Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
487
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТАТУС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНОЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доржиева М. О., Гармаева Н. Б.

В статье представлен анализ результатов исследования особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций первокурсников с различным статусом профессиональной идентичности. Доминирующим является статус моратория, который характеризуется осознанием проблемы кризиса выбора профессии. Далее в порядке убывания идут сформированная, неопределенная и навязанная идентичности. Студенты со сформированным статусом обладают ценностями самоутверждения, открыты изменениям, направлены на достижения, самостоятельны, убеждены, что они могут построить жизнь в соответствии со своими целями, принимать решения и реализовывать их. Неопределенный и навязанный статусы профессиональной идентичности студентов связаны с низким контролем над своей жизнью, отсутствием веры в то, что можно строить жизнь в соответствии со своими планами, малой осознанностью смысла жизни, консерватизмом, что проявляется в конформности и поиске безопасности. Сделан вывод о том, что статус профессиональной идентичности следует учитывать для успешной профессионализации студентов во время обучения в вузе. Это особенно актуально для первокурсников, которым необходимо психологическое сопровождение в адаптационный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VALUE AND LIFE-MEANING ORIENTATIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL IDENTITY STATUS

The paper presents an analysis of the results of the study on features of value and life-meaning orientations of first-year students with different professional identity status. The dominant status is the status of a moratorium, which is characterized by an awareness of the problem connected with the crisis in choosing a profession. Then, in descending order, there are formed, indefinite, and imposed professional identities. Students with a formed status have the values of self-affirmation, they are open to change, aimed at the achievement, independent, convinced that they can build a life in accordance with their goals, make decisions and implement them. Indefinite and imposed statuses of students’ professional identity are associated with low control over their lives, lack of faith in the fact that they can build their lives in accordance with their plans, low awareness of the meaning of life, conservatism, manifested in conformity and the search for security. It is concluded that the professional identity status should be taken into account for the successful professionalization of students during their studies at the university. This is especially true for first-year students who need psychological support during the adaptation period.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

УДК 159.922.6:316.752

Доржиева Марина Очиржаповна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова

Гармаева Надежда Борисовна

психолог Детской республиканской клинической больницы (г. Улан-Удэ)

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕРВОКУРСНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ СТАТУСОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Dorzhieva Marina Ochirzhapovna

PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Developmental and Educational Psychology, Dorji Banzarov Buryat State University

Garmaeva Nadezhda Borisovna Psychologist,

Republican Children's Clinical Hospital (Ulan-Ude)

FEATURES OF VALUE AND LIFE-MEANING ORIENTATIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS WITH DIFFERENT PROFESSIONAL IDENTITY STATUS

Аннотация:

В статье представлен анализ результатов исследования особенностей ценностных и смысложиз-ненных ориентаций первокурсников с различным статусом профессиональной идентичности. Доминирующим является статус моратория, кото-рый характеризуется осознанием проблемы кризиса выбора профессии. Далее в порядке убывания идут сформированная, неопределенная и навязанная идентичности. Студенты со сформированным статусом обладают ценностями самоутверждения, открыты изменениям, направлены на достижения, самостоятельны, убеждены, что они могут построить жизнь в соответствии со своими целями, принимать решения и реализовывать их. Неопределенный и навязанный статусы профессиональной идентичности студентов связаны с низким контролем над своей жизнью, отсутствием веры в то, что можно строить жизнь в соответствии со своими планами, малой осознанностью смысла жизни, консерватизмом, что проявляется в конформности и поиске безопасности. Сделан вывод о том, что статус профессиональной идентичности следует учитывать для успешной про-фессионализации студентов во время обучения в вузе. Это особенно актуально для первокурсников, которым необходимо психологическое сопровождение в адаптационный период.

Ключевые слова:

самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, статус профессиональной идентичности, личностное самоопределение, ценностные ориентации, смыс-ложизненные ориентации, юношеский возраст

Summary:

The paper presents an analysis of the results of the study on features of value and life-meaning orientations of first-year students with different professional identity status. The dominant status is the status of a moratorium, which is characterized by an awareness of the problem connected with the crisis in choosing a profession. Then, in descending order, there are formed, indefinite, and imposed professional identities. Students with a formed status have the values of self-affirmation, they are open to change, aimed at the achievement, independent, convinced that they can build a life in accordance with their goals, make decisions and implement them. Indefinite and imposed statuses of students' professional identity are associated with low control over their lives, lack of faith in the fact that they can build their lives in accordance with their plans, low awareness of the meaning of life, conservatism, manifested in conformity and the search for security. It is concluded that the professional identity status should be taken into account for the successful professionalization of students during their studies at the university. This is especially true for first-year students who need psychological support during the adaptation period.

Keywords:

self-determination, professional self-determination, professional identity, professional identity status, personal self-determination, value orientations, life-meaning orientations, youth age

Изменяющиеся условия современного общества актуализируют вопросы устойчивости личности, определения ею своего места в мире, целей и смысла жизни. Поэтому проблема самоопределения становится крайне острой для наших современников. Это приобретает особую значимость в юношеском возрасте. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает у молодых людей осознание социальной приобщенности, обостряет потребность в самоопределении, которое является главным новообразованием на данном этапе онтогенеза. Именно в этот период происходит формирование самосознания, осознание своей идентичности и ее свойств, интересов и способностей, которые формируются в определенный жизненный план.

Являясь основополагающим компонентом структуры личности, ценностные ориентации определяют направленность, жизненную перспективу, смысл жизни человека, выступают регулятором его поведения и деятельности. Именно они являются основой при выборе профессии и жизненного пути.

Смысложизненные ориентации представляют собой наличие цели в жизни, осмысленность поступков и умение брать на себя ответственность за них. В. Франкл отмечает, что развитию личности способствует мотивационная направленность, которая присуща всем людям и выражается в наличии смысла жизни. Отсутствие смысла жизни, целей или направлений для дальнейшего движения может привести к заболеваниям, депрессии, изменениям в поведении. Поэтому важно уметь находить смысл даже в сложные периоды жизни [1].

Д.А. Леонтьев, рассматривая смысловую сферу человека как комплекс различных смысловых образований, отводит особую роль именно целям в жизни. По его мнению, остальные подструктуры функционируют для их достижения. Также автор отмечает, что показатели смысложиз-ненных ориентаций влияют на личностное самоопределение [2].

Таким образом, личностное самоопределение является доминирующим, определяет формирование других видов самоопределения. Важнейшими его составляющими выступают ценностные ориентации, осмысленность жизненных целей, которые составляют ядро личности. Личностное и профессиональное самоопределение тесно взаимодействуют, влияют друг на друга, обусловливая дальнейший профессиональный выбор в юношеском возрасте.

В юношеском возрасте наступает расцвет физической, когнитивной эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы. Л.И. Божович указывает, что основные качественные изменения происходят именно в мотивационной сфере, которая становится опосредованной мировоззрением и на этой основе сознательно управляемой. Мотивы приобретают личностный смысл, т. к. связаны с сознательно поставленной целью, жизненными планами [3]. Молодые люди личностно развиваются, готовы принимать осознанные решения и ответственно реализовывать свои намерения.

Проблема идентичности рассматривается в трудах Э. Эриксона, где отмечается важность формирования чувства идентичности, которое помогает молодым людям определиться в жизни и усвоить новые социальные роли [4]. Несформированность идентичности обусловливает трудности в выстраивании жизненных планов, страх перемен, избегание ответственности, неумение реализовывать намеченное и организовать свою деятельность, а также отказ от самоопределения с выбором отрицательных примеров для подражания.

Исследователи (Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер, Н.С. Пряжников, Е.П. Ермолаева, Н.Л. Иванова, Т.В. Малютина, Е.П. Ермолаева, Ю.П. Кошелева и др.) выделяют профессиональную идентичность (профидентичность), которая рассматривается как феномен развития личности в процессе профессионализации [5], как интегративный показатель личностного развития профессионала [6].

Юношам и девушкам предстоит сделать первый самостоятельный выбор - выбор будущей профессии. Оптанты принимают решение на основе своих интересов, субъективных представлений, ценностных ориентаций или мировоззрения. Но, не имея большого жизненного опыта, они подвержены влиянию множества факторов, которые могут определить их дальнейший выбор. В основе самоопределения молодых людей лежат разные мотивационные факторы: система «хочу, могу, надо» [7] и «восьмиугольник Климова» [8], субъективные и объективные факторы [9], внутренние и внешние [10] и др.

Профессиональное и личностное самоопределение - длительный и сложный процесс, который не заканчивается поступлением в вуз. Он усложняется во время учебы и профессиональной деятельности, где у человека могут поменяться смысложизненные ориентации, ценности, мотивы и т. д.

С.В. Чернобровкина отмечает высокий уровень внешней мотивации у большинства студентов, т. е. при выборе профессии они руководствуются такими факторами, как престижность специальности или вуза, материальная составляющая, карьера и др. Уровень внутренней мотивации (познавательных мотивов) оказывается на низком уровне [11]. Такое соотношение мотивов приводит к проблемам в обучении, неправильной самоорганизации, низкой стрессоустойчивости, тревожности, что влечет отсев студентов-первокурсников.

Взросление и преодоление трудностей у юношей и девушек сопровождается нормативным кризисом данного периода - кризисом юношеского возраста. Во время кризиса они переходят на новый этап взрослой жизни, когда необходимо учиться быть ответственным, самостоятельным, эмансипироваться от родителей, становиться финансово независимым. Молодые люди находятся в поиске себя и своего места, определяют свои приоритеты, жизненные ценности и прини-

мают социальные роли [12]. Длительность кризиса, его конструктивное или деструктивное преодоление зависят от личностных особенностей, типа совладания индивида с трудными ситуациями, а также его отношения к преодолению жизненных трудностей.

В.Р. Манукян выделяет кризисы самоопределения в период профессионального обучения в вузе, где самый трудный приходится на «кризис первого курса». Первокурсники адаптируются к учебному процессу, самостоятельной жизни без родителей, смене круга общения, переезду и т. д. [13]. Порой выбранная специальность, вуз не оправдывают надежд обучающихся, что может привести к трудностям и разочарованиям. Подобные обстоятельства порождают сомнения в правильности выбора профессии. Таким образом, кризис профессионального становления личности накладывается на нормативный кризис юношеского возраста, что акцентирует необходимость их конструктивного разрешения. Остро встает вопрос психологического сопровождения первокурсников.

Итак, в юношеском возрасте осуществляется окончательный переход к взрослению. Помимо завершения физического развития, происходит формирование устойчивых черт личности, когнитивной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. Юноши и девушки стремятся сформировать систему отношений, в которой установлена позиция по отношению к себе и окружающим. Основным новообразованием этого периода становится личностное и профессиональное самоопределение, что ведет к развитию личности и социальной зрелости.

Цель данного исследования - выявление особенностей ценностных и смысложизненных ориентаций первокурсников с различным статусом профессиональной идентичности.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова». Выборку составили студенты направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) - представители Института филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций, Института математики и информатики, Восточного института, факультета физической культуры, спорта и туризма. Возникновение и расширение этого направления в вузе связано с дефицитом педагогических кадров, особенно в сельской местности. Всего исследовано 62 первокурсника (44 девушки и 18 юношей) в возрасте 18-19 лет. Большинство из них являются выходцами из сельской местности (84 %), по национальному составу - буряты (68 %), русские (30 %), тувинцы (2 %).

Для проведения эксперимента использовались: методика ценностных ориентаций Ш. Шварца [14], тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [15], позволяющие оценить ценностные ориентации и осмысленность жизни; методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель [16], определяющая статус профессиональной идентичности человека во время профессионального самоопределения. В период проведения исследования и спустя некоторое время использовался метод наблюдения и беседы. Для статистической обработки данных применены Н-критерий Крускала-Уоллиса и корреляционный анализ Спирмена.

Сначала по методике А.А. Азбель был установлен статус профессиональной идентичности респондентов: неопределенный (1-я группа), навязанный (2-я группа), статус моратория (3-я группа) и сформированный (4-я группа). Самой многочисленной оказалась группа со статусом моратория (34 %), что подтверждает наличие кризиса выбора у первокурсников, далее идет статус сформированной идентичности (27 %), что свойственно студентам, сделавшим осознанный и самостоятельный выбор профессии. Данная группа отличается высокой учебной мотивацией, интересом к будущей профессии, готовностью к профессиональному развитию, личностной зрелостью. Неопределенный статус обнаружен у 21 % респондентов, что свидетельствует о несфор-мированности профессионального статуса. Такие студенты не имеют профессиональных планов и устремлений, руководствуясь в своем выборе ситуативными интересами. Респонденты со статусом навязанной идентичности (18 %) несамостоятельны при выборе профессии, оказываясь зависимыми от влияния внешних факторов и руководствуясь в принятии решения мнением значимых людей (чаще всего родителей).

Таким образом, можно констатировать наличие достаточно большого процента из выборки с неблагополучным статусом, что является тревожным сигналом для адаптации и успешного обучения в вузе, дальнейшего профессионального самоопределения.

Интересна представленность студентов разных институтов и факультетов по статусу про-фидентичности. Так, в группе со статусом моратория преобладают студенты Восточного института (47 %), будущие учителя бурятского языка. Отметим, что вся группа состоит из сельчан, представителей бурятской национальности. Можно предположить, что выбор направления подготовки не согласован с их собственными интересами, склонностями, а обусловлен, прежде всего, наличием бюджетных мест. Однако при написании эссе о современном учителе данные студенты, обучаясь уже на втором курсе, отмечали важность изучения и сохранения родного языка, традиций и роль учителя в этом. В группе со сформированным статусом превалируют

филологи, будущие учителя иностранного языка (53 %). Студенты этого направления отличаются ответственным и осознанным отношением к учебе, зрелостью суждений, что может свидетельствовать об их личностной зрелости. В неопределенной группе преобладают студенты факультета физической культуры - 38 %. По наблюдениям и в беседе с представителями этой группы выявлено, что треть не планировали обучаться в данном вузе и не связывали свою будущую профессию с образованием. Так, юноши, не поступив по разным причинам в военные вузы, вынужденно поступили на обучение в данном вузе и направлении. В группе с навязанным статусом показатели студентов всех факультетов находятся приблизительно на одном уровне.

Итак, часть первокурсников исследуемой выборки поступили на обучение по данному направлению случайно, поэтому у них возникают трудности с профессиональной идентичностью и они испытывают кризис.

Ценностные ориентации исследовались по методике Ш. Шварца, позволившей выявить их особенности у представителей разных групп. Представителям группы со сформированным проф-статусом свойственны ценности «самоутверждение» (достижение (2,11 ± 0,65), власть (0,97 ± 0,59)) и «открытость изменениям» (самостоятельность, гедонизм (2,35 ± 0,88)). В целом они имеют индивидуальную направленность на достижение своих целей, свободны от тревоги, занимаются тем, что им нравится, получают удовольствие от этого, не испытывая чувства вины, игнорируя чувство комфорта и безопасности. У них также выявлен низкий уровень по шкале «универсализм», что говорит о независимости от окружения. В отличие от них у студентов 1 -й и 2-й групп выявлен высокий уровень ценности «консерватизм», что выражается в их конформности (2,79 ± 0,95), необходимости в ощущении безопасности (1,74 ± 0,65). Низкие показатели гедонизма (1,61 ± 0,97) показывают неудовлетворенность жизнью, неумение получать удовольствие от своей деятельности. В 1-й группе фрустрирована шкала «власть» (1,06 ± 0,78), во 2-й - «достижение» (1,46 ± 0,81). Наряду с тем, что во всех группах отмечается высокий уровень самостоятельности, в группе с навязанным статусом он самый высокий, что свидетельствует об особенностях юношеского возраста эмансипироваться от опеки взрослых и быть открытым новому. Ценность «самопреодоление» свойственна 2-й и 3-й группам, показавшим высокие показатели по шкале «универсализм». Данная ценность относится к социальной направленности, т. е. студенты более ориентированы на свое окружение. Низкие показатели по шкалам «конформность» (1,75 ± 0,87), «достижение» (1,91 ± 0,86), «власть» (1,06 ± 0,78) показали первокурсники, находящиеся в статусе моратория.

Таким образом, чем выше статус профессиональной идентичности, тем более студенты свободны от тревоги, ориентированы на ценности, выражающие их интересы, способны на демонстрацию своих умений, независимы, самостоятельны, открыты новому опыту, стремятся к более высокому статусу, удовлетворены своей жизнью, что свидетельствует о высоком уровне личностного самоопределения.

Анализ результатов по методике СЖО показал существенное различие средних значений показателей смысложизненных ориентаций у студентов с разным статусом профессионального самоопределения. Показатели студентов из группы со сформированным статусом выше по всем шкалам. Так, преимущество по шкалам «цели» и «процесс» свидетельствует о том, что для самоопределившихся студентов важны жизненные цели, они умеют самостоятельно ставить их, получать при достижении своих целей удовольствие и удовлетворение от процесса.

Можно предположить, что определившиеся студенты продуктивны в своей деятельности, удовлетворены ее результатами в отличие от студентов с навязанным статусом. Выявленные различия в группах по шкале «локус контроля - Я» свидетельствуют о том, что чем выше статус профессионального самоопределения, тем выше независимость студентов и их способность действовать самостоятельно, сообразно своим целям.

По шкале «локус контроля - жизнь» высокие показатели выявлены в 4-й группе (32,23 ± 4,98), что характеризует их как субъектов, способных сделать выбор и нести ответственность за него, в отличие от представителей группы с неопределившимся статусом, убежденных в фатальности жизни, иллюзорности свободы при принятии важных решений, неумении и нежелании брать ответственность за свои поступки и свою жизнь.

У студентов 1-й и 2-й групп выявлены низкие показатели по шкалам «цели» и «процесс», характеризующие жизненную неопределенность, связанную с отсутствием целей, неудовлетворенность своей жизнью. В совокупности с низкими показателями в 1-й группе по шкалам «локус контроля - жизнь» и «общие показатели осмысленности жизни» у представителей этих групп наблюдается «фаталистичное, беспомощное, безнадежное отношение к будущему и жизни в целом, отсутствие содержательной, продуманной временной перспективы». Это согласуется с результатами исследования и приводит к выводу, что у данных студентов «период обучения на первом курсе протекает в кризисных формах, временная преемственность нарушается, что не может не отразиться на представлении о будущем и его планировании, постановке целей и их

реализации» [17, с. 37]. Обучающиеся из 3-й группы обращены в прошлое, недовольны результатами своей жизни и не уверены в том, что могут контролировать ее события. Полученные результаты согласуются с исследованиями, где отмечено, что временная ориентация на «негативное прошлое» может отражать неопределенную профессиональную идентичность [18].

Можно сделать вывод о том, что студенты со сформированным статусом профидентично-сти более личностно зрелы, их жизнь осмысленна, они направлены на будущее, смело ставят цели, независимы, контролируют свою жизнь больше, чем студенты с низким статусом профессионального самоопределения. Это согласуется с мнением Д.А. Леонтьева о связи показателей смысложизненных ориентаций с личностным самоопределением [19].

Корреляционный анализ, направленный на выявление взаимосвязи статуса профидентич-ности с показателями СЖО, выявил следующие статистически значимые связи:

- неопределенный статус отрицательно коррелирует со шкалами «локус контроля - жизнь» (p < 0,01), «цель» (p < 0,05), «осмысленность жизни» (p < 0,05), т. е. студенты не задумываются о смысле жизни, у них нет жизненных целей, жизнь представляется им неинтересной, скучной;

- навязанный статус отрицательно связан со шкалами «процесс» (p < 0,05), «локус контроля - Я» (p < 0,05) и «осмысленность жизни» (p < 0,05), жизнь студентов данной группы неосмысленна, они не контролируют свою жизнь, не считают себя способными повлиять на нее;

- сформированный статус профидентичности положительно коррелирует по всем шкалам теста СЖО: «цель» (p < 0,01), «локус контроля - Я» (p < 0,01), «локус контроля - жизнь» (p < 0,01), «осмысленность жизни» (p < 0,01), «процесс» и «результат» по (p < 0,05), что свидетельствует об исследуемых со сформированным статусом профессиональной идентичности как осознающих свою жизнь и реалистичность поставленных целей, отличающихся оптимистичностью, уверенностью в будущем, своих силах, способностью принимать ответственные решения и реализовывать их. Они удовлетворены своей жизнью, находят ее интересной и насыщенной.

Студенты в статусе моратория находятся в стадии кризиса выбора профессии, поэтому у них наблюдаются показатели ниже по всем шкалам, чем у сформированного статуса. Они имеют цели и видят смысл жизни, но не верят в собственные силы и не совсем удовлетворены результатами своей жизни.

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов.

1. Респонденты, студенты 1-го курса исследуемой выборки, различаются по статусу профессиональной идентичности, сформированность которого зависит от ценностных и смысложизненных ориентаций.

2. Студенты со сформированным статусом профессиональной идентичности осознанно относятся к своей жизни, реалистичны в постановке жизненных целей, способны принимать решения и нести ответственность, уверены в себе, удовлетворены своей жизнью. Они имеют индивидуальную направленность в ценностях, где значимы личный успех, престижность, авторитет и наслаждение жизнью.

3. Первокурсники со статусом моратория находятся в стадии кризиса выбора профессии. Они имеют цели и видят смысл жизни, но не верят в собственные силы и не совсем удовлетворены результатами своей жизни. Для данной выборки важны взаимоотношения с окружающими, о которых они готовы заботиться, помогать им, получая удовольствие от этого. В то же время они могут быть самостоятельными.

4. Студенты с низким статусом профидентичности не задумываются о смысле своей жизни, не осознают важность личностного и профессионального самоопределения, отличаются отсутствием значимых целей, неверием в собственные возможности и способности. Для них характерна социальная направленность, они ориентированы на мнение и оценку своих действий со стороны окружающих, но вместе с тем тяготятся этим.

5. Для успешной профессионализации студентов во время обучения в вузе следует учитывать уровень их профессиональной идентичности. Особенно это актуально для первокурсников, которым необходимо психологическое сопровождение в адаптационный период, что может включать психодиагностические, психокоррекционные и психопрофилактические мероприятия, проводимые в индивидуальной и групповой формах, в виде консультаций, психотренингов, направленных на развитие личностных качеств, самосознания, ценностных ориентаций.

Ссылки:

1. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. Избранные работы по логотерапии. М., 2015. 192 с.

2. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000. 18 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. 398 с.

4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006. 341 с.

5. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., 2008. 320 с.

6. Эмильбекова А.Э., Кошелева Ю.П. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов профессиональной идентичности студентов, обучающихся на младших и старших курсах гуманитарных вузов Киргизии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2018. № 4 (52). С. 85-93.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2010. 304 с.

8. Психология труда / Е.А. Климов [и др.]; под ред. Е.А. Климова, О.Г. Носковой. М., 2019. 249 с.

9. Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. М., 2019. 365 с.

10. Пряжников Н.С. Профориентология. М., 2019. 405 с.

11. Чернобровкина С.В. Личностное взросление современных студентов: специфика и факторы образа и самооценки взрослости // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2015. № 2. С. 24-29.

12. Манукян В.Р. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 3 (12). С. 62-69.

13. Там же.

14. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004. 70 с.

15. Леонтьев Д.А. Указ. соч.

16. Сунцова Я.С. Диагностика профессионального самоопределения. Ижевск, 2009. 112 с.

17. Ральникова И.А. Жизненные перспективы студентов-первокурсников // Тенденции развития науки и образовании. 2018. № 34-2. С. 33-37. https://doi.org/10.18411/lj-31-01-2018-24.

18. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 3. С. 85-97. https://doi.Org/1 0.18413/2313-8971 -2019-5-3-0-7.

19. Леонтьев Д.А. Указ. соч.

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.