УДК 378.6 Научная статья
МРНТИ 15.31.31
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ В СТРУКТУРЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
Лепешев Д.В., Ракишева Г.М., Доскенова Д.А. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Статья анализирует структуру антикоррупционной направленности личности подростка. Исследование фокусируется на степени сформированности психологических маркеров антикоррупционной направленности у студентов 1-2 курсов колледжей и учеников 10-11 классов. В ходе исследования авторы предоставили характеристики по уровням сформированности антикоррупционной направленности личности, выявили степень выраженности маркеров в каждом компоненте структуры антикоррупционной личности подростка, а также представили взаимосвязи маркеров как между группами, так и внутри них.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная направленность личности, подростки, делинквентное поведение, коррупциогенная личность.
Для цитирования: Лепешев, Д.В. Взаимосвязь психологических маркеров в структуре антикоррупционной направленности подростков / Д.В. Лепешев, Ракишева Г.М., Д.А. Доскенова //Наука и реальность. - 2023. - № 3 (15). - С. 19-30.
INTERRELATION OF PSYCHOLOGICAL MARKERS IN THE STRUCTURE OF ANTI-CORRUPTION TENDENCIES OF ADOLESCENTS.
Lepeshev D.V., Rakisheva G.M., Doskeniova D.A. Sh. Ualikhanov Kokshetau state university (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)
Annotation. The article analyzes the structure of the anti-corruption orientation of the personality of a teenager. The study focuses on the degree of formation of psychological markers of anti-corruption orientation among students of 1-2 courses of colleges and students of 10-11 grades. In the course of the study, the authors provided characteristics according to the levels of formation of the anti-corruption orientation of the personality, revealed the degree of expression of markers in each component of the structure of the adolescent's anti-corruption personality, and also presented the relationship of markers both between groups and within them.
Key words: corruption, anti-corruption orientation of the personality, teenagers, delinquent behavior, corrupt personality
Развитие любого государства определяется формированием активной гражданской позиции и приобретением навыков антикоррупционного самосознания. В современном образовательном пространстве активно ищутся инновационные пути формирования антикоррупционной культуры среди молодого поколения. Следуя запросам общества, антикоррупционная политика нашей страны постоянно развивается в соответствии с национальной практикой и передовым зарубежным опытом [1]. Для этого применяется системный, последовательный и комплексный подход, осуществляемый через:
1. Реализацию Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы [2].
2. Применение Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции», принятого 18 ноября 2015 года под номером 410-V [3].
3. Последовательное осуществление послания Главы государства от 1 сентября
2021 года под названием «Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны» [4].
На данный момент уровень коррупции не снижается. Согласно данным Международного антикоррупционного движения Transparency International, индекс восприятия коррупции в Казахстане составлял 38 баллов из 100, что соответствовало 94 месту в 2020 году, 37 баллов и 102 месту в 2021 году, и 36 баллов и 101 месту в
2022 году. Такую же оценку получили Эфиопия, Перу, Шри-Ланка и Танзания [5].
Коррупция - одно из преступлений, которое процветает в условиях
государственного строя. Борьба с ней не может быть основана только на силе или законодательстве. Анализируя эту проблему, мы видим не только нарушение правовых норм, но и отсутствие моральных норм. Неправильная социализация молодежи утверждает модели противоправного поведения и снижает осведомленность о необходимости соблюдения закона. Государство должно усилить контроль над просвещением и воспитанием граждан в рамках молодежной политики.
В России и других зарубежных странах тему коррупции в своих исследованиях также затрагивают следующие ученые Кичева И. В. и Бродзели Л. О. [6], Кузнецова О. А. [7], G. C. Montes и P. C. Paschoal [8],Bing Yan и Bo Wen [9],Christopher L Atkinson [10], Stuart C. Gilman. [11], Daniel L. Feldman [12].
В Казахстане вопросы борьбы с коррупцией были затронуты в работах, Е. О. Алауханова[13], С. Абдраимулы [14], А.Б. Байхановой [15], М.Е. Берлыбековой [16], Ш. Р Жумагуловой [17], А.Ж. Майдановой [18], Ю. А. Габова [19], Е. Е Абдикарим [20], А. Н. Агыбаева [21], Р.Т Нуртаев [22 ] и др.
Этнические и социальные аспекты, а также национальный характер существенно влияют на распространение и закрепление коррупции. Коррупция всегда была связана с этнокультурными особенностями менталитета, основанным на понятии подарка. Для казахов это "благодарность за услугу" всегда являлась типичным явлением. На протяжении истории нашей страны, начиная с периода казахского господства, неофициальные отношения всегда преобладали над официальными, что привело к иерархической системе коррупции в государстве. Коррупционные сети с атрибутами клановости и родства (такие как '^р ру" и '^р
тайпа") заменили взяточников, что сделало их чрезвычайно устойчивыми к противодействию. Особую роль занимает феномен психологической вины и распределение ответственности, поскольку личная вина уменьшается, если субъект принимает участие в незаконном действии ("свои меня не бросят").
Психологическая направленность личности является одной из ключевых составляющих ее структуры. Она определяется совокупностью основных мотивов, потребностей, интересов, стремлений, идеалов и убеждений. В рамках реализации Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы есть предпосылки для проведения пилотного исследования среди подростков, которые будут становиться полноправными гражданами страны (иметь право голоса, участвовать в резидентских референдумах и т.д.). Целью такого исследования является выявление психологических особенностей в данном аспекте.
Объект исследования: антикоррупционная направленности личности подростка
Предмет исследования: уровень сформированности психологических маркеров антикоррупционной направленности личности студентов колледжей 1-2 курса и учеников 10-11 класса.
Цель исследования: определение возрастной особенности формирования антикоррупционной направленности личности у студентов колледжей 1 -2 курса и учеников 10-11 класса, в разрезе гендера и учебного заведения, возраста.
Гипотеза. Если будет выявлена взаимосвязь маркеров антикоррупционной направленности личности подростков, то это позволит разработать действенную систему профилактики преодоления коррупции на основе современных психологических технологий, что будет способствовать повышению культуры поведения и формировать устойчивы понятия антикорррупции у подростов.
Для реализации задач исследования авторским коллективом была разработана и апробирована экспресс-диагностика «Шкала антикоррупционной направленности личности подростка». База исследования: КУ ОСШ при городском отделе образования г. Кокшетау и колледж г. Кокшетау.
По данным исследований, психологический механизм коррупционного поведения личности основывается на психологических концепциях отклоняющихся поведений. Прежде всего, склонность преодолевать нормы и правила, а также склонности к делинквентному поведению. Оценка степени формирования поведения, регуляции и коммуникации личности современной молодежи позволит лучше понять коррупционные тенденции и их психологические основы, а также разработать соответствующие меры и программы для их предотвращения и преодоления. Для оценки степени формирования поведения, регуляции и коммуникации личности современной молодежи можно использовать различные методы и инструменты исследования. Например, можно провести анкетирование, опрос или интервью с молодыми людьми, чтобы выяснить их мнения, убеждения и отношение к нормам и правилам, а также уровень их социальной ответственности.
Согласно концепции О.В. Ванновской [23], в структуре коррупциогенной личности находятся следующие основные элементы:
1) смыслы и ценности (жизненные цели, стремления, ценностные ориентации);
2) когнитивно-нравственные характеристики (нравственное самосознание, установки нравственного поведения, правосознание, структура ответственности и долга);
3) эмоциональные характеристики (удовлетворенность жизнью, удовлетворенность профессией, удовлетворенность личным статусом, самоотношение);
4) особенности регуляции поведения (локус контроля, механизмы принятия решений);
5) поведенческие характеристики (ведущий тип реагирования).
В.В. Сундукова [24] в свою очередь определяет направленность личности как интегративное качество в формирование которого обеспечивают определенные структурные компоненты:
1) мотивационный компонент;
2) эмоционально волевой компонент;
3) когнитивно - познавательный;
4) ценностно-смысловой компонет.
Для реализации задач исследования была разработана и апробирована»
Учитывая узость тематики изучения (антикорупционная направленность), реализации задач исследования была разработана и апробирована экспресс-диагностика «Шкала антикоррупционной направленности личности» со следующими маркерами структуры антикоррупционной направленности личности подростка:
1. Морально-этические ценности представляют собой идеалы, убеждения и совесть, которые способствуют правильному выбору между добром и злом, истиной и ложью. Они формируют направленность личности и выражают ее внутреннюю основу отношения к действительности. Для понимания поведения коррумпированных людей необходимо разобраться в смысле, который они вкладывают в свои действия Б. Д. Лыскова и Т. Н. Курбатовой, утверждают, что «базовым ядерным образованием личности является мировоззрение в его нравственно-психологической модификации, выраженной в категориях смысла жизни» [25].
2. Мотивационный компонент связан со стремлениями и желаниями личности. Недовольство собственной жизнью, работой или профессией, а также желание власти и самоутверждения, как средства для личного обогащения, являются двигателями этого компонента.
3. Эмоционально-волевой компонент предполагает способность контролировать свое эмоциональное состояние и поведение, проявлять самоконтроль и силу воли, а также следовать нормам и требованиям.
4. Поведенческий компонент связан с интересами и действиями, которые основаны на системе самовосприятия и социальных установках по отношению к себе и другим. В данном случае рассматриваются склонности к делинквентному поведению, так как коррупция является противоправным действием. Этот компонент, по словам Роджерса, обладает относительной стабильностью и позволяет предсказывать довольно устойчивые схемы поведения человека.
5. Познавательный компонент подразумевает получение определенных знаний о окружающей действительности и развитие системы социального сознания. В
контексте нашего исследования данный компонент предполагает усвоение определенного круга правовых знаний. Сформированность маркера определяется тремя уровнями:
-низкий уровень сформированности маркера - 3-4 балла;
-средний уровень сформированности маркера - 5-7 баллов;
-высокий уровень сформированности маркера - 8-9 баллов.
В исследовании приняло участие 17 школьника 10 - 11 классов и 66 студентов колледжа 1-2 курса. База исследования: КУ ОСШ при городском отделе образования г.Кокшетау и колледж г. Кокшетау.
Представляем результаты исследования по 5 основным маркерам:
1. Компонент морально-нравственные ценности.
2. Мотивационный компонент
3 Эмоционально-волевой компонент
4. Поведенческий компонент
5. Познавательный компонент.
В ходе исследования были получены следующие сведения:
1. Учащиеся школы и студенты колледжа проявляют практически одинаковую нетерпимость к вопросу «коррупции» (рис.1).
100% 80% 60% 40°% 20°% 0%
Коррупция
88%
12%
89%
11%
Школа Колледж
I % учащихся за коррупцию ■ % учащихся против коррупции
Рис. 1. Отношение к коррупции у учеников 10-11 класса и 1-2 курса колледжа
При этом с учетом гендера, все школьницы (100%), которые участвовали в исследовании более нетерпимы к коррупции по сравнению с одноклассниками (78%), однако процент девушек- студенток и парней - студентов, которые против коррупции, одинаков (по 89% каждый). Процент школьников (22%) «за коррупцию» в 2 раза больше процента студентов (11%), однако среди женского пола «за коррупцию» были только студентки колледжа (11%) (рис.2.)
120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
Коррупция
( в разрезе гендера с учетом учебного заведения
)
учащиеся девочки за коррупцию
учащиеся девочки учащиеся мальчики за учащиеся мальчики против корруппции коррупцию против корруппции
школа колледж
Рис. 2. Отношение к коррупции у учеников 10-11 классов и 1 -2 курса колледжа
с учетом гендера
Если не брать по внимание учебное заведение, то процент подростков, которые против коррупции превышает, тех за «коррупцию» 89% к 11% (рис.3).
Рис. 3. Отношение к коррупции без учета учебного заведения
Проведя сравнительный анализ между подростками одного возраста, но обучающимися в разных учебных заведениях, мы пришли к выводам:
- анализируя процент распределения внутри учебного заведения, то 11% от всех девушек-студенток, 11% от всех парней-студентов, которые обучаются в колледже и 22% парней-школьников положительно относится к вопросу коррупции. Мы связываем такой большой процент парней -школьников, лояльных к коррупции, с предстоящим поступлением в ВУЗ или другие образовательные заведения. Школьницы (100%) менее терпимы к вопросам коррупции, чем их сверстницы (89%) из колледжа. Возможно это связано с тем, что студентки колледжей намного раньше
и чаще стакиваются с коррупцией, в частности это поступление, сессия, экзамены и.т.д., а также многим девушкам-студенткам колледжей приходится решать свои текущие проблемы самим, так как учатся далеко от дома, и они не могут рассчитывать на помощь родителей, а также будучи девушками у них присутствует чувство, что общество «ждет» от них хорошую успеваемость.
- учащимся 10-11-х классов и студентам1- 2 курса примерно 15-18 лет. Учитывая «Возрастную психологию», структура направленности личности у них еще на стадии формирования, однако у 11% подростков уже есть проявления, характерные для коррупциогенной личности. Следовательно, следует усилить профилактические мероприятия, направленные не только на подростков, но и на общество.
Общий вывод.
С увеличением ступени класса или курса, стресс, напряжение перед предстоящим поступлением или сессией повышается. Растет риск остаться без стипендии, кроме того, возрастные и гендерные факторы оказывают влияние на психологические особенности студентов и могут способствовать принятию "коррупции" в качестве способа достижения целей. При анализе данных пилотного исследования можно согласиться с мнением многих исследователей о том, что возрастные и гендерные особенности значительно влияют на формирование личности, однако не следует исключать влияние окружающей среды на этот процесс.
2. Структуру антикорупционной направленности личности мы определяли по 5 маркерам, а благополучное формирование ее от взаимосвязи 4х маркеров (компонент морально-нравственные ценности, мотивационный компонент, эмоционально-волевой компонент, познавательный компонент) с 5-м маркером (поведенческим компонентом).
Среднее значение по маркерам
мор-нрав мотивац. эмоц-вол поведенч познават.
школа ср.зн ■ колледж курс ср.зн ■
Рис. 4. Средние значения по маркерам учеников 10 -11классов и студентов 1-2
курса колледжа
Максимальные балы по 4м маркерам составляют 8-9, минимальные 3-4, а средние значения в пределах от 5 до 7 баллов, по маркеру «Поведенческий компонент» максимальные 8-9 баллов определяют как высокую предрасположенность к делинквентному поведении, тогда как 3-4 балла к низкой. Учитывая этот факт, у представителей разных учебных заведений по 5-м маркерам средние значения.
В представленной диаграмме наглядно видно, что по каждому маркеру нет существенных отличий между представителями разных учебных заведений, примерная разница в 1 балл. Следовательно, можно сделать вывод, что в большей мере возрастные особенности данного периода чем среда обучения определяют на уровень сформированности маркеров антикоррупционной направленности личности.
Сравнивая средние значения по каждому маркеру, можно четко увидеть, что по 4 маркерам (компонент морально-нравственные ценности, мотивационный компонент, эмоционально-волевой компонент, познавательный компонент) средние значения и нет существенных различий, самая большая разница в маркере познавательный компонент и составляет 0,57 б., а самая маленькая в маркере мотивационный компонент 0,42б. Это указывает на то, что у подростков в принципе уже развиты умения самоконтроля, рефлексивного контроля, они более гибко реагируют на изменения в ситуациях, происходящих с ними, готовы трудиться ради своего успеха, есть определенные знания о коррупции, а также хорошо сформированы убеждения, мировоззрения.
Но при этом у студентов 1 -2 курса намного выше (среднее значение) балл по маркеру «Поведенческий компонент», чем у школьников 10-11 класса (низкие значения). Это наталкивает на мысль, что они более подвержены делинквентному поведению, особенно при низком уровню сформированности морально -нравственных качествах.
Был проведен корреляционный анализ взаимосвязи «Поведенческого компонента» с другими, с применением коэффициента Пирсона.
1. Результаты анализа эмпирических данных показали, что между маркерами «Компонент морально-нравственные ценности» и «Поведенческий компонент» у группы школьников существует заметная обратная взаимосвязь, подтверждая, что чем выше морально-нравственные ценности подростка, тем ниже его склонность к делинквентному поведению. В то же время, у студентов наблюдается слабая обратная связь, что указывает на низкую взаимосвязь этих двух маркеров. Можно предположить, что для студентов в данном случае факторы, такие как нахождение вне родительского дома и образовательная среда, оказывают большее влияние на проявление делинквентного поведения.
2. Коэффициент корреляции Пирсона показывает взаимосвязь между маркерами «Мотивационный компонент» и «Поведенческий компонент». Для студентов эта связь является прямой и слабой, что означает, что стремление к достижению успеха не предполагает делинквентного поведения. В случае с учениками школы эта связь также прямая, но умеренная. Низкая мотивация к достижениям и потребность в стремлении к успеху (подросток мало что делает для достижения успеха) подразумевает, что скорее всего подросток в этот возрастной период подвержен к делинквентному поведению. Факторы: неудовлетворительная
сдача ЕНТ, поступление в ВУЗ или колледж, впервые в жизни принимать какие-либо решения (не всегда правильные и правильно).
3. Анализ коэффициента корреляции Пирсона между маркерами «Эмоциональный компонент» и «Поведенческий компонент» показал, что связь между ними практически отсутствует у школьников и студентов. Это означает, что наличие эмоционально-волевого компонента не оказывает практического влияния на предрасположенность к делинквентному поведению.
4. Согласно коэффициента корреляции Пирсона взаимосвязи маркеров «Познавательный компонент» и «Поведенческий компонент» следующая:
Была обнаружена и подтверждена обратная заметная у учеников школы и практически отсутствие взаимосвязей маркеров «Познавательный компонент» и «Поведенческий компонент» у студентов. То есть у студентов знания о коррупции, о его противоправных нарушениях и наказании, и ответственности за это, почти никак не влияют на предрасположенность к делинквентному поведению, здесь мы также согласимся с некоторыми российскими исследователями, что среда влияет на формирование коррупциогенной личности. Тем не менее для школьников такого рода знания будут подспорьем, чтобы не допустить делинквентного поведения.
Таблица 1
Взаимосвязь «Поведенческого компонента» с другимии маркерами антикоррупционной направленности личности подростка.
Контингент Компонент морально-нравственные ценности Мотивационный компонент Эмоционально-волевой компонент Познавательный компонент
Школьники -0,5 обратная заметная 0,3 прямая умеренная 0 практически отсутствует -0,6 обратная заметная
Студенты -0,1 обратная слабая 0,1 прямая слабая 0 практически отсутствует 0 практически отсутствует
Общий вывод.
Анализируя результаты корреляционного исследования с использованием коэффициента Пирсона, мы пришли к выводу, что морально-нравственные ценности подростков и их осведомленность в области коррупции оказывают влияние на их склонность к делинквентному поведению, особенно в отношении коррупции. Морально-нравственные ценности формируются не только в семейной среде, но и под влиянием общества в целом. Причину полученных результатов, свидетельствующих о 11% "принятия" коррупции, мы видим в этно-социальном аспекте казахстанского общества. Учитывая характеристики нашей аудитории, мы приходим к выводу, что помимо воспитания в семье, образовательная среда, и прежде всего педагоги, является определяющим фактором в предотвращении противоправного поведения. Они должны стать примером и воспитывать подрастающее поколение, внушая им
отсутствие толерантности к коррупции, особенно в рамках образовательного процесса. Учитывая психологические особенности подростков в возрасте от 15 до 18 лет, на их мнение оказывает сильное влияние общественное мнение, их идолы и личные авторитеты, поэтому необходимо учитывать это при проведении профилактических мероприятий, а также в рамках ежедневной работы в процессе образования и воспитания
Библиографический список
1. Лепешев Д.В., Пазылова Н.М. Методическое пособие для педагогов дошкольных, школьных организаций по формированию антикоррупционного образования с учетом международного опыта. - Кокшетау: РИО КУ им. Ш. Уалиханова, 2023. - 47 с.
2. Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 20222026 годы -Утверждена Указом Президента РК от 02.02.2022 г. № 802 -[Электронный ресурс] URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2100000802 (дата обращения: 06.07.2023.).
3. Закон о противодействии коррупции - Закон Республики Казахстан от 18.11.2015 г. № 410-V. С изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2020 г. //Юридический вестник в Казахстане, No 19 (139), 2020. -С.48-63.
4. Токаев К.-Ж. К. Единство народа и системные реформы -прочная основа процветания страны. -Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 сентября 2021 года. // Каз. правда, 2 сентября 2021 года, № 165.
5. Индекс восприятия коррупции, составленный организацией Transparency International [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/en/cpi/2022
6.Кичева И. В., Бродзели Л. О. Мировой опыт антикоррупционного воспитания - Теория педагогики и история педагогической мысли // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2016. № 2. С. 212-216
7.Кузнецова О. А. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией: Проблемы и эффективность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014. - № 2. - С. 195-197.
8. G. C. Montes & P. C. Paschoal (2016) Corruption: what are the effects on government effectiveness? Empirical evidence considering developed and developing countries, Applied Economics Letters, 23:2, 146-150, DOI: 10.1080/13504851.2015.1058900
9.Bing Yan & Bo Wen (2020) Income inequality, corruption and subjective well-being, Applied Economics, 52:12, 1311-1326, DOI: 10.1080/00036846.2019.1661953
10. Christopher L Atkinson (2021) Theme-Based Book Review: Public-Sector Corruption, International Journal of Public Administration, 44:3, 262-267, DOI: 10.1080/01900692.2019.1672732
11. Stuart C. Gilman (2018) To Understand and to Misunderstand How Corruption is Measured: Academic Research and the Corruption Perception Index, Public Integrity, 20:sup1, S74-S88, DOI: 10.1080/10999922.2018.1472974
12. Daniel L. Feldman (2020) The Efficacy of Anti-Corruption Institutions in Italy, Public Integrity, 22:6, 590-605, DOI: 10.1080/10999922.2020.1739362
13. Алауханов Е.О. Антикоррупционная правовая политика [Текст] : учебное пособие / Новое изд. - Алматы : Зан адебиеп, 2009. - 256 с.
14. Абдраимулы С. Приоритет - противодействие коррупции // Юридическая газета. - 2020. - 7 февр. (№ 10). - С. 4
15. Байханова А.Б. Цифровизация как инструмент преодоления коррупционных рисков в государственном управлении // Санды; к^кьщ: Казакстандык; модельдщ ерекшелт жэне дамудыц жаца багыттары. Цифровое право: специфика Казахстанской модели и новые направления развития. : халыкдралы; гыл.-тэжiрибелiк конф. материалдары (6 сэуiр 2018 ж.). - Алматы, 2018. - С. 3-5.
16. Берлыбекова М. Е. Коррупционные правонарушения и меры противодействия им в Республике Казахстан // Правовая реформа в Казахстане. -2019. - № 2. - С. 28-35.
17. Жумагулова Ш. Р. Борьба с коррупцией - главное условие национальной безопасности / Ш. Р. Жумагулова, А. А. Абдикалыков // ^азакстаннын, гылымы мен eмiрi. - 2020. - № 1. - С. 200-204.
18. Майданова А. Ж. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов // Правовая реформа в Казахстане. - 2019. - № 3. - С. 44-47.
19. Габов Ю. А. Зеркало казахстанской коррупции [Текст] : [монография] / Ю. А. Габов, В. Э. Кист. - Караганда: Арко, 2016. - 534 с.
20. Абдикарим Е. Е. Меры предупреждения провокации взятки или коммерческого подкупа // Наука и мы : сборник науч. трудов XI Междунар. науч. -практ. конф. (26-27 апреля 2018 г.). - Кокшетау, 2018. - С. 56-58.
21. Агыбаев А. Анатомия коррупции // Юридическая газета. - 2021.- 5 февраля (№ 10).- С. 3
22. Нуртаев Р.Т. О совершенствовании мер борьбы с коррупцией в Казахстане // Современные проблемы уголовной политики: международная коллективная монография. - Екатеринбург-Костанай, 2019. - С. 88-102
23. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им.А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 323-328.
24. Сундукова В.В. Антикоррупционная направленность личности курсантов как критерий профессиональной подготовки в образовательных организациях ФСИН России //Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всероссийского симпозиума психологов (Рязань, 5 апреля 2019 г.) (с международным участием) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2019. -с.328-333
25. Девятовская И. В. Психологические предикторы коррупционного поведения личности и их коррекция / И. В. Девятовская, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 8. — С. 205-208.
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Lepeshev Dmitry Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, Academician of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
ORCID 0000-0002-9899-2831
Ракишева Гульмира Мадиевна, доктор PhD, ассоциированный профессор, член-корр. АПН РК, руководитель лаборатории Педагогической инноватики, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Rakisheva Gulmira Madievna, PhD, Associate Professor, Head of the Laboratory of Pedagogical Innovation, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
ORCID 0000-0001-8275-249X
Доскенова Динара Айтбаевна, магистрант кафедры Педагогики и психологии НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Doskenova Dinara Aitbaevna, master student in «Pedagogy and psychology», Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
: [email protected] Дата поступления: 04.09.2023
© Лепешев Д.В., Ракишева Г.М., Доскенова Д.А., 2023