Научная статья на тему 'Исследование профессионального самоопределения школьников профильных классов'

Исследование профессионального самоопределения школьников профильных классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1180
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / STUDENTS / PROFESSIONAL ORIENTATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SPECIALIZED TRAINING / CHOICE OF PROFESSION / PROFESSIONAL READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Раджабов Мурад Гаджиевич

В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения обучающихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе. Показано, что в новых условиях профильного развития общеобразовательной школы назрела необходимость в определении современных технологий к созданию системы профориентационной работы и психологической поддержки профессионального самоопределения. Представлены результаты эмпирического исследования, приведены результаты диагностики мотивации выбора профессии, профессиональной готовности и личностных особенностей старшеклассников. Приведены данные о статистически значимых различиях мотивации выбора профиля обучения, профессиональной готовности и личностных особенностей школьников разных профилей обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Раджабов Мурад Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS IN SPECIALIZED CLASSES

The article deals with the problem of professional self-determination of students in conditions of specialized education in general education school. It is shown that in the new conditions of specialized development of the general education school there is a need to define modern technologies to create a system of vocational guidance work and psychological support for professional self-determination. The results of empirical research are presented, the results of diagnostics of motivation of choice of profession, professional readiness and personal peculiarities of high school students are presented. Data on statistically significant differences of motivation of choice of training profile, professional readiness and personal peculiarities of pupils of different training profiles are given

Текст научной работы на тему «Исследование профессионального самоопределения школьников профильных классов»

РАДЖАБОВ Мурад Гаджиевич,

Современная гуманитарная академия e-mail: darum291172@mail.ru, misteri1953@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема профессионального самоопределения обучающихся в условиях профильного обучения в общеобразовательной школе. Показано, что в новых условиях профильного развития общеобразовательной школы назрела необходимость в определении современных технологий к созданию системы профориента-ционной работы и психологической поддержки профессионального самоопределения. Представлены результаты эмпирического исследования, приведены результаты диагностики мотивации выбора профессии, профессиональной готовности и личностных особенностей старшеклассников. Приведены данные о статистически значимых различиях мотивации выбора профиля обучения, профессиональной готовности и личностных особенностей школьников разных профилей обучения.

Ключевые слова: обучающиеся, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профильное обучение, выбор профессии, профессиональная готовность.

RADZHABOV Murad Gadzhiyevich,

Modern humanitarian academy

STUDY OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF PUPILS IN SPECIALIZED CLASSES

Annotation. The article deals with the problem of professional self-determination of students in conditions of specialized education in general education school. It is shown that in the new conditions of specialized development of the general education school there is a need to define modern technologies to create a system of vocational guidance work and psychological support for professional self-determination. The results of empirical research are presented, the results of diagnostics of motivation of choice of profession, professional readiness and personal peculiarities of high school students are presented. Data on statistically significant differences of motivation of choice of training profile, professional readiness and personal peculiarities of pupils of different training profiles are given.

Key words: students, professional orientation, professional self-determination, specialized training, choice of profession, professional readiness.

Введение

В настоящее время отличительной особенностью современной профориентации является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда - с другой [1]. В связи с этим профо-риентационная деятельность в современных образовательных учреждениях предусматривает соблюдение и реализацию следующих принципов: систематичности и преемственности - про-фориентационная работа должна вестись с первого по выпускной класс; дифференциации и индивидуализации, предусматривающий опору на дифференцированный и индивидуальный подход

к учащимся, учитывающий возраст, уровень успеваемости и состояние здоровья и т.п.; оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентацион-ной работы с учащимися; взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите; учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах; психологизации профориентационной работы.

Профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности, в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьей, медицинскими учреждениями, психологическими цен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

трами, центрами профессиональной ориентации молодежи, службами занятости, предприятиями, организациями. Кроме того, за последнее десятилетие в системе профориентации стали все чаще внедряться активные формы и методы профориентации, как, например, кейс-метод, арт-терапев-тические методики, экспресс-диагностика и т.д., а также наблюдается тенденция наполнения новым содержанием уже имеющихся, в соответствии с особенностями системы образования на современном этапе развития. В современном школьном образовании сложились несколько предпосылок активизации профессионального самоопределения. К таким созданным в условиях образовательной организации предпосылкам, способствующим активизации профессионального самоопределения, можно отнести следующие.

Предпрофильная подготовка, призванная облегчить школьнику выбор дальнейшего направления в учебе. Результаты исследования показывают, что именно девятиклассники находятся в благоприятном возрастном периоде для профори-ентационной работы, и более 70% выпускников основной школы уже достаточно четко представляют себе сферу будущей работы.

Профильное обучение, базирующееся на внутришкольной дифференциации и профилиза-ции, при которой в 10-11 профильных классах решаются задачи обучения посредством специальных и элективных учебных предметов по нескольким направлениям.

Как утверждает Н.С. Пряжников [7], активизация самоопределяющегося подростка заключается в формировании у него готовности быть полноценным субъектом профессионального самоопределения. При этом активизировать означает не только побудить к размышлениям о своем профессиональном и жизненном будущем, но и научить делать это более осмысленно. Наиболее эффективными методами активизации профессионального и личностного самоопределения являются профориентационные игры, профориента-ционные упражения, карточные профконсульта-ционные методики, бланковые карточные методики, активизирующие профориентационные опросники, бланковые игры с классом, ценностно-смысловые опросники. Вместе с тем, по часто высказываемому педагогами мнению, их применение не гарантирует готовность школьника к профессиональному самоопределению и необходимы новые методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Такие методы появились в последние годы в профориентации, презентируемые как инновационные проекты.

Проект «Weekend профессий». Авторами и организаторами этого инновационного проекта является образовательный центр «Твой Успех» из г. Омска. Посредством личного знакомства с успешными представителями профессий в ходе бесплатного мероприятия создаются условия для осознанного выбора его участниками будущей профессии. В проекте участвуют школьники 8-11 классов вместе со своими родителями. Проводится в выходной день с периодичностью один раз в две недели. Регистрация участников осуществляется на сайте университета.

Проект «Университетские субботы». Организаторами проекта являются ведущие вузы городов. Цель мероприятия - создание образа будущей профессии и приглашение выпускников школ для поступления в вуз для обучения на конкретные направления и специальности. Участниками бесплатного проекта являются школьники 10 и 11 классов вместе со своими родителями. Лучшие профессоры вузов по субботам читают лекции о достижениях и перспективных направлениях развития отраслей науки, которые они представляют, отвечают на все вопросы участников. Регистрация на участие осуществляется на соответствующих сайтах управлений образования муниципальных органов власти.

Проект «Геймеринг» в профориентации позволяет вовлечь подростков в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё профессиональное будущее на основе использования информационных технологий, онлайн-сервисов, игровых имитаций для обучения. Геймификация отличается от других игровых практик тем, что реальность остаётся таковой, не превращаясь в игру - игровые установки включаются в систему действий субъекта с этой реальностью.

Проект «Лидерство». Цель школы - научить подростков принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в своей жизни, а также вдохновлять и вести за собой людей. Надо объяснить учащимся, что лидерство - это позиция, не обязательно быть лидером постоянно.

Проект «Профориентационный тьюторинг». Школьные тьюторы помогают детям понять себя и ищут способы, как помочь подростку в профессиональном самоопределении. Для этого тьюторы выясняют типы мотивации и мышления, выделяют интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности для выбора профессии по душе.

Проект «Форсайт». Форсайт (англ. Foresight — предвидение, взгляд в будущее) — технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия. Для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

решения профориентационных задач по данной технологии приглашают эксперта в той или иной области, который объясняет участникам, как будет меняться интересующая их отрасль знаний и профессий, когда на смену одним профессиям приходят другие. При этом рекомендуется ориентироваться на «Атлас новых профессий» (Сколково), в котором указаны компетенции, которые понадобятся для той или иной профессии.

Основная часть

В зарубежной психологии нет термина, соответствующего по содержанию термину «профессиональное самоопределение». Обычно иностранные исследователи используют английский термин career management (управление карьерой) или choice of profession (выбор профессии). Термин самоопределение переводится на английский язык как selfdetermination, self determination, а вот с английского на русский - как самоуправление. Поэтому такое понятие, как «профессиональное самоопределение» рассматривается в зарубежной психологии в контексте теорий профессионального развития (англ. - career development -карьерный рост, или choice of profession - выбор профессии).

Одной из первых психологических теорий выбора профессии была теория «черт и факторов» Ф. Парсонса [6]. Он считал, что для правильного выбора профессии необходимо ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, возможностей, знание требований и условий для достижения успеха, правильное соотнесение первых двух факторов. Выбор профессии понимается в данном случае как одномоментный акт, сущность которого заключается в установлении жесткого соответствия между индивидуально-психологическими особенностями школьников и требованиями профессии. Другой известный иностранный автор Д. Сьюпер [13] рассматривает выбор профессии как событие, а сам процесс профессионального самоопределения (построения карьеры) - как постоянно чередующиеся выборы. Выбор профессии он понимает как процесс, представляющий собой одну фазу профессионального развития. В основе этого процесса лежит «Я-кон-цепция» личности как относительно целостное образование, постоянно изменяющееся по мере взросления человека. Человек, считает Д. Сьюпер, неосознанно ищет профессию, в которой он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а «входя в профессию», будет искать осуществления этого соответствия. По мнению Д. Холланда [12], все существующие профессии можно объединить в основные группы моделей профессиональной среды. Существует склон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

ность личности не только к тем или иным группам, типам специальностей, но и к определенным должностям, к роли и положению в профессиональной иерархии в определенной профессиональной сфере. Соответственно сферам Холланд приводит описания личностных типов, которые понимаются как комплексные ориентации личности: реалистическая, интеллектуальная, социальная, конвенциональная, предпринимательская и ориентация на искусство. Следует отметить, понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими распространенными ныне понятиями из зарубежной психологии, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление и т.д. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу [11] считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».

В исследованиях последних лет российскими учеными [6] обосновываются предположения о том, что профессиональное самоопределение осуществляется на всех стадиях профессионального становления и реализации личности, происходит поэтапно и обусловлено удержанием задач, профессионального развития. Ситуация выбора профессии может возникнуть на любом этапе профессионального пути, причем эта ситуация будет служить мотиватором активности личности. Е.М. Борисова [3] выделяет в процессе профессионального самоопределения в нем следующие фазы (стадии): формирование психологической готовности к профессиональному выбору; осуществление этого выбора; профессиональное обучение; овладение профессиональным мастерством на основе выработки индивидуального стиля и средств профессиональной деятельности; творческий вклад в развитие самой деятельности и передача профессионального опыта другим людям. При этом выделенные фазы (стадии) в значительной степени зависят от содержания профессии, индивидных и личностных качеств человека, внешних обстоятельств, в т.ч. социально-психологических.

Представляется, в период школьного обучения обучающиеся проходят две первые стадии профессионального самоопределения, связанные с формированием психологической готовности к профессиональному выбору и собственно профессиональным выбором. Поэтому в эмпирическом исследовании были изучены мотивы выбора профиля обучения, особенности профессиональной готовности и личностные черты старшеклассников

разных профилей обучения. В ходе такого исследования выпускников школы-лицея № 52 г. Махачкала Республики Дагестан были выдвинуты следующие задачи: провести диагностику мотивации выбора профессии, профессиональной готовности и личностных особенностей старшеклассников разных профилей обучения [6, 10]; выявить статистически значимые различия мотивации выбора профиля обучения, профессиональной готовности и личностных особенностей старшеклассников разных профилей обучения с использованием непараметрического и-критерия Манна-Уитни [2]; исследовать взаимосвязи мотивации выбора профиля обучения и профессиональной готовности с личностными особенностями школьников разных профилей обучения с использованием ранговой корреляции Спирмена [2].

Базой исследования была определена школа-лицей № 52 г. Махачкалы, Республика Дагестан. Выборку составили учащиеся 11-х классов в возрастном диапазоне 16-17 лет (девушки и юноши). Старшеклассники разделены на две группы в соответствии с выбранным профилем обучения: 1) гуманитарный профиль (ГП) - 30 чел. (13 юношей и 17 девушек). Профильные предметы: русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство; 2) естественно-математический профиль (ЕМП) - 30 чел. (18 юношей и 12 девушек). Профильные

Для старшеклассников ЕМП наиболее значимыми мотивами выбора профиля являются реализация своих способностей и высокий заработок в будущем, а наименее значимыми - пре-

предметы: математика, физика, химия, география, биология.

В качестве методик исследования были избраны и обоснованы: анкета диагностики мотивов выбора профиля обучения старшеклассниками; диагностическая методика «профессиональная готовность» (А.П. Чернявская) [10]; опросник для изучения ведущих мотивов будущей профессиональной деятельности (Л.А. Верещагина) [4]; многофакторный опросник личности Р.Б. Кет-телла, 14 PF юношеский вариант [5].

Результаты и их обсуждение

В результате психодиагностического обследования старшеклассников были получены данные об особенностях их профессионального самоопределения. В результате тестирования испытуемых по анкете диагностики мотивов выбора профиля обучения старшеклассниками были получены данные о значимости для старшеклассников 5-ти мотивов выбора профиля обучения. На рис. 1 отражены средние значения мотивов выбора профиля обучения старшеклассниками. Анализ данных, отраженных на рис. 1, показывает, что для старшеклассников ГП наиболее значимыми мотивами выбора профиля являются реализация своих способностей и профессиональное призвание, а наименее значимыми - престиж и высокий заработок.

стиж и совет родителей. Можно отметить относительно низкую значимость для старшеклассников обеих профилей мнения родителей при выборе профиля. Такой результат может отражать как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

действительно высокий уровень самостоятельности старшеклассников и их независимости от родителей, так и их неосознанное стремление представить влияние родителей низким, которое в то же время может быть достаточно значительным, но выраженным не прямыми указаниями, а косвенным влиянием. Так же важно отметить для старшеклассников обеих профилей низкую значимость престижа будущей профессии при выборе профиля. Данный результат отражает размытость в современных условиях самого понятия «пре-

стижа профессии», который становится все менее значимым на фоне сугубо прагматических мотивов высокого заработка и стремления к личностной реализации в профессии, которые напрямую с престижем профессии не связаны.

Анализ данных, приведенных в табл. 1, показывает, что в группе старшеклассников ГП мотивация выбора профиля обучения «профессиональное призвание» выражена значимо большей, чем у старшеклассников ЕМП.

Таблица 1

Результаты расчета статистически значимых различий мотивов выбора профиля обучения старшеклассниками

Средние значения и-критерий Манна-Уитни Уровень статистической значимости (р)

ГП ЕМП

Совет родителей. 2,2 1,9 355 0,160

Профессиональное призвание. 3,2 2,3 257 0,004*

Высокий заработок в будущем. 2,1 3,0 180 0,000*

Реализация способностей. 3,4 3,5 413,5 0,589

Престиж. 1,9 1,9 429 0,756

* - различия статистически достоверны (р<0,05)

Такой результат отражает большую ориентацию старшеклассников ГМ на гуманитарные ориентиры. В группе старшеклассников ЕМП мотивация выбора профиля обучения «высокий заработок в будущем» выражена значимо большей, чем у старшеклассников ГП. Такой результат отражает большую ориентацию старшеклассников ЕМП на прагматические ориентиры.

Таким образом, старшеклассники при выборе профиля обучения в большей степени ориентируются на реализацию своих способностей и в меньшей степени на престиж будущей профессии. При этом старшеклассники ГП в большей степени ориентированы на профессиональное призвание, а ЕМП - на высокий заработок в будущем. В результате тестирования испытуемых по методике «Профессиональная готовность» [8] были получены данные об уровне готовности старшеклассников к профессиональному выбору. Анализ данных показывает, что структура показа-

телей профессиональной готовности старшеклассников разного профиля имеет сходный характер - в наибольшей степени выражены принятие решения, эмоциональное отношение и автономность, а в наименьшей - информированность. Это означает, старшеклассники в достаточной степени готовы к принятию решения о выборе профессии, но в меньшей степени информированы о будущей профессиональной деятельности. Такое соотношение компонентов профессиональной готовности создает определённый дисбаланс между потенциальной способностью старшеклассников сделать профессиональный выбор и недостаточной информационной подготовленностью этого выбора. Значения показателей профессиональной готовности старшеклассников разного профиля носятся и различаются незначительно. Для выявления достоверных различий был проведен статистический анализ, результаты которого приведены в табл. 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Таблица 2

Результаты расчета статистически значимых различий готовности к профессиональному

выбору старшеклассников разного профиля

Средние значения и-критерий Манна-Уитни Уровень статистической значимости (р)

ГП ЕМП

Автономность 12,4 13,5 379 0,294

Информированность 9,2 9,6 409 0,544

Планирование 12,4 13,0 395 0,416

Принятие решения 13,6 13,9 426 0,723

Эмоциональное отношение 13,3 14,5 386 0,344

Уровень профессиональной готовности 61,0 64,5 372 0,249

* - различия статистически достоверны (р<0,05)

Анализ данных, приведенных в табл. 2, показывает, что не выявлено статистически значимых различий показателей профессиональной готовности и общего уровня профессиональной готовности старшеклассников разного профиля.

Это означает, что у современных старшеклассников фактор выбора профиля не оказывает заметного влияния на готовность старшеклассников к выбору профессии. Возможно, такой результат отражает тот факт, что в рамках разных профилей у старшеклассников могут быть различные стратегии и способы формирования готовности к выбору будущей профессии, но которые, тем не менее, не отличаются с точки зрения результата.

Таким образом, старшеклассники разного профиля обучения показывают одинаковый уровень готовности к выбору будущей профессии, при этом наибольший уровень профессиональной готовности выявлен в отношении способности к принятию решения о выборе профессии, а наименьшей - в отношении информированности о

будущей профессиональной деятельности. В результате тестирования испытуемых по методике изучения ведущих мотивов будущей профессиональной деятельности (Л.А. Верещагина) были получены данные о выраженности у старшеклассников мотивов [4, 9] будущей профессиональной деятельности.

В целом структура показателей мотивов будущей профессиональной деятельности старшеклассников разного профиля носит сходный характер: наиболее выражены мотивы собственно труда и самоутверждения в труде и в наименьшей - мотивы социальной значимости труда. Анализ данных, приведенных в табл. 3, показывает, что в группе старшеклассников ЕМП по сравнению с группой старшеклассников ГП статистически значимо выше выраженность мотивов самоутверждения в труде. Такой результат согласуется с полученными выше данными, показавшими больший прагматизм старшеклассников ЕМП.

Таблица 3

Результаты расчета статистически значимых различий мотивов будущей профессиональной деятельности старшеклассников разного профиля

Средние значения и-критерий Манна-Уитни Уровень статистической значимости (р)

ГП ЕМП

Мотивы собственного труда 12,8 12,4 423 0,690

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Мотивы самоутверждения в труде 12,4 15,4 275 0,010*

Мотивы профессионального мастерства 11,2 11,4 446 0,953

Мотивы соц. значимости труда 8,8 8,0 414 0,595

* - различия статистически достоверны (р<0,05)

Анализ результатов тестирования по 14 FLO показывает, что структура выраженности личностных черт у старшеклассников носит сглаженный характер. Отмечаются пики по шкалам Е (доминантность) и F (легкомыслия), что объясняется особенностями юношеского возраста, когда кажется, что все по плечу (отсюда и доминантность). Этим также объясняются относительно низкие средние оценки по шкалам С (эмоциональная устойчивость) и J (индивидуализм). Юность -противоречивый возраст и одним из проявлений этой противоречивости являются эмоциональная неустойчивость и стремление найти опору в коллективном мнении.

Результаты в табл. 4 свидетельствуют, что у старшеклассников ГП в большей степени, чем ЕМП, выражен фактор I, т.е. выражены черты эмоциональной чувствительности и творческих способностей. Такой результат показывает определенное соответствие личностных особенностей старшеклассников и выбранного ими гуманитарного профиля обучения.

У старшеклассников ЕМП в большей степени, чем ГП, выражен фактор Q3, т.е. выражены черты самоконтроля в особенности в социально значимых ситуациях. Такой результат согласуется с полученными ранее данными, показавшими

большую реалистичность старшеклассников ЕМП при выборе профиля обучения.

В целом профиль личностных черт старшеклассников отличает сглаженность при небольших пиках доминантности и легкомыслия и спадах в отношении эмоциональной устойчивости и индивидуализме, что можно считать отражением возрастных особенностей. При этом старшеклассников ГП отличает эмоциональная чувствительность, а ЕМП - самоконтроль.

Для исследования взаимосвязи готовности к выбору профессии с особенностями выбора профиля обучения старшеклассников разных профилей обучения использовались коэффициенты ранговой корреляции Спирмена. Результаты расчета приведены в табл. 5 и 6. Анализ данных, приведенных в табл. 5, позволяет сделать следующие выводы:

- выявлена статистически значимая отрицательная корреляция профессиональной готовности старшеклассников ГП со значимостью для них советов родителей при выборе профиля обучения. Чем в большей степени старшеклассники ГП при выборе профиля обучения опирались на советы родителей, тем ниже уровень их готовности к выбору профессии;

Средние значения U-критерий Ман-на-Уитни Уровень статистической значимости (p)

ГП ЕМП

A 9,0 8,6 385 0,337

C 7,9 7,8 447 0,965

D 9,3 8,9 431,5 0,784

E 9,3 9,7 416 0,615

F 9,6 9,6 433 0,802

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Таблица 4

Расчеты значимых различий средних значений показателей шкал опросника личностных черт Кеттелла по группам старшеклассников разного профиля

G 8,9 9,1 439 0,871

Н 9,3 8,8 409,5 0,549

I 10,7 8,4 227 0,001*

и 7,6 7,7 435,5 0,830

О 9,0 9,1 437 0,848

Q2 8,1 8,5 422,5 0,684

Q3 8,5 10,4 296,5 0,023*

Q4 8,5 8,7 434,5 0,819

* - различия статистически достоверны (р<0,05)

- установлена статистически значимая положительная корреляция профессиональной готовности старшеклассников ГП со значимостью для них мотива профессионального мастерства в будущей профессиональной деятельности. То есть, чем в большей степени старшеклассники ГП при выборе будущей профессии стремятся стать профессионалами своего дела, тем выше уровень их готовности к выбору профессии;

- определена значимая положительная корреляция профессиональной готовности старшеклассников ГП с выраженностью у них фактора I

(сензитивность). Чем в большей степени старшеклассники ГП эмоционально чувствительны, тем выше уровень их готовности к выбору профессии;

- выявлена статистически значимая положительная корреляция профессиональной готовности старшеклассников ГП с выраженностью у них фактора J (индивидуалистичность). То есть, чем в большей степени старшеклассникам ГП присущи черты индивидуалистичности, чем более они склоны к интроспекции, тем выше уровень их готовности к выбору профессии.

Уровень профессиональной готовности

Совет родителей. -0,378*

Профессиональное призвание. -0,032

Высокий заработок в будущем. 0,054

Реализация способностей. -0,072

Престиж. 0,004

Мотивы собственного труда. 0,033

Мотивы самоутв. в труде. 0,044

Мотивы професс. мастерства. 0,386*

Мотивы соц. значимости труда. -0,146

А 0,043

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

Таблица 5

Результаты расчета взаимосвязей готовности к выбору профессии с особенностями выбора профиля обучения старшеклассниками ГП

С 0,090

D 0,098

Е 0,104

F 0,136

в 0,155

Н 0,079

I 0,362*

J 0,453*

О -0,180

Q2 0,155

Q3 0,121

Q4 -0,124

* - корреляции статистически достоверны (р<0,05)

Таким образом, позитивными факторами готовности к выбору профессии у старшеклассников ГП выступают выраженность мотивации профессионального мастерства, эмоциональная чувствительность и индивидуализм. Негативным фактором профессиональной готовности является ориентация на мнение родителей при выборе профиля обучения. Выявленные факторы готовности к выбору профессии у старшеклассников ГП отражают в определенной степени специфику профессий, к которым готовят себя молодые люди. Это гуманитарные профессии, с выраженными элементами творческого характера. В таких видах профессиональной деятельности важную роль играет субъективное ощущение призвания, что часто проявляется как крайний индивидуализм. Часто для осознания своего профессионального призвания старшеклассникам гуманитариям приходится отстаивать свое мнение перед родителями, что проявляется в снижении значимости мнения последних при выборе профессии и профиля обучения. Анализ данных, приведенных в табл. 6, позволяет сделать следующие выводы: - установлена статистически значимая отрицательная корреляционная связь профессиональной готовности старшеклассников ЕМП со значимостью для них высокого заработка в будущем при выборе профиля обучения. То есть, чем в большей степени старшеклассники ЕМП при выборе профиля обучения опирались материаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

ные аспекты будущей профессии, связанной с профилем обучения, тем выше уровень их готовности к выбору профессии;

- выявлена статистически значимая положительная корреляция профессиональной готовности старшеклассников ЕМП со значимостью для них мотива самоутверждения в труде в будущей профессиональной деятельности. То есть, чем в большей степени старшеклассники ЕМП при выборе будущей профессии стремятся самоутвердится в профессии, сделать карьеру и т.п., тем выше уровень их готовности к выбору профессии;

- рассчитана статистически значимая положительная корреляция профессиональной готовности старшеклассников ЕМП с выраженностью у них фактора G (нормативности). То есть, чем в большей степени старшеклассникам ЕМП присущи черты моральной нормативности, чем более они склоны к принятию социальных и групповых ном, тем выше уровень их готовности к выбору профессии; - существует статистически значимая отрицательная корреляция профессиональной готовности старшеклассников ЕМП с выраженностью у них фактора I (сензитивность). То есть, чем в меньшей степени старшеклассникам ЕМП присущи черты эмоциональной чувствительности, чем выше выражены у них черты практичности, тем выше уровень их готовности к выбору профессии.

* - корреляции статистически достоверны (р<0,05)

Таблица 6

Результаты расчета взаимосвязей готовности к выбору профессии с особенностями выбора профиля обучения старшеклассниками ЕМП

Уровень профессиональной готовности

Совет родителей. 0,228

Профессиональное призвание. -0,131

Высокий заработок в будущем. 0,470*

Реализация способностей. 0,060

Престиж. 0,038

Мотивы собственного труда. -0,012

Мотивы самоутв. в труде. 0,469*

Мотивы професс. мастерства. 0,121

Мотивы соц. значимости труда. -0,060

А 0,051

С -0,008

D -0,024

Е 0,223

F -0,055

G 0,427*

Н -0,028

I -0,387*

0,032

О 0,072

Q2 -0,111

Q3 0,082

Q4 0,126

Таким образом, позитивными факторами готовности к выбору профессии у старшеклассников ЕМП выступают выраженность мотивации самоутверждения в труде, ориентация на высокий заработок в будущем при выборе профиля обучения, а также моральная нормативность. Негатив-

ным фактором профессиональной готовности является выраженность эмоциональной чувствительности и низкая практичность.

Сравнительный анализ выявленных факторов готовности к выбору профессии у старшеклассников ГП и ЕМП показывает важные разли-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

чия. Для старшеклассников ГП фактором повышения профессиональной готовности выступает эмоциональная чувствительность и индивидуализм, которые помогают им осознать свое призвание и отстоять его. У старшеклассников ЕМП иная ситуация, их готовность к выбору профессии тем выше, чем более они практичны и нормативны. Именно эти качества помогают им трезво оценивать свои способности и требования профессии, достаточно прагматично оценивать профессии, не в последнюю очередь по возможности заработка и карьеры. Полученные данные показывают, что выбор профиля старшеклассниками происходит достаточно осознанно и не случайно, подтверждением чему служат выявленные различия и взаимосвязи показателей у старшеклассников ГП и ЕМП.

Выводы

1. Старшеклассники при выборе профиля обучения в большей степени ориентируются на реализацию своих способностей и в меньшей степени на престиж будущей профессии. При этом старшеклассники гуманитарного профиля в большей степени ориентированы на профессиональное призвание, а естественно-математического -на высокий заработок в будущем.

2. Старшеклассники разного профиля обучения показывают одинаковый уровень готовности к выбору будущей профессии, при этом наибольший уровень профессиональной готовности выявлен в отношении способности к принятию решения о выборе профессии, а наименьшей - в отношении информированности о будущей профессиональной деятельности.

3. В структуре мотивации выбора будущей профессии можно отметить относительно низкий уровень социальной значимости труда. При этом старшеклассники естественно-математического профиля в большей степени, чем ГП, ориентированы на самоутверждение в будущей профессиональной деятельности.

4. Профиль личностных черт старшеклассников отличает сглаженность при небольших пиках доминантности и легкомыслия и спадах в отношении эмоциональной устойчивости и индивидуализме, что можно считать отражением возрастных особенностей. При этом старшеклассников гуманитарного профиля отличает эмоциональная чувствительность, а естественно-математического - самоконтроль.

5. Позитивными факторами готовности к выбору профессии у старшеклассников ГП выступают выраженность мотивации профессионального мастерства, эмоциональная чувствительность и индивидуализм; негативным фактором

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

профессиональной готовности является ориентация на мнение родителей при выборе профиля обучения.

6. Позитивными факторами готовности к выбору профессии у старшеклассников ЕМП выступают выраженность мотивации самоутверждения в труде, ориентация на высокий заработок в будущем при выборе профиля обучения, а также моральная нормативность; негативным фактором профессиональной готовности является выраженность эмоциональной чувствительности и низкая практичность.

7. Для старшеклассников ГП фактором повышения профессиональной готовности выступает эмоциональная чувствительность и индивидуализм, которые помогают им осознать свое призвание и отстоять его. У старшеклассников ЕМП иная ситуация, их готовность к выбору профессии тем выше, чем более они практичны и нормативны. Именно эти качества помогают им трезво оценивать свои способности и требования профессии, достаточно прагматично оценивать профессии, не в последнюю очередь по возможности заработка и карьеры.

Список литературы:

[1] Артемова Л.К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования. -М. - Новокузнецк, 2012. - 117 с.

[2] Боднар А.М. Экспериментальная психология: курс лекций: учеб. пособие / А.М. Боднар. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 238 с.

[3] Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1995. - 411 с.

[4] Верещагина Л.А., Карелина И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. Букинистическое изд. Изд-во «Гуманитарный центр», 2005. - 156 с.

[5] Методика 14 Р^ 142 вопроса. Тест-опросник Кеттелла для подростков [Электронный ресурс] // Психология счастливой жизни. - Режим доступа: http://psycabi.net/testy/693

[6] Поваренков Ю.П. Психология профессионального становления и реализации личности как отрасли психологической науки // Вестник ПГГПУ. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. - 2014. - № 1. - С. 187-194.

[7] Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. - М.: Академия, 2013. - 206 с.

[8] Соколова Д.В., Сеничева Н.Н. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Вопросы территориального развития. - 2015. - № 5 (25). URL: http://

cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-starsheklassnikov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu (дата обращения: 11.11.2019).

[9] Стукалова Н.А. К проблеме мотивации профессионального самоопределения старшеклассников // Science Time. - 2014. - № 12 (12). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/k-probleme-motivatsii-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov (дата обращения: 09.11.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М., 2011.

[11] Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.). - N.Y.: Harper & Row, 1970.

[12] Holland L.L. Major programs of research on vocational behavior I L.L. Holland/Mm in a world at work. - Boston, 1964. - Ch. 12. - P. 259-284.

[13] Super D.E. Career development occupational choice and vocational adjustment I D.E. Super I Bull. AJOSP. - Luxemburg, 1970. - № 22. - P. 15.

Spisok literatury:

[1] Artemova L.K. Profil'noe obuchenie uchashchihsya v sisteme obshchego srednego obrazovaniya. - M. - Novokuzneck, 2012. - 117 s.

[2] BodnarA.M. Eksperimental'naya psihologiya: kurs lekcij: ucheb. posobie / A.M. Bodnar. -Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2011. - 238 s.

[3] Borisova E.M. Professional'noe samoopredelenie: lichnostnyj aspekt: dis. ... d-ra psihol. nauk. - M., 1995. - 411 s.

[4] Vereshchagina L.A., Karelina I.M. Psihologiya potrebnostej i motivaciya personala. Bukinisticheskoe izd. Izd-vo «Gumanitarnyj centr», 2005. - 156 s.

[5] Metodika 14 PF, 142 voprosa. Test-oprosnik Kettella dlya podrostkov [Elektronnyj resurs] // Psihologiya schastlivoj zhizni. - Rezhim dostupa: http://psycabi.net/testy/693

[6] Povarenkov YU.P. Psihologiya professional'nogo stanovleniya i realizacii lichnosti kak otrasli psihologicheskoj nauki // Vestnik PGGPU. Ser. № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. - 2014. - № 1. - S. 187-194.

[7] Pryazhnikov N.S., Rumyanceva L.S. Samoopredelenie i professional'naya orientaciya uchashchihsya. - M.: Akademiya, 2013. - 206 s.

[8] Sokolova D.V., Senicheva N.N. Psihologicheskaya gotovnost' starsheklassnikov k professional'nomu samoopredeleniyu // Voprosy territorial'nogo razvitiya. - 2015. - № 5 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-starsheklassnikov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu (data obrashcheniya: 11.11.2019).

[9] Stukalova N.A. K probleme motivacii professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov // Science Time. - 2014. - № 12 (12). URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/k-probleme-motivatsii-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov (data obrashcheniya: 09.11.2016).

[10] CHernyavskaya A.P. Psihologicheskoe konsul'tirovanie po professional'noj orientacii. - M., 2011.

[11] Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.). - N.Y.: Harper & Row, 1970.

[12] Holland L.L. Major programs of research on vocational behavior I L.L. Holland/Mm in a world at work. - Boston, 1964. - Ch. 12. - P. 259-284.

[13] Super D.E. Career development occupational choice and vocational adjustment I D.E. Super I Bull. AJOSP. - Luxemburg, 1970. - № 22. -P. 15.

ЮРКОМ ПАНИ

www.law-books.ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.