Научная статья на тему 'Особенности позитивного функционирования студентов с ограниченными возможностями здоровья'

Особенности позитивного функционирования студентов с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POSITIVE FUNCTIONING / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / PERSONAL WELL-BEING RESOURCES / SELF-ACTUALIZATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / ПОЗИТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гольцева О.С., Кураев А.Н., Орлова И.К., Рабаданова Р.С.

В статье представлены личностные источники психологического благополучия и самоактуализации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как показатели их позитивного функционирования. Результаты эмпирического исследования показали, что позитивное функционирование студентов с ОВЗ детерминировано уровнем реализации таких компонентов личностного источника психологического благополучия, как самопринятие и способность к управлению средой, а также такими компонентами самоактуализации как аутосимпатия и спонтанность. Кроме того, способность к управлению средой и спонтанность представляют собой специфические компоненты, которые определяют уровень позитивного функционирования учащихся с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гольцева О.С., Кураев А.Н., Орлова И.К., Рабаданова Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF POSITIVE FUNCTIONING OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The article presents personal sources of psychological well-being and self-actualization of students with disabilities as indicators of their positive functioning. Results of the empirical study show that the positive functioning of students with disabilities is determined by the level of implementation of such components of the personal source of psychological well-being, such as self-acceptance and ability to control the environment, as well as such components of self-actualization as autosympathy and spontaneity. In addition, the ability to control the environment and spontaneity are specific components that determine the level of positive functioning of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Особенности позитивного функционирования студентов с ограниченными возможностями здоровья»

проводилось на изучаемом языке. На заключительном этапе каждого занятия осуществлялась совместная рефлексия студентов и школьников, обсуждались результаты и проводилось совместное планирование следующих встреч. Все обсуждения проводились под наблюдением наставников, но без их непосредственного участия, что вдохновляло студентов и развивало их профессиональную автономность. Театральный кружок оказался эффективным методом развития учебно-познавательной деятельности для учащихся средних классов общеобразовательной школы.

Таким образом, в процессе совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, учебно-познавательная деятельность обучающихся реализуется в рамках овладения знаниями и способами действий на изучаемом языке. Данный вид деятельности является контролируемым и направлен на решение учебных задач, поставленных учителем иностранного языка. В процессе реализации творческого проекта (на примере работы совместного со школьниками студенческого кружка) контролируемая учебно-познавательная деятельность приводит не только к решению учебных задач, но что более важно, к развитию субъекта обучения или к саморазвитию личности учащихся.

Творческий проект вариативен по своим характеристикам, что позволяет поддерживать и расширять мотивы учебно-познавательной деятельности, кото-

Библиографический список

рые связаны с потребностями, интересами, склонностями, ценностными ориен-тациями обучающихся.

Учебно-познавательная деятельность обладает следующими структурными компонентами: предмет; цель; мотивы; средства; способы деятельности; продукт. Любой проект полного жизненного цикла, в свою очередь, имеет такие же структурные компоненты. Соответственно, участие в работе творческого проекта является учебно-познавательной деятельностью для обучающихся (учащихся средних классов), а организация работы творческого проекта является учебно-познавательной деятельностью для студентов (будущих преподавателей ИЯ).

Исходя из того, что продуктом учебной деятельности являются новые компетенции, усвоенные учащимися в результате обучения по дисциплине «Иностранный язык», а также внутреннее преобразование психики и деятельности в мотивационном, смысловом, умственном и нравственном планах, мы приходим к выводу, что участие учащихся средних классов в совместном со студентами творческом проекте является продуктивным для всех задействованных сторон и работает как на развитие мировоззрения, творческих способностей, эстетического вкуса самих школьников, так и на профессиональное становление студентов, осуществляющих работу проекта со школьниками.

1. Байбаева М.Х., Юлдашева Н., Хайдарова Д. Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе. Молодой учёный. 2016; 4: 746 - 749.

2. Дементьева О.М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. Современные проблемы науки и образования. 2017; 2.

3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. Москва: АСТ; Прайм-Еврознак; Санкт Петербург, 2008.

4. Сластёнин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. Москва: Школа-Пресс, 2000.

5. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. Москва: Высшая школа, 1981.

6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.

References

1. Bajbaeva M.H., Yuldasheva N., Hajdarova D. Tradicionnoe obuchenie v celostnom pedagogicheskom processe. Molodoj uchenyj. 2016; 4: 746 - 749.

2. Dement'eva O.M. Osobennosti poznavatel'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 2.

3. Zinchenko V.P., Mescheryakov B.G. Bol'shojpsihologicheskijslovar'. Moskva: AST; Prajm-Evroznak; Sankt Peterburg, 2008.

4. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mischenko, E.N. Shiyanov. 3-e izd. Moskva: Shkola-Press, 2000.

5. Andreev V.I. 'Evristicheskoeprogrammirovanie uchebno-issledovatel'skojdeyatel'nosti. Moskva: Vysshaya shkola, 1981.

6. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, akiual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.

Статья поступила в редакцию 10.07.19

УДК 37

Goltseva O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia), E-mail: cafedramgutu@mail.ru

Kuraev A.N., Doctor of Sciences (History), Professor, Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia), E-mail: cafedramgutu@mail.ru Orlova I.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia), E-mail: cafedramgutu@mail.ru

Rabadanova R.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow State University of Technology and Management (Moscow, Russia), E-mail: cafedramgutu@mail.ru

FEATURES OF POSITIVE FUNCTIONING OF STUDENTS WITH DISABILITIES. The article presents personal sources of psychological well-being and self-actualization of students with disabilities as indicators of their positive functioning. Results of the empirical study show that the positive functioning of students with disabilities is determined by the level of implementation of such components of the personal source of psychological well-being, such as self-acceptance and ability to control the environment, as well as such components of self-actualization as autosympathy and spontaneity. In addition, the ability to control the environment and spontaneity are specific components that determine the level of positive functioning of students with disabilities.

Key words: positive functioning, psychological well-being, personal well-being resources, self-actualization, students with disabilities.

О.С. Гольцева, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: cafedramgutu@mail.ru

А.Н. Кураее, д-р ист. наук, проф., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: cafedramgutu@mail.ru

И.К. Орлова, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: cafedramgutu@mail.ru

Р.С. Рабаданова, канд. пед. наук, доц., Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, E-mail: cafedramgutu@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОЗИТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлены личностные источники психологического благополучия и самоактуализации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как показатели их позитивного функционирования. Результаты эмпирического исследования показали, что позитивное функционирование студентов с ОВЗ детерминировано уровнем реализации таких компонентов личностного источника психологического благополучия, как самопринятие и способность к управлению средой, а также такими компонентами самоактуализации как аутосимпатия и спонтанность. Кроме того, способность к управлению средой и спонтанность представляют собой специфические компоненты, которые определяют уровень позитивного функционирования учащихся с ОВЗ.

Ключевые слова: позитивное функционирование, психологическое благополучие, личностные ресурсы благополучия, самоактуализация, студенты с ОВЗ.

Введение

За последние годы в отечественной психологии заметно возрос интерес к вопросам, которые связаны с позитивным функционированием личности. В современной психологии данные вопросы почти отождествляются с таким понятием, как психологическое благополучие (ПБ). Ещё в середине XX в. главные принципы гуманистической психологии составляли теоретико-методологическую основу этого научного понятия, которое обобщает собой способность человека реализовывать свою индивидуальность и являться создателем своей жизни. Анализу ПБ посвящены работы Н. Брэдбурна, Э. Динера, К. Рифф, Е. Дейс, Г Райана, К. Шелдона и др., которые составляют два подхода - гедонистический и эвдемонистический. Первый, гедонистический, связывает ПБ с аффективным балансом. Согласно данному подходу, баланс позитивных и негативных эмоций является основным показателем ПБ человека. Второй, эвдемонистический, рассматривает ПБ как личностный рост, целостность самореализации в конкретных условиях. Согласно эвдемонистическому подходу, понимание структуры ПБ связано с двумя основными компонентами: с личностным потенциалом, реализация которого в различных сферах жизнедеятельности обеспечивает чувство благополучия, и с самоактуализацией [1]. Личностный потенциал - это ресурсы позитивного функционирования личности, комплексное проявление которых, по мнению Р.М. Шамионова, отражает успешное жизнетворчество [2].

Наиболее полно ресурсы оптимального положительного функционирования представлены в модели ПБ личности К. Рифф. Проанализировав различные подходы к пониманию благополучия в различных жизненных сферах, К. Рифф определила ПБ как интегральный показатель направленности личности на реализацию основных составляющих позитивного функционирования и реализуемость этой направленности [3]. Главными же компонентами позитивного функционирования были определены такие личностные ресурсы: положительные отношения с другими, автономия, управление средой, личностный рост, цели в жизни и самопринятие.

Согласно теории К. Рифф, ресурс личностного роста отражает тенденцию совершенствовать свои способности и таланты для личностного развития и реализации личностного потенциала. Жизненные цели характеризуют наполненность жизни смыслом, её осознание, а также поддержку целостности личности в разные жизненные периоды. Позитивные отношения с другими отражают реализацию универсального типа отношений с людьми, независимо от степени аффективной близости, стремление создать атмосферу поддержки близким людям, ожидания от других преимущественно положительных реакций на свое поведение. Ресурс управления средой отражает умение личности преуспеть в среде функционирования. Личностный ресурс автономии выражается в самодетерминации, независимости и опоре на внутренние ценности. Наконец, ресурс самопринятия отражает аутентичное (или конгруэнтное) понимание собственных чувств, действий, возможностей и способностей. Данный ресурс отражается в положительной «Я-концепции» - в понимании и принятии многочисленных аспектов «Я», включая темные стороны личности. По мнению автора, именно этот личностный ресурс является основой психического здоровья, самоактуализации личности, личностной целостности и оптимального функционирования [4].

Весьма актуальной в контексте эвдемонистического подхода является проблема самоактуализации, особенно в наше время, которая характеризуется сложностью социально-экономического положения. Самоактуализация же представляет собой реализацию собственного жизненного пути и ценностей. В первую очередь, она связана с осуществлением человеком своего истинного «Я» согласно своим ценностям и внутренним мотивам. Обобщая взгляды представителей гуманистической психологии, можно отметить, что самоактуализация выражается в спонтанности, аутосимпатии, самопонимании, взгляде на природу

человека, потребности в познании, автономности, гибкости в общении, контактности, креативности, ценностях и ориентации во времени [11; 12].

В отечественной психологии проблема позитивного функционирования личности раскрыта в эмпирических исследованиях Н.С. Козловой и Е.Н. Комаровой [5], А.А. Кулик и А.А. Акимовой [6], Л.Е. Тарасовой [7], Е.Ю. Чеботаревой [8] и др. Вместе с этим, данная проблематика почти не раскрыта в отношении людей с ОВЗ. Традиционно такие люди считаются немощными, ограниченными в реализации собственных целей, недостаточно успешными и благополучными.

Методы исследования

Согласно определённой структуре ПБ, в исследовании использовалась методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф) [9].

Опираясь на постулат К. Рифф, что ПБ представляет собой непрерывный личностный рост, самоактуализация является фактором естественного стремления человека к достоянию компетенций для конгруэнтного существования.

В связи с этим в исследовании была использована методика диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина [10; 12].

В исследовании также использовались методы математической статистики для определения статистически значимых различий и взаимосвязей показателей ПБ личности и самоактуализации у студентов.

В исследовании приняли участие 85 студентов университета, из них 25 студентов с ограниченными возможностями здоровья и 60 студентов условно здоровых.

Результаты и обсуждение

В результате проведения сравнительного анализа статистически значимые различия выявлены по всем показателям ПБ личности, что указывает на то, что у студентов с ОВЗ они значительно ниже, чем у условно здоровых студентов (таблица 1).

Таблица 1

Средние значения показателей и различия ПБ личности у студентов

Студенты с ОВЗ Студенты условно

Показатель здоровые t-критерий

среднее 0 среднее 0

Позитивные отношение 58,2 10,9 62,4 10,6 -3,03*

с другими

Автономия 53,4 13,0 60,5 11,8 -4,46*

Управление средой 53,9 10,8 60,0 9,7 -4,66*

Пичностный рост 64,4 8,9 67,9 8,8 -3,11*

Цели в жизни 60,6 П,7 66,0 9,5 -3,95*

Самопринятие 53,3 13,0 59,5 11,4 -3,97*

Уровень 342,6 53,5 376,1 45,4 -5,28*

психологического

благополучия

Примечание: * отмечены значимые различия при р <0,01.

Как видим из таблицы 1, показатели ПБ личности у студентов с ОВЗ находятся в интервале нижней границы среднего уровня показателей, то есть -близкие к низкому уровню, за исключением показателя «личностный рост», ко-

Таблица 2

Показатель Студенты с ОВЗ Студенты условно здоровые t-критерий

% среднее ± о % среднее ± о

Ориентация во времени 56% 8,4±3,4 65% 9,8±2,8 -3,59**

Ценности 58% 8,7±2,3 63% 9,5±2,3 -2,73**

Взгляд на природу человека 45% 6,7±3,0 43% 6,4±3,2 0,72

Потребность в познании 54% 8,1 ± 2,7 59% 8,8±2,4 -2,13*

Креативность 55% 8,3±2,6 63% 9,4±2,4 -3,47**

Автономность 45% 6,8±2,6 55% 8,3±2,8 -3,83**

Спонтанность 36% 5,4±2,6 47% 7,1±2,8 -4,58**

Самопонимание 44% 6,6±3,0 50% 7,5±2,7 -2,30*

Аутосимпатия 40% 6,0±2,8 53% 7,9±2,9 -4,97**

Контактность 49% 7,3±2,6 50% 7,5±2,6 -0,69

Гибкость в общении 47% 7,0±2,5 52% 7,8±2,4 -2,46*

Интегральный показатель САМОАП 49% 49,3±11,8 56% 55,9±11,4 -4,41**

Примечания: 1) ** обозначены значимые отличия при р<0,01; 2) * обозначены значимые отличия при р<0,05.

Средние значения и различия показателей самоактуализации у студентов

торый находится в интервале верхней границы среднего уровня показателей, то есть - близкий к высокому уровню. Результаты диагностики самоактуализации личности (САМОАЛ) показали, что статистически значимые различия выявлены по таким показателям самоактуализации личности: «ориентация во времени», «ценности», «потребность в познании», «креативность», «автономность», «спонтанность», «самопонимание», аутосимпатия и гибкость в общении, которые указывают на то, что у студентов с ОВЗ они значительно ниже, чем у условно здоровых студентов (таблица 2).

Как видим из таблицы 2, в целом, студенты с ОВЗ имеют средний уровень самоактуализации, по сравнению с условно здоровыми студентами, которые имеют высокий уровень самоактуализации.

Результаты диагностики по шкале психологического благополучия показали, что у студентов условно здоровых показатели психологического благополучия личности находятся в интервале верхней границы среднего уровня, то есть имеют тенденцию к увеличению. Студенты обеих групп исследования, согласно интерпретации вопросника, характеризуются чувством направленности, наличием смысла жизни, перспективных намерений и целей. Респонденты придерживаются убеждений, которые являются источниками целей в их жизни. У условно здоровых студентов «цели в жизни» наиболее детерминирует интегральный показатель их ПБ (г=0,82).

Также все студенты характеризуются доверительными отношениями с другими людьми, отсутствием изоляции и фрустрированности в межличностных отношениях, способностью идти на уступки ради человеческих отношений, а также способностью сопереживать другим.

У студентов с ОВЗ показатель личностного ресурса «управление средой» находится на минимальном среднем уровне ПБ личности. Согласно интерпретации результатов опросника, респонденты экспериментальной группы характеризуются способностью использовать возможности среды для духовного и оптимального функционирования, что выражается в минимальном расширении их ролевого репертуара и границ «Я» за счёт формирования чувства самоэффективности, внутренней мотивации и самоконтроля. Также студенты с ОВЗ характеризуются невысокой способностью улаживать повседневные дела, не теряя при этом связи с главными стремлениями, невысоким уровнем использования производительных новаций в процессе жизнедеятельности.

Отражая способность использовать возможности окружения для саморазвития личностного потенциала, показатель личностного потенциала «управление средой» у студентов с ОВЗ имеет наибольшую связь с интегральным показателем ПБ личности (г=0,86). В отличие от респондентов экспериментальной выборки, респонденты контрольной группы способны более эффективно использовать окружение для саморазвития и реализации личностного потенциала. В связи с интерпретацией опросника данный показатель соответствует максимальному среднему уровню ПБ личности.

Студенты с ОВЗ имеют средний уровень «автономии». Это характеризует их как достаточно самостоятельных и независимых личностей, которые способны регулировать собственное поведение и оценивать себя в соответствии с собственными критериями. В отличие от респондентов экспериментальной группы, у респондентов контрольной группы показатель личностного потенциала «автономия» находится в пределах верхней границы среднего уровня. В связи с интерпретацией опросника условно здоровые студенты характеризуются более высоким уровнем независимости, самостоятельности, ответственности за свои поступки и более высоким уровнем способности регулировать собственное поведение,

Респонденты экспериментальной и контрольной групп характеризуются положительной оценкой себя, знанием и принятием различных своих сторон, включая положительные и отрицательные качества, а также характеризуются положительной оценкой своего прошлого.

В связи с интерпретацией результатов опросника самоактуализации личности (САМОАЛ) у студентов с ОВЗ был диагностирован средний уровень самоактуализации по шкалам - «ориентация во времени», «ценности», «взгляд на природу человека», «потребность в познании», «креативность», «автономность», «самопонимание», «контактность» и «гибкость в общении», а также заниженный уровень по шкалам - «аутосимпатия» и «спонтанность». У условно здоровых студентов был диагностирован завышенный уровень самоактуализации по шкалам - «ориентация во времени», «ценности», «креативность», а также средний уровень самоактуализации по шкалам - «потребность в познании», «автономность», «аутосимпатия», «гибкость в общении», «самопонимание», «контактность», «спонтанность» и «взгляд на природу человека».

Заниженный уровень по шкале «спонтанность» свидетельствует о том, что студенты с ОВЗ характеризуются неуверенностью в себе и склонностью к полному контролированию своего поведения. На поведенческом уровне это выражается в чрезмерной осторожности поступков, в удержании внезапных желаний и проявлении чувств. Способность к спонтанному поведению у таких студентов фрустрируется культурными нормами.

Несмотря на то, что показатель спонтанности у респондентов основной выборки является минимальным, именно он является одним из двух показателей, который наиболее всего связан с интегральным уровнем самоактуализации (г=0,68). Чем выше уровень свободы, непринуждённости и лёгкости в поведении студентов с ОВЗ, тем выше уровень самоактуализации, и наоборот. Кроме того,

показатель шкалы «спонтанность» является отражением того, что самоактуализация стала образом жизни. Но в данном случае студенты с ОВЗ демонстрируют лишь стремление к самоактуализации.

Заниженный уровень самоактуализации по шкале «аутосимпатия» характеризует студентов с ОВЗ как невротических, тревожных, неуверенных в себе.

У условно здоровых студентов показатель самоактуализации по шкале «аутосимпатия» составляет средний уровень. Согласно интерпретации опросника, это означает, что они имеют устойчивую адекватную самооценку, основанную на позитивной «Я-концепции».

В экспериментальной и в контрольной группах шкала «аутосимпатия» имеет наибольшую корреляционную связь с интегральным показателем самоактуализации студентов (r=0,77 и r=0,73 соответственно групп). Так, заниженный уровень самоактуализации студентов с ОВЗ обуславливается заниженным уровнем аутосимпатии и наоборот.

Согласно интерпретации результатов опросника, показатели по шкалам «самопонимание», «спонтанность» и «аутосимпатия» связаны между собой. А потому у студентов с ОВЗ низкие показатели самореализации по шкалам «спонтанность» и «аутосимпатия» могут предусматривать невысокий показатель самореализации по шкале «самопонимание». Согласно полученным результатам, студенты с ОВЗ и условно здоровые студенты имеют средний уровень самореализации по данной шкале и характеризуются чувственностью, сензитивностью к своим желаниям и потребностям. Только высокий показатель самореализации по данной шкале указывает на отсутствие у человека психологической защиты, отсутствие ориентации на социальные стандарты, взгляды, мнения других людей, а также указывает на его «внутреннюю ориентацию».

Показатель шкалы «взгляд на природу человека» у респондентов экспериментальной и контрольной групп скорее указывает на настороженное отношение и недоверие к людям. Согласно интерпретации данной шкалы, все студенты разделяют и приписывают себе такие ценности как добро, справедливость, честность, совершенство и т. д. Но вместе с тем признают, что эгоизм - это естественное свойство человека. Другие люди воспринимаются ими как более эгоистичные, преследующие свои цели, поэтому и до конца открываться им не стоит.

Студентам обеих групп присущи черты автономной личности такие как: жизненностью (aliveness), самоподдержкой (self-support), направленностью изнутри (inner-directed), зрелостью (ripeness). По шкале «гибкость в общении» студенты обеих групп характеризуются наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Только высокий результат самореализации по шкале «гибкость в общении» свидетельствует, что человек не склонен к фальши и манипуляции, не путает самораскрытие с самопредъявлением - стратегией и тактикой управления впечатлением, которое производит в процессе общения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с интерпретацией опросника показатель шкалы «контактность» свидетельствует о склонности студентов с ОВЗ и условно здоровых студентов к взаимно полезным и приятным контактам. Такая склонность проявляется в си-нергичной установке, что представляет собой не обычную ориентацию на совместную деятельность, а имеет более широкое определение - сотрудничество. Содействие, помощь, соучастие, сообщничество - главные составляющие такой установки. Согласно полученным результатам показатели по шкале «потребность в познании» указывают на то, что студентам обеих групп присущ такой вид познания - они не склонны судить, оценивать и сравнивать, они ценят то, что имеют.

По шкале «креативность» студенты обеих групп характеризуются тонким восприятием и принятием реальности. Они не пытаются трансформировать реальность для того, чтобы привести её в соответствие собственным иллюзиям, а используют креативность для приобретения нового опыта в процессе постижения реальности. Вместе с рациональным поведением, которое исключает элемент импровизации, у студентов присутствует и другой вид активности - творческая активность. Она позволяет им выражать себя косвенно, через общие и специальные способности. Благодаря такому творческому подходу их жизнь приобретает смысл, наполняется гармонией и становится открытым для нового опыта.

В связи с интерпретацией опросника показатели шкалы «ориентация во времени» указывают на то, что все студенты, особенно условно здоровые студенты, характеризуются хорошо осознанной экзистенциональной ценностью «здесь и теперь», способностью наслаждаться актуальным моментом жизни, при этом они не сравнивают его с прошлыми радостями и не обесценивают будущих успехов. Показатель по шкале «ценности» указывает на то, что все студенты, особенно условно здоровые студенты, разделяющие такие ценности как добро, истина, красота, уникальность, справедливость, совершенство, свершения, самодостаточность, отсутствие раздвоенности, демонстрируют стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми. Несмотря на то, что шкала «ценности» имеет высочайший уровень актуализации среди респондентов основной группы, она также имеет наименьшее количество связей. А это значит, что самоактуализирующиеся ценности личности выступают у них в качестве общественного идеала, который соответствует социальным стандартам. Они служат для них ориентиром и не всегда инструментом. В качестве утверждения собственного существования такие ценности применяются ими в процессе творческого самовыражения и ориентации во времени. У условно здоровых студентов показатель по шкале «ценности» имеет больше корреляционных связей, по

сравнению со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Для них ценности самоактуализации выступают не только общепризнанными ориентирами жизни, а помогают им стать теми, кем они есть на самом деле. Шкала «ценности» у респондентов контрольной группы является второй после шкалы «аутосимпатия», которая имеет самый высокий уровень корреляционной связи с интегральным показателем актуализации (г=0,66). Чем выше уровень реализации по шкале «ценности», тем выше уровень самоактуализации, и наоборот.

Выводы

Таким образом, анализ личностных ресурсов ПБ и составляющих самоактуализации у студентов как показателей позитивного функционирования позволяет сделать следующие выводы:

1. Независимо от наличия инвалидности или её отсутствия, всем студентам присуща направленность и реализация личностного потенциала, актуализация собственного «Я» и эффективная жизнедеятельность в процессе реализации жизненного пути. Уровень направленности и реализация собственного потенциала у студентов связаны с личностным ресурсом «самопринятия» - эвдемонисти-

Библиографический список

ческой ценностью, которая предполагает позитивное отношение к себе с учётом собственных хороших и плохих качеств. Уровень самоактуализации в процессе реализации жизненного пути у студентов связан с актуализацией «аутосимпа-тии» - гуманистической ценности, что составляет основу психического здоровья личности и предполагает хорошо осознанную позитивную «Я-концепцию».

2. У студентов с ОВЗ, вместе с личностным ресурсом «самопринятия», ресурс «управление средой» также связан с уровнем направленности и реализацией личностного потенциала. Направленность и реализация личностного потенциала у условно здоровых студентов, кроме «самопринятия», связана с личностным ресурсом «цели в жизни».

3. У студентов с ОВЗ уровень самоактуализации в большей степени связан не только с «аутосимпатией», но и со «спонтанностью». У условно здоровых студентов самоактуализация связана с «ценностями».

Перспектива дальнейшего исследования заключается в определении структуры психологического благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья.

1. Деменев А.Г Субъективистские и объективистские теории в современных исследованиях счастья. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7.Философия. 2016; 4: 7 - 15.

2. Шамионов РМ. Психология субъективного благополучия личности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2004.

3. Ryff C.D., Keyes C.L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4): 719 - 727.

4. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health. Psychological Inquiry. 1998; Vol. 9 (l): 1 - 28.

5. Козлова Н.С., Комарова Е.Н. особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования. Интеграция образования. 2015; Т. 19, № 1: 60 - 64.

6. Кулик А.А., Акимова А.А. Субъективное благополучие молодёжи (на примере студентов первых и выпускных курсов). Учёные записки ЗабГУ. Серия Педагогика. Психология. Т. 11; № 2: 170 - 177.

7. Тарасова Л.Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности. Известия Саратовского университета. 2013; Т. 13; Вып. 3: 86 - 89.

8. Чеботарева Е.Ю. Индивидуально-типические характеристики субъективного благополучия. Известия Саратовского университета. 2015; Т. 4. Вып. 2 (14): 142 - 147.

9. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф. Психологический журнал. 2011; 32(2): 82 - 93.

10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов ГМ. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002: 426 - 433.

11. Карманова Ж.А., Тасмагамбетова А.Б., Шкаренко В.В., Рабаданова Р.С. Особенности развития детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Materialy XIV Mezinarodni vedecko - prakticka konference «Veda a vznik - 2018», Volume 7: Praha. S. 7-12. Available at: http://www.rusnauka.com/books/2018-12-15-A4

12. Бикбулатова В.П., Юлина ГН., Рабаданова РС. Профессиональное самоопределение студента как реальность. НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017; 4 (21): 57 - 63.

References

1. Demenev A.G. Sub'ektivistskie i ob ektivistskie teorii v sovremennyh issledovaniyah schast'ya. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7.Filosofiya. 2016; 4: 7 - 15.

2. Shamionov R.M. Psihologiya sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Saratov: Izd-vo Saratovskogo universiteta, 2004.

3. Ryff C.D., Keyes C.L. The Structure of Psychological Well-Being Revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69 (4): 719 - 727.

4. Ryff C.D., Singer B. The contours of positive human health. Psychological Inquiry. 1998; Vol. 9 (l): 1 - 28.

5. Kozlova N.S., Komarova E.N. osobennosti sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti v zavisimosti ot urovnya ee obrazovaniya. Integraciya obrazovaniya. 2015; T. 19, № 1: 60 - 64.

6. Kulik A.A., Akimova A.A. Sub'ektivnoe blagopoluchie molodezhi (na primere studentov pervyh i vypusknyh kursov). Uchenye zapiski ZabGU. Seriya Pedagogika. Psihologiya. T. 11; № 2: 170 - 177.

7. Tarasova L.E. Samootnoshenie kak determinanta sub'ektivnogo blagopoluchiya lichnosti. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2013; T. 13; Vyp. 3: 86 - 89.

8. Chebotareva E.Yu. Individual'no-tipicheskie harakteristiki sub'ektivnogo blagopoluchiya. Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2015; T. 4. Vyp. 2 (14): 142 - 147.

9. Zhukovskaya L.V., Troshihina E.G. Shkala psihologicheskogo blagopoluchiya K. Riff. Psihologicheskijzhurnal. 2011; 32(2): 82 - 93.

10. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti imalyh grupp. Moskva, 2002: 426 - 433.

11. Karmanova Zh.A., Tasmagambetova A.B., Shkarenko V.V., Rabadanova R.S. Osobennosti razvitiya detej s sindromom giperaktivnosti i deficitom vnimaniya. Materialy XIV Mezinarodni vedecko - prakticka konference «Veda a vznik - 2018», Volume 7: Praha. S. 7-12. Available at: http://www.rusnauka.com/books/2018-12-15-A4

12. Bikbulatova V.P., Yulina G.N., Rabadanova R.S. Professional'noe samoopredelenie studenta kak real'nost'. NIR. Social'no-gumanitarnye issledovaniya i tehnologii. 2017; 4 (21): 57 - 63.

Статья поступила в редакцию 15.07.19

УДК 378

Surkhayev M.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University, (Makhachkala, Russia), E-mail: surhaev@mail.ru

Kurbanova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), senior teacher, UDPO "Makhachkala Center for Improvement of Qualifications" (Makhachkala, Russia), E-mail: tutor2014@mail.ru

METHODOLOGICAL ACTIVITY AS A SPECIFIC TYPE OF ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL SYSTEM. In the context of reforming the education system, methodological work is of particular value. Methodical work is carried out at all levels of general and vocational education. Only teachers with high professionalism can bring up a person with modern thinking, capable of successfully self-realization in life. The teacher, skillfully and effectively owning new techniques, methods and technologies, has other, new style of thinking, essentially differently approaches an assessment of the arising problems, the organization of the activity. The introduction of new methods, techniques, technologies and skills of new content requires competent teaching staff. Methodical work in educational institutions is a complete system based on the achievements of science, advanced pedagogical experience, the needs of modern society and the analysis of the results of the educational process of educational institutions in previous years.

Key words: methodical work, professional competence of teacher, educational institutions, innovative potential of teacher.

М.А. Сурхаее, проф. каф. информационных и коммуникационных технологий, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: surhaev@mail.ru

А.М. Курбаноеа, crn. преп. каф. информационных и коммуникационных технологий, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»; ш преп. УДПО «Махачкалинский центр повышения квалификации», г. Махачкала, E-mail: tutor2014@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.