Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / САМООТНОШЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова Евгения Геннадьевна, Юрков Ефим Викторович

В статье приведены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение различий в показателях смысложизненных ориентаций и самоотношения. Актуальность данного исследования связана с изучением специфики индивидуально-психологических характеристик личности студентов творческих направлений в период поздней юности и ранней взрослости. Авторами раскрываются феномены смысложизненных ориентаций и самоотношения с позиций отечественных и зарубежных исследований; особенности студенческого возраста и студентов творческих направлений. Среди них, наряду с основной ведущей особенностью - потребности в творчестве, названы: отрицание нормативов, свободомыслие, отсутствие конформности, независимость, умение использовать полученные знания и опыт в новых сферах. В статье рассматриваются результаты исследования специфики заявленных феноменов у студентов творческих направлений обучения. Анализируются полученные различия показателей студентов творческих направлений обучения в сравнении со студентами - психологами. В результате исследования установлено, что характеристики студентов-творцов специфичны по уровню сформированности показателей смысложизненных ориентаций и по негативным и позитивным тенденциям выраженности компонентов самоотношения, таким как «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «самоценность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии различий в изучаемых показателях и подтверждают заявленную гипотезу о том, что студенты творческих направлений имеют специфические характеристики смысложизненных ориентаций и самоотношения в сравнении со студентами помогающих направлений обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LIFE-MEANING ORIENTATIONS AND SELF-ATTITUDES AMONG STUDENTS OF CREATIVE FIELDS OF STUDY

The article presents the results of an empirical study, the purpose of which was to study the differences in indicators of life orientations and self-attitudes. The relevance of this study is related to the study of the specifics of the individual psychological characteristics of the personality of students of creative fields in the period of late adolescence and early adulthood. The authors reveal the phenomena of life-meaning orientations and self-attitudes from the standpoint of domestic and foreign studies; features of student age and students of creative spheres. Among them, along with the main leading feature - the need for creativity, such features as denial of norms, freedom of thought, lack of conformity, independence, the ability to use the acquired knowledge and experience in new areas are named. The article discusses the results of the study of the specifics of the claimed phenomena in students of creative fields of study. The obtained differences in the indicators of students of creative fields of study in comparison with psychology students are analyzed. As a result of the study, it was found that the characteristics of creative students are specific in terms of the level of formation of indicators of life orientations and in negative and positive trends in the expression of components of self-attitude, such as "self-confidence", "reflected self-attitude", "self-worth", "internal conflict" and "self-blame". The results of the study indicate that there are differences in the studied indicators and confirm the stated hypothesis that students of creative spheres have specific characteristics of life-meaning orientations and self-attitudes in comparison with students of helping areas of study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ»

Научная статья УДК 159.9.075 EDN МивиК%

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).27

Е.Г. Воронцова0, Е.В. Юрков

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Е.Г. Воронцова, VorontsovaEG@bgu.ru

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ

АННОТАЦИЯ. В статье приведены результаты эмпирического исследования, целью которого было изучение различий в показателях смысложизненных ориентаций и самоотношения. Актуальность данного исследования связана с изучением специфики индивидуально-психологических характеристик личности студентов творческих направлений в период поздней юности и ранней взрослости. Авторами раскрываются феномены смысложизненных ориентаций и самоотношения с позиций отечественных и зарубежных исследований; особенности студенческого возраста и студентов творческих направлений. Среди них, наряду с основной ведущей особенностью — потребности в творчестве, названы: отрицание нормативов, свободомыслие, отсутствие конформности, независимость, умение использовать полученные знания и опыт в новых сферах. В статье рассматриваются результаты исследования специфики заявленных феноменов у студентов творческих направлений обучения. Анализируются полученные различия показателей студентов творческих направлений обучения в сравнении со студентами - психологами. В результате исследования установлено, что характеристики студентов-творцов специфичны по уровню сформированности показателей смысложизненных ориентаций и по негативным и позитивным тенденциям выраженности компонентов самоотношения, таким как «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «самоценность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Результаты проведенного исследования свидетельствуют о наличии различий в изучаемых показателях и подтверждают заявленную гипотезу о том, что студенты творческих направлений имеют специфические характеристики смысложизненных ориентаций и самоотношения в сравнении со студентами помогающих направлений обучения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Смысложизненные ориентации, самоотношение, студенты творческих направлений обучения.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 16 мая 2022 г.; дата принятия к печати 29 июля 2022 г.; дата онлайн-размещения 31 августа 2022 г.

Original article

E.G. Vorontsova^, E.V. Yurkov

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: E.G. Vorontsova, VorontsovaEG@bgu.ru

FEATURES OF LIFE-MEANING ORIENTATIONS AND SELF-ATTITUDES AMONG STUDENTS OF CREATIVE FIELDS OF STUDY

ABSTRACT. The article presents the results of an empirical study, the purpose of which was to study the differences in indicators of life orientations and self-attitudes. The relevance of this study is related to the study of the specifics of the individual psychological characteristics of the personality of students of creative fields in the

© Воронцова Е.Г., Юрков Е.В., 2022

period of late adolescence and early adulthood. The authors reveal the phenomena of life-meaning orientations and self-attitudes from the standpoint of domestic and foreign studies; features of student age and students of creative spheres. Among them, along with the main leading feature - the need for creativity, such features as denial of norms, freedom of thought, lack of conformity, independence, the ability to use the acquired knowledge and experience in new areas are named. The article discusses the results of the study of the specifics of the claimed phenomena in students of creative fields of study. The obtained differences in the indicators of students of creative fields of study in comparison with psychology students are analyzed. As a result of the study, it was found that the characteristics of creative students are specific in terms of the level of formation of indicators of life orientations and in negative and positive trends in the expression of components of self-attitude, such as "self-confidence", "reflected self-attitude", "self-worth", "internal conflict" and "self-blame". The results of the study indicate that there are differences in the studied indicators and confirm the stated hypothesis that students of creative spheres have specific characteristics of life-meaning orientations and self-attitudes in comparison with students of helping areas of study.

KEYWORDS. Life-meaning orientations, self-attitude, students of creative fields of study.

ARTICLE INFO. Received May 16, 2022; accepted July 29, 2022; available online August 31, 2022.

Введение

В условиях современного общества, предлагающего различные возможности для самореализации, такие как фриланс, возможность работы через сеть интернет, а так же стремительное развитие всей сферы информационно-коммуникационных технологий, человек теряет привычные ориентиры деятельности. В связи с этим, остро стоит вопрос о том, как человек способен открывать для себя смысл жизни и как последний может влиять на ее качество. Как отмечал представитель экзистенциальной линии в психоанализе, Э. Фромм «Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его» [1, с. 210]. Именно осмысленность жизни способна выступить ориентиром человека в быстроменяющейся среде. Актуальным данный вопрос является для студентов, которые избрали творческую сферу в качестве своей профессии, ведь специфика данной сферы заключается в том, что она в меньшей мере связана с повседневными, практическими нуждами. Это позволяет говорить о творческой деятельности, как об особом средстве интенсификации жизни человека, которое наиболее тесно связано со смыслом.

Впервые ценность смысла, как эвристического ориентира личности, была вскрыта Виктором Эмилем Франком в середине XX в. в полноценный психологический проект, названный им впоследствии логотерапией [2, с. 27] Ярким примером филиации научных интересов можно назвать обращение к проблеме смысла, сделанное Д. А. Леонтьевым. Стремясь к созданию целостного представления о смысловых структурах, автор рассматривает их в динамическом развитии и стремится к созданию более совершенного, процессуального языка описания. Смысловая сфера оказывается той сферой, в рамках которой проявляется представление о мире в целом. «Действие же, ориентирующееся на смысл, — это действие, которое ориентируется на всю систему отношений с миром» [3, с. 153]. Важными оказываются понятия личностного смысла, мотива, смысловой установки, смыслового конструкта, личностной ценности. В этой структуре личностная ценность выкристаллизовывает пространство собственно-человеческого существования, где генезис смысла происходит на основании, избыточном по отношению к условиям существования. Как и В. Франкл, автор (хотя, в данном положении он опирает-

ся на труды Л.С. Выготского), подчеркивает, что акт взаимодействия с опытом искусства, снабжает личность регуляторными механизмами, которые ориентированы не на решение насущной ситуации, но направлены «в будущее» [3, с. 269].

Отечественный психолог В.С. Братусь определяет уровни организации смысловой сферы личности и отмечает, что первичным уровнем смысла выступает уровень биологических установок, в которых организм структурирует восприятие в формы потребностей и мотивов. Высшим уровнем смысловой организации выступают смысложизненные отношения, которые понимаются автором в структурном аспекте, как наивысшая степень развития осознанности личности, и в функциональном, как источник генезиса смысложизненных ориентаций, выступающих генерализа-тором всех низлежащих уровней смысла. Автором отмечается, что переходы между уровнями зависят от различных жизненных условий личности, а процесс перехода на высшие уровни не отменяет существования начальных уровней [4, с. 51].

Подводя итог рассмотрению места смысложизненных ориентаций в психологическом дискурсе, следует отметить, что для указанных авторов стремление к смыслу оказывается фундаментальной человеческой характеристикой. Для В. Франкла смысл жизни оказывает интенсифицирующее воздействие в той мере, в какой человек способен двигаться к непосредственности в обращении с условиями своего существования, в общении со своим окружением, в творчестве. В трудах Д.А. Леонтьева существенно расширены представления о смысловых структурах и их онтогенезе. Для В. Франкла смысл оказывается прямым вызовом со стороны реальности, что в теоретическом плане порождает представление о необходимости нахождения смысла жизни (содержание самого понятия «смысл», В. Франклом не было определено), то для Д.А. Леонтьева и Б.С. Братуся, сфера смысла оказывается интересна в первую очередь, как организующий принцип психической деятельности личности, тесно связанный не с поиском смысла (терапевтический аспект), а с процессами смыслообразования и связи мотивов деятельности. В этом контексте следует подчеркнуть, что методика анализа смысложизненных ориен-таций, разработанная Д.А. Леонтьевым представляет собой эффективный аналитический инструмент в оценке целостности мотивов личности.

Другим значимым для нашего исследования феноменом выступает самоотношение личности на этапе студенчества. Концепцию самоотношения в отечественной психологии разрабатывали С.Р. Пантелеев, В.В. Столин и Е.Т. Соколова. Зарубежными исследователями, которые занимались проблемами самоотношения являлись Уильям Джеймс и Карл Роджерс. В рамках данного исследования, самоотношение рассматривается в концепте С.Р. Пантилеева, как иерархическая структура, состоящая из различных модальностей, где ведущая модальность выступает конститутивной для формирования устойчивого самоотношения [5, с. 208—242].

Следует отметить, что исследуемую группу составляют студенты в этой связи опишем некоторые психологические особенности данной возрастной группы. Отечественный психолог И.С. Кон отмечает, что возрастная группа, охватывающая людей, возраст которых составляет от 18 до 23 лет, характеризуется как период поздней юности, который выражается в социальном признании полноправности положения человека в обществе. Представители возрастной группы «примеряют» на себя роль субъекта производственно-трудовой деятельности. В этом отношении, ведущей линией развития является образование, которое профессионализирует его деятельность. Важен и эмансипационный элемент развития, ведь студент получает большую степень независимости от родителей, что отражается в более высокой степени осознания ответственность за свои поступки [6, с. 58]. Американский исследователь психологии возраста, Эрик Эриксон, говоря о периоде поздней юности, отмечает такие его характерные черты, как увеличение заботы о

ближних, повышение уровня интегративности личности, восприятие жизни, как конечного феномена (этому осознанию, в случае негативной интеграции могут способствовать специфические неврозы) и как личной ответственности [7, с. 151].

В этот период смысложизненные ориентации и самоотношение — психологические феномены, оказывающие влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Являясь особым личностным образованием, самоотношение включено во все сферы психической активности (внутриличностную, личностную, профессиональную и т.д.) и всю систему отношений (с близкими людьми, коллегами, с миром) и через него у личности складывается система эмоциональных переживаний. Итогом такого переживания становится ценностный смысл многомерных отношений к себе. Позитивный или негативный исход этого переживания отражается на психическом здоровье человека, поскольку известно, что эмоции имеют тесную связь с соматическими состояниями, а также сказывается на профессиональной мотивации [8, с. 350—356]. С развитием психологии здоровья в центре внимания оказывается внутренняя картина представлений о здоровой личности и не мнимое фиктивное стремление сохранить его, а реальные действия и стремление на основе позитивного отношения к себе сохранить и совершенствовать его [9].

Самоотношение является регулирующей системой, которая необходима личности для овладения собой, приобретением умений и навыков в управлении собой и саморегуляции в трудовой деятельности [10, с. 181—186]. При негативном представления о себе как о профессионале, представлении о неумении выстраивать взаимоотношений, принижении полученных знаний и умений, уровне учебной мотивации [11, с. 21], возникают трудности у студента и выпускника образовательного учреждении и при будущем трудоустройстве [12, с. 8; 13, с. 328—334] .

Организация и описание исследования

Целью данного исследования является выявление специфики выраженности показателей смысложизненных ориентаций и самоотношения у студентов творческих профессий. Объектом исследования являются смысложизненные ориентации и самоотношение студентов творческих профессий. Предметом — специфика показателей шкал смысложизненных ориентаций и самоотношения у студентов творческих профессий.

Теоретический базис данной работы составили исследования, затрагивающие смысловую сферу личности: логотерапия В. Франкла, концепция смысла жизни Д.А. Леонтьева, возрастная психология И.С. Кона и Э. Эриксона.

В исследовании участвовало 34 чел. 17 чел. составляли исследуемую группу (студенты творческих профессий ФГБОУВО БГУ по направлениям «журналистика», «изящные искусства»; ФГБОУВО Иркутский филиал ВГИК им. Герасимова по направлениям подготовки «Режиссура неигрового и теле-фильма», «Продю-серство») и группа, с которой проводилось сравнение, представленная семнадцатью студентами-психологами (ФГБОУВО БГУ). Респондентам были предложены к прохождению следующие методики: методика анализа смысложизненных ори-ентаций Д.А. Леонтьева, методика исследования самоотношения С.Р. Пантилее-ва. Полученные данные анализировались с применением математико-статистиче-ского анализа по критерию Ц-различия Манна — Уитни, использующегося для сравнения данных в несвязных выборках по степени выраженности показателей. Наше предположение строится на суждении, что показатели самоотношения и смысложизненных ориентаций у студентов творческих профессий будут специфичны. Для доказательства предположения выбраны 2 группы студентов: студенты творческих направление и студенты — психологи. Такое разделение необходимо, чтобы выявить специфику исследуемых феноменов у студентов творческих направлений.

В рамках первого этапа исследования респондентам была предложена методика анализа смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, с помощью которой были определены целостность смысловых установок и мотивов деятельности студентов творческих специальностей и студентов-психологов. Далее проводилась диагностика по методике исследования самоотношения, которая призвана показать отношение личности к себе, и, через это отношение — степень мотивировки к самореализации, заинтересованности в собственной жизни и жизни других людей. Результаты изложены в табл. 1 и 2.

На втором этапе был произведен анализ полученных показателей по критерию и-различия Манна — Уитни, результаты представлены в табл. 3 и 4.

Третьим этапом исследования являлось подведение итогов и обсуждение результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение.

Студенты творческих профессий показали следующие результаты.

Таблица 1

Результаты диагностики смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев, п1 = 17, п2 = 17)

Показатель п1 — творческие направления обучения, % n2 — студенты психологи, %

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Цели Жизни 7 (41,2 %) 8 (47,1 %) 2 (11,8 %) 1 (5,9 %) 14 (82,4 %) 2 (11,8 %)

Процесс Жизни 5 (29,4 %) 9 (52,9 %) 3 (17,6 %) 3 (17,6 %) 8 (47,1 %) 6 (35,3 %)

Результативность жизни 6 (35,3 %) 7 (41,2 %) 4 (23,5 %) 1 (5,9 %) 12 (70,6 %) 4 (23,5 %)

Локус-контроля Я 5 (29,4 %) 10 (58,8 %) 2 (11,8 %) 2 (11,8 %) 13 (76,5 %) 2 (11,8 %)

Локус-контроля Жизнь 3 (17,6 %) 11 (64,7 %) 3 (17,6 %) 1 (5,9 %) 13 (76,5 %) 3 (17,6 %)

Осмысленность жизни 7 (41,2 %) 7 (41,2 %) 3 (17,6 %) 1 (5,9 %) 12 (70,6 %) 4 (23,5 %)

Полученные данные демонстрируют, что студенты-психологи имеют, в основном, высокую и среднюю степень развития показателей, что может быть связано с уже полученными знаниями по специальности, а также с большей степенью включенности в процессы получения образования. Студенты творческих профессий имеют, в основном, средние и низкие показатели по рассматриваемым шкалам, что может быть обусловлено спецификой обучения и личностными характеристиками. При этом, следует отметить, что высокий уровень развития четырех из шести показателей характерен для одинакового количества человек в сравниваемых группах.

При исследовании самоотношения, студенты-психологи показали полное отсутствие низких показателей по семи шкалам из девяти. При этом, распределение между высокими и средними показателями варьируется.

Таблица 2

Результаты исследования по опроснику самоотношения (С.Р.Пантилеев, п1 = 17, п2 = 17)

Показатель n1 — ворческие направления обучения, % n2 — студенты психологи, %

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Внутренняя честность 1 (5,9 %) 16 (91,1 %) 0 0 16 (91,1 %) 1 (5,9 %)

Окончание табл. 2

Показатель П — ворческие направления обучения, % n2 — студенты психологи, %

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Самоуверенность 1 (5,9 %) 13 (76,5 %) 3 (17,6 %) 0 11 (64,7 %) 6 (35,3 %)

Саморуководство 2 (11,8 %) 11 (64,7 %) 4 (23,5 %) 0 7 (41,2 %) 10

Отраженное самоотношение 1 (5,9 %) 12 (70,6 %) 4 (23,5 %) 0 10 7 (41,2 %)

Самоценность 0 12 (70,6 %) 5 (29,4 %) 0 3 (17,6 %) 14 (82,4 %)

Самопринятие 1 (5,9 %) 10 6 (35,3 %) 0 12 (70,6 %) 5 (29,4 %)

Самопривязанность 2 (11,8 %) 14 (82,4 %) 1 (5,9 %) 0 16 (91,1 %) 1 (5,9 %)

Внутренняя конфликтность 2 (11,8 %) 12 (70,6 %) 3 (17,6 %) 4 (23,5%) 13 (76,5 %) 0

Самообвинение 4 (23,5 %) 8 (47,1 %) 6 (35,3 %) 6 (35,3%) 11 (64,7 %) 0

Студенты творческих специальностей показали среднюю выраженность большинства показателей: внутренная честность, самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопривязанность.

Таблица 3

Результаты выявления различий в смысложизненных ориентациях по критерию U-различия Манна — Уитни

Показатель U эмп. Значение

Цели Жизни 83,5 H

Процесс Жизни 116,5 Н„

Результативность жизни 78,5 н

Локус-контроля Я 90,0 H!

Локус-контроля Жизнь 88,0 н

Осмысленность жизни 79,0

Примечания:

При икр. = 96, при р < 0,05 и икр. = 77, при р < 0,01; Н1 — различия установлены, Н0 — различий нет.

Таблица демонстрирует наличие различий по шкалам «цели жизни», «результативность жизни» и осмысленность жизни».

Наличие различий по шкале «Результативность жизни», можно интерпретировать из того, что несмотря само творчество является продуктивным, его результаты буквально предметны (текст песни, картина, мелодия), а получение творческого продукта чаще получается у студентов-творцов. В то же время, данный процесс требует сосредоточенности на создании продукта и другие сферы жизни могут уходить на второй, третий планы, поэтому студенты творческих направлений оказываются менее включенными в процессы переживания собственной жизни, чем студенты-психологи.

Выявлены различия по шкале «Осмысленность жизни» (р < 0,05), что в общем виде может указывать на истинность исходного предположения, о том, что творчество является интенсификатором смысловой сферы жизни. Это предположение поддерживал В. Франкл, указывая на сущностную взаимосвязь творческой активности и раскрытия смысла жизни, что подтверждается общим средним уровнем осмысленности жизни у исследуемой группы. Низкая степень выраженности данного показателя у 7 из 17 чел., отражает специфику творческой активности,

которая выводит человека за рамки повседневных нужд. Это обстоятельство указывает на необходимость личностного усилия, что может препятствовать освоению творческой специальности, а вместе с ней и развитию общей осмысленности жизни. Вместе с тем, сравнение исследуемой группы проводилось с группой студентов-психологов, которые показали средний, близкий к высокому и высокий уровень по шкале осмысленности жизни, что может быть объяснено особенностями их специализации. Исходя из этого, следует заключить, что гипотеза о том, что показатели смысложизненных ориентаций у студентов-психологов и студентов творческих направлений подготовки, подтверждается на высоком уровне значимости.

В анализе результатов исследования самоотношения выявлено больше по количеству различий, чем в показателе смысложизненные ориентации. Различия выявлены на высоком уровне значимости — p < 0,01.

Так, выявлены различия по шкале «самоценность».

Таблица 4

Результаты выявления различий пол опроснику самоотношения (и-критерий различия Манна — Уитни)

Методика исследования самоотношения

Показатель Иэмп. Стат. значение

Внутренняя честность 103,0 Незначимость (> 0,05)

Самоуверенность 91,5 Значимость (> 0,05)

Саморуководство 121,0 Незначимость (> 0,05)

Отраженное самоотношение 60,0 Значимость (< 0,01)

Самоценность 48,0 Значимость (< 0,01)

Самопринятие 124,0 Незначимость (> 0,05)

Самопривязанность 72,5 Значимость (< 0,01)

Внутренняя конфликтность 67,5 Значимость (< 0,01)

Самообвинение 56,5 Значимость (< 0,01)

Примечание:

При икр. = 96, при p < 0,05 и икр. = 77, при p < 0,01.

Для студентов творческих специальностей характерна средняя (12 из 17 чел.) и высокая (5 из 17 чел.) выраженность данного показателя, что говорит об умеренном развитии данного признака. У студентов-психологов данный показатель, наоборот, выражен больше на высоком уровне, что указывает на высокую степень его проработанности, обусловленную профессиональным подходом к рассмотрению личности в рамках обучения на психологической специальности, психологи осознают свою ценность и значимость в профессии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Различия выявлены по показателю «самообвинение». Он указывает на уровень вменения субъектом вины за собственные поступки, действия или черты характера. Данный фактор для исследуемой группы выражен на среднем уровне (для 8 из 17 исследуемых) и высоком (6 из 17 чел.) по исследуемой шкале. Это значит, что часть студентов могут открыто воспринимать отрицательные эмоции в свой адрес, а часть, с высоким уровнем, — близки к самоуничижению. Различия выявлены и по шкале «внутренняя конфликтность», высокая степень развития которой, характеризует личность с позиций сомнений, несогласий с самим собой и самокопанием. Полученные данные по двум шкалам могут характеризовать, на наш взгляд, индивидуально-психологические особенности человека творческой профессии, выраженные в чрезмерной чувствительности и самокритичности, в постоянном сомнении о результатах своего труда и поиске идеального варианта воплощения творческой идеи.

Следующим статистически достоверным значением было получено различие по шкале «отраженное самоотношение». Для студентов творческих профессий, в основном, характерны средние значения данного показателя (12 из 17 респондентов). Этот результат указывает на наличие умеренной убежденности в неодобрении своей деятельности со стороны окружающих. Это обстоятельство может быть обосновано исходя из особенностей положения личности в творческом процессе, который составляет непроизводственную сферу жизни общества с соответствующим ей положением личности в реализации его трудовой деятельности. Так, представитель экзистенциальной линии в психологии, Ролло Мэй, в несколько художественной манере, говорит о месте творческой личности в системе общественных отношений: «Наиболее очевидное объяснение — в том, что художник, поэт и святой должны противостоять реальным (не вымышленным) «богам» нашего общества: конформизму, апатии, материальному благополучию и силе по-рабощения...Творческие люди — обладатели тонкой душевной организации, живущие в мире образов. Именно поэтому, в обществе, основанном на принуждении их боятся» [14, с. 120-123].

Шкала «внутренняя конфликтность» также оказывается специфичной для студентов творческих направлений обучения. Респонденты показали средний уровень внутренней конфликтности (характерен для 12 из 17 чел., 4 из которых близки к высокому). Ранее говорилось о негативном результате, полученном по шкале «самообвинение», что могло быть охарактеризовано как самоунижение. Однако, в описываемом случае, большая часть респондентов показала средний и высокий уровень выраженности по шкале «самоценность», которая указывает на ощущение ценности собственной личности, на осознание значимости для других. Такой разрыв между самообвинением и внутренней конфликтностью с одной стороны и ощущением ценности собственной жизни с другой, оказывается специфичным для творческой сферы, так как маркирует специфику творческого мышления. Творческое мышление характеризуется стремлением к снижению роли эго и увеличении роли самого творческого процесса, который может выводить из бессознательного травматичный опыт, который в свою очередь вызывает отторжение. Это обстоятельство подтверждается в исследовании И.А. Бесковой: «На наш взгляд, можно утверждать, что у лиц с высоким творческим потенциалом — или от природы, или в результате индивидуальной истории становления данной личности — механизмы психологической защиты в той или иной мере оказываются ослабленными.» [15, с. 182].

По показателю «самопривязанность», который отражает степень принятия личностью себя, в исследуемой группе не оказался значимым, так как большинство респондентов (14 из 17 исследуемых) продемонстрировали среднюю степень выраженности показателя. Группа студентов-психологов, с которой проводилось сравнение, также показала средний уровень самопривязанности (16 из 17 опрашиваемых), что говорит об умеренном уровне принятия себя. Для студентов творческих профессий данная шкала оказывается незначительной, что может быть объяснено исходя из положения о сущностной взаимосвязи открытости личности к новому опыту и самой возможностью творческой самоактуализации. На эту черту также указывало исследование И.А. Бесковой, в той части, где автор отмечает специфику творческого мышления: «когнитивная и эмоциональная их (творческих людей) открытость, высокая степень чувствительности, восприимчивости как к сигналам, поступающим из внешнего мира, так и к внутренним» [там же, с. 183].

Выводы

Выявленные особенности различий в показателях смысложизненных ориен-таций и самоотношения отражают специфику этих психологических феноменов

у студентов творческих направлений. Результаты демонстрируют, что студенты творческих направлений характеризуются низким и средним уровнем самоценности, адекватным реагированием на неодобрение со стороны окружающих, низким и средним уровнем осмысленности жизни и по другим показателям смысложиз-ненных ориентаций выявлены средний и низкий уровень в отличии от студентов —психологов, у которых преобладает средний и высокий уровень сформиро-ванности компонентов смысложизненных ориентаций.

По показателю самоотношения у студентов творческих направлений выявлены различия в шкалах «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «самоценность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Практически по всем шкалам самоотношения наблюдается преобладание низкого и среднего уровня у студентов-творцов. Такой результат, возможно, получен исходя из особенностей творческой натуры и специфики творческого направления обучения, при котором личность находится в постоянном поиске лучшего варианта реализации замысла, и характеризуется тонкой и наиболее чувственной внутренней эмоциональной и в целом психической организацией. А также следует иметь ввиду, что исследование проводилось со студентами первых курсов и возможно на старших курсах обучения состояние показателей изменится.

Гипотеза, поставленная в начале исследования, подтвердилась.

Необходимость исследования специфики смысложизненных ориентаций и самоотношения студентов обоснованы тем, что знания, полученные в ходе исследований, позволяют уточнить подходы к построению образовательных, профо-риентационных программ, увеличить их направленность на более углубленное включение студентов в процессы, связанные с получением профессиональных навыков на основе психологических знаний о себе, что в свою очередь способствует будущему трудоустройству студентов [16, с. 207—212].

Полученные данные качественно дополняют вопросы психологии искусства, а в частности, психологии будущего творца. Данное обстоятельство позволит, на фоне увеличения вовлеченности в специфику избранной образовательной программы, повысить общий уровень осмысленности жизни. Результаты исследования вскрывают необходимость организации профилактических психологических мероприятий для студентов младших курсов творческих направлений по формированию позитивного самоотношения и самооценки. Мероприятия должны быть так же направлены на снижение внутренней конфликтности и уровня самообвинения студентов, вовлеченных в процессы творчества и обучения ему, что будет способствовать большей социальной адаптации в условиях меняющихся социальных ролей, связанных с возрастными особенностями группы.

Список использованной литературы

1. Фромм Э. «Иметь» или «быть» / Эрих Фромм. — Москва : АСТ, 2012. — 314 с.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — Москва : Прогресс, 1990. — 368 с.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. — 2-е изд. — Москва : Смысл, 2003. — 487 с.

4. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности // Б.С. Братусь / Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 1981. — № 2. — С. 46-56.

5. Пантилеев С.Р. Самоотношение. Психология самосознания / С.Р. Пантилеев. — Самара : БАХРАХ-М, 2000. — 672 с.

6. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — Москва : Просвещение, 1989. — 256 с.

7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — Москва : Прогресс, 1996. — 344 с.

8. Кожевина А.П. Особенности профессиональной мотивации студентов вуза / А.П. Ко-жевина, И.А. Ошарова. — EDN TUYQGI // Global & Regional Research. — 2020. — Т. 2, № 2. — С. 350-356.

9. Тарасова Л.Е. Взаимосвязь самоотношения с трансспективой личности / Л.Е. Тарасова. — EDN RTBQCU // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 2. — С. 27.

10. Малахаева С.К. Самореализация личности и «забота о себе» в условиях инклюзивного образования / С.К. Малахаева // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов : материалы Всерос. конф., Иркутск, 12-13 сент. 2019 г. / под ред. А.П. Сухо-долова, И.С. Карпиковой. — Иркутск, Иркутск, 2019. — С. 181-186.

11. Китова Е.Б. Учебная мотивация и влияние перехода на дистант глазами студентов вузов / Е.Б. Китова, М.И. Трошкин. — DOI 10.17150/2500- 2759.2020.30(3).341-350 // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 3. — С. 341-350.

12. Трохирова У.В. Возможности и барьеры получения образования для населения г. Иркутска (по результатам качественного социологического исследования) / У.В. Трохирова, Е.В. Зимина // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 2. — С. 189-193.

13. Емельянова А. Проблемы трудоустройства выпускников высших учебных заведений, имеющих ограниченные возможности здоровья / А. Емельянова, О. Седых. — EDN ITRYRU // Global and Regional Research. — 2019. — Т. 1, № 3. — С. 328-334.

14. Ролло М. Мужество творить // М. Ролло. — Санкт-Петербург : Питер, 2020. — 160 с.

15. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? / И. А. Бескова. — Москва : ИФРАН, 1993. — 196 с.

16. Волченко Л.Ю. Роль вуза в вопросах трудоустройства студентов / Л.Ю. Волченко, С.А. Малютина. — DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).207-212 // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 2. — С. 207-212.

References

1. Fromm E. Haben oder Sein. Die seelischen Grundlagen einer neuen Gesellschaft. Stuttgart, Deutsche Verlags-Anstalt, 1976. 212 S. (Russ. ed.: Fromm E. Haben oder Sein. Moscow, AST Publ., 2012. 314 p.).

2. Frankl V.E. Trotzdem J a zum Leben sagen. Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager. Berlin : DTV, 300 S. (Russ. ed.: Frankl V.E. Man's Search for Meaning. Moscow, Progress Publ., 1990. 368 p.).

3. Leontiev D.A. Psychology of Meaning: Nature, Structure and Dynamics of the Semantic Reality. 2nd ed. Moscow, Smysl Publ., 2003. 187 p.

4. Bratus' B.S. Toward the Study of the Sense-Based Sphere of the Personality. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 1981, no. 2, pp. 46-56. (In Russian).

5. Pantileev S.R. Self-Relation. Psychology of Self-Awareness. Samara, BAHRAH-M Publ., 2000. 672 p.

6. Kon I.S. Psychology of Early Youth. Moscow, Prosveshhenie Publ., 1989. 256 p.

7. Erikson E. Identity, Youth, and Crisis. New York, W. W. Norton, 1968. 329 p. (Russ. ed.: Erikson E. Identity, Youth, and Crisis. Moscow, Progress Publ., 1996. 344 p.).

8. Kozhevina A.P., Osharova I. A. Features of Professional Motivation of University Students. Global & Regional Research, 2020, vol. 2, no. 2, pp. 350-356. (In Russian). EDN: TUYQGI.

9. Tarasova L.E. The Relationship of Self-Relationwith the Perspective of the Individual. Mir nauki. Pedagogika i psihologija = World of Science. Pedagogy and Psychology, 2020, no. 2, pp. 27. (In Russian). EDN: RTBQCU.

10. Malakhaeva S.K. Self-Realization of Personality and "the Care of Self" in the Inclusive Education. In Sukhodolov A.P., Karpikova I.S. (eds.). New Trends in Activity of Socio-Protec-tive Institutions. Materials of All-Russian Conference, Irkutsk, September 12-13, 2019. Irkutsk, 2019, pp. 181-186. (In Russian).

11. Kitova E.B., Troshkin M.I. Academic Motivation and the Impact of Distance Learning During Lockdown: University Students' Perspective. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 3, pp. 341-350. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(3).341-350.

12. Trohirova U.V., Zimina E.V. Possibilities and Barriers of Receiving Education for Citizens of Irkutsk (According to Qualitative Sociological Research). Izvestiya Irkutskoy go-sudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 2, pp. 189-193. (In Russian).

13. Emelyanova A.N., Sedykh O.G. The Problem of Employment of University Graduates with Disabilities. Global & Regional Research, 2019, vol. 1, no. 3, pp. 328-334. (In Russian). EDN: ITRYRU.

14. Rollo M. The Courage to Create. New York, W. W. Norton & Company, 1994. 144 p. (Russ. ed.: Rollo M. The courage to create. Saint Petersburg, Piter Publ., 2020. 160 p.

15. Beskova I. A. How Is Creative Thinking Possible? Moscow, IFRAN Publ., 1993. 196 p.

16. Volchenko L.Yu., Malyutina S.A. The Role of University in Students' Employment Issues. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 2, pp. 207-212. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).207-212.

Информация об авторах

Воронцова Евгения Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, VorontsovaEG@bgu.ru, SPIN-код: 2277-0692, AuthorID РИНЦ: 673377.

Юрков Ефим Викторович — магистрант, направление подготовки «Искусства и гуманитарные науки», Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, 1lubov.urkova@gmail.com, SPIN-код: 5106-6960, AuthorID РИНЦ: 1152103.

Authors

Evgeniya G. Vorontsova — PhD in Psychology, Associate Professor at the Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, VorontsovaEG@bgu.ru, SPIN-Code: 2277-0692, AuthorID RSCI: 673377.

Efim V. Yurkov — Master's Degree Student in Art and Humanities, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, 1lubov.urkova@gmail.com, SPIN-Code: 5106-6960, AuthorID RSCI: 1152103.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Воронцова Е.Г. Особенности смысложизненных ориентаций и самоотношения у студентов творческих направлений обучения / Е.Г. Воронцова, Е.В. Юрков. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(3).27. — EDN MUBURZ // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 3.

For Citation

Vorontsova E.G., Yurkov E.V. Features of Life-Meaning Orientations and Self-Attitudes among Students of Creative Fields of Study. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 3. (In Russian). EDN: MUBURZ. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(3).27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.