Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1329
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ / ЖЕРТВЫ БУЛЛИНГА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / ДИДАКТОФОБИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович

Статья посвящена проблеме педагогического буллинга. Социально-психологическая природа данного явления в педагогической среде в должной мере не освещается, так как считаемся «педагогически не этичной» по отношению к педагогам. В представленной статье систематизированы признаки и виды педагогического буллинга, определены причины способы его распознавания, предложены меры профилактики данного явления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

УДК 37.06

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Лепешев Д.В.

НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

(г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья посвящена проблеме педагогического буллинга. Социально-психологическая природа данного явления в педагогической среде в должной мере не освещается, так как считаемся «педагогически не этичной» по отношению к педагогам. В представленной статье систематизированы признаки и виды педагогического буллинга, определены причины способы его распознавания, предложены меры профилактики данного явления

Ключевые слова: буллинг, педагогический буллинг, жертвы буллинга, психоэмоциональное и профессиональное выгорание, психологическое здоровье, тайм-менеджмент, дидактофобия

Актуальность исследования. Проблеме буллинга в последние 30 лет стали уделять большое внимание во всем мире. Одной из причин активного распространения буллинга, как отмечают ученые, является негативное влияние виртуальной среды, как агента сетевой социализации молодого поколения. Уровень борьбы за лидерство в группе ровесников во всех возрастных группах стал более жестким, агрессивным, при этом практически в каждой социальной группе есть - лидеры, исполнители, аутсайдеры. Несмотря на распространенность данного явления в современном обществе, актуальность научных исследований данного психологического, социально-педагогического, психотерапевтического, правового феномена остается крайне востребованной, т.к. главная проблема состоит в том, что в группе риска может оказаться практически любой из субъектов образовательного процесса.

Обзор литературных источников.

Буллинг (от англ. Bullying) — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми, буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов и в сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности [1].

Буллинг проявляется во всех возрастных и социальных группах, включая и педагогический коллектив. Вербальные оскорбления, сплетни и бойкоты являются наиболее часто встречающимися формами буллинга, которые наносят вред физическому и эмоциональному развитию ребенка,

против которого это направлено. Как правило, физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных жизненных обстоятельствах. Как правило, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

Буллинг - это скрытый процесс. Его цель - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.

Мотивами буллинга являются:

- зависть; месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);

- чувство неприязни;

- борьба за власть;

- нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;

- самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;

- стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;

- стремление удивить, поразить;

- стремление разрядиться, «приколоться»;

- желание унизить, запугать непонравившегося человека [2].

Школьная травля является достаточно распространенной формой психологического насилия. Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель - это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.

Ракишева Г.М., Балгожина С.К. [3] опираясь на исследования группы зарубежных ученых Kowalski R.M., Giumetti G.W., Schroeder A.N., Lattanner M.R. [4] выделяют следующие виды буллинга:

1. Физический школьный буллинг - применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). В крайних случаях применяется оружие, например, нож. Такое поведение чаще встречается среди подростков.

2. Психологический школьный буллинг-насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Анализ научных публикаций ученых и публицистов Д.В. Лепешева, В.В. Вашкарина[5], Г.М. Ракишевой, Д.С. Сабитовой, М.Б. Жантемировой[6,7], Н.А. Ларченко [8], Е. Сафоновой [9], О.Л. Глазман [10], О.Д. Маланцевой [11], О.А. Мальцевой [12], Т. Мерцаловой [13], Е.Н. Ушаковой[15] способствовал пониманию того, что тема педагогического буллинга необходимо рассматривать на уровне междисциплинарного подхода на стыке следующих научных направлений: социально-психологический, социально-педагогический, социологический, правовой, психосамотической.

В последнее время в подростковой среде стал широко использоваться так называемый кибербуллинг - нападения с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, чаты, социальные сети, web-сайты, а также посредством мобильной связи.

Результаты исследования.

Участниками буллинга и буллерами могут стать и дети, и педагоги. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; развитию травли способствует и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования и сам кадровый педагогический состав, который находится в организации образования.

Наши исследования показали, что чаще всего в педагогической среде используют методы буллинга те педагоги, которые сами когда-то в своей жизненной ситуации имели этот опыт. Предшествующий личный опыт жизнедеятельности педагога - школьника, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении, те. сам педагог когда-то был в роли «агрессора» или «жертвы», «свидетеля». Этот фрагмент связан с психологической патологией комплекса неудовлетворенности решения проблемы родом из подсознания детства.

На основании проведенного теоретического анализа мы определили и систематизировали основные причины и формы педагогического буллинга (табл. 1).

Таблица 1

Причины и формы педагогического буллинга

Причины педагогического буллинга

Формы педагогического буллинга

- профессиональная незрелости педагога;

- отсутствие культуры своего семейного воспитания; педагогической этики;

- отсутствие педагогической харизмы, ораторского искусства, обладания высоких знаний возрастной психологии, профессионального самоудовлетворения, фобии и отсутствие организаторских навыков работы с разными возрастными детскими коллективами, не развитость личных лидерских качеств;

- профессия выбрана не по призванию, а по жизненной ситуации;

- не удовлетворенность социально-бытовых и семейных проблем в полной реализации социальной общественной роли жены/мужа + матери/отца, попытка выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых учащихся класса;

-критический уровень самоуверенности в себе и собственных профессиональных компетенциях, тоталитарный стиль преподавания;

- «педагогическая фобия» на организационные формы работы с детским коллективом и отсутствие навыков управлять им;

- отсутствие навыков планирования своей и профессиональной деятельности;

- социально-экономическая выгода в выборе профессии;

- разочарование от результатов качества успеваемости учеников;

- патологическая склонность к стремлению к власти и социальному превосходству, желание доминировать над другими;

- проблемы хронических приобретенных заболеваний в т.ч. профессиональных из-за не хватко времени на комплексное лечение и оздоровление;

- лица склонные ко лжи или жульничеству ради собственной выгоды - карьерному росту и успеху;

- нарушение со стороны администрации школ «Тайм-менеджмента» по организации рабочего времени педагогов и т.д.

- унижение ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;

негативные

или

саркастические высказывания по поводу внешности или

происхождения ученика;

- повышение голоса при обращении к учащимся или переход на крик;

- устрашающие и угрожающие жесты или выражения;

- привилегированное отношение к заискивающим учащимся;

- оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами;

- физические расправы (рукоприкладство) в местах, где не установлены камеры видео слежения;

- не достаточное внимание в процессе закрепления изученного материала к слабой категории учеников или учащихся с особыми образовательными потребностями

(игнорирование)._

Нами были выделены типичные черты педагогов, склонных становиться "агрессорами" буллинга:

- испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей и признания себя и своего доминирования;

- психоэмоционально не устойчивы в отношениях, так как они импульсивны и легко приходят в ярость;

- вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к администрации и коллегам при обсуждении разных спорных ситуаций в коллективе или по итогам плановых проверок;

- завышенные требования к успеваемости учащихся, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ученика;

- не раскаиваются в своих действиях и поступках, не испытывают сочувствия к своим жертвам;

"Жертвами" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком, особенно перед взрослым человеком (педагогом). Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками не только педагога и его проявлений, но также сложившая ситуация «развязывает руки» остальным ученикам в отношении «козла отпущения». Любой ребёнок может быть изгоем. Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и тех, у кого нет друзей в коллективе. Жертвы испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида (Kowalski, Limber, Agatstone, 2011; Van der Wal, de Wit, Hirasing, 2003) [15]. Они склонны видеть мир полным опасностей, а себя -неспособными повлиять на происходящее.

Чаще всего жертвами становятся дети, имеющие:

- физические недостатки - носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП, то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников);

- особенности поведения - замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением.

- гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными по этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников и раздраженных самоуверенных учителей;

- особенности внешности - все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы

класса;

- плохие социальные навыки - недостаточный опыт общения и самовыражения.

- дидактофобия это панический страх перед образовательным учреждением, в котором есть притеснение ребенка из-за неуспеваемости в учебе со стороны педагогического коллектива.

Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий. Системная травля ребенка в стенах учебного учреждения может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью.

Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, - основное условие для нормального психического психологического здоровья и развития.

Последствия педагогического буллинга в отношениях «учитель - ученик»? те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным - ребенок получает психологическую травму и будет большой урон, нанесенный психологическому здоровью. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью.

Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов считаем необходимым уделять большое внимание:

- на профессиональный отбор абитуриентов, поступающих на педагогические специальности;

- администрации организаций образования, психологическим службам регулярно проводить мониторинг психологического здоровья учащихся;

- администрации организаций образования следовать требованиям «Тайм - менеджмента» при планировании нагрузки для учителей и классных руководителей;

- психологическим службам проводить тренинги среди педагогического коллектива с целью релаксации и снятия психологического напряжения.

Выводы.

Таким образом, считаем, что тема педагогического буллинга - проблема сложная, комплексная и во многом социальная. Буллинг затрагивает различные сферы школьной жизни: чувство безопасности у школьников и учителей, физическое и психологическое здоровье, качество и эффективность деятельности, культуру школьной жизни.

Для того, чтобы школа могла взять проблему буллинга под контроль, необходимо своевременно распознавать проблему и эффективно ей противодействовать. Именно поэтому так важно знать методы и формы проведения антибуллинговой работы, а также осуществлять долговременную профилактику.

Библиографический список

1. Буллинг: психолого-педагогические причины и следствия. [Электронный ресурс] https://refdb.ru/look/2946783.html

2. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». -М., 2006. № 11.

- С. 56-78

3. Ракишева Г.М., Балгожина С.К. Влияние интернет пространства на устойчивость нравственного самосознания подростков в процессе сетевой социализации. //Вестник Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова, Серия ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 2022. № 1.- С. 3-7

4. Kowalski R.M., Giumetti G.W., Schroeder A.N., Lattanner M.R. Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth //Psychol. Bull. - 2014. - Vol. 140(4). - P. 120-137.

5. Лепешев Д.В., Вашкарин В.В. Проблемы проявления буллинга в инклюзивном образовании //Вестник Кокшетауского университета имени Ш. Уалиханова, Серия ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 2022. № 1. - С. 86 - 93.

6. Ракишева Г.М., Лепешев Д.В., Сабитова Д.С., Жантемирова М.Б.Проблемы уровня психологического здоровья учителей в постковидный период //Научно-практический журнал/Scientific-practical journal Наука и реальность/Science & Reality № 1(9), 2022. - С. 7 - 28.

7. Ракишева Г.М., Лепешев Д.В., Сабитова Д.С., Жантемирова М.Б., Нави Л.Н. Постковид-рефлексия: оценка уровня психологического здоровья школьников в период восполнения потерь в обучении. //«Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Педагогика. Психология. Социология». - Нур - Султан, № 1 (138).

8. Ларченко Н.А. Буллинг - причины, формы, профилактика. Методический материал для педагогов, воспитателей. - Волгоград, 2015. [Электронный ресурс] http://okt-crb.ucoz.ru/ZDOROVIE/Deti/bulling-prichiny-formy-profilaktika-dlja-pedagogov.pdf

9. Сафонова Е. Буллинг со стороны учителя. [Электронный ресурс] https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/bulling-so-storony-uchitelya/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга /О. Л. Глазман //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. -Санкт-Петербург, 2009. - № 105. - С. 159-165.

11. Маланцева О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.

12. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления /О.А. Мальцева //Тюменский государственный университет - 2009. - № 7.

- С. 51-54.

13. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? /Т.Мерцалова //Директор школы. - 2000. - № 3. - С. 25-32.

14. Ушакова Е.Н. Буллинг - новый термин для старого явления /Е.Н. Ушакова //Директор школы. - 2009. - № 6. - С. 84-87.

15. Буллинг: причины и помощь. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/semmar-dlya-pedagogov-bulling-prichiny-i-pomosh-rol-pedagoga-v-profilaktike-bullinga-4192816.html

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана, ассистент профессора кафедры Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

ORCГО 0000-0002-9899-2831 е-mail: d_Lepeshev@mail.ru

Дата поступления статьи: 29.04.2022

© Лепешев Д.В. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.