Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999. 329 с.
2. Печерская С. Ю., Гафарова С. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков в выборе профиля обучения. Кемерово, 2017. Вып. 3. 40 с.
3. Печерская С. Ю., Фомичев Р. С. Проектная деятельность как фактор, влияющий на профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников // Инновационные методы обучения : материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. Кемерово, 2018. 254 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897. URL: Ийр://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 09.01.2019).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413. URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_ LAW_131131/f09facf766fbeec182d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения: 13.01.2019).
6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http:// www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_173432/ (дата обращения: 12.01.2019).
7. Фомичев Р. С. Организация исследовательских практик школьников в процессе профильного обучения // Вестник КемГУ. 2013. № 1. С. 103-105.
8. Организация профессиональных проб в общеобразовательной школе / авт.-сост. Ж. П. Черкасова, Н. А. Баева, Н. С. Косо-турова и др. Черемхово, 2017. 83 с.
References
1. Zeen E. F. Psikhologiya pnofessiy [Psychology of professions]. Yekateninbung, 1999, 329 p. (In Russian).
2. Pechenskaya S.Yu., Gafanova S.V. Psikhologo-pedagogicheskoye sopnovozhdeniye podnostkov v vybone pnofilya obucheniya [Psychological and pedagogical support of adolescents in choosing a pnofile of tnaining]. Kemenovo, 2017, iss. 3, 40 p. (In Russian).
3. Pechenskaya S. Yu., Fomichev R. S. Pnoyektnaya deyatel'nost' kak fakton, vliyayushchiy na pnofil'noye i pnofessional'noye samoopnedeleniye stansheklassnikov [Pnoject activity as a facton influencing the pnofile and pnofessional self-detenmination of high school students]. Materials of the All-Russian scientific-practical Internet conference "Innovative teaching methods". Kemenovo, 2018, 254 p. (In Russian).
4. Fedenal'nyy gosudanstvennyy obnazovatel'nyy standant osnovnogo obshchego obnazovaniya [Fedenal State Educational Standand of Basic Genenal Education]. Onden of the Ministny of Education and Science of Russia dated Decemben 17, 2010 no. 1897. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/938 (accessed 09.01.2019). (In Russian).
5. Fedenal'nyy gosudanstvennyy obnazovatel'nyy standant snednego (polnogo) obshchego obnazovaniya [Fedenal State Educational Standand of Secondany (Complete) Genenal Education]. Onden of the Ministny of Education and Science of Russia dated May 17, 2012 no. 413. Available at: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_131131/f09facf766fbeec182d89af9 e7628dab70844966/ (accessed 13.01.2019). (In Russian).
6. Ob obnazovanii v Rossiyskoy Fedenatsii [About education in the Russian Fedenation]. Fedenal law of Decemben 29, 2012 no. 273-fz. Available at: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_173432/ (accessed 12.01.2019). (In Russian).
7. Fomichev R. S. Onganizatsiya issledovatel'skikh pnaktik shkol'nikov v pnotsesse pnofil'nogo obucheniya [Onganization of neseanch pnactices of schoolchildnen in the pnocess of pnofile education]. Bulletin of Kemerovo State University, 2013, no. 1, pp. 103105. (In Russian).
8. Chenkasova J. P., Baeva N. A., Kosotunova N. S., Sannikova I. V., Motaevskaya A. P., Bukhanova N. G., Sobolev A. Y., Ivanova L. A. Onganizatsiya pnofessional'nykh pnob v obshcheobnazovatel'noy shkole [Onganization of pnofessional samples in secondany school]. Chenemkhovo, 2017, 83 p. (In Russian).
УДК/UDC 371.124: 811.161.1 Г. А. Рагозина, Е. С. Панская, И. В. Манжосова
G. Ragozina, E. Panskaya, I. Manzhosova
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
STRUCTURE AND CONTENT OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A RUSSIAN LANGUAGE TEACHER OF A SECONDARY SCHOOL
Введение. Статья посвящена структуре и содержанию профессиональной педагогической деятельности современного учителя русского языка. В статье поднимаются проблемы профессиональной деятельности учителей русского языка, развития профессиональной культуры и мастерства. Актуальность определяется непрерывным стремлением учителей к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, необходимостью постоянно самообразовы-
ваться. Учителя сталкиваются с необходимостью в современных методах решения профессиональных задач при реализации основного стратегического направления ФГОС, базирующегося на принципах компетентностного подхода, а значит, они должны постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности.
Методология (методы и материалы). В статье применяется метод изучения научной литературы, анализ современных источников, трудов ученых, занимающихся исследованиями в сфере компетентностей учителей современных школ. Также используется метод сравнения структур и содержания профессиональных компетентностей в трудах различных ученых.
Результаты исследования. Существует мнение, что содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые выражены тремя блоками: научно-теоретическим, операционально-деятельностным, личностно-психологическим. Авторы делают вывод о том, что все блоки профессиональной компетентности педагога не изучаются изолированно, поскольку им свойственен интегративный, целостный характер. Эти компоненты выступают продуктом профессиональной подготовки в целом.
Заключение. В статье делается вывод о том, что существуют различные подходы к изучению структуры профессиональной педагогической компетентности учителей русского языка средних общеобразовательных школ на современном этапе развития общества. Авторы приходят к общему мнению, что компетенции учителя русского языка в идеале состоят из большого багажа профессиональных знаний, умений, навыков, методов, средств и приемов их педагогической деятельности, а их профессиональная квалификационная характеристика — это свод требований к уровню их теоретического и практического опыта.
Introduction. The article is devoted to the structure and content of the professional pedagogical activity of the modern teacher of the Russian language. The article deals with the problems of the professional activities of teachers of the Russian language, the problems of the expansion and development of professional culture and skill. The relevance is expressed in the continuous striving of teachers for professional improvement and creative self-realization, in the need to constantly self-educate. Teachers are faced with the need to introduce modern methods of solving professional tasks in the process of implementing the main strategic direction of the FSES — the competence approach, which means that they must constantly improve their professional competence in their direction.
Methodology (methods and materials). The article uses the method of studying scientific literature, the analysis of modern sources, the works of scientists engaged in research in the field of competence of teachers of modern schools. The method of comparing the structures and content of professional competences in the works of various scientists is also used.
Results. The result is the opinion that the content of professional competence is multifaceted, and its structure is represented as a combination of various components, which are expressed in three blocks: a scientific-theoretical block, an operational-activity block, a personal-psychological block. The authors conclude that all blocks of a teacher's professional competence are not studied in isolation, since they are characterized by an integrative, holistic nature. These components are the product of training in general.
Conclusions. The article concludes that there are various approaches to the study of the structure of professional pedagogical competence of Russian language teachers in secondary schools at the present stage of social development. The authors come to the general opinion that the competencies of a Russian language teacher ideally consist of a large "baggage" of professional knowledge, abilities, skills, methods, means and methods of their pedagogical activity. And their professional qualification characteristic is a set of requirements to the level of their theoretical and practical experience.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, педагогическая компетентность, профессиональная педагогическая компетентность
Keywords: competence, professional competence, pedagogical competence, professional pedagogical competence.
Введение
Развитие и формирование умений, знаний и навыков у школьников, то есть способность использовать эти знания в реальной жизненной ситуации, выступают сегодня одними из наиболее
актуальных проблем в современном образовании. Отсюда вытекает, что сформированность профессиональных компетентностей учителя становится главным компонентом качественного обучения в школе [4]. В современном образовании предметы «Русский язык» и «Математика» всегда были и будут обязательными для итоговой аттестации выпускника, которая организуется в школах в формате единого государственного экзамена. Следовательно, именно этим основным дисциплинам учителя общеобразовательных школ уделяют повышенное внимание. Тем более при поступлении выпускников в вузы и профессиональные образовательные организации преподаватели выделяют такую проблему, как незнание родного русского языка, и даже не столько грамматики и орфографии, сколько законов построения речи. Одна из задач объединения разрозненных знаний — уделять пристальное внимания работе с речевыми структурами в процессе обучения [4].
В Моральном кодексе российского педагога есть постулат: педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, обязан постоянно расширять свою эрудицию, совершенствовать профессиональную культуру и мастерство, хочет достичь профессионализма, совершенствовать творческую самореализацию, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно стремиться к самообразованию [5]. Педагогическая деятельность современного учителя русского языка направлена на формирование профессионального мастерства, профессиональной культуры, освоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний. Учителя испытывают потребность в современных методах решения профессиональных задач в ходе реализации основного стратегического направление ФГОС — компетентностного подхода, а значит, они должны стремиться повысить уровень своей профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность учителя русского языка — сложный и многогранный процесс, который строится не только на общепедагогических принципах, но и на современных требованиях к подготовке специалиста педагогического профиля деятельности. Конечно, реально построить педагогический процесс так, чтобы педагогический коллектив полностью обладал высоким уровнем педагогической компетентности, сложно, но в этом и состоит одна из основных задач учебно-методической работы общеобразовательных школ.
В свете активного изучения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особое внимание ученые уделяют профессиональной компетентности, которая становится ведущим компонентом профессионального потенциала личности педагога. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется в первую очередь квалификационной характеристикой, которая характеризуется как некая нормативная модель компетенций педагога, отражающих профессиональные знания, умения, навыки и степень овладения способами педагогической деятельности. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического знания и практического опыта. Если раскрыть сущность педагогических умений, то можно изучить их внутреннюю структуру, то есть взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельно частных умений. Высшим компонентом личности учителя русского языка общеобразовательной школы является профессиональная компетентность, включающая не только квалификационную характеристику, но и личностные качества учителя, и его ценностные ориентиры.
Методология
Разные источники по-разному трактуют профессиональную компетентность, ее структуру и основное содержание.
Под профессиональной компетентностью учителя русского языка принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления педагогической деятельности, которая связана с принятием решений. Профессиональную педагогическую компетентность учителя русского языка следует понимать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, наполненное системой теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.). Компетентность может быть объективно наблюдаема, с определенной точностью измеряема, целенаправленно сформирована [5].
Главными компонентами профессиональной компетентности учителей русского языка современной общеобразовательной школы можно считать: социально-правовую компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также усвоение приемов профессионального общения и поведения; персональную компетентность — путь к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде; специальную компетентность — готовность к самостоятельному выполнению конкретного вида деятельности, умение разрешить типовую профессиональную задачу и дать оценку результатам своего труда. Способность самостоятельно получать новые знания и умения по специальности; аутокомпетентность — адекватный взгляд на свои социально-профессиональные характеристики и овладение технологиями преодоления профессиональных деструкций; экстремальную компетентность — способность продолжать деятельность во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов, на учебных занятиях; коммуникативную, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция отражает готовность педагога поставить и достичь цели в устном и письменном общении. Формирование коммуникативной компетенции учителей русского языка средней общеобразовательной школы как ведущей компетенции — процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль принадлежит урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка несет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Какова же роль предмета «Русский язык» в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? [5].
Русский язык в большей степени, чем другие предметы, является прикладной и жизненно важной дисциплиной, которая способна формировать мышление и речь учащихся. От овладения языком зависят уровень освоения национальной культуры, обретение российской гражданской идентичности.
Основным образовательным результатом освоения русского языка учащимся является:
• развитие коммуникативной способности;
• установка на использование этой способности.
В современном мире коммуникация представляет собой существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. На современном этапе донесение учебного материала до детей и учителя — это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видео-, аудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.
Дополнительным образовательным результатом можно назвать компетентность в лингвистике (науке о языке), то есть умение использовать лингвистические знания в практике коммуникации.
Указанные результаты уточняются ФГОС на всех уровнях общего образования. Ряд базовых понятий, используемых при лингвистическом описании языковых явлений, осваиваются учащимся в математике и информатике (например, понятия, относящиеся к структуре цепочек). Коммуникативная компетентность применяется и формируется во всех школьных предметах, прежде всего на литературе.
Профессиональная компетентность учителя русского языка строится на его предметных компетенциях, включающих в себя следующие требования:
• направлять учащихся на овладение учебными навыками и умениями;
• заложить воспитательную основу эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждать интерес к слову, стремиться научить грамотно говорить и писать на родном языке;
• способствовать формированию умения учиться в сотрудничестве, взаимодействовать с окружающими, находить необходимую информацию;
• способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности [7].
Результаты
Профессиональная компетентность учителя русского языка должна соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Мы придерживаемся
позиции, где профессиональная компетентность основывается на соотношении взаимосвязанных мотиваций, ценностных ориентаций, теоретических знаний и практического опыта.
Мы согласны с мнением Ю. А. Бурцевой, что «знания отражаются и проявляются в деятельности», то есть по результатам деятельности можно определить, какими знаниями обладает человек. «Влияние деятельности на знание невозможно преувеличить. Только в процессе деятельности знания могут быть получены, осмыслены, упорядочены. Только деятельность может быть индикатором приобретенных знаний и стимулом к овладению новыми» [1 ].
Н. Михайлова, В. Орлова и Г Шеламова отмечают, что знания и умения являются объективными характеристиками деятельности учителя, а ценностные установки и личностные свойства — субъективными характеристиками преподавателя, которые необходимы для его соответствия требованиям профессии [3].
В структуре профессиональной компетентности учителя русского языка можно выделить следующие компоненты: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.
Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
Функциональный (от лат. function — исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
Коммуникативный (от лат. communico — связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог
Рефлексивный (от позднелат. reflexio — обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированности таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Он является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога не изучаются изолированно, поскольку им свойственен интегративный, целостный характер. Эти компоненты выступают продуктом профессиональной подготовки в целом.
Можно сделать вывод, что содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые выражены тремя блоками:
— научно-теоретический блок (или когнитивный, информационно-знаниевый) характеризует круг знаний, необходимых для реализации данной компетентности;
— операционально-деятельностный блок (или деятельностный, операционально-технологический, предметно-практический) описывает уровень владения субъектом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации деятельностных компонентов компетентности;
— личностно-психологический блок отражает интеллектуальные, мотивационные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые структуры психики субъекта профессиональной деятельности, которые выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешной деятельности и развиваются в ходе ее осуществления [2].
Заключение
Можно сделать вывод, что существуют различные подходы к структуре профессиональной педагогической компетентности учителей русского языка средних общеобразовательных школ. На современном этапе развития общества эта педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей, а для того, чтобы руководить процессами развития и формирования компетентной личности ученика, нужно быть компетентным педагогом. Понятие профессиональной, то есть знаниевой, компетентности педагога русского языка раскрывает единство его теоретической и практической готовности к обучению. Нормативная модель компетенций
педагога состоит из научно обоснованного «багажа» профессиональных знаний, умений, навыков, освоенных способов педагогической деятельности. Профессиональная квалификационная характеристика деятельности учителя русского языка — это свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретических знаний и практического опыта в обучении.
Литература
1. Бурцева Ю. А. Структура компетентности педагогического явления в контексте современного учебно-воспитательного процесса // Педагогика высшей школы: методология, теория, технологии. 2011. № 3, Т. 1. С. 576-582.
2. Макаусова Г. В. Развитие профессиональной компетентности в преподавании специальных дисциплин [Электронный ресурс]. URL: http://vikiedu.nu/docs/index-514025.html.
3. Михайлова H. H., Орлова В. Н., Шеламова Г. М. Повышение профессиональной компетентности педагога в условиях освоения образовательной технологии // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 12. С. 27-37.
4. Сиренко А. Н. Формирование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 509-510. URL: https://moluch.nu/anchive/53/7159/ (дата обращения: 04.07.2018].
5. Зиновьев А. В. Профессиональная компетентность педагога в системе СПО [Электронный ресурс]. URL: http://www. stvcc.nu/about/publications/Директор_СКС.
6. Плотникова С. В. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1septemben.nu/anticles/413205/.
7. Ковалева Е. Е. Предметная компетентность учителя русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://nspontal.nu/ shkola/nusskiy-yazyk/libnany/2015/03/12/pnedmetnaya-kompetentnost-uchitelya-nusskogo-yazyka.
References
1. Buntseva Yu. A. Stnuktuna kompetentnosti pedagogicheskogo yavleniya v kontekste sovnemennogo uchebno-vospitatel'nogo pnocessa [The stnuctune of the competence of the pedagogical phenomenon in the context of the modenn educational pnocess]. Higher School Pedagogy: methodology, theory, technology, 2011, no. 3, vol. 1, pp. 576-582. (In Russian].
2. Makausova G. V. Razvitie pnofessional'noj kompetentnosti v pnepodavanii special'nyh disciplin [Development of pnofessional competence in the teaching of special disciplines]. Available at: http://vikiedu.nu/docs/index-514025.html. (In Russian].
3. Mikhailov H. H., Onlova V. N., Shelamova G. M. Povyshenie pnofessional'noj kompetentnosti pedagoga v usloviyah osvoeniya obnazovatel'noj tekhnologii [Impnoving the pnofessional competence of the teachen in tenms of the development of educational technology]. Professional Education. Capital, 2008, no. 12, pp. 27-37. (In Russian].
4. Sinenko A. N. Fonminovanie pnofessional'nyh kompetencij uchitelya nusskogo yazyka i litenatuny [Fonmation of pnofessional competencies of a teachen of Russian language and litenatune]. Young Scientist, 2013, no. 6, pp. 509-510. Available at: https://moluch.nu/anchive/53/7159/ (accessed 07.04.2018]. (In Russian].
5. Zinoviev A.V. Pnofessional'naya kompetentnost' pedagoga v sisteme SPO [Pnofessional competence of the teachen in the system of open vocational education]. Available at: http://www.stvcc.nu/about/publications/Директор_СКС. (In Russian].
6. Plotnikova S. V. Povyshenie pnofessional'noj kompetentnosti pedagogicheskih kadnov na unovne sovnemennyh tnebovanij [Incneasing the pnofessional competence of teaching staff at the level of modenn nequinements]. Available at: http:// festival.1septemben.nu/anticles/413205/. (In Russian].
7. Kovalyova E. E. Pnedmetnaya kompetentnost' uchitelya nusskogo yazyka [Subject competence of a Russian language teachen]. Available at: https://nspontal.nu/shkola/nusskiy-yazyk/libnany/2015/03/12/pnedmetnaya-kompetentnost-uchitelya-nusskogo-yazyka. (In Russian].
УДК/UDC 378.147 Н. В. Съедина, Т. М. Чурекова
N. Sedina, T. Churekova
АКТУАЛИЗАЦИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМОКОНТРОЛЮ УЧЕБНОЙ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
ACTUALIZATION OF STUDENTS READINESS FOR SELF-CONTROL OF EDUCATIONAL AND FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE PROCESS OF STUDYING THE LEGAL DISCIPLINES
Введение. В статье раскрыты основные теоретические и прикладные аспекты актуализации готовности студентов к самоконтролю. Обозначена сущностная характеристика понятий «самоконтроль», «готовность к самоконтролю», «актуализация готовности к самоконтролю». Определен