№ 2 (92)_психология И ОБРАЗОВАНИЕ_февраль, 2022 г.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
САМОРЕФЛЕКСИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Наумов Александр Владиславович
студент,
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина,
РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: sasha_naumov@mail. ru
SELF-REFLECTION AS A DETERMINANT OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF THE PERSONALITY OF PSYCHOLOGIST STUDENTS
Alexander Naumov
student,
Leningrad State University named after A.S. Pushkin,
Russia, St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье изложены основные положения саморефлексии. Также описана динамика показателей психологического благополучия студентов-психологов на различных этапах обучения.
ABSTRACT
The article describes the main provisions of self-reflection. The dynamics of indicators of psychological well-being of psychology students at various stages of education is also described.
Ключевые слова: психологическое благополучие, саморефлексия, позитивная психология. Keywords: psychological well-being, self-reflection, positive psychology.
В настоящее время как в российском, так и мировом сообществе происходят интенсивные социально-экономические изменения, индикатором которых является уровень психологической устойчивости общества и его социально-психологического благополучия [4].
Основными психологическими проблемами современного российского общества на сегодняшний день являются: массовое чувство социальной несправедливости, незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, утрата смысла жизни и жизненных перспектив, широкая распространенность тревожности, депрессий, страхов и фобий, повышенная агрессивность, кризис идентичности и т.д. [2].
Наиболее уязвимой частью общества становятся студенческая молодежь, молодые люди, находящиеся на пороге самостоятельного функционирования и чье благополучие зависит как от отношения к себе и к своей жизни, так и от состояния общества в целом.
Интерес к изучению проблемы психологического благополучия личности обусловлен появлением «позитивной психологии» как нового течения в науке, в рамках которого ведутся поиски ответов на вопросы о субъективной природе счастья, благополучия, удовлетворенности и их источниках (М. Селигман,
А. Менегетти, Д.А. Леонтьев, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов и др.) [2].
Вместе с тем не секрет, что распространенной мотивацией выбора профессии психолога является решение собственных психологических проблем. Подготовка специалиста-психолога предполагает не только трансляцию знаний и приобретение умений и навыков, но и личностную готовность к реализации практической деятельности. Одним из профессионально важных качеств психолога является саморефлексия, которая позволяет проработать и разрешить свои психологические проблемы, что, в свою очередь, дает возможность психологу как будущему специалисту достигнуть личностной аутентичности, психологического благополучия, а также реализовать свой истинный потенциал [1; 3].
Таким образом, цель настоящего исследования: исследовать саморефлексию как детерминанту психологического благополучия личности студентов-психологов.
Гипотеза исследования: саморефлексия взаимосвязана с психологическим благополучием студентов-психологов.
В первую группу вошли 26 студентов психологического факультета первого курса, во вторую -24 студента психологического факультета третьего
Библиографическое описание: Наумов А.В. САМОРЕФЛЕКСИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ // Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2022. 2(92). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/13025
/А иМ^ЕЙБйМ:
психология и образ
курса, в третью - 21 студент психологического факультета шестого курса.
Так, в результате сравнительного анализа по методике «ОСО» - самоотношения были выявлены
значимые различия показателей самоотношения студентов-психологов первой и третей группы по следующим шкалам: «Ожидаемое отношение от других (III)» р<0,05, «Самообвинение (5)» р<0,05.
Таблица 1.
Сравнительный анализ уровней самоотношения
Шкалы Студенты- психологи 1 курса (п=26) Студенты- психологи 6 курса (п=21) ^критерий Стьюдента Р
М±т о М±т о
Шкала «Ожидаемое отношение от других (III)» 58,15±1,84 9,36 54,45±0,55 1,81 2,213 0,05
Шкала «Самообвинение (5)» 57,23±1,81 9,21 52,82±0,91 3,03 2,179 0,05
Это говорит о том, что изначально у студентов-психологов были слишком завышенные требования к тому, как к ним относится окружение. Скорее всего, изменившиеся значения отражают эмоциональное взросление, так как психологические дисциплины, помимо обучения, имеют и терапевтическую функцию посредством проекции учащегося на себя, это может подтверждать снижение самообвинения
Сравнительный анализ
респондентов, так как в процессе обучения будущий психолог прорабатывает собственные проблемы.
По результатам сравнительного анализа по методике «ОСО» второй и третьей группы были выявлены значимые различия показателей самоотношения по следующим шкалам: Шкала «Саморуководство (4)» р<0,05, «Самообвинение (5)» р<0,05.
Таблица 2.
уровней самоотношения
Шкалы Студенты- психологи 3 курса (п=24) Студенты- психологи 6 курса (п=21) ^критерий Стьюдента Р
М±т о М±т о
Шкала «Саморуководство (4)» 54,33±1,04 5,13 63,13±3,52 11,69 -2,355 0,05
Шкала «Самообвинение (5)» 57,03±1,46 7,15 52,82±0,91 3,03 2,429 0,05
Эти данные говорят о том, что в процессе обучения и взросления студенты-психологи чаще берут ответственность за свои решения, данный фактор можно говорить о том, что основным источником внутренней энергии, касающимся как деятельности, так и собственно личности, являются они сами. Также это говорит о том, что они лучше и эффективнее управляют своими эмоциями и переживаниями, а также контролируют их. Дальнейшее снижение самообвинения респондентов говорит о том, что
Сравнительный анализ
происходит дальнейшее и более эффективное про-рабатывание собственных проблем.
В результате сравнительного анализа по методике САМОАЛ - уровней самоактуализации респондентов первой и третьей группы были выявлены значимые различия показателей самоактуализации по следующим шкалам: «Ценности» р<0,05, «Автономность» р<0,05, «Спонтанность» р<0,05, «Самопонимание» р< 0,001.
Таблица 3.
уровней самоактуализации
Шкалы Студенты- психологи 1 курса(п=26) Студенты- психологи 6 курса(п=21) ^критерий Стьюдента Р
М±т о М±т о
Шкала «Ценности» 53,85±0,85 4,31 57,73±1,41 4,67 -2,362 0,05
Шкала «Автономность» 53,85±1,01 5,16 58,64±1,52 5,05 -2,621 0,05
Шкала «Спонтанность» 57,31±1,15 5,87 52,27±1,95 6,47 2,223 0,05
Шкала «Самопонимание» 53,08±0,87 4,91 60,45±1,57 5,22 -3,996 0,001
ЛД иЫМЕвШМ:
</у\ психология и образ
Результаты сравнительного анализа показывают, что в процессе обучения ценностные ориентации становятся более устойчивыми в связи с накоплением жизненного опыта и профессиональным становлением.
Более высокие показатели по шкале «Автономность» свойственны выпускникам, так как способность действовать самостоятельно развивалась в течение всего времени обучения.
Спонтанность студентов-психологов 6 курса снижается, так как процесс социализации в узком кругу завершен и собственное поведение контролируется и больше не фрустрируется моральной нормативностью, нежели на 1 курсе, так как респонденты стараются адекватно оценивать собственные действия и решения.
Повышение показателей самопонимания обуславливаются спецификой обучения студентов, так как специальность «психология» предполагает не только получение профессиональных знаний, но и проработку собственных проблем. Выпускники ориентируются на собственные потребности, им не свойственно подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.
В результате сравнительного анализа по методике САМОАЛ между респондентами первой и второй группы были выявлены значимые различия показателей самоактуализации по следующим шкалам: «Потребность в познании» р<0,05, «Креативность» р<0,05, «Спонтанность» р<0,05.
Таблица 4.
Сравнительный анализ уровней самоактуализации
Студенты- психологи 1 курса (П=26) Студенты- психологи 3 курса (П=24) ^критерий Стьюдента P
Шкалы М±т о М±т о
Шкала «Потребность в познании» 57,69±1,05 5,33 54,16±1,19 5,83 2,224 0,05
Шкала «Креативность» 56,92±1,11 5,67 53,75±0,92 4,48 2,203 0,05
Шкала «Спонтанность» 57,31±1,15 5,87 52,67±1,09 5,37 2,239 0,05
Высокая потребность в познании у студентов-психологов 1 курса объясняется вступлением в профессию, заинтересованностью в новой сфере и сменой ведущей деятельности, в связи с этим появляются новые способы реализовать себя, что объясняет высокие показатели креативности и спонтанности. Также возникает необходимость в самоактуализации студентов в ситуации изменения круга общения. Спонтанность выступает как поведение, выражающую свободное поведение в социальной среде среди
Сравнительный анализ
студентов для выражения собственных черт личности, тем самым проверяя актуальные нормы социума среди сверстников.
Также были получены данные о значимых различиях показателей самоактуализации между респондентами второй и третьей группы по следующим шкалам: «Ценности» р<0,05, «Самопонимание» р< 0,05.
Таблица 5.
уровней самоактуализации
Студенты- психологи 3 курса (П=26) Студенты- психологи 6 курса (П=21) ^критерий Стьюдента P
Шкалы М±т о М±т о
Шкала «Ценности» 54,17±0,83 4,08 57,73±1,41 4,67 -2,176 0,05
Шкала «Самопонимание» 55,83±1,03 5,04 60,45±1,57 5,22 -2,457 0,05
Полученные показатели говорят о том, что именно с 3 по 6 курс происходит активное развитие ценностей и самопонимания. Скорее всего, наполовину пройденный путь обучения формирует основные ценностные ориентации, которые сохраняются вплоть до выпуска из учебного заведения. Также сензитив-ность к собственным желаниям растет с каждым
курсом обучения, что означает постоянное развитие саморефлексии у студентов-психологов.
В ходе изучения интеркорреляционных взаимосвязей изучаемых показателей были обнаружены закономерности, представленные на рисунке 1, в виде корреляционной плеяды.
АимК/ЕРБиМ:
/у\ психология и образование
Примечания: на корреляционной плеяде представлены данные только со статистически значимыми показателями
1. Системная рефлексия - шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
2. Квазирефлексия - шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
3. Интроспекция - шкала методики «Дифференциальный тип рефлексии».
4. Самопонимание (7) - шкала методики «Опросник самоотношения».
5. Саморуководство (4) - шкала методики «Опросник самоотношения».
6. Самопонимание - шкала методики «Опросник самоотношения».
7. Автономность - шкала методики САМОАЛ.
8. Гибкость - шкала «Гибкость» в общении методики САМОАЛ.
9. Аутосимпатия - шкала методики САМОАЛ.
10. Креативность - шкала методики САМОАЛ.
11. Реан - интегральный показатель по методике «Мотивацияуспеха и боязнь неудач».
12. Ум - шкала «Ум, Способности» методики «Диагностика самооценки». Прямые связи:
Прямая связь (при р<0,001)
Прямая связь (прир<0,01) _
Прямая связь (при р<0,05) _
Также были получены значимые взаимосвязи в ходе корреляционного анализа. Ключевыми шкалами, имеющими большее количество значимых связей, являются: «Системная рефлексия», «Квазирефлексия» и «Интроспекция». Их взаимосвязь с такими шкалами, как «Самопонимание», «Гибкость в общении», «Аутосимпатия» и «Автономность», отражает основные составляющие психологического благополучия личности студентов-психологов. Развитие самопонимания позволяет студентам-психологам лучше разбираться в собственных мыслях, чувствах и эмоциях, что способствует повышению уверенности в собственной компетенции, так как эти навыки являются основными в работе психолога. Эти свойства вместе с развитием автономности позволяют респондентам более гибко налаживать
социальные контакты и обращать внимание на собственные мысли и чувства, которые возникают при взаимодействии с окружающими. Самопонимание и аутосимпатия позволяют студентам-психологам хвалить себя за удачно выполненные задачи и разбираться в проблемных зонах своей деятельности, а также позволяют уменьшить степень переживаний из-за малозначительных проблем и неудач.
В ходе исследования было выявлено, что саморефлексия имеет взаимосвязь с такими показателями психологического благополучия личности, как самопонимание, автономность, ценности, аутосим-патия и общение. В процессе обучения ценностные ориентации студентов-психологов становятся более устойчивыми в связи с накоплением жизненного
/А иМ^ЕЙБйМ:
психология и образ
опыта и профессиональным становлением. Развивается автономность, так как способность действовать самостоятельно развивалась в течение всего времени обучения из-за необходимости самостоятельно решать свои проблемы, а саморефлекия способствует более эффективно реализовывать эти процессы. Развитие самопонимания обуславливается спецификой обучения студентов, так как профессиональная
направленность студентов-психологов предполагает не только получение профессиональных знаний, навыков и умений, но и проработку собственных проблем.
Таким образом, было отображено, как меняется саморефлексия у студентов-психологов в процессе обучения, и основные детерминанты их психологического благополучия.
Список литературы:
1. Колышко А.М. Психология самоотношения : учеб. пособие. - Гродно, 2004. - 132 с.
2. Маралов В.Г., Маралова Т.П. Готов ли студент-психолог быть психологом? // Психология в вузе. - 2011. - № 1.
3. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М., 1993. - 97 с.
4. Юревич А.В. Динамика психологического состояния современного общества // Вестник Российской академии наук. - 2009. - № 2. - Т. 79.