Научная статья на тему 'Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся'

Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / PROFESSIONAL TESTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PERSONAL SELF-DETERMINATION / EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печерская С.Ю., Фомичев Р.С.

Введение. В статье представлено исследование по проблеме профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Цель статьи обосновать значимость профессионального самоопределения обучающихся на основе выполненных ими профессиональных проб и личностных предпочтений. Методология. Исследование проводится методом теоретического анализа нормативных правовых документов и педагогической литературы, синтеза, обобщения и классификации. Результаты. Авторами выделены особенности профессиональных проб, разработана общеразвивающая программа «Я и моя профессия», конкретизированы образовательные результаты обучающихся после выполнения профессиональных проб. Заключение. Авторы отмечают актуальность профессиональных проб во внеурочной деятельности обучающихся и обосновывают необходимость последовательного и комплексного подходов к организации профессиональных проб обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Печерская С.Ю., Фомичев Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL TRIALS AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Introduction. The article investigates a study on the problem of professional and personal self-determination of students. The purpose of the article is to substantiate the importance of professional self-determination of students on the basis of the professional tests and personal preferences they have completed. Materials and Methods. The study is based on the methods of theoretical analysis regulatory legal acts and pedagogical literature, synthesis, assimilation and classification. Results consists in distinguishing features of professional samples; the development of the general educational program “I and My Profession”, the concretization of students’ educational results after the performance of professional tests Conclusions. The authors note the relevance of the implementation of professional samples in the extracurricular activities of students, the need for a consistent and integrated approach to the organization of professional samples of students.

Текст научной работы на тему «Профессиональные пробы как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся»

4. Cukrova N. G., Devyatkin G. T., Kislyakov M. M., Nosikova G. P., Pesnyak N. M. Kemerovskij institut (filial) Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. Istoriya stanovleniya i razvitiya [Kemerovo institute (branch) of the Russian state trade and economic university. History of formation and Development]. Kemerovo, 2004, 200 p. (In Russian).

5. Nikolaeva M. A., Kalugina S. A., Lebedeva T. P. Istoriya razvitiya kommercheskogo obrazovaniya v dorevolyutsionnoy Rossii [The history of the development of commercial education in pre-revolutionary Russia]. Goods Manager of Food Products, 2018, no. 5, pp. 64-79. (In Russian).

6. Nikolaeva M. A. Teoreticheskie osnovy tovarovedeniya i ekspertizy tovarov. Ch. 1. Modul' I. Teoreticheskie osnovy tovarovedeniya [Theoretical fundamentals of merchandizing and examination of goods. Part 1. Module I. Theoretical fundamentals of merchandizing]. Moscow, 2014, pp. 35. (In Russian).

7. Catzina T. A. et al. Ocherki istorii professional'nogo kommercheskogo obrazovaniya v Sibiri [Essays on the history of vocational education in Siberia]. Krasnoyarsk, 2007, 185 p. (In Russian).

8. Popruga I. M. Stanovlenie sistemy kommercheskih uchebnyh zavedenij v Sibiri v konce HH - nachale HH veka [Formation of a system of commercial educational institutions in Siberia at the end XX- the beginning of the XX century]. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2011, no. 8 (14), part V, pp. 165-167. (In Russian).

9. Skovorodina I. S. Razvitie nizshego i srednego professional'nogo obrazovaniya v Zapadnoj Sibiri v konce XIX - nachale XX vv. [Development of the elementary and secondary professional education in Western Siberia at the end of XIX — the beginning of the 20th centuries]. Ph. D. thesis. Omsk, 2003, 179 p. (In Russian).

10. Balykin A. N. O sisteme torgovogo obrazovaniya [About the system of trade education]. Available at: http://old.nasledie.ru/ obraz/ 72/722/.php?art=60. (In Russian).

11. Grudtsyna L. Yu. Innovacionnye processy v sovremennom rossijskom obrazovanii [Innovative processes in modern Russian education]. The Legal Initiative, 2013, no. 10. Available at: http://49e.ru/ru/2013/10/9. (In Russian).

12. Istoriya razvitiya REU im. G. V. Plekhanova [History of development of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov]. Available at: https://www.rea.ru/ru/Pages/History.aspx. (In Russian).

13. Kemerovskij institut (filial) REU im. G. V. Plekhanova [Kemerovo Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov]. Available at: https://kemerovo.rea.ru/. (In Russian).

14. Kemerovskij kooperativnyj tekhnikum [Kemerovo Cooperative College]. Available at: http://kemerovo.cataloxy.ru/. (In Russian).

15. Novokuzneckij torgovo-ekonomicheskij tekhnikum [Novokuznetsk Trade and Economic College]. Available at: http://www. nvkztet.ru/tehnikum/. (In Russian).

16. O kommercheskom obrazovanii v Rossii: istoriya voprosa [On commercial education in Russia: background]. Available at: http:// kapitrus.ru/articles/article/o_vospitatelnoj_rabote_v_kommercheskih_uchebnyh_zavedeniyah_istoriya_vopros/. (In Russian).

17. Sovremennye tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya [Current trends of development of the higher education]. Available at: http://mylektsii.ru/7-86463.html. (In Russian).

18. Tendencii razvitiya sovremennoj sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii [Trends of development of the modern higher education system in Russia]. Available at: http://fb.ru/article/197076/ tendentsii-razvitiya -obrazovaniya-v-rossii-tendentsii-razvitiya-sovremennoy-sistemyi-obrazova-niya-v-mire-tendentsii-razvitiya-vyisshego-obrazovaniya. (In Russian).

19. Federal'noe gosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Rossijskij ekonomicheskij universitet imeni G. V. Plekhanova" [Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian Economic University named after G. V. Plekhanov"]. Available at: https://www.rea.ru/ru/Pages/About.aspx. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45 С. Ю. Печерская, Р. С. Фомичев

S. Pecherskaya, R. Fomichev

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

PROFESSIONAL TRIALS AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Введение. В статье представлено исследование по проблеме профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Цель статьи — обосновать значимость профессионального самоопределения обучающихся на основе выполненных ими профессиональных проб и личностных предпочтений.

Методология. Исследование проводится методом теоретического анализа нормативных правовых документов и педагогической литературы, синтеза, обобщения и классификации.

Результаты. Авторами выделены особенности профессиональных проб, разработана обще-развивающая программа «Я и моя профессия», конкретизированы образовательные результаты обучающихся после выполнения профессиональных проб.

Заключение. Авторы отмечают актуальность профессиональных проб во внеурочной деятельности обучающихся и обосновывают необходимость последовательного и комплексного подходов к организации профессиональных проб обучающихся.

Introduction. The article investigates a study on the problem of professional and personal self-determination of students. The purpose of the article is to substantiate the importance of professional self-determination of students on the basis of the professional tests and personal preferences they have completed.

Materials and Methods. The study is based on the methods of theoretical analysis regulatory legal acts and pedagogical literature, synthesis, assimilation and classification.

Results consists in distinguishing features of professional samples; the development of the general educational program "I and My Profession", the concretization of students' educational results after the performance of professional tests

Conclusions. The authors note the relevance of the implementation of professional samples in the extracurricular activities of students, the need for a consistent and integrated approach to the organization of professional samples of students.

Ключевые слова: профессиональные пробы, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, образовательная программа.

Keywords: professional tests, professional self-determination, personal self-determination, educational program.

Введение

Одной из актуальных проблем современной школы на протяжении последних лет является проблема профессионального самоопределения школьников.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности. Это длительный процесс, в течение которого личность определяет собственные особенности, способности и возможности, соотносящиеся с выбираемой профессиональной сферой, требованиями данной профессии и общества.

По-прежнему наиболее популярной среди школьников остается модель выбора профессии «хочу — могу — надо», предложенная Е. А. Климовым. На основании результатов данного сравнительного анализа человек определяет для себя приоритетные цели и задачи, этапы их достижений и таким образом формирует свою жизненную профессиональную перспективу. При этом решение задачи профессионального самоопределения проходит через разрешение противоречий между желаниями и способностями личности и требованиями профессиональной сферы и ожиданиями общества.

Как показало наше исследование, выпускники при выборе профессии ориентируются на престижность, доходность профессии, выбирают «за компанию», ставят знак равенства между предметом и профессией, игнорируют собственные возможности и часто не учитывают свои интересы. По нашим исследованиям, только 10 % выпускников владеют ситуацией на рынке труда в Кузбассе. Все это указывает на трудности, возникающие у выпускников при самостоятельном выборе профессии. Кроме того, 95 % родителей девятиклассников указывают на необходимость профориентационной работы в школе.

Школа как один из важнейших социальных институтов оказывает помощь обучающимся в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного профессионального роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда. Необходимо наполнить традиционное содержание образования новыми формами и методами работы по профессиональному самоопределению, создать все условия для того, чтобы обучающийся почувствовал себя субъектом как профессионального, так и личностного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта труда.

Современные ФГОС уделяют большое внимание сопровождению профессионального самоопределения обучающихся основной школы. В соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ООП ООО) должны быть созданы условия для предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Таким образом, профессиональная ориентация включает в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организацию элективных курсов, освоение практических умений и навыков в выбранной сфере деятельности, а также, что особенно важно, занятия по психологии.

Все это определяет актуальность программ профессиональных проб как составной части, а именно практической, профориентационной работы.

Методология

Программа профессионального самоопределения школьников была разработана нами в соответствии со следующими нормативными документами:

— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [6];

— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) [4];

— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413) [5];

— Положение об реализации и проведении профессиональных проб обучающимися общеобразовательных организаций Кемеровской области, утвержденное приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 20.12.2017 № 2282.

Цель разработанной нами программы — формирование готовности обучающихся к профессиональному самоопределению посредством профессиональных проб.

Задачи программы:

— сообщить обучающимся базовые сведения о профессиональной деятельности;

— смоделировать основные элементы различных видов деятельности;

— выявить интересы обучающихся к различным видам практической деятельности;

— обеспечить условия для качественного выполнения профессиональных проб;

— способствовать формированию овладения обучающимися способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда.

Результаты

Профессиональная проба — это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессиональная проба помогает окунуться в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках. Профессиональные пробы являются своего рода моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой обучающиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри.

При этом обучающиеся на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное — могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Профессиональные пробы также являются возможностью самопознания, самовыражения. Профессиональная проба включает: представление о себе, своих качествах и особенностях (образ «Я»); представления о будущей профессии (образ профессии); соотнесение образа «Я» с образом профессии — практическая проба сил.

Мы выделили особенности профессиональных проб. К ним мы отнесли:

— диагностический характер пробы, то есть на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;

— процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, о сфере, их включающей;

— развивающий характер профессиональной пробы направлен на интересы, склонности, способности и достигается за счет постепенного усложнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьников к ее выполнению и за счет элементов творчества и самостоятельности;

— в процессе профессиональной пробы обучающиеся включаются в деятельность по нескольким направлениям. Она интегрирует знания школьника о диапазоне профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности;

— в процессе профессиональных проб обучающиеся получают реальную возможность проверить правильность своего профессионального выбора.

Обязательным условием проведения профессиональных проб является их логическое вплетение в образовательную деятельность, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству — с другой. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии.

Реализация программ профессиональных проб в образовательной организации является неотъемлемым звеном предпрофильной подготовки. Целью предпрофильной подготовки является создание условий обучающимся для осознанного выбора профиля в контексте будущей профессии при условии, что спектр профессий велик, а ресурсы и время школьного образования ограничены.

Профессиональные пробы проводятся для обучающихся основной школы. Основные направления профессиональных проб совпадают с профилями обучения в старшей школе и включают четыре типа профессий: «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система».

Профессиональная проба проводится в два этапа.

Подготовительный — выделяются обучающая и диагностическая части. Обучающая часть направлена на приобретение обучающимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности. Диагностическая часть направлена на выявление профессионально важных качеств личности. Данный этап реализуется через общеразвивающую программу «Я и моя профессия», рассчитанную на 17 часов.

Практический этап включает задания различных уровней сложности. Основой этого этапа является теоретическая подготовка в сочетании с практикой, которая заключается в изучении или повторении отдельных приемов.

Практический этап является основой пробы и представлен следующими программами:

— «Физика в медицине»;

— «Физика в энергетике»;

— «Домашний электрик»;

— «Информатика в твоей будущей профессии»;

— «Журналистика»;

— «Эколог»;

— «Химия в Кузбассе».

Содержание каждой пробы составлено по алгоритму:

— введение включает ознакомление обучающихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда, требованиями к общеобразовательной и профессиональной подготовке; психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы в этой профессиональной сфере. Практическое занятие посвящено изучению типовой должностной инструкции специалиста;

— теоретическая часть представлена двумя уровнями сложности:

а) предметные знания школьного курса, необходимые в данной профессиональной сфере;

б) специальные знания в данной сфере в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, программного обеспечения. Практическое занятие посвящено изучению принципа работы приборов, физических и химических методов исследования, решению прикладных задач, освоению новых программ;

— практическая часть включает возможную тематику лабораторных и практических работ, перечень конкретных трудовых заданий, решение специальных задач, работу с технической документацией, практические задания по отработке определенных профессиональных навыков и умений.

Каждая проба дополнена экскурсиями в вузы, на предприятия; встречами с представителями профессий, преподавателями, выпускниками школ; темами проектов, предусматривающих творческий компонент пробы. Реализация проектов связана с постановкой целей и планированием работы, изучением специальной литературы, решением практических и исследовательских задач.

Профессиональные пробы завершаются подведением итогов. Это может быть беседа, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы. При подведении итогов каждого этапа или всей пробы в целом учитель подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), и дает необходимые рекомендации.

Структура рабочих программ профессиональных проб соответствует требованиям стандарта и включает:

— результаты освоения курса внеурочной деятельности;

— содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

— тематическое планирование.

В тематическом планировании указано минимальное количество часов по каждой пробе. Однако оно может варьироваться в зависимости от возможностей педагога, материально-технических условий, организации сетевого взаимодействия, степени привлечения специалистов различных профессиональных сфер.

В каждой программе перечислены возможные темы профессиональных проб. Однако при конструировании задания следует учесть, что содержание профессиональных проб должно включать три компонента: технологический, ситуативный, функциональный. Их совокупность позволяет воссоздать целостный образ профессии. По каждому компоненту профессиональной пробы перед обучающимися ставится задача (задание) определенной степени трудности (уровня сложности), определяются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот результат (продукт), который в итоге обучающийся должен получить.

Профессиональные пробы предусматривают три уровня сложности. Пробы первого уровня сложности требуют от обучающихся в основном исполнительских действий; пробы второго уровня содержат элементы интеллектуального труда (работа с чертежами, технологической документацией, справочной литературой, расчет по известным формулам, анализ выполненного задания и др.) и носят исполнительско-творческий характер; пробы третьего уровня нацелены на самостоятельное планирование обучающимся своей работы, постановку промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности.

Содержание профессиональных проб может корректироваться с учетом материально-технических условий учреждения, производственного окружения, местных и региональных условий.

Алгоритм задан таким образом, что обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирают уровень сложности и объем заданий, количество экскурсий, проектов.

Профессиональные пробы могут выполняться как индивидуально, так и в составе группы. К организации профессиональных проб мы активно привлекаем родителей обучающихся как представителей определенных профессиональных сфер, кроме того, их пожелания и конструктивные предложения могут быть полезны организаторам.

По итогам профессиональных проб обучающиеся должны знать:

— содержание, характер труда в определенной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам специалиста; общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы; технологию выполнения профессиональной пробы; правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

— основные материалы, инструменты, оборудование и правила их использования.

В результате выполнения профессиональной пробы обучающийся должен уметь:

— выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией;

— соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

— соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в процессе выполнения профессиональных проб обучающиеся будут получать обширные сведения о деятельности различных специалистов, приобретут опыт соотнесения своих интересов, индивидуальных особенностей с требованиями интересующего профиля, что поможет им выбрать направление дальнейшего обучения.

Литература

1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999. 329 с.

2. Печерская С. Ю., Гафарова С. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в выборе профиля обучения. Кемерово, 2017. Вып. 3. 40 с.

3. Печерская С. Ю., Фомичев Р. С. Проектная деятельность как фактор, влияющий на профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников // Инновационные методы обучения : материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Кемерово, 2018. 254 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897. URL: Ийр://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 09.01.2019].

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного] общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413. URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_131131/f09facf766fbeec182d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения: 13.01.2019].

6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http:// www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_173432/ (дата обращения: 12.01.2019].

7. Фомичев Р. С. Организация исследовательских практик школьников в процессе профильного обучения // Вестник КемГУ. 2013. № 1. С. 103-105.

8. Организация профессиональных проб в общеобразовательной школе / авт.-сост. Ж. П. Черкасова, Н. А. Баева, Н. С. Косо-турова и др. Черемхово, 2017. 83 с.

References

1. Zeen E. F. Psikhologiya pnofessiy [Psychology of professions]. Yekaterinburg, 1999, 329 p. (In Russian].

2. Pechenskaya S.Yu., Gafanova S.V. Psikhologo-pedagogicheskoye sopnovozhdeniye podnostkov v vybore pnofilya obucheniya [Psychological and pedagogical support of adolescents in choosing a pnofile of tnaining]. Kemenovo, 2017, iss. 3, 40 p. (In Russian].

3. Pechenskaya S. Yu., Fomichev R. S. Pnoyektnaya deyatel'nost' kak fakton, vliyayushchiy na pnofil'noye i pnofessional'noye samoopnedeleniye stansheklassnikov [Pnoject activity as a facton influencing the pnofile and pnofessional self-detenmination of high school students]. Materials of the All-Russian scientific-practical Internet conference "Innovative teaching methods". Kemenovo, 2018, 254 p. (In Russian].

4. Fedenal'nyy gosudanstvennyy obnazovatel'nyy standant osnovnogo obshchego obnazovaniya [Fedenal State Educational Standand of Basic Genenal Education]. Onden of the Ministny of Education and Science of Russia dated Decemben 17, 2010 no. 1897. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/938 (accessed 09.01.2019]. (In Russian].

5. Fedenal'nyy gosudanstvennyy obnazovatel'nyy standant snednego (polnogo] obshchego obnazovaniya [Fedenal State Educational Standand of Secondany (Complete] Genenal Education]. Onden of the Ministny of Education and Science of Russia dated May 17, 2012 no. 413. Available at: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec182d89af9 e7628dab70844966/ (accessed 13.01.2019]. (In Russian].

6. Ob obnazovanii v Rossiyskoy Fedenatsii [About education in the Russian Fedenation]. Fedenal law of Decemben 29, 2012 no. 273-fz. Available at: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_173432/ (accessed 12.01.2019]. (In Russian].

7. Fomichev R. S. Onganizatsiya issledovatel'skikh pnaktik shkol'nikov v pnotsesse pnofil'nogo obucheniya [Onganization of neseanch pnactices of schoolchildnen in the pnocess of pnofile education]. Bulletin of Kemerovo State University, 2013, no. 1, pp. 103105. (In Russian].

8. Chenkasova J. P., Baeva N. A., Kosotunova N. S., Sannikova I. V., Motaevskaya A. P., Bukhanova N. G., Sobolev A. Y., Ivanova L. A. Onganizatsiya pnofessional'nykh pnob v obshcheobnazovatel'noy shkole [Onganization of pnofessional samples in secondany school]. Chenemkhovo, 2017, 83 p. (In Russian].

УДК/UDC 371.124: 811.161.1 Г. А. Рагозина, Е. С. Панская, И. В. Манжосова

G. Ragozina, E. Panskaya, I. Manzhosova

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

STRUCTURE AND CONTENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A RUSSIAN LANGUAGE TEACHER OF A SECONDARY SCHOOL

Введение. Статья посвящена структуре и содержанию профессиональной педагогической деятельности современного учителя русского языка. В статье поднимаются проблемы профессиональной деятельности учителей русского языка, развития профессиональной культуры и мастерства. Актуальность определяется непрерывным стремлением учителей к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, необходимостью постоянно самообразовы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.