Научная статья на тему 'Профориентационная работа со старшеклассником: проблемы и перспективы довузовской подготовки'

Профориентационная работа со старшеклассником: проблемы и перспективы довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1055
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА / CAREER GUIDANCE WORK / PRE-UNIVERSITY TRAINING / VOCATIONAL GUIDANCE OF A HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олиндер Марина Владимировна

В статье представлен анализ практики организации профориентационной работы в довузовской подготовке. Автор раскрывает проблемы, связанные с формирование профессиональной ориентации, профессиональной направленности и выбора профессии старшеклассником. Проведен анализ реального состояния исследуемого процесса. Сделаны перспективные выводы на основе выявленных проблем профориентационной работы со старшеклассниками. В результате проведенного исследования даются рекомендации для организации довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL GUIDANCE WORK WITH A HIGH SCHOOL STUDENT: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR PRE-UNIVERSITY TRAINING

The article presents an analysis of the practice of organizing career guidance work in pre-university training. The author explores the problems associated with the formation of vocational guidance, professional orientation and choice of profession by a high school student. The analysis of the real state of the process under study. Perspective conclusions were made on the basis of the identified problems of vocational guidance work with high school students. As a result of the study, recommendations are made for the organization of pre-university training.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа со старшеклассником: проблемы и перспективы довузовской подготовки»

Ляле рот! Вымой Мише ухо!». Умываем игрушки, вытираем полотенцем: «Ляля чистая! Ляля говорит: «Спасибо, ... (имя ребенка), помыл меня!».

- Просим ребенка помочь убрать грязную посуду и оставшиеся продукты после завтрака, эмоционально выделяя характеристики предметов: «Дай мне ГРЯЗНЫЕ ложки».

Выводы. Таким образом, необходимо обучать родителей взаимодействию с имплантированным ребенком раннего возраста в процессе привычной каждодневной деятельности. Благодаря правильно выстроенному взаимодействию между родителями и ребенком с нарушенным слухом, ребенок будет получать качественную коррекционно - развивающую поддержку постоянно, а не только во время занятий со специалистом.

Разработанные рекомендации позволяют формировать понимание речи и естественное слуховое поведение у ребенка путем вовлечения всей семьи в процесс абилитации, что влияет не только на развитие ребенка, но и в дальнейшем на выбор для него образовательной организации.

Литература:

1. Дети с кохлеарными имплантами: научно-популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - М.: Издательство «Национальное образование», 2017. - 208 с.: ил. - (Антология образования). - (Инклюзивное и коррекционное образование).

2. Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. No 2. С. 4—18.

3. Королева И.В. Научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации. Часть 1 «Слуховой метод» / Российская отоларингология №2 (51) 2011, с. 88-98.

4. Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. Задания для родителей глухих и слабослышащих дошкольников, воспитывающихся и обучающихся в семье по методу Леонгард. Издание 2-е дополненное и переработанное. Москва, 2018. - 333 с.

5. McWilliam, R.A. Routines-based early intervention: Supporting young children and their families. Baltimore, MD: Paul H. Brookes. - 2010.

6. Woods, J., Kashinath, S., Goldstein H. Children's communication outcomes. Journal of Early Intervention, 26, 2004, 175-193.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты - URL https://fgos.ru

8. Семейное вмешательство, основанное на рутине (FGRBI), и воспитатель, обеспечивающий уход / The Florida state university-URL http://fgrbi.fsu.edu

Педагогика

УДК 371

соискатель Олиндер Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург)

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА СО СТАРШЕКЛАССНИКОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье представлен анализ практики организации профориентационной работы в довузовской подготовке. Автор раскрывает проблемы, связанные с формирование профессиональной ориентации, профессиональной направленности и выбора профессии старшеклассником. Проведен анализ реального состояния исследуемого процесса. Сделаны перспективные выводы на основе выявленных проблем профориентационной работы со старшеклассниками. В результате проведенного исследования даются рекомендации для организации довузовской подготовки.

Ключевые слова: профориентационная работа, довузовская подготовка, профориентация старшеклассника.

Annotation. The article presents an analysis of the practice of organizing career guidance work in pre-university training. The author explores the problems associated with the formation of vocational guidance, professional orientation and choice of profession by a high school student. The analysis of the real state of the process under study. Perspective conclusions were made on the basis of the identified problems of vocational guidance work with high school students. As a result of the study, recommendations are made for the organization of pre-university training.

Keywords: career guidance work, pre-university training, vocational guidance of a high school student.

Введение. Стремление государства создать передовое развитое общество требует обоснования теоретических основ для выработки стратегии подготовки кадрового потенциала страны. Сознательный выбор профессии - важнейшая задача государственной политики и педагогической практики, поскольку от него зависит успешность повышения трудовых показателей в экономике страны, снижение текучести кадров, пополнение кадрового потенциала мотивированными специалистами. Ошибочный профессиональный выбор на этапе поступления в высшее учебное заведение становится в дальнейшем причиной отсутствия трудовой мотивации, ухода из профессии, отсева студентов на разных этапах обучения, смены профиля деятельности. Неоправданные затраты государства на образование молодежи наносят ущерб экономическому развитию страны, а вместе с тем и деятельности высших учебных заведений. В этой связи становится актуальным рассмотрение проблемы профориентационной работы со старшеклассником в довузовской подготовке.

Изложение основного материала статьи. Профессиональный отбор в вуз - это процесс выбора претендентов с такими личностными качествами, которые отвечали бы требованиям будущей профессии даже на этапе поступления. Профессиональная пригодность диагностируется на основе определения наличия индивидуальных особенностей личности, влияющих на успешность освоения трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Так, профессиональный отбор выступает ядром профориентации, который выполняет в ней функцию выявления и отбора из исходного контингента претендентов лиц, которые смогут с наибольшей вероятностью освоить успешно конкретную специальность и связанные с ней трудовые обязанности.

Профориентационная работа сегодня должна осуществляться непрерывно, особенно в системе «школа -вуз», поскольку отбор лучших из числа профориентированных старшеклассников позволяет обеспечить необходимые исходные условия для эффективного образовательного процесса в вузе. Однако, профориентация старшеклассников не всегда находится в центре внимания приемной комиссии вузов [2]. В практике профориентационной работы сложился опыт «легкого» привлечения абитуриентов: профагитация, день открытых дверей, консультации перед поступлением.

В научном аспекте обоснованием профориентационной работы занимались ученые Ю.А. Конаржевский, С.Н. Чистякова, В.П. Жуковский, Ф.И. Иващенко, А.В. Калашников, А.Д. Сазанов), в исследованиях которых рассмотрены: взаимодействие школы и вуза при профильном обучении, профессиональное самоопределение молодежи, концепции профессиональной направленности учащихся, формирование профессиональной ориентации школьников. А.С. Мутырова выявила наиболее эффективные способы профессиональной ориентации в системе непрерывного образования: профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональный отбор абитуриентов, социально-профессиональная адаптация, профессионально-индивидуальное консультирование [2]. Как отмечается в работах С.В. Титовой, актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы с обучающимися разных уровней обучения (общее образование, СПО, ВПО), слушателями курсов дополнительных образовательных программ в условиях учебных заведений непрерывного образования диктуется следующими причинами:

• психолого-педагогической (возрастает потребность молодежи в раннем профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профессии в соответствии с интересами, склонностям);

• образовательной (востребованность образования, направленного на развитие способностей человека, его творческого этнокультурного потенциала);

• демографической (уменьшается прием в 10 классы общеобразовательной школы и, как следствие, падение конкурса абитуриентов) [4].

Анализ данных по профориентационной работы старшеклассников в Оренбургской области показал, что сегодня данной деятельностью не охвачена треть старшеклассников (32,4%). Опрос учащихся старших классов показал, что поступление в вуз они связывают со своей мечтой, однако дать характеристику выбранной профессии старшеклассники не смогли. Не знакомы со сроками обучения в вузе респонденты, выбирающие профессии из специалитета. Специфику трудовой деятельности (условия труда, режим работы) в выбранной ими профессии не смогли назвать более половины участников эксперимента (68,3%). При этом, 72,8% опрошенных считают, что выбранная профессия будет востребована, но дополнительную подготовку для дальнейшего профессионального роста готовы осуществлять лишь 29,4% старшеклассников. Таким образом, результаты анкетирования показали, что старшеклассники обладают высоким уровнем готовности к выбору профессии и низкий уровень осознания данной профессии в перспективе. Проводимая в школах профориентационная работа должна организовываться в тесной связи с вузами, представители которых смогли бы рассказать более подробно о профессиях в долгосрочной перспективе развития страны.

Первое. Проблемы довузовской подготовки в аспекте профориентационной работы со старшеклассниками.

1. Дополнительное образование на базе вуза сегодня не призвано дополнить и расширить предпрофильную и профильную подготовку старшеклассников. Практика показывает, что дополнительное образование в вузе для школьников в основном ориентировано на подготовку к сдаче единого государственного экзамена. Профильная дифференциация же должна способствовать тому, чтобы обучающиеся могли сделать осознанный выбор будущей профессии. Средства и методы профориентационной работы вузов носят пассивный характер и требуют обновления:

• беседы с абитуриентами о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;

• приглашение преподавателей вуза на школьные мероприятия;

• оформление информационных стендов, рекламных щитов и полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;

• организация «Дня открытых дверей и др.

2. В настоящее время, несмотря на то, что профориентационная работа является одним из самых эффективных средств формирования профессиональной направленности учащихся, в большинстве школ она не ведётся, либо профориентационные услуги не являются действенным средством определения жизненного пути учащихся, построения их профессиональной карьеры. Этот факт подтверждается рядом социологических и педагогических исследований, показывающих, что большинство выпускников выбирают профессии, которые не соответствуют их склонностям и способностям и не пользуются спросом на рынке труда. Подобная тенденция в дальнейшем наблюдается и в вузах: абитуриенты всё чаще демонстрируют низкий уровень профессиональной мотивации, недостаточную осведомлённость о требованиях, предъявляемых к выбранной профессии, что приводит к замедлению процесса профессиональной адаптации, порождая чувство неудовлетворенности собой и профессией.

Необходимая сегодня профильная дифференциация требует организации профориентационной работы, ориентированной на учёт индивидуальных особенностей старшеклассника. Ее эффективная реализация способна повысить эффективность профессионального самоопределения, сделать его более адекватным особенностям личности. Сегодня в школах профильная дифференциация не способна решить такие проблемы современной школы, как: нивелировка способностей школьников, слабая мотивация, учение ниже возможностей, пассивность учеников, случайности выбора ими профессий и путей продолжения образования

и т.д. Возникает необходимость введения профильной дифференциации как педагогической модели социального заказа.

Второе. Перспективы довузовской подготовки в аспекте профориентационной работы со старшеклассниками. Довузовская подготовка обучающихся - это пропедевтический этап непосредственного профессионального становления личности, целью которого является развитие собственных познавательных интересов старшеклассников, повышение уровня образованности и подготовка к условиям высшей школы [1]. В региональной системе непрерывного образования разные формы довузовской подготовки. Профориентационная работа со старшеклассниками должна быть направлена на повышение качества подготовки, формирование дополнительных компетенций, востребованных на рынке труда. Она способствует освоению обучающимися нового опыта деятельности, социальных ролей, коммуникации, профессионального поведения, качеств.

1. Активные методы профориентационной деятельности работы требуют особой подготовки и ориентированы на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества. В довузовской подготовке можно выделить следующие активные методы профориентации:

• привлечение старшеклассников к работе вузовских проблемных групп;

• создание в вузах работниками телевидения и преподавателями рекламных роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза;

• активное участие преподавателей вуза в государственных программах по повышению квалификации и профессиональной переподготовке;

• организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и

др.;

• проведение профессиональных недель факультетов;

• организация олимпиад для различных групп населения и для школьников в частности.

2. Сегодня требуется организовывать профориентационную работу в довузовском образовании как целостную управленческую систему, базирующуюся на следующих принципах:

- конкретность - управление на основе достоверной и научно обоснованной информации о состоянии готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- научность - учёт новейших достижений науки об образовании, профориентации и управлении;

- систематичность - рассмотрение объекта и субъекта управления как целостной системы;

- обратная связь - получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему путем сравнения фактического состояния готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

- комплексность - обеспечение единства целей и содержания подготовки к профессиональному самоопределению;

- длительность и непрерывность - обеспечение педагогического руководства процессом подготовки учащихся к профессиональному самоопределению на протяжении всего срока обучения в школе;

- оптимальность и эффективность - выбор наиболее эффективных форм, методов подготовки школьников к профессиональному самоопределению.

Принципы управления профориентационной работы направлены на повышение готовности старшеклассника к профессиональному самоопределению и формирование у него профессиональной направленности. Результатом такой работы выступит профессиональная ориентация как целостная система, представленная следующими составляющими: профинформации, профконсультации, профотбора и профадаптации.

3. Профориентационная работа высшего учебного заведения будет результативной, если следовать следующим рекомендациям.

- Конкретизация целевых аудиторий абитуриентов для оптимизации мер и технологий профориентационной работы. Составление плана профиориентационных мероприятий вуза, дифференцированно по довузовскому и студенческому самоопределению.

- Обучение будущих специалистов должно осуществляться в деятельностно-ориентированном направлении на основе использования интерактивных форм и методов обучения.

- Расширение перечня вопросов в билетах итоговой аттестации заданиями, связанными с применением профессионально ориентированных ситуаций, освоением различных функций и ролей субъектов профессиональной деятельности.

- Максимизировать взаимодействие студентов с представителями работодателя для разбора профессиональных задач, и развития у студентов способности адаптироваться к условиям труда в изменяющихся социально-экономических условиях.

Выводы. При довузовской подготовке старшеклассников обеспечивается профильность обучения, создаются условия для жизненного самоопределения выпускников. Совместная работа и профессиональное общение преподавателей двух педагогических коллективов взаимно обогащают учащихся, т.к. усвоение знаний учащимися осуществляется в целостности, происходит развитие творческой активности личности, удовлетворение её запросов, реализация индивидуальных склонностей, способностей в различных сферах деятельности, формирование мотивации к получению высшего образования. Всё это помогает создавать условия для профессионального самоопределения школьников, их успешного поступления в университет. Данная система предполагает более активное формирование профильных классов с учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей школьников, что позволяет учащемуся успешно адаптироваться в образовательном процессе.

Литература:

1. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-l3-00-01/dissertaciya-dovuzovskaya-podgotovka-kak-uslovie-sodeystviya-professionalnomu-samoopredeleniyu-starshih-shkolnikov#ixzz4B65dAyP1

2. Молоткова Н.В., Мищенко Е.С. SWOT-анализ как основа разработки стратегии развития профориентационной работы образовательной организации в условиях конкурентной среды // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 3 (65). С. 52-56.

3. Мутырова А.С. Рекомендации в помощь абитуриенту. - Элиста: Калмыцкий государственный университет. - 2008. - 82 с.

4. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. 2011. № 6. С. 3-18.

Педагогика

УДК:376.3

кандидат психологических наук, доцент Ольхина Елена Александровна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Шитикова Анастасия Андреевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОВЗ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация. В статье актуализируется проблема выбора образовательного маршрута семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. Рассматриваются типичные трудности и особенности планирования семьей образовательного будущего детей, имеющих ограничения по здоровью. Описывается процедура и результаты констатирующего эксперимента. Анализируются установки, мотивы и критерии выбора образовательной траектории и сферы профессиональной деятельности родителями, воспитывающими детей с сенсорными нарушениями. Отмечаются ожидания родителей и их требования к уровню и качеству образовательных услуг и их представления о роли школы в дальнейшей социализации их детей. Изучается удовлетворенность семьи жизнедеятельностью образовательной организации. Делаются выводы о специфике запросов семьи на получение ребенком с ОВЗ основного, среднего и высшего образования.

Ключевые слова: образование, образовательный запрос, семья ребенка с ОВЗ, обучающиеся с нарушениями слуха, обучающиеся с нарушениями зрения, родители.

Annotation. The article addresses the problem of choosing an educational route for a family raising a child with disabilities. The typical difficulties and features of family planning for the educational future of children with health restrictions are considered. The procedure and results of the ascertaining experiment are described. Analyzes the attitudes, motives and criteria for choosing an educational trajectory and sphere of professional activity by parents raising children with sensory impairments. The expectations of parents and their requirements for the level and quality of educational services and their understanding of the role of the school in the further socialization of their children are noted. We study family satisfaction, life activity of an educational organization. Conclusions are drawn about the specifics of the family's requests for a primary, secondary and higher education for a child with disabilities.

Keywords: education, educational inquiry, family of a child with HVD, students with hearing problems, students with visual impairments, parents.

Введение. На современном этапе развития специальной педагогики и психологии создание эффективной системы комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей. В психолого-педагогических исследованиях отмечается важность изучения различных аспектов этой семейной системы с целью предупреждения внутрисемейных проблем, связанных с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ. Одной из распространенных проблемных ситуаций в семье, воспитывающей детей с ограничениями по здоровью по мнению исследователей является выбор индивидуальной образовательной траектории ребенка с учетом его особых потребностей. Грамотное определение будущего маршрута в образовании считается приоритетным законным правом и обязанностью родителей. Однако, как показывает теоретический анализ проблемы и практический опыт значительная часть семей ребенка с ОВЗ испытывают серьёзные затруднения при планировании и реализации траектории в системе образования. Исследования располагают достаточным арсеналом сведений о роли семьи в социализации обучающихся с ОВЗ, о специфике детско-родительских отношений, об актуальных проблемах родителей, воспитывающих ребенка с ограничениями по здоровью. При этом сопоставительный анализ образовательных запросов семей этой категории на образование детей с ОВЗ не стал предметом детального научного анализа. Учитывая актуальность и научную новизну, было проведено исследование по соответствующей проблематике. В эксперименте приняло участие 40 семей: 20 семей, воспитывающих учащихся старших классов с нарушением слуха, и 20 семей, воспитывающих учащихся старших классов с нарушением зрения.

Основу констатирующего эксперимента составила диагностическая программа, включающая в себя:

1. Модифицированный опросник, разработанный рабочей группой «Образование и культура как основы национальной идентичности» регионального отделения Общероссийского народного фронта (Руководитель -Лыжина Н.П.). Он ориентирован на изучение специфики выбора семьей образовательного маршрута для своего ребенка, на анализ их осведомленности о вариантах программ и форм получения образования. Опросник позволяет оценить критерии выбора образовательной организации и условий для более успешного обучения их ребенка с ОВЗ.

2. Анкета, разработанная Бузмаковой Т. Н. позволяет получить данные об участии родителей в выборе ребенком будущей профессии: степень их включенности и критерии профессионального выбора, учет противопоказаний, способностей и возможностей ребенка с ОВЗ в процесса самоопределения.

3. Авторская анкета, состоящая из трех разделов, предполагающих анализ специфики выбора родителями образовательной траектории с учетом особых потребностей ребенка. Первый блок вопросов выявляет осведомленность семьи о особенностях развития детей с ОВЗ и характере нарушения. Второй блок, направлен на анализ удовлетворенности семьи образовательными услугами и условиями получения образования в текущий момент. В этом разделе уделялось внимание ответственному отношению родителей к выбору образовательного маршрута для собственного ребенка. Третий блок предполагал выявление критериев и условий выбора образовательного маршрута.

Таким образом подобранный диагностический инструментарий позволил выявить основные запросы семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, на получение им основного, среднего и высшего образования, а также их представления и ожидания относительно будущего своего ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.