Т. Д. Абдурасулов
(Москва)
Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
В статье представлены результаты экспериментального исследования содержательных характеристик Я-концепции студентов-психологов, показано влияние отдельных составляющих «Я» на профессиональное самоопределение будущих специалистов на разных образовательных этапах
В настоящее время все большую актуальность приобретает изучение человека как субъекта труда. Это объясняется социальноэкономическими и научно-техническими изменениями, происходящими в современном обществе, заинтересованном в подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров. Особо актуален этот вопрос в отношении специалистов-психологов, деятельность которых имеет высокую значимость как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Вместе с тем в системе подготовки психологических кадров не учитываются личностные характеристики абитуриентов, которые являются и условием, и результатом профессионального психологического образования [1]. Для будущего профессионала очень важно не только освоение специальных знаний и навыков, но и осознание своего образа Я -главной составляющей Я-концепции специалиста. Поэтому вопрос о влиянии Я-концеп-ции на профессиональное самоопределение будущих психологов на этапе выбора и получения профессии требует специального изучения.
С целью определения содержательных характеристик Я-концепции, их оценки, оценки поведенческих реакций нами в течение 20072011 годов было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие студенты-психологи 1, 3, и 5 курсов, обучающиеся в вузах Москвы и Московской области. Всего в исследовании приняли участие 240 человек; был использован ряд экспериментально-психологических и психодиагностических методик, направленных на диагностику Я-концепции личности. Содержательные характеристики когнитивного компонента Я-концепции выявлялись с помощью сле-
дующих методик: М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?», «Личностный дифференциал» (ЛД), «Полярные профили» (ПП), вопросник самоактуализации личности «САМОАЛ» (автор
Н. В. Калина), «^-сортировка», методика
Т. Лири [4, 7, 2].
Оценочный компонент Я-концепции исследовался с помощью методики исследования самоотношения (МИС) Р. С. Пантелеева, методики исследования самооценки Т. В. Дембо -С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан и опросника социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К. Рождерса и Р. Даймонда, адаптированного А. К. Осницким [6; 8; 7].
Поведенческий компонент изучался с помощью теста уверенности в себе В. Г. Ромека, теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева [9, 5]. Проведенное исследование позволило установить, что Я-концепция личности студента-психолога включает в себя следующие содержательные характеристики и их количественные показатели (см. табл., с. 156).
Наиболее представленными в количественном плане оказались психологическая и социальная сферы личности. Качественные показатели выражались в содержании образов. В основном они касались индивидуальных характеристик и свойств личности, которыми испытуемые, по их мнению, обладают и которые помогут им овладеть профессией психолога. Эти образы составляли психологическое «Я» будущих специалистов-психоло-гов. Социальное «Я» отражало роли (учебнопрофессиональные, семейные, гендерные) социально одобряемые характеристики, помогающие в установлении контактов, и доброжелательное отношение к людям.
Таблица
Содержательные характеристики Я-концепции студентов-психологов, в %
Содержательные характеристики «Я» 1 курс 3 курс 5 курс
Социальное «Я» 42 36 31
Психологическое «Я» 36 37 41
Профессиональное «Я» 9 9 12
Физическое «Я» 7 12 8
Нравственное «Я» 5 5 6
Материальное «Я» 1 1 2
Для того чтобы получить научно достоверные результаты, мы использовали простейшие методы математической статистики, принятой в психологии. Это в первую очередь среднее значение (М), плюс-минус стандартное отклонение (ст) от него. Средние данные помогут выявить общую тенденцию сложившихся личностных качеств, а отклонение от среднего - полученный разброс данных от самых низких значений до самых высоких.
Данные, полученные в результате использования других методик, свидетельствуют о том, что большинство студентов-психологов 1 курса склонны осознавать себя в качестве носителя социально-желательных характеристик, что важно для профессии психолога. Наиболее выраженными качествами из 21 характеристики личности, включенной в методику ЛД, у этих испытуемых оказались: дружелюбие (М=6,3; ст=0,9), обаятельность (М=6,1; ст=1,0), общительность, справедливость, самостоятельность, добросовестность, энергичность. У студентов-психологов 3 курса выраженность личностных характеристик несколько ниже и основными качествами являются: обаятельность (М=5,7; ст=1,0), отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, доброта, сила духа и дружелюбие (М=5,5; ст=1,2). На 5 выпускном курсе значимыми в Я-концепции оказались: сила, честность, обаятельность (М=5,8; ст=0,7), энергичность, добросовестность и, наконец, дружелюбие (М=5,6; ст=0,9). Как видим, дружелюбие и обаятельность - это качества, которые имеются у всех студентов-психологов, независимо от года обучения.
По методике «ПП» среди 16 личностных черт наиболее представленными у испытуе-мых-первокурсников оказались: открытость (М=8,1; ст=1,2) и независимость, склонность к
новому и близкие к высоким интеллектуальные способности (М=7,7; ст=1,5), на пятом месте по убывающей - низкая подозрительность. На 3 курсе все черты по количественным показателям значительно ниже. Самые яркие - это: интеллектуальные способности (М=7,6; ст=1,4) и открытость (М=7,4; ст=1,9), совестливость и склонность к новому, эмоциональная устойчивость. К 5 курсу эти личностные черты проявляются сильнее, чем на 1 и 3 курсах. На первом месте - совестливость и открытость (М=8,2; ст=1,2), самоконтроль и интеллектуальные способности (М=7,8; ст=0,9), эмоциональная устойчивость. Итак, открытость и интеллектуальные способности по данной методике характеризуют сту-дентов-психологов на всем протяжении профессионального образования.
Результаты по методике САМОАЛ подтвердили стремление к общительности и прочным доброжелательным отношениям с окружающими. Максимальные баллы были получены по шкалам «Ценности» (М=9,7; ст=2,1), «Креативность» (М=9,3; ст=2,0) и «Ориентация во времени», что указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, творческое отношение к жизни и ориентацию на жизнь «здесь и сейчас». На 3 курсе максимальная результативность по шкалам «Креативность» (М=9,4; ст=2,9), «Ценности» (М=9,4; ст=2,2), «Ориентация во времени», что аналогично 1 курсу. К 5 курсу картина сохраняется: «Ценности» (М=9,4; ст=1,5), «Креативность» (М=9,3; ст=2,4) и в приоритете «Потребность в познании». Сформированная система ценностей и креативное мышление, как видим, остаются неизменными характеристиками Я-концепции студентов-психологов на всех курсах.
Методика Т. Лири была использована с целью диагностики тех характеристик образа «Я», которые касаются интерперсональных отношений, определяющих Я-концепцию личности. В результате на 1 курсе были выявлены такие типы преобладающего поведения, как тенденция к лидерству (М=8,7; ст=3,1), добросердечие (М=7,7; ст=3,0), отзывчивость (М=7,7; ст=3,6), уверенность в себе. К 3 курсу доминирующими в том же порядке остаются аналогичные формы поведения. Это стремление к лидерству (М=8,0; ст=3,1), добросердечие (М=7,6; ст=2,9), отзывчивость (М=6,7; ст=3,5) и уверенность в себе. На последнем курсе снова демонстрируется тенденция к лидерству (М = 7,6; ст=± 3,1), добросердечие (М=7,5; ст=1,8), отзывчивость (М=6,7; ст=2,8), а уверенность в себе сменяется зависимо-послушным типом поведения. Стремление к лидерству, добросердечие и отзывчивость - это характеристики Я-концеп-ции студентов-психологов, проявляющиеся в межличностных (интерперсональных) отношениях и характеризующие поведение испытуемых. В целом наблюдаются гармоничные отношения испытуемых с окружающими, а различия в показателях отражают обычные вариации нормы.
Итак, когнитивная составляющая Я-кон-цепции студентов-психологов - это в первую очередь дружелюбие, обаятельность, открытость и высокие интеллектуальные способности, общительность и избегание борьбы; сформированная система ценностей и креативное мышление; стремление к лидерству, добросердечие и отзывчивость. Таковы личностные особенности, характеризующие сту-дентов-психологов всех периодов обучения.
Результаты диагностики эмоциональнооценочного компонента по методике Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн свидетельствуют об адекватном оценивании первокурсниками своей личности. Расхождение между реальным (адекватным) самооцениванием и идеальным «Я» по всем шкалам, кроме шкалы «счастье», в норме. Среди вариаций нормы выше всех оценивается «внешность», на втором месте «уверенность в себе», на третьем -«умственные способности» (реальное «Я» -67,5, идеальное - 88,0). У третьекурсников на первом месте счастье, на втором - внешность, на третьем - умственные способности (реальное «Я» - 70,1, идеальное - 89,9). На 5 курсе -
авторитет у сверстников, умственные способности (реальное «Я» - 67,5, идеальное - 88,1) и характер. Как видим, умственные способности на всех этапах обучения являются важной личностной характеристикой. Это объясняется, на наш взгляд, личностной значимостью данного качества для каждого человека вообще и его важностью в процессе освоения профессиональных знаний в условиях вуза и новой социальной ситуации развития молодого человека в роли студента.
По методике исследования самоотноше-ния (МИС) наиболее ярко выраженными оказались результаты по фактору «Самоуважение», включающему шкалы «внутренняя честность», «самоуважение» и «отраженное са-моотношение». Студенты-первокурсники открыты перед собой, имеют здоровое чувство самоуважения и зеркального отношения. По фактору «Аутосимпатия» по шкале «самоценность» у обследуемых завышенная самооценка (М=6,9; ст=1,7), что говорит о следующем: представителями молодого поколения по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатству внутреннего мира оценивают себя как высоко ценную личность как для себя, так и для других. У третьекурсников также наиболее выраженными оказались результаты по фактору «Самоуважение», а точнее, отраженное самоотношение и умение управлять собой. По фактору «Аутосимпатия» по шкале «самоценность», так же, как и на 1 курсе, завышенная самооценка (М=7,3; ст=1,9). Аналогичная картина и у пятикурсников: наивысшая оценка по фактору «Самоуважение», а именно, умение управлять собой, внутренняя честность и самоуверенность. По фактору «Аутосимпатия» по шкале «самоценность», так же как и на 1 и 3 курсах, завышенная самооценка (М=7,8; ст=1,6). Как видим, внутренняя самоценность у студентов увеличивается по мере получения профессии. Возможно, это связано с освоением профессиональных знаний и получением первых практических навыков, принятием профессиональной роли в период практики.
Таким образом, эмоционально-оценочный компонент Я-концепции студентов-психоло-гов всех этапов обучения характеризуют высокие умственные способности, умение сопереживать, адекватная самооценка, высокая самоценность.
Исследование поведенческого компонента по методике СПА на 1, 3 и 5 курсах показало высокий уровень значения таких характеристик, как адаптация, самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность и ин-тернальность. Таким образом, социальнопсихологическая адаптация на всех курсах складывается за счет адаптации, самопри-ятия, приятия других и интернальности как основных характеристик Я-концепции.
По тесту уверенности в себе самые высокие значения по шкале «уверенность в себе» (М=7,2; ст=1,6), в норме - «социальная смелость» и «инициатива в социальных контактах». На 3 курсе уверенность в себе снижается, но остается выше всех остальных измеряемых показателей (М=6,6; ст=2,0), на втором месте «социальная смелость» и на третьем -«инициатива в социальных контактах». К 5 курсу уверенность в себе достигает самой высокой оценки среди всех этапов обучения (М=7,6; ст=1,7), но снижается социальная смелость, минимальные оценки в инициативе в социальных контактах по сравнению с 1 и 3 курсами. Итак, характерными особенностями поведенческой составляющей Я-концепции студентов-психологов в период обучения является уверенность в себе или уверенное поведение, позволяющее осуществлять адекватные действия при решении жизненно важных вопросов.
Обобщая данные, полученные при анализе результатов диагностики Я-концепции, можно заключить, что значительная часть сту-дентов-психологов имеет достаточно полное представление о своем «Я», которое в ходе обучения в вузе становится более устойчивым. Самохарактеристики испытуемых представляют собой совокупность личностных характеристик, отражающих такие особенности Я-концепции молодых людей, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности психолога. Значительная часть этих характеристик сохраняется на протяжении всего периода обучения в вузе.
Когнитивный компонент Я-концепции испытуемых характеризуется в основном социально-желательными характеристиками, что проявляется в наличии таких качеств, как дружелюбие по отношению к окружающим, отзывчивость, справедливость и честность, что является важной составляющей профессиональной деятельности психолога. В каче-
стве доминирующих характеристик следует отметить общительность, уверенность в себе, эмоциональную устойчивость, независимость и стремление к лидерству. Отмечается наличие высоких интеллектуальных способностей, творческое отношение к жизни, позитивное стремление к самоактуализации. Эти представления о самих себе в наибольшей степени находят отражение и в таких составляющих образа «Я», как «Я»-психологическое и «Я»-социальное.
Эмоционально-оценочный компонент характеризуется адекватной оценкой своих возможностей и высокой самооценкой себя в целом. Эти результаты не противоречат данным психологической литературы, в которой отмечается интересная динамика развития самооценки в юношеском возрасте, характерная для российской выборки [3]. Она относительно устойчива, высока и адекватна.
Исследование поведенческого компонента продемонстрировало высокий уровень социально-психологической адаптации, уверенность в себе, активность в социальных контактах и высокий показатель осмысленности жизни.
Следующий этап исследования был связан с изучением профессионального самоопределения студентов-психологов. С этой целью нами был использован ряд диагностических методик: «Дифференциально-диагностиче-
ский опросник» (ДДО) Е.А. Климова, опросник Дж. Холланда [7; 10].
При изучении профессионального типа личности с помощью ДДО было выявлено, что основная масса испытуемых выбрала профессии социально ориентированного типа: «человек-человек» (М=5,8) и «человек-художественный образ» (М=5,6). Со значительным отрывом оказался тип профессий «человек-природа» (М=3,6). На последних местах оказались профессии типа «человек-знаковые системы» (М=2,8) и «человек-техника» (М=2,2).
С целью уточнения данных исследования мы использовали методику Дж. Холланда по определению профессионально ориентированного типа личности. Полученные в исследовании данные позволили констатировать, что значительное количество испытуемых, принимавших участие в исследовании, также предпочли социальный и артистический типы профессий. Таких испытуемых оказалось 40% и 39% соответственно.
Сопоставление предпочитаемых выборов у испытуемых в сфере «человек-человек» (ДДО) и социальный тип (по Холланду) показало высокий уровень корреляции (г = 0,93; р = 0,01) по Спирману. Следовательно, можно говорить о достоверности полученных данных. Будущие специалисты-психологи имеют предпосылки к успешному овладению выбранной профессией, так как самое главное -желание работать с людьми и заниматься творческой деятельностью - у них имеется.
Для того чтобы выяснить, влияет ли Я-концепция личности на профессиональное самоопределение студентов-психологов, мы использовали непараметрический метод анализа, а именно: и критерий Манна-Уитни и сравнили личностные качества (Я-концеп-цию) с предпочитаемым профессиональным выбором. На начальном этапе обучения на профессиональный выбор студентов-перво-курсников, предпочитающих профессиональный тип «человек-человек», повлияли такие особенности личности, как открытость и зеркальное «Я»; высокая эмоциональная устойчивость, нормальный уровень импульсивности, высокий самоконтроль поведения, желание действовать, высокая потребность нереализованных желаний; адекватное оценивание качеств характера, высокая уверенность в себе в своих представлениях об идеальном «Я» (методика Дембо-Рубинштейн); высокая целеустремленность, удовлетворенность своей настоящей жизнью, высокая оценка самореализации на данном отрезке времени, вера в самоуправляемость жизнью; высокий уровень дружелюбия, отзывчивости, общительности, средний уровень энергичности и деятельности; высокий уровень само-приятия и приятия других; высокая ориентация во времени, спонтанность. (Здесь и далее выделены качества, одинаковые на разных этапах обучения). В период активного обучения, на 3 курсе, существенное влияние на профессиональное самоопределение в сфере «человек-человек» оказали такие особенности Я-концепции, как открытость, аутосимпатия, сила своего «Я». На выпускном курсе -адекватная оценка своего характера и внешности (Дембо-Рубинштейн); общительность, решительность и умение сдерживать свои эмоции.
Это позволило нам заключить, что Я-кон-цепция личности оказывает влияние на профессиональное самоопределение студентов-психологов. Наиболее значимыми факторами в этом влиянии являются содержательные характеристики психологического «Я» и социального «Я», адекватная и чуть завышенная самооценка, преобладание личностных индивидуально значимых мотивов выбора профессии и уверенное поведение, присущее нашим респондентам.
Итак, в ходе проведенного исследования было выявлено:
- Я-концепция студентов-психологов есть сложное многокомпонентное образование, имеющее количественные и качественные характеристики;
- наиболее представленными в Я-концеп-ции студентов-психологов являются такие сферы личности, как «Я»-психологическое и «Я»-социальное, включающие в себя качества, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности;
- комплекс личностных качеств, характеризующих Я-концепцию личности студента-психолога, сохраняется на протяжении всех лет обучения в вузе. Это дает основание заключить, что Я-концепция студента-психоло-га является важным фактором, влияющим на его профессиональное самоопределение;
- часть выделенных качеств, составляющих Я-концепцию личности студентов-психо-логов, обнаружила (по критерию Манна-Уитни) взаимосвязь с профессиональным выбором. Это такие качества, как эмоциональная устойчивость, внимательность, сдержанность и рассудительность, высокая нормативность поведения, практичность и объективная оценка реальности, уверенность в себе, умение настоять на своем, независимость и стремление действовать, исходя из собственных соображений и др.;
- Я-концепция студентов-психологов характеризуется в целом адекватной и частично завышенной самооценкой, что придает их поведению уверенность и способность принимать самостоятельное адекватное решение при выборе профессии;
- Я-концепция личности студентов-психо-логов определяет их профессиональный выбор и влияет на профессиональное самоопределение.
Литература
1. Забродин Ю. М., Пахальян В. Э. Подготовка и переподготовка практических психологов в контексте проблем отечественного высшего профессионального образования // Психология в вузе. - 2009.
- № 2. - С. 6-20.
2. Калина Н. Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журнал практического психолога. - 1998. - № 1. - С. 65-75.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
4. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология : тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М., 1984. - С. 180-187.
5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). -М.: Смысл,1992. - 16 с.
6. Пантелеев Р. С. Методика исследования самоотношения. -М.: Смысл, 1993.
7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2005. - 672 с.
8. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. - М., 1988. - С. 110-118.
9. Ромек В. Г. Психологические особенности уверенной в себе личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. В. А. Лабунской. - М.: Гардарики., 1999. -С.207-225.
10. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of careers // Englewood Cliffs, - N. J., 1973. - 320 p.
--------^-----------