Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Савинова Т.В., Мотина А.В. Развитие профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Savinova T.V., Motina A.V. (2020). Development of professional self-determination of high school students in extracurricular activities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN420.pdf (in Russian)
УДК 159.92 ГРНТИ 15.81.21
Савинова Татьяна Викторовна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1578-3274 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=426485
Мотина Анна Васильевна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Магистрант направления подготовки «Психолого-педагогическое образование»
E-mail: [email protected]
Развитие профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности
Аннотация. В статье обоснована актуальность и значимость исследования проблемы профессионального самоопределения старшеклассников, показана необходимость специально организованной работы по изучению и развитию профессионального самоопределения старшеклассников в образовательных организациях.
Авторами статьи проводится обзор психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме профессионального самоопределения, отмечаются наиболее важные особенности профессионального самоопределения, характерные для старшего школьного возраста.
В статье представлены данные экспериментального исследования, включающего констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Проанализированы результаты психодиагностического исследования, подробно описана программа развития профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности, а также доказана ее эффективность.
В ходе проведения экспериментального исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психодиагностические методы: «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель); «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская); «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов); «Мотивы выбора профессии»
https:// mir-nauki. com
(С.С. Гриншпун); метод математической обработки данных: ф* - угловое преобразование Фишера.
Выявлено, что реализация деятельности по развитию профессионального самоопределения старшеклассников в образовательной организации недостаточно эффективна. Данная проблема свидетельствовала о необходимости разработки программы по развитию профессионального самоопределения старшеклассников.
Разработанная и реализованная авторами программа развития профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности содержит подробное описание занятий, технологий и методов работы.
В результате проведенного исследования получены эмпирические данные, свидетельствующие о повышении уровня профессионального самоопределения старшеклассников, что подтверждает эффективность разработанной программы.
Материалы статьи могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов для изучения и развития профессионального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; развитие профессионального самоопределения; профессиональная идентичность; профессиональная готовность; старшеклассники; программа; внеурочная деятельность
Современный мир представляет собой череду непрерывных и прогрессивных социокультурных преобразований, ведущих общество на новую ступень развития. Изменения, происходящие абсолютно во всех сферах общественной жизни, диктуют необходимость введения новых парадигм к воспитанию и образованию современного поколения детей. В этих условиях в настоящее время огромная роль отводится школам, которые наряду с качественным обучением и воспитанием учащихся должны являться показателем эффективного развития современного общества.
На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой системы образования становится проблема профессионального самоопределения старшеклассников, от уровня сформированности которого зависит успешность и качество их практической деятельности, а также дальнейшая самореализация в выбранной профессиональной сфере.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о наличии устойчивого научного и практического интереса исследователей к изучению проблемы профессионального самоопределения учащихся на разных этапах обучения в школе. Теоретико-методологические основы проблемы профессионального самоопределения раскрыты в работах Л.И. Божович [1], Э.Ф. Зеера [2], А. Климова [3] и других. Авторы раскрывают сущность понятия «профессиональное самоопределение», выделяют его основные компоненты и их характеристики, анализируют мотивы выбора профессии.
Особенности психического развития старшеклассников, их профессионального самоопределения описаны Б.С. Волковым [4], И.С. Коном [5], И.Ю. Кулагиной [6] и другими.
В работах Н.А. Вдовиной [7], В.В. Подольской [8], В.В. Рябухиной [9], Е.А. Хоревой [10] представлены различные модели и программы развития профессионального самоопределения старшеклассников.
Для того чтобы помочь старшеклассникам избежать проблем при выборе профессии, способствовать формированию жизненных позиций, целей и установок, а также
Введение
https:// mir-nauki. com
профессиональных знаний, умений и навыков, необходима специально организованная работа по развитию профессионального самоопределения, которая должна реализовываться в период обучения в школе.
Целью нашего исследования, в связи с этим, выступило развитие профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности.
Данное исследование проводилось базе МБОУ «Мамолаевская средняя общеобразовательная школа» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия. В нем приняли участие учащиеся 11 класса в количестве 16 человек.
Для достижения поставленной цели исследования нами использовались эмпирические методы: методики «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель); «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская); «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А. Климов); «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун) [11; 12]; методы статистической обработки данных: метод математический обработки (ф* - угловое преобразование Фишера).
Данные, полученные в ходе проведения методики «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель), свидетельствуют о том, что большинство учащихся (56,3 %), имеют «неопределенную профессиональную идентичность», что говорит об их неопределенности относительно выбора будущей профессиональной деятельности, о несформированности представлений о важности выбора профессии. Для 31,2 % старшеклассников характерен «мораторий» (кризис выбора), что свидетельствует о нахождении старшеклассников на «пороге раздумий», где присутствует осознание необходимости выбора профессии, но отсутствуют определенные предпочтения и цели. Существует много вариантов выбора профессии, но выбор одной из них, соответствующей особенностям и способностям, является проблемой для старшеклассников. «Сформированная профессиональная идентичность» выявлена у 12,5 % испытуемых, которые точно определились с выбором будущей профессии, у них сформированы цели и задачи дальнейшей самореализации. «Навязанная профессиональная идентичность», то есть выбор принятый не самим учащимся, а его родителями у испытуемых не выявлена.
Данные методики «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская) свидетельствуют о том, что у 68,8 % старшеклассников низкий уровень готовности к выбору будущей профессии, у 18,7 % - средний, а у 12,5 % - высокий. Эти показатели позволяют говорить о недостаточной сформированности у большинства старшеклассников таких важнейших компонентов профессиональной готовности, как автономность, информированность, принятие решения, планирование и эмоциональное отношение.
В ходе проведенной методики «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) были получены результаты, свидетельствующие о таких наиболее предпочтительных типах профессий, как «Человек-природа» (43,8 %) и «Человек-человек» (31,2 %). Эти старшеклассники проявляют любовь к природе, испытывают необходимость выстраивать отношения, общаться с другим людьми и оказывать им помощь. Менее предпочтительными оказались такие типы профессий, как «Человек-художественный образ» (12,5 %), «Человек-техника» (6,2 %) и «Человек-знаковая система» (6,2 %). Следует предположить, что полученные данные могли быть обусловлены местом проживания учащихся, так как исследование проводилось среди учащихся сельской школы.
Методы и материалы исследования
Методика определения мотивов выбора будущей профессиональной деятельности «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гришпун) показала, что при выборе профессии старшеклассники ориентируются на следующие показатели: мотив престижности работы -37,5 %, то есть для них важно насколько она востребована в обществе; мотив творческой реализации - 37,5 %, так как они хотели бы развивать себя и свой творческий потенциал; также некоторые школьники руководствуются материальной составляющей профессии - 12,5 % и мотивом делового характера - 12,5 %.
Полученные в ходе проведения психодиагностических методик результаты, говорят о том, что большинство старшеклассников не определились с выбором своей будущей профессиональной деятельности (56,3 %) и не готовы к выбору своей будущей профессии (68,7 %). В связи с этим возникает необходимость в работе, направленной на развитие профессионального самоопределения старшеклассников.
С целью повышения уровня знаний учащихся о мире профессий, формирования необходимых умений и навыков, определения способностей и возможностей старшеклассников, оказания им помощи в выборе будущей профессии нами была разработана программа развития профессионального самоопределения старшеклассников, которая в дальнейшем была реализована во внеурочной деятельности.
Программа развития профессионального самоопределения старшеклассников «Выбор профессии - залог успешного будущего» включает в себя четыре раздела: «В мире профессий», «Психологические основы выбора профессии», «Профессиональные маршруты», «Мой выбор».
Общее количество занятий - 12. Продолжительность одного занятия - 90 минут. Периодичность встреч - 1 раз в неделю.
Большое внимание при разработке программы уделялось выбору психолого-педагогических технологий. Для достижения целей программы и получения наиболее эффективных результатов нами использовались следующие технологии: профессиональное информирование (беседа, поиск информации с помощью Интернет-ресурсов); технологии развития и формирования профессиональных компетенций (технология построения личностно-профессионального плана); практико-ориентированные технологии (групповые дискуссии, ролевые, деловые, профориентационные игры, психологический тренинг, кейс-метод, метод проекта, краш-тест, мозговой штурм, интеллект-карта); арт-технологии (написание эссе, рисование, коллажирование) [13].
Первый раздел «В мире профессий», направленный на информирование старшеклассников о профессиональном мире и его составляющих, включает в себя следующие занятия: «Профессиональное самоопределение - важный этап в жизни каждого человека», «Рынок образовательных услуг и рынок труда», «Мир профессий».
В его рамках проводились беседы, виртуальные экскурсии «Мир профессий», просмотр мультсериала «Калейдоскоп профессий», работа с сайтами, посвященными профессиональному самоопределению - «Электронный музей профессии» и «Справочник профессий». Также были проведены групповые дискуссии на темы: «Профессионально важные качества представителей различных профессий», «Наиболее востребованные профессии в современном мире», деловая игра «Лабиринт выбора» и профориентационные игры «Перспектива» и «Угадай профессию», создание интеллект-карты «Что для меня значит профессиональное самоопределение?».
Второй раздел программы «Психологические основы выбора профессии» направлен на выявление индивидуальных свойств и качеств личности, на повышение самооценки, на развитие умений находить пути решения в конфликтных ситуациях и представлен такими
https:// mir-nauki. com
занятиями, как «Темперамент и выбор профессии», «Профессиональный тип личности и познавательные процессы», «Человек среди людей».
В рамках данного раздела старшеклассники решали кейсы по теме «Конфликтные ситуации», участвовали в тренинге «Путь к себе», обсуждали какие профессии подходят их типу темперамента, какова роль познавательных процессов при выборе профессии и какова роль межличностных отношений в профессиональной деятельности. Также данный раздел программы предусматривает проведение диагностических методик. Старшеклассникам были предложены «Тест-опросник диагностики темперамента» (Г. Айзенка) и «Методика изучения профессиональной направленности личности» (Дж. Холланда).
Следующий раздел программы - «Профессиональные маршруты» представляет собой работу по развитию необходимых для профессионального самоопределения и успешной самореализации умений и навыков и состоит из следующих занятий: «Перспективы профессионального старта», «Построение образа профессионального будущего», «Ошибки профессионального самоопределения».
В его рамках была проведена ролевая игра «Собеседование» и деловая игра «Ярмарка вакансий», проведен мозговой штурм на тему «Пути построения личностно-профессионального плана», предложено решение кейсов «Ошибки при выборе профессии и пути их преодоления». На этом этапе активно использовались арт-технологии, старшеклассникам предлагалось создать рисунок «Лестница карьеры» и коллаж «Профессиональное древо моей семьи». Также в рамках данного раздела программы старшеклассники учились составлять личностно-профессиональный план и резюме.
Четвертый, заключительный раздел программы «Мой выбор», где определятся готовность старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии, а также сформированность необходимых для этого знаний, умений и навыков, представлен занятиями: «Определение готовности к выбору профессии», «Я выбираю», «Моя будущая профессия -это...».
В его рамках был проведен тест «Готовы ли вы к выбору профессии?» и краш-тест «Осмысленность профессионального выбора». Также старшеклассникам предлагалось написать эссе на тему «Моя будущая профессия это.», создать рисунок «Каким я вижу свое профессиональное будущее» и разработать проект в зависимости от собственных профессиональных предпочтений.
После реализации программы развития профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности, нами были повторно проведены психодиагностические методики, используемые ранее на констатирующем этапе эксперимента.
Данные методики «Изучение статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбель) показали, что у 62,5 % старшеклассников сформирована «профессиональная идентичность», у 18,7 % - «мораторий» (кризис выбора) и у 18,7 % - «неопределенная профессиональная идентичность».
Согласно полученным данным по методике «Профессиональная готовность» (А.П. Чернявская), у 75 % старшеклассников выявлена высокая готовность к выбору профессии, у 12,5 % - средние показатели и у 12,5 % - низкие показатели готовности.
Результаты и обсуждения
https:// mir-nauki. com
В данных, полученных в ходе повторного проведения методик «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) и «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гришпун) значительных изменений не выявлено.
Для подтверждения эмпирических данных о наличии различий между показателями испытуемых экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента нами был осуществлен сравнительный анализ данных испытуемых до и после реализации программы с помощью критерия ф* - угловое преобразование Фишера. Среди старшеклассников, участвовавших в программе, увеличилось количество испытуемых, определившихся со своей будущей профессиональной деятельностью. По показателю «сформированная профессиональная идентичность» выявлены статистически значимые различия на уровне р < 0,01 (3,11*). Также у старшеклассников повысился уровень готовности к выбору будущей профессии. По показателю «высокая готовность» выявлены статистически значимые различия на уровне р < 0,01 (3,877*).
Таким образом, полученные на контрольном этапе эксперимента результаты, свидетельствуют о развитии профессионального самоопределения старшеклассников, что подтверждает значимость и эффективность разработанной нами программы развития профессионального самоопределения старшеклассников во внеурочной деятельности. Проведенная программа способствовала повышению готовности старшеклассников к выбору профессии, помогла определиться со своей будущей профессиональной деятельностью, позволила сформировать необходимые знания, умения и навыки, а также раскрыть способности старшеклассников.
Выводы
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: МПСИ, 2001. 345 с.
2. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Воронеж: МОДЕК, 2008. 456 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 296 с.
4. Волков Б.С. психология юности и молодости. М.: Академический проект, 2006. 256 с.
5. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
7. Вдовина Н.А., М.А. Кечина, Савинова Т.В. Активизация профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профориентационного тренинга // Казанский педагогический журнал. 2020. №1 (138). С. 229-234.
8. Подольская И.А., Фадеева К.А. Развитие мотивации к профессиональному самоопределению у старшеклассников // Вестник Калужского университета. 2019. Т. 2. № 2. С. 57-68.
9. Рябухина В.В. Программа развития готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников // Психология - наука будущего. 2015. № 3(30). С. 392-395.
10. Хорева С.А., Онуфриева В.В. Формирование профессионального самоопределения старшеклассников // Глобальный научный потенциал. 2018. № 7(88). С. 37-40.
11. Сунцова Я.С. Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие в 2 ч. Ч 1. Ижевск: Удмуртский университет, 2009. 112 с.
12. Сунцова Я.С. Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие в 2 ч. Ч 2. Ижевск: Удмуртский университет, 2011. 142 с.
13. Савинова Т.В., Якунина А.В. Особенности применения психологических технологий развития профессионального самоопределения старшеклассников // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: сб. науч. тр. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология», Саранск, 28 мая 2020 г. / под науч. ред. Ю.В. Варданян. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт, 2020. С. 172-178.
Savinova Tatyana Viktorovna
Mordovian state pedagogical university, Saransk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1578-3274
PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=426485
Motina Anna Vasilyevna
Mordovian state pedagogical university, Saransk, Russia E-mail: [email protected]
Development of professional self-determination of high school students in extracurricular activities
Abstract. The article substantiates the relevance and significance of the study of the problem of professional self-determination of high school students, shows the need for specially organized work on the study and development of professional self-determination of high school students in educational organizations.
The authors of the article review the psychological and pedagogical literature dedicated to the problem of professional self-determination, note the most important features of professional self-determination, characteristic of senior school age.
The article presents the data of an experimental study, consisting of ascertaining, forming and control stages. The results of psychodiagnostic research are analyzed, the program for the development of professional self-determination of high school students in extracurricular activities is described in detail, and its effectiveness is proved.
In the course of the experimental research, the following methods were used: theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the research problem; psychodiagnostic methods: «Study of the status of professional identity» (A.A. Azbel); «Professional readiness» (A.P. Chernyavskaya); «Differential-diagnostic questionnaire» (E.A. Klimov); «Motives for choosing a profession» (S.S. Grinshpun); method of mathematical data processing: 9* - angular Fisher transformation.
It was revealed that the implementation of activities for the development of professional self-determination of high school students in an educational organization is not effective enough. This problem indicated the need to develop a program for the development of professional self-determination for high school students.
The program for the development of professional self-determination of high school students in extracurricular activities, developed and implemented by the authors, contains a detailed description of classes, technologies and methods of work.
As a result of the study, empirical data were obtained, indicating an increase in the level of professional self-determination of high school students, which confirms the effectiveness of the developed program.
The materials of the article can be used in the practical activities of teachers and psychologists to study and develop the professional self-determination of high school students.
Keywords: professional self-determination; development of professional self-determination; professional identity; professional readiness; high school students; program; extracurricular activities