В. В. Три традиции психологических исследований - три типа понимания / В. В. Знаков // Вопросы психологии. - 2009. (№ 4). - С. 14-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Киршбаум, Э. И., Еремеева, А. И. Психологическая защита / Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева. - Владивосток: Издательство Дальневосточного ун-та, 1993. - 104с.

5. Леонтьев, Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов / А. Н. Леонтьев // Психология стресса и со-владающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. - Кострома. 2010. Т. 2. - С. 40-42.

6. Пузько, В. И. Становление идеи самопонимания в контексте современной социокультурной ситуации (феноменолого-герменевтический аспект): дисс. канд. филос. наук / В. И. Пузько. - Владивосток, 1998. - 212с. .

7. Столин, В. В. Самосознание личности /

B. В. Столин. - М.: МГУ, 1983. - 248с.

8. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин; Изд. Инст. Психотерапии, 2005. - 496с.

9. Lazarus, R. S., Folkman, S. Stress, appraisal and Coping. / R.S. Lazarus, S Folkman. - N.Y. Springer publishing Company, 1984.

Статья поступила в редакцию 01.08.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

360

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.