Научная статья на тему 'Активность пользователя социальной сети (на примере Vk. Com) и особенности личностного самоопределения в юности'

Активность пользователя социальной сети (на примере Vk. Com) и особенности личностного самоопределения в юности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2155
316
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ЮНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / SOCIAL NETWORK / SPACE OF PERSONAL SELF-DETERMINATION / YOUTH / ACTIVITY OF A USER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаповаленко Артем Анатольевич

На теоретическом и эмпирическом уровне проанализированы интернети веб-сообщество как новый институт социализации, виртуальное пространство социальной сети как особое пространство личностного самоопределения в юности; показаны некоторые специфические черты этого пространства самоопределения, функции и способы.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шаповаленко Артем Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ACTIVE USAGE OF SOCIAL NETWORK (ON THE EXAMPLE OF VK.COM) AND PECULIARITIES OF PERSONAL SELF-DETERMINATION IN YOUTH

Internet and web-communities are analyzed on the theoretical and empirical levels, they are viewed as a new institution of socialization, while virtual space of a social network as a space of personal self-determination in youth; some specific features of this self-determination space are shown, its functions and ways are listed.

Текст научной работы на тему «Активность пользователя социальной сети (на примере Vk. Com) и особенности личностного самоопределения в юности»

УДК 316.37 ББК Ч 426-269

ГСНТИ 15.41.21

Код ВАК 19.00.05

Шаповаленко Артем Анатольевич,

аспирант, кафедра общей психологии, Факультет психологии, Российский государственный социальный университет; 107150, г. Москва, ул. Ивантеевская, д. 1, к. 6, кв. 42; e-mail: artem.shapovalenko@gmail.com

АКТИВНОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ VK.COM) И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная сеть; пространство личностного самоопределения; юность; активность пользователя.

АННОТАЦИЯ. На теоретическом и эмпирическом уровне проанализированы интернет- и вебсообщество как новый институт социализации, виртуальное пространство социальной сети как особое пространство личностного самоопределения в юности; показаны некоторые специфические черты этого пространства самоопределения, функции и способы.

Shapovalenko Artem Anatolievich,

Post-graduate Student of the Chair of General Psychology, Faculty of Psychology, Russian State Social University, Moscow, Russia.

ACTIVE USAGE OF SOCIAL NETWORK (ON THE EXAMPLE OF VK.COM) AND PECULIARITIES OF PERSONAL SELF-DETERMINATION IN YOUTH

KEY WORDS: social network; space of personal self-determination; youth; activity of a user.

ABSTRACT. Internet and web-communities are analyzed on the theoretical and empirical levels, they are viewed as a new institution of socialization, while virtual space of a social network as a space of personal self-determination in youth; some specific features of this self-determination space are shown, its functions and ways are listed.

К .

аждое поколение проходит свои путь социализации. Личность, будучи «современником определенного поколения», приобретает специфичные черты через приобщение к современным еИ сообществам (Б. Г. Ананьев). Институты социализации (семья, школа) не остаются неизменными, и особенно интенсивно процессы трансформации идут в последние десятилетия. Одни институты утрачивают социализирующие функции, на их место приходят другие, новые. Обратим внимание и на изменяющиеся условия бытия: пространственная и социальная мобильность, пребывание в виртуальном пространстве, возможность легко находить и менять группы поддержки и т. п.

Обретение идентичности, самоопределение личности является одним из значимых эффектов социализации. Юношеский возраст традиционно рассматривается как важнейший период формирования личности. Потребность молодого человека заявить о себе как о сформировавшейся личности в мире взрослых очень велика, но не всегда легко достижима.

Современную эпоху называют информационной эрой, эрой стремительного внедрения интернет-ресурсов во все сферы жизни. Интернет - это среда информационная, к тому же она предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Согласно масштабному исследованию мотивации обращения к Интернету (1), теперь он помогает удовлетворить большую

часть потребностей. В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технической системы, в том числе персонального компьютера (2).

Одним из новых современных способов приобщения к современной многоликой культуре, демонстрации своей особой ценностно-мировоззренческой позиции стало включение в ту или иную молодежную субкультуру (музыкальную, идеологическую, компьютерную и т. д.). Включение в новые общности и идентификация с различными группами запускают процесс социализации и неминуемо отражаются на внутренних инстанциях личности (5).

В Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ -групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества, а виртуальная реальность со всем ее практически безграничным информационным ресурсом все чаще рассматривается как «поле» самовыражения (4). Интернет (благодаря существованию в нем множества различных сообществ, а также благодаря тому, что он сам по себе является социальной реальностью), предоставляет новые по сравнению с ре-

© Шаповаленко А. А., 2013

альной жизнью возможности принадлежности к определенным социальным общностям (з). Такие особенности интернет-коммуникации, как анонимность, невидимость и безопасность, порождают уникальную возможность экспериментирования с собственной идентичностью, управления впечатлением о себе, создания виртуальной самопрезентации.

Говорят уже о том, что фактически складывается новая сфера существования личности - «публичная субъективность», реализуемая в многочисленных вариантах «виртуальной идентичности», которая становится и дополнением, и способом развития личности. В современных условиях необходимо изучение функций таких новых институтов социализации, как молодежная субкультура, Интернет и др., а также их соотношений с традиционными институтами.

Одним из распространенных интернет-сервисов являются социальные сети (от англ. social network). Несмотря на то что сам термин «социальная сеть» был впервые использован в 1954 году, широкое распространение он получил именно благодаря соответствующим интернет-сервисам, поддерживающим различные форматы межпользо-вательской коммуникации, которые появились в последние годы. Социальная сеть - это структура узлов социальных объектов (людей или организаций), между которыми устанавливаются социальные связи, взаимоотношения. Сегодня в Рунете можно встретить довольно большое количество социальных сетей: Одноклассники (http://odnoklassniki.ru), ВКонтакте (http://vkontakte.ru), МойКруг (http://moikrug.ru), МойМир (http:

//my.mail.ru) и др.

Социальные сети обладают невероятной популярностью. Так, социальная сеть «ВКонтакте», появившаяся в октябре 2006 года, в июле 2007 (меньше, чем через год) получила первого миллионного посетителя, сегодня количество ее пользователей составляет 65 млн. человек.

В России молодые люди проводят в социальных сетях (таких как «Одноклассники», «Вконтакте» и другие) достаточно много времени. Большинство зарегистрированных пользователей «сидят» на этих сайтах ежедневно (54%), согласно опросу среди активных пользователей Рунета старше 18 лет, проведенного «Ромиром» в 2008 году. Причем среди тех, кто «сидит» на этих сайтах ежедневно, очень много молодых людей от 18 до 24 лет (68%).

В проведенном нами эмпирическом исследовании (апрель - май 2012 г.) проверялась гипотеза о том, что социальная сеть («Вконтакте») может быть рассмотрена как

особое пространство личностного самоопределения в юношеском возрасте; при этом пользователи социальной сети с разным уровнем активности (вовлеченности в сети) различаются рядом личностных характеристик (показателями самоотношения, уровнем самоактуализации и др.).

В исследовании были использованы следующие методики:

1) опросник активности в сети Интернет - для дифференциации тестируемых по степени вовлеченности в сетевую активность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) модифицированный опросник само-актуализирующейся личности Э. Шостро-ма (САМОАЛ), в адаптации Н. Ф. Калина -показатели самоактуализации;

3) опросник самоотношения (МИС) В. В. Столина, С. Р. Пантилеева - показатели самоотношения.

Выборку составили 45 молодых людей в возрасте от 20 до 23 лет, студенты 3-5 курсов московских вузов дневной формы обучения, обучающихся как на гуманитарных, так и на технических направлениях.

Опросник активности в сети Интернет. Входной опросник активности в сети был разработан нами для выяснения и описания специфики поведения пользователей сети «Вконтакте» (vk.com) и дифференциации тестируемых по степени вовлеченности в сетевую активность. Вопросы были составлены с учетом популярных функций и возможностей, предусмотренных в социальной сети, которыми широко пользуются зарегистрированные пользователи.

Опросник состоит из 16 вопросов. К каждому из этих вопросов предложены варианты ответов, по которым впоследствии мы могли дифференцировать людей по признаку активности и вовлеченности в процессы, происходящие внутри социальной сети.

Степень активности в сети определялась путем подсчета баллов, набранных каждым испытуемым при ответе на вопросы. Каждый вариант ответа кодировался оценкой от 0 (минимальная степень вовлеченности) до 3 баллов (максимальная степень вовлеченности), максимально возможная оценка по всему опроснику - 30 баллов.

Модифицированный опросник само-актуализирующейся личности Э. Шост-рома (САМОАЛ). Методика предназначена для выявления структурных компонентов самоактуализирующейся личности. Само понятие «самоактуализация» интерпретируется как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала.

Опросник самоотношения (МИС) В. В. Столина, С. Р. Пантилеева. Данный опросник построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.

Показатели активности пользователя социальной сети (на примере «Вконтакте»)

В результате проведенного исследования активности пользователей сети Интернет в социальных сетях мы получили следующие данные:

• Сколько времени, в среднем, вы проводите в Интернете в течение дня?

Студенты являются активными пользователями сети. Никто из опрошенных не отметил вариант «Меньше получаса». Меньше получаса Интернет не использует никто.

• Интернет для Вас это - ... (отметьте наиболее важное для Вас)

Большинство участников используют Интернет прежде всего как способ развлечения (40%), т. е. для прослушивания и скачивания музыки, просмотра кинофильмов, новых серий сериалов и онлайн-игр. Чуть меньше, но все же большое количество опрошенных (зз%) использует Интернет как источник получения информации -чтение новостных лент, учебных материалов и свежих статей, способ узнать погоду и прочее. Также достаточно большое количество людей отметило приоритетной функцию Интернета как пространства общения, т. е. 20% исследуемых людей используют Интернет в качестве связи, инструмента общения с друзьями и родственниками и как поле своего самовыражения и самоопределения. Как пространство профессиональной деятельности Интернет оказался наиболее значимым для 7% опрошенных, что намечает новую, но уже вполне заметную тенденцию.

• Сколько времени вы уделяете социальным сетям в среднем в течение дня?

60% исследуемых уделяет социальным сетям несколько часов ежедневно, что свидетельствует о том, что социальные сети представляют огромный интерес и широкое поле деятельности молодых людей.

Мы можем объяснить это тем, что социальная сеть сочетает в себе сразу несколько функций, которые регулярно пользуются молодые люди:

• функция общения и самовыражения,

• развлекательная, т. е. прослушивание музыки, просмотр кинолент и сериалов

(в том числе и новых серий, т. к. контент формируется и передается от пользователя к пользователю зарегистрированными пользователями), участие в огромном разнообразии оффлайн-жанров и онлайн-игр,

• информационная, так как в социальных группах внутри сети аккумулируется огромное количество новостной, аналитической, учебной, деловой, развлекательной и профессиональной информации.

Все это и многое другое объясняет огромную популярность социальной сети среди молодежи и большое количество ежедневно потраченного на них времени. Сети стали достаточно универсальным, удобным средством внутри Интернета в целом.

• Сколько раз в течение дня вы заходите к себе на страничку в социальную сеть?

Большинство испытуемых (82%) стараются проверять свою страничку периодически, время от времени. Это связано как с техническими возможностями человека (наличие Интернета, устройства просмотра), так и наличием свободного времени (учеба, работа, другие дела). Заходят раз в сутки, не испытывая необходимости находиться там чаще, 11% опрошенных. 7% опрошенных, тем не менее, стараются находиться в сети постоянно в течение дня, чтобы быть в курсе событий и доступными для общения.

• Добавляете ли вы музыку и видео к себе на страничку в социальной сети?

Этот аспект, как мы считаем, достаточно хорошо отражает активность человека в сети, так как показывает его желание к самовыражению, к стремлению поделиться своими музыкальными и видеопредпочтениями, привлечь внимание и моделировать наиболее комфортное для себя и друзей пространство в виртуальной среде. Почти 35% опрошенных делают это регулярно в течение недели. 58% опрошенных добавляют музыку и видео эпизодически, мы предполагаем, что это возникает, например, в те моменты, когда человек хочет продемонстрировать свое настроение и эмоциональное отношение к тому или иному событию - праздник, день рождения, новый год, спортивное событие (победа сборной России), выход нового альбома любимой музыкальной группы и др.

• Оставляете ли вы комментарии, делитесь понравившейся ссылкой, ставите «лайк»?

Этот аспект также позволяет достаточно хорошо дифференцировать людей по признаку активности в сети (создание и обсуждение информации, желание привлечь

к существующей проблеме своих знакомых и друзей и пр.)

29% опрошенных активно участвуют в обсуждениях и являются в т. ч. создателями, «судьями» и ретрансляторами информации. Функционал социальных сетей позволяет продвигать более «интересную» информацию (в том числе и медиа-файлы) с помощью «одобрения» со стороны большого количества пользователей (принцип отбора информации большинством).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49% тем не менее сообщают, что участвуют в обсуждениях редко, являются скорее пользователями уже представленного контента, очень выборочно включаясь в обсуждения некоторых тем.

22% предпочитают хранить молчание и не участвовать в обсуждениях и оценках.

• Укажите количество групп в социальных сетях, в которых вы состоите (активно участвуете в обсуждениях, читаете новости)?

В основном (60%) люди выбирают себе небольшое количество групп для участия. Чаще всего это учебные (школа, университет) группы и группы, связанные с работой. Это необходимо для получения актуальной деловой, профессиональной, учебной и другой информации о значимом месте.

22% выбрали для вступления 4-7 групп, в них входят в т. ч. различные группы по широкому кругу интересов (кулинарные, игровые, программистские и др.). 18% вступили в 8 и более групп, это активные участники социальных сетей, так как посещают достаточно много групп и следят за информацией по интересам.

• Со сколькими людьми в среднем вы общаетесь в социальной сети в день?

Подавляющее большинство (71%) имеет достаточно узкий круг общения в течение дня внутри социальной сети - в среднем не более 5 человек. 27% пользователей общается в течение дня с 6-10 людьми. И только 2% из опрошенных ответили, что общаются с более чем 10 людьми.

• Часто ли вы загружаете свои фотографии, обновляете альбомы, отмечаете на фото друзей?

80% участников исследования предпочитают выкладывать свои фотографии в социальную сеть редко, но метко, т. е. не любят постоянное внимание к себе, а выбирают только хорошие и красивые фотографии со своей точки зрения, либо вообще их не выкладывают. 20% исследуемых постоянно обновляют свои фотоальбомы, стремятся показать их своим друзьям, открыты к обсуждению и вниманию.

• Дарите ли вы виртуальные подарки в социальных сетях?

Сервис подарков внутри социальной сети является платным. За определенную сумму настоящих денег он позволяет одному пользователю подарить некий виртуальный подарок (картинку) другому пользователю.

71% опрошенных никогда не дарили подарки другим пользователям. А 29%, почти треть участников, - и дарили, и получали подарки. Мы считаем, что это важный признак активности в социальной сети, так как это одно из действий, которое позволяет говорить о действительной включенности в процессы социальной сети.

• Часто ли вы изменяете информацию в графах своей странички (аватарка, статус, о себе)?

84% опрошенных эпизодически обновляют информацию о себе в своей анкете на социальной сети. 16% обновляют информацию часто, раз в неделю, т. е. являются активными пользователями социальной сети.

• Насколько полную информацию вы предоставляете о себе на своей страничке?

Большинство (56%) указали только краткую информацию о себе в социальной сети, такую как имя, школа и университет. Однако 40% участников исследования, помимо основной информации указали свои интересы, музыкальные и кинопредпочтения, семейное положение. Лишь 4% опрошенных полностью заполнили свою анкету в социальной сети.

По данным нашего исследования, активность в Интернете составила в среднем 17 баллов (минимальный результат 11 баллов, максимальный - 28), при теоретически максимально возможных 30 баллах. Практически все результаты исследования наших испытуемых распределились в средней части графика, слишком близко относительно друг друга. Выборка по интернет-активности получилась недифференцированной, что не позволило нам выделить различающиеся уровни.

Показатели личностного самоопреления юношей и девушек (по результатам САМОАЛ и МИС)

По выборке в целом:

1) шкала самоактуализации (САМО-АЛ) коррелирует (0,01** и 0,05*) со следующими шкалами МИС:

• самоуважение (0,611),

• самоуверенность(0,576),

• самопринятие (0,431),

• самопонимание (0,450),

• аутосимпатия (0,379),

• ожидаемое отношение от других (0,336),

• самообвинение (-0,349).

2) шкала глобального самоотношения МИС коррелирует со шкалами САМОАЛ:

• ориентация во времени (0,528),

• креативность (0,592),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• самопонимание (0,407),

• аутосимпатия (0,499),

• ценности (0,347),

• потребности в познании (0,301),

• автономность (0,353),

• спонтанность (0,333).

В подгруппе девушек эти результаты выглядят так:

1) шкала самоактуализации САМОАЛ значимо коррелирует (0,01** и 0,05*) со следующими шкалами МИС:

• самоуважение (0,734),

• аутосимпатия (0,526),

• самоуверенность (0,640),

• самопринятие (0,489),

• самопонимание (0,587),

• самоинтерес (0,423),

• самообвинение (-0,426*) - обратная взаимосвязь.

2) шкала глобального самоотношения (МИС) значимо коррелирует (0,01** и

0,05*) со следующими шкалами методики САМОАЛ:

• ориентация во времени (0,647),

• ценности (0,468),

• креативность (0,631),

• аутосимпатия (0,639),

• потребность в познании (0,358),

• автономность (0,436),

• спонтанность (0,365),

• самопонимание (0,398).

То есть у девушек мы видим теснейшие взаимосвязи между отдельными показателями личностного самоопределения: «самоактуализация» как стремление к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала, ее отдельные аспекты увязаны с различными показателями более или менее устойчивого самоотношения. Например, чем выше уровень самоактуализации у девушки, тем выше показатели шести (из 11) шкал самоотношения. Обратная взаимосвязь обнаружена только в одном случае: чем выше уровень самоактуализации, тем ниже уровень самообвинения.

В подгруппе юношей эти результаты выглядят так:

1) шкала самоактуализации (САМО-АЛ) значимо не коррелирует ни с одной шкалой опросника самоотношения (МИС);

2) шкала глобального самоотношения (МИС) значимо коррелирует только со шкалой самопонимания САМОАЛ (0,691), то есть высокие значения самоактуализации взаимосвязаны у юношей с высокой

чувствительностью, сенситивностью к своим желаниям и потребностям, когда собственные вкусы и оценки не подменяются внешними социальными стандартами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для юношей характерна во многом противоположная картина взаимосвязи показателей личностного са-мопределения. В то время как у девушек мы видим теснейшие взаимосвязи между отдельными показателями личностного самоопределения (самоактуализацией и самоот-ношением), у юношей подобная взаимосвязь отсутствует. Получается, что самоот-ношение молодого человека, юноши (оценочный, эмоциональный компонент «Образа Я») - в значительной степени изолировано от его самоактуализационных стремлений.

Полученные в исследовании результаты позволили сформулировать следующие выводы.

1. Проведенное исследование активности пользователей в социальных сетях в Интернете показало, что Интернет в целом и социальные сети в частности можно считать важным институтом социализации:

• 78% исследованных пользователей юношеского возраста проводят в интернете от 2 до 6 часов ежедневно;

• многочисленны функции социальных сетей - информационная, развлекательная, пространство общения и самовыражения, пространство профессиональной и коммерческой деятельности;

2. Активность пользователя проявляется различными способами:

• посещение странички в социальной сети - 82% испытуемых стараются проверять свою страничку периодически, время от времени;

• добавление музыки и видео к себе на страничку в социальной сети (почти 35% опрошенных делают это регулярно в течение недели. 58% - эпизодически);

• комментарии, ссылки, «лайки» -почти треть опрошенных активно участвуют в обсуждениях, еще половина - периодически; лишь около 20% предпочитают хранить молчание и не участвовать в обсуждениях и оценках;

• количество групп в социальных сетях, в которых состоит пользователь, значительно варьируется;

• количество людей, с которыми участник социальной сети общается в день, также варьируется в широком диапазоне;

• обновление альбомов, просмотр и отметки на фото (20% исследуемых постоянно обновляют свои фотоальбомы, стремятся показать их своим друзьям, открыты

к обсуждению и вниманию, остальные делают это эпизодически);

• виртуальные подарки в социальных сетях (почти треть участников - и дарили, и получали подарки);

• коррекция информации в графах своей странички (аватарка, статус, о себе) -84% опрошенных эпизодически обновляют информацию о себе в своей анкете на социальной сети, 16% обновляют информацию часто, раз в неделю, т. е. являются активными пользователями социальной сети.

3. Активность в Интернете составила в среднем 17 баллов, минимальный результат 11 баллов, максимальный - 28 (при максимально теоретически возможных 30 баллах). Выборка по интернет-активности получилась недифференцированной, что не позволило нам выделить различающиеся уровни.

4. Значимых корреляций между активностью в социальной сети и показателями личностного самоопределения юношей обнаружено не было. Однако полученные на данном этапе результаты не позволяют ни подтвердить, ни опровергнуть гипотезу о возможной взаимосвязи между активностью в социальной сети и показателями личностного самоопределения в

юности (в силу своеобразия выборки, показавшей сходные результаты по интернет-активности).

5. Выявлены существенные половые различия личностного самоопределения у юношей и девушек в нашей выборке. По нашим данным получается, что самоотно-шение молодого человека, юноши (оценочный, эмоциональный компонент «Образа Я») - в значительной степени изолировано от его самоактуализационных стремлений.

Выдвинутая гипотеза о том, что пользователи социальной сети с разным уровнем активности (вовлеченности в сети) различаются характером личностного самоопределения и рядом личностных характеристик (показателями самоотношения, самоактуализации и др.), на настоящий момент оказалась не до конца проверенной.

Практическая значимость нашей работы связана с исследованием -нтернета как нового важного института социализации молодежи, значимость которого на сегодняшний день явно недооценена. Необходимо разрабатывать способы анализа процессов, происходящих в социальных сетях, учитывать их при организации работы с молодежью на всех уровнях - в семье, в школе, в системе высшего образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войскунский А. Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета : Тезисы 2-ой Рос. конф. по экологической психологии. (Москва, МГУ, 12-14 апреля 2000 г.). М. : Экопсицентр РОСС, 2000.

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М. : Можайск-Терра, 2000.

3. Интернет и интерактивные электронные медиа: исследования : сб. Лаборатории медиакультуры, коммуникации, конвергенции и цифровых технологий. М. : МГУ, 2007.

4. Тальнишних Н. К. Культура сетевых сообществ : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-н/Д, 2004.

5. Шамионов Р. М. Социализация личности в изменяющемся мире // Психология образования в XXI веке: теория и практика : м-лы Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 14-16 сент. 2011 г. Волгоград : Перемена, 2011.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Г. И. Ефремова.