- Анализ потребностей рынка труда региона в специалистах, заканчивающих колледж;
- Проведение Ярмарок вакансий, Дней карьеры, презентаций организаций и иных мероприятий;
- Информирование студентов о ситуации на рынке труда, существующих вакансиях и программах трудоустройства посредством размещения объявлений на стендах и на сайте колледжа;
- Проведение научно-практических конференций, семинаров соответствующей тематической направленности.
В ходе беседы с сотрудниками колледжа стало известно, что Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников в полном объеме выполняет только аналитическую и информационную функции, координационная и консультационная функция выполняются частично.
Также преподаватели считают важным решение проблемы с производственной практикой, большинство обучающихся проходят её на базе колледжа т.к. представители компаний и организаций не заинтересованы в привлечении молодых специалистов к работе в своих фирмах.
Для более точного понимания проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования было проведено анкетирование обучающихся выпускных курсов.
Все обучающиеся, принявшие участие в анкетировании, выпускаются в этом году, и именно для них сейчас наиболее остро стоит вопрос о дальнейшем трудоустройстве.
Из проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
1. Большинство обучающихся (64%) не уверенны в том, будут ли они работать по специальности.
2. Обучающиеся колледжа не могли позволить себе работать по специальности во время учёбы.
3. Лишь малая часть будущих выпускников (7%) уже определилась с местом работы. Остальные же обучающиеся только планируют осуществлять поиск работы.
4. Практически три четверти опрошенных выпускников придерживаются мнения, что учебное заведения должно содействовать трудоустройству своих студентов.
5. Основная часть обучающихся на данный момент не определилась пойти работать или открыть собственное дело.
6. Меньшая часть практикантов остались довольны результатом прохождения практики. Для третьей части обучаю-
Библиографический список
щихся (34%), производственная практика оказалась бесполезной.
7. С точки зрения обучающихся, на базе колледжа проводится очень мало мероприятий, способствующих трудоустройству будущих выпускников.
Опираясь на приведенные выше выводы, а также учитывая результаты аналогичных работ, можно утверждать, что выпускники в процессе трудоустройства сталкиваются с определенными трудностями, в том числе и психологического характера, что требует разработки грамотной программы содействия трудоустройству молодых специалистов [4; 5].
В качестве возможных способов решения проблемы, можно предложить следующее:
1. Разработать программу психологического сопровождения обучающихся в течение всего периода обучения, направленную на формирование профессионального самосознания специалиста, с целью последующей оптимизации психологической адаптации молодых людей в результате трудоустройства.
2. Заключение взаимовыгодных договоров с работодателями, заинтересованных в привлечении студентов-практикантов образовательных организаций среднего профессионального образования для прохождения производственной практики на базе предприятий.
3. Поиск работодателей готовых направлять абитуриентов для прохождения целевого обучения с дальнейшим трудоустройством.
4. Разработка и внедрение программ дуального (совместно с потенциальными работодателями) обучения, для начала по самым востребованным специальностям.
5. Создание и ведение информационной web-страницы образовательной организации, содержащей актуальные вакансии по программам подготовки и список выпускников, нуждающихся в содействии по трудоустройству. Также предлагать эти вакансии выпускникам и помогать им в процессе взаимодействия с потенциальным работодателем.
Таким образом, комплексное решение проблемы возможно в случае возникновения посредников между представителями студенчества и работодателей в виде хорошо организованных центров содействия трудоустройству в рамках образовательных организаций среднего профессионального образования, которые позволят в первую очередь осуществлять психологическую помощь и не только выпускникам, но и студентам, начиная с первого курса.
1. Данилев Д.П. Маливанов Н.Н. Многоуровневая подготовка высококвалифицированных технических специалистов. Alma mater: Вестник высшей школы. 2014; 5: 71 - 76.
2. Прокопьева А.П. Толмачева В.В. Проблемы организации и трудоустройства молодежи. Теоретические и прикладные аспекты социальной педагогики и социальной работы: сборник студенческих и школьных проектов. Редакторы: Ю.О. Галущинская, О.А. Некрасова. Шадринск: ШГПИ, 2009: 160 - 163.
3. Жигадло А. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект. Высшее образование в России. 2007; 10: 108 - 112.
4. Григорьева Т.Н. Колледж и работодатель. Специалист. 2013; 6: 24 - 25.
5. Иванов В. Безопасное трудоустройство. На что обратить внимание при просмотре вакансий. Системный администратор. 2013; 3: 78 - 82.
References
1. Danilev D.P. Malivanov N.N. Mnogourovnevaya podgotovka vysokokvalificirovannyh tehnicheskih specialistov. Alma mater: Vestnik vysshej shkoly. 2014; 5: 71 - 76.
2. Prokop'eva A.P. Tolmacheva V.V. Problemy organizacii i trudoustrojstva molodezhi. Teoreticheskie iprikladnye aspekty social'nojpedagogiki isocial'nojraboty: sbornik studencheskih i shkol'nyh proektov. Redaktory: Yu.O. Galuschinskaya, O.A. Nekrasova. Shadrinsk: ShGPI, 2009: 160 - 163.
3. Zhigadlo A. Kachestvo podgotovki i trudoustrojstvo molodyh specialistov: sociologicheskij aspekt. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007; 10: 108 - 112.
4. Grigor'eva T.N. Kolledzh i rabotodatel'. Specialist. 2013; 6: 24 - 25.
5. Ivanov V. Bezopasnoe trudoustrojstvo. Na chto obratit' vnimanie pri prosmotre vakansij. Sistemnyj administrator. 2013; 3: 78 - 82.
Статья поступила в редакцию 20.07.17
УДК 159
Borisova N.M., postgraduate, Department of Age-Related Psychology n.a. L.F. Obukhova, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
RELATIONSHIP OF PERSONAL CHARACTERISTICS AND COPING IN ADULTHOOD. The article presents a review of research over 2007-2017, whose goal was to study the connection between personality characteristics of different levels and the choice the preferred coping strategies; a brief analysis of the approaches of the authors to consider the personal predicates of coping behavior in adulthood (from 20 to 60 years); the specifics of the current directions of research of coping in the foreign and domestic
psychology. In general, Russian research is aimed at identifying patterns and principles of the functioning of coping and its correlation with personal characteristics, while foreign ones are more applied in nature: they focus on a specific problem, a stressful situation, as well as the specifics of the deployment of coping processes and personal characteristics in its context.
Key words: coping, coping behavior, coping strategies, personality characteristics, locus of control, family coping, dyadic coping.
Н.М. Борисова, аспирант каф. возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой, Московский государственный
психолого-педагогический университет, г. Москва, Е-mail: [email protected]
СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И КОПИНГА ВО ВЗРОСЛОСТИ
В статье представлен обзор исследований за период 2007 - 2017 гг., целью которых было изучение связи личностных характеристик разного уровня и выбора предпочитаемых копинг-стратегий; дан краткий анализ подходов авторов к рассмотрению личностных предиктов совладающего поведения во взрослости (в диапазоне от 20 до 60 лет); выделены особенности актуальных направлений исследований копинга в зарубежной и отечественной психологии. В целом отечественные исследования направлены на выявления закономерностей и принципов функционирования копинга и его соотношения с личностными характеристиками, зарубежные носят более прикладной характер: в центре их внимания стоит конкретная проблема, стрессовая ситуация, а также особенности развертывания копинг-процессов и личностных характеристик в ее контексте.
Ключевые слова: копинг, совладающее поведение, копинг-стратегии, личностные характеристики, локус контроля, семейный копинг, диадический копинг.
Понятие копинг было введено в научную среду в 1962 г. американским исследователем Л. Мерфи, в рамках работы над способами преодоления детьми возрастных кризисов. С тех пор подходы к определению понятия копинга расширились. С точки зрения эго-ориентированного подхода Н. Хаан и Д. Вейллан-та копинг трактуется как способ психологической защиты для снятия напряжения. Интегральный подход Р Мус определяет копинг как предрасположенное поведение и реакцию на стресс. С точки зрения концепции соответствия когнитивной оценки и совладания В. Конвей и Д. Терри - копинг представляет собой динамичный процесс, выбор поведения в котором определяется степенью развитости конфликта и в целом складывающейся ситуацией, в которой оказался субъект [1, с. 185]. Анализ теорий показывает, что эффективное исследование копинга возможно только при учете личностных характеристик человека.
Проблема копинга становилась предметом исследования Е. Хейма, Р. Лазаруса, С. Фолкмана и др. Из отечественных авторов большое внимание копингу уделяли Н.А. Сирота, Л.И. Ан-цыферова, А.А. Бородина, В.М, Ялтонский и др., работы которых стали классикой исследований копинг-стратегий [2]. В связи с увеличением стресса в повседневной жизни эта тема привлекает внимание современных исследователей в России и за рубежом. При этом значительная роль отводится взаимосвязи личностных черт человека и предпочитаемых стратегий совладания. Изучение вопроса позволит прогнозировать копинг-реакции субъекта, исходя из его личностных черт, а также глубже понимать механизмы интегративной работы личности как субъекта деятельности.
Реализация механизмов копинг-поведения тесно связана с полем социального взаимодействия и личностными характеристиками субъекта, определяющими особенности его межличностного взаимодействия. В последние годы были проведены исследования, раскрывающие особенности взаимовлияния со-владания и черт межличностного взаимодействия субъекта. Так, в исследовании М.А. Кленовой и Е.С. Панкратовой, проводившихся в 2015 г. на выборке в возрасте от 20 до 40 лет, использовавших опросник Кетелла, было выявлено: для лиц, характеризующихся конформностью в социальном взаимодействии, характерен выбор копинг-стратегий вступления в социальный контакт и поиска социальной поддержки; в то же время общительность и высокий уровень самоконтроля личности позволяют прибегать к стратегии ассертивных действий. Эмоциональная неустойчивость связывается исследователями с совладанием через импульсивные действия. Людям с высоким уровнем тревожности присущи амбивалентные копинг-реакции: в сочетании с робостью и озабоченностью это приводит к копинг-стратегии избегания, а под давлением сильного стресса и беспокойства личность способна прибегать к агрессивным действиям [3, с. 67].
В исследованиях А.К. Акименко 2013-2015 гг. поднимался вопрос влияния локуса контроля респондентов на совладающее поведение. Респонденты 19-36 лет были поделены на подгруппы (с экстернальным и интернальным локусами контроля). Было выявлено, что для подгруппы с экстернальным локусом контроля характерно: предпочтение пассивных контактных и активных избегающих копинг-стратегий; положительные взаимосвязи со
стратегиями бегство-избегание, дистанцирование, конфронтация; пассивное подчинение условиям среды, пассивное выжидание внешних изменений как способы адаптации к стрессу; предпочтение стратегий активного ухода от контакта с фрустирующей средой или ситуацией. Для подгруппы с интернальным локусом контроля характерна ориентация на стратегии принятия ответственности, планирования решения проблемы, самоконтроля. Им «...свойственно развитое чувство субъективного контроля за негативными событиями, что проявляется в стремлении брать ответственность на себя и отвечать за происходящее» [4, с. 156]. Большую роль в снижении влияния стрессора оказывает целенаправленный анализ ситуации, планирование алгоритма собственных действий и его воплощение с учетом прошлого опыта и ресурсов. При адаптации к стрессу представители этой группы предпочитают стратегии активного изменения среды и себя, таким образом, на первый план выходит активная позиция, связанная с внутренней перестройкой самой личности.
В рамках связи копинга и личностных характеристик, обусловливающих особенности социальной активности субъекта, интерес представляют исследования, рассматривающие проблему как коллективного копинга, реализующегося на базе групп людей, объединенных единой деятельностью, так и диадическо-го копинга пар.
Изучению влияния социально-психологических характеристик личности на выбор копинг-стратегий (индивидуальных и групповых) посвящено исследование З.Р Совмиз 2016 г. на выборке спортсменов от 18 до 28 лет. Исследователем рассматривался вопрос, какие характеристики позволяют выбирать адаптивные стратегии совладания, а какие - приводят к выбору дезадаптивного копинга в группе. Было выявлено, что решающее воздействие на выбор коллективного копинга оказывает социальный и эмоциональный интеллект субъекта. Высокий уровень развития социального интеллекта помогает избежать деза-даптивных стратегий совладания в коллективе. Еще более значимым является показатель эмоционального интеллекта, который напрямую корреллирует с выбором адаптивных индивидуальных и коллективных стратегий: «его компоненты действуют в обоих направлениях, делая более вероятным применение конструктивных копинг-стратегий и менее вероятным - деструктивных» [5, с. 145]. В то же время высокий уровень развития эмпатии повышает вероятность выбора дезадаптивных стратегий коллективного копинга, что автор связывает с тем, что чрезмерно эмпа-тийное отношение к членам группам приводит к возобладанию эмоциональных аргументов в принятии решений над рациональными.
Спецификой исследования влияния копинг-стратегий на характер межличностного взаимодействия в семье, проведенного Т.И. Бонкало [6] в 2009 г. на выборке 94 семей, является рассмотрение диадического копинга как результата совмещения индивидуальных копинг-стратегий супругов. Исследователем сформулированы четыре типа диадического копинга для семейных пар: идентичный (оба супруга используют одну стратегию копинга), конгруэнтный (используются различные стратегии, но относящиеся к одному типу), комплементарный (выбор взаимодополняющих способов совладания), неколониарный
(применение несовместимых копинг-стратегий). Наличие ко-плементарного или конгруэнтного типа диадического копинга в семье способствует развитию доверительных отношений между супругами, сочетается с партнерским стилем взаимоотношений, эмпатийностью и легкостью в общении. Семьи с неколониарным типом диадического копинга, напротив, характеризуются напряженными межличностными взаимоотношениями, у супругов преобладают агрессивные стили решения проблем и соперничество как доминирующая форма межличностного взаимодействия. Похожая картина складывается в семьях с идентичным типом диадического совладания. Однако в случае выбора супругами конструктивных типов совладающего поведения (поиск решения проблемы) предпочитаемым стилем межличностного взаимодействия является сотрудничество, хотя коммуникативная обстановка в семье может все равно характеризоваться как напряженная. В целом, данное исследование позволяет предполагать, что тип диадического совладания оказывает влияние на выбираемые стили межличностного взаимоотношения супругами.
Поведение субъекта, реализуемое типичными для него ко-пинг-стратегиями, зависит от интеллектуальных возможностей и направленности личности на анализ жизненной ситуации. Способность и желание субъекта преодолевать неопределенность путем сбора информации, предсказания последствий собственных действий и готовности идти на риск оказывают значительное влияние на выбор стратегий совладания.
Вопросу реализации интеллектуально-личностного потенциала человека в стратегиях совладания посвящено исследование Т.В. Корниловой, проведенное в 2010 г. на выборке 19-25 лет. Автором проверялись предположения о взаимосвязи академического (вербального) интеллекта, а также личностной установки на интеллектуальный рост и личностных свойств саморегуляции с продуктивными копинг-стратегиями. В ходе исследования были выявлены положительные связи проблемно-ориентированного копинга с саморегуляцией, рациональностью и готовностью к риску, а также с представлениями респондентов о необходимости интеллектуального развития. При этом значимых связей между академическим интеллектом и продуктивным копингом не установлено, а была выявлена отрицательная связь со стратегией избегания, а также отрицательная связь между практическим интеллектом и проблемно-ориентированным копингом. Полученные данные позволяют говорить, что ведущая роль в предпочтении проблемно-ориентированного копинга принадлежит направленности личности к преодолению неопределенности, как через саморегуляцию, так и через саморазвитие, которое напрямую связано с прогностическим потенциалом субъекта: «принятие неопределенности, и нацеленность на максимальную информированность одновременно выступают личностными предпосылками предпочтения продуктивных стилей совла-дания с трудностями» [7, с. 54]. В то же время академический интеллект играет роль фильтра, который способствует отказу от непродуктивных копинг-стратегий. Практический интеллект, в силу своей тесной привязанности к социальному контексту ситуации, напротив, препятствует реализации проблемно-ори-ентированого копинга.
Е.М. Трещенкова и И.Б. Дерманова в 2013 г. исследовали взаимосвязь копинга и степень осмысленности жизни в рамках экзистенциальной психологии на выборке респондентов 20-50 лет [8]. В понятие осмысленности исследователи включают способность личности к самоактуализации, проявляющаейся через установку на преодоление личностной неопределенности посредством иерархизации жизненных ценностей, а также прогнозирование отсроченных результатов собственной деятельности. Результаты исследования показали, что испытуемые с высоким уровнем осмысленности жизни более автономны, ориентированы на настоящее, стремятся к самореализации. В качестве копинг-стратегии предпочитают использовать конструктивные способы разрешения конфликтной или стрессовой ситуации (планировать решение проблемы или переоценивать факты). При низком уровне осмысленности жизни доминирует ориентация на избегание, установление новых контактов происходит труднее, контактность и экстраверсия снижены, а уровень ней-ротизма повышен. Исследователи делают вывод, что людям с высоким уровнем осмысленности жизни присущи целеполага-ние, ориентация на результат, они стремятся не просто жить настоящим, а осознавать, зачем живут и что делают, им присущи более эффективные копинг-механизмы. При низкой осмысленности жизни большую роль в самореализации личности играет развитость коммуникативных характеристик, в то время как при
высокой осмысленности на первое место выступает поиск собственного жизненного пути и автономность.
Исследование связи копинга и личностных черт за рубежом происходит в связи с медициной и психиатрией, с разрешением кризисных ситуаций, когда стрессором выступает не только критическая жизненная ситуация, но и тяжелая болезнь. В условиях преодоления стресса, вызванного факторами, находящимися за пределами субъективного контроля, вопрос влияния личностных черт на успешность копинга особенно важен.
В рамках исследований 2012-2016 гг. копинга у онкобольных V. Tschuschke, G. Karadaglis, K. Evangelou [9] рассматривали влияние предпочитаемых копинг-стратегий у пациентов в возрасте от 34 до 74 лет на личностную эффективность и процесс адаптации к лечению. Было установлено, что использование пассивных копинг-стратегий, ориентированным на отвлечение и избегание, отрицательно сказывалось на эффективности терапевтического процесса и затрудняло адаптацию пациентов. Пациенты, использовавшие активные стратегии совладания (поиска социальной поддержки, когнитивное реструктурирование ситуации, повышение «боевого духа»), показали значительный рост адаптации и сопротивляемости болезни (копинг, ориентированный на избегание и отвлечение, снизился, а доля конструктивных стратегий выросла).
Е. Solove, G.G Fisher, Wanberg и K. J. Kraiger в 2015 г. исследовали копинг-стратегии людей, недавно потерявших работу (средний возраст участников - 52 года) [10]. Выбор копинг-стра-тегии зависит от личностных ресурсов (самооценка, удовлетворенность жизнью, социальная поддержка): при позитивной оценке копинг-ресурсов преобладает проблемно-ориентированный копинг, при низкой - эмоционально-ориентированная стратегия совладания. При этом под проблемно-ориентированным копингом понимается умышленное смягчение или устранение влияния стрессора, принимаются меры для устранения причины проблемы. При безработице это может быть получение дополнительного образования, поиск новой работы или переезд в другой город с перспективами трудоустройства. Такой копинг, по результатам данного исследования, является наиболее эффективным при поиске работы и восстановлении на работе [11].
Остро стоит вопрос о реализации копинг-стратегий у взрослых, подвергшимся в детстве насилию, как физическому, так и психологическому. K. Sesar, N. Simic, M. Barisic (2010 г.) на выборке от 20 до 26 лет выявили связь между жестоким обращением с детьми и предпочитаемыми копинг-стратегиями во взрослости [12]. В случае родительского безразличия предпочитаемым является эмоционально-ориентированный копинг. В целом для таких людей характерно использование менее эффективных стратегий борьбы со стрессом, но вместе с тем устойчивое отрицательное отношение к копинг-стратегии избегания. Однако авторы считают, что, хотя избегание не относится к числу конструктивных, в вышеописанных случаях она может дать положительный результат при социальной адаптации личности. Стратегия избегания позволит преодолеть застревание жертв насилия на психотрав-мирующих переживаниях.
Активно за рубежом занимаются исследованиями ко-пинг-стратегий мигрантов для смягчения переселенческого стресса и более быстрой адаптации. Ben C.H. Kuo в 2011 г. на выборке респондентов от 20 до 75 лет выявил, что уровень этнической идентичности напрямую влияет на предпочитаемые копинг-стратегии [13]: мигранты с высоким уровнем этнической идентичности чаще прибегают к стратегиям поиска социальной поддержки и проблемно-ориентированному копингу, чем люди с низким уровнем этнической идентичности. Копинг выступает формирующим фактором адаптации к новым социальным условиям, а также посредником (медиатором) между давлением новой среды и процессом психосоциальной адаптации мигрантов. Можно заключить: использование активных и проблемно-ориентированных копинг-стратегий способствует положительной адаптации и эмоциональному благополучию мигрантов, а использование копинг-стратегий избегания мешает адаптации и может привести к негативным последствиям.
Таким образом, современное исследование копинга ведется одновременно с разных позиций. Ряд исследователей стремится выявить личностные характеристики, обусловливающие предпочтение или отказ от тех или иных копинг-стратегий, другие анализируют, как реализация продуктивного и непродуктивного совладания влияет на формирование личности и ее черт. Заслуживает внимания уклон в сторону исследования коллективных копинг-стратегий, так как развертывание любых психических
процессов происходит не в вакууме, а в практически существующей социальной реальности, где личность находится под давлением социума и вынуждена учитывать мнения и действия других людей, а также консолидировать усилия для совместного преодоления коллективного стресса. Межличностные взаимоотношения характеризуются высокой степенью неопределенности, что делает особенно актуальными исследования, рассматривающие взаимосвязь стратегий совладания и личностного прогнозирова-
Библиографический список
ния. В целом отечественные исследования направлены на выявления закономерностей и принципов функционирования копинга и его соотношения с личностными характеристиками, в то время как зарубежные носят более прикладной характер. В центре внимания зарубежных исследователей стоит прежде всего конкретная проблема, стрессовая ситуация, а также особенности развертывания копинг процессов и личностных характеристик в ее контексте.
1. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008; 4: 184 - 187.
2. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. Санкт-Петербург: Издательство СПбГМУ, 2009.
3. Кленова М.А., Панкратова Е.С. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности и доминирующих копинг-стра-тегий. Альманах современной науки и образования. 2015; 8 (98): 66 - 68.
4. Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016; Т. 5; № 2: 151-157.
5. Совмиз З.Р. Взаимосвязь индивидуальных и командных копинг-стратегий с личностными и социально-психологическими характеристиками субъектов групповой деятельности. Вестник АГУ. 2016; 3: 142 - 146.
6. Бонкало Т.И. Особенности диадических копинг-стратегий супругов в семьях разного уровня функциональной дееспособности. Известия Самарского научного центра РАН. 2009; Т. 11; № 4 (6):. 1476 - 1480.
7. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010; 1: 46-57.
8. Трещенкова Е.М., Дерманова И.Б. Самореализация и копинг-механизмы у взрослых с разной степенью осмысленности жизни. Научные исследования выпускников фак-та психологии СПбГУ. 2013; Т. 1; № 1: 38 - 243.
9. Tschuschke V., Karadaglis G., Evangelou K., Gräfin von Schweinitz C. Psychological Stress and Coping Resources during Primary Systemic Therapy for Breast Cancer. Results of a Prospective Study. Geburtshilfe Frauenheilkd. 2017 Feb; 77 (2): 158 - 168.
10. Solove, E., Fisher, G.G. & Kraiger, K.J Coping with Job Loss and Reemployment: A Two-Wave Study. Journal of Business and Psychology. September 2015, Vol. 30, Is. 3: 529 - 541.
11. McKee-Ryan F.M., Song Z., Wanberg C.R., Kinicki A.J. Psychological and physical well-being during unemployment. J. of Applied Psychology. 2005. 90: 53 - 76.
12. Sesar K., Simic N., Barisic M. Multi-type Childhood Abuse, Strategies of Coping, and Psychological Adaptations in Young Adults. Croat Med J. 2010 Oct; 51(5): 406 - 416.
13. Kuo B. C.H. Coping, acculturation, and psychological adaptation among migrants: a theoretical and empirical review and synthesis of the literature. Health Psychol Behav Med. 2014 Jan 1; 2(1): 16 - 33
References
1. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayuschego povedeniya: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2008; 4: 184 - 187.
2. Isaeva E.R. Koping-povedenie ipsihologicheskaya zaschita lichnosti v usloviyah zdorov'ya ibolezni. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGMU, 2009.
3. Klenova M.A., Pankratova E.S. Vzaimosvyaz' individual'no-psihologicheskih osobennostej lichnosti i dominiruyuschih koping-strategij. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2015; 8 (98): 66 - 68.
4. Akimenko A.K. Vzaimosvyaz' strategij sovladayuschego povedeniya i social'no-psihologicheskih harakteristik lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2016; T. 5; № 2: 151-157.
5. Sovmiz Z.R. Vzaimosvyaz' individual'nyh i komandnyh koping-strategij s lichnostnymi i social'no-psihologicheskimi harakteristikami sub'ektov gruppovoj deyatel'nosti. Vestnik AGU. 2016; 3: 142 - 146.
6. Bonkalo T.I. Osobennosti diadicheskih koping-strategij suprugov v sem'yah raznogo urovnya funkcional'noj deesposobnosti. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2009; T. 11; № 4 (6):. 1476 - 1480.
7. Kornilova T.V. Intellektual'no-lichnostnyj potencial cheloveka v strategiyah sovladaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya. 2010; 1: 46-57.
8. Treschenkova E.M., Dermanova I.B. Samorealizaciya i koping-mehanizmy u vzroslyh s raznoj stepen'yu osmyslennosti zhizni. Nauchnye issledovaniya vypusknikov fak-ta psihologii SPbGU. 2013; T. 1; № 1: 38 - 243.
9. Tschuschke V., Karadaglis G., Evangelou K., Gräfin von Schweinitz C. Psychological Stress and Coping Resources during Primary Systemic Therapy for Breast Cancer. Results of a Prospective Study. Geburtshilfe Frauenheilkd. 2017 Feb; 77 (2): 158 - 168.
10. Solove, E., Fisher, G.G. & Kraiger, K.J Coping with Job Loss and Reemployment: A Two-Wave Study. Journal of Business and Psychology. September 2015, Vol. 30, Is. 3: 529 - 541.
11. McKee-Ryan F.M., Song Z., Wanberg C.R., Kinicki A.J. Psychological and physical well-being during unemployment. J. of Applied Psychology. 2005. 90: 53 - 76.
12. Sesar K., Simic N., Barisic M. Multi-type Childhood Abuse, Strategies of Coping, and Psychological Adaptations in Young Adults. Croat Med J. 2010 Oct; 51(5): 406 - 416.
13. Kuo B. C.H. Coping, acculturation, and psychological adaptation among migrants: a theoretical and empirical review and synthesis of the literature. Health Psychol Behav Med. 2014 Jan 1; 2(1): 16 - 33
Статья поступила в редакцию 18.07.17
УДК 159.9
Malyukov S.G., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Altai Branch of Pushkin Leningrad State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Malyukova E.V., Cand. of Sciences (Philology), Altai Branch of Pushkin Leningrad State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Ledenev D.V., senior teacher, Altai Branch of Pushkin Leningrad State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
CORRECTION OF AGGRESSIVE MANIFESTATIONS IN BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH HYPOPLASIA OF THE INTELLECT AS THE DIRECTION OF SOCIALIZATION. The article focuses on the study of a problem of correction of aggressive manifestations in behavior of teens with the underdevelopment of the intellect as one of the areas of socialization. The authors state that despite the fact that different aspects of deviant behavior have been the subject of research in general and special psychology, the study of the specifics of aggressive behavior manifestations of adolescents with hypoplasia of intelligence is particularly important to determine the ways of its normalization in the context of socialization. The article clarifies the aggressive manifestations of