Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная идентичность / факторы формирования профессиональной идентичности / статусы профессиональной идентичности / смысло-жизненные ориентации / ценности / учебная успешность / professional identity / factors of professional identity development / statuses of professional identity / meaning and life orientations / values / academic success

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огарева Екатерина Ивановна, Лик Наталия Владимировна, Осипов Павел Дмитриевич

Статья посвящена изучению взаимосвязи профессиональной идентичности и учебной успешности студентов-психологов. В материале рассматриваются понятия профессиональной идентичности, учебной успешности. Статья содержит данные эмпирического исследования, раскрывающего специфику становления профессиональной идентичности студентов-психологов первого и второго года обучения. В качестве одного из значимых факторов развития профессиональной идентичности исследуется система смысло-жизненных ориентаций личности. Описана модель смысло-жизненных ориентаций студентов из группы высокой учебной успешности. На основании полученных данных разработана программа психолого-педагогического сопровождения студентов на начальном этапе профессионального становления в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огарева Екатерина Ивановна, Лик Наталия Владимировна, Осипов Павел Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY AND ACADEMIC SUCCESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF STUDY AT A UNIVERSITY

The article is devoted to the study of the correlation between professional identity and academic success of psychology students. The material examines the concepts of professional identity, academic success. The article contains data from an empirical study revealing the specifics of the formation of the professional identity of psychology students in the first and second years of study. As one of the significant factors in the development of professional identity, the system of meaning and life orientations of the individual is investigated. A model of meaning-life orientations of students from the group of high academic success is described. Based on the data obtained, a program of psychological and pedagogical support of students at the initial stage of professional development at the university was developed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Огарева Екатерина Ивановна

Кандидат психологических наук, доцент, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург), е-таИ: ogareva-ei@ ranepa.ru

Лик Наталия Владимировна

Старший преподаватель, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург), е-таИ: liknatali@mail.ru Осипов Павел Дмитриевич

Студент, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург), е-mail: ashosi.98@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10112

Аннотация:

Статья посвящена изучению взаимосвязи профессиональной идентичности и учебной успешности студентов-психологов. В материале рассматриваются понятия профессиональной идентичности, учебной успешности. Статья содержит данные эмпирического исследования, раскрывающего специфику становления профессиональной идентичности студентов-психологов первого и второго года обучения. В качестве одного из значимых факторов развития профессиональной идентичности исследуется система смысло-жизненных ориентаций личности. Описана модель смысло-жизненных ориентаций студентов из группы высокой учебной успешности.

На основании полученных данных разработана программа психолого-педагогического сопровождения студентов на начальном этапе профессионального становления в вузе.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, факторы формирования профессиональной идентичности, статусы профессиональной идентичности, смысло-жизненные ориентации, ценности, учебная успешность.

PROFESSIONAL IDENTITY AND ACADEMIC SUCCESS OF PSYCHOLOGY STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF STUDY AT A UNIVERSITY

Ogareva Ekaterina Ivanovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, North-West Institute of Management, branch of RANEPA (St. Petersburg), е-mail: ogareva-ei@ranepa.ru Lik Nataliia Vladimirovna

Senior lecturer of the Department of Social Technologies, North-West Institute of Management, branch of RANEPA (St. Petersburg), е-mail: liknatali@mail.ru Osipov Pavel Dmitrievna

Senior lecturer of the Department of Social Technologies, North-West Institute of Management, branch of RANEPA (St. Petersburg), е-mail: ashosi.98@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10112

Abstract:

The article is devoted to the study of the correlation between professional identity and academic success of psychology students. The material examines the concepts of professional identity, academic success. The article contains data from an empirical study revealing the specifics of the formation of the professional identity of psychology students in the first and second years of study. As one of the significant factors in the development of professional identity, the system of meaning and life orientations of the individual is investigated. A model of meaning-life orientations of students from the group of high academic success is described. Based on the data obtained, a program of psychological and pedagogical support of students at the initial stage of professional development at the university was developed.

Keywords: professional identity, factors of professional identity development, statuses of professional identity, meaning and life orientations, values, academic success.

В практике подготовки специалистов в условиях высшей школы сегодня все

больше чувствуется необходимость переосмысления траектории развития будущих профессионалов, критериев успешности их деятельности, но, прежде всего - пути их профессионального самоопределения. От того, насколько осмысленным будет этот начальный шаг, зависит в конечном итоге не только личная самореализация и профессиональная карьера, но и удельный вес вклада специалиста в благосостояние всего общества. Особенно это касается специалистов социально-ориентированных профессий (в частности, психологов).

Для эффективного оказания поддержки учащимся на этапе вхождения в профессиональное обучение требуется понимание их психолого-социальных особенностей, факторов, влияющих на успешность их профессионального самоопределения, а также подходов к организации процесса психолого-педагогического обеспечения профессионального становления в ВУЗе.

Таким образом, изучение проблемы профессиональной идентичности в связи с учебной успешностью студентов является актуальным, поскольку может обеспечить фасилитирующую поддержку их профессионального становления на начальном этапе профессионального обучения при вхождении в образовательную среду вуза.

Целью представленного в данной работе исследования стало выявление особенности профессиональной идентичности студентов первого и второго курса в связи с их учебной успешностью и разработка рекомендаций по сопровождению начального этапа становления профессиональной идентичности студентов в рамках вузовской социализации для специалистов (кураторов, психологов, педагогов).

Теоретическая разработка проблемы выявила, что на современном этапе профессиональная идентичность трактуется многими исследователями не только в контексте самоопределения человека относительно некоторой профессиональной общности или группы (Ю. П. Поваренков, Л.Б.Шнайдер С.С. Соловьев, Э.Ф. Зеер), но как феномен развития личности в процессе профессионализации (Н.С. Пряжников, Е. П. Ермолаева, Е.А. Климов, Н. В. Кузьмина).

Обобщение имеющихся подходов к определению феномена профессиональной идентичности позволяет сформулировать следующее определение. Профессиональная идентичность - это сложный конструкт, включающий в свою структуру следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивный, мотивацион-ный и ценностный; способствующий ориентации человека в профессии, а также, позволяющий человеку в полной мере реализовывать свой личностный потенциал в профессиональной деятельности и рабочем коллективе.

Процесс формирования профидентичности может быть описан через ряд статусов, описанных Дж. Марсиа, А.А. Азбель, Л.Б.Шнейдер: преждевременная идентичность, диффузная идентичность, мораторий как кризис идентичности человека, достигнутая позитивная идентичность и псевдопозитивная идентичность [9].

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на формирование про-фидентичности по мнению Е.П. Ермолаевой можно назвать систему жизненных ориентаций личности. Ценностные ориентации, являясь личностно значимыми,

принятыми ценностями, отражают отношение к социальной действительности. Они регулируют как направленность, так и степень усилий субъекта, задают мотивы и цели организации деятельности, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению отдельных целей соотносится с ценностями, включенными в структуру личности [3].

Успешная профессиональная идентификация, понимание себя как представителя конкретной профессии обеспечивает человеку не только психоэмоциональный баланс, и профессиональный рост, но и мотивацию в развитии и самосовершенствовании. Так, Н.А. Голиков в своих работах подчеркивает, что главным фактором профессионального развития, является именно сформированная профессиональная идентичность [5].

Формирование профессиональной идентичности для многих начинается ещё во время обучения в школе, когда учащиеся начинают задумываться о своих жизненных перспективах и связывают их с будущей профессией. Однако, именно при поступлении в высшие учебные заведения, в начале профессионального обучения и получения специфических профессиональных знаний, начавшаяся профессиональная идентификация может вступать в стадию кризиса. Она либо начнет закрепляться и интегрироваться в личность человека, либо наоборот, рушиться и провоцировать начало негативных переживаний приводящих к поиску других профессиональных путей развития. Значимую роль в этом процессе играет успешность студентов в их первых шагах профессионализации, которые совершаются при получении высшего образования [4]. Учебная успешность, как один из показателей профессионального развития студентов, их ориентации на достижение успехов в выбранной профессии и осознанности себя как субъекта деятельности является, с одной стороны фактором, но в тоже время и важным критерием формирования профидентичности [1].

В ходе эмпирического исследования, мы предположили, что существует значимые различия в статусе профессиональной идентичности студентов с разным уровнем учебной успешности, при этом, чем выше учебная успешность студентов, тем ближе статус их профессиональной идентичности к позитивному модусу и тем выше показатель осмысленности их жизненных ориентаций (в том числе в профессиональной сфере).

В исследовании приняли участие студенты первого и второго года обучения СЗИУ РАНХиГС, направления подготовки «Психология». Общее количество испытуемых - 64 студента, из них 44 - первого года обучения и 20 - второго. Средний возраст испытуемых составил 19 лет. В исследование приняли участие 11 юношей и 53 девушки.

В организационном плане осуществлялось сравнительное исследование (сравнивалась специфика профессиональной идентичности у студентов с разным уровнем учебной успешности). В соответствии с целью исследования был подобран соответствующий комплекс психодиагностических методик.

Для выявления уровня учебной успешности студентов проводился анализ учебной документации, а также использовалась анкета «Социально-психологи-

ческий портрет студента». Для исследования особенностей профессиональной идентичности студентов была использована Методика изучения профессиональной идентичности (МИНИ) Л.Б. Шнейдер, а для выявления особенностей системы ценностных ориентаций - Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.

На начальном этапе исследования все опрошенные респонденты были поделены на три группы по степени учебной успешности. В качестве показателей учебной успешности учитывались: академическая успеваемость, выраженная в балльной оценке, наличие или отсутствие академических задолженностей, наличие дополнительных учебных достижений [6].

В группу низкой учебной успешности были отнесены студенты, чей средний балл академической успеваемости (по итогам прошедшей сессии) составлял 69 баллов и ниже, имеющие академические задолженности и не имеющие дополнительных учебных достижений (в том числе, вне данного вуза: олимпиады, конференции, соревнования и пр.) - 10% от общей выборки.

Группу средней учебной успешности составили студенты, чей средний балл академической успеваемости составлял от 70 и до 81 баллов. Представители данной группы не имели академические задолженности и дополнительные учебные достижения - 63% от общей выборки.

Группа высокой учебной успешности включала в себя студентов, чей средний балл академической успеваемости составлял от 86 баллов и выше, что соответствует оценке успеваемости «Отлично». Студенты данной группы не имели академические задолженности, а также и у них имелись дополнительные учебные достижения - 27 % от общей выборки. Отметим, что дополнительная активность, сочетающаяся с дополнительными учебными достижениями, была отмечена только у студентов группы высокой успешности.

100,00%

50,00%

0,00%

.1. I. .1.

I Низкая I Средняя Высокая

1 курс

2 курс

Общее распределение

Рисунок 1. Распределение студентов на группы учебной успешности в исследуемой выборке

Но результатам диагностики с помощью методики МИНИ было обнаружено, что значительная часть обследованных студентов (25%) находится в статусе моратория, что свидетельствует о кризисном состоянии становления идентичности, сопряженном с активным поиском своего профессионального призвания.

Рисунок 2. Распределение степени идентичности студентов первого года обучения (1) и второго года обучения (2).

Отмечены и специфические тенденции, характерные для каждого года обучения. Так, на первом курсе значительно больше студентов со статусом диффузной идентичности (23%), чем на втором (5%). То есть почти четверть студентов-первокурсников пока не имеет твёрдых жизненных целей, ценностей и убеждений, связанных с профессией, при этом отсутствует активность по их формированию. Первокурсники с диффузной идентичностью находятся на своеобразном перекрёстке формирования профидентичности. На втором курсе значительно больше студентов с псевдоидентичностью (45%), чем на первом (18%). Таким образом, второкурсники обнаруживают склонность к гипертрофированному восприятию своих профессиональных качеств, определенную не критичность и ригидность Я-концепции. Это явление можно трактовать как гиперидентичность, вследствие поглощения личности получаемой профессией.

Математико-статистический анализ с помощью и-критерия Манна-Уитни подтвердил значимость различий в статусе профессиональной идентичности между группами высокой и низкой учебной успешности (Шмп=30 при и0,01=23 и0,05=33). В группе высоко успешных в учебном плане студентов преобладает статус профессиональной идентичности мораторий (40%), что говорит о нахождении студентов этой группы на этапе кризиса, становления и активного поиска своего профессионального призвания. Также в группе студентов, демонстрирующих высокую учебную успешность достаточно много представителей с достигнутой идентичностью (30%) и, в тоже время, со статусом псевдоидентичности (25%). Это, вероятнее всего, говорит о том, что значительная часть студентов определилась со своим профессиональным выбором, но некоторые из них склонны идеализировать образ специалиста-психолога, а заодно и свои профессиональные качества.

■ 2 курс I 1 курс

Псевдо Достигнутая Моратории Диффузная Пр еждеврем енна

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рисунок 3. Распределение студентов с разным статусом профессиональной идентичности в группе с высокой учебной успешностью.

В группе с низкой учебной успешностью преобладают студенты со статусом преждевременной идентичности (почти 50%). Таким образом, можно предположить, что большая часть студентов данной группы представлена людьми, характеризующимися высокими показателями авторитарности и крайне слабой самостоятельностью. Вероятно, они еще не сделали (или не имели возможности сделать) самостоятельного осознанного выбора собственного профессионального будущего. Также, в группе низкой учебной успешности наблюдается большой процент студентов с псевдоидентичностью (30%), вследствие чего можно предположить, что у данных студентов наблюдается склонность к идеализации своих профессиональных качеств, и определенная ригидность профессиональной Я-концепции.

Рисунок 4. Распределение студентов с разным статусом профессиональной идентичности в группе с низкой учебной успешностью

Анализ систем смысло-жизненных ориентаций в группах с разным уровнем учебной успешности выявил следующие особенности: все показатели смысложизненных ориентаций по методике СЖО находятся на среднем уровне.

Определенная специфика иерархии смысложизненных ориентаций наблюдается у группы с низкой учебной успешностью: при более высоком значении показателя «Локус жизни» (по сравнению с другими группами) заметно более низкое значение показателя «Локус Я». Также заметна тенденция к снижению показателя «Результат жизни». Таким образом, для студентов с

109

issn 1029-3388

низкой учебной успешностью характерны иллюзия собственного влияния на свою жизнь, при этом заметен высокий уровень ожиданий от процесса жизни, которые дополняются неуверенностью в собственных силах и возможностях и, как следствие, нежеланием нести ответственность за самостоятельную деятельность.

Корреляционный анализ показал, что существует положительная связь между статусом профессиональной идентичности студентов и осмысленностью их жизни во всех исследуемых группах (р=0,6 для высоко успешных в учебном плане студентов, р=0,7 для низко успешных в учебном плане студентов , р=0,5 средне успешных), а также позволил увидеть специфику системы смысло-жизненных ориентаций студентов из различных групп учебной успешности.

Так, система смысложизненных ориентаций группы высоко успешных в учебном плане студентов характеризуется наиболее чёткой сформировавшейся структурой. Можно сразу выделить «ядро» системы, которым является «Общая осмысленность жизни». Наблюдается связь между шкалой «Общей осмысленности» и следующими компонентами: «Локус Я» (р=0,6), «Процесс жизни» (р=0,6), «Локус жизнь» (р=0,6), а также с показателем профессиональной идентичности (р=0,6). Это позволяет говорить о том, что чем более выражено у студента представление о себе с точки зрения силы воли, сформирована вера в возможность контроля своей жизни, и присутствует ощущение интереса к жизни, тем выше показатели общей осмысленности жизни и профессиональной идентичности представителя данной группы. При этом, профессиональная идентичность положительно связана со шкалой «Цели в жизни» (р=0,6): чем более определёнными и осмысленными являются цели студента, тем выше уровень его профессиональной идентичности. Логично, что крайне высокие показатели по данной шкале, трактуемые как «прожектерсво», оказываются связанными со статусом псевдоидентичности.

Цели в р=0,6 Локус Я р=0,8 Результат

жизни жизни

р=0,6 р=0,6 | р=0,6

Показатель р=0, 6 Общая р=0,6 Процесс

МИПИ осмысленность жизни

р=0,6

Локус Жизнь

Рисунок 5. Система смысло-жизненных ориентаций студентов группы высокой учебной успешности

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: существуют значимые различия в статусе профессиональной идентичности студентов с

разным уровнем учебной успешности, а также, чем выше учебная успешность студентов, тем ближе статус их профессиональной идентичности к позитивному модусу и тем выше показатель осмысленности их жизненных ориентаций, в том числе в профессиональной сфере.

Для разработки рекомендаций по оптимизации существующих технологий психолого-педагогического сопровождения (с целью укрепления профессиональной идентичности) студентов-первокурсников СЗИУ РАНХиГС, за основную модель мы взяли систему смысло-жизненных ценностей студентов группы высокой учебной успешности. Поэтому программа оптимального психолого-педагогического сопровождения (с целью укрепления профессиональной идентичности) студентов-первокурсников была выстроена с опорой на развитие именно этих смысло-жизненных компонентов и задействовала широкий спектр форм и методов работы в этом направлении.

Таблица 1.

Программа психолого-педагогического сопровождения (с целью укрепления профессиональной идентичности) студентов-первокурсников

Компонент системы смысло-жизненных ориентаций Характеристика компонента Рекомендуемые мероприятия

«Процесс жизнь» Отношение студентов к своей жизни, как интересному и осмысленному процессу. Участие во внеучебных мероприятиях, направленных на развитие профессиональных интересов и знаний студентов при высокой эмоциональной вовлеченности: участие в мероприятиях и конкурсных программах вуза, «Культпоходы» с куратором (посещение музеев и тематических выставок, театральных постановок, мероприятий в лекториях и «Точке кипения»). Информационная поддержка: предоставление студентам первого года обучения информации об интересных городских и вузовских мероприятиях и событиях. Мероприятие: Составление группового фотоколлажа по итогу первого учебного года «Наш первый год в вузе» с последующим обсуждением и рефлексией.

«Локус Я» Идентификация студентами себе как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Проведение кураторских часов с элементами тренинга, КТД (коллективного творческого дела), участие в групповых соревнованиях или мероприятиях. Мероприятие: Участие в волонтерских акциях благотворительных общественных организаций города («Ночлежка», «Врачи-дети», «Волонтеры раздельного сбора» и т.д.).

«Локус жизнь» Отношение студентов к себе как к людям с возможностью контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Проведение кураторских часов с элементами тренинга, КТД (коллективного творческого дела), участие в групповых соревнованиях или мероприятиях. Мероприятие: «Киноклуб» — мероприятие по просмотру и обсуждению фильмов, связанных с профессией «психолог» и активизирующих осознание личностного и профессионального выбора и ответственности за него.

«Результат жизни» Отношение к пройденному отрезку жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Дискуссии с рефлексивной составляющей: «Как я пришел к мысли получать именно эту профессию? Каких результатов удалось достичь за этот учебный год?», ведение дневника личных или групповых достижений. Мероприятие «Первый шаг в профессию» -арт-терапевтическая работа с метафорическими картами, рефлексия переживаний и проблем, осознание ролевого репертуара на начальном этапе профессионализации.

«Цели в жизни» Цели в будущее, которые придают жизни студентов осмысленность, направленность и временную перспективу. Проведение кураторских занятий с элементами коучинга по осознанию и операционализации жизненных целей. Встреча с яркими представителями профессии, экспертами. Написание «видения личного пути героя». Мероприятие: «Путь героя» - арт-терапевтиче-ская работа по описанию своего внутреннего Героя-профессионала, составлению «карты» профессионального пути.

Наиболее полно предлагаемые меры могут быть реализованы, на наш взгляд, в рамках кураторской работы в вузе. Некоторые из описанных рекомендаций уже прошли апробацию в кураторской работе Огаревой Е.И. со студентами первого курса факультета социальных технологий направления психологии, обучающихся в СЗИУ РАНХиГС.

Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить предположение о наличии значимых различий в статусе профессиональной идентичности студентов с разным уровнем учебной успешности: чем выше учебная успешность студента, тем ближе статус его профессиональной идентичности к позитивному модусу и тем выше показатель осмысленности его жизненных ориентаций, в том числе в профессиональной сфере. В ходе работы была описана модель системы смысло-жизненных ориентаций студентов, успешных в учебном плане, и предложена программа психолого-педагогического сопровождения (с целью укрепления профессиональной идентичности) студентов-первокурсников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вьюнов Н. И., Зыкова Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов как условие их личностного и профессионального развития// Мир психологии. 2007. №3 (51). С 217-225.

2. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 4. — С. 51—59.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для вузов // Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 395 с.

4. Малютина Т. В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты // ОНВ. 2014. №5 (132). С 149-152.

5. Нор-Аревян О. А., Шаповалова А. М. Факторы формирования профессиональной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. №5. С 89100.

6. Огарева Е.И. Адаптация студентов к условиям обучения в вузе в связи с их ценностными ориентациями: Автореф... дис. кан. психол. наук. - Санкт-Петербур.: 2010. - 24 с.

7. Полякова М.В., Харькова О.А. Зарубежные подходы к изучению понятия "Идентичность" // Инновационная наука. 2019. №7-8. С 152-154.

8. Сулейменова А.С., Булатова З.Р., Качалова И.Н. Успешность как показатель эффективности учебной деятельности // Профессиональная ориентация. 2017. №1. С 191-194.

9. Шнейдер Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры //Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 328 с.

REFERENCES

1. V'junov N. I., Zykova N.Ju. Razvitie professional'nyh cennostnyh orientacij studentov kak uslovie ih lichnostnogo i professional'nogo razvitija [Development of professional value orientations of students as a condition for their personal and professional development] Mir psihologii. 2007,No 3 (51), Pp. 217-225.

2. Ermolaeva, E. P. Professional'naja identichnost' i marginalizm: koncepcija i real'nost' (stat'ja pervaja) / E. P. Ermolaeva [Professional identity and marginalism: concept and reality (article one)] Psihologicheskij zhurnal,2001, T. 22. No4,pp. 51— 59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zeer, Je. F. Psihologija professional'nogo obrazovanija: uchebnik dlja vuzov [Psychology of vocational education: a textbook for universities] Moscow, "Jurajt" Publ., 2020,395 p.

4. Maljutina T. V. Professional'naja identichnost', ee struktura i komponenty [Professional identity, its structure and components] ONV. 2014,no 5 (132). pp 149152.

5. Nor-Arevjan O. A., Shapovalova A. M. Faktory formirovanija professional'noj identichnosti [Factors in the formation of professional identity] Gumanitarij Juga Rossii. 2016. no5. pp 89-100.

6. Ogareva E.I. Adaptacija studentov k uslovijam obuchenija v vuze v svjazi s ih cennostnymi orientacijami: Avtoref... dis. kan. psihol. nauk [Adaptation of students to the conditions of study at the university in connection with their value orientations: Cand. of psych. Sci.diss.abstr.] Sankt-Petersburg, 2010, 24 p.

7. Poljakova M.V., Har'kova O.A. Zarubezhnye podhody k izucheniju ponjatija "Identichnost'" [Foreign approaches to the study of the concept of "Identity"] Innovacionnaja nauka. 2019.no7-8, pp. 152-154.

8. Sulejmenova A.S., Bulatova Z.R., Kachalova I.N. Uspeshnost' kak pokazatel' jeffektivnosti uchebnoj dejatel'nosti [Success as an indicator of the effectiveness of educational activities] Professional'naja orientacija, 2017,no 1. pp. 191-194.

9. Shnejder L. B. Psihologija identichnosti: uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury //L. B. Shnejder [Identity Psychology: Textbook and Workshop for Bachelor's and Master's Degrees] Moscow, "Jurajt" Publ., 2019, 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.