Научная статья на тему 'Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов'

Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1533
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕР&SHY / ВИЧНОЕ И ВТОРИЧНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕРМАНЕНТНЫЙ ПРОЦЕСС САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРОФЕССИИ / САМО&SHY / УТВЕРЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИИ / «Я»-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ / «I»-CONCEPT OF PERSONALITY / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / THE PREFERRED TYPE OF ACTIVITY / PRIMARY AND SECONDARY SELF- DETERMINATION / PERMANENT PROCESS OF SELF-DETERMINATION IN THE PROFESSION / SELF-ASSERTION IN THE PROFESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурасулов Тимур Давранович

В статье представлено исследование ряда вопросов, касающихся профессионального самоопреде­ления студентов-психологов. Показана роль «Я»-концепции личности в выборе профессии и пред­почтительной деятельности в профессии психолога. Предложена модель влияния «Я»-концепции на перманентный процесс профессионального самоопределения студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS

This paper describes the study of a number of issues relating to professional self-determination of psychology students. The role of «I»-concept of the individual in choosing a career, and preferred activities in the profession of a psychologist. The model of the influence of the «I»-concept in a permanent process of professional self-determination of psychology students is offered.

Текст научной работы на тему «Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 159.9:331.101.3 DOI 10.12737/1835

I ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ I СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Абдурасулов Тимур Давранович, кандидат психологических наук, torve@mail.ru,

Институт мировых цивилизаций, Москва, Российская Федерация

В статье представлено исследование ряда вопросов, касающихся профессионального самоопределения студентов-психологов. Показана роль «Я»-концепции личности в выборе профессии и предпочтительной деятельности в профессии психолога. Предложена модель влияния «Я»-концепции на перманентный процесс профессионального самоопределения студентов-психологов.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, предпочтительный вид деятельности, первичное и вторичное самоопределение, перманентный процесс самоопределения в профессии, самоутверждение в профессии, «Я»-концепция личности

Исследование проблем профессионального самоопределения свидетельствует о том, что каждый человек, исходя из своих индивидуальных особенностей, имеет свое профессиональное предназначение [2]. Этим объясняется тот факт, что люди в зависимости от своих личностных качеств неодинаково владеют одной и той же профессией. Следовательно, чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности и быть конкурентоспособным специалистом, необходимо вовремя определить «свое» место внутри конкретной сферы деятельности. Занимая «свое» профессиональное место, человек будет иметь возможность наиболее полно реализовать себя в профессии и самоутвердиться в ней как специалист.

В настоящее время, в условиях высокой конкуренции на рынке услуг, для современного специалиста важно не только освоение компетенций в той или иной сфере деятельности, но и осознание своих возможностей, своей «Я»-концепции применительно к конкретной деятельности. Выбор сферы деятельности во многом зависит от того, как человек осознает и оценивает свои возможности в конкретном виде труда. Несмотря на то, что профессиональная пригодность формируется в процессе практики, значение выбора предпочтительной деятельности внутри профессии на этапе профессиональной подготовки недооценивать нельзя.

Наше представление о профессиональном самоопределении сводится к тому, что оно

представляет собой процесс выбора профессии и определение в соответствии с «Я»-концепцией своего места в ней, сопровождающийся последующей самореализацией и самоутверждением личности в профессиональной деятельности. Представляя собой перманентный процесс, профессиональное самоопределение включает в себя следующие основные этапы:

1) выбор профессии как решение задач первичного самоопределения;

2) процесс овладения профессией в ходе профессионального обучения, когда осуществляется усвоение профессиональных знаний, вхождение в профессию и идентификация с ней;

3) определение конкретного вида деятельности (предпочтительной деятельности) в рамках выбранной профессии в соответствии с «Я»-концепцией личности как решение задач вторичного самоопределения;

4) практическое осуществление профессиональной деятельности, приводящее к самореализации в профессии и профессиональному самоутверждению личности.

Основу стремления личности реализовать

себя в профессии и добиться определенных результатов в профессиональной деятельности составляет потребность в самоутверждении. Утверждаясь в профессии, человек проявляет свою индивидуальность, свое «Я». Наиболее полно личность раскрывается в том, что для нее наиболее важно, значимо, к чему

51

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

она стремится особенно сильно и настойчиво, отмечал В.Н. Мясищев [4]. Поэтому стремление к самоутверждению в профессиональной сфере сопровождается высокими результатами и профессиональной зрелостью специалиста. Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, проявлении человеком индивидуальности в ходе осуществления деятельности. «Самоутверждение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных особенностей, личностных детерминант» [5, с. 391].

В связи с этим нами была предпринята попытка исследовать вопрос о роли «Я»-концепции в профессиональном самоопределении и выборе конкретной специализации в профессии психолога. Исследование проводилось в течение 2007—2012 годов и охватывало 240 респондентов. Эмпирическая база включала в себя абитуриентов и студентов первого, третьего и пятого курсов дневного отделения факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; психолого-педагогического факультета Московского государственного областного гуманитарного института (г. Орехо-во-Зуево); Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета; студентов отделения психологии Российского государственного университета туризма и сервиса и отделения психологии Московского психолого-социального института (филиал в г. Люберцы).

Первым этапом нашего исследования стало выявление содержательных характеристик «Я»-концепции абитуриентов, поступающих на психологические факультеты вузов. В качестве диагностического средства была использована методика «Кто Я?», разработанная М. Куном и Т. Макпартлендом. Обработка полученной информации осуществлялась методом контент-анализа. При обработке результатов диагностики абитуриентов мы использовали модификацию обработки Т.В. Румянцевой, которая предлагает выделять следующие содержательные стороны «Я»-концепции: «Социальное Я», «Коммуникативное Я», «Материальное Я», «Физическое Я», «Деятельное Я», «Перспективное Я», «Рефлексивное Я» и два самостоятельных показателя: проблемная идентичность и ситуативное состояние [6]. В результате анализа мы увидели, что значительная доля ответов была отнесена к «Рефлексивному Я», содержание которого отражало личностные характери-

стики, особенности характера, описание индивидуального стиля поведения, персональные характеристики, эмоциональное отношение к себе и др. Остальные содержательные характеристики «Я»-концепции были представлены значительно меньше. Это позволило нам предположить, что «Я»-концепция студен-тов-психологов представляет собой устойчивое личностное образование с преобладанием характеристик социально-психологического содержания. Устойчивые характеристики «Я»-концепции определяют профессиональный выбор, а отличительные характеристики — выбор конкретной специализации в рамках выбранной профессии.

Исследование содержательных характеристик «Я»-концепции студентов-психологов в начале, середине и конце обучения мы проводили также с помощью опросника «Кто Я?». В результате исследования было выявлено, что содержание «Я»-концепции испытуемых представляет собой следующую картину (см. таблицу).

Таблица

Сравнительный анализ содержательных характеристик «Я»-концепции студентов-психологов по методике «Кто Я?»

Содержательные характеристики «Я» 1 курс 3 курс 5 курс

Социальное «Я» 42% 36% 31%

Психологическое «Я» 36% 37% 41%

Профессиональное «Я» 9% 9% 12%

Физическое «Я» 7% 12% 8%

Нравственное «Я» 5% 5% 6%

Материальное «Я» 1% 1% 2%

Как видно из таблицы, содержание «Я»-концепции студентов-психологов на всем протяжении профессионального обучения демонстрирует устойчивую систему представлений о себе с преобладанием социально-психологических характеристик.

В целях более детального изучения «Я»-концепции испытуемых нами были изучены структурные компоненты «Я»-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. В качестве методического обеспечения были взяты опросники, положительно зарекомендовавшие себя в исследованиях подобного рода: «Личностный дифференциал» и Q-сортировка, адаптированные в психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, «Полярные профили», опросник самоактуализации личности (САМОАЛ) и опросник Т. Лири, методика исследования самоотношения

52 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов

Рис. 1. Характеристики когнитивного компонента «Я»-концепции студентов-психологов в процессе профессионального обучения

Р.С. Пантелеева (МИС) и самооценки Т.В. Дембо—С. Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан и собственной модификации, опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА)

К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А.К. Осницкого, методика исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования (модификация методики С.А. Будасси), а также тесты уверенности в себе В.Г. Ромека и смысложизненных ориентаций (СЖО)

Д.А. Леонтьева.

Результаты данного этапа исследования показали широкое разнообразие самохарактеристик, свойственных будущим психологам. При анализе результатов, полученных при изучении когнитивного компонента, наряду с индивидуальным многообразием самопредставлений были обнаружены характеристики, общие для студентов всех курсов. Эти характеристики отражены на рис. 1.

Результаты, полученные при исследовании эмоционально-оценочного компонента «Я»-концепции представлены на рис. 2.

-1 курс Как видно на рисунке, часть характе-

-з курс ристик являются общими для студентов-5 курс психологов в течение всего периода обучения. Эти характеристики имеют место наряду с индивидуальными характеристиками, отмеченными студентами-пси-хологами в качестве значимых для себя.

Поведенческий компонент, как показали результаты исследования, включает также наличие общих особенностей «Я»-концепции, хотя в целом характеризуется большим разнообразием самоописаний. Общие характеристики поведенческого компонента «Я»-концепции студентов-психологов представлены на рис. 3.

“1 курс “3 курс ■"5 курс

Адаптация Самоприятие

Приятие

других

Интернальность Уверенное поведение

Рис. 3. Особенности поведенческого компонента «Я»-концепции студентов-психологов в ходе профессиональной подготовки

Рис. 2. Характеристики эмоционально-оценочного компонента, сохраняющие устойчивый характер на протяжении обучения в вузе

Таким образом, результаты данного этапа исследования позволили нам сделать вывод о том, что ряд характеристик «Я»-концепции студентов-психологов сохраняют устойчивый характер на протяжении всего периода обучения. Особенности «Я»-концепции студентов-психологов взаимосвязаны с профессиональным выбором и оказывают влияние на выбор профессии. Этот факт был доказан в исследовании в результате использования дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова и опросника Дж. Холланда по определению профессионально ориентированного типа личности [3, 7]. Корреляционный анализ показал достоверную связь отдельных составляющих «Я»-концепции (авторитет у сверстников, уверенность в себе, обаятельность, дружелюбие и об-щительность^ с профессиональным выбором.

" 1 курс “3 курс "5 курс

53

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

клиническая психология психология развития и ... социальная психология § i $ ъ и ± с о психология управления психология труда и ... <и S а. ct

Рис. 4. Влияние «Я»-концепции на профессиональное самоопределение студентов-психологов в процессе

профессиональной подготовки

Существенное влияние на профессиональный выбор оказали такие особенности «Я»-концепции студентов-психологов, как открытость, высокая эмоциональная устойчивость, адекватное оценивание качеств своего характера, общительность и умение контролировать свои эмоции (по U-критерию Манна-Уитни).

При выборе профессии человек, как правило, руководствуется определенными мотивами, являющимися надежным регулятором поведения. Эти мотивы обычно бывают окрашены в конкретные эмоциональные переживания. Эти переживания являются показателем внутреннего соответствия профессионального выбора личностным и индивидуально-психологическим качествам человека, влияющим

54

на выбор профессии и предпочтительного вида деятельности в ней.

Используя методику «Мотивы выбора профессии» (отечественный аналог методики К. Замфир «Изучение мотивации профессиональной деятельности») и методику «Мотивы обучения в вузе» Т.И. Ильиной, нами была проанализирована мотивационная составляющая «Я»-концепции студентов-психологов. В результате выявилась отчетливая внутренняя положительная мотивация к овладению профессией у первого и третьего курсов. На пятом курсе преобладают внешние положительные мотивы (возможность использовать профессиональные умения вне работы, социальный престиж, заработная плата и т. д.). Диагностика мо-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

Исследование профессионального самоопределения студентов-психологов

тивации обучения в вузе выявила преобладание на первом курсе мотивации приобретения знаний. На третьем курсе одинаково максимально преобладают мотивы приобретения знаний и получения диплома. На пятом курсе доминирует мотив приобретения знаний, что позволяет все же предполагать удовлетворенность выбранной профессией. Выявленная мотивация показала тесную взаимосвязь с устойчивыми характеристиками «Я»-концепции студентов-психологов, от среднего уровня значимости p<0,05 до высокого p<0,01 (по Спирмену).

Самоопределение в профессии через самовыражение присущей человеку индивидуальности является условием его профессионального самоутверждения. Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с требованиями профессиональной деятельности, которую он избрал для себя. Выбор конкретной специализации внутри профессиональной деятельности позволяет человеку реализовать свою индивидуальность и утвердиться в профессии.

Поэтому именно выбор профессии и определение в процессе профессиональной подготовки соответствующей специализации, на наш взгляд, являются наиболее важными, основными этапами профессионального самоопределения личности. Если на этих этапах профессионального самоопределения человек не сможет правильно определиться в соответствии с осо-

бенностями своей «Я»-концепции и пойдет работать, то его профессиональная деятельность может быть сопряжена со срывами, неудачами и неудовлетворенностью самом собой. Выбор конкретной специализации должен базироваться на учете и осуществлении личностных возможностей своего «Я» посредством внутренне согласованных представлений о себе и собственных усилий по отношению к самому себе.

Чтобы наглядно представить процесс профессионального самоопределения, мы изобразили его в виде модели, которая представлена на рис. 4.

Как видно, наиболее выраженные компоненты «Я»-концепции студентов-психологов оказывают влияние на профессиональное самоопределение и дальнейшее самоопределение в рамках выбранной профессии. Факторы, оказывающие наиболее значимое влияние на профессиональное самоопределение и выбор специализации, выделены на модели. Среди этих факторов — социальное «Я» и психологическое «Я», как характеристики когнитивного компонента, адекватная и завышенная самооценка, уверенное поведение и внутренние индивидуально значимые мотивы поведения. Эти показатели, таким образом, определяют выбор профессии, а наличие различных индивидуально -психологических характеристик является основой выбора предпочтительного вида деятельности внутри профессии.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

2. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. Избранные труды. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. 57 с.

4. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 426 с.

5. Психология и педагогика / Под общ. ред. В.А. Сластенина, В.П. Каширина. М.: Издательство Юрайт, 2013. 609 с.

6. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 176 с.

7. Holland J.L. Making vocational choices: A theory ofcareers // Englewood Cliffs, N. J., 1973. 320 p.

THE STUDY OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS

Timur D. Abdurasulov, Ph.D, torve@mail.ru,

Institute of World Civilizations, Moscow, Russian Federation

This paper describes the study of a number of issues relating to professional self-determination of psychology students. The role of «I»-concept of the individual in choosing a career, and preferred activities in the

55

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

profession of a psychologist. The model of the influence of the «I»-concept in a permanent process of professional self-determination of psychology students is offered.

Keywords: professional self-determination, the preferred type of activity, primary and secondary selfdetermination, permanent process of self-determination in the profession, self-assertion in the profession, «I»-concept of personality

References

1. Berns R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie [The development of self-concept and education.] Moscow: Progress [Progress Publishers], 1986. 422 p.

2. Gurevich K.M. Differencial’naja psihologija i psihodiagnostika. Izbrannye trudy. SPb.: Piter, 2008. 336 p.

3. Klimov E.A. Razvivajushhijsja chelovek v mire professij. [People in the developing world professions] Obninsk: Izd-vo «Printer» [Obninsk Publishing House of the «Printer»] 1993. 57 p.

4. Mjasishhev V.N. Lichnost’ i nevrozy. [Personality and neuroses] Leningrad, Leningrad State University, 1960. 426 p.

5. Psihologija i pedagogika [Psychology and Pedagogy] / Pod obshh. red. [edited by] V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. M.: Izdatel’stvo Jurajt, [Publishing house Yurayt], Moscow, 2013. 609 p.

6. Rumjanceva T.V. Psihologicheskoe konsul’tirovanie: diagnostika otnoshenij v pare [Psychological counseling: diagnosis in the couple]. Rech’, St. Petersburg: 2006. 176 p.

7. Holland J.L. Making vocational choices: A theory ofcareers // Englewood Cliffs, N. J., 1973. 320 p.

УДК 316 DOI 10.12737/1836

I ВСЕРОССИСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК МЕХАНИЗМ I ВЫЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор, проректор, заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, mosumo@mail.ru, Илюхина Галина Ивановна, начальник УМЦУМО по образованию в области сервиса и туризма, mosumo@mail.ru,

Варламова Анна Викторовна, аспирантка кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, аnna-varlam@list.ru,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кобелева Ольга Викторовна, Ученый секретарь Ученого совета, кандидат психологических наук, доцент, rguts1952@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрены приоритеты национального проекта «Образование», где основным направлением является развитие и совершенствование условий для выявления и поддержки талантливой молодежи. Приведены основополагающие регламенты организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад (ВСО) в Российской Федерации. Представлен анализ и обоснование мероприятий второго и третьего этапов ВСО, проведенных на базе высших учебных заведений в период с 2006 по 2013 год. Предложены направления по совершенствованию организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад.

Ключевые слова: Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО), молодежь, талантливая молодежь, механизм выявления и поддержки талантливой молодежи, направления по совершенствованию организации и проведения ВСО

Приоритетным направлением российского образования в последние годы стало развитие и совершенствование условий для выявления

и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Логическим продолжением многолетней работы в рамках федеральной целевой

56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.