Сведения для цитирования: Летучева, Л. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного самоопределения [Текст] / Л. А. Летучева, Е. В. Соколова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 101-105.
УДК 373 ББК 74.200.52
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Л. А. Летучева, Е. В. Соколова
В статье представлен практический опыт учреждения дополнительного образования по психолого-педагогическому сопровождению профессионально-личностного самоопределения обучающихся. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается авторами как помощь обучающимся в формировании ориентационного поля развития и реализуется в виде комплексной программы, включающей в себя четыре блока программ.
Ключевые слова: самоопределение, профессионально-личностное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение.
Проблема профессионально-личностного самоопределения обучающихся [1] актуальна в связи с реализацией задач, обозначенных в указах Президента РФ (май 2012 г.), в Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года, в региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста. Проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров на промышленных предприятиях должна решаться профессиональными образовательными организациями совместно с организациями дополнительного образования. Востребованным становится опыт построения системы профессионально-личностного самоопределения обучающихся через реализацию образовательных программ как для студентов колледжей, так и для выпускников школы.
Воспитанниками учреждения дополнительного образования Дома учащейся молодежи «Магнит» преимущественно являются обучающиеся профессиональных образовательных организаций и выпускники основной школы. Переход от подросткового к юношескому возрасту характеризуется вступлением в самостоятельную жизнь и связан с решением задач профессионального и личностного самоопределения. Этим обусловлена актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения молодежи.
Самоопределение человека [2-6] — это сложный, многоступенчатый, активный процесс осмысления человеком своего места в обществе и своего отношения к окружающим людям; это стремление занять определенную позицию,
обеспечивающую самоактуализацию и самореализацию личности, на основе поиска баланса между собственными субъективными качествами и требованиями общества. Самоопределению присущ индивидуальный характер, так как личность человека определяет продуктивность процесса самоопределения.
В раннем юношеском возрасте самоопределение отличается двуплановостью [7]: с одной стороны, выступает как выбор будущей профессии и планирование жизни, с другой — как поиски смысла своего существования. Другими словами, профессионально-личностное самоопределение старших школьников непосредственно связано с процессом становления их самосознания, которое отличается противоречивостью и ограниченностью, что вызвано отсутствием опыта профессиональной деятельности. Этим объясняется необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса профессионально-личностного самоопределения обучающихся.
Согласно «Комплексному словарю русского языка», «сопровождать» значит «следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [8]. Сопровождающими профессионально-личностное становление человека могут быть родители, учителя, психологи, педагоги профессионального и дополнительного образования.
Коллектив ГБУДО «ДУМ "Магнит"» рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как «помощь обучающимся в формировании ориентационного поля развития» [9]. При
этом за молодыми людьми сохраняется право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Для того чтобы обучающиеся могли осуществить данное право, важно снабдить их необходимой информацией, помочь разобраться в сути возникающих проблем, выработать план действий и сделать первые шаги. Цель психолого-педагогического сопровождения — полноценная реализация личностного потенциала, удовлетворение потребностей субъекта деятельности.
Поскольку профессионально-личностное самоопределение происходит в трех взаимосвязанных сферах (личность, профессиональное сообщество и профессиональная деятельность), программа профессионально-личностного самоопределения, реализуемая ГБУДО «ДУМ "Магнит"», носит комплексный характер и включает в себя четыре блока программ.
Первый блок — программы диагностики, необходимые для изучения личности обучающихся, для объективной оценки их индивидуальных особенностей и возможностей. Данный блок составили следующие диагностические методики:
- «Карта интересов» А. Е. Голомштока;
- методика «Определение социальной направленности личности» Д. Голланда;
- методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивацион-но-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной;
- методика диагностики мотивационной структуры личности В. Э. Мильман;
- методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
- методика «Определение жизненных ценностей личности» П. Н. Иванова, Е. Ф. Колобовой;
- методика «Определение склонностей» Л. А. Йовайши;
- методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова;
- методика «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардовой;
- методика диагностики самоактуализации личности Н. Ф. Калинина;
- методика «Самооценка реализации жизненных целей личности» Н. Р. Молочникова;
- методика «Определение статуса профессиональной идентичности» А. А. Азбель;
- методика диагностики привлекательности труда В. Н. Снеткова.
Диагностику обучающиеся могут пройти в профессиональных образовательных организациях г. Магнитогорска и в Доме учащейся молодежи. Наличие общего банка методик, доступность диагностических процедур позволя-
ют студентам и школьникам в свободном режиме пройти диагностику и самодиагностику, получить квалифицированную помощь психологов и специалистов.
Второй блок — программы, направленные на развитие интереса к профессии и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности, на формирование гражданской позиции и готовности осознавать социальную значимость своей будущей профессии. Востребованность данного блока программ обусловлена важностью формирования у обучающихся ценностных ориентаций. Ценности составляют стержень личности, они связаны с представлением о смысле жизни, выступают побудительной силой, лежат в основе целеполагания.
В этот блок мы включили такие программы,
как:
- «Челябинская область: путеводитель по профессиям» (увлекательное занятие, в ходе которого обучающимся предоставляется подробная информация о профессиях);
- «Я и профессия» (рубрика газеты «При-Магниться» с участием творческого объединения журналистов «Пресс-центр» — проф-информационное издание, предоставляющее подробную информацию по вопросам подготовки учащейся молодежи к выбору профессии);
- вариативные модели экскурсий на предприятия города и в музеи ММК, треста «Магни-тострой», «Ситно» и пр.;
- профессионально ориентированные праздники «Посвящение в рабочий класс»;
- встречи с молодыми металлургами, юристами по вопросам приема на работу, социальной поддержки при трудоустройстве;
- тематические вечера «Трудовые династии» (с привлечением ветеранов труда).
Реализация программ данного блока способствует усвоению профессиональных ценностей, знакомит с образцами профессиональной самоидентификации.
Профессионально-личностное самоопределение тесно связано с гражданским самочувствием. По мнению Т. В. Щербаковой, «чем выше уровень удовлетворенности людей своим социальным, профессиональным и межличностным положением в обществе, тем их самочувствию больше свойственны жизненная уверенность, положительная эмоциональная окрашенность взаимоотношений с окружающим миром, и наоборот» [10].
Третий блок — программы, направленные на то, чтобы снабдить обучающихся знаниями, необходимыми для ориентации в мире профессий. В рамках реализации этих программ осу-
ществляются первые профессиональные пробы и происходит формирование личностных профессионально значимых качеств. В данный блок вошли следующие программы:
- «Профессиональная адаптация»;
- «Портфолио современного специалиста»;
- «Наставники» (встречи с мастерами-производственниками, молодыми специалистами);
- тренинги личностного роста «Вас это касается».
Следует особо подчеркнуть значимость программ данного блока. Ведь профессиональное самоопределение — это не просто акт принятия решения или осознания себя. Это деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.
Ориентируясь на Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденную Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г., в третий блок нами включены также программы конкурсной деятельности:
- конкурс презентаций «Профессии рынка труда»;
- конкурс предпринимательских и социальных проектов студентов профессиональных образовательных организаций южных территорий Челябинской области;
- профессионально ориентированный конкурс «Ярмарка мастеров завтрашнего дня» (с участием работодателей);
- конкурс литературных творческих работ «Дело моей мечты»;
- программа «Молодые исследователи» (конкурс на лучшую исследовательскую работу в области будущей профессии);
- областной конкурс театральных коллективов (номинация «Агиттеатр: презентация профессий»).
Конкурсы — это одновременно и профессиональная проба, и исследование своих возможностей, и демонстрация умения критически мыслить, эффективно действовать в ситуациях неопределенности, работать в команде; кроме того, это способ достичь успеха, что укрепляет подростков в выборе профессии.
Четвертый блок связан с развитием у обучающихся навыков трудоустройства как компонента готовности молодежи реализовать свой
потенциал, свои знания и умения. «Педагог сегодня — это навигатор и мотиватор развития личности» [10, с. 18]. Задачу педагога мы видим в том, чтобы научить молодых граждан навыкам самопрезентации, самореализации и самоактуализации.
Четвертый блок составили программы следующих мастер-классов:
- «Инновационные технологии поиска работы на молодежном рынке труда»;
- «Секреты эффективного трудоустройства для специалистов рабочих специальностей»;
- «Самопрезентация»;
- «Подготовка портфолио».
В процессе участия в мастер-классах студенты колледжей успешно осваивают такой полезный инструмент, как онлайн-платформа «Моя карьера».
Экспериментальным методом мы выявили,
что:
1) только при целенаправленной систематической работе формируется личность, ее полная самостоятельность в выборе профессии и уверенность в правильности сделанного выбора;
2) факторами, мотивирующими к профессионально-личностному самоопределению, выступают развитые интересы, способности обучающихся, высокий уровень самосознания (потребностно-мотивационная сфера), а также стремление к самопознанию, диагностике и самодиагностике, активизации внутренней позиции в выборе профессии;
3) особое значение имеют программы, предусматривающие профессиональные пробы обучающихся с целью подтверждения профпригодности будущих специалистов;
4) комплексная реализация всех программных блоков обеспечивает достаточно высокий уровень профессионально-личностного самоопределения обучающихся.
Условием эффективного психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного самоопределения обучающихся выступает реализация партнерских взаимоотношений в системах «педагог — обучающийся», «педагог профессионального образования — педагог дополнительного образования», а также преемственность всех воспитательных воздействий и интеграция усилий участников сетевого взаимодействия.
Библиографический список
1. Сичинский, Е. П. Профессиональное самоопределение молодежи : Ценностно-ориен-тационный контекст [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 2. — С. 9-12.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей ; Рос. академия образования ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Моск. психолого-соц. ин-т. — М., Воронеж, 2008. — 252 с.
3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Климов. — Ростов н/Д : Феникс, 2012. — 304 с.
4. Козловская, С. Н. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов [Текст] : монография / С. Н. Козловская. — М. : НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 145 с.
5. Пряжников, Н. С. Профориентология [Текст] : учебник и практикум / Н. С. Пряжников. — М. : Юрайт, 2016. — 496 с.
6. Пряжникова, Е. Ю. Активизирующая профконсультация : Теория, методы, программы [Текст] : метод. пособие. — М. : Академия, 2014. — 416 с.
7. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. — Воронеж : Модэк, 1997. — 352 с.
8. Комплексный словарь русского языка / под ред. А. Н. Тихонова. — М. : Рус. язык, 2001. — 1229 с.
9. Загладина, Х. Т. Перспективы развития профориентации в современном образовательном пространстве / Х. Т. Загладина, М. Н. Поволяева // Внешкольник. — 2017. — № 6 (180). — С. 17-18.
10. Щербакова, Т. В. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся школ города как организационно-педагогическая проблема : автореф. дис. ... канд. пед наук : 13.00.01 / Т. В. Щербакова. — Великий Новгород, 2006. — 24 с.
For citation: Letucheva, L. A. Psychological and pedagogical accompanying the process of professional and personality self-determination [Text] / L. A. Letucheva, E. V. Sokolova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 101-105.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANYING THE PROCESS OF PROFESSIONAL AND PERSONALITY SELF-DETERMINATION
L. A. Letucheva, E. V. Sokolova
The paper presents the work experience of the additional education institution in the psychological and pedagogical accompanying the students' professional and personality self-determination. The authors define the psychological and pedagogical accompanying as the assistance to the students in the formation of the orientation field of development which is realized as a complex programme with four units of programmes.
Key words: self-determination, professional and personality self-determination, psychological and pedagogical accompanying.
References
1. Sichinskii E. P. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, No. 2, pp. 9-12. (In Russian)
2. Zeer E. F., Rudei O. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya v rannei yunosti, Moscow, Voronezh: Ros. akademiya obrazovaniya ; Ros. gos. prof.-ped. un-t ; Mosk. psikhologo-sots. in-t, 2008, 252 p. (In Russian)
3. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya, Rostov n/D : Feniks, 2012, 304 p. (In Russian)
4. Kozlovskaya S. N. Teoriya i praktika razvitiya professional'nogo samoopredeleniya studentov, Moscow: NITs INFRA-M, 2017, 145 p. (In Russian)
5. Pryazhnikov N. S. Proforientologiya , Moscow: Yurait, 2016, 496 p. (In Russian)
6. Pryazhnikova E. Yu. Aktiviziruyushchaya profkonsul'tatsiya : teoriya, metody, programmy , Moscow : Akademiya, 2014, 416 p. (In Russian)
7. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosti, Voronezh : Modek, 1997, 352 p. (In Russian)
8. Tikhonova A. N. Kompleksnyi slovar' russkogo, Moscow : Rus. yazyk, 2001, 1229 p. (In Russian)
9. Zagladina Kh. T., Povolyaeva M. N. Vneshkol'nik, 2017, No. 6 (180), pp. 17-18. (In Russian)
10. Shcherbakova T. V. Soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya uchashchikhsya shkol goroda kak organizatsionno-pedagogicheskaya problema. Extended abstract of candidate's thesis, Velikii Novgorod, 2006, 24 p. (In Russian)