Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ'

РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
787
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ТРЕНИНГ / ЭКСПЕРИМЕНТ / PROFESSION / SELF DETERMINATION / READINESS / PROFESSIONAL CHOICE / HIGH SCHOOL STUDENTS / TRAINING / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кондратьева Н.П., Касимкина Е.А.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования осознанного выбора профессии у старшеклассников, развития системы знаний и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, которая заканчивается реализацией профессионального намерения. Поэтому целью статьи выступают теоретическое обоснование и представление практической реализации программы развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии. Задачами статьи выступают изучение сущности, природы и структуры готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии, рассмотрение возможностей тренинговых занятий для решения проблемы. Предполагается, что развитие готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии будет происходить наиболее успешно, если применять тренинговые занятия, нацеленные на развитие мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностно-практического, рефлексивно-результативного критериев данного феномена. В результате исследования авторами сформулировано определение термина «готовность старшеклассников к осознанному выбору профессии», определена структура готовности современных старшеклассников к выбору профессии; предложена программа тренинга развития готовности современных старшеклассников к выбору профессии; доказана ее перспективность. Статья предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE READINESS OF HIGH-SCHOOL STUDENTS FOR A CONSCIOUS CHOICE OF A PROFESSION

The relevance of the article is due to the need to form an informed choice of profession for high school students, the development of a system of knowledge and skills necessary for a future professional activity, which ends with the act of realizing professional intentions. Therefore, the purpose of the article is a theoretical justification and presentation of the practical implementation of the program for the development of high-school students' readiness for a conscious choice of a profession. The objectives of the article are to study the nature and structure of high school students' readiness for a conscious choice of profession, the consideration of the possibilities of training sessions to solve the problem. It is assumed that the development of high school students' readiness for a conscious choice of a profession will occur most successfully if we apply training sessions aimed at the development of motivational-needful, cognitive, activity-practical, reflective-effective criteria of this phenomenon. As a result, the authors formulated a definition of the term “readiness of high-school students for the conscious choice of a profession”, determined the structure of the readiness of modern high school students to choose a profession; a training program for developing the readiness of modern high school students to choose a profession is proposed; proved its promise. The article is intended for teachers-psychologists of educational organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОСОЗНАННОМУ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ»

УДК 159.922.6(045)

Развитие готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии

Developing the readiness of high-school students for a conscious choice of a profession

Кондратьева Н.П., Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, kondrateva-np@yandex.ru

Касимкина Е.А., Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, odinokova_ddp113@mail. ru

Kondratyeva N., Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevieva, kondrateva-np@yandex. ru

Kasimkina E., Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevieva, odinokova_ddp113@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.022

Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет и Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева) по теме «Развитие готовности старшеклассников с трудностями самоопределения к осознанному выбору профессии».

Ключевые слова: профессия, самоопределение, готовность, профессиональный выбор, старшеклассники, тренинг, эксперимент.

Keywords: profession, self determination, readiness, professional choice, high school students, training, experiment.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования осознанного выбора профессии у старшеклассников, развития системы знаний и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, которая заканчивается реализацией профессионального намерения. Поэтому целью статьи выступают теоретическое обоснование и представление практической реализации программы развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии. Задачами статьи выступают изучение сущности, природы и структуры готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии, рассмотрение возможностей тренинговых занятий для решения проблемы. Предполагается, что развитие готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии будет происходить наиболее успешно, если применять тренинговые занятия, нацеленные на развитие мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностно-практического, рефлексивно-результативного критериев данного феномена. В результате исследования авторами сформулировано определение термина «готовность старшеклассников к осознанному выбору профессии», определена структура готовности современных старшеклассников к выбору профессии; предложена программа тренинга развития готовности современных старшеклассников к выбору профессии; доказана ее перспективность. Статья предназначена для педагогов-психологов общеобразовательных организаций.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to form an informed choice of profession for high school students, the development of a system of knowledge and skills necessary for a future professional activity, which ends with the act of realizing professional intentions. Therefore, the purpose of the article is a theoretical justification and presentation of the practical implementation of the program for the development of high-school students' readiness for a conscious choice of a profession. The objectives of the article are to study the nature and structure of high school

students' readiness for a conscious choice of profession, the consideration of the possibilities of training sessions to solve the problem. It is assumed that the development of high school students' readiness for a conscious choice of a profession will occur most successfully if we apply training sessions aimed at the development of motivational-needful, cognitive, activity-practical, reflective-effective criteria of this phenomenon. As a result, the authors formulated a definition of the term "readiness of high-school students for the conscious choice of a profession ", determined the structure of the readiness of modern high school students to choose a profession; a training program for developing the readiness of modern high school students to choose a profession is proposed; proved its promise. The article is intended for teachers-psychologists of educational organizations.

Введение. Происходящие глобальные изменения во всех сферах жизни современного человека предъявляют значительные требования к его самоопределению, в том числе профессиональному, важнейшим критерием которого является готовность к выбору профессии.

Готовность к осознанному выбору будущей профессии выражается в построении перспектив своего развития, а именно построении и корректировке своих профессиональных и личностных изменений; в возможности рассматривать себя развивающимся во времени и находить личностный смысл профессиональной деятельности, преобразовывать ее, брать ответственность. Отсутствие готовности к осознанному выбору будущей профессии ведет к отказу от субъективности в этом выборе, адаптации к существующему порядку вещей. Способность делать профессиональный выбор лежит в основе успешного самоопределения (Э.Ф. Зеер [4], Е.А. Климов [5], А.А. Локтев [6;7]).

Готовность к профессиональному самоопределению - это устойчивая характеристика личности, имеющая

определенные критерии:

1. Мотивационно-потребностный (эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам).

2. Когнитивный критерий (комплекс профессиональных знаний).

3. Деятельностно-практический критерий (осознанность выбора профессии).

4. Рефлексивно-результативный критерий (стремление к самосовершенствованию профессиональных умений) (А.В. Бесклубная [1]).

Профессиональное самоопределение активно развивается в старшем школьном возрасте, когда выбор области профессиональной деятельности является первостепенной жизненно ценностью (А.В. Бесклубная [1], Ю.В. Тюшев [10]).

Изучение готовности к осознанному выбору профессии обучающихся старших классов обусловлено, с одной стороны, сензитивностью данного возрастного периода в профессиональном самоопределении и несовпадением профвыбора с потребностями современного рынка труда, несерьезным

отношением школьников, отсутствием продуманности и информативности, крайней неустойчивостью обстановки, в которой оно формируется. Поэтому у старшеклассников необходимо сформированное отношение к осознанному выбору профессии, психологическая подготовка, совокупность знаний и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности, которые приводят к реализации профессионального намерения (А.В. Бесклубная [1], В.А. Варданян [2], Д.А. Микаэлян [8], Ю.В. Тюшев [10]).

Для развития готовности к выбору профессии обучающихся необходимо применение специфических форм работы, способных в заданных условиях решать поставленные задачи. Психолого-педагогическим потенциалом по развитию готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии обладают тренинговые занятия. Использование тренинга является неотъемлемой частью активизации готовности выбора профессии

старшеклассниками, поскольку тренинг расширяет знания о будущей профессии, способствует развитию познавательного интереса к профессии; создает профессиональную мотивацию; способствует смене внутренних установок, актуализации внутренних ресурсов, возможностей личности; повышает уровень профессиональной зрелости; расширяет опыт позитивного отношения к себе и окружающим; ориентирует на самостоятельные решения (Д.А. Микаэлян [8], Ю.В. Тюшев [10]). Очевидным становится потребность образовательных организаций по работе со старшеклассниками в данном направлении, а именно в уже разработанных тренингах и программах по развитию профессиональной зрелости старшеклассников.

Материалы и методы исследования. Экспериментальной базой исследования явилось МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. о. Саранск. Участниками стали 30 учеников в возрасте 16 - 17 лет.

Цель констатирующего этапа исследования -выявление уровня развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Задачи констатирующего этапа исследования: подобрать методики, направленные на изучение готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии; осуществить изучение готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии и представить результаты.

Был подобран и применен комплекс психодиагностических методик: «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель, «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун), опросник «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского).

Целью формирующего этапа исследования являлось проектирование системы тренинговых занятий по развитию готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Задачи формирующего этапа исследования:

- разработать программу тренинга развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии;

- апробировать программу тренинга развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

На основе теоретического и практического исследования готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии нами была спроектирована программа «Шаг в будущее».

Цель контрольного этапа исследования -оценка эффективности программы тренинга в развитии готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Задачи контрольного этапа исследования:

- провести диагностику уровня развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии после проведения серии тренинговых занятий;

- осуществить сравнительный анализ данных готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии до и после формирующего эксперимента;

- статистически обосновать наличие различий в уровне готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии до и после формирующего эксперимента.

Были повторно проведены методики психодиагностики. Для оценки различий в готовности осуществления профессионального выбора старшеклассниками до и после формирующего этапа исследования

использовался Т-критерий Вилкоксона.

Результаты исследования. По итогам психодиагностики по «Методике изучения статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель уровень выше среднего в выраженности

неопределенного статуса профессиональной идентичности имели 26,7% школьников, характеризующиеся низкой заинтересованностью выбора будущей профессии, отсутствием прочных профессиональных целей и планов. Средний уровень выраженности неопределенного статуса профессиональной идентичности не был выявлен, ниже среднего - у 33,3%, слабая выраженность проявилась у 40% испытуемых.

Уровень выше среднего в выраженности навязанного статуса профессиональной идентичности имели 6,6% школьников. Такие старшеклассники характеризовались

зависимостью собственного профессионального выбора от мнения окружающих, их профессиональный выбор не отвечал интересам и способностям самого школьника. Средний уровень выраженности навязанного статуса профессиональной идентичности не был выявлен, ниже среднего - у 36,7%, слабая выраженность проявилась у 56,7% старшеклассников.

Уровень выше среднего в выраженности моратория как статуса профессиональной идентичности имели 46,7% школьников. Эти старшеклассники находились в

профессиональном кризисе, характеризующемся поиском альтернативных вариантов

профессионального развития, принятия осмысленного решения в отношении своего будущего. Средний уровень выраженности моратория показали 6,6% испытуемых, ниже среднего - 36,7%, слабую выраженность - 10%.

Сильно выраженный сформированный статус профессиональной идентичности был отмечен у 3,3% школьников. Такие старшеклассники характеризовались осознанностью

профессионального выбора и сформированной готовностью его осуществления, уверенностью в правильности собственного решения. Уровень выше среднего выраженности сформированного статуса профессиональной идентичности показали 16,7%, ниже среднего - 43,3%, слабую выраженность - 36,7%.

По итогам психодиагностики по методике «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун) ярко выражены у 10% испытуемых мотивы престижности профессии, у 20% старшеклассников - мотивы материального благополучия, у 6,6% испытуемых - мотивы творческой реализации в труде. Слабо выражены и не выражены мотивы престижности профессии и материального благополучия у 23,3% старшеклассников, мотивы делового характера -у 50% испытуемых, мотивы творческой реализации в труде - у 60% старшеклассников.

По итогам диагностики по методике «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского) у 20% испытуемых диагностирована высокая готовность к выбору профессии. Они уже готовы сделать свой профессиональный выбор. Их мотивы выбора профессии обоснованы и устойчивы. У 43,3% испытуемых диагностирована средняя готовность к выбору профессии. Эти ребята уже задумываются о своей профессиональной деятельности. Их мотивы выбора профессии неустойчивы. У 30% испытуемых диагностирована низкая готовность к выбору профессии. Эти испытуемые еще не задумываются о своей будущей профессиональной деятельности. Для них характерны недостаточные, поверхностные и малодифференцированные представления о мире профессий. Их мотивы выбора профессии не осознанны и неустойчивы. У 6,7% старшеклассников диагностирована неготовность к выбору профессии. Их совершенно не интересует вопрос профессионального самоопределения.

Таким образом, по итогам констатирующего эксперимента высокий уровень готовности к осознанному выбору профессии имели 16,7% школьников, средний уровень - 43,3% школьников, низкий уровень - 40% школьников. У большинства старшеклассников отмечается выраженность неопределенного статуса профессиональной идентичности и моратория. Главным мотивом старшеклассников к избираемой профессиональной деятельности выступали материальное благополучие и престижность.

На формирующем этапе эксперимента была разработана тренинговая программа «Шаг в будущее».

Цель программы: создание условий для развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Задачи программы:

- развитие интереса к профессиональной сфере;

- расширение объема профессиональных знаний, знакомство со спецификой профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений;

- формирование осознанности и активности в процессе профессионального выбора, приобретение практического профессионального опыта, развитие профессиональных навыков, формирование готовности к непрерывному образованию;

- уточнение профессиональных планов, их самоанализ;

- развитие стремления в саморазвитии и совершенствовании профессиональных умений и навыков.

При разработке тренинга развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии использовались методические материалы Н.И. Еременко [3], Г.В. Резапкиной

[9].

Направлениями деятельности работы по развитию готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии выступили:

1) информационно-содержательный: формирование соответствующего познавательного информативного пространства о профессиональном мире;

2) мотивационно-стимулирующий: развитие профессиональной мотивации;

3) деятельностно-практический: формирование профессиональных умений и способностей.

Последовательность предложенных тем тренинга придерживалась формулы выбора профессии: Я хочу - Я могу - Надо.

Блоки тренингового занятия: вводная часть, ориентированная на включение в работу, доведение темы занятия, а также разминочную работу для положительного настроя; основная часть, ориентированная на систему работы по развитию готовности участников тренинга к осознанному выбору профессии; заключительная часть, ориентированная на анализ произошедших изменений, определение перспектив.

Средства решения задач тренинга: беседа, подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения, игровые упражнения, разминочные упражнения, арт-упражнения, метод незаконченных предложений, метод мозгового штурма, метод проблемных ситуаций, метод ассоциаций. Применяемые методы могли охватывают один или несколько частей тренингового занятия.

Периодичность встреч - 2 раза в неделю, продолжительность занятия - в среднем 40 минут - 1 час.

В развитии мотивационно-потребностного критерия готовности старшеклассников к выбору профессии предполагалось развитие интереса к профессиональной сфере.

В развитии когнитивного критерия готовности старшеклассников к выбору профессии предполагалось расширение объеме профессиональных знаний, знакомство со спецификой профессиональной деятельности в условиях современных рыночных отношений.

В развитии деятельностно-практического критерия готовности старшеклассников к выбору профессии предполагалось формирование осознанности и активности в процессе профессионального выбора, приобретение практического профессионального опыта, развитие профессиональных навыков, формирование готовности к непрерывному образованию.

В развитии рефлексивно-результативного критерия готовности старшеклассников к выбору профессии предполагалось уточнение профессиональных планов, их самоанализ, развитие стремления в саморазвитии и совершенствовании профессиональных умений и навыков.

Практическая апробация программы психологического тренинга для

старшеклассников «Шаг в будущее» была осуществлена на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. о. Саранск, в ноябре-декабре 2019 г. В формирующем эксперименте приняли участие 12 старшеклассников в возрасте 16 - 17 лет, имеющие по данным констатирующего эксперимента низкую готовность к выбору профессии.

В рамках контрольного эксперимента было проведено повторное исследование с помощью психодиагностических методик, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

По итогам диагностики по «Методике изучения статусов профессиональной идентичности» А.А. Азбель обнаружилось преобладание статуса профессиональной идентичности старшеклассников.

Уровень выше среднего в выраженности неопределенного статуса профессиональной идентичности продемонстрировали 8,3% школьников, что меньше на 50,1% чем на констатирующем этапе. При этом слабую выраженность неопределенного статуса показали 58,4%, что больше на 25% чем на констатирующем этапе.

Уровень выше среднего в выраженности навязанного статуса профессиональной идентичности имели 8,3% школьников, что меньше на 8,4% чем на констатирующем этапе. Они по-прежнему были сильно подвержены влиянию окружающих при выборе профессиональной деятельности. Средний уровень выраженности навязанного статуса профессиональной идентичности показали 8,3% испытуемых, что на столько же больше, чем на констатирующем этапе. Количество испытуемых

с уровнем ниже среднего и слабо выраженным осталось прежним.

Уровень выше среднего в выраженности моратория как статуса профессиональной идентичности имели 16,7% школьников, что меньше на 8,3% чем на констатирующем этапе. Эти старшеклассники находились в профессиональном кризисе, характеризующемся поиском альтернативных вариантов

профессионального развития и активно пытающихся выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего будущего. Средний уровень выраженности моратория показали 25% испытуемых, что на столько же больше, чем на констатирующем этапе.

Уровень выше среднего в выраженности сформированного статуса профессиональной идентичности имели 16,7% школьников, что на столько же больше, чем на констатирующем этапе. Эти старшеклассники характеризовались осознанностью профессионального выбора и сформированной готовностью его

осуществления. Средний уровень выраженности сформированного статуса показали 58,3% испытуемых, что на столько же больше, чем на констатирующем этапе. Слабую выраженность сформированного статуса продемонстрировали 8,3%, что меньше на 66,7%, чем на констатирующем этапе. Следовательно, можно констатировать наличие доминантной тенденции преобладания статуса «сформированная профессиональная идентичность»

старшеклассников.

По итогам диагностики по методике «Мотивы выбора профессии» (С.С. Гриншпун) можно констатировать преобладание мотивов престижности профессии, делового характера, творческой реализации в труде в выборе профессии старшеклассниками.

По итогам диагностики по методике «Готовность подростков к выбору профессии» (методика В.Б. Успенского) несмотря на то, что высокая готовность к выбору профессии у испытуемых диагностирована не была, у 83,3% испытуемых была диагностирована средняя готовность к выбору профессии, у 16,7% старшеклассников (что на 58,3% меньше, чем на констатирующем этапе исследования) - низкая готовность к выбору профессии, неготовность к выбору профессии не была диагностирована у школьников. Следовательно, можно говорить о тенденции повышения готовности

старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Проводя анализ различий в статусе

профессиональной идентичности

старшеклассников экспериментальной группы, следует отметить, что с помощью Т-критерия Вилкоксона были выявлены достоверные различия на однопроцентном уровне значимости в статусах «неопределенная» (Тэмп=9), «навязанная» (Тэмп=7,5), «сформированная» (Тэмп=1) до и после формирующего этапа исследования.

Проводя анализ различий в мотивах выбора профессии старшеклассников экспериментальной группы, следует отметить, что с помощью Т-критерия Вилкоксона были отмечены достоверные различия на однопроцентном уровне значимости в проявлении мотивов престижности профессии (Тэмп=5), материального благополучия (Тэмп=9), делового характера (Тэмп=5), и на пятипроцентном уровне значимости в проявлении мотива творческой реализации в труде (Тэмп=12) до и после формирующего этапа исследования.

Проводя анализ различий в готовности старшеклассников экспериментальной группы к выбору профессии, следует отметить, что с помощью Т-критерия Вилкоксона были отмечены достоверные различия на однопроцентном уровне значимости в проявлении этой готовности (Тэмп=3) до и после формирующего этапа исследования.

Это подтверждало значимость влияния тренинговых занятий на развитие готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Заключение. Экспериментальным путем установлено, что большинство старшеклассников на констатирующем этапе исследования имели средний и низкий уровни готовности к выбору профессии.

На основе теоретического и практического исследования готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии нами была спроектирована программа «Шаг в будущее». При проектировании тренинга развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии учитывалась необходимость развития критериев: мотивационно-

потребностного, когнитивного, деятельностно-практического, рефлексивно-результативного. Реализация тренинга предполагала достижение положительных результатов в становлении профессионального самоопределения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

старшеклассников.

Согласно полученным данным, после участия старшеклассников в программе «Шаг в будущее» наблюдалась тенденция увеличения

обучающихся, готовых к осуществлению осознанного профессионального выбора. Данные подтверждены методом математической обработки данных. Это подтверждало выдвинутую гипотезу, что средствами тренинга возможно добиться развития готовности старшеклассников к осознанному выбору профессии.

Результаты работы могут быть использованы психологами и педагогами в системе работы со школьниками в рамках профориентации.

1. Бесклубная А.В. Формирование готовности старшеклассников квыбору профессии: автореф. ... дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бесклубная Антонина Вячеславовна. - Нижний Новгород, 2013. - 20 с.

2. Варданян В.А., Русяев А.П. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков [Электронный ресурс] / В.А. Варданян, А.П. Русяев // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf

3. Еременко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников 5-11 класс: методическое пособие / Н.И. Еременко. - Волгоград: Панорама, 2006. - 219 с.

4. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: учебное пособие для студентов / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова. - Москва: Академический проект, 2004. - 188 с.

5. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учебное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов вузов России / Е.А. Климов. - Москва: Академия, 2004. - 239 с.

6. Локтев А.А. Специфика процесса самоопределения старшеклассников из кадетских классов / А.А. Локтев // Гуманитарные науки и образование. - 2018. - № 2(34). - С. 87-92.

7. Локтев А.А. Педагогические условия сопровождения самоопределения обучающихся старших кадетских классов / А.А. Локтев // Гуманитарные науки и образование. - 2019. - № 4(40). - С. 58-64.

8. Микаэлян Д.А. Психологическое сопровождение формирования готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.07 / Микаэлян Диана Арменовна. - Пятигорск, 2015. - 24 с.

9. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки: рабочая тетрадь учащегося / Г.В. Резапкина. - 3-е издание. -Москва: Генезис, 2010. - 143 с.

10. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков: методическое пособие / Ю.В. Тюшев. -Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 160 с.

References:

1. Besklubnaya A.V. Formation of the readiness of high school students for the selection of a profession: author. ... dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.01 / Besklubnaya Antonina Vyacheslavovna. - Nizhny Novgorod, 2013. - 20 p.

2. Vardanyan V.A., Rusyaev A.P. The essence and structure of readiness for professional self-determination of adolescents [Electronic resource] / V.A. Vardanyan, A.P. Rusyaev // World of Science. Pedagogy and psychology. -2019. - № 5. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pdf

3. Eremenko N.I. Preprofile preparation of students in grades 5-11: methodological manual / N.I. Eremenko. -Volgograd: Panorama, 2006. - 219 p.

4. Zeer E.F., Pavlova A.M., Sadovnikova N.O. Professional orientation: theory and practice: a textbook for students / E.F. Seer, A.M. Pavlova, N.O. Sadovnikova. -Moscow: Academic project, 2004. - 188 p.

5. Klimov EA Pedagogical work: psychological components: a textbook for students, undergraduates and

graduate students of Russian universities / E.A. Klimov. -Moscow: Academy, 2004. - 239 p.

6. Loktev A.A. The specifics of the process of self-determination of high school students from cadet classes / A.A. Loktev // Humanities and education. - 2018. - № 2 (34). - S. 87-92.

7. Loktev A.A. Pedagogical conditions for supporting self-determination of students in senior cadet classes / A.A. Loktev // Humanities and education. - 2019. - № 4(40). - S. 58-64.

8. Mikaelyan D.A. Psychological support for the formation of senior students' readiness for a conscious choice of a future profession: abstract. dis. ... cand. psychol. Sciences: 19.00.07 / Mikaelyan Diana Armenovna. -Pyatigorsk, 2015. - 24 p.

9. Rezapkina G.V. Psychology and career choice. Pre-profile training program: student workbook / G.V. Rezapkin - 3rd edition. - Moscow: Genesis, 2010. - 143 p.

10. Tyushev Yu.V. Choice of a profession: training for adolescents: a methodological manual / Yu.V. Tyushev. -St. Petersburg: Peter, 2006. - 160 p.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.