Научная статья УДК 159.9.07
EDN KDFIAT
DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(4).6 Е.Г. Воронцова^, Т.Н. Шеметова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Автор, ответственный за переписку: Е.Г. Воронцова, [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ
АННОТАЦИЯ. Актуальность исследования продиктована необходимостью дифференциаций подходов к обучающимся со спецификой творческих направления обучения. В статье приведены результаты эмпирического исследования, целью которого было определение статусов профессиональной идентичности у студентов творческих направлений обучения и выявление их взаимосвязи со смысложизненными ори-ентациями. Авторами раскрываются феномены профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций в психологической науке; выполнен анализ авторских позиций в психологической науке возрастных особенностей студенчества и их соотношение со стадиями профессиональной идентичности. В статье представлены результаты исследования, которое проводилось среди студентов творческих направлений Иркутский филиал Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова. В исследовании участвовали 40 чел.: студенты 1-х и 2-х курсов вуза по направлениям подготовки «Драмматургия» «Продюсерство», Режиссура неигрового и теле-фильма» и студенты среднего профессионального образования по направлению подготовки «Анимация». Выявлены высокие показатели по преждевременному статусу профессиональной идентичности, что проявляется в меньшей интеллектуальной самостоятельности размытости профессиональных целей; выявлен статус «мораторий» — переживание кризиса, но попытки его преодолеть. Выявлены прямые положительные связи между показателями «процесс жизни» и всеми статусами идентичности, достигнутой идентичностью и и всеми показателями смысложизненных ориентаций. Наиболее тесные связи выявлены шкалы «Достигнутая идентичность»: с «локусом контроля Я» rs = 0,80; с «процессом жизни» rs = 0,90; с «целями жизни» rs = 0,80.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Профессиональная идентичность, смысложизненные ориентации, студенты, творческие направления обучения.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 8 июня 2022 г.; дата принятия к печати 18 ноября 2022 г.; дата онлайн-размещения 22 декабря 2022 г.
Original article
E.G. Vorontsova^, T.N. Shemetova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
Corresponding author: E.G. Vorontsova, [email protected]
CORRELATION BETWEEN PROFESSIONAL IDENTITY AND LIFE ORIENTATIONS AMONG STUDENTS OF CREATIVE FIELDS OF STUDY
ABSTRACT. What makes the study relevant is the need to make distinctions between approaches to students of creative areas of study. The article provides the results of an empirical study, which determines the status of professional identity among students of creative fields of study and identifies its correlation with life orientations.
© Воонцова Е.Г., Шеметова Т.Н., 2022
The authors define the phenomena of professional identity and life orientations in the psychological science; as well as analyze different positions in the psychological science on the age aspect of students and its correspondence with the stages of professional identity. The study was conducted among students of creative directions of the Irkutsk branch of the All-Russian State Institute of Cinematography named after S.A. Gerasimov. 40 people participated in the study: 1st and 2nd-year students of the university majoring in "Drama", "Producing", "Directing non-fiction and television films" as well as students of a secondary vocational education majoring in "Animation". The study revealed high indicators of the premature status of professional identity, which manifests itself in less intellectual independence and vagueness of professional goals; it also affirmed the status of "moratorium" — experiencing a crisis, but making attempts to overcome it. There are direct positive connections between the indicators of the "process of life" and all the statuses of identity, achieved identity and all the indicators of life orientations. The closest connections manifested in the scale "Achieved identity": where the "locus of self control" rs = 0.80; the "process of life" rs = 0.90; and the "goals of life" rs = 0.80.
KEYWORDS. Professional identity, life orientations, students, creative areas of study. ARTICLE INFO. Received June 8, 2022; accepted November 18, 2022; available online December 22, 2022.
Вопросы профессиональной идентичности являются актуальной темой исследования в психологических отраслях науки, в частности психологии искусства. Понимание своей профессиональной идентичности, своего места в социальной жизни общества и органичное существование в профессии дает психологическое осмысление стабильности, осознание собственной значимости, стремления к личностному росту, в профессиональной и личной сферах деятельности будущего творца. Напротив, недостаточно сформированная профессиональная идентичность выступает барьером к творческой самореализации и тормозит развитие личности, что в свою очередь ведет к внутренним противоречиям и конфликтам, нарушая самочувствие и психологическое здоровье личности [1, c. 13].
Определения профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций в психологической науке Профессиональная идентичность тесно связана с понятием идентичности, одной из центральных категорий психологии. Введение данного термина в научный дискурс связывается с именем известного психолога и психоаналитика Эрика Эриксона, который определяет идентичность «как как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, как важнейшую характеристику ее целостности и зрелости, как интеграцию переживаний человеком своей неразрывной связи, отождествления себя с определенными социальными группами» [2, с. 109]. Л.Б. Шнейдер идентичность представляет как результат «активного процесса, отражающего представления субъекта о себе, собственном пути развития, который сопровождается ощущением собственной непрерывности, качественной определенности, что дает возможность субъекту воспринимать свою жизнь как опыт единства сознания и целостности жизненных целей» [3, с. 27]. По мнению С.В. Кучеренко «идентичность — многомерный процесс человеческого становления, который может быть описан с помощью осознания себя в мире, раскрываемый через категории свободы, ответственности, выбора, самоопределения, самоорганизации и персонализации» [4, с. 29].
Таким образом, профессиональная идентичность является важным компонентом идентичности любого человека, как многомерного процесса становления и осознания себя в мире, через реализацию себя в профессиональной деятельности.
Важно отметить, что авторы исследований, посвященных изучению профессиональной идентичности, включают три смысловых тенденции в понятие этого феномена. Л.Б. Шнейдер, что идентичность «это не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и ее оценка, т.е. психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определенности» [3, с. 103]. В центр определения профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер ставит понятие цели. Чтобы идентифицировать себя с выбранной профессией, человеку необходимо знать и оценить, ради чего он занимается этим видом деятельности. Цель в данном случае образует смысл профессиональной жизни [там же, с.135]. В основу определения профессиональной К.А. Альбуханова-Славская, включает понятие самовыражения личности, под которым автор понимает развитие способностей, самоконтроля, самоанализа и умения планировать творческую активность. Автор подчеркивает, что «самовыражение человека происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности» [5, с. 58 ]. То есть, человеком выбирается профессия, которая дает возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. При этом самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей. По мнению Н.А. Куш-нир данная категория выражает «степень принятия человеком своей профессиональной деятельности, ее определенных профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) на когнитивном, эмоциональном, ценностном и поведенческом уровнях» [6, с. 10]. Е.П. Ермолаева считает, что «профессиональная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса» [7, с. 52]. Автор полагает, что профессиональная идентичность — это важнейший фактор психологического благополучия человека, поскольку она обеспечивает «психоэкологический баланс — ощущение стабильности окружающего мира и уверенности в своих силах» [там же, с. 57].
С точки зрения социологического ракурса профессиональную идентичность определяет А.И. Левицкая, которая рассматривает феномен как профессиональную социализацию индивида, предполагающую «усвоение профессиональных норм, ценностей, знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности, становление профессиональной морали и формирование общего мировоззрения личности, включающего в себя в качестве необходимого компонента представления о мире профессии» [8, с. 17]. Таким образом, определение профессиональной идентичности рассматривается как профессиональная социализация человека, как фактор психологического благополучия, как фактор профессиональной целостности и степени принятия человеком своей профессиональной деятельности. В нашей статье за основу берется определение профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер, так как в основе определения лежит понятие цели.
Определение статусов профессиональной идентичности в психологической науке связывается с проблемой смысложизненных ориентаций, так как молодой человек, выбирая профессию, ориентируется именно на свою смысловую сферу. Такая взаимосвязь приобретает особую актуальность у студенческой аудитории, которая находится в процессе становления своей профессиональной идентичности и обретения смысла в будущей профессиональной деятельности. Интерес к исследованию смысловой сферы личности проявляли многие отечественные и зарубежные авторы. В отечественной психологии смысложизненные ориентации
понимаются прежде всего как организующий принцип психической деятельности личности, напрямую связанный с процессами смыслообразования, которые детерминируют мотивацию различной человеческой деятельности. Д. А. Леонтьев определяет смысл жизни как характеристику «наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [9, с. 250]. Автор указывает, что категория смысла жизни находится во внутреннем мире личности и может лежать как в будущем (в рамках поставленных целей), так и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни) и в прошлом (удовлетворенность итогами жизни). А смысложизнен-ные ориентиры — это показатели общего уровня осознания человеком собственной жизни на разные ее этапах [там же, с.102]. Б.С. Братусь также полагает, что смысл жизни не обязательно осознается личностью в любой ее момент, но когда необходимость ее оказывается актуальной, смысл жизни становится важнейшим фактором существования личности. Смысложизненная ориентация понимается автором как наивысшая степень развития осознанности личности [10, с. 54—56].
Согласно А.А. Бодалеву, под смыслом жизни в психологии понимается «отраженная в сознании и переживаниях человека как субъективно предельно значимая для него и превратившаяся в главный регулятор его поведения какая-то ценность, ставшая его собственной, самой большой ценностью» [11, с. 58]. Таким образом, смысложизненные ориентиры являются показателями общего уровня осознания человеком собственной жизни на разные ее этапах В нашей статье за основу понимания смысложизненных ориентаций берется определение Б.С. Бра-тусь, так как в период обучения будущей профессии смысл жизни становится важным фактором формирования личности студента.
Этапы становления профессиональной идентичности у студенческой аудитории
В исследовании обращается внимание на студенческий возраст, в котором происходит построение перспектив в отношении будущей профессии и возникает понимание профессиональной идентичности как динамичного процесса, где усвоение необходимых для профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, а также отождествление себя с профессиональной средой. Устойчивые и успешные переходы в динамике профессиональной идентичности оказывают влияние на самоощущение и уровень психологического здоровья личности [1, с. 13], на самореализацию [12, с. 181—187] и на возможности трудоустройства, поскольку вну-триличностные и личностные психологические ресурсы выступают основанием для самопродвижения и самоэффективнгости личности [13, с. 328—334; 14, с. 8].
Среди зарубежных авторов американский психолог Дональд Сьюпер выдвигает концепцию профессиональной зрелости, где рассматривает пять этапов становления профессиональной идентичности. Второй этап, по мнению Сьюпера, — это этап исследования (от 15 до 24 лет), где в процессе самоанализа своих потребностей, интересов, способностей и возможностей, юноши и девушки прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры и выбирают подходящую профессию [15, с. 325]. Роберт Хейвигхерст определяет этапы профессионального пути в процессе приобретение установок и трудовых навыков, позволяющих людям становиться полноценными работниками. Периодизация Хейвигхерста насчитывает шесть этапов. Третий этап — приобретение конкретной профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет) — связывается автором с учебной деятельностью молодого человека. На этом этапе он определяется с выбором профессии и входит в процесс профессионализации. У него появляется конкретный трудовой опыт, который либо помогает сделать еще один выбор профессии, либо начать уже выбранную карьеру.
В отечественной науке Л.Б. Шнейдер определяет четыре периода профессионального становления, соотносимых с этапами психического развития: допро-фессиональный, предпрофессиональный, осведомительный и период активной профессиональной идентичности. С периодом обучения связан осведомительный период. В этом процессе молодой человек идентифицирует себя со своим профессиональным сообществом, период происходит усвоение знаний, осознание возможностей, приобретение опыта; профессиональная идентичность выраженная, но пассивная. Т.С. Березена анализирует становление профессиональной идентичности на примере студенческой аудитории. Согласно этой модели выделяется три этапа становления профессиональной идентичности. С этапами обучения автор связывает два этапа: первый этап — это первичный выбор, где студенты начинают знакомиться с профессиональным сообществом и находятся в стадии формирования ценностного отношения к будущей профессии. Второй этап —подтверждение или не подтверждение первичного выбора. В этот период могут существенно изменяться профессиональные предпочтения и намерения студентов, что приводит либо к разочарованию в своем профессиональном выборе, либо в уверенности в нем [16, с. 25].
Студенческий возраст (от 18 до 25 лет) — важный и особенный период становления личности. Л.С. Выготский характеризует его как «начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» [17, с. 255]. Б.Г. Ананьев связывает период студенчества с самым значительным по мощности периодом самостоятельного включения в общественную жизнь. Этот период характеризуют формирование устойчивого отношения к будущей профессии, знание требований и условий, в будущей профессиональной деятельности. В период обучения в вузе у студентов происходит понимание, осмысление и закрепление учебной информации, направленной на дальнейшую актуализацию [18].
Ниже представлена табл. 1, отражающая концепции авторов и соотношений стадий профессиональной идентичности студенческой аудитории.
Таблица 1
Возрастные особенности и их соотношения со стадиями профессиональной идентичности студенческой аудитории
Автор Концепция Стадия/этапы Характеристика стадии
Д. Сьюпер Концепция профессиональной зрелости Второй этап — этап исследования — от 15 до 24 лет Молодой человек находится в процессе самоанализа своих потребностей, интересов, способностей; прикидывает возможные варианты профессиональной карьеры и выбирает подходящую для себя профессию
Р. Хейвигхерст Этапы определения профессионального пути Третий этап — от 15 до 25 лет Молодой человек находится в процессе приобретения конкретной профессиональной идентичности; определяется с выбором профессии и входит в процесс профессионализации. Появляется конкретный трудовой опыт, который либо помогает сделать еще один выбор профессии, либо начать уже выбранную карьеру
Окончание табл. 1
Автор Концепция Стадия/этапы Характеристика стадии
Л.Б. Шнейдер Концепция профессиональной идентичности Третий этап — осведомительный Молодой человек находится в процессе профессионального обучения и идентифицирует себя со своим профессиональным сообществом. В этот период происходит усвоение знаний, осознание возможностей, приобретение опыта; профессиональная идентичность выраженная, но пассивная
Т.С. Березина Становление профессиональной идентичности студенческой аудитории Первый этап — первичный выбор. Второй этап — подтверждение или неподтверждение первичного выбора Первый этап — молодой человек начинает знакомиться с профессиональным сообществом и находится в стадии формирования ценностного отношения к будущей профессии; Второй этап — профессиональные предпочтения могут существенно измениться или ожидания будут оправданы
Первый этап профессионального обучения совпадает с процессом самоанализа своих потребностей интересов и возможностей в рамках ознакомления с профессиональной средой, а также формирования ценностного отношения к будущей профессии. По сути, это еще стадия выбора, которая проходит через ознакомление с профессией в процессе обучения. Если принять во внимание тот факт, что профессиональная идентичность на этом этапе еще пассивная, то очевидна возможность двух вариантов развития данного процесса: либо профессиональная идентичность войдет в следующую активную стадию, либо профессиональные предпочтения могут измениться: студент откажется от первичного выбора и будет менять профессию. Применительно к участникам группы этот этап можно обозначить как переходный, где формирование ценностного отношения к будущей профессии может дать отождествление с ней и обеспечить саморазвитие в выбранной профессиональной деятельности, или понять, что нужен другой выбор. В этой связи у студентов целесообразно проанализировать взаимосвязь профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций.
Эмпирическое исследование взаимосвязи статуса профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций у студентов творческих специальностей Целью исследования выступило определение статусов профессиональной идентичности у студентов творческих направлений обучения, а также выявление их взаимосвязи со смысложизненными ориентациями. Объект исследования — профессиональная идентичность студентов творческих направлений Иркутского филиала ВГИК. Предмет — взаимосвязь профессиональной идентичности и смысложизнен-ных ориентаций у студентов творческих направлений Иркутского филиала ВГИК.
Методологической основой исследования явились работы по теории развития личности Э. Эриксона, Л.Б. Шнейдер и С.В. Кучеренко; по определению понятия профессиональной идентичности — исследования Л.Б. Шнейдер, К.А. Альбуха-новой-Славской, Н.А. Кушнир, Е.П. Ермолаевой, А.И. Левицкой; смысложизненных — работы Д.А. Леонтьева, Б.С. Братуся, А.А. Бодалева. Для описания характеристики студенческой аудитории за основу взяты работы Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, Ю.Н. Кулюткина [19].
В исследовании использовались методики: определение статусов профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер; тест смысложизненных ориентаций Джеймса Крабо и Леонарда Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева; для выявления взаимосвязи показателей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Мы исходили из предположения, что у студентов творческих направлений обучения существует взаимосвязь статусов профессиональной идентичности и смыс-ложизненных ориентаций.
Исследование проводилось на базе Иркутского филиала ФГБОУ «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова». В исследовании принимали участие студенты 1-х и 2-х курсов высшего образования по направлениям подготовки «Драматургия», «Режиссура неигрового и теле-филь-ма», «Продюсерство», а также студенты 2-х курсов среднего профессионального образования по направлению подготовки «Анимация». Общее количество тестируемых составило 40 чел., возраст от 18 до 20 лет. Сбор данных проводился с добровольного согласия студентов.
Результаты диагностики профессиональной идентичности представлены в табл. 2.
Таблица 2
Статусы профессиональной идентичности у студентов Иркутского филиала ВГИК
Статусы профессиональной идентичности Количество участников от общего числа % — соотношение от общего числа участников
Преждевременная 13 5,2%
Диффузная 11 4,4%
Мораторий 12 4,8%
Достигнутая 4 1,6%
Псевдопозитивная - -
Выявлено, что из участников 5,2 % случаев имеют преждевременный статус идентичности, что составляет от общего числа группы: эта группа студентов обладает меньшей интеллектуальной самостоятельностью при решении задач в стрессовых ситуациях, связанных с учебным процессом. Профессиональная идентичность участниками этой группы не осознается.
Диффузный статус идентичности выявлен в 4,4 % случаев. В данной группе профессиональные цели достаточно размыты, самооценка занижена, нежелание активно меняться на фоне общего положительного отношения к себе. При отсутствии ясного чувства идентичности студенты могут переживать ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тревогу и чувство беспомощности в профессиональной деятельности. Профессиональная идентичность этими студентами осознается, но находится в пассивной стадии.
Мораторий, как статус профессиональной идентичности, выявлен в 4,8 % случаев от общего числа группы. Эта группа характеризуется состоянием кризиса идентичности, но активно пытается этот кризис преодолеть. Характерно, что на ранних стадиях такого поиска студенты могут переживать чувства радостного ожидания и любопытства, что говорит о достаточно развитой рефлексии, благодаря которой профессиональная идентичность достаточно быстро перейдет из пассивной стадии в активную стадию.
Статус достигнутой профессиональной идентичности выявлен у 4 студентов, что составляет 1,6 % от общего числа случаев группы. В этой группе студенты осознанно выбирали профессию, поскольку данный тип указывает на позитивное самоотношение при критическом оценивании собственных качеств, а также на
сформировавшиеся личностно-значимые цели и ценности в будущей профессиональной деятельности. Такие студенты четко знают, чего хотят и структурируют свою жизнь соответственно своим желаниям и возможностям; стабильны и оптимистичны в отношении своего будущего; осознание трудностей учебного процесса не уменьшает их стремления придерживаться выбранного направления. Статус профессиональной идентичности этой группы находится в активной стадии. Статуса псевдоидентичности у участников исследуемой группы не выявлено.
По итогам первого этапа исследования можно сделать следующий вывод: участники тестирования имеют разные статусы профессиональной идентичности. Однако, желаемые статусы достигнутой профессиональной идентичности и моратория имеют 16 участников, остальные 24 участника находятся в переходном периоде, т.е. их профессиональные предпочтения могут измениться.
Далее представим результаты диагностики смысложизненных ориентаций. Для каждого участника группы рассчитывался общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) и показатели по 5-ти субшкалам: цели, процесс жизни, результативность жизни, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь (табл. 3).
Таблица 3
Результаты выявления смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев)
Преждевременная (13 участников) Диффузная (11 участников) Мораторий (12 участников) Достигнутая (4 участника)
в с н в с н в с н в с н
ОЖ - 5 8 - 11 - 9 3 - 3 1 -
Ц - 6 7 - 10 1 8 4 - 4 - -
П - 4 9 - 10 1 7 5 - 4 - -
Р - 5 8 - - 11 9 3 - 2 2 -
ЛК-Я - 7 6 - 2 9 8 4 - 4 - -
ЛК-Ж - 4 9 - - 11 - 12 - - 4 -
Примечание: ОЖ — общий показатель осмысленности жизни; ЛК-^К — локус контроля жизни; ЛК-Я — локус контроля Я; Р — результативность жизни; П — процесс жизни; Ц — цель жизни; в —высокий показатель; с — средний показатель; н —низкий показатель.
Данные в табл. 3 показывают, что группа участников с достигнутой профессиональной идентичностью в количестве 4-х человек имеет высокие и средние показатели СОЖ, низких показателей не выявлено. Группа участников со статусом моратория в количестве 12-ти человек имеет высокие и средние показатели СОЖ, низких показателей в этой группе не выявлено. Группа участников со статусом диффузной профессиональной идентичности в количестве 11 чел. имеет средние и низкие показатели СОЖ, высоких показателей в этой группе не выявлено. Группа участников с преждевременной профессиональной идентичностью в количестве 13 чел. имеют средние и низкие показатели СОЖ, высоких показателей в этой группе не выявлено.
Расчеты по выявлению взаимосвязи статусов профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена отражены в табл. 4.
Выявлено наибольшее количество достоверных, положительных связей по следующим показателям: локусу контроля-Я, цели жизни. Это говорит о наличии у участников определенных целей в будущей профессии, которые придают жизни осмысленность. Сам процесс обучения воспринимается участниками как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Наличествует удовлетворенность самореализацией в учебном процессе и уверенность в собственных силах.
Таблица 4
Взаимосвязь профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций у студентов Иркутского филиала ВГИК
ПИ ДИФИ М ДИ
ОЖ 0.413* 0.359* 0.597** 0.550**
ЛК-Ж 0.019 0.043 0.171 0.470**
ЛК-Я 0.018 0.259 0.493* 0.800***
Р 0.260 0.014 0.016 0.600**
П 0.401* 0.384* 0.529** 0.900***
Ц 0.191 0.212 0.342* 0.800***
Примечания:
ПИ — преждевременная идентичность; ДИФИ — диффузная идентичность; М — мораторий; ДИ — достигнутая идентичность; ОЖ — общий показатель осмысленности жизни; ЛК-Ж — локус контроля жизнь; ЛК-Я — локус контроля Я; Р — результативность жизни; П — процесс жизни; Ц — цель жизни;
* — связь умеренная;
** — связь средняя;
*** — связь тесная: р > 0,7 тесная; 0,5 <р < 0,69 средняя; 0,3 < р < 0,49 умеренная; 0,2 <р <0,29 слабая; р < 0,19 очень слабая.
Средняя связь у данной группы выявлена по показателям: общему показателю осмысленности жизни, результативность жизни, локусу контроля жизни. В целом, это соответствует студенческому периоду участников, так как их жизнь еще в значительной мере контролируется и со стороны семьи, и со стороны учебного вуза.
У респондентов со статусом моратория выявлена средняя связь по следующим показателям: общим показателем осмысленности жизни, процесс жизни. Умеренная связь в данной группе наличествует по показателям: локуса контроля-Я, цели жизни. Наличие связей говорит о том, что процесс обучения участники воспринимают как интересный и насыщенный и могут в достаточной мере контролировать свою жизнь, однако четкое отождествление с будущей профессией у них еще не сформировано.
У участников со статусами диффузной и преждевременной профессиональной идентичностью выявлена умеренная связь с общим показателем осмысленности жизни и процессом жизни. Тесных и средних связей между показателями не выявлено. Результат показывает наличие у данных студентов неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, неверия в свои силы, а также наличие сомнений в продуктивности своей учебной деятельности. Что соответствует статусам преждевременной и диффузной профессиональной идентичности.
Выводы
Выдвинутая гипотеза исследования подтвердилась. Взаимосвязь профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций у студентов творческих направлений обучения Иркутского филиала ВГИК выявлена. Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом: чем выше показатели смысложизненных ориентаций, тем выше статус профессиональной идентичности студента. Это демонстрируется через наличие тесных и средних связей между показателями СЖО и статусом «достигнутой профессиональной идентичности» участников группы. У участников эксперимента с «преждевременной идентичностью» выявлена связь с осмысленностью жизни и процессом жизни умеренная (0,413 и 0,401 — соответственно). Респонденты с таким результатом скорее всего не делали самостоятельных жизненных выборов, в процессе жизни эти выборы могли делать близкие люди, родители, либо сложившаяся ситуация в которой решали за человека. Это может говорить о закономерности процессов между смысловой сферой студента и динамикой статусов профессиональной идентичности.
Проведенное исследование и полученные результаты подчеркивают, что этап первичного обучения (1-й и 2-й курсы) профессиональной деятельности у студентов филиала является переходным в отношении отождествления себя с профессиональной средой, поскольку выявлены студенты со статусами диффузной и преждевременной идентичности. В случае отсутствия активных действий по преодолению кризиса размытой идентичности и неспособности осознать цели в выбранной профессиональной деятельности, студенты творческих направлений могут изменить профессиональные предпочтения и искать отождествление себя с другим профессиональным сообществом.
Студенты со статусами «достигнутой профессиональной идентичности» и статусом «мораторий», скорее всего продолжат свое обучение в сфере выбранной творческой специальности и перейдут на следующий этап становления профессионально идентичности, т.е. к активной самостоятельной профессиональной деятельности. Студенты обладают сформировавшимися целями, убеждениями, на их основе был сделан осмысленный выбор творческой профессии, поэтому у них есть чувство управляемости жизнью, собой и уверенность в выборе. В этой связи целесообразно провести дальнейшее исследование феноменов на этапе обучения 4-го и 5-го курсов для сравнения показателей статуса профессиональной идентичности и критерия смысложизненных ориентаций.
Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки программы психологических консультаций по развитию смысложизненных ориентаций у студентов творческих профессий. Такие психологические консультации могут помочь студентам скорректировать статусы преждевременной или диффузной профессиональной идентичности, быстрее вступить в стадию моратория и активировать профессиональную идентичность.
Таким образом, анализ взаимосвязи профессиональной идентичности и смыс-ложизненных ориентаций у студенческой аудитории творческих специальностей требует дополнительной серьезной работы, включенной в систему профессионального обучения для подготовки специалистов высокого уровня, способных к интерпретации полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Список использованной литературы
1. Кожевина А.П. Сформированность психического здоровья у студентов вуза / А.П. Кожевина. — DOI 10.17150/2411-6262.2018.9(2).13. — EDN VKJLDN // Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 2. — URL: http://bri-bguep.ru/reader/article.aspx-?id=22112.
2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — Москва : Прогресс, 1996. — 344 с.
3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность / Л.Б. Шнейдер. — Москва : МОСУ, 2001. — 272 с. — EDN SXONER.
4. Кучеренко С.В. Профессиональная идентичность личности. / С.В. Кучеренко. — EDN EDWFLB // Архивариус. — 2021. — Т. 7, № 2 (56). — С. 29-35.
5. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности / К.А. Абульхано-ва-Славская. — EDN TGCITZ // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шо-роховой. — Москва, 1987. — C. 137-145.
6. Кушнир Н.А. Профессиональная идентичность в структуре ауто-психологическо-й компетентности государственных служащих : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Н.А. Кушнир. — Москва, 2009. — 27 с.
7. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е.П. Ермолаеваю — EDN THLMIH // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 4. — С. 51-59.
8. Левицкая И.А. Концепция профессионализации: социальные и личностные факторы / И.А. Левицкая. — EDN RZKXJP // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 1-2. — С. 72-76.
9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. — 2-е изд. — Москва : Смысл, 2003. — 487 с.
10. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 1981. — № 2. — С. 46-56.
11. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними / А.А. Бодалев. — EDN MBGDSY // Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 54-58.
12. Малахаева С.К. Самореализация личности и "забота о себе" в условиях инклюзивного образования / С.К. Малахаева. — EDN NSKYLD // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов : материалы Всерос. конф., Иркутск, 12-13 сент. 2019 г. / под ред. А.П. Суходолова, И.С. Карпиковой. — Иркутск, 2019. — С. 181-187.
13. Емельянова А.Н. Проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений, имеющих ограниченные возможности здоровья / А.Н. Емельянова, О.Г. Седых. — EDN ITRYRU // Global and Regional Research. — 2019. — Т. 1, № 3. — С. 328-334.
14. Зимина Е.В. Социологическое исследование проблем и возможностей трудоустройства студентов и выпускников с инвалидностью и ОВЗ (на примере БГУ) / Е.В. Зимина, Е.И. Нефедьева, Л.Ю. Волченко. — DOI 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8 // Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 2. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=22107.
15. Психология: биографический библиографический словарь / под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У.А. Конроя. — Санкт-Петербург : Евразия, 1999. — 851с.
16. Березина Т.С. Становление профессиональной идентичности педагога / Т.С. Березина. — EDN JVCEJJ // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 7. — С. 24-26.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский ; ред. Д.Б. Элько-нин. — Москва : Педагогика, 1984. — Т. 4 : Детская психология. — 433 с.
18. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 288 с.
19. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. — Москва : Просвещение, 2005. — 128 с.
References
1. Kozhevina A.P. Maturity of University Students' Mental Health. Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 2. (In Russian). EDN: VKJLDN. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).13.
2. Erikson E.H. Identity, youth, and Crisis. New York, W.W. Norton, 1968. 336 p. (Russ. ed.: Erikson E.H. Identity, Youth, and Crisis. Moscow, Progress Publ., 1996. 344 p.).
3. Shneider L.B. Professional Identity. Moscow Open Social University Publ., 2001. 272 p. EDN: SXONER.
4. Kucherenko S.V. Professional Individual Identity. Arkhivarius, 2021, vol. 7, no. 2, pp. 29-35. (In Russian). EDN: EDWFLB.
5. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life Prospects of the Person. In Shorokhova E.V. (ed.). Personality Psychology and Lifestyle. Moscow, 1987, pp. 138-144. (In Russian). EDN: TGCITZ.
6. Kushnir N.A. Professional Identity in Structure of Auto-Psychological Competence of State Employees. Cand Diss. Thesis. Moscow, 2009. 27 p.
7. Ermolaeva E.P. Professional Marginalism: Conception and Reality. Psikhologicheskii zhurnal = Psychological magazine, 2001, vol. 22, no. 4, pp. 51-59. (In Russian). EDN: THLMIH.
8. Levitskaya I.A. Professionalisation's Concept: Social and Personal Determination. Sovre-mennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i Pravo = Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Law and Economics, 2014, no. 1-2, pp. 72-76. (In Russian). EDN: RZKXJP.
9. Leontev D.A. Psychology of Meaning: Nature, Structure and Dynamics of Semantic Reality. 2nd ed. Moscow, Smysl Publ., 2003. 487 p.
10. Bratus' B.S. On Studying of the Meaning Sphere of Personality. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 1981, no. 2, pp. 46-56. (In Russian).
11. Bodalev A.A. On a Person's Sense of Life, his/her Acme and Their Correlation. Mir psikhologii = World of Psychology, 2001, no. 2, pp. 54-58. (In Russian). EDN: MBGDSY.
12. Malakhaeva S.K. Self-Realization of Personality and "the Care of Self" in the Inclusive Education. In Sukhodolov A.P., Karpikova I.S. (eds). New Trends in Activity of Socio-Pro-tective Institutions. Materials of Ail-Russian Conference, Irkutsk, September 12—13, 2019. Irkutsk, 2019, pp. 181-187. (In Russian). EDN: NSKYLD.
13. Emelyanova A.N., Sedykh O.G. The Problem of Employment of University Graduates with Disabilities. Global and Regional Research, 2019, vol. 1, no. 3, pp. 328-334. (In Russian). EDN: ITRYRU.
14. Zimina Ye.V., Nefedyeva Ye.I., Volchenko L.Yu. Sociological Investigation of Employment Problems and Possibilities of Students and Graduates with Disabilities and HIA (in Terms of BSU). Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 2. (In Russian). DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(2).8.
15. Sheehy N., Chapman E.J., Conroy W.A. (eds). Psychology: Biographical Bibliographic Dictionary. Saint-Petersburg, Evraziya Publ., 1999. 851 p.
16. Berezina T.S. Formation of Professional Identity of a Teacher. Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka = Pedagogical Education and Science, 2008, no. 7, pp. 24-26. (In Russian). EDN: JVCEJJ.
17. Vygotskii L.S.; El'konin D.B. (ed.). Collected Works. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. Vol. 4. 433 p.
18. Ananev B.G. Person as Subject of Cognition. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2010. 288 p.
19. Kulyutkin Yu.N. Psychology of Teaching Adults. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2005. 128 p.
Информация об авторах
Воронцова Евгения Геннадьевна — кандидат психологических наук, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 2277-0692, AuthorID РИнЦ: 673377.
Шеметова Татьяна Николаевна — магистрант, направление подготовки «Искусства и гуманитарные науки», Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 9343-8098, AuthorID РИНЦ: 499212.
Authors
Evgeniya G. Vorontsova — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], SPIN-Code: 2277-0692, AuthorID RSCI: 673377.
Tatyana N. Shemetova — Master's Degree Student in Art and Humanities, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], SPIN-Code: 9343-8098, AuthorID RSCI: 499212.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Для цитирования
Воронцова Е.Г. Взаимосвязь профессиональной идентичности и смысложизненных ориентаций у студентов творческих направлений обучения / Е.Г. Воронцова, Т.Н. Шеметова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(4).6. — EDN KDFIAT // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 4.
For Citation
Vorontsova E.G., Shemetova T.N. Correlation Between Professional Identity and Life Orientations Among Students of Creative Fields of Study. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 4. (In Russian). EDN: KDFIAT. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(4).6.