Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ «КАРТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ООП В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ «КАРТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ООП В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Доскенова Динара Айтбаевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме внедрения инклюзивных практик в систему дополнительного образования и связанные с этим сложности построения педагогического процесса с учетом индивидуальных различий детей с особыми образовательными потребностями. Не достаточная разработанность данного проблемы приводит к тому, что в итоге педагоги дополнительного образования испытывают трудности в построении программы обучения для особых детей. Учитывая этот факт, мы разработали и предложили «Карта эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП в организации дополнительного образования», которая, как мы думаем, должна стать необходимым подспорьем при диагностике и планировании результата программы, разработанной педагогом. Данная карта является универсальной и может применять в любом направлении дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Доскенова Динара Айтбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF THE APPLICATION OF THE "MAP OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF A CHILD WITH OOP IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION"

This article is devoted to the actual problem of introducing inclusive practices into the system of additional education and the associated difficulties in building the pedagogical process, taking into account the individual differences of children with special educational needs. The insufficient development of this problem leads to the fact that, as a result, teachers of additional education experience difficulties in building a training program for special children. Considering this fact, we have developed and proposed the “Map of the effectiveness of psychological and pedagogical support for a child with special educational needs in the organization of additional education”, which, we think, should become a necessary help in diagnosing and planning the result of the program developed by the teacher. This card is universal and can be used in any direction of additional education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ «КАРТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ООП В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»»

УДК 373

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ «КАРТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ООП В ОРГАНИЗАЦИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Лепешев Д.В., Доскенова Д.А.

НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

(г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме внедрения инклюзивных практик в систему дополнительного образования и связанные с этим сложности построения педагогического процесса с учетом индивидуальных различий детей с особыми образовательными потребностями. Не достаточная разработанность данного проблемы приводит к тому, что в итоге педагоги дополнительного образования испытывают трудности в построении программы обучения для особых детей. Учитывая этот факт, мы разработали и предложили «Карта эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП в организации дополнительного образования», которая, как мы думаем, должна стать необходимым подспорьем при диагностике и планировании результата программы, разработанной педагогом. Данная карта является универсальной и может применять в любом направлении дополнительного образования.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, дополнительное образование, психолого-педагогическое сопровождение, психологическое здоровье.

THE RELEVANCE OF THE APPLICATION OF THE "MAP OF THE EFFECTIVENESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF A CHILD WITH OOP IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION"

Lepeshev D.V., Doskenova D.A.

NAO Kokshetau State University named after Sh. Ualikhanov

(Kokshetau, Kazakhstan)

Annotation. This article is devoted to the actual problem of introducing inclusive practices into the system of additional education and the associated difficulties in building the pedagogical process, taking into account the individual differences of children with special educational needs. The insufficient development of this problem leads to the fact that, as a result, teachers of additional education experience difficulties in building a training program for special children. Considering this fact, we have developed and proposed the "Map of the effectiveness of psychological and pedagogical support for a child with special educational needs in the organization of additional education", which, we think, should become a necessary help in diagnosing and planning the result of the program developed by the teacher. This card is universal and can be used in any direction of additional education.

Key words: children with special educational needs, inclusive education, additional education, psychological and pedagogical support, psychological health.

Сегодня в Казахстане, как и везде в мире огромное внимание уделяется детям с различными врожденными или приобретёнными нарушениями в здоровье. Инклюзия уже плотно вплелась в систему нашего казахстанского общего образования. Разработаны методы, методики, техники и приемы для успешной реализации инклюзивных практик начиная с дошкольных организаций, заканчивая профессиональным образованием. Активно проводятся семинары, тренинги, курсы повышения квалификации в области инклюзии с педагогами системы общего образования. Однако, на данный момент, довольно сильно уступает в своих позициях инклюзия именно в системе дополнительного образования детей. Само дополнительное образование является таким важным ресурсом, который компенсирует недостатки общего образования. Ведь для формирования разносторонне гармонично развитой личности требуется не только знания, получаемые в системе общего образования, но развитие определенных компетенций, приобретенных в процессе обучения в системе дополнительного образования. Именно такое сочетанное обучение позволит сегодняшнему ребенку стать успешным взрослым. Тем не менее возникают определенные трудности в самом процессе обучения в системе дополнительного образования для детей с особыми потребностями. В следствии того, что даже на законодательной базе недостаточно хорошо прописаны критерии набора детей по определенным направленностям дополнительного образования, регламент занятий для каждой категории групп с нарушениями в здоровье, формы проведения занятий, использований тех или иных методик, привело к тому, что педагоги дополнительного образования остались с проблемами инклюзивного образования можно сказать «один на один». Только основываясь на общие базовые принципы, которые есть в общем образовании относительно инклюзивных практик, а также на свой непосредственный опыт и интуицию педагоги строят свои занятия с данными категориями детей. Актуальной проблемой для педагогов остается сложность проведения мониторинга, а также прогнозирование результата своих занятий с детьми особыми потребностями. Ведь для того, чтобы работать на положительный результат необходимо постоянно иметь возможность отслеживать все этапы процесса обучения, видеть пробелы, прогнозировать результаты к определенному сроку обучения, опираться на определенные показатели эффективности работы и их маркеры. Еще одним важным моментом является участие педагога-психолога в построении процесса обучения в системе дополнительного образования, так как речь идет именно о детях с особыми потребностями. Педагог даже самый лучший, и прошедший курсы по инклюзивному образованию, так или иначе априори не может быть абсолютно компетентным в этой области, следовательно, при разработке своих программ для определенного ребенка с нарушениями в развитии или же для категории таких детей ему необходимо учитывать конкретные рекомендации педагога-психолога.

Учитывая актуальность темы и конечно же нашу собственную заинтересованность как исследователей, нами была разработана «Карта эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП в организации дополнительного образования». Карта заполняется совместно, то есть педагогом- психологом и педагогом дополнительного образования, и является индивидуальной для каждого ребенка. В данной карте обозначены основные показатели эффективности сопровождения и их маркеры как для психолога, так и для педагога. Заполнение проводится на основе оценки, полученной по итогам анализа данных психолога, а также наблюдения педагога по приходу ребенка в организацию дополнительного образования на основе психолого-педагогической диагностики начального уровня. В графе «Ожидания» планируются основные результаты, которых должен достичь ребенок к установленному сроку. В графе «Результат к установленному сроку» вносятся данные диагностики установленного срока. В примечании прописывается факторы, повлиявшие на достижение или не достижение результата эффективности воздействия психолого-педагогического сопровождения. Для каждого вида нарушения сформирован примерный минимальный пакет методик, с целью снижения затрат времени. Данный пакет метод предназначен для педагогов-психологов, для педагогов основным методом оценки диагностики будет являться метод наблюдения и анализ продуктов деятельности. По результатам первичной диагностики педагоги-психологи совместно с педагогами дополнительного образования смогут разработать стратегию для успешного достижения цели

психолого-педагогического сопровождения. Тесное сотрудничество педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования позволит эффективнее проводить диагностику развития личности, а также стимулировать развитие специальных способностей (музыкальных, спортивных, художественных и т.д.). Мы считаем, что выделенные нами показатели и маркеры являются диагностическим минимумом, которые позволят осуществить мониторинг динамики развития личности ребенка с особыми образовательными потребностями. Само заполнение данной карты не потребуется большого количество времени от специалистов, так как здесь только фиксируются достижения ребенка и прогноз на ближайшее будущее используя сочетание буквенного и числового значений:

Результат и прогноз диагностики:

В-высокий уровень развития. У ребенка хорошо развиты компоненты высших психических функций, а также эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

С-средний уровень развития. У ребенка не до конца сформированы компоненты высших психических функций, а также эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Н-низкий уровень развития. Сформированы компонентов высших психических функций, а также эмоционально-волевой и коммуникативной сферы слабая, отмечаются заметные деформации морально-нравственных установок, интеллектуальное развитие не соответствует возрасту.

Оценка процесса диагностики:

«0» — выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную программу;

«1» — если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия педагога или психолога, т.е. «1» — это нижняя нормативная граница;

«2» — ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;

«3» — задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны педагога или психолога.

«4» -отказ от выполнения задания

Наивысшим показателем будет являться В0, наименьшим показателем Н3. Если ребенок отказался от выполнения задания, то в таблицу вносим показатель 4

Участие ребенка в конкурсных мероприятиях будет оцениваться показателем С, победа в конкурсном мероприятии В, отказ от участия 4.

Психолого-педагогическое сопровождение - системно-организованная деятельность, реализуемая в организациях образования, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями, на основе оценки особых образовательных потребностей [1]. Для нас как педагогов-психологов, и исследователей, очень важно, сохранение и, при необходимости, восстановление психологического здоровья детей с особыми образовательными потребности, формирование гармонично развитой личности. И мы считаем, что дополнительное образование дает огромную площадку возможностей не только норматипичным детям, но, особенно, детям с ограниченными возможностями здоровья. Именно здесь, дети смогут реализовать себя в том направлении которые ближе всего для них, каждый из них сможет окунуться в «ситуацию успеха», успешнее социализироваться, почувствовать себя уверенным. Главной задачей педагогического коллектива лишь правильно спланировать и осуществить педагогический процесс, учитывая индивидуальные различия каждого ребенка в отдельности и категории нарушения в общем, опираться на показатели успешности психолого- педагогического сопровождения и быть объективным при прогнозировании результата.

Библиографический список

1. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования». - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026513

2. Лепешев Д.В., Доскенова Д.А. Современные возможности инклюзии по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями в рамках дополнительного образования / Наука и реальность. - 2021. - № 3(7). - С.4-7.

3. Лепешев Д.В. Современные проблемы инклюзивной культуры: вызовы времени / Наука и реальность. - 2021. - № 2(6). 1. - С.4-8.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, асс. профессора кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCГО 0000-0002-9899-2831 е-mail: [email protected]

Доскенова Динара Айтбаевна, магистрант кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

е-mail: [email protected]

Дата поступления статьи: 18.04.2022

© Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.