УДК 373.5 МРНТИ 00.00.4500
Научная статья
РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ИНКЛЮЗИИ
Лепешев Д.В., Доскенова Д.А. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье авторский коллектив рассматривает актуальные вопросы инклюзивной образовательной среды, через активизацию процесса развития детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании. Раскрываются основные понятия «Инклюзивное образование», «Дополнительное образование для детей», «Организация дополнительного образования для детей». Отмечены результаты в доступности организаций дополнительного образования не только здоровым детям, но и детям с особыми образовательными потребностями. Авторы представляют разработанные программы курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования, индивидуальные программы для детей с особыми образовательными потребностями, анализ внедрения программа подушевого финансирования частных спортивных секций и творческих кружков. Авторами определены возможности, а также цель и задачи организаций дополнительного образования детей в инклюзивной образовательной среде. Представлен системный анализ по охвату детей в Республике Казахстан дополнительным образованием, в том числе детей с особыми образовательными потребностями. Дан аналитический анализ основных законодательных актов, концептуальных подходов, которые регулируют деятельность организаций дополнительного образования в Республике Казахстан. Определены основные задачи, которые ставят организации дополнительного образования при работе с семьями, имеющими детей с ООП, а также для педагогов данной сферы. Выявлены нерешенные проблемы в сфере дополнительного образования и предложены перспективные направления дальнейших исследований в области поддержке дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями: совершенствование законодательной, нормативно-правовой базы, увеличение количества методических рекомендаций и методик для повышения уровня компетентности педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, а также эффективную социализацию и дальнейшую профессиональную ориентацию данной категории детей. Основным выводом авторского коллектива представленной статьи является то, что по их мнению, организация дополнительного образования детей - это образовательная организация, реализующая программы дополнительного образования для удовлетворения образовательных и культурных потребностей учащихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в целях развития и успешной социализации.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, дополнительное образования, инклюзивное образование, организации дополнительного образования, психолого-педагогическое сопровождение.
Для цитирования: Лепешев, Д.В. Роль организаций дополнительного образования в инклюзии/Д.В. Лепешев, Д.А. Доскенова //Наука и реальность. - 2023. - № 3 (15). - С. 5-14.
THE ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS IN
INCLUSION
Lepeshev D.V., Doskenova D.A. Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Republic of Kazakhstan, Kokshetau)
Annotation. In the article, the team of authors considers topical issues of an inclusive educational environment, through the activation of the process of development of children with special educational needs in additional education. The basic concepts of "Inclusive education", "Additional education for children", "Organization of additional education for children" are revealed. The results were noted in the availability of additional education organizations not only for healthy children, but also for children with special educational needs. The authors present the developed programs of advanced training courses for teachers of additional education, individual programs for children with special educational needs, analysis of the implementation of the per capita financing program for private sports sections and creative circles. The authors define the possibilities, as well as the purpose and objectives of organizations of additional education for children in an inclusive educational environment. A systematic analysis is presented on the coverage of children in the Republic of Kazakhstan with additional education, including children with special educational needs. An analytical analysis of the main legislative acts, conceptual approaches that regulate the activities of organizations of additional education in the Republic of Kazakhstan is given. The main tasks that organizations of additional education set when working with families with children with special educational needs, as well as for teachers in this area, are determined. Unresolved problems in the field of additional education are identified and promising areas for further research in the field of supporting additional education for children with special educational needs are identified: improving the legislative, regulatory and legal framework, increasing the number of methodological recommendations and techniques to increase the level of competence of teachers of additional education working with children with special educational needs, as well as effective socialization and further professional orientation of this category of children. The main conclusion of the team of authors of the presented article is that, in their opinion, the organization of additional education for children is an educational organization that implements additional education programs to meet the educational and cultural needs of students, including children with special educational needs for development and successful socialization.
Keywords: children with special educational needs, additional education, inclusive education, organizations of additional education, psychological and pedagogical support.
Введение.
На сегодняшний день инклюзивное образование в условиях общего образования развивается достаточно быстрыми темпами, однако в условиях дополнительного образования инклюзия находится на начальном этапе. Несмотря на это, как в условиях общего, а тем более дополнительного образования существует ряд проблем в осуществлении эффективного инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Принципы государственной политики, гарантирующие равенство и доступность образования всех уровней с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. Соответствуют требованию стандарта ОЭСР. Инклюзивное образование сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и создает основу для более справедливого общества. Инклюзивное образование - государственная политика, обеспечивающая постоянное совершенствование общего образования, которое должно быть доступно всем без исключения детям (в том числе с особыми образовательными потребностями) и гарантирующая им специальные условия и необходимую социальную и психолого-педагогическую поддержку [1].
Инклюзивное образование сегодня считается одним их приоритетов государственной образовательной политики Казахстана. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей и прав инвалидов, приняла Саламанскую декларацию о принципах, политики практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, Дакарские рамки действий. В Конституция РК, в Законе «О правах ребенка», в Законе «Об образовании» инклюзивное образование определяется, как совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями. Это предусматривает равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно - педагогической и социальной поддержке, развитию посредством обеспечения потенциальных условий [2].
За годы независимости наша страна преодолела большой путь от специального образования до внедрения инклюзивных практик не только в общеобразовательный процесс, но в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования. Достигнуты большие результаты в доступности организаций дополнительного образования не только здоровым детям, но и детям с особыми образовательными потребностями, например, разработаны программы курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования, индивидуальные программы для детей с особыми образовательными потребностями, внедрена программа подушевого финансирования частных спортивных секций и творческих кружков. Примечательно то, что не во всех европейских странах реализуется бесплатное дополнительное образование, а это является одним из важных условий того, что родители детей с нарушениями в развитии могут обучать своих детей в организациях дополнительного образования. Однако полностью нерешенными остаются такие проблемы, как: - развитие дополнительного образования в сельской местности;
- нехватка квалифицированных педагогических кадров дополнительного образования со знаниями специальной педагогики и психологии для работы с детьми с нарушениями в развитии;
-отсутствие методического и материально-технического обеспечения организаций дополнительного образования для обучения детей с особыми потребностями
- отсутствие масштабных разъяснительных работ для населения о правах детей с особыми образовательными потребностями на дополнительное образование.
Методы исследования.
В процессе исследования нами использовались теоретические методы анализа и синтеза, а также обобщение методической, педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Основная часть.
В настоящее время разработаны стратегии специального и инклюзивного образования, и ее внедрение осуществляется в рамках Национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» на 2021-2025 годы. Согласно данного проекта предусмотрено: увеличение доли охвата детей дополнительным образованием до 90% (на данный момент 62,8%), увеличение доли охвата детей с ограниченными возможностями развития специальной психолого-педагогической поддержкой и ранней коррекцией до 100% (на данный момент 50%) [3].
За 2021 г в Республике охват детей с дополнительным образованием 2 406 395 детей (66,9%). В школьных кружках и секциях занимаются 1 347 677 детей, а в 1523 внешкольных организациях занимаются различными видами творчества 1 058 718 школьников, из них в организациях культуры и спорта 472 (10,1%, (362 964 детей). Охват детей с особыми образовательными потребностями дополнительным образованием - 5 841 чел. В республике создана необходимая законодательная и нормативная правовая база по дополнительному образованию детей. Разработаны и утверждены Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан, 85 образовательных программ для детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Однако количество детей с особыми образовательными потребностями в дополнительном образовании, стабильно остается невысоким, так, например, в 2019 годы их было 5 640 чел., в 2020 году 5 640 чел. [4]. На сегодняшний день в Национальном проекте «Качественное образование «Образованная нация» определена цель - повышение качества образования обучающихся всех уровней образования. Согласно графику проекта охват детей дополнительным образованием к 2025 году должно составлять 90% [5].
Согласно Закону Республики, Казахстан «Об образовании» дополнительное образование - процесс воспитания, обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов [6].
Организация дополнительного образования для детей - это организация образования, реализующая образовательные программы дополнительного
образования в целях удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями в интересах личности, общества и государства [7].
Целью дополнительного образования является помощь ребенку в развитии его внутреннего потенциала, так как оно позволяет детям с особыми образовательными потребностями реализовывать себя в творческой, спортивной и других видах деятельности.
Программа дополнительного образования не ограничивает деятельность ребенка строгими образовательными стандартами. Наоборот она создает ситуацию успеха для каждого конкретного ребенка, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями (повышает самооценку, позволяет почувствовать детям с особенностями в развитии равноправными членами общества).
Инклюзивный потенциал дополнительного образования детей ценен тем, что:
- приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того чтобы пытаться их изменить;
- поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь;
- показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;
- предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, сотрудничества;
- расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.
Проектируемая образовательная система дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет в основании современное понимание детства как пространства и времени интенсивного личностного развития ребенка в условиях реальной социальной перспективы, открываемой перед ним отобранным в логике инновационных концепций содержанием образования [8].
По мнению Л.М. Фархшатовой [9], учреждения в силу специфики своей деятельности, а именно: выбор ребенком видов и сфер деятельности ребенка по желанию, учет личностных интересов, потребностей, способностей воспитанника; самоопределение и самореализация учащегося доступными и интересными способами; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностное построение образовательного процесса как никакое другое общеобразовательное учреждение, реализует главный принцип инклюзивного образования, согласно которому, не обучающиеся созданы для учреждения, а учреждение создано для обучающихся. Помимо программ общеразвивающего характера, дополнительное образование детей осуществляет социально-психологическую функцию поддержки и социализации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, решает задачи инклюзивного образования.
На современном этапе развития образовательного пространства Казахстана дополнительное образование стало неотъемлемой частью общего образования и получило законодательное закрепление. Деятельность организаций дополнительного
образования для детей регулируются такими законодательными актами как: Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228), Типовые правила деятельности организаций образования соответствующих типов (Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2018 года № 595). Разработаны Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан (Приказ МОН РК от 19 февраля 2019 года № 81), а также Правила оказания государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования» (Приказ МОН РК от 22 мая 2020 года № 219).
Концептуальный подход к инклюзивному образованию в Республике Казахстан определяет следующие принципы, которые применяются как к общему, так и к дополнительному образованию [1]:
- систематическое и непрерывное инклюзивное образование;
- своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями и обеспечение применения превентивных коррекционных и образовательных мер;
- адаптивность образовательной модели и индивидуализация обучения и развития в соответствии с особенностями, образовательными потребностями и способностями каждого учащегося.
- добровольность и права выбора типа организации образования с учетом индивидуальных склонностей и особенностей лиц с особыми образовательными потребностями;
- доступность и открытость образовательной среды для всех лиц с особыми образовательными потребностями и для родителей;
- комплексный подход и социальное партнерство; междисциплинарное сотрудничество посредством предоставления различных медицинских, социальных и образовательных услуг; координация и сотрудничество между различными секторами, социальными субъектами, гражданским обществом и родительскими организациями.
- социальный подход, который не рассматривает инвалидность и нарушения развития как «носитель проблемы»;
- коррекционно-развивающая и социально-адаптирующая направленность инклюзивного образования, т.е. преодоление проблем развития путем развития сильных сторон и потенциала личности.
Отличительными чертами дополнительного образования детей являются:
- создание условий, при которых каждый ребенок свободен в выборе своей образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы, учебного времени, учителей и т.д.
-разнообразие видов деятельности с учетом интересов, склонностей и потребностей ребенка.
- личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
- личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- признание за ребёнком права на пробу и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
- применение таких средств, как определение результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка [10].
Все вышеперечисленные черты дополнительного образования, закрепленные в концептуальных подходах развития дополнительного образования Республики Казахстан, отражают принципы инклюзивного образования.
Обсуждение.
Дополнительное образование детей - это особый вид образования, который позволяет не только овладевать новыми знаниями, но это также возможность достижения центральных, базовых компетенций для дальнейшего самоопределения ребенка.
Также должна быть разработана система коммуникации с родителями детей с особыми образовательными потребностями. В дополнение к существующим консультационным услугам должны проводиться дискуссии, обучающие семинары, круглые столы, информационная помощь и конференции с представителями общественных и социальных организаций, которые могут оказать помощь и поддержку таким семьям.
Уварова Н.А. [11] определила основные задачи, которые ставят учреждения дополнительного образования при работе с семьями, имеющими детей с ООП:
-укрепление образовательного и воспитательного потенциала семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, активизация их возможностей и поддержка их уверенности своих способностях;
-создание благоприятной среды для развития детей и оказание социально-педагогической поддержки;
-мотивирование учителей и родителей на развитие детей и заботу о них;
-создание атмосферы общей заинтересованности, эмоциональной поддержки, общих интересов и общего восприятия проблем.
Учреждения дополнительного образования, применяющие инклюзивный подход, должны учитывать интересы, потребности и трудности всех субъектов, вовлеченных в образовательный процесс в данной сфере.
Необходимо проводить для педагогов обучающие семинары, консультации специалистов по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В рамках нашего исследования нами были разработаны:
1. «Карта эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП в организации дополнительного образования». В задачу, которого входит мониторинг достижений каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, при помощи показателей и маркеров эффективности психолого -педагогического сопровождения [12].
2. Курс повышения квалификации педагогов дополнительного образования: «Профессиональные компетенции педагогов дополнительного образования в построении эффективного взаимодействия с детьми ООП».
По завершению данного курса педагоги овладеют следующими компетенциями:
- расширение знаний и использования в практике при планировании деятельности в области законодательной и нормативно-правовых основ по организации инклюзивного образования в Республике Казахстан;
- грамотное планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей службы психолого-педагогического сопровождения в организациях образования;
- владение современными психолого - педагогическими подходами для успешного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях дополнительного образования;
- умение адаптировать образовательные программы дополнительного образования при включении детей с особыми образовательными потребностями.
Выводы.
Организация дополнительного образования детей - это образовательная организация, реализующая программы дополнительного образования для удовлетворения образовательных и культурных потребностей учащихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, на благо личности, общества и страны.
Целью дополнительного образования является помощь ребенку в развитии его внутреннего потенциала, так как оно позволяет детям с особыми образовательными потребностями реализовывать себя в творческой, спортивной и других видах деятельности.
Программа дополнительного образования не ограничивает деятельность ребенка строгими образовательными стандартами, а, наоборот, создает ситуацию успеха для каждого конкретного ребенка. Это особенно важно для детей с особыми образовательными потребностям, так как повышает самооценку и позволяет почувствовать детям с особенностями в развитии равноправными членами общества, а их норматипичных сверстников учит быть толерантнее и добрее к таким детям.
Таким образом, для дальнейшего развития дополнительного образования в Республике Казахстан, прежде всего, необходимо провести масштабные исследования, направленные на:
- совершенствование законодательной, нормативной и правовой базы.
- разработку методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.
-разработку методик интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему дополнительного образования.
-эффективную социализацию и дальнейшую профессиональную ориентацию с учетом творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.
Библиографический список
1. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан. Утверждён Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 1 июня 2015 года № 348.
2. Лепешев Д.В., Доскенова Д.А. Современные возможности инклюзии по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями в рамках дополнительного образования. / Наука и реальность - 2021-№ 3(7) - С. 4-7.
3. Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация». Утвержден указом Президента Республики Казахстан от 07 октября 2021 года №2 670.
4. Основные показатели системы дополнительного образования детей (20172021 годы) РГКП «Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования» Министерства образования и науки Республики Казахстан.
5. Национальный проект «Качественное образование «Образованная нация». Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года № 726.
6. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №2 319-
III.
7. Об утверждении Типовых правил деятельности видов организаций дополнительного образования для детей. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228.
8. Голованов В.П. Социально педагогическое партнерство как фактор инклюзивности современного дополнительного образования детей. / Социальное партнерство: поддержка субъектов образования: материалы III Международной научно-практической конференции (г. Москва 23-24 апреля 2015г.) / редколл.Н.Н. Михайлова [и др.].Москва: Пробел, 2015.- С. 267-275.
9. Фархшатова, Л. М. Образовательное пространство учреждения дополнительного образования детей как сфера инклюзивного образования [Текст] / отв. Редактор А. Ю. Нагорнова // В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Ульяновск. - 2015. -С. 286-290.
10. Концептуальные подходы к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан. Утвержден Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 февраля 2019 года № 81.
11. 11.Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: метод. рекомендации / Н.А.Уварова. -Екатеринбург: Дворец молодежи, 2005.
12. Лепешев Д.В., Доскенова Д.А. Актуальность применения «Карты эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП в
организации дополнительного образования» / Наука и реальность. - 2022 - № 2(10) -С.48-51.
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Lepeshev Dmitry Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, Academician of the Academy of Pedagogical Sciences of Kazakhstan, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
ORCID 0000-0002-9899-2831 : [email protected]
Доскенова Динара Айтбаевна, магистрант кафедры Педагогики и психологии НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).
Doskenova Dinara Aitbaevna, master student in «Pedagogy and psychology», Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).
: [email protected] Дата поступления: 25.08.2023
© Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., 2023