процессов происходит не в вакууме, а в практически существующей социальной реальности, где личность находится под давлением социума и вынуждена учитывать мнения и действия других людей, а также консолидировать усилия для совместного преодоления коллективного стресса. Межличностные взаимоотношения характеризуются высокой степенью неопределенности, что делает особенно актуальными исследования, рассматривающие взаимосвязь стратегий совладания и личностного прогнозирова-
Библиографический список
ния. В целом отечественные исследования направлены на выявления закономерностей и принципов функционирования копинга и его соотношения с личностными характеристиками, в то время как зарубежные носят более прикладной характер. В центре внимания зарубежных исследователей стоит прежде всего конкретная проблема, стрессовая ситуация, а также особенности развертывания копинг процессов и личностных характеристик в ее контексте.
1. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008; 4: 184 - 187.
2. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. Санкт-Петербург: Издательство СПбГМУ, 2009.
3. Кленова М.А., Панкратова Е.С. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности и доминирующих копинг-стра-тегий. Альманах современной науки и образования. 2015; 8 (98): 66 - 68.
4. Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016; Т. 5; № 2: 151-157.
5. Совмиз З.Р Взаимосвязь индивидуальных и командных копинг-стратегий с личностными и социально-психологическими характеристиками субъектов групповой деятельности. Вестник АГУ. 2016; 3: 142 - 146.
6. Бонкало Т.И. Особенности диадических копинг-стратегий супругов в семьях разного уровня функциональной дееспособности. Известия Самарского научного центра РАН. 2009; Т. 11; № 4 (6):. 1476 - 1480.
7. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в стратегиях совладания. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010; 1: 46-57.
8. Трещенкова Е.М., Дерманова И.Б. Самореализация и копинг-механизмы у взрослых с разной степенью осмысленности жизни. Научные исследования выпускников фак-та психологии СПбГУ. 2013; Т. 1; № 1: 38 - 243.
9. Tschuschke V., Karadaglis G., Evangelou K., Gräfin von Schweinitz C. Psychological Stress and Coping Resources during Primary Systemic Therapy for Breast Cancer. Results of a Prospective Study. Geburtshilfe Frauenheilkd. 2017 Feb; 77 (2): 158 - 168.
10. Solove, E., Fisher, G.G. & Kraiger, K.J Coping with Job Loss and Reemployment: A Two-Wave Study. Journal of Business and Psychology. September 2015, Vol. 30, Is. 3: 529 - 541.
11. McKee-Ryan F.M., Song Z., Wanberg C.R., Kinicki A.J. Psychological and physical well-being during unemployment. J. of Applied Psychology. 2005. 90: 53 - 76.
12. Sesar K., Simic N., Barisic M. Multi-type Childhood Abuse, Strategies of Coping, and Psychological Adaptations in Young Adults. Croat Med J. 2010 Oct; 51(5): 406 - 416.
13. Kuo B. C.H. Coping, acculturation, and psychological adaptation among migrants: a theoretical and empirical review and synthesis of the literature. Health Psychol Behav Med. 2014 Jan 1; 2(1): 16 - 33
References
1. Kryukova T.L. Psihologiya sovladayuschego povedeniya: sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2008; 4: 184 - 187.
2. Isaeva E.R. Koping-povedenie ipsihologicheskaya zaschita lichnosti v usloviyah zdorov'ya ibolezni. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGMU, 2009.
3. Klenova M.A., Pankratova E.S. Vzaimosvyaz' individual'no-psihologicheskih osobennostej lichnosti i dominiruyuschih koping-strategij. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2015; 8 (98): 66 - 68.
4. Akimenko A.K. Vzaimosvyaz' strategij sovladayuschego povedeniya i social'no-psihologicheskih harakteristik lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2016; T. 5; № 2: 151-157.
5. Sovmiz Z.R. Vzaimosvyaz' individual'nyh i komandnyh koping-strategij s lichnostnymi i social'no-psihologicheskimi harakteristikami sub'ektov gruppovoj deyatel'nosti. Vestnik AGU. 2016; 3: 142 - 146.
6. Bonkalo T.I. Osobennosti diadicheskih koping-strategij suprugov v sem'yah raznogo urovnya funkcional'noj deesposobnosti. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2009; T. 11; № 4 (6):. 1476 - 1480.
7. Kornilova T.V. Intellektual'no-lichnostnyj potencial cheloveka v strategiyah sovladaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya. 2010; 1: 46-57.
8. Treschenkova E.M., Dermanova I.B. Samorealizaciya i koping-mehanizmy u vzroslyh s raznoj stepen'yu osmyslennosti zhizni. Nauchnye issledovaniya vypusknikov fak-ta psihologii SPbGU. 2013; T. 1; № 1: 38 - 243.
9. Tschuschke V., Karadaglis G., Evangelou K., Gräfin von Schweinitz C. Psychological Stress and Coping Resources during Primary Systemic Therapy for Breast Cancer. Results of a Prospective Study. Geburtshilfe Frauenheilkd. 2017 Feb; 77 (2): 158 - 168.
10. Solove, E., Fisher, G.G. & Kraiger, K.J Coping with Job Loss and Reemployment: A Two-Wave Study. Journal of Business and Psychology. September 2015, Vol. 30, Is. 3: 529 - 541.
11. McKee-Ryan F.M., Song Z., Wanberg C.R., Kinicki A.J. Psychological and physical well-being during unemployment. J. of Applied Psychology. 2005. 90: 53 - 76.
12. Sesar K., Simic N., Barisic M. Multi-type Childhood Abuse, Strategies of Coping, and Psychological Adaptations in Young Adults. Croat Med J. 2010 Oct; 51(5): 406 - 416.
13. Kuo B. C.H. Coping, acculturation, and psychological adaptation among migrants: a theoretical and empirical review and synthesis of the literature. Health Psychol Behav Med. 2014 Jan 1; 2(1): 16 - 33
Статья поступила в редакцию 18.07.17
УДК 159.9
Malyukov S.G., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Altai Branch of Pushkin Leningrad State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Malyukova E.V., Cand. of Sciences (Philology), Altai Branch of Pushkin Leningrad State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
Ledenev D.V., senior teacher, Altai Branch of Pushkin Leningrad State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
CORRECTION OF AGGRESSIVE MANIFESTATIONS IN BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH HYPOPLASIA OF THE INTELLECT AS THE DIRECTION OF SOCIALIZATION. The article focuses on the study of a problem of correction of aggressive manifestations in behavior of teens with the underdevelopment of the intellect as one of the areas of socialization. The authors state that despite the fact that different aspects of deviant behavior have been the subject of research in general and special psychology, the study of the specifics of aggressive behavior manifestations of adolescents with hypoplasia of intelligence is particularly important to determine the ways of its normalization in the context of socialization. The article clarifies the aggressive manifestations of
adolescents with hypoplasia of intelligence: the weakness of the mechanisms of regulation of their behavior, reduction of volitional processes, increasing suggestibility, and the weakening of restraining control, which, in turn, hinder the socialization that leads to higher risk of illegal actions. In accordance with the identified features of aggressive manifestations in behavior of pupils the underdevelopment of the intellect, the author offers the methodical recommendations aimed at the correction of aggressive manifestations in behavior. In conclusion, it is proved that the efficiency of correction of the disturbed behavior of these adolescents is dependent on the legal aspects, when questions about the well-being of the environment in which the child lives will be addressed at the state level.
Key words: socialization of personality, underdevelopment of intellect, aggressiveness, techniques for prevention of aggressive manifestations, prevention of violations.
С.Г. Малюков, канд. юрид. наук, доц. Алтайского филиала Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
Е.В. Малюкова, канд. филол. наук Алтайского филиала Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
Д.В. Леденев, ст. преп. Алтайского филиала Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье рассматривается проблема коррекции агрессивных проявлений в поведении подростков с недоразвитием интеллекта как одно из направлений социализации. Авторы утверждают, несмотря на то, что разные аспекты ненормативного поведения являлись предметом исследования в общей и специальной психологии, изучение особенностей агрессивных проявлений в поведении у подростков с недоразвитием интеллекта является особенно значимым для определения путей его нормализации в рамках социализации личности. В статье выяснены особенности агрессивных проявлений подростков с недоразвитием интеллекта: слабость механизмов регуляции за своим поведением, снижение волевых процессов, повышение внушаемости, ослабление сдерживающего контроля, которые, в свою очередь, мешают социализации личности, что ведет к повышению риска противоправных действий. В соответствии с выявленными особенностями агрессивных проявлений в поведении школьников с недоразвитием интеллекта, авторы предлагают методические рекомендации, направленные на коррекцию агрессивных проявлений в поведении. В заключении утверждается, что результативность коррекции нарушенного поведения данных подростков зависит от правовых аспектов, когда вопросы о благополучии среды, в которой живет ребенок, будут решаться на государственном уровне.
Ключевые слова: социализация личности, недоразвитие интеллекта, агрессивность, приемы по профилактике агрессивных проявлений, профилактика нарушений.
Поведение человека представляет собой сложную систему отношений с окружающими его людьми, где известную роль играют стереотипы личностного реагирования, сформированные под влиянием воспитания, а также присущие личности индивидуально-типологические свойства, унаследованные генетически и формирующиеся прижизненно в структуру характера [1].
Нарушения поведения изучались в рамках клинической картины заболевания либо его остаточных явлений, раскрывая зависимость между патологией нервной системы и нарушением поведения. Также исследовались формы нарушенного поведения в рамках социально-психологического аспекта, в результате чего было выявлено, что нарушенное поведение возникает не только из-за органических поражений головного мозга, оно во многом детерминировано индивидуально-психологическими особенностями личности, складывающимися в процессе ее социализации. При этом подчеркивается, что на формирование нарушенного поведения подростков влияют, прежде всего, особенности личности (характер, способности, темперамент) подростка, а также социально-психологические и психиатрические факторы.
Агрессивность как возрастной механизм был рассмотрен Б. Кристианом [2], который высказал предположение о том, что в определенные периоды жизни человека агрессивные проявления являются реакцией на определенные условия среды, но при этом они не являются реакцией на определенные условия среды, но при этом они не являются патологией.
Таким образом, несмотря на то, что разные аспекты ненормативного поведения являлись предметом исследования в общей и специальной психологии, изучение особенностей агрессивных проявлений в поведении у подростков с недоразвитием интеллекта, по нашему мнению, является особенно значимым для определения путей его нормализации в рамках социализации личности. Нарушения поведений подростков, как правило, связаны с комплексным воздействием биологических и социально-психологических причин. Доминирование того или другого вида причин при возникновении агрессивного поведения определяется состоянием ЦНС человека, а также условиями окружающей среды. Детерминированность биологических причин в становлении агрессивных проявлений в поведении оказывает влияние на формирование патологически выраженных агрессивных проявлений поведения, проявляющемся в бо-
лее грубых, устойчивых действиях, которые труднее поддаются коррекции.
Говоря об агрессивных проявлениях в поведении подростков с недоразвитием интеллекта, стоит отметить следующее: агрессивные проявления подростков с недоразвитием в общем схожи с агрессивными проявлениями в поведении школьников с нормальным интеллектуальным развитием, но отличаются грубостью, стереотипностью, устойчивостью. Другой немаловажной особенностью агрессивных проявлений подростков с недоразвитием интеллекта является слабость механизмов регуляции за своим поведением. В результате органического поражения головного мозга, как следствие, снижение волевых процессов, повышение внушаемости, ослабление сдерживающего контроля, которые, в свою очередь, мешают социализации личности, что ведет к повышению риска противоправных действий.
Было выявлено, что агрессивные проявления подростков с недоразвитием интеллекта имеют ряд особенностей: при агрессивных проявлениях подростки (мальчики) неуправляемы и опасны. Причём особую опасность они представляют на уроках труда, когда в руках у них оказывались колющие, режущие, тяжелые предметы. Вместе с тем, существует мнение о том, что агрессивные всплески носят патологический характер, то есть, происходят на фоне неясного сознания. Интересным фактом является неуправляемость, истериоформный компонент с большей грубостью и гротескностью у девочек. Характерны крикливые рыдания, чрезмерная жестикуляция частое сочетание агрессии, направленной на других людей (набрасываются на обидчика, кусают его, плюют, рвут волосы и одежду) с агрессией, направленной на самого себя: падают на пол, бьются головой о стену [3,4]. Характерным признаком агрессивных проявлений у подростков с недоразвитием интеллекта является стремление к мучению, нанесению телесных повреждений, причем все это доставляет удовольствие [4, с. 37].
Что касается контроля агрессивных действий, то он невозможен со стороны интеллекта, невозможно управлять сильными, внезапно наступающими эмоциональными реакциями. Поэтому малейший повод может спровоцировать грубый всплеск агрессии.
Значимым фактором является связь агрессивных проявлений с половым созреванием. Патология влечений связана с агрессивными вспышками, что приводит к тяжелой неуправляе-
мости своим поведением, антисоциальных эксцессов с видимой жестокостью. Также агрессия сопровождается вегетативными реакциями (резкое покраснение кожи, головная боль, повышение температуры). Кроме этого, существуют определенные ситуации, провоцирующие агрессию, что является также особенностью агрессивного поведения подростков с недоразвитием интеллекта: насмешки окружающих по поводу их интеллектуальной неполноценности, сиротство, стыд за родителей, которые оказываются алкоголиками и т. д., подростковые черты (ущемление самолюбия, самоутверждение) [5, с. 52].
В соответствии с выявленными особенностями агрессивных проявлений в поведении школьников с недоразвитием интеллекта, можно предложить методические рекомендации, направленные на коррекцию агрессивных проявлений в поведении.
Правильное и уместное использование педагогических средств, приемов позволяют корригировать нарушенное поведение подростков с недоразвитием интеллекта. Основой коррекции нарушенного поведения подростков с недоразвитием интеллекта является коррекция с привлечением медико-социально-психологических мероприятий и недопущение ситуаций, провоцирующих агрессивные проявления.
Имеет смысл выделить следующие направления коррекции агрессивных проявлений в поведении школьников с недоразвитием интеллекта: переориентация интересов учащихся, работа по профилактике нарушений в поведении.
Под переориентацией интересов школьников с недоразвитием интеллекта понимается перенос отрицательных агрессивных действий на нечто полезное. При этом достижение наилучшего результата будет зависеть от того, насколько предлагаемая по-
Библиографический список
лезная деятельность будет соотноситься с интересами учащихся, а также с их физиологическими особенностями. Так школьницам подросткового возраста можно предложить опеку учеников младших классов, украшение школы. Стоит привлекать мальчиков к трудовой деятельности, например, ремонт школьных помещений. Также можно предложить такие задания: дежурства по школе, помощь в столовой, в библиотеке и др. Школьникам с повышенной агрессивной возбудимостью имеет смысл предложить развивать спортивные интересы, поскольку спорт дает разрядку и полезный выход эмоциональной возбудимости. Немаловажной составляющей переориентации является художественная деятельность. По нашему мнению, необходимо позаботиться об организации кружковой деятельности (по интересам учащихся).
В качестве приёмов по профилактике агрессивных проявлений в поведении школьников с недоразвитием интеллекта могут быть предложены следующие виды занятий: воспитание положительных морально-нравственных качеств по отношению к людям, животным, природе, используя беседы, убеждения, внушения. В рамках профилактики нарушений поведения подростков с недоразвитием интеллекта имеет значение рассматривать трудовую деятельность как способ достижения социальной адаптации. Стоит предложить тренировочные занятия, на которых предлагать ситуации, заведомо вызывающие агрессивные проявления школьников, анализировать их поведение и предлагать модель неагрессивного выхода из данной ситуации.
Результативность коррекции нарушенного поведения подростков с недоразвитием интеллекта зависит от правовых аспектов, когда вопросы о благополучии среды, в которой живет ребёнок, будут решаться на государственном уровне.
1. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 1999.
2. Бютнер Кристиан. Жить с агрессивными детьми. Москва, 1991.
3. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Москва, 1988.
4. Личко А.Е. Психопатические расстройства у подростков. Ленинград, 1987.
5. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологическое и психиатрические аспекты. 1988. References
1. Maslou A.G. Motivaciya i lichnost'. Sankt-Peterburg, 1999.
2. Byutner Kristian. Zhit's agressivnymi det'mi. Moskva, 1991.
3. Lebedinskaya K.S., Rajskaya M.M., Gribanova G.V. Podrostki s narusheniyami v affektivnoj sfere. Moskva, 1988.
4. Lichko A.E. Psihopaticheskie rasstrojstva u podrostkov. Leningrad, 1987.
5. Kondrashenko V.T. Deviantnoe povedenie u podrostkov: social'no-psihologicheskoe i psihiatricheskie aspekty. 1988.
Статья поступила в редакцию 18.07.17
УДК 37.015.3
Solovieva E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Bokacheva O.N., educator, Stavropol Presidential Cadet College (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF TEACHERS IN THE FORMATION OF STRESS RESISTANCE. The article is dedicated to a problem of professional stress and its negative consequences in the work of a teacher. The authors indicate at the necessity of forming stress resistance as the integrative properties of the personality of the teacher, characterized by the necessary degree (self) adaptation to the effects of extreme factors of professional activity, presents the results of the conducted psychological research on the implementation of the program of psychological support of teachers in shaping their stress. The authors concluded that introduction of the program of psychological teachers in elucidation of formation of the accompaniment led to improvement of well-being, sleep, mood and overall emotional well-being, relationships with others, and a significant improvement in the situation of responding to stress productivity, as evidenced by the recorded positive dynamics of all the studied us indicators and reviews.
Key words: professional stress, psychological health, psychological adaptation, stress resistance, psychological support of teachers, psychological correction.
Е.В. Соловьева, канд. психол. наук, доц., доц. каф. педагогики и психологии профессионального образования,
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
О.Н. Бокачева, воспитатель, ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Статья посвящена проблеме профессионального стресса и его негативных последствий в деятельности педагога. Авторами обозначена необходимость формирования стрессоустойчивости как интегративного свойства личности педагога, характеризующегося необходимой степенью ее (личности) адаптации к воздействию экстремальных факторов профессиональной деятельности, представлены результаты проведенного психологического исследования по реализации программы