УДК 376.1
ПРОБЛЕМЫ РАННЕЙ ПРОФИЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Лепешев Д.В., Ракишева Г.М., Доскенова Д. А.
НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
(г. Кокшетау, Респубика Казахстан)
Аннотация. В статье дополнительное образование рассматривается как ключевое основание неформального образования по ранней профилизации детей с особыми образовательными потребностями и детей с приобретенной инвалидностью. Дополнительное образование дает возможность формированию и развитию ключевых компетенций, которые необходимы для становление конкурентоспособной личности в современном мире.
Ключевые слова: ранняя профилизация, дети с особыми образовательными потребностями, дополнительное образование, психолого-педагогическое сопровождение, компетенции.
Актуальность рассмотрения проблемного научного поля статьи заключается в том,
что XXI век - век 4 научно-технической революции. Особенность данной революции в том, что современная глобализация качественно меняет ее от 3-х предыдущих революций.
Характерными чертами данной революции можно отнести: стремительность, междисциплинарность, развитие информационно-цифровую коммуникация, военно-техническую оснащенность и кадры, которые должны быть высококвалифицированными, компетентными, конкурентоспособными. Дадим краткую хартеристику каждой из черт:
1) Стремительность, то есть если раньше новые научные открытия чаще всего очень олго внедрялись в производство, то сейчас, отрезок времени от научного открытия до примения его на производстве очень мал. Наука и ученые в ней работают на социально-экономические, политические цели государства, для улушения качества жизни населения и формирования мощности государства в целом. Отсюда следует, что цель задает государство и его потребности, а ученые решают задачи на пути к этой цели, следовательно для внедрения того или иного отрытия не нужно большого количества времени на бюррократические процедуры, так как само государсво заинтерсовано в данной открытии.
2) Междисциплинарность. Уже с конца XX века исследовательские программы проводятся со специалистами разных направлений. Если раньше исследования проводились узконаправленно, то сейчас программы более глобальны, что пораждает необходимость присутсвия ученых разных областей знания, и что в конечно итоге дает более объктивные системные предстваления о той или иной проблеме.
3) Информационная и цифровая коммуникация. Сегодня наш мир можно сказать почти полностью компьтеризирован и виртуализирован. Это дает возможность ученым без особых преград обмениваться информацией, проводить виртуальные исследования, что значительно и облегчает и ускоряет работу, а следовательно к конечному результату они приходят намного быстрее чем в предыдущие века.
4) Военно- техническая оснащенность. Как ни странно, но имеено Вторая мировая война дала жесткий толчек для развития военной техники. То военное оснащение, которое присутсвует на вооружении многих стран, особенно передовых, таких как США, Россия, некотрые страны Европы, кардинально отличается от того оснащение, которое было на начало войны. Развитие в этой сфере очень стремительны и продолжается нерперерывно.
5) Высоквалифицированные и компетентные кадры. Это пожалуй одна из самых важных черт данной революции. Все перечисленные черты не происходят сами собой, ими управляет специалист, то есть человек. Задачи , которые ставит 4НТР требует компетентных специалистов, а следвательно изменилость требования к качеству образования. Современный процесс обучения строится на компетентностном подходе, то есть по результату обучения будущий специалист -выпускник должен обладать рядом ключевых и профессиональных компетенций, для того чтобы решать те или иными профессиональные задачи [1].
4 НТР началась в 90- годы XX века и продолжается до сегодняшенрго времини. Республика Казахстан обретя независимость также включилась в этот процесс и на сегодня является активным его учатсником. Но так было не всегда. В начале 90-х годов после распада СССР, Казахстан встретился с рядом проблем как в развитии производства так и в развитии науки. дело в том, что Казахстан в советские годы больше имел сырьевую направленность нежеле производственную, и после обретения независимости возникла проблема в сфере производства. Не было ни должного оборудования, ни квалифицированных кадров по производству. Другой момент это наука. В связи с социально-экономическим кризисом 90-х годов многие научно исследовательские организации перестали существовать, научные сотрудники остались без работы и переквалифицировались или уехали на постоянное место жительство в другие страны.
В этот период Правительство Республики Казахстан проводит реформы, в том числе и в образовании и науки, которые вспоследствии снизили качество самого образования, так например были снижены требования к кандидатским и докторским диссертациям, что в свою очередь привело к низкому качеству подготовке научных сотрудников.
На сегодняшний день ситуация в сфере образования и науки стабизировалась, Казахстан став участником Болонского процесса взял на себя обязательства по реформированию образования и исполнению обязательных, рекомендательных и факультативных параметров Болонского процесса, как на национальном, так и на институциональном уровне [2].
Что касается производственной, то государство создает лояльные условия для развития не только крупного бизнеса, но и малого и среднего. В современном Казахстане развитие предпринимательства происходит путем:
1) оказания финансовой поддержки;
2) организации сети центров поддержки предпринимательства;
3) организации деятельности бизнес-инкубаторов;
4) передачи субъектам предпринимательства в доверительное управление или аренду не используемых более одного года объектов государственной собственности;
5) безвозмездной передачи субъектам предпринимательства в собственность объектов, переданных в аренду или доверительное управление для организации промышленного производства и развития сферы услуг населению по истечении года с момента заключения договора в случае выполнения предусмотренных им условий в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан [3].
В свою очередь НПП «Атамекен» Республики Казахстан предлагает 10 шагов по развитию предпринимательства такие как:
1) расширение микрокредитования;
2) массовое обучение населения основам бизнеса;
3)развитие сельхозкоопераций;
4) поддержка конкуретноспособного бизнеса за счет долгосрочных государственных заказов на локализацию;
5) экспортоориентированность МСП;
6) региональная карта развития предпринимательства как основа для принятия индустриальных и инвестиционных решений;
7) создание сервиса «Правительство для бизнеса»;
8) дерегулирование контрольно-надзорных функций государственных органов;
9) дальнейшая гуманизация уголовного и административного законодательства;
10) ревизия всех подведомственных и дочерних структур госорганов и МИО на предмет нарушения рыночных принципов.
Подъем уровня образования и науки, а также производства и предпринимательства диктует новые правила. Сегодня, как и во всем мире в Казахстане широко обсуждают профессии нового времени.
В Республике Казахстан большой запрос идет на брендовые мировые профессии. И это, мы считаем очень разумным, так как, чтобы Казахстану на мировой арене быть в числе лидеров, следует развивать те отрасли науки и производства, которые станут основным рычагом в конкурентоспособности страны на мировой площадке, а, следовательно, улучшиться качество по всем параметрам жизни внутри нее.
Современное состояние исследуемой проблемы по ранней профилизации среди подрастающего поколения казахстанцев (дискуссия). На встрече с представителями бизнеса Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев объявил об изменении курса работы образовательной программы «Болашак» и определил приоритетным направлением технические специальности. Также он заявил, что в скором времени откроются не менее 5 филиалов зарубежных вузов, 2 из которых будут с техническим уклоном [4].
В Республики Казахстан в 2020 году был разработан «Атлас новых профессий компетенций» заказчиком данного проекта стало Министерство труда и социальной защиты, исполнителями стали Исследовательский центр «САМи RG» и методический партнер -BTS-Education. Цель данного проекта определение 9 приоритетных секторов экономики: ГМК, нефтегаз, машиностроение, ИКТ, транспорт, энергетика, туризм, сельское хозяйство, строительство, и выявление соответствующих им новых профессий и компетенций.
Ожидается, что Атлас станет источником прогнозирования новых, трансформирующихся и исчезающих профессий и послужит ориентиром для нынешних выпускников школы при поступлении в дальнейшие учебные заведения, для получения профессионального образования [5].
При создании данного Атласа были учтены мнения ведущих экспертов данных отраслей, руководителей предприятий, лидеров общественных организаций.
Согласно Атласу, существует 3 группы профессий: новые, трансформирующие и исчезающие. Новые профессии еще не существует, но есть большая вероятность, что они появятся; трансформирующие это те профессии, которые на сегодняшний момент существуют, но в дальнейшем изменятся; исчезающие профессии это, то, что с высокой долей будут не востребованы. Далее идет разъяснение, что причинами исчезающих профессии может послужит автоматизация и потеря необходимости в результатах или услугах труда. И это является одним из ориентиров для выпускника, так как он в бесконечной череде профессий сможет с сузить их до самых актуальных и востребованных, а затем, сравнивая компетенции, которые он приобрел за годы обучения с компетенциями требуемые для той или иной специальности сможет более четко представить себя в выбираемой будущей профессии и сделать правильный выбор.
В данном Атласе выделены основные тренды, оказывающих наибольшее влияние на изменения в отрасли и экономике в целом:
1. Распространение внедрения роботов и умных систем
2. Расширение сфер применения цифровизации и больших данных
3. Истощение природных запасов сырья
4. Усиление экологических норм и развитие рециклинга
5. Проявление новых трудовых требований у работников поколений Y и Z.
6. Изменение потребительских предпочтений населения.
Определены надпрофессиональные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист:
1. Системное мышление
2. Межотраслевая коммуникация
3. Экологическое мышление
4. Бережливое производство
5. Управление проектами и процессами
6. Клиенто-ориентированность
7. Программирование/Робототехника/Искусственный интеллект
8. Художественное творчество
9. Мультиязычность и мультикультурность
Конечно, все вышеизложенное безусловно станет подспорьем при выборе профессии вчерашним школьником, однако для того, чтобы учащийся смог правильно определиться с будущей специальностью, необходимо создать ему условие для эффективного самоопределения, т.е. пройти раннюю профилизацию.
В ежегодном Послании Президента Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев сделал акцент на значимости ранней профориентации, так как будущие выпускники должны осознанно подходить к выбору профессий. А Гани Бейсембаев, президент Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, предложил ввести в школах штатные единицы специалистов, занимающихся профориентацией [6].
Считаем, что проблема ранней профилизации актуальна и крайне востребована как норматипичным детям, так и детям с особыми образовательными потребностями и детям с приобретенной инвалидностью.
По нашему мнению, условием успешной профориентации должно стать психолого-педагогическое сопровождение детей начиная с дошкольной системы образования, которая непрерывно будет переходить в начальное, среднее, общесреднее образование.
В процессе обучения ребенок будет усваивать новые знания, умения, навыки и приобретать на каждой ступени образования новые компетенции. Но овладевание компетенциями очень трудоемкий и долгий процесс и для того, чтобы обладать максимально широкими компетенциями недостаточно пройти курс дошкольного и школьного обучения, необходимо дополнительное разностороннее развитие ребенка. Такое развитие возможно, через использование неформального образования, и большой ресурс возможностей в организациях дополнительного образования.
Сегодня спектр услуг, предоставляемых в неформальном образовании, через дополнительное образование очень широк и вариативен. Учитывая, что начала свою работу «Программа подушевого нормативного финансирования спортивного и творческого заказа», абсолютно каждый ребенок имеет возможность ходить на 2 кружка бесплатно (1 спортивный и 2 творческий) [7].
И если для норматипично развивающихся детей все предельно ясно и просто, они могут пойти в любой кружок, который выберут по желанию, то с детьми с нарушениями в развитии и детьми с приобретенной инвалидностью возникают вопросы:
- на какие кружки сможет он ходить?
- какое количество времени потребуется для его обучения?
- как создать «ситуации успеха» для особенного ребенка?
И здесь, по нашему мнению, как и в общеобразовательном процессе обучение опорой станет психолого-педагогическое сопровождение в дополнительном образовании. В организациях дополнительного образования должна быть введена в штатное расписание ставка педагога -психолога, который будет проводить диагностику на выявлении способностей ребенка с особыми образовательными потребностями или приобретенной инвалидностью для дальнейшего построения индивидуального маршрута сопровождения непосредственно вместе с педагогом дополнительного образования.
Педагог дополнительного образования должен будет разрабатывать индивидуальную программу для таких детей с учетом рекомендаций педагога - психолога.
Педагог - психолог, определяя психологические характеристики ребенка с нарушениями в развитии должен руководствоваться комплексом методик, и как результат должен определить какие те или иные кружки/ секции, которые ребенок может посещать.
Результаты психологической мотивации и готовности ребенка, его склонности по итогам диагностирования педагог - психолог должен довести до сведения родителей или законным представителям /опекунам/, для того чтобы они имели возможность выбора и участия в процессе развития ребенка.
Педагог дополнительного образования в обязательном порядке должен пройти курсы по инклюзивному образованию, чтобы иметь основные знания по коррекционной педагогике, коррекционной психологии, нормальной и патологической физиологии и анатомии, которые сможет использовать при разработке авторской программы и планирования занятий исходя из индивидуальных особенностей в развитии детей с ООП.
Если говорить о роли дополнительного образования в ранней профилизацию ребенка с особыми образовательными потребностями и ребенка-инвалида, то оно помогает развивать те ключевые компетенции, которые в дальнейшем станут основами при выборе профессий. Так, например, зная способности и возможности ребенка и открыв «Атлас новых профессий и компетенций» можно подобрать подходящие специальности для него, а далее выбрать то кружковое направление, которое будет способствовать развитию тех компетенций необходимых для данной профессии. Таким образом, ребенок, заканчивая общеобразовательное и параллельно с ним дополнительное образование уже будет знать на какую специальность ему поступать, а самое главное будет уверен, что эта специальность востребована.
Рассмотрим направления дополнительного образования и компетенции, которые формируются благодаря занятиям в этих направлениях.
Каждое из направлений неформального образования направлено на формирование следующих ключевых компетенций:
эмоциональные компетенции:
- формирование воли к победе, управление эмоциями, конгруэнтность, адаптивность; социальная компетенция:
- сотрудничество, работа в команде, познавательная компетенция:
- умение оперировать знаниями, полученными на тренировках; личностная компетенция:
- знать свои сильные и слабые стороны, быть способным к рефлексии, способность к самообразованию;
информационная компетенция:
- умение выбирать необходимое в потоке информации.
В научном мире, ученые к специальным компетенциям относят:
1) творческое направление (пение, хореография, театр): мотивационно- творческая активность, этико-эстетическая и т.д.
2) прикладное искусство (декоративное- прикладное искусство, изобразительное искусство) организационная, этико-эстетическая, духовно-нравственная и т.д.
3) спортивное направление (командные игры, одиночные игры): специальные компетенции: оздоровительно-адаптивная, организационная (режим дня), двигательно-прикладная и т.д.
Дополнительное образование можно рассматривать не только как составную часть системы общего образования, но как источник формирования как ключевых, так и специальных компетенций необходимых для жизненного самоопределения ребенка.
Сегодня все больше набирает популярность «Модель 4К» компетенций. Ядром этой модели стали 4 компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командность (кооперация). Остановимся вкратце на них [8]:
критическое мышление — это умение анализировать, аргументировать, оценивать, рефлексировать, т.е. способность применять аналитические навыки не только в рамках своей профессии, но в любых жизненных ситуациях;
креативность - умение находить нестандартные решения, придумывать и реализовывать новые идеи;
коммуникативность - способность к общению, налаживанию контактов, умению договориться уметь доступно, ясно, а самое главное интересно доносить информацию, излагать свои мысли, обладать хорошей дикцией, ораторским искусством;
командность - умение работать в команде, знать свою роль в ней, прислушиваться и искать компромиссы.
Модель 4К компетенции позволят развивать самостоятельность учащихся, сделает их конкурентоспособными в быстро меняющимся мире, дополнительное образование, как что другое поможет лучше сформировать данные компетенции.
Однако, хочется отметить, что ранняя профилизация детей с особыми образовательными потребностями не должна заканчиваться только успешным выбором профессий и формированием компетенций. Должна быть выстроена четкая логическая цепочка, от дошкольного обучения и воспитания, начального, среднего, общесреднего образования, с параллельно идущем обучением и воспитанием в дополнительном образовании, затем получение профессионального образования и наконец, трудоустройство данного специалиста. Именно его успешное трудоустройство, его социализация в обществе, его социальное равноправие должно стать индикатором эффективно проведенной ранней профилизации.
На одном из заседаний мажилиса депутат Е. Смайлов отметил, что по информации Министерства труда и социальной защиты РК, из общего числа 600,4 тыс. взрослых казахстанцев с инвалидностью численность работающих инвалидов составляет 85 472 человека. И это в основном инвалиды 3 группы 62 012 человек, меньше - имеющих вторую группу (18 467 человек) и еще меньше - с первой группой инвалидности (2 393 человека). Из общего числа работающих инвалидов насчитывается 51 744 мужчин, женщин - 33 750 [9].
Отсюда можно сделать вывод, что трудоустроены всего 14% инвалидов. Это очень низкий показатель, несмотря на то что еще в 2016 Министерство здравоохранения и социальной защиты разработало «Правила квотирования рабочих мест для инвалидов» [10].
Так, квота устанавливается местными исполнительными органами организациям со списочной численностью работников:
- от пятидесяти до ста человек - в размере двух процентов списочной численности работников;
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек - в размере трех процентов списочной численности работников;
- свыше двухсот пятидесяти одного человека - в размере четырех процентов списочной численности работников.
Конечно же, работодатель должен создать условия для таких работников, но и работники должны соответствовать занимаемой должности, обладать ключевыми и профессиональными компетенциями.
Выводы. В нашу эпоху 4 НТР Казахстан должен быть конкурентноспособным среди множества стран, здесь, у нас должны осваиваться и развиваться новые профессии - профессии будущего, должны происходить научные открытия мирового значения, следовательно, должны быть компетентные специалисты. В число этих специалистов всегда будут входить люди с ограниченными возможностями, а для них вопросы профилизации требуют более тщательного рассмотрения.
И возвращаясь к ранней профилизации ее трудностям, можно утверждать, что использование ресурсов неформального образования при активном использовании резервов дополнительного образования является одним из важных источников формирования компетенций. Именно оно может компенсировать недостатки общего образования и сформировать гармоничную всесторонне развитую личность, которая в дальнейшем может себя реализовать себя в профессиональном плане и тем самым внести вклад в развитие страны.
Библиографический список
1. «Научно-техническая революция» / Сайт Образовака.ру [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://obrazovaka.ru/geografiya/nauchno-tehnicheskaya-revolyuciya-vzaimosvyaz.html
2.ENIC-KAZAKHSTAN Центр Болонского процесса и академической мобильности [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://enic-kazakhstan.edu.kz/ru/bologna_process/history
3.С. Мороз О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Казахстане - [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38173021&pos=51;-58#pos=51;-58
4. «Встреча Президента РК с представителями отчественного бизнеса» [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-provel-vstrechu-s-predstavitelyami-otechestvennogo-biznesa-2103845
5. Атлас новых профессий и компетенций Казахстана/Научно-исследовательский журнал о востребованных и будущих профессиях - [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://atlas.bts-education.kz/
6.Как осуществляется профориентация в организациях образования- [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://www.inform.kz/ru/kak-osuschestvlyaetsya-proforientaciya-v-organizaciyah-obrazovaniya_a3863458 https://www.inform.kz/ru/kak-osuschestvlyaetsya-proforientaciya-v-organizaciyah-obrazovaniya_a3863458
7. Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 апреля 2021 года № 123 «Об утверждении Правил подушевого нормативного финансирования творческих кружков для детей и юношества» - [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100022643
8. Кулишенко И.В., Крякина Е.В, Разова Е.В., Шустова Е.В. Технология формирования компетенций «4К» при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта //Серия Физическая культура. Спорт Известия ТулГУ. - 2020.-№7 - С.62-70
9. «Депутат: Люди с инвалидностью не могут работать до 63 лет» - [Электронный ресурс] -Режим доступа -https://forbes.kz/process/deputat_lyudi_s_invalidnostyu_ne_mogut_rabotat_do_63_let/
10. Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 13 июня 2016 года № 498 «Об утверждении Правил квотирования рабочих мест для инвалидов» -[Электронный ресурс] - Режим доступа - https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1600014010
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, ассистент профессора кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
ORCID 0000-0002-9899-2831 е-mail: [email protected]
Ракишева Гульмира Мадиевна, доктор PhD, асс. профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
е-mail: [email protected]
Доскенова Динара Айтбаевна, магистрант кафедры Педагогики и психологии НАО Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова е-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 23.03.2022
© Лепешев Д.В., Ракишева Г.М., Доскенова Д.А., 2022