Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ТРЕНИНГА'

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ТРЕНИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АКТИВИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ / HIGH SCHOOL STUDENTS / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ACTIVATION / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL READINESS / CAREER-GUIDANCE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Н. А., Кечина М. А., Савинова Т. В.

Статья посвящена профессиональному самоопределению старшеклассников, особое внимание уделяется формированию осознанного отношения к выбору профессии. Необходимость обращения к проблеме профессиональной ориентации диктуется современными уровнем развития производства и высокими требованиями к личности молодого специалиста. Произведен аналитический обзор научной и учебно-методической литературы по обозначенному направлению деятельности. Представлены данные эмпирического исследования, направленного на выявление статуса профессиональной идентичности старшеклассников и уровня их готовности к выбору профессии. Раскрыты возможности профориентационного тренинга, и доказано его положительное влияние на формирование готовности старшеклассников к осознанному профессиональному выбору. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в образовательном процессе. Статья предназначена для педагогов-психологов, организующих профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, студентов психологических и психолого-педагогических направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF CAREER-GUIDANCE TRAINING

The article is devoted to the professional self-determination of high school students, special attention is paid to the formation of a conscious attitude to the choice of profession. The need to address the problem of professional orientation is dictated by the current level of industry development and high requirements for the personality of a young specialist. The analytical review of scientific and educational-methodical literature on the designated direction of activity is done. The article presents the data of an empirical study aimed at identifying the status of professional identity of high school students and the level of their readiness for choosing a profession. The possibilities of career-guidance training are revealed and its positive impact on the formation of high school students readiness for conscious professional choice is proved. The practical value of the conducted study lies in the possibility of using the results in the educational process. The article is purposed for pedagogues-psychologists who organize career-guidance work in the educational institutions, students of psychological and psychological-pedagogical fields of training.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО ТРЕНИНГА»

УДК 378

Активизация профессионального самоопределения старшеклассников в процессе профориентационного тренинга

Activation of professional self-determination of high school students in the process of career-guidance training

Вдовина Н.А., Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, natalex-15@yandex. ru

Кечина М.А., Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, kechina30@yandex. ru

Савинова Т.В. Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, stanya2610@yandex. ru

Vdovina N., Mordovian State Pedagogical Institute M. Evsevieva, [email protected] Kechina M., Mordovian State Pedagogical Institute M. Evsevieva, [email protected] Savinova T., Mordovian State Pedagogical Institute M. Evsevieva, stanya2610 @yandex.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.028

Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Развитие готовности старшеклассников к осознанному профессиональному самоопределению».

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, активизация, профессиональная идентичность, профессиональная готовность, профориентационный тренинг.

Keywords: high school students, professional orientation, professional self-determination, activation, professional identity, professional readiness, career-guidance training.

Аннотация. Статья посвящена профессиональному самоопределению старшеклассников, особое внимание уделяется формированию осознанного отношения к выбору профессии. Необходимость обращения к проблеме профессиональной ориентации диктуется современными уровнем развития производства и высокими требованиями к личности молодого специалиста. Произведен аналитический обзор научной и учебно-методической литературы по обозначенному направлению деятельности. Представлены данные эмпирического исследования, направленного на выявление статуса профессиональной идентичности старшеклассников и уровня их готовности к выбору профессии. Раскрыты возможности профориентационного тренинга, и доказано его положительное влияние на формирование готовности старшеклассников к осознанному профессиональному выбору. Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в образовательном процессе. Статья предназначена для педагогов-психологов, организующих профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, студентов психологических и психолого-педагогических направлений подготовки.

Abstract. The article is devoted to the professional self-determination of high school students, special attention is paid to the formation of a conscious attitude to the choice of profession. The need to address the problem of professional orientation is dictated by the current level of industry development and high requirements for the personality of a young specialist. The analytical review of scientific and educational-methodical literature on the designated direction of activity is done. The article presents the data of an empirical study aimed at identifying the status of professional identity of high school students and the level of their readiness for choosing a profession. The possibilities of career-guidance training are revealed and its positive impact on the formation of high school students readiness for conscious professional choice is proved. The practical value of the conducted study lies in the possibility of using the results in the educational process. The article is purposed for pedagogues-psychologists who organize career-guidance work in the educational institutions, students ofpsychological and psychological-pedagogical fields of training.

Введение. Требования современного высокотехнологичного производства

предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовки кадров и указывают на необходимость профессиональной ориентации выпускников и абитуриентов. М.В. Антонова в своих исследованиях отмечает, что актуальность профориентационной

проблематики сегодня определяется как стратегическими решениями, так и усиливающимся вниманием различных социальных институтов - предприятий бизнес-сферы, образовательных организаций, родительской общественности [1, с.9].

В настоящее время возрастает интенсивность, и усиливается напряженность труда [6], и отмечается потребность в активных, самостоятельных и конкурентоспособных специалистах, обладающих возможностью не только адаптироваться к возникающим условиям, но и изменять их с учетом новой ситуации профессиональной деятельности,

преобразовывать себя в ней [10, с. 117].

Создание условий для правильного выбора профессии подрастающим поколением является одним из важнейших направлений современного образования и необходимости обеспечения готовности подростков к осознанному профессиональному самоопределению.

Профессиональное самоопределение

Чистякова С.Н.и Родичев Н.Ф. рассматривают, как процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации, согласования индивидуальных и социально-профессиональных потребностей [8].

В.А. Варданян, А.П. Русяев подчеркивают, что профессиональное самоопределение является длительным процессом согласования внутриличностных профессиональных

потребностей, и длится он всю жизнь. Исследователи отмечают, что быть готовым принять жизненно важное решение о начале своего профессионального пути происходит в подростковом возрасте, когда возрастает потребность в самоопределении во всех жизненных сферах, формирования собственного стиля жизни и раскрытия своих способностей [2].

Готовность к профессиональному самоопределению является важнейшим условием для успешной реализации профессиональной деятельности. С.Н. Чистякова и др., раскрывая понятие готовность, отмечают, что она изначально является устойчивой характеристикой личности и гарантирует наиболее успешное осуществление абсолютно

любого вида деятельности. Ученый выделила универсальные компоненты готовности -положительное отношение к выполняемой деятельности, определенные значимые черты характера, знания, умения, навыки и др. [4].

Холостова Н.Б. и Гилемханова Э.Н. рассматривают готовность к профессиональному самоопределению как состояние,

характеризующееся активизацией внутренних качеств и личностных конструктов для осуществления непосредственно осознанного выбора профессиональной траектории [7, с.189].

Процесс профессионального

самоопределения включает в себя формирование отношения личности к труду, стремление к самореализации и выбор профессии в соответствие со своими индивидуальными возможностями, интересами и склонностями.

Среди наиболее важных компонентов профессионального самоопределения

большинством ученых выделены следующие: профессиональные способности,

профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, социальный статус,

психофизиологические особенности человека.

Для того, чтобы старшеклассники смогли сделать правильный профессиональный выбор, им необходимо учиться понимать себя, свой внутренний мир, свои личностные особенности, правильно оценивать свои силы. Также важно понимать, что выбор профессии влияет на всю последующую жизнь, и решение данной проблемы требует множества усилий, большой ответственности, а так же способности прогнозировать образ своего будущего, которое может возникнуть в результате выбора той или иной профессии.

Учащиеся старших классов, выбирая определенную профессию, делают больший уклон на несколько показателей: престижность профессии, месторасположение вуза, часто поступают просто за компанию со своими одноклассниками или по совету родителей. Чаще всего в этих ситуациях интересы, склонности и способности отходят на задний план, что в дальнейшем негативно скажется на учебе и на последующей профессиональной деятельности.

Группа исследователей во главе с Пряжниковым С.Н., изучая роль ценностного фактора в профессиональном самоопределении, указывают, что ценности самостоятельности поступков мысли, направленности на достижения, напрямую связаны с обретением подростками статуса взрослости и выступают основанием для личностного и профессионального самоопределения [5].

Традиционно в профориентации выделяют несколько подходов: информационный (обеспечение разнообразной информацией о современных профессиях, учебных заведениях, рынке труда, планировании карьеры), диагностико-консультативный (установление соответствия определенному виду деятельности в процессе сопоставления особенностей личности и требований к профессии), развивающий (формирование знаний, умений, навыков, необходимых для овладения определенной профессией и успешного трудоустройства), активизирующий

(формирование готовности к осознанному и самостоятельному построению своего профессионального или жизненного пути) [3].

Особая деятельность по организации профориентационной работы в школе, как замечают А.Н. Яшкова, М.И. Каргин, Г.А. Винокурова, отводится педагогу-психологу, который создает условия для выбора и принятия направления дальнейшего обучения и повышения психологической готовности учащихся к личностному и профессиональному самоопределению. Авторы подчеркивают необходимость организации целенаправленной, опережающей работы по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственности» [9, с. 13].

Исследователи Н.Б. Холостова и Э.Н. Гилемханова также отмечают, что актуализация процесса профессионального самоопределения подростков направлена на опережение самого

процесса формирования готовности к профессиональному самоопределению, и источником формирования выступает внутренне побуждение подростка к самоопределению, через развитие личностных факторов, конструктов и навыков [7, с.191].

Профессиональное самоопределение

старшеклассников требует организованной, целенаправленной работы и педагога-психолога, и классного руководителя, и учителей-предметников, и администрации, и родителей.

Материалы и методы исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного казенного образовательного учреждения Республики Мордовия «Ялтинский детский дом-школа» с обучающимися старших классов в количестве 27 человек. Для изучения готовности к осознанному профессиональному самоопределению

выпускников использовались методики «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель, А.Г. Грецова и «Выявление готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского. Математико-статистическая обработка данных исследования проводилась с помощью T-критерия Вилкоксона.

На основе данных констатирующего этапа исследования были определены статусы профессиональной идентичности. Обобщенные результаты исследования по методике «Изучение статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель, А.Г. Грецова представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Статусы профессиональной идентичности старшеклассников

Статусы профессиональной идентичности Количество испытуемых

абс. %

Неопределенная профессиональная идентичность 9 33

Навязанная профессиональная идентичность 10 37

Мораторий 6 22

Сформированная профессиональная идентичность 2 8

Согласно данным таблицы 1 неопределенную профессиональную

идентичность имеют 33% испытуемых, они не имеют прочных профессиональных целей и планов и не пытаются их сформировать и выстроить варианты своего профессионального развития. 37% выпускников имеют навязанный статус профессиональной идентичности, при котором выбрали свой профессиональный путь под влиянием мнения родителей, друзей. Для 22% опрошенных свойственен статус моратория; учащиеся ищут альтернативные варианты профессионального развития, примеряют различные социальные роли, стремятся больше

узнать о различных специальностях и путях получения. Лишь 8% старшеклассников имеют сформированную профессиональную

идентичность; они готовы совершить осознанный профессиональный выбор, уверены в правильности принятого решения.

На основе данных констатирующего этапа исследования были также определены уровни готовности выпускников к выбору профессии. Обобщенные результаты исследования по методике «Выявление готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Уровни готовности старшеклассников к выбору профессии

Уровень готовности Количество испытуемых

абс. %

Неготовность 3 11

Низкая готовность 13 48

Средняя готовность 8 30

Высокая готовность 3 11

Согласно данным таблицы 2 не готовы к выбору профессии 11% старшеклассников; они не имеют никаких представлений о профессиях, их дальнейшее профессиональное

самоопределение их мало волнует, им сложно представить свое профессиональное будущее, они еще не готовы к принятию серьезных решений относительно своего

профессионального будущего. 48% учащихся имеют низкую готовность, представления о трудовой деятельности недостаточно полные, мало проявляют интерес к поиску профессии, не изучают свои интересы и склонности, отдают предпочтение тем специальностям, которые рекомендуют родители. У 30% испытуемых была выявлена средняя готовность; учащиеся имеют представление о профессиях, понимают важность выбора профессии, однако интерес к учебной и трудовой деятельности неглубокий, они задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут, задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода. Высокой уровень готовности выявлен у 11% испытуемых; у учащихся четко сформировано представление о выборе дальнейшей специальности,

старшеклассники хорошо изучили свои наклонности, интересы, профессионально важные качества, при выборе профессии ориентируются на свои возможности, а не на месторасположение или престиж ВУЗа.

Данные констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что у большинства подростков преобладают слабо выраженный и средний уровень готовности к выбору профессий, при этом выявлена часть учащихся, у которых проявляется неготовность к выбору профессии, также старшеклассники с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению.

Основываясь на полученные данные, мы выявили, что у значительной части испытуемых необходимо развивать уровень

профессиональной идентичности и готовности к профессиональному самоопределению, что поможет учащимся в совершении осознанного выбора и дальнейшего профессионального развития.

С целью развития готовности старшеклассников к осознанному

профессиональному самоопределению в процессе активного планирования своего профессионального будущего нами был разработан и апробирован профориентационный тренинг. В соответствии с целью были определены следующие задачи: активизация внутренних психологических ресурсов личности; повышение ответственности в

профессиональном и личностном

самоопределении, формирование готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы профессионального роста, осознание собственных ценностей, влияющих на выбор профессии, освоение моделей профессионального поведения.

Тренинг включал в себя 12 развивающих занятий. Средняя продолжительность одного занятия 1,5 часа в неделю в течение двух месяцев. В процессе тренинга использовались разнообразные технологии: анкеты, опросники, психодиагностические методики с последующим обсуждением результатов, изучение

профессионально важных качеств, необходимых для определенных профессий и их соотнесение с возможностями и интересами старшеклассников, активизирующие профориентационные

методики, профориентационные игры и упражнения; самоописания; составление личностных профессиональных планов, групповые дискуссии, творческие задания др.

Результаты исследования. Характеризуя данные исследования, полученные после проведения профориентационного тренинга, можно отметить существенные изменения. Увеличилось количество выпускников, готовых сделать сознательный выбор дальнейшего профессионального развития, они стали более уверенными, отмечается наличие

сформированной системы знаний о себе, профессиональных ценностей, целей, смысложизненных ориентации Количество выпускников, имеющих сформированную профессиональную идентичность, увеличилось до 26%, статус моратория - до 55,5%, навязанный статус профессиональной идентичности остался у 18,5%,

старшеклассников, имеющих неопределенный статус не зафиксировано. Изменилось количество испытуемых, имеющих высокий и средний уровни готовности к выбору профессии (47% и 53% соответственно).

Анализ статистической значимости изменения готовности учащихся к осознанному выбору профессии по методике «Изучение статусов профессиональной идентичности» Азбель А.А., Грецова А.Г. (ТЭмп=3) и опроснику «Выявление готовности к выбору профессии» В.Б. Успенского (ТЭмп=6) был выполнен с помощью Т-критерия Вилкоксона. Полученные эмпирические значения свидетельствует о статистически достоверных изменениях на однопроцентном уровне значимости (p<0,01), что указывает на положительное влияние

профориентационного тренинга на развитие готовности к осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников.

Заключение. Таким образом, адекватное профессиональное самоопределение является важнейшим условием достижения успеха в трудовой деятельности, получения

удовлетворения от ее выполнения, подготовки высококвалифицированных специалистов,

готовых быстро приспосабливаться к изменениям, происходящим в современном мире. Подготовка молодежи к сознательному и самостоятельному выбору профессии должна строиться с учетом индивидуальных особенностей личности, ее потребностей и требований общества.

Литература:

1. Антонова М.В. Проектирование и апробация системы педагогической поддержки профессионального самоопределения младших школьников / М.В. Антонова // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - Т.9. - № 2. - С. 7-15.

2. Варданян В.А. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков [Электронный ресурс] / В.А. Варданян, А.П. Русяев // Мир науки. Педагогика и психология. -2019. - Т.7. - № 5. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf

3. Иванова В.В. Необходимость активизирующего и развивающего подходов к профориентации / В.В. Иванова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7-10. - С. 48-51.

4. Критерии и компоненты готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие; авт.-сост. С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина, Е.Н. Землянская и др. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 80 с.

5. Пряжников Н.С. Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте

[Электронный ресурс] / Н.С. Пряжников, С.В. Молчанов, К.А. Кирсанов // Психологические исследования. - 2018. - Т.11. - № 62. - Режим доступа: http://psystudy.ru

6. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: учебн.-метод пособие / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2017. - 208 с.

7. Холостова Н.Б. Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков / Н.Б. Холостова, Э.Н. Гилемханова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 1. - С. 188-192.

8. Чистякова С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учебное пособие / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. - М.: Академия, 2012. - 176 с.

9. Яшкова А.Н. Психологическое сопровождение профильного обучения: метод. пособие // А.Н. Яшкова, М.И. Каргин, Г.А. Винокурова. -Саранск: Мордов. гос пед. ин-т, 2006. - 112 с.

10. Яшкова А.Н. Субъектность как психологическая предпосылка развития карьерной компетентности / А.Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 116-119.

References:

1. Antonova, M.V. Proektirovanie i aprobatsiya sistemy pedagogicheskoj poddeizhki professionalnogo samoopredeleniya mladshikh Shkolnikov / M.V. Antonova // Gumanitarnie nauki i obrazovanie. - 2018. - Tom 9. - № 2. - P. 7-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vardanyan, V.A. Sushhnost i struktura gotovnosti k professionalnomu samoopredeleniyu podrostkov / V.A. Vardanyan, A.P. Rusyaev // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. - 2019. - № 5. - Tom 7. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf

3. Ivanova, V.V. Neobkhodimost aktiviziruyushhego i razvivayushhego podkhodov k proforientatsii / V.V. Ivanova // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki. - 2015. № 7-10. - P. 48-51.

4. Kriterii i komponenty gotovnosti Shkolnikov k professionalnomu samoopredeleniyu: metod. Posobie; avt.-sost. S.N. Chistyakova, A.YA. Zhurkina, E.N. Zemlyanskaya i dr. - M.: IOSO RAO, 1997. - 80 p.

5. Pryazhnikov, N.S. Moralno-tsennostnye osnovaniya protsessa professionalnogo samoopredeleniya v podrostkovom vozraste / N.S. Pryazhnikov, S.V. Molchanov, K.A. Kirsanov // Psikhologicheskie issledovaniya. - 2018. - T.11 - № 62. - URL: http://psystudy.ru

6. Rezapkina, G.V. Psikhologiya i vybor professii: programma predprofilnoj podgotovki: uchebn.-metod posobie / G.V. Rezapkina. - M.: Genezis, 2017. - 208 p.

7. КМойоуа, N.3. РБ^оЬ^сЬеБИе faktory gotovnosti к professionalnomu samoopredeleniyu podrostkov / N.3. Kholostova, E.N. Gilemkhanova // Катагеку pedagogicheskij zhurnal. - 2019 - № 1 - Р. 188192.

8. Chistyakova, Б.М Ot ucheby к professionalnoj karere : ucheb. posobie / Б.К Chistyakova, N.F. Rodichev. - М.: Аkademiya, 2012. - 176 p.

9. Yаshkova, А.N. Psikhologicheskoe soprovozhdenie proíilnogo obucheniya: metod. posobie // А.N. Yаshkova, М.1. Kargin, G.А. Vinokurova. - Saransk: Mordov. gos ped. in-t, 2006. - 112 p.

10. Yаshkova, А.М Subektnost kak psikhologicheskaya predposylka razvitiya karernoj kompetentnosti / А.N. Yаshkova // Gumanitarnie nauki i obrazovanie. - 2012. - № 2 (10). - Р. 116-119.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.