Научная статья на тему 'Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы'

Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
938
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / GEOGRAPHICAL EDUCATION / PROFESSIONAL IDENTITY / CAREER GUIDANCE / PROFESSIONAL SAMPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шимлина (Рябцева) Инна Владимировна

В статье рассматриваются широкие профориентационные возможности курса школьной географии. Автором анализируется содержание географического образования с позиций подготовки обучающихся к процессу профессионального самоопределения. Акцентировано внимание на использовании информации регионального рынка труда в географическом образовании и формировании готовности школьников к профессиональному самоопределению в процессе профессиональных проб и курсов по выбору географического содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шимлина (Рябцева) Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of possibilities of geographical education in professional self-determination of students of modern school

The article elaborates on broad vocational abilities of the school geography course. The author analyzes the content of geographical education from the perspective of training students to the process of professional self-determination. The article is focused on the use of the information of the regional labor market in geographic education and the formation of readiness of students to professional self-determination in the process of professional samples and elective courses of geographic content.

Текст научной работы на тему «Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы»

1УДК 372.891:373.5:37.02 ББК 74.262.6

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

И. В. Шимлина (Рябцева)

Аннотация. В статье рассматриваются широкие профориентационные возможности курса школьной географии. Автором анализируется содержание географического образования с позиций подготовки обучающихся к процессу профессионального самоопределения. Акцентировано внимание на использовании информации регионального рынка труда в географическом образовании и формировании готовности школьников к профессиональному самоопределению в процессе профессиональных проб и курсов по выбору географического содержания.

Ключевые слова: географическое образование, профессиональное самоопределение, профориентация, профессиональные пробы.

THE ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF GEOGRAPHICAL EDUCATION IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF MODERN SCHOOL

I. V. Shimlina (Ryabtseva)

Abstract. The article elaborates on broad vocational abilities of the school geography course. The author analyzes the content of geographical education from the perspective of training students to the process of professional self-determination. The article is focused on the use of the information of the regional labor market in geographic education and the formation of readiness of students to professional self-determination in the process of professional samples and elective courses of geographic content.

Keywords: geographical education, professional identity, career guidance, professional samples.

Проблема профессионального самоопределения молодежи в последние десятилетия активно разрабатывается учеными разных областей знаний: психологами, педагогами, социологами, методистами [1-3]. Начиная с 2004 г. (появление концепций Модернизации российского образования, профильного обучения школьников) она значительно актуализировалась в контексте предпрофильной подготовки и профильного обучения подростков, а с 2013 г. - с позиций внедрения новых ФГОС и проектирования образовательных программ основного общего образования.

Среди научных исследований, посвященных профессиональному самоопределению обучающихся, проанализируем в данной статье те, которые связаны с содержанием пред-

метных областей знаний, в частности географии [2; 4].

Значительный вклад в изучение профориен-тационных возможностей географии внес в середине XX в. А. В. Даринский - известный ученый-географ РПГУ им. А. И. Герцена [5]. В своих работах он отмечал особую роль курса социально-экономической географии нашей страны (9-й класс) в реализации задач политехнического обучения. «Вопросы, изучаемые школьной географией, дают возможность вводить производственно-технические моменты в соответствующие темы курса» [5, с. 35], это может быть информация о типичных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, производственной структуре и связях, которую подростки получают в ходе производственных экскурсий, демонстрации наглядных средств обучения. Системная ра-

бота в данном направлении, по мнению А. В. Да-ринского, значительно расширяет политехнический кругозор школьника. Ученый отмечал межпредметный интегрированный характер профо-риентационной информации. Считал, что география «должна учитывать знания, которые дают трудовое обучение и другие школьные курсы -ботаника, зоология (по сельскому хозяйству), физика (по вопросам энергетики и металлообработки), химия (по отраслям химической промышленности)» [5, с. 15]. Он подчеркивал значение связи социально-экономической географии с другими областями, что дает и комплексный характер получаемых географических знаний, и возможность сознательного усвоения профори-ентационного материала.

С рассмотрением комплексного, интегрированного характера географического образования нами разработан и апробирован дидактический инструментарий в виде профессиональных проб, предметно-ориентационных курсов внеурочной деятельности, профессио-графических заданий по географии в сочетании со знаниями других предметных областей. К примеру, в содержании предметно-ориента-ционного курса «Легкая промышленность России: отраслевая и территориальная структура. Основные профессии», 9-й класс, география интегрирована с технологией, основами промышленного производства, биологией, химией, историей, мифологией, литературой, про-фориентационной профессиографией [1; 6].

В работах Ю. А Чурляева сформулирована позиция, позволяющая автору утверждать, что профессиональное самоопределение для подростка становится «психологическим центром его ситуации развития» [7, с. 11], а география как учебный предмет способна развивать познавательный и профессиональный интерес школьника. Автором разработана программа развития интереса учащихся к профессиям естественнонаучной направленности на основе географических знаний в ходе предпро-фильной подготовки и профильного обучения школьников. Она включает: а) профориентаци-онные задачи, используемые в разных темах курса географии, способствующие развитию профессионального интереса учащихся к профессиям топографа, художника, фотографа, чертежника, экскурсовода, спасателя, инжене-

ра, экономиста, архитектора, военного, океанолога, строителя, агронома, механизатора и др.; б) набор лабораторных и практических работ, развивающих практические навыки обучающихся; в) организацию опытно-экспериментальной работы с использованием географических знаний. Ю. А Чурляев подходит к решению проблемы профессионального самоопределения учащихся с позиций личностно-ориенти-рованного и практико-ориентированного подходов, предусматривающих «формирование у школьников личностных качеств, дающих возможность самообразовываться и успешно трудиться в современных условиях» [7, с. 67]. Однако, обосновывая применение названных подходов и предлагая разнообразные формы и средства формирования профессионального интереса в рамках географических знаний, автор не выделяет среди основополагающих дидактических инструментов профессиональные пробы, которые могут широко использоваться в процессе обучения географии [2; 4].

К вопросу профессионального самоопределения обучающихся через систему географических знаний обращается Г. Ю. Арнаутов. Он считает, что профессиональная ориентация на географической основе представляет «сложную динамичную социально-педагогическую систему, результативность которой определяется уровнем обеспечения хозяйства страны квалифицированными кадрами» [8, с. 143]. В связи с этим интеграция географических и экологических знаний может обеспечить социальный заказ общества в специалистах, способных работать, не нанося ущерба природе. Выделяя особенности подготовки школьников к профессиональному самоопределению на разных возрастных уровнях, автор отмечает, что 9-й класс является кульминационным в данном процессе, так как большинство подростков встают перед профессиональным выбором, поэтому у учащихся 9-го класса должны сформироваться общественно значимые мотивы выбора профессии, произойти реальная самооценка собственных потенциальных возможностей, развитие профессиональных качеств, необходимых для освоения ряда специальностей в соответствии с потребностями конкретного экономического региона в кадрах. Тем самым автор подчеркивает

тесную связь процесса профессионального самоопределения с региональным компонентом географического образования.

Г. Ю. Арнаутов предлагает выделять несколько функций профессиональной ориентации на географической основе: социальную (с позиций социального заказа), экономическую (формирование экономического мышления, навыков современной культуры труда), психолого-педагогическую, медико-физиологическую, экологическую. Функции автор связывает между собой компонентами: профпросвеще-ние (сообщение на уроках географии и во внеурочной деятельности определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях); развитие интересов и склонностей личности (на примере определенной отрасли промышленности или сельскохозяйственного труда); профессиональная адаптация (активный процесс «приспособления молодого человека к производству через сохранение и дальнейшее развитие склонностей к конкретной профессиональной деятельности») [8, с. 151]. Среди форм профориентационной работы он предлагает изучение профессиограмм, работу в географических кружках, проведение факультативных занятий, экскурсий, с целью формирования у подростков склонности к конкретному виду труда, профессиональных практических знаний и умений.

П. Н. Николаев рассматривает проблему профессионального самоопределения обучающихся на этапе предпрофильной подготовки в 8-9-х классах через реализацию элективных курсов с географическим содержанием [9]. Он считает, что профориентационная функция курсов может быть решена через краеведческое содержание географического материала, «обогащенного знаниями о наиболее востребованных в регионе профессиях» [10, с. 11]. В связи с тем, что предпрофильная подготовка предполагает ориентацию в определенный профиль обучения на старшей ступени, автор предлагает программу курса «География Якутии», отражающую особенности основных профилей, реализуемых в республике: естественно-математического, гуманитарного, социально-экономического. Безусловно, географическое образование на этапе профессионального самоопределения должно быть связано с крае-

ведением, так как в промышленно развитых районах, к которым относится и территория Кемеровской области, существуют широкие возможности для информирования школьников о мире профессионального труда.

При разработке содержания профориента-ционной работы мы рассматривали краеведение как важный источник информирования школьников о местном рынке труда, имея в виду, что большая часть выпускников после окончания школы и получения профессии остается в своем регионе жить и работать [3]. В связи с чем отслеживали данные службы занятости населения, государственной статистики и использовали в географическом образовании профессио-граммы наиболее востребованных специальностей на рынке труда Кемеровской области, информацию о прогнозируемой численности работающих в той или иной отрасли в динамике. К примеру, учитывали данные управления Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области о сокращении работников отдельных базовых отраслей экономики Кузбасса (с 2001 г. сокращение в металлургической отрасли составило 31,5%, химической промышленности - 17,8%, в сельском и лесном хозяйстве -19,6%, легкой промышленности - 22%), а также увеличении работающих в добывающей промышленности на 3,4%, производстве пищевых продуктов - на 20%, производстве изделий из дерева - на 48,1%, торговле и бытовом обслуживании - на 31,8%, транспорте и связи - на 8%, строительстве - на 2,9% [10, с. 54]. Ориентируясь на заказ региональной службы профессионального образования, мы целенаправленно в содержание профориентационных уроков, профессиональных проб, предметно-ориентационных курсов, практикумов наряду с географическим содержанием включали сведения о характере, условиях труда, профессионально важных качествах и умениях специалистов востребованных строительных профессий (строитель, монтажник, столяр, плотник, жестянщик, арматурщик, маляр, каменщик, штукатур и др.), специалистов топливной промышленности (шахтер, горнорабочий очистного забоя, проходчик, инженер по горным работам, горный техник месторождений полезных ископаемых, машинист подземных установок и др.), электроэнергетики (оператор ТЭС, инженер электрических сетей, энергетик и

др.), металлургии (горновой, машинист крана металлургического производства, электролизник, металлург, сталевар и др.), химической промышленности (химик-технолог, химик-лаборант, лаборант химического анализа, фармацевт, аппаратчик и др.), сферы обслуживания (портной, парикмахер, бухгалтер, банковский служащий, кассир, коммивояжер и др.), машиностроительного комплекса (токарь, инженер-механик, оператор станков с числовым и программным управлением, сварщик, штамповщик, станочник, электромонтер, слесарь-ремонтник, наладчик, фрезеровщик и др.) и т. д. Таким образом, географические знания в полной мере становились для школьников социально значимыми в выборе профиля обучения.

Однако процессы современной глобализации экономического пространства, роста крупных агломераций, введение ЕГЭ и пр. способствуют бурному оттоку выпускников из регионов в центр нашей страны. Нельзя не учитывать данный факт. Поэтому география может стать «проводником» профориентационной информации не только на региональном уровне. Изучение курса географии России 8-9-го классов должно стать личностно значимым в приобретении школьником конкретных знаний об отраслях производства, территориальном размещении хозяйства, спектре востребованных профессий в разных регионах России и эффективно способствовать профессиональному самоопределению обучающегося.

Анализируя содержание географического образования, нельзя не отметить, что профо-риентационные возможности курса географии всегда были высоки. Оценка программ по географии за последние 20-25 лет показала, что с 1993 г., с момента выхода проекта временного государственного образовательного стандарта и перехода всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации на новый Базисный учебный план, усилилась практико-ориен-тированная составляющая содержания географического образования, что выразилось в: 1) увеличении доли практической части программ; 2) введении в учебный план разнообразных факультативных, специальных, интегрированных, а в последние годы элективных курсов и курсов внеурочной деятельности по географии; 3) расширении и углублении про-

граммного материала по географии в связи с профильным обучением в старших классах. Приведенные аргументы можно расценивать как факт усиления профориентационной направленности содержания предмета [7].

Подтверждением первого положения является динамика роста числа практических работ в курсе географии за весь обозначенный период в 2-3 раза по сравнению с программами 1990 г. Как показывает анализ существующих в настоящее время программ по географии разных линий, авторские коллективы предлагают широкий спектр практикумов. Так, во всех рабочих программах: классической линии под редакцией И. В. Душиной, линии В. П. Дронова издательства «Дрофа», линии О. А. Климановой, А. И. Алексеева издательства «Дрофа», линии Е. М. Домагацких, Н. И. Алексеевского издательства «Русское слово», линии «Полярная звезда» (А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина) издательства «Просвещение», линии «Сфера», 6-7-й классы (И. В. Душина, А. А. Лобжанидзе), издательства «Просвещение», линии издательства «Вентана-Граф» (А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, О. А. Бахчиева, Е. А. Таможняя) количество предлагаемых практических работ колеблется от 10 до 52. Отметим единообразие точек зрения разных авторов на количество и содержание практикумов, что может говорить о едином подходе к реализации географического образования в рамках фундаментального ядра географических знаний [7].

Примечательно, что большая часть рекомендуемых авторами практических работ содержит профессионально значимую информацию, однако авторами она не указана в явном виде. В программе 6-го класса «География. Природа и люди» линии «Полярная звезда» (авторы: А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина) издательства «Просвещение» профориентаци-онная информация содержится в разных темах. К примеру, тема «План и карта» содержит характеристику профессий топографа и геодезиста, практическая работа «Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков» дает представление о содержании труда демографа, «Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений» - о профессии спасателя, «Описание реки по плану» - о профессии гидролога и т. п.

В программе Н. Н. Петровой «Землеведение», 6-й класс, нашли отражение 36 практических работ, большая часть которых также может быть использована учителем географии для формирования готовности школьников к выбору профиля обучения или профессии. Практикумы «Изучение свойств минералов и горных пород», «Географическое описание одной из форм рельефа» дают представление учащимся о профессиональных знаниях геолога и геоморфолога; «Определение статистических показателей, характеризующих погоду своей местности», «Составление картосхемы погоды своей местности» - о деятельности климатолога, метеоролога и т. д. Те же характерные особенности имеют практические работы программы линии издательства «Вентана-Граф» (под редакцией И. В. Душиной). К примеру, практикум «Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте. Составление прогноза погоды», 8-й класс, может быть использован для получения учащимися знаний о профессиональной деятельности синоптика; «Составление характеристики зональных типов почв, выявление условий почвообразования. Знакомство с образцами почв школьной коллекции» дает представление о содержании труда почвоведа и др. В этой связи творческий подход учителя географии, а именно изменение им информационного «вектора» как личностно значимого для формирования представлений школьников о содержании трудовых действий и теоретических знаний представителей тех или иных профессий, способен решать задачу дальнейшего принятия подростками решения о выборе будущей направления трудовой деятельности.

В каждой из перечисленных программ от 30 до 50% учебного времени посвящено выполнению практических работ. Однако ни в одной из них не акцентируется внимание на том, что приобретаемые учащимся умения и навыки чаще всего являются элементарными профессиональными действиями представителей разных специальностей, и понимание их смысла есть одна из составляющих процесса формирования готовности подростка к выбору профилирующего направления, когда ученик отвечает себе на вопрос: интересна ли мне данная область знаний?

Безусловно, школьный учебник географии - это не классификатор профессий, поэтому в нем отсутствует какая-либо информация о мире профессионального труда, а также задания и упражнения, связанные с формированием профессиональных умений и навыков учащихся, не предлагаются работы, предусматривающие практическую пробу сил школьников в разных сферах деятельности на основе предметных знаний по географии (профессиональные пробы). Отчасти такой пробел восполняется за счет факультативных, специальных, элективных курсов и курсов внеурочной деятельности, которые призваны расширять и углублять знания и умения учащихся по предмету, способствовать выбору ими сферы будущей профессиональной деятельности [4; 7; 11].

Широкий спектр предлагаемых в настоящее время программ курсов по выбору способствует удовлетворению разнообразных познавательных и профессиональных интересов школьников. Так, курсы по географии 9-го класса автора Н. В. Болотниковой: «Земля - планета солнечной системы», «Познание мира по картам», «Глобальные проблемы человечества», «Медицинская география», «Выживание в экстремальных условиях», «В камне застывает время», «Рекреационная география» и другие призваны сориентировать учащихся на направления, в которых география является профильным предметом (социально-экономический и биолого-географический профили).

Ряд авторов (И. И. Баринова, В. В. Николина, Н. Н. Петрова, Д. В. Новенко и др.) предлагают курсы-практикумы, в которых до 100% учебного времени отводится на выполнение практических заданий и исследовательских работ. Многие из предлагаемых работ имеют повышенный уровень сложности и предназначены для учащихся, проявляющих особый интерес к географии. Однако содержание большинства курсов не включает напрямую профориентаци-онный материал, не указывает сферы профессиональной деятельности и профессии, связанные с учебными темами, в целом отсутствует возможность профессиональных испытаний школьников.

Результаты проведенного нами анализа свидетельствуют о широких возможностях гео-

графического образования в профессиональном самоопределении обучающихся, выраженных в практико-ориентированном, на основе географии, использовании потенциала курсов внеурочной деятельности, творческого подхода к процессу обучения самого педагога.

Кроме того, необходима, на наш взгляд, разработка нового формата учебника географии, носящего интегрированный характер и являющегося, по сути, одновременно ядром и связующим звеном разных дисциплин на основе географических и профессиографиче-ских знаний.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рябцева [Шимлина] И. В. Методика пред-профильной подготовки школьников в системе географического образования: моногр.

- Новокузнецк: Изд-во РИО КузГПА, 2011.

- 370 с.

2. Рябцева [Шимлина] И. В. Предпрофильная подготовка школьников в системе географического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2011. - 370 с.

3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении: лекц. 1-4. - М.: Педагогический ун-т «Первое сентября», 2007.

- 64 с.

4. Рябцева [Шимлина] И. В. Комплект программ профессиональных проб в учебной деятельности по географии для школьников 6-8 классов. - Новокузнецк: Изд-во: ИПК, 2004. - 100 с.

5. Даринский А. В. Профориентационные возможности школьного курса экономической географии СССР: пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. - 96 с.

6. Рябцева [Шимлина] И. В. Методика проектирования элективного курса по географии: учеб. пособие. - Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. - 82 с.

7. Чурляев Ю. А. Развитие интереса старшеклассников к профессиям естественнонаучной направленности: на основе географических знаний: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02.

- Воронеж, 2006. - 197 с.

8. Арнаутов Г. Ю. Теория и практика профори-ентационной и экологической направленно-

сти системы школьного географического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. -СПб., 2003. - 412 с.

9. Николаев П. Н. Методика дифференцированного обучения региональной географии в предпрофильных классах (на примере республики Саха (Якутия): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - СПб., 2007. - 153 с.

10. Руднева Е. А. [и др.] Формирование государственного заказа региональной системе профессионального образования: моногр. / авт. кол.: Е. Л. Руднева, Т. С. Панина, Ю. В. Клев-цов, А. В. Фаломкин. - Кемерово: КРИРПО, 2009. - 200 с.

11. Рябцева [Шимлина] И. В. Методическая система предпрофильной подготовки школьников в процессе обучения географии // География в школе. - 2011. - № 6. - С. 46-49.

REFERENCES

1. Ryabtseva (Shimlina) I. V. Metodika predprofil-noy podgotovki Shkolnikov v sisteme geogra-ficheskogo obrazovaniya: monogr. Novokuznetsk: Izd-vo RIO KuzGPA, 2011. 370 p.

2. Ryabtseva (Shimlina) I. V. Predprofilnaya pod-gotovka Shkolnikov v sisteme geografichesk-ogo obrazovaniya. ScD dissertation (Education). St. Petersburg, 2011. 370 p.

3. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Obrazova-telno-professionalnoe samoopredelenie shkol-nikov v predprofilnoy podgotovke i profilnom obuchenii: lekts. 1-4. Moscow: Pedagogiches-kiy un-t "Pervoe sentyabrya", 2007. 64 p.

4. Ryabtseva (Shimlina) I. V. Komplekt programm professionalnykh prob v uchebnoy deyatelnosti po geografii dlya shkolnikov 6-8 klassov. Novokuznetsk: Izd-vo: IPK, 2004. 100 p.

5. Darinskiy A. V. Proforientatsionnye vozmozh-nosti shkolnogo kursa ekonomicheskoy geografii SSSR: posobie dlya uchiteley. Moscow: Prosveshchenie, 1980. 96 p.

6. Ryabtseva (Shimlina) I. V. Metodika proek-tirovaniya elektivnogo kursa po geografii: ucheb. posobie. Novokuznetsk: RIO KuzGPA, 2008. 82 p.

7. Churlyaev Yu. A. Razvitie interesa starsheklass-nikov k professiyam estestvennonauchnoy napravlennosti: na osnove geograficheskikh znaniy. PhD dissertation (Education). Voronezh, 2006. 197 p.

8. Amautov G. Yu. Teoriya i praktika proforientat-sionnoy i ekologicheskoy napravlennosti siste-my shkolnogo geograficheskogo obrazovaniya.

ScD dissertation (Education). St. Petersburg, 2003.412 p.

9. Nikolaev P. N. Metodika differentsirovannogo obucheniya regionalnoy geografii v predprofil-nykh klassakh (na primere respubliki Sakha (Yakutiya). PhD dissertation (Education). St. Petersburg, 2007. 153 p.

10. Rudneva E. A., Panina T. S., Klevtsov Yu. V., Falomkin A. V. Formirovanie gosudarstvenno-go zakaza regionalnoy sisteme professionalno-go obrazovaniya: monogr. Kemerovo: KRIR-PO, 2009. 200 p.

11. Ryabtseva (Shimlina) I. V. Metodicheskaya sistema predprofilnoy podgotovki shkolnikov v protsesse obucheniya geografii. Geografiya v shkole. 2011, No. 6, pp. 46-49.

Шимлина (Рябцева) Инна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, геологии и методики преподавания географии Новокузнецкого института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» e-mail: ryabtseva2010@mail.ru

Shimlina (Ryabtseva) Inna V., PhD in Education, Professor, Geography, Geology and Geography teaching methodology Department, Novokuznetsk Institute (branch) of Federal State Budget educational institution of higher education "Kemerovo State University" e-mail: ryabtseva2010@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.