Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 112-115. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 112-115.
Научная статья УДК 159.95
https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.18
Формирование навыков профессионального самоопределения старшеклассников
посредством тренинга
Марина Очиржаповна Доржиева1, Елизавета Иннокентьевна Стрекаловская2
12Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9662-5253 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9760-4430
Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования формирования навыков профессионального самоопределения у учеников старших классов. Выборка составила 50 человек и включала учащихся десятых классов. Исследование осуществлялось в 3 этапа. На первом из них были изучены психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников. На втором - в экспериментальной подгруппе реализована тренинговая программа длительностью в 18 часов. На третьем этапе исследования с помощью статистических методов обработки оценивалась эффективность применения указанной программы. Было установлено, что в результате проведенной работы наибольшие изменения у испытуемых произошли по показателям статуса профессиональной идентичности. Так, снизились значения показателей «Неопределенная идентичность» и «Мораторий», повысились - показателя «Сформированная идентичность». Выявлено, что старшеклассники осознанно начали подходить к своему будущему, стали более реалистичными в оценке своих возможностей для достижения профессиональных целей. Статистически значимых изменений в составляющих профессиональной направленности и готовности нами в данном исследовании не выявлено.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная идентичность, профессиональная направленность, тренинг, старшеклассники, формирование профессионального самоопределения, неопределенная идентичность, мораторий, сформированная идентичность
Для цитирования: Доржиева М.О., Стрекаловская Е.И. Формирование навыков профессионального самоопределения старшеклассников посредством тренинга // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 112-115. https://doi.org/10.24158/spp.20215.18
Original article
Developing the vocational guidance skills of high school students through training Marina O. Dorzhieva1, Elizaveta I. Strekalovskaya2
12Dorzhi Banzarov Buryat State University, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9662-5253 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9760-4430
Abstract. This paper presents the results of a study on the formation of vocational guidance skills among high school students. The sample consisted of 50 people and included tenth grade students. The study was carried out in 3 stages. The first of these examined the psychological characteristics of high school students' vocational guidance on their own. For the second, an 18-hour training program was implemented in the experimental subgroup. The third phase of the study assessed the effectiveness of the program using statistical processing methods. It was found that, as a result of the work carried out, the greatest changes in the subjects occurred in terms of professional identity status. Thus, the values of the "Undefined Identity" and "Moratorium" indicators decreased, while the values of the "Formed Identity" indicator increased. It is revealed that high school students consciously approach their future, have become more realistic in assessing their abilities to achieve professional goals. Statistically significant changes in the components of professional orientation and readiness were not found in this study.
Keywords: Vocational self-identification, vocational identity, vocational guidance, training, high school students, developing vocational guidance skills, undefined identity, moratorium, formed identity
For citation: Dorzhieva M.O., Strekalovskaya E.I. Developing the vocational guidance skills of high school students through training // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 112-115. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20215.18
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников приобретает особую значимость в современном обществе, где востребованы такие характеристики индивидов, как профессиональная компетентность, конкурентоспособность, личностная зрелость. Изменчивость и непредсказуемость развития общества, глобальные вызовы требуют от современного
школьника осознанного определения им жизненных и профессиональных целей, своего места в жизни. Старшеклассникам предстоит самостоятельно сделать один из самых важных выборов в жизни - выбор будущей специализации. Профессиональное самоопределение становится основным новообразованием этого возраста. Выбор специальности, основанный на учете склонностей, способностей и интересов, обуславливает успешность и эффективность профессиональной деятельности индивида и процветание общества в целом. Профессиональное самоопределение является исходной частью профессионального развития человека и рассматривается как элемент целостной структуры профессиональной социализации [1]. К сожалению, на данный момент возникает противоречие между исключительной важностью профессионального самоопределения еще в школе и тем, что общеобразовательные учреждения достаточно редко предоставляют необходимые и достаточные условия для эффективной организации данного процесса. Так, в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» предписано лишь «проведение диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации личности, характерологических особенностей» с целью помощи в профориентации [2]. В результате, как показывают исследования, выбор вуза для получения профессионального образования у вчерашних школьников носит случайный характер. Достаточно большое число первокурсников профессионально не ориентировано на обучение в выбранном вузе, вследствие чего они испытывают трудности при адаптации в этот период, переживая кризис профессионального выбора, теряя мотивацию к учебе [3].
Исследование управления профессиональным самоопределением в форме сопровождения широко представлено в научных трудах таких ученых, как И.В. Клименко [4], О.Г. Кондратьева [5], Ю.А. Манакова [6], С.К. Хамчичёва [7], А.Н. Яшкова [8] и др. Однако ученые в основном рассматривают лишь какую-либо одну грань профессионального самоопределения, без привлечения дополнительных конструктов.
Существуют разные формы и методы проведения профориентационных мероприятий в школах (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Н.В. Самоукина и др.). С учетом возрастных особенностей старшеклассников для их профессионального самоопределения наиболее эффективным нам представляется профориентационный тренинг, так как он «...существенно облегчает и ускоряет процесс овладения профессионально значимыми знаниями, умениями, навыками, которые необходимы для выбора будущей профессии, а также создает возможности для полного самопознания и самоопределения» [9]. Принципы активности исследовательской позиции, сотрудничества, заложенные в основу методологии проведения тренингов, а также групповые процессы активного обучения способствуют более глубокому самопознанию участников тренинга, рефлексии, осознанию ими своего предназначения и готовности нести ответственность за принятые решения.
Профессиональное самоопределение включает в себя два тесно связанных компонента, без которых невозможно его рассмотрение: это профессиональная направленность как мотива-ционный и содержательный его компонент и профессиональная идентичность как рефлексивно-оценочная составляющая.
Цель данного исследования - формирование навыков профессионального самоопределения у старшеклассников посредством тренинга.
Исследование проводилось на базе гимназии № 14 г. Улан-Удэ. Общий объем выборки составил 50 учащихся десятых классов, 27 из которых - лица женского пола, а 23 - мужского в возрасте от 15 до 17 лет. Все респонденты были распределены между контрольной и экспериментальной группами (по 25 человек в каждой). Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом этапе исследования была осуществлена психологическая диагностика особенностей профессионального самоопределения старшеклассников. С этой целью использовался опросник «Статус профессиональной идентичности» (авторы - А.А. Азбель, А.Г. Грецов), опросник «Профессиональная готовность» (автор - Л.Н. Кабардова), опросник «Профессиональные предпочтения и интересы» (автор - Дж. Холланд), методика «Личный профессиональный план» (автор -Е.А. Климов, адаптация - Л.Б. Шнейдер), личностный 16-тифакторный опросник Р.Б. Кеттела.
На втором этапе в экспериментальной группе была реализована тренинговая программа профессионального самоопределения. Цель ее - повышение уровня понимания среди учащихся сути и значения профориентации, осознание собственных профессиональных предпочтений. При реализации программы решались задачи: получение школьниками представлений об имеющихся профессиях, пробуждение у них интереса к содержательным сторонам профессиональной деятельности, освоение навыка «хочу - могу - надо», построение «образа себя» как будущего профессионала, формирование активной и автономной профессиональной позиции, оказание помощи в более глубоком понимании своих целей в ходе профессионального становления.
Объем программы - 18 часов. Занятия проводились 1 раз в неделю по 2 часа.
Тренинги включали в себя 3 блока: информационно-познавательный, эмоционально-аффективный, поведенческий. Основными методами работы со школьниками выступили: групповая дискуссия, ролевые и профориентационные игры, методы арттерапии, релаксационные упражнения, рефлексия и др.
При реализации программы были созданы следующие психологические условия для участников: атмосфера взаимоподдержки, доверия и безопасности, ориентация личности на открытость новому опыту, соблюдение основных принципов ведения групповой работы (добровольность, конфиденциальность, безоценочность, искренность).
До начала эксперимента группы респондентов характеризовались значениями исследуемых показателей, достоверно не отличающимися друг от друга (сравнение было проведение при помощи и-критерия Манна - Уитни). С целью контроля внешних факторов, которые могли повлиять на эксперимент, состав участников был рандомизирован.
На контрольном этапе формирующего эксперимента в каждой группе был проведен второй замер значений исследуемых показателей по представленным методикам. У респондентов контрольной группы значимых различий в показателях как профессиональной идентичности, так и профессиональной направленности обнаружено не было. Выявленные статистически значимые различия в измеряемых показателях экспериментальной группы отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Различия в значениях изучаемых показателей у старшеклассников э кспериментальной группы на начальном и заключительном этапах исследования (по W-критерию Вилкоксона), р < 0,05_
Показатель Среднее значение W-критерий Уровень значимости различий, p
Начальный этап Заключительный этап
Методика «Статус профессиональной идентичности» (А.А. Азбель, А.Г. Грецов)
Неопределенная идентичность 7,96 6,84 37 0,006
Мораторий 9,8 7,2 69,5 0,021
Сформированная идентичность 8,24 10,16 41 0,009
Методика «Личный профессиональный план» Е.А. Климова
Профессиональная идентичность 4,36 5,24 18 0,004
В целом по каждой используемой в исследовании методике результаты получились следующими:
1. Диагностика респондентов по методике «Статус профессиональной идентичности» (авторы - А.А. Азбель, А.Г. Грецов) изначально показала, что среди школьников преобладающим являлся тип профессиональной идентичности «Мораторий». Иными словами, учащиеся, будучи совсем близки к завершению среднего образования, в большинстве своем осознавали проблему выбора профессии и находились в процессе ее решения, в состоянии поиска полезной для этого информации, но не определились с подходящим для себя вариантом. Менее всего в выборке была выражена навязанная идентичность, то есть в среднем исследованные не имели склонности к выстраиванию профессиональных планов на основе мнений авторитетов.
После участия в тренинговой программе среди респондентов экспериментальной группы стала преобладать сформированная профессиональная идентичность. Статистически значимые изменения были выявлены для 3 из 4 типов исследуемых показателей: снизились значения неопределенной идентичности (W = 37, р < 0,01) и моратория (W = 69,5, р < 0,05), повысилось значение сформированной идентичности (W = 41, р < 0,01). Данные результаты указывают на прогресс в преодолении периода кризиса выбора профессий, на сформированность и структурированность представлений школьников о собственных профессиональных целях. Показатели навязанной идентичности при этом остались без изменений.
2. По методике «Личный профессиональный план» Е.А. Климова было определено, что до экспериментального воздействия исследованные десятиклассники в большинстве своем имели средневыраженную профессиональную идентичность. После прохождения тренинговой программы в экспериментальной группе были обнаружены статистически значимые различия в уровне сформированности профессиональной идентичности (W = 18, р < 0,01).
Исходя из полученных результатов, можно утверждать, что благодаря тренингу учащиеся смогли сформировать более осознанное представление о своем желаемом профессиональном будущем и способах его достижения. Очевидно также повышение реалистичности оценки школьниками своих внутренних возможностей для воплощения задуманного, результатом чего стало проявление предусмотрительности - подготовка запасных вариантов векторов профессиональной ориентации на случай возникновения непреодолимых препятствий на пути к приобретению желаемой профессии.
3. Различные составляющие профессиональной направленности, исследованные при помощи методики «Профессиональные предпочтения и интересы» Дж. Холланда и опросника профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, остались без статически выраженных изменений ввиду того, что это требует более длительного формирующего воздействия, поскольку профессиональная направленность связана с достаточно устойчивыми характеристиками, складывающимися в процессе получения опыта в непосредственной профессиональной деятельности.
Также было установлено, что полученные результаты диагностики школьников с применением личностного опросника Р.Б Кеттела не имеют статистически значимых корреляций с изменением характеристик их профессиональной идентичности и направленности, благодаря чему стало понятно, что влияние личностных качеств респондентов на результаты эксперимента вторично.
Таким образом, проведенное исследование показало, что разработанная тренинговая программа положительно влияет на формирование профессиональной идентичности у старшеклассников, обеспечивая осознанность планирования ими своего будущего в профессии, адекватность соотношения требований специальности и индивидуальных возможностей, совершенствует умение четко определять направления подготовки для реализации поставленных профессиональных целей. При этом указанная тренинговая программа мало влияет на профессиональную направленность старшеклассников. В дальнейшем требуется апробация методики на более широкой выборке с целью ее коррекции и повышения эффективности формирования навыков профессионального самоопределения.
Список источников:
1. Старостина Н.Н. Профессиональное самоопределение как важная составляющая профессиональной социализации личности // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 5. С. 174-177.
2. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 г. № 514н. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_185098/1 d5a331 e22b04694fd4ed9299de5f0008af6c799/ (дата обращения: 23.05.2021 ).
3. Доржиева М.О., Гармаева Н.Б. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций первокурсников с различным статусом профессиональной идентичности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 2 (82). С. 73-78. https://doi.org/10.24158/spp.2021.2.13.
4. Клименко И.В. Специфика психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в организациях профессионального образования // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2020. № 1 (4). С. 403-413.
5. Кондратьева О.Г., Сергеев И.С. Профессиональная ориентация и сопровождение профессионального самоопределения: иллюзия тождества // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 3 (5). С. 135-140.
6. Манакова Ю.А. Социально-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников посредством профессиональной диагностики и консультаций // Молодой исследователь: от идеи к проекту : материалы III студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2019. С. 218-219.
7. Хамчичёва С.К. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся // Психодидактика высшего и среднего образования : материалы Девятой Международной научно-практической конференции. Барнаул, 2012. С. 198-200.
8. Яшкова А.Н., Хайрутдинова О.П. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения в системе среднего профессионального образования // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2019. № 1. С. 111-116.
9. Турчина Л.А., Ширяева О.В. Тренинг как средство активизации выбора профессии старшеклассниками // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики : материалы региональной научно-практической конференции. Армянск, 2017. С. 119-122.
Информация об авторах
М.О. Доржиева - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Россия.
Е.И. Стрекаловская - магистрант, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Россия.
Information about the authors
M.O. Dorzhieva - PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of Age and Educational Psychology Department, Dorzhi Banzarov Buryat State University, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia.
E.I. Strekalovskaya - Master's Degree Student, Dorzhi Banzarov Buryat State University, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.05.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 21.05.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 27.05.2021.