Научная статья на тему 'Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков'

Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1207
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / READINESS TO CHOOSE A PROFESSION / PSYCHOLOGICAL FACTORS OF READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холостова Н.Б., Гилемханова Э.Н.

Статья посвящена исследованию готовности к профессиональному самоопределению подростков, которая рассматривается как многомерный, обусловленный влиянием технологического прогресса и социокультурной среды, выбор направленности трудовой деятельности. Проанализированы теоретические подходы к пониманию данного феномена. В теоретической части работы выделены личностные факторы, влияющие на готовность к выбору профессии, исходя из которых готовность к профессиональному самоопределению подростка определяется его самооценкой, социализацией, толерантностью к неопределенности и волевыми качествами. В качестве ключевой гипотезы выдвинуто предположение о том, что актуализация развития указанных факторов положительно влияет на готовность к профессиональному самоопределению подростков. В эмпирической части статьи описываются ход и результаты формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент осуществлялся с помощью специально разработанной программы для 8 9 классов «Путь героя» (автор программы Н.Б. Холостова).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Холостова Н.Б., Гилемханова Э.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

The article is devoted to the research of readiness for professional self-determination of teenagers which is considered as multidimensional, caused by the impact of technological progress and socio-cultural environment, the choice of orientation of work. Theoretical approach on understanding the following phenomenon is analyzed. In a theoretical part of work the personal factors affecting readiness for choice of profession proceeding from which readiness for professional self-determination of the teenager is defined by his self-assessment, socialization, tolerance to uncertainty and strong-willed qualities are allocated. As a key hypothesis the assumption that updating of development of the specified factors positively affects readiness for professional self-determination of teenagers was being made. In the empirical part of article’s research the course and results of the forming experiment is described. The forming experiment was enabled by specifically-developed programme for 8 9 classes "Way of the Hero" (the author of the program N. Kholostova).

Текст научной работы на тему «Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков»

УДК 159.9.07.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

Н.Б. Холостова, Э.Н. Гилемханова

Аннотация. Статья посвящена исследованию готовности к профессиональному самоопределению подростков, которая рассматривается как многомерный, обусловленный влиянием технологического прогресса и социокультурной среды, выбор направленности трудовой деятельности. Проанализированы теоретические подходы к пониманию данного феномена. В теоретической части работы выделены личностные факторы, влияющие на готовность к выбору профессии, исходя из которых готовность к профессиональному самоопределению подростка определяется его самооценкой, социализацией, толерантностью к неопределенности и волевыми качествами. В качестве ключевой гипотезы выдвинуто предположение о том, что актуализация развития указанных факторов положительно влияет на готовность к профессиональному самоопределению подростков. В эмпирической части статьи описываются ход и результаты формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент осуществлялся с помощью специально разработанной программы для 8 - 9 классов «Путь героя» (автор программы Н.Б. Холостова).

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии, психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS

N. Kholostova, E. Gilemhanova

Abstract. The article is devoted to the research of readiness for professional self-determination of teenagers which is considered as multidimensional, caused by the impact of technological progress and socio-cultural environment, the choice of orientation of work. Theoretical approach on understanding the following phenomenon is analyzed. In a theoretical part of work the personal factors affecting readiness for choice of profession proceeding from which readiness for professional self-determination of the teenager is defined by his self-assessment, socialization, tolerance to uncertainty and strong-willed qualities are allocated. As a key hypothesis the assumption that updating of development of the specified factors positively affects readiness for professional self-determination of teenagers was being made. In the empirical part of article's research the course and results of the forming experiment is described. The forming experiment was enabled by specifically-developed programme for 8 - 9 classes "Way of the Hero" (the author of the program N. Kholostova).

Keywords: professional self-determination, readiness to choose a profession, psychological factors of readiness for professional self-determination.

Проблема профессионального

самоопределения встает перед подростком достаточно рано, когда в силу возрастных особенностей школьник еще не готов совершить профессиональный выбор, его жизненные планы скорее носят философско-романтический характер и зачастую никак не связаны с реальным выбором профессии. Соединение этих аспектов (понимание своего места в жизни и собственно сам выбор, когда складываются смысложизненные ориентиры и адекватная оценка личностных особенностей) приходится на более поздний период - конец юношества -наступление зрелости, фактически совпадающий с периодом студенчества или началом трудовой деятельности [7]. В этом и заключается весь риск подросткового выбора профессиональной траектории. Возникший в этот период интерес к

той или иной трудовой деятельности может снизиться, не найдя подкрепления жизненными ценностями, сформированными в более старшем возрасте; по данным исследования ЦЭНО РАНХиГС: в зависимости от полученной специальности менее 50% молодежи трудятся в соответствии с полученным образованием [6]. Ситуация обострятся современной тенденцией сокращения количества ВУЗов, в результате чего образуется серьезная конкуренция среди абитуриентов, и выбор учебного заведения определяется не ориентацией на специальность, а прогнозированием возможностей поступления (т.е. фактически соотнесение результатов ЕГЭ с проходными баллами ВУЗа) [1;4]. Меры, предпринимаемые государством по привлечению подростков к получению рабочих специальностей (на сегодняшний день рынок труда особо

нуждается в высококвалифицированных специалистах такого уровня [5]), не приносят желаемых результатов [8].

Все указанные выше факторы свидетельствуют о необходимости разработки комплекса качественных результативных профориентационных мероприятий.

Е.М. Борисова выделяет четыре основных подхода к профессиональному самоопределению личности [3]:

1) изучение психологической готовности к профессиональному самоопределению в подростковом и юношеском возрасте; к основному недостатку этого подхода автор относит ограниченность подхода одним периодом, не затрагивающим дальнейшие этапы профессионального самоопределения;

2) формирование профпригодности и проблема профотбора; отличительной чертой данного направления является изучение психофизической предрасположенности к какому-либо виду профессии;

3) изучение отдельных аспектов личности, формирующихся в процессе профессионального становления; в рамках подхода формирование личностных конструктов происходит в процессе профессионального становления;

4) исследование профессионального развития и профессиональной типологии личности; критика данного подхода заключается в игнорировании высших структур личности.

Рассматривая профориентационные

программы, разработанные и применяемые педагогами-психологами на практике, а также многочисленные профориентационные сайты, можно заключить, что основными диагностическими методиками являются методики, направленные на определение профессионального типа личности,

темперамента; реже применяются личностные опросники, диагностика ведущей мотивации и смысложизненных ориентации А формирующие программы ориентированы на расширение знаний о профессиях, личностных склонностях и интересах, умение сопоставлять личностные особенности с требованиями профессий (профпригодность) и желаемое направление трудовой деятельности с востребованностью на рынке труда, по сути реализуя «треугольник Е.А. Климова» - «хочу - могу - надо», реже данные мероприятия включают блоки формирования адекватной самооценки, интереса к поиску самостоятельных ответов; недостаточная работа наблюдается и в сфере развития эмоционально-волевых качеств личности.

Однако современные реалии выдвигают

новые требования к субъекту труда, в связи с этим конструкт «профессиональное

самоопределение» теперь носит характер не разового акта совершения выбора, а многомерного, изменяющегося со временем под влиянием технологического прогресса и социокультурной среды, выбора направленности трудовой деятельности. В 2016 году консультанты Лаборатории будущего (Future Laboratory) и Майкрософт (Microsoft) представили доклад «Работа будущего» («Tomorrow's Jobs»), авторы полагают, что около 65% учащихся школ и профессиональных учреждений будут осваивать профессии, которые сейчас еще не существуют [9], что подтверждает и разработанный в 2014 году Московской школой управления «СКОЛКОВО» и Агентством стратегических инициатив «Атлас новых профессий» [10].

Таким образом, именно готовность к профессиональному самоопределению выходит на первый план в профориентационной работе, однако в современном аспекте она приобретает личностно-ориентированную направленность [2].

Изучение феномена готовности к профессиональному самоопределению и выявление психологических факторов, влияющих на готовность к профессиональному самоопределению стали основной целью данной работы.

В контексте данного исследования, готовность к профессиональному

самоопределению - это состояние, характеризующееся активацией внутренних качеств и личностных конструктов для осуществления непосредственно осознанного выбора профессиональной траектории.

В рамках данной работы были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Готовность к профессиональному самоопределению подростка определяется его самооценкой, социализацией, толерантностью к неопределенности и волевыми качествами.

2. Воздействие (стимуляция) на вышеуказанные показатели повышают готовность школьника к профессиональному самоопределению.

В проведенном исследовании приняли участие 41 подросток в возрасте 15 - 16 лет, учащиеся школ г. Казани и г. Ульяновска, из которых 20 человек составили

экспериментальную группу и 21 - контрольную.

Для изучения данных гипотез была использована следующая диагностическая батарея: методика изучения готовности к выбору профессии В.Б. Успенского, опросник «Изучение

социализированости личности ребенка» М.И. Рожкова (исследуемые шкалы «социальная адаптация», «автономность», «социальная активность»), методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан (исследуемая шкала «самооценка»), опросник

толерантности - интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой (исследуемая шкала «толерантность к неопределенности», Опросник «Волевые качества личности» для подростков М.В. Чумакова (исследуемые шкалы: «ответственность», «инициативность»,

«решительность», «самостоятельность»,

«выдержка», «настойчивость», «энергичность», «внимательность», «целеустремленность»,

«волевые качества личности»).

Однородность выборок подтверждается U-критерием Манна, который не выявил различия в выборках ни по одному из исследуемых факторов. Кроме того, это подтверждается идентичностью набора достоверных связей корреляционных плеяд (в виду малой численности выборок применялся метод ранговой корреляции Спирмена). В связи с этим, далее описание связей будет производить по данным экспериментальной группы.

В результате корреляционного анализа было установлено, что готовность к выбору профессии прямо коррелирует с самооценкой (rs = 0,640 при р<0,01), социальной адаптацией (rs = 0,524 при p<0,05), автономностью (rs = 0,593 при p<0,01), самостоятельностью (rs = 0,695 при р<0,01), целеустремленностью (rs = 0,556 при p<0,05) и выраженностью волевых качеств в целом (rs=0,471 при p<0,05)).

Для проверки достоверности различий уровня указанных факторов у подростков с разной степенью готовности использовался h-критерий Краскела-Уоллиса. Для этого было выделено три группы по фактору «готовность к профессиональному самоопределению»:

«неготовые», «низкоготовые», «среднеготовые» и «высокоготовые».

Показатель h-критерия на уровне Ьзмп=8,724 при p<0,05 свидетельствует о статистически значимых различиях между результатами групп по фактору «самооценка», ЬзШ=8,703 при р<0,05 -социальная адаптация, Ьзмп=7,930 при р<0,05 -«автономность», ЬэШ=8,724 при р<0,05 -«самостоятельность», h^ = 7,903 при р<0,05 -«целеустремленность». h-критерий не показал статистически значимое влияние волевых качеств личности на готовность к профессиональному выбору. Однако, анализируя всю плеяду корреляционных связей, было установлено

опосредованное влияние через фактор «целеустремленность» (иэмп = 6 при p<0,01).

На основании вышеизложенного

установлено, что «неготовые» и «низкоготовые» к профессиональному самоопределению

подростки, для которых проблема выбора профессионального маршрута еще не актуализировалась, отличаются неадекватной самооценкой, низким уровнем социальной адаптации, отсутствием автономности при принятии решений и самостоятельности в действиях, ожиданием одобрения со стороны авторитетов, несформированными волевыми качествами, неумением ставить цели и добиваться результатов. Тогда как подростки со средним уровнем готовности, для которых уже актуализировался вопрос жизненных планов и выбора карьеры, находящиеся в процессе принятия решения и «высокоготовые» школьники, для которых профессиональная траектория ясна, характеризуются сложившейся положительной самооценкой, пониманием своего места в жизни, адекватно выстроенными отношениями с социумом, умением автономно, не ожидая социального подкрепления, принимать решения, самостоятельностью действий, высокой целеустремленностью и более зрелым и развитым набором волевых качеств.

Таким образом, в ходе анализа первичных данных первая гипотеза была подтверждена частично: действительно, на готовность к профессиональному самоопределению влияет самооценка; из шкал социализации установлено влияние двух факторов - социальной адаптации и автономности, из волевых качеств личности -самостоятельности и целеустремленности. Влияние толерантности к неопределенности на уровень готовности не нашло своего подтверждения.

Для подтверждения второй гипотезы, была разработана программа для 8 - 9-хх классов «Путь героя», целью которой стало повышение готовности к профессиональному

самоопределению через формирование позитивного «образа - Я», актуализацию автономности, самостоятельности, процессов социализации личности и развития волевых качеств.

С целью подтверждения результативности программы по окончании эксперимента была проведена повторная диагностика. Сравнение показателей второго замера методом Манна-Уитни не выявил разнородность между экспериментальной и контрольной группами на уровне выраженности показателей. Однако изучение выраженности сдвигов показателей

исследуемых шкал свидетельствует об отсутствии изменений в контрольной группе и наличии положительных изменений в экспериментальной группе в ряде шкал: «готовность к профессиональному самоопределению» (Гэмп =4,5; р<0,01); «автономность» (Гэмп =0,0; р<0,01); «социальная активность» (Х^ =0,0; р<0,01); «приверженность гуманистическим нормам» (Х^ =0,0; р<0,01); «толерантность к

неопределенности» (Гэмп =13,5; р<0,01); «самооценка» (Tэмп =22,0; р<0,01); «ответственность» (Гэмп =8,0; р<0,01); «решительность» (Гэмп =0,0; р<0,01); «целеустремленность» (Tэмп =4,0; р<0,01); «общий балл волевых качеств личности» (Хмп =5,0; р<0,01).

Корреляционная плеяда экспериментальной группы также подверглась изменениям: 1) образовалась связь готовности к профессиональному самоопределению с толерантностью к неопределенности (на уровне rs=0,489 при р<0,05). При этом установлено, что готовность к самоопределению влияет на толерантность к неопределенности ^=6,558 при р<0,05), а не наоборот, как полагалось изначально. Из этого следует, что актуализация развития волевых качеств личности, повышения успешности социализации и формирования положительной «Я-концепции», влияющих на психологическую готовность к

профессиональному выбору, способствуют подростку увидеть новые возможности, сформировать следующие цели, плодотворно действовать в рамках новых обстоятельств; 2) сформировалась связь готовности с фактором «ответственность» - ге=0,472 при р<0,05. Однако влияние указанных шкал друг на друга не установлено. Но выявлено опосредованное влияние через фактор «автономность». Так, согласно повторной диагностике

экспериментальной группы, ответственность влияет на автономность ф=7,794 при р<0,05), а автономность на готовность к

профессиональному выбору ^=10,203 при р<0,05). Таким образом, актуализация у школьников ответственности повышает уровень автономности и готовность к профессиональному самоопределению.

На основании вышеизложенного очевидно, что вторая гипотеза не подтвердилась в рамках

влияния готовности профессионального самоопределения на толерантность к неопределенности, напротив, готовность к выбору влияет на толерантность к неопределенности; в рамках проведенного исследования программа не оказала влияния на уровень социальной адаптации подростков, что требует более глубокого изучения вопроса.

На основании проведенного исследования, можно говорить о состоятельности принципиально нового подхода в практике профориентационной деятельности педагога-психолога. Основанная на актуализации процесса профессионального самоопределения подростков, представленная профориентационная программа направлена на опережение самого процесса формирования готовности к профессиональному самоопределению. При этом, как показал эксперимент, данная актуализация влечет за собой и сам процесс формирования, ценность которого заключается в том, что источником формирования является внутреннее побуждение подростка к самоопределению, через развитие личностных факторов, конструктов и навыков (адекватной самооценки, автономности, самостоятельности, ответственности,

целеустремленности, социальной адаптации, энергичности). В работе сделаны только первые шаги в новом подходе к готовности к профессиональному самоопределению

подростков, необходимо расширить количество связанных факторов, выявить их прямые и опосредованные влияния, определить наиболее «перспективные» предикторы для психолого-педагогического воздействия. Кроме того, целесообразным представляется разработать вариации программы, ориентированные под конкретные запросы и составленные с учетом специфики групп: например, для группы с низким уровнем автономности необходимо

актуализировать сначала процесс формирования самостоятельности и через него автономность. Программа является многогранной, затрагивает не только и не столько сам процесс выбора профессиональной корректировки, сколько актуализацию развития личностных факторов (зоны ближайшего развития по Л.С. Выготскому), тем самым как бы подтягивая до возрастных норм и актуализируя дальнейшие процессы психосоциального развития личности.

Литература:

1. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.skolkomш/pubИc/media/documents/research/s edec7SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). -М.: «Просвещение», 1968. - 464 с.

3. Борисова Е.М. Профессиональное

самоопределение: личностный аспект: автореф. .. .дис. д-ра псих. наук: 19.00.07 / Борисова Елена Михайловна. - М., 1995. - 48 с.

4. Бузанакова А.Р. Курс на сокращение числа вузов в современной России: шаг к справедливости или к эффективности? [Электронный ресурс] / А.Р. Бузанакова, С.Н. Паклина // Молодой ученый. - 2014. -№ 7. - С. 310-313. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/66/10914/

5. Быстрицкая И. Импортозамещению не хватает кадров. Предприятия борются за специалистов рабочих специальностей [Электронный ресурс] / И. Быстрицкая, Ю. Калачихина. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2015/11/20/7904093.shtml

6. Имакаев В.Р. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению [Электронный ресурс] / В.Р. Имакаев, А.А. Вихман, Л.А. Гаджиева и др. - Режим доступа: http://presto-

online.ru/content/gotovnost-starsheklassnikov-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-empiricheskaya-model-i-ee; https://www.ranepa.ru/images/News/2018-05/28-05-2018-monitoring-vypuskniki.pdf

7. Клячко Т. Путь к богатству. Почему молодежь не работает по специальности / Т. Клячко. - Режим доступа: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/tatyana-klyachko-put-k-bogatstvu-pochemu-molodezh-ne-rabotaet-po-specialnosti-forbes

8. Резапкина Г.В. Тупиковые «тренды» профориентации / Г.В. Резапкина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=tupik_trend#ur

9. Exploring careers - where will tomorrows jobs be? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.edinformatics.com/careers/tomorrows_jobs.ht m

Сведения об авторах:

Холостова Надежда Борисовна (г. Казань, Россия), магистрант Института педагогики и психологии профессионального образования Казанского (Поволжского) федерального университета, e-mail: nadezhda.kholostova@yandex.ru

Гилемханова Эльвира Нурахматовна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского (Поволжского) федерального университета, e-mail: enkazan@mail.ru

Data about the authors:

N. Kholostova (Kazan, Russia), undergraduate of the Institute of Pedagogy and Psychology of Vocational Education of Kazan Federal University, e-mail: nadezhda.kholostova@yandex.ru

E. Gilemhanova (Kazan, Russia), Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor of pedagogical Psychology, Kazan Federal University, e-mail: enkazan@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.